14.04.2019

Минимальный штраф по пожарной безопасности. Штраф за нарушение пожарной безопасности


При проведении проверок органами государственного пожарного надзора (плановые проверки, подготовка к новому учебному году и т.д.) наиболее частыми являются нарушения, указанные ниже. Для удобства применения норм и правил пожарной безопасности указаны ссылки на документ, в котором данные нормы указаны.

(Без учета Правил противопожарного режима В РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390 )

1. Система наружного противопожарного водоснабжения (сеть противопожарного водопровода с пожарными гидрантами, насосная станция пожаротушения, пожарные резервуарами) находится в неработоспособном состоянии - в сети наружного водопровода отсутствует давление, не произведена пусконаладка пожарных насосов, не закончен монтаж КИП, пожарные насосы не обеспечены электроснабжением по первой категории надежности.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 89 ППБ 01-03; СНиП 2.04.02-84*; ПУЭ).

2. Непосредственный забор воды из пожарных резервуаров пожарными автомобилями не возможен, при этом не выполнено устройство приемных колодцев объемом 3-5 м3, соединенных с резервуарами трубопроводами диаметром не менее 200 мм., с устройством перед приемным колодцем на соединительном трубопроводе колодеца с задвижкой, штурвал которой должен быть выведен под крышку люка.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 9.32 СНиП 2.04.02-84*).

3. Пожарные гидранты находятся в неработоспособном состоянии-не возможно установить на них пожарный автомобиль из-за неправильного монтажа люков пожарных гидрантов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 89 ППБ 01-03).

4. Противопожарные резервуары не оборудованы датчиками уровня.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 13.36 СНиП 2.04.02-84).

5. Не произведено испытание пожарных гидрантов на водоотдачу (испытание производится с установкой пожарного автомобиля и составлением соответствующего акта).

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 3.4, п. 3.5 СНиП 3.01.04-87).

6. Не произведены испытания противопожарных резервуаров (испытание производится с заполнением резервуаров и составлением соответствующего акта, с участием представителя УГПН).

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; СНиП 3.01.04-87).

7. У места расположения пожарных водоисточников (пожарные гидранты, пожарные резервуары), также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели, освещенные светильниками, присоединенными к сети аварийного освещения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 90 ППБ 01-03; п. 4.8 СП 31-110-2003; НПБ 160-97; ГОСТ 12.4.026-2001).

8. Не закончен монтаж внутреннего противопожарного водопровода - не выполнен монтаж кнопок пуска пожарных насосов непосредственно у пожарных кранов, в сети внутреннего противопожарного водопровода отсутствует давление, а также не проведены пусконаладочные испытания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3., п. 89 ППБ 01-03; п. 6.4 СНиП 21-01-97*).

9. На пожарных шкафах не нанесены буквенные обозначения (ПК), порядковые номера и номера телефонов ближайшей пожарной части. Необходимо нанести буквенные обозначения (ПК), порядковые номера и номера телефонов ближайшей пожарной части на пожарные шкафы в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 108, прил. 3 ППБ 01-03; НПБ 151-00).

10. Не опломбированы дверцы пожарных шкафов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 4.7* НПБ 151-00).

11. Не разработана инструкция, определяющая порядок включения пожарных насосов в насосной станции.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 92 ППБ 01-03).

12. Распорядительным документом не определен срок проведения испытаний пожарных насосов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 93 ППБ 01-03).

13. Наружная открытая лестница 3-го типа в нарушение требований рабочего проекта выполнена с наружными ограждающими конструкциями из светопрозрачных перегородок - то есть фактически выполнена закрытой, а не открытой.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 4.3, п. 5.15 СНиП 21-01-97*).

14. Наружная открытая лестница 3-го типа располагается на расстоянии не менее 1 м от оконных проемов здания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.30 СНиП 21-01-97*).

15. Двери в коридорах между блоками А и Д выполнены не двухстороннего открывания, в связи с чем данные двери (при эвакуации людей из одного блока школы через лестничную клетку другого блока) открываются не по направлению выхода из здания.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.17 СНиП 21-01-97*).

16. В лестничной клетке в блоке Д между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей не выполнен зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 8.9 СНиП 21-01-97*).

17. Противопожарные двери не оборудованы устройствами для самозакрывания. (Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3. ППБ 01-03; п. 7.17 СНиП 21-01-97*).

18. У выходов на кровлю и на чердак из лестничных клеток не вывешена информация о месте нахождения ключа.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 44 ППБ 01-03).

19. В объеме лестничной клетки блока А на уровне выхода на кровлю допускается складирование горючих материалов.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 53 ППБ 01-03).

20. Устройства для самозакрывания дверей лестничных клеток находятся в неработоспособном состоянии.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 53 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*).

21. Выход из лестничной клетки блока Д на чердак здания выполнен через люк с пределом огнестойкости менее EI 30, не имеющий сертификат пожарной безопасности, отсутствует закрепленная стальная стремянка для выхода на чердак.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 8.4* СНиП 21-01-97*; Приказ МЧС России от 8.07.2002 года №320).

22. Не выполнена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли, предусмотренная проектом.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 36 ППБ 01-03; п. 4.3, п. 7.12, п. 7.13 СНиП 21-01-97*).

23. Двери эвакуационных выходов не открываются изнутри без ключа.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 6.18* СНиП 21-01-97*).

24. Помещение пожарного поста не обеспечено круглосуточным дежурством обслуживающего персонала.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 12.48* НПБ 88-2001*).

25. Помещение пожарного поста не обеспечено тремя ручными переносными электрическими фонарями.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 97 ППБ 01-03).

26. В здании школы не выполнено устройство аварийного (эвакуационного) освещения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03; п. 7.61 СНиП 23-05-95; СП 31-110-2003).

27. На видных местах здания школы не вывешены планы эвакуации людей в случае пожара, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.

28. В дополнение к планам эвакуации не разработаны инструкции, определяющие порядок действия персонала для безопасной и быстрой эвакуации.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 16 ППБ 01-03).

29. Объект укомплектован первичными средствами пожаротушения не в полном объеме - не выполнена установка пожарных щитов на территории хозяйственной зоны, в том числе у резервной дизельной электростанции.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 108, приложение 3 к ППБ 01-03).

30. Места установки огнетушителей не обозначены соответствующими указательными знаками.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; ГОСТ 12.4.026-2001; п. 108 ППБ 01-03; НПБ 160-97).

31. Не определено приказом лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, не заведен журнал учёта проверок наличия и состояния первичных средств пожаротушения.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 108, приложение № 3 ППБ 01-03).

32. Имеющиеся огнетушители не пронумерованы белой краской по порядку на огнетушители не заведены технические паспорта установленной формы.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; приложение 3 п.16 ППБ 01-03).

33. Не определены категории и класс зоны по правилам устройства электроустановок технических помещений, производственных помещений, кладовых, электрощитовых вентиляционных и других пожароопасных помещений, не установлены соответствующие указатели на дверях данных помещений.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 4.33 ППБ 01-03).

34. В производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 13 ППБ 01-03).

35. На объекте не вывешены знаки пожарной безопасности в соответствии с требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 27 ППБ 01-03).

36. Отсутствуют (не представлены) сертификаты пожарной безопасности на кабельную продукцию противопожарные двери, люки, огнезадерживающие клапана системы вентиляции и другую продукцию подлежащую обязательной сертификации в области пожарной безопасности, в связи с чем не представляется возможным определить их соответствие противопожарным требованиям.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3 ППБ 01-03, Приказ МЧС России от 8.07.2002 года №320).

37. Отсутствует (не представлен технический отчет по испытанию и наладке электрооборудования, молниезащиты, заземления, в связи с чем не представляется возможным определить их соответствие противопожарным требованиям.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п.57 ППБ 01-03; ПУЭ; п. 3.5 СНиП 3.01.04-87; п. 1.13 РД. 34.21.122-87).

38. На лицевой стороне электрощитов и сборок сети освещения не выполнены надписи (маркировка) с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 57 ППБ 01-03; п. 2.12.5 ПТЭЭП; ПУЭ).

39. Не проведен инструктаж по пожарной безопасности с работниками организации. (Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 7 ППБ 01-03).

40. Не проведено обучение работников мерам пожарной безопасности с выдачей квалификационных удостоверений по программам пожарно-технического минимума.

(Основание: ГОСТ 12.1.004-91*; ГОСТ 12.1.033-81; п. 3, п. 7 ППБ 01-03).

41. По организации распорядительным документом не установлен соответствующий его пожарной опасности противопожарный режим, в том числе не определены и не регламентированы приказом:

Места для курения;

Порядок уборки горючих отходов и пыли;

Порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

Порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

Порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Ст. 38 Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасност и в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

В организациях и на предприятиях персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (предприятия). Ответственность за обеспечение пожарной безопасности также возлагается на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, а также должностных лиц в пределах их компетенции и граждан. За нарушение правил пожарной безопасности должностные лица и граждане подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности, в соответствии с действующим законодательством.

К дисциплинарной ответственности работодателем могут быть привлечены работники за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных трудовых обязанностей в сфере пожарной безопасности. Дисциплинарная (материальная ответственность) предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации (статьями 1, 3, 6, 22, 37, 66, 81, 90, 192, 193-195, 220, 236-250, 277, 346, 357, 406, 409, 414, 419).

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушения требований пожарной безопасности . Основной статьёй, устанавливающей ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, является ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушители могут быть привлечены к ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере:

  • для граждан — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • для должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим . На период действия этого режима устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности , в том числе предусматривающие:

  • привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов;
  • запрет на посещение гражданами лесов;
  • принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Нарушение требований особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа в размере:

  • на граждан от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, частями 3–8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрены иные составы административных правонарушений в сфере пожарной безопасности :

  • нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения;
  • нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека;
  • нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека;
  • неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно;
  • нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

Кроме административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие более тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность — ст. 219 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, за которым закреплена обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека предусмотрен:

  • штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период до шести месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности, или запрета на выполнение определенной деятельности на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека .

Если нарушение требований охраны труда повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц , виновное лицо наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В связи с изложенным, всем лицам следует помнить о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, так как их нарушение может повлечь не только причинение крупного материального ущерба и смерть людей, но и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.

Документы, проверяемые государственным инспектором РОНД МЧС:

1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

2. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе

3. Учетная карточка юридического лица (банковские реквизиты, юридический и фактический адреса, телефон, факс, и.т.п.).

4. Устав юридического лица.

5. Документ, удостоверяющий личность законного представителя юридического лица.

6. Документы подтверждающие полномочия (протокол собрания учредителей, решение и т.п.), удостоверяющие служебное положение.

8.Техническая документация, проекты по системам водоснабжения, противопожарной защиты, копии договоров и лицензий на право оказания услуг и проведение работ по вопросам пожарной безопасности:

  • монтаж, ремонт и обслуживание систем противопожарной автоматики зданий;
  • работы по очистке систем вентиляции;
  • работы по огнезащитной пропитке конструкций здания;
  • монтаж и обслуживание систем предотвращения пожара и противопожарной защиты здания.

9. Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами, иными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности.

10. Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры с арендаторами (если таковые имеются) или свидетельство о собственности. План земельного участка (землеотвод).

11. Журнал учета проверки оборудования ВПВ – с отметками о проведенных включениях пожарных насосов 1р/мес. и задвижек с электроприводом установленных на магистрали ХВ вокруг водомерного узла – 1р/6 мес (при наличии).

12. Заключение по расчету результатов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте – в здании, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией (при наличии).

13. Документы и удостоверения, подтверждающие прохождение обучения руководителей и специалистов по программе пожарно-технического минимума.

14. Сертификаты соответствия на установленные противопожарные двери, облицовочный материал, огнезащитную пропитку (ОЗП) конструкций здания.

15. Планировку и экспликацию помещений здания, заверенную в БТИ.

16. Копии последних, действующих приказов и распоряжений о:

  • назначении ответственных за обеспечение пожарной безопасности в организации.
  • противопожарном режиме в организации.
  • создании Пожарно-технической комиссии.
  • создании добровольной пожарной дружины (ДПД).

17. Копии актов (1р/мес) проверок противопожарного состояния здания ППК.

18. План мероприятий по устранению нарушений мер пожарной безопасности, выявленных при проверке здания силами ППК.

19. Инструкции по пожарной безопасности.

20. Акты испытания с фактическим пуском воды из пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода (ПК ВПВ) 2 раза/год (весна, осень) и наличие схемы обвязки насосов в насосной станции (при наличии).

21. Акты перемотки пожарных рукавов в ПК (не реже чем 1 раз в год) (при наличии).

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 8

Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) значительно усилены меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности. В статье будут рассмотрены виды административной ответственности и санкции за нарушение пожарной безопасности.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Каков срок давности привлечения к административной ответственности?

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо указанных в ст. 4.5 КоАП РФ. Федеральным законом N 120-ФЗ указанный перечень случаев дополнен нарушением пожарной безопасности. Таким образом, начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 120-ФЗ (17.06.2011) привлечь к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности возможно не в течение двух месяцев, а в течение года со дня совершения правонарушения. Заметим, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Кто имеет право привлекать к ответственности?

В соответствии с ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ рассматривать дела о нарушениях пожарной безопасности имеют право органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, к которым относятся органы Федеральной противопожарной службы МЧС и Ростехнадзор (в части нарушения требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ).

За что предусмотрена ответственность?

Нарушение требований пожарной безопасности. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) бюджетные учреждения, как и любые другие организации, обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать добровольным пожарным;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Требования к пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила). Кроме того, учреждению необходимо руководствоваться, в частности:

  • СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятыми и введенными в действие Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
  • НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утвержденными Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39.

Несоблюдение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Отметим, что до внесения изменений Федеральным законом N 120-ФЗ максимальный размер санкций для должностных лиц составлял 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб.

Если же нарушение требований пожарной безопасности допущено в условиях особого противопожарного режима, предусмотренного ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ, то санкции составят: для должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
  • "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
  • НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.

Несоблюдение вышеуказанных нормативных актов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 6000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

  • "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • "НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 15 000 до 20 000 руб., а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц - от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Значительно усилена ответственность за невыполнение в срок предписания органа госпожнадзора. Если ранее максимальный размер санкции за данное нарушение составлял для должностных лиц - 2000 руб., а для юридических лиц - 20 000 руб., то теперь штраф может составлять для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., а для юридических лиц - от 70 000 до 80 000 руб. (ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В свою очередь, совершение указанного правонарушения на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5000 до 6000 руб. (или дисквалификацию на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 90 000 до 100 000 руб. (ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае же повторного совершения вышеуказанных правонарушений на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. (или они могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет), а на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб. (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Казенное учреждение: переходный период
Выездные проверки ПФР
  • загромождение проходов ,
  • загруженность торговых и складских помещений.

Загромождение проходов

Нельзя загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки, переходы в смежные секции, выходы на лестницы, лестничные площадки, марши лестниц, коридоры, лифтовые холлы. Выходы и пути эвакуации должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам, количеству.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запрещено устанавливать глухие решетки на окнах, остеклять балконы, лоджии и галереи, которые ведут к лестничным клеткам, устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Отрывок из интервью с начальником Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС по г. Москве Олегом Найденковым (январь 2010):

- Какие нарушения послужили в основном причиной закрытия?

В числе основных нарушений, обнаруженных при проверках:

  • несоответствие путей эвакуации требованиям противопожарных норм,
  • отсутствие систем оповещения и пожарной автоматики,
  • а также нарушения правил эксплуатации электросетей и электрооборудования.

К примеру, в проверенных клубах были закрыты окна, завалены эвакуационные выходы.

Чаще всего заведения не отвечали элементарным правилам безопасности для эвакуации людей в случае чрезвычайной ситуации . Например, по требованиям пожарной безопасности (не только в заведениях с массовым скоплением людей) категорически запрещено применение некоторых отделочных материалов на путях эвакуации, в частности отделка деревом.

Нельзя также отделывать эвакуационные пути (коридоры) материалами, на которые отсутствует сертификат пожарной безопасности. Потому что есть материалы, типа пластиковых панелей, по внешнему виду которых нельзя сразу определить, горючие они или негорючие, выделяют токсичные вещества или нет и т.д. И поэтому инспектор, приходя на проверку, должен посмотреть сертификат на эти отделочные материалы. Если же он отсутствует - это тоже нарушение.

Ведь коридоры допускается отделывать только определенными по типу горючести, дымообразования и токсичности материалами. Вполне может быть, что отделка вашего коридора соответствует всем этим требованиям, но если сертификата нет - ее как минимум потребуют убрать.

Еще одно довольно распространенное нарушение, особенно опасное в местах массового скопления людей, - зауженные дверные проемы, например, вместо положенных по правилам 1,20 м их делают 90 см. А значит, при возникновении чрезвычайной ситуации, когда толпа хлынет к выходу, может возникнуть «пробка», давка и т.д.

Или же проход в заведения осуществляется по узкой винтовой лестнице, на которой и двоим-то тесно. Еще одно характерное нарушение - наличие решеток на окнах, несоответствие количества эвакуационных выходов. К примеру, в клубе, рассчитанном на 500 человек, всего два выхода, а по расчетам должно быть три и они должны быть рассредоточены по разным сторонам во избежание столпотворения в одном месте. Расстояние до эвакуационных путей тоже не всегда соблюдено: по нормам оно не должно превышать 25 м, а там, как правило, больше.

Далее. В очень немногих клубах пути эвакуации были оборудованы аварийным освещением и знаками аварийного выхода (указателями). А ведь при пожаре часто основное электроснабжение выключается, и в этом случае должно загораться аварийное освещение и освещаться эвакуационный выход, чтобы дать людям возможность сориентироваться в темноте, в незнакомом месте.

К примеру, в одном из закрытых клубов на севере столицы автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии , нет системы оповещения людей о пожаре и плана эвакуации, дверь на путях эвакуации открывается не по направлению выхода из помещения, стены тамбура входа отделаны легковоспламеняющимся материалом, расстояние от прожекторов и светильников на сцене до отделки менее 0,5 метра и т.д.

Не менее серьезное нарушение, которое, кстати, встречается во многих помещениях, принадлежащих субъектам малого предпринимательства, - отсутствие систем дымо-удаления . Представьте: при замкнутом объеме, где нет возможности удаления дыма и растет концентрация отравляющих веществ, человек теряет ориентацию и может задохнуться продуктами горения.

В клубе или заведении, где пребывает масса людей, должна быть автоматическая система оповещения о пожаре. Их сейчас много - от самых простых, типа громкоговорителя, до продвинутых, работающих в автоматическом режиме. Особенно это касается учреждений, работающих с детьми, - это, если мы говорим о малом бизнесе, частные школы, детские сады и т.д.

На многих предприятиях не установлены системы автоматической пожарной защиты или они не соответствуют нормам.

К примеру, клуб «Зона» в ЦАО по правилам должен быть оборудован автоматической системой тушения пожаров, так как это пятиэтажное здание и пожар там должен начать тушиться сразу же, до приезда пожарных!

Ну, и два самых распространенных нарушения правил пожарной безопасности, которые повсеместно встречаются на всех предприятиях малого предпринимательства и являются, кстати, по статистике, самыми распространенными причинами пожаров: курение в неустановленных местах (то есть в рабочих кабинетах) и нарушение требований к эксплуатации электропроводки.

Последнее нарушение служит причиной 25% возгораний. Как правило, это связано со сверхнагрузкой на электросети (применение электронагревательных приборов и проч.), плохой заизолированности проводов и др.

- Не последуют ли за волной внеплановых проверок в заведениях с массовым пребыванием людей и подобных предприятиях внеочередные повальные проверки всех других заведений - офисов, магазинов и т.д.?

Нет. Проверки всех остальных предприятий будут идти по годовому плану, опубликованному на сайте МЧС, в соответствии с 294-ФЗ.

Однако не могу сказать, что у остального малого бизнеса все в порядке и внеплановых проверок там не требуется. Более того, сейчас существуют определенные трудности проведения проверок малого бизнеса, а именно: руководитель такого предприятия может легко уйти от проверки, перерегистрировавшись после трех лет работы, и мы снова не сможем к нему попасть в течение трех лет.

Есть и еще трудности: когда из-за нарушений пожарной безопасности суд принимает решение о приостановке деятельности заведения на определенный срок (не более 90 дней), то по его истечении этот объект снова открывается, и не факт, что нарушения там устранены.

Например, сейчас около 30 ночных клубов, деятельность которых была приостановлена решением суда, уже снова работают, при этом все в них осталось по-прежнему!

И неважно, устранили нарушения или нет, - заведения все равно открылись.

- Но разве суд не обязывает устранить недостатки?

Обязывает. Но они этого не делают, потому что зачастую некоторые переделки сопряжены с трудностями, к примеру, перестроение, перепланировка и т.д. Поэтому проще переждать время закрытия и снова начать деятельность. До следующей внеплановой проверки, которая будет нескоро.

Поэтому мы вышли с предложением в МЧС, чтобы суд принимал решения не на какой-то определенный срок, а до устранения нарушений. То есть решение об открытии будем принимать мы.

Кроме того, планируется увеличить штрафы за невыполнение предписаний Госпожнадзора . Так как, мало того что в соответствии с законом можно «уйти» от проверки, так еще и, получив предписание, руководителю выгодно не принимать никаких мер - проще заплатить штраф, который сейчас довольно мал. К примеру, юрлицо могут оштрафовать максимум на 20 000 руб., должностное - на 2000 руб.

Мы же хотим, чтобы штрафы были соразмерны затратам на выполнение предписаний. И потому выступаем с инициативой повысить штрафы до максимального уровня 300 000 руб.

То есть пришла проверка, выявили недостатки, дали срок на их исправление - делай. И если ко второй внеплановой проверке недостатки остались, инспектор пересылает материалы мировому судье, который вправе будет налагать штраф. То есть не хочешь платить за свое помещение - заплати государству.

Насколько мне известно, наше министерство уже согласовало этот вопрос, поправки уже направлены в Думу. То есть велика вероятность, что в 2010 году эти поправки будут приняты.

Еще одна трудность, которая в последнее время вызывает большое количество нареканий наших инспекторов. С введением нового пожарного регламента началась путаница с тем, кто должен нести ответственность за пожарную безопасность арендуемых помещений.

По идее, конечно, это должен быть собственник, но он стремится договором переложить все заботы о пожбезопасности на арендатора. В помещениях с массой арендаторов возникают сложности по контролю, а если еще и субаренда?

Для того чтобы разобраться в этих хитросплетениях, инспектору нужно потратить массу времени. Случаются и парадоксы: к примеру, на арендатора возложена ответственность за обеспечение пожбезопасности помещения, а как он может отвечать за инженерные системы, которые проложены в здании? Это только право собственника.

Поэтому мы выступили с инициативой осуществлять мероприятия по надзору в отношении конкретного объекта - если это здание, то проверяем здание целиком, а значит, отвечать будет собственник.

- Нередко наши читатели сталкиваются с тем, что, получив помещение, даже выиграв его по городскому конкурсу, они оказываются перед лицом трудностей: к примеру, в подвальном помещении заделан второй выход или оно поделено между двумя арендаторами и второго выхода из него нет и т.д. Что делать, если изменения производил не вновь вселившийся предприниматель, который получил это помещение уже таким? Ведь когда придет с проверкой пожарный инспектор, он оштрафует их...

Безусловно, таких ситуаций достаточно, но в соответствии с законом о пожаробезопасности ответственность за обеспечение пожаробезопасности несет руководитель, он же отвечает и за соблюдение этих требований на своем объекте.

А значит, выбирая помещение, руководитель должен знать санитарные и противопожарные требования и еще на стадии осмотра оценить помещение.

К примеру, заранее известно, что размещать в подвальных помещениях сауны запрещено, есть там аварийный выход или нет - все равно. Этот тип помещений не предназначен для размещения саун. Но посмотрите, сколько в Москве саун в подвалах! И что, руководитель не знал, что этого делать нельзя?

Конечно, в голове держать все нормы и правила невозможно, а потому мой совет - перед покупкой или арендой помещения проконсультироваться с пожарным инспектором в своем округе. Часы приема можно узнать в своем Центре поддержки предпринимательства или на сайте МЧС.

Кроме того, мы несколько раз в год проводим бесплатные консультации руководителей субъектов малого предпринимательства, встречи и круглые столы с представителями малого бизнеса и т.д. Так что приходите, задавайте вопросы. Информация о таких мероприятиях опять же вывешена на сайте МЧС или ее можно получить в ваших ТАРПах .

- Есть ли сейчас какие-нибудь новые тренды, сверхновое оборудование для обеспечения пожарной безопасности, совершившее прорыв в своей области? Как, например, пресловутая автоматизированная система диагностики и пожаротушения «Игла» в метрополитене?

В метрополитене действительно внедрение этой системы было определенным прорывом, так как «Игла» позволяет решить одну из важнейших и старейших железнодорожных технических проблем - осуществление контроля за нагревом букс в режиме реального времени. Теперь такие системы имеются в каждом подвижном составе. А в перспективе мы хотим оборудовать салоны вагонов в метро установками, которые тушат огонь тонкораспыленной водой, практически паром, но, в отличие от пара, температура этой мелкодисперсной среды будет невысокой. Более всего это будет похоже на холодный туман. Похожие устройства сейчас используются в животноводстве для дезинфекции помещений.

Что касается пожарных сигнализаций, то сейчас самыми надежными и продвинутыми можно считать адресно-аналоговые системы, которые позволяют узнать, во-первых, от какого именно датчика пришел сигнал, а во-вторых, уровень этого сигнала. То есть, например, датчик дыма не просто дает сигнал, что дым есть, а еще и позволяет определить уровень задымленности помещения. А управляющая панель сигнализации, в свою очередь, «знает», какой именно датчик сработал. Отдельная тема - интеграция систем пожарной сигнализации с системами видеонаблюдения, контроля доступа и охранной сигнализации при помощи универсальных программных платформ. Подобные системы дают очень широкие возможности контроля, однако их применение оправданно для средних и крупных объектов.

Но опять же выбор типа сигнализации необходимо делать из расчета типа помещения, количества сотрудников, назначения помещения и множества других факторов. К примеру, если это сауна, то необходимо поставить тепловые датчики и систему автоматического пожаротушения в парильном отделении, если обычный офис - дымовые извещатели и т.д. Нюансов множество, и по ним опять же можно проконсультироваться с пожарным инспектором.

Самое главное при приобретении сигнализации и другого оборудования для обеспечения пожарной безопасности - чтобы оно имело сертификат соответствия этих изделий правилам и нормам пожарной безопасности.

А установкой и монтажом системы пока должны заниматься организации, имеющие лицензию от МЧС и Госпожнадзора . В ближайшем будущем планируется систему лицензирования отменить, и такие организации будут вступать в СРО, по примеру строительных. И тогда спрашивать лицензию не понадобится.

Другие материалы


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча