25.03.2022

Внеклассное занятие уход за полостью рта. Факультативное занятие озож "гигиена полости рта. заболевания зубов и дёсен". Вступительная беседа. Сообщение темы урока


Предмет: Полезные привычки

Урок на тему « Гигиена полости рта»

Класс: второй

Цель: формировать у детей представление об основных правилах гигиены полости рта, формировать практические навыки ухода за зубами. Задачи: развитее полезных для здоровья привычек, воспитание у детей сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, расширение кругозора, развитие умения аргументировать свою точку зрения, слушать товарищей.
Оборудование: плакаты, картинки с изображением полезных продуктов, замок, макет, зубная щетка, паста, зубная нить, зубочистки, Су-Джок
Ход урока 1. Орг. Момент Прозвенел звонок,Значит, начался урок!Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво!
2. Проблемная ситуация Добро пожаловать в школу полезных привычек! А какие полезные привычки вы знаете?(беседа)
Вбегает Старуха Шапокляк и начинает прятаться в классе.Учитель: здравствуйте, бабушка! Вы что-то потеряли? Или вас кто-то напугал?С.Ш.: Напугал, напугал! Еще чего не хватало! Я не за себя, я за Лариску переживаю! Ну, вы знаете ее - это помощница моя по мелким пакостям. Так вот: сидим мы на дереве, грызем грецкие орехи, а скорлупу в прохожих кидаем. И тут моя Лариска как закричит, как запищит!Учитель: Что же такое случилось?С.Ш.: Да у нее, почему-то зубы разболелись! Три дня мне покоя не давала, все пищала, да плакала! Даже ночью мне спать не давала! Жалко мне ее стало, я и позвонила в справочную, да и узнала, что делать! Подсказали мне отвезти ее к этому……… ну как он там называется????? К зубастику?........ нет…….К зубологу…….нет! ну подскажите же мне! А……. точно, к стоматологу! Вот пришли мы туда, посадили ее в кресло и тут что-то как зажужжит! Вот я и убежала! А теперь переживаю за нее – подруга все-таки!Учитель: не переживайте, уважаемая! Ничего страшного там не происходит! Полечат вашей Лариске зубы и отпустят!С.Ш.: Ну, ладно, ладно, убедили! Вот только я не могу понять, чего это Ларискины зубы вдруг заболеть решили. Учитель: А мы сегодня в нашей школе полезных привычек как раз и будем говорить про зубы. Оставайтесь и все поймете.С.Ш.: Уговорили, посижу уж тут!
3. Вступительная беседа. Сообщение темы урока. Итак! Тема нашего урока ……..Ой! А на доске, где я написала тему, висит замок!Чтобы его открыть мы должны проверить готовность к уроку.-Упражнение для снятия напряжения (глубокий вдох через нос, задержать дыхание и резкий выдох через рот – ух! 3 раза)

Открывается тема урока «Гигиена полости рта»Отгадайте мою загадку Красные двери в пещере моей, Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб- всю добычу мою- Я с радостью белым зверям отдаю! (губы, рот, зубы)
У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки)Вот видите, почти все в классе испытали эту неприятную боль. Поэтому мы сегодня познакомимся с причинами, которые приводят к болезням зубов и найдем способы профилактики. Девизом нашего урока будут слова (прочтем их хором) Здоровые зубы - гарантия здоровья! -Объясните, почему наше здоровье зависит от здоровья зубов? (ответы: зубы участвуют в пережевывании пищи, если пища будет плохо пережевана, то и пищеварительная система будет страдать, например: болеть живот)-Не на все зубы приятно смотреть. Почему?-Здоровые зубы - это красивая улыбка, правильная речь!
4. Повторение пройденного материала. Разгадывание кроссворда.


1. Мышечная ткань, покрывающая корни зубов2. Часть зуба, которую мы видим3. Сердце зуба.4. Зубная кость5. Невидимая часть зуба6. Самая твердая ткань7. Зубовед, дантист
5. Работа над темой урока
Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Стоматологи ежегодно удаляют около четырех тонн детских зубов. Отчего же это происходит?У каждого человека во рту есть бактерии полезные, а есть бактерии кариеса. И вот эти бактерии используют сахар, попадающий в рот, в качестве топлива, и производят из него кислоту. Кислота растворяет поверхность зуба, эмаль становится слабой. Процесс растворения зубов кислотой называется «кислотная атака», но слюна нейтрализует кислотность во рту примерно полчаса.Отчего же образуется кислота?МИКРОБЫ+САХАР=КИСЛОТАВот что происходит с нашими зубами, если мы не ухаживаем за ними и едим много сладкого.А кто из вас любит сладкое? Сладкое любят все!Из всего этого сформулируем первое правило:-Соблюдать правила употребления сладкой пищи! ? Какие продукты относят к сладкой пище? И я люблю сладкое, но как же быть, что сладкое совсем нельзя есть?Можно, но правильно! Нужно контролировать количество «кислотных атак», не нужно есть постоянно в течение дня, а спланировать свое питание так, чтобы не было более 4-5 приемов пищи в день. Зубы нормально переносят «кислотные атаки», происходящие при нормальном питании: завтрак, обед, ужин. Второе правило: Употреблять продукты, которые полезны для наших зубов. Каротином он богат и полезен для ребят Нам с земли тащить не вновь за зеленый хвост (морковь) Круглое, румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)Доктора также советуют, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, т.к. в них содержится кальций и фосфор, укрепляющие эмаль.А вы знаете. Что у наших зубов есть друзья?Отгадайте кто они! Всех микробов точно плеткой выгонит зубная…..(щетка) Белая река в пещеру затекла, чистит добела…..(зубная паста) Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (вода)-Щетка, паста и вода – мои лучшие друзья !- говорят наши зубы!
Физминутка: ---«Шапка- размышлений» (Упражнение для улучшения внимания). Растираем ладошки до образования «теплого комочка», надеваем комочек на голову, крутим мочки ушей. 3 раза)---Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. Зубную пасту мы берем, Крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши. После вытремся посуше. Поверни головку вправо, Поверни головку влево. Опусти головку вниз И тихонечко садись.----Упражнения с Су-ДжокомТретье правило: Когда и как надо чистить зубы? Достаточно только утром после завтрака и на ночь. А что делать с зубами после еды? (полоскать)-Чистить зубы два раза в день! Как правильно выбрать зубную щетку? (обязательно с мягкой щетиной) А какие вы знаете правила хранения щетки? (в открытом виде щетиной вверх, предварительно намылив, чтобы не заводились микробы). Менять щетку 4 раза в год. Не применять для других целей и не позволять кому-нибудь пользоваться своей зубной щеткой!) А какую пасту вы должны использовать? (соответствующую своему возрасту) Какие еще есть предметы для ухода за зубами? (зубочистки и зубные нити)Существуют ли правила чистки зубов?
Четвертое правило звучит так:-Соблюдать правильную технику чистки зубов!
Мы чистим, чистим зубы и весело живем А тем, кто их не чистит, мы песенку поем: Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай, Снизу – вверх, сверху - вниз, чистить зубы не ленись!6. Практическая работа С открытым ртом чистим передние зубы, сначала верхние передние движением сверху-вниз, затем нижние - движением снизу вверх с внешней и внутренней стороны. Аналогично чистим коренные зубы. Движение вперед – назад, только когда чистим коренные сверху.Как поел. Почисти зубки!Делай так два раза в суткиПредпочти конфетам фрукты.Очень важные продукты,Чтобы зуб не беспокоилПомни правило такое:К стоматологу идемВ год два раза на приемИ тогда улыбки светСохранишь на много лет!
7. Итог Вам понравился урок? Что вам показалось особенно интересным?С.Ш.: А я свое придумала правило: Нельзя грызть грецкие орехи!В конце нашего урока давайте составим памятку для Шапокляк. Какие правила, мы можем оформить в виде рисунков? (работа в группах)Выставка работ.
Д.З. найти или придумать загадки о зубах, сочинить сказку.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с заболеванием зубов (кариес) и десен (парадантоз), мерами их профилактики.
  2. Повторить основные правила по уходу за зубами.
  3. Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Оборудование: схемы, муляж «Зубы и зубная щетка», плакат «Строение зуба», видеофильм, валеологический самоанализ на парте, зубные пасты, практикум «Чистка зубов» раздаточный материал.

I . Организационный момент.

(Готовность класса к уроку)

а) - Здравствуйте, ребята.

Стоматологи ежегодно удаляют около четырёх тонн детских зубов .

Как нам не попасть в этот список ?

У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки).

Вот видите, все в классе испытали эту неприятную боль.

Поэтому мы сегодня на занятии познакомимся с заболеваниями зубов и десен, узнаем причины, которые приводят к болезням зубов и найдем способы профилактики.

Запись темы в тетрадь.

б) Девизом нашего факультативного занятия будут являться слова (прочтем
их хором)

Здоровые зубы - гарантия здоровья

Объясните, почему наше здоровье зависит от здоровья зубов.

(ответы: зубы участвуют в пережевывании пищи, а, следовательно, обеспечивают нормальную деятельность желудочно-кишечного тракта);

  • Если пища плохо пережевана, то и пищеварительная система будет от этого страдать (например: болеть живот).
  • Не на всякие зубы приятно смотреть. Почему?
  • Здоровые зубы - это красивая и обворожительная улыбка, правильная речь.

II . Работа над новым материалом.

а) - Рассмотрим строение зубов (плакат на доске (карточки на парте (Приложение 3 )). Вот из чего состоит зуб.

  1. Эмаль - твердое покрытие (в организме нет ничего более твердого).
  2. Дентин - еще одно твердое вещество, которое находится под эмалью.
  3. Под дентином - расположена пульпа - мягка ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами, обеспечивающими чувствительность зуба.
  4. У зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти.
  5. Основание зуба со всех сторон окружено десной.

б) Заболевание зубов и десен.

Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят.

Среди стоматологических заболеваний наиболее распространен кариес - образование дырок (полостей) в твердых тканях зуба.

(таблица «Заболевание зубов. Кариес») Если воспаляется десна, и другие т.е. мягкие ткани - это заболевание называется парадонтит. Он может возникнуть, если не лечить кариес, а так же - от механического повреждения десны (например, грубой пищи, зубной щеткой).

Запись в тетрадь.

Кариес - образование дырок (полостей) в твердых тканях зуба.

Парадонтит - воспаление тканей вокруг зуба.

(если кариес не лечить может произойти воспаление тканей вокруг зуба (парадонтит).

Скажите, от чего же разрушаются зубы?

(ответы: - Не соблюдение гигиенических правил ухода за зубами).

Какие основные правила ухода за зубами вы знаете?

(ответ: - чистить зубы 2 раза в день, полоскать рот после еды, не есть холодного - горячего или наоборот, не грызть твердые предметы, посещать стоматолога и т.д.)

в) Беседа со школьным стоматологом.

(врач стоматолог может быть приглашён; проводит беседу или конкурс …)

Вопрос после просмотра.

На какие группы делятся зубные пасты? (гигиенические и лечебно-профилактические).

Для чего используют гигиенические (для снятия налета, механическое очищение).

Лечебно-профилактические содержат экстракты трав, лекарственных растений, витамины, (они лечат и проводят профилактику.

(перед занятием учитель предлагает принести пасты или коробки от паст)

На столе пасты, выберите лечебно-профилактические.

  • Почему, вы считаете, что это лечебно-профилактические? (читают, что входит в состав) они лечат и проводят профилактику.
  • Очень хорошо! (А какими пастами вы пользуетесь дома?) (называют).
  • Рассмотрите внимательно дома состав ваших паст и определите к какой группе они относятся? гигиенические или лечебно-профилактические.
  • В нашем районе в воде мало фтора.Какой можно сделать вывод?(лучше пользоваться лечебно - профилактическими пастами, содержащими фтор.)

г) Практическое занятие.

Одним из основных правил ухода за полостью рта является правильная чистка зубов. (Приложение 4)

Сейчас мы проведем с вами практическое занятие по чистке зубов.

У меня на столе макет. (Дима будет проводить показ на манекене, а вы для этого будете использовать расческу и зубную щетку).

Мальков читает последовательность вслух, все выполняют действия (не торопитесь).

Молодцы! Еще раз (закончили).

III. Итог урока.

  1. Итак с чем мы познакомились на уроке? Сегодня мы познакомились с основными заболеваниями зубов и десен и повторили основные правила гигиены полости рта.
  2. Выполним самоанализ.
  3. Если вы выполняете то или иное правил напротив поставь знак «+», если нет «-».
  4. Сопоставь количество «плюсов» и «минусов».
  5. Если «+» больше, значит ты правильно ухаживаешь за зубами, если меньше, то вы должны сделать для себя вывод, что нужно еще дополнить для сохранения здоровых и крепких зубов.

IV . Все материалы которые есть на парте, вклейте в тетрадь по теме «Гигиена полости рта. Заболевание зубов и десен». Спасибо! До свидания!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гигиена полости рта Цель урока: Изучение правил гигиены полости рта Пропаганда здорового образа жизни Эстетическое воспитание Учитель технологии Иовенко Татьяна Юрьевна Город Москва школа №1392

Гигиена полости рта Как правильно ухаживать за полостью рта

Изречение выдающихся людей о здоровье. Здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер Здоровье дороже золота. У. Шекспир Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. Гейне Генрих

Регулярная правильная гигиена полости рта на 85-90% обеспечивает здоровье зубов. Несмотря на то, что наши зубы и десны созданы природой для выдерживания колоссальной жевательной нагрузки, они очень уязвимы к ежедневному воздействию пищи, которую мы употребляем. Если не проводить гигиену полости рта, человек лишается всех зубов, даже идеальных от природы, в самом молодом возрасте. Кроме того, не вылеченные зубы могут стать причиной смертельно опасных осложнений. Все вышесказанное подтверждается грустным примером наших далеких предков, которые не имели ни малейшего представления о гигиене полости рта.

Археологи при раскопках обнаружили даже у молодых 20-30 летних людей либо полное разрушение, либо тотальное отсутствие зубов в челюстях (адентия). Это доказывает, что преувеличить значение гигиены полости рта невозможно.

Ошибочно мнение, что гигиена полости рта правильна, если Вы пользуетесь самой лучшей зубной пастой и купили дорогую зубную щетку. Успешной гигиена полости рта будет лишь в том случае, когда она выполняется регулярно и правильно. Опять же неправильно думать, что регулярная гигиена полости рта – это уход за зубами только утром и вечером, гигиена полости рта должна выполняться в течение всего дня.

Итак, правильная гигиена полости рта включает: тщательную чистку зубов с помощью зубной щетки и пасты очищение полости рта после каждого приема пищи уход за межзубными промежутками

Предпочтительно после каждого приема пищи почистить зубы, но в современных условиях зубная щетка не всегда доступна. Поэтому можно использовать полоскание рта водой, а лучше специальным ополаскивателем для полости рта, если нет и этой возможности нужно воспользоваться жевательной резинкой.

Под рукой всегда дожна быть зубная нить – это важный компонент гигиены полости рта. Зубная нить вычищает межзубные промежутки от гнилостных остатков пищи, предотвращая развитие кариеса межзубных поверхностей зубов. Зубной нитью пользуются после каждого приема пищи. Правильная гигиена полости рта – экономит колоссальное количество Ваших средств, делает регулярные визиты к стоматологу только профилактическими и всю жизнь сохраняет Ваши зубы и десны здоровыми.

Как чистить зубы? Правила ухода за зубами Поддержание полости рта в хорошем гигиеническом состоянии возможно лишь при тщательной чистке зубов, основанной на следующих принципах: чистка зубов должна быть регулярной с необходимым для очищения всех зубных поверхностей количеством движений щетки обучение правилам чистки зубов входит в обязанности стоматолога, без обучения невозможно обеспечить необходимый уровень гигиены полости рта уровень гигиены полости рта должен контролировать стоматолог

Чистка зубов зубной щеткой Тщательная чистка зубов 2 раза в день (один раз после завтрака и второй раз после последнего приема пищи на ночь) позволит эффективно устранить налет и предупредить развитие заболеваний полости рта.

Движения, используемые при чистке зубов: «вверх – вниз» – для чистки наружных и внутренних поверхностей; «вперед – назад» – для чистки жевательных поверхностей.

Во избежание повреждения десны – чистку нужно производить с легким нажимом. В конце, для профилактики возникновения неприятного запаха, необходимо произвести чистку языка специальной щеткой.

Чистка межзубных поверхностей Межзубные поверхности необходимо чистить с помощью флосса (межзубной нити), как минимум, 2 раза в день – утром и вечером.

Флосс аккуратно вводится в межзубный промежуток, используя движения «назад – вперед», для того, что бы не нанести травму десне.

Флосс плотно прижать к поверхности зуба и аккуратно «протереть» боковую поверхность, перемещая его в направлении « от десны».

Зубные пасты Средства ухода за ротовой полостью Зубная паста – специальная лекарственная форма, предназначенная для гигиены полости рта, профилактики и лечения заболеваний. Регулярная и правильная чистка зубов является основой их красоты и здоровья. К наиболее распространенным гигиеническим и лечебно-профилактическим средствам ухода относятся пасты, гели и порошки для чистки зубов. Составы средств предназначенных для чистки зубов могут быть различными. Составы должны оказывать хорошее освежающее действие, удалять запахи, очищать зубы и в некоторых случаях оказывать полирующее действие. Абразивное, стирающее действие на твердые ткани зубов должно быть минимальным.

Пасты для чистки зубов подразделяют на гигиенические и профилактические, в зависимости от их состава. Лечебно-профилактические пасты могут быть противовоспалительные, противокариозные, отбеливающие, для чувствительных зубов и т.д. в зависимости от добавок.

Основным наполнителем зубных паст служат абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества. Для придания пастам приятного вкуса и запаха добавляются различные отдушки, вещества улучшающие вкусовые качества и красители

Жевательная резинка Гигиена полости рта Что же такое жвачка - помощь или вред? На каждом телеканале нас убеждают нас использовать жевательную резинку, освежающую и укрепляющую зубы. Однако, многие врачи общего профиля говорят, что жвачка вредна. Как обстоит дел на самом деле?

Основными доводами в пользу регулярного использоваия жвачки является ее очищающее действие и действие на ституляция мускулатуры лица Всем известно, что остатки пищи являются благоприятнейшим субстратом для болезентворных бактерий, живущих во рту. У нас не всегда есть возможность почистить зубы щеткой. А жвачка за счет стимуляции слюноотделения, а также за счет своих адгезивных свойств очищает жевательную поверхность зубов от остатков пищи.

Конечно, жвачка лишь дополняет гигиену полости рта. Чтобы жвачка не навредила зубам, она должна содержать сахарозаменитель вместо глюкозы, что предупреждает рост бактерий, вызывающих кариес. Одновременно жвачка освежает дыхание, однако помните, - если неприятный запах изо рта стоек и не проходит в течение дня, нужно обратиться к стоматологу, так как неприятный запах изо рта может служить симптомом заболеваний полости рта.

Какой вред может нанести жвачка? При жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желучного сока, что способствовует развитию гастрита или обострению язвенной болезни, поэтому жевать надо после еды, при этом зубы будут очищаться и вырабатываться необходимый для переваривания пищи желудочный сок. Также считается, что регулярное употребление жевательной резинки может приводить к заболеваниям височно-нижнечелюстных суставов. Если жевать жвачку не целый день подряд, никаких проблем с суставами не будет.

Жевательную резинку следует жевать после еды в течение 15-20 минут, пока не потеряется вкус добавок. Лучше выбрать жвачку с сахарозаменителем. Не следует жевать на голодный желудок. Не используйте жвачку взамен зубной щетки. Помните, что употребление жвачки не избавляет от необходимости два раза в год посещать стоматолога

Курение и зубы Последствия для зубов О вреде курения говорят очень многие. Основной акцент делается на канцерогенный эффект на легкие, увеличение риска сердечно-сосудистой патологии. Все боятся этих опасных для жизни заболеваний, однако мало кто знает, что курение имеет огромные последствия для зубов.

Первым последствием курения является чисто эстетическая проблема – компоненты табачного дыма накапливаются в эмали, вызывая потемнение зубов. Существующие зубные пасты для курильщиков не обладают достаточной эффективностью, профессиональное отбеливание зубов возвращает красоту улыбке. Если курение продолжается, отбеливающие процедуры придется повторять вновь и вновь, а это нанесет серьезный удар по семейному бюджету.

Помимо чисто косметических недостатков, курение приводит к серьезной патологии десен и зубов. Европейские исследования последних лет показали, что курение во много раз увеличивает вероятность возникновения заболеваний десен. Компоненты табачного дыма нарушают кровообращение в деснах, вызывают атрофию слизистой оболочки десны. Кроме того, курение ускоряет развитие зубного камня

Таким образом у курильщика развивается сначала хронический гингивит, а затем и хронический пародонтит. Помимо этого последующее лечение пародонта или любой вид хирургического вмешательства в полости рта не принесет желаемого результата, так как химикаты, содержащиеся в табаке, замедляют процесс выздоровления и делают результат лечения менее предсказуемым.

Исследования показывают, что курильщики теряют больше зубов, чем некурящие люди. Для сравнения: только 20% некурящих людей в возрасте старше 65 лет страдают полным отсутствием зубов, в то время как у курильщиков этот показатель равен 41,3%. Кроме этого, процесс выздоровления у курильщиков после лечения протекает гораздо дольше, чем у некурящих или бросивших курить.

Подводя итоги негативного последствия курения на зубы, можно сделать вывод, что у курильщиков гораздо чаще встречаются: Рак слизистой оболочки полости рта Неприятный запах изо рта Потемнение зубов Потеря зубов Остеомиелит челюсти Изменение вкуса еды Заболевания десен Меньшая эффективность лечения заболеваний пародонта Менее благоприятный исход протезирования Появление морщин на лице

Неприятный запах изо рта - причины Как избавиться от запаха изо рта? Причины, приводящие к возникновению неприятного запаха изо рта. Прежде всего это: кариес зубов и его осложнения заболевание слизистых оболочек полости рта заболевания пародонта некачественные протезы и ортодонтические конструкции отсутствие индивидуальной гигиены полости рта, в результате чего в полости рта скапливается большое количество бактерий.

При всех вышеперечисленных состояниях ротовую полость заселяют болезнетворные бактерии. Бактерии - это микроорганизмы, живущие во рту каждого человека в огромном количестве. Полость рта - самая густо населенная бактериями часть человеческого организма. Бактерии обитают на поверхностях зубов, на спинке языка, в кариозных полостях, в складках слизистых оболочек, на слизистых оболочках щек. Бактерии питаются теми продуктами питания, которые попадают в ротовую полость и выделяют отходы. Отходы жизнедеятельности некоторых видов бактерий представляют собой сернистые соединения, которые и являются причиной неприятного запаха изо рта. При низком уровне индивидуальной гигиены полости рта число бактерий за очень короткое время увеличивается в миллионы раз. Особенно этот процесс выражен при наличии кариозных полостей, заболеваниях десен – остатки пищи застаиваются там, приводя к лавинообразному размножению микробов. Проблему можно разрешить только проведением регулярных и тщательных мероприятий по уходу за полостью рта, своевременным посещением стоматолога.

http://subscribe.ru/archive/business.school. http://images.yandex.ru/ http://alex.pp.ru/log/teeth-check.jpg http://www.luzparatodos.es


Предмет: Полезные привычки

Урок на тему « Гигиена полости рта»

Класс: второй

Цель: формировать у детей представление об основных правилах гигиены полости рта, формировать практические навыки ухода за зубами.

Задачи: развитее полезных для здоровья привычек, воспитание у детей сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, расширение кругозора, развитие умения аргументировать свою точку зрения, слушать товарищей.

Оборудование: плакаты, картинки с изображением полезных продуктов, замок, макет, зубная щетка, паста, зубная нить, зубочистки, Су-Джок

Ход урока

1. Орг. Момент

Прозвенел звонок,

Значит, начался урок!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво!

2. Проблемная ситуация

Добро пожаловать в школу полезных привычек! А какие полезные привычки вы знаете?

Вбегает Старуха Шапокляк и начинает прятаться в классе.

Учитель: здравствуйте, бабушка! Вы что-то потеряли? Или вас кто-то напугал?

С.Ш.: Напугал, напугал! Еще чего не хватало! Я не за себя, я за Лариску переживаю! Ну, вы знаете ее - это помощница моя по мелким пакостям. Так вот: сидим мы на дереве, грызем грецкие орехи, а скорлупу в прохожих кидаем. И тут моя Лариска как закричит, как запищит!

Учитель: Что же такое случилось?

С.Ш.: Да у нее, почему-то зубы разболелись! Три дня мне покоя не давала, все пищала, да плакала! Даже ночью мне спать не давала! Жалко мне ее стало, я и позвонила в справочную, да и узнала, что делать! Подсказали мне отвезти ее к этому……… ну как он там называется????? К зубастику?........ нет…….К зубологу…….нет! ну подскажите же мне! А……. точно, к стоматологу! Вот пришли мы туда, посадили ее в кресло и тут что-то как зажужжит! Вот я и убежала! А теперь переживаю за нее – подруга все-таки!

Учитель: не переживайте, уважаемая! Ничего страшного там не происходит! Полечат вашей Лариске зубы и отпустят!

С.Ш.: Ну, ладно, ладно, убедили! Вот только я не могу понять, чего это Ларискины зубы вдруг заболеть решили.

Учитель: А мы сегодня в нашей школе полезных привычек как раз и будем говорить про зубы. Оставайтесь и все поймете.

С.Ш.: Уговорили, посижу уж тут!

3. Вступительная беседа. Сообщение темы урока.

Итак! Тема нашего урока ……..Ой! А на доске, где я написала тему, висит замок!

Чтобы его открыть мы должны проверить готовность к уроку.

Упражнение для снятия напряжения (глубокий вдох через нос, задержать дыхание и резкий выдох через рот – ух! 3 раза)

Открывается тема урока «Гигиена полости рта»

Отгадайте мою загадку

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб- всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю! (губы, рот, зубы)

У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки)

Вот видите, почти все в классе испытали эту неприятную боль. Поэтому мы сегодня познакомимся с причинами, которые приводят к болезням зубов и найдем способы профилактики. Девизом нашего урока будут слова (прочтем их хором)

Здоровые зубы - гарантия здоровья!

Объясните, почему наше здоровье зависит от здоровья зубов? (ответы: зубы участвуют в пережевывании пищи, если пища будет плохо пережевана, то и пищеварительная система будет страдать, например: болеть живот)

Не на все зубы приятно смотреть. Почему?

Здоровые зубы - это красивая улыбка, правильная речь!

4. Повторение пройденного материала. Разгадывание кроссворда.

1. Мышечная ткань, покрывающая корни зубов

2. Часть зуба, которую мы видим

3. Сердце зуба.

4. Зубная кость

5. Невидимая часть зуба

7. Зубовед, дантист

5. Работа над темой урока

Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Стоматологи ежегодно удаляют около четырех тонн детских зубов. Отчего же это происходит?

У каждого человека во рту есть бактерии полезные, а есть бактерии кариеса. И вот эти бактерии используют сахар, попадающий в рот, в качестве топлива, и производят из него кислоту. Кислота растворяет поверхность зуба, эмаль становится слабой. Процесс растворения зубов кислотой называется «кислотная атака», но слюна нейтрализует кислотность во рту примерно полчаса.

Отчего же образуется кислота?

МИКРОБЫ+САХАР=КИСЛОТА

Вот что происходит с нашими зубами, если мы не ухаживаем за ними и едим много сладкого.

А кто из вас любит сладкое? Сладкое любят все!

Из всего этого сформулируем первое правило:

-Соблюдать правила употребления сладкой пищи!

Какие продукты относят к сладкой пище? И я люблю сладкое, но как же быть, что сладкое совсем нельзя есть?

Можно, но правильно! Нужно контролировать количество «кислотных атак», не нужно есть постоянно в течение дня, а спланировать свое питание так, чтобы не было более 4-5 приемов пищи в день. Зубы нормально переносят «кислотные атаки», происходящие при нормальном питании: завтрак, обед, ужин.

Второе правило: Употреблять продукты, которые полезны для наших зубов.

Каротином он богат и полезен для ребят

Нам с земли тащить не вновь за зеленый хвост (морковь)

Круглое, румяное я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)

Доктора также советуют, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, т.к. в них содержится кальций и фосфор, укрепляющие эмаль.

А вы знаете. Что у наших зубов есть друзья?

Отгадайте кто они! Всех микробов точно плеткой выгонит зубная…..(щетка)

Белая река в пещеру затекла, чистит добела…..(зубная паста)

Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (вода)

-Щетка, паста и вода – мои лучшие друзья !- говорят наши зубы!

Физминутка:

---«Шапка- размышлений» (Упражнение для улучшения внимания). Растираем ладошки до образования «теплого комочка», надеваем комочек на голову, крутим мочки ушей. 3 раза)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Зубную пасту мы берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши.

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Упражнения с Су-Джоком

Третье правило:

Когда и как надо чистить зубы? Достаточно только утром после завтрака и на ночь. А что делать с зубами после еды? (полоскать)

-Чистить зубы два раза в день!

Как правильно выбрать зубную щетку? (обязательно с мягкой щетиной) А какие вы знаете правила хранения щетки? (в открытом виде щетиной вверх, предварительно намылив, чтобы не заводились микробы). Менять щетку 4 раза в год.

Не применять для других целей и не позволять кому-нибудь пользоваться своей зубной щеткой!) А какую пасту вы должны использовать? (соответствующую своему возрасту)

Какие еще есть предметы для ухода за зубами? (зубочистки и зубные нити)

Существуют ли правила чистки зубов?

Четвертое правило звучит так:

-Соблюдать правильную технику чистки зубов!

Мы чистим, чистим зубы и весело живем

А тем, кто их не чистит, мы песенку поем:

Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,

Снизу – вверх, сверху - вниз, чистить зубы не ленись!

6. Практическая работа

С открытым ртом чистим передние зубы, сначала верхние передние движением сверху-вниз, затем нижние - движением снизу вверх с внешней и внутренней стороны. Аналогично чистим коренные зубы. Движение вперед – назад, только когда чистим коренные сверху.

Как поел. Почисти зубки!

Делай так два раза в сутки

Предпочти конфетам фрукты.

Очень важные продукты,

Чтобы зуб не беспокоил

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

7. Итог

Вам понравился урок? Что вам показалось особенно интересным?

С.Ш.: А я свое придумала правило: Нельзя грызть грецкие орехи!

В конце нашего урока давайте составим памятку для Шапокляк. Какие правила, мы можем оформить в виде рисунков? (работа в группах)

Выставка работ.

Д.З. найти или придумать загадки о зубах, сочинить сказку.

Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами».

(5 класс)

Цель: 1. Познакомить детей с правилами ухода за полостью рта. 2. Формировать практические умения чистить правильно зубы. 3.Развивать познавательные процессы. 4. Прививать умение соблюдать правила личной гигиены.

Оборудование: рисунки-задания, демонстрирующие правила ухода за зубами, приспособления для чистки зубов, словарные слова, рисунок «Строение зуба», этикетки от продуктов, тетради, карандаши, плакат «Сохрани улыбку красивой», кружки для рожицы.

Ход:

  1. Организационный момент.
  1. Беседа по теме.

Загадка: Полон хлевец белых овец. (Зубы)

Что помогает переваривать пищу?

Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зыбами. Первые зубы, молочные, появляются у человека на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, на их месте оказались новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

III. Работа со стихотворением С. Михалкова «Как у нашей Любы…»

Как у нашей Любы

Разболелись зубы:

Слабые, непрочные –

Детские, молочные…

Целый день бедняшка стонет,

Прочь своих подружек гонит:

Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет,

Полосканье в чашке греет,

Не спускает с дочки глаз.

Папа Любочку жалеет,

Из бумаги куклу клеит.

Чем бы доченьку занять,

Чтобы боль зубную снять?..

Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден, в нем дырочка.)

Почему появилось повреждение?

Случалось ли такое с вами? Расскажите.

IV. Продолжение беседы.

Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки (кариес). Рисунок «Строение зуба»

Зуб – это живой организм. Каждый зуб состоит из трех основных частей:

Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;

Корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;

Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.

Дырка в зубе – всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам – сердцу, почкам…

V. Рисование.

Нарисуй зуб- Замок, в котором поселилась Зубная Боль.

Дети делают зарисовки в тетрадях.

Где будет вход в замок? (Это дырочка)

Что нужно сделать, чтобы Зубная Боль не попала в Замок? (Закрасить дырочку, как будто заделать вход) Зуб перестанет болеть.

Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу)

Как называют зубного врача? (Стоматолог)

VI.Работа с рисунком - карточкой

Рассмотрите рисунки и расскажите, что вы видите на картинках.

Какие правила мы должны соблюдать, чтобы зубы были здоровыми?

Что вредно для зубов?

  1. Грызть орехи;
  2. Есть очень холодную и очень горячую пищу;
  3. Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).

V. Игра «Спрятанный сахар».

Детям раздаются этикетки от продуктов.

  1. Рассмотрим этикетки, найдем слова, которые обозначают сладкое (сахар, сироп, мед и др.)
  2. Разделим этикетки на 2 части: с высоким содержанием сахара и низким.

Как вы думаете, какие продукты питания позволяют поддерживать здоровье зубов?

Доктор Здоровая Пища советует, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, так как в них содержатся кальций и фосфор, укрепляющие эмаль зубов.

VI. Практикум «Чистка зубов»

Назовите главных помощников, сохранения зубов здоровыми. (Зубные пасты, щетки).

«Я попрошу вас взять в руки зубную щетку и повторять все движения за мной».

  1. Не забудьте почистить язык.

Молодцы!

Мы научились правильно чистить зубы, а какие правила ухода за зубами мы с вами должны знать?

VII. Правила ухода за зубами.

VIII. Разучивание стихотворения.

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет.

IX. Повторение пройденного.

Вопросы-ответы.

Как беречь зубы?

Сколько раз мы чистим зубы в день?

С помощью каких предметов мы чистим зубы?

Какие зубы надо чистить? (Все)

Как начинается чистка зубов? (Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри.)

А зачем внутри? (Вычищаем все бактерий)

А что делаем в последнюю очередь? (Чистим язык и споласкиваем рот)

XI. Итог.

С чем познакомились на уроке? Почему нужно следить за зубами? (Чтобы были здоровыми, чтобы была красивой улыбка)

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим, что больше всего привлекает наше внимание на этот момент. (Зубы)

Так зачем нам нужны здоровые зубы?

Посмотрите, как светло и весело от ваших улыбок в классе. Давайте исполним нашу песенку:

Если только рассмеяться,

То настанут чудеса-

От улыбок проясняться

И глаза, и небеса.

Ну-ка взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей.

Улыбка, улыбка до ушей

Такая улыбка хоть завязочки пришей

Улыбка до ушей (2 раза)

Хоть завязочки пришей.

Дети рисуют рожицу: круг, в нем два глаза, нос и улыбку до ушей. Вывешивается плакат «Сохрани улыбку красивой».

Тема: «Зубы. Правила ухода за зубами».

(5 класс)

Правила чистки зубов:

  1. Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движения зубной щетки – сверху вниз.
  2. Очистить внутреннюю поверхность зуба. Движение щетки снизу вверх.
  3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щетки - вперед назад.
  4. Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
  5. Не забудьте почистить язык.

Правила ухода за зубами.

  1. Чистить зубы не менее двух раз в день.
  2. Соблюдать правила чистки зубов.
  3. Не употреблять много сладкой пищи.
  4. Полоскать рот после каждого приема пищи.
  5. Чаще употребляйте овощи, фрукты и другие полезные продукты.
  6. Дважды в год посещайте стоматолога.

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет.



© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча