09.02.2019

Бизнес на оформление техосмотра. Требования к персоналу, проводящему проверку технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре. На рынке есть "вакантные места"


Минэкономразвития России выпустило приказ, который определяет правила аккредитации операторов технического осмотра. Документ подробно прописывает, что надо иметь и какие документы предоставить, чтобы получить право на проведение ТО, а также требования, которым должен соответствовать оператор.

Во-первых, компания, которая желает проводить техосмотр, должна подать заявление о предоставлении аттестата аккредитации. Документ предоставляется в профессиональное объединение страховщиков (РСА) на бумажном носителе. Можно принести лично, можно отправить по почте.

В заявлении должны содержаться следующие сведения: полное и сокращенное наименование заявителя, место его нахождения в соответствии с учредительными документами, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в ЕГРЮЛ, с указанием осуществившего государственную регистрацию органа. Также в заявлении указываются фамилия, имя, отчество руководителя компании или индивидуального предпринимателя. Для ИП необходимо также указать место жительства, данные документа, удостоверяющего личность и данные, подтверждающие его право заниматься коммерческой деятельностью. Необходимо указать также контакты (номера телефонов, почтовый адрес, адреса электронной почты) и данные о постановке на учет в налоговый орган. Количество и адреса пунктов ТО также прописываются в заявлении.

Помимо заявления потребуются копии учредительных документов заявителя (для физлица), копии документа, удостоверяющего личность заявителя (для ИП), копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования, копии документов, подтверждающих наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную систему технического осмотра, копии документов, подтверждающих наличие в штате не менее одного технического эксперта и опись всех этих документов.

РСА регистрирует заявление в течение одного дня и рассматривает в течение пяти рабочих дней. Если набор документов не соответствует данному закону, РСА в течение 7 дней направляет заявителю мотивированное уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием неточностей. Если все верно, РСА проводит документарную проверку в течение 10 дней. Затем в течение трех рабочих дней РСА выносит вердикт - разрешить или нет заниматься проведением ТО. Таким образом, максимальный срок, за который можно получить право заниматься техосмотром, составляет 18 рабочих дней.

Аттестат переоформляется в четырех случаях: расширения или сокращения области аккредитации, изменения наименования оператора, изменения места жительства, имени, фамилии и отчества оператора-ИП, увеличение или уменьшение количества пунктов ТО или смена их адресов.

Напомним, что . Так что аттестат выдадут только после внесения платы. Если компании отказали, деньги вернут "в течение 7 рабочих дней со дня принятия такого решения". Аттестат аккредитации выдается заявителю лично под роспись либо направляется посредством почтового отправления с объявленной ценностью.

Примечательно, что оператор должен ежегодно (не позднее 15 числа 12-го месяца после месяца, в котором был получен аттестат) подтверждать соответствие требованиям аккредитации и вносить соответствующую плату.

В случае утраты или порчи аттестата выдается дубликат. Для этого надо только написать заявление. Дубликат аттестата аккредитации оформляется с пометкой "дубликат" в одном экземпляре.

РСА может приостановить или аннулировать аттестат. Поводом для такого решения могут послужить первое же нарушение правил ТО или требований аккредитации, нарушение порядка передачи сведений в единую систему или отказ в ежегодном подтверждении соответствия требованиям аккредитации. Возобновить действие аттестата может только РСА на основании проверки.

Поводом для аннулирования аттестата может послужить непосредственно желание оператора прекратить деятельность, два и более нарушений в течение года или ликвидация юридического лица.

Организационно-технические и технологические требования к производственно-технической базе диагностических станций, а также к технологическим процессам проверки технического состояния транспортных средств устанавливаются Положением о требованиях к диагностическим станциям и пунктам технического контроля, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникации Республики Беларусь от 28.11.2002 г. № 40.

Диагностическая станция - это комплекс инженерных сооружений и технологического оборудования, предназначенный для осуществления государственного технического осмотра транспортных средств.

Данное определение подразумевает, что диагностическая станция создается путем строительства или реконструкции с соблюдением всех норм и требований для организации эффективного и высокопроизводительного процесса проведения технического осмотра с обеспечением надлежащего качества обслуживания заказчиков.

Требования к территории диагностической станции

На территории диагностической станции должны размещаться следующие обязательные элементы:

  • производственное помещение
  • подъездные пути к производственному помещению
  • стоянка для неисправных транспортных средств
  • площадка для транспортных средств, ожидающих или прошедших техосмотр

Территория должна быть обеспечена искусственным освещением в темное время суток, а также быть огороженной по периметру.

Подъездные пути к производственному помещению должны удовлетворять требованиям по организации одностороннего движения транспортных средств без пересечения потоков при обеспечении возможности маневра автомобилей и автопоездов на проезжей части.

Площадки ожидания и стоянка для технически неисправных транспортных средств должны быть обозначены дорожными знаками, а их границы - соответствующей дорожной разметкой.

Подъездные пути и места стоянки транспортных средств должны иметь твердое и ровное покрытие (как правило, асфальтобетон или цементобетон).

Ширину площадки перед въездом в производственное помещение рекомендуется выбирать не менее ширины помещения со стороны въездных ворот, а длину - не менее 30 м.

Требования к производственным помещениям и сооружениям

К производственным помещениям диагностических станций предъявляются требования согласно ОНТП 01 — 86 «Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта».

Высоту помещения от пола до низа выступающих строительных конструкций, где должны располагаться поточные линии и посты технического диагностирования, необходимо выбирать не менее 4,0 м для легковых автомобилей и 5,5 м для грузовых автомобилей и автобусов.

Геометрические размеры поточных линий технического диагностирования следует выбирать согласно таблице:

Таблица. Параметры поточных линий технического диагностирования транспортных средств

Для въезда (выезда) транспортных средств в производственное помещение на каждой из технологических линий проверки сооружаются въездные ворота, которые оборудуются тепловыми завесами. Ширину ворот рекомендуется выбирать 4,0 м для универсальных линий и 2,5 м для линий легковых автомобилей.

Проверка технического состояния грузовых автомобилей и автобусов должна проводиться с использованием осмотровых канав. Число таких канав должно соответствовать числу поточных линий. Длина канавы определяется с учетом максимальной длины транспортного средства, которое допускается проверять на данной линии (посту), и запасного выхода из нее, а ширина канавы - с учетом возможности заезда на нее транспортных средств с минимальной колеей, которые допускается проверять на данной линии (посту). Глубина канавы должна обеспечивать свободный доступ к агрегатам, узлам и деталям подвижного состава и составлять для универсальных линий 1,3…1,5 м. Входы в осмотровую канаву не должны располагаться под автомобилями и на путях их движения и маневрирования, находиться со стороны, противоположной заезду транспортных средств. Тоннель выхода из канавы должен иметь ширину не менее 1 м и высоту не менее 2 м. Количество выходов должно быть таким, чтобы расстояние до ближайшего выхода было не менее 25 м. При наличии одного выхода из канавы в ее стене, противоположной выходу, монтируются скобы для запасного выхода. Выходы из тоннелей ограждаются перилами высотой не менее 0,9 м. Осмотровые канавы по всей длине должны быть снабжены ребордами для предотвращения попадания колес транспортного средства в канаву, а на въезде - рассекателем. Высота рассекателя должна составлять 0,15.0,20 м. Канавы дополнительно оборудуются приточно-вы- тяжной вентиляцией. Стены осмотровых канав и тоннелей облицовываются керамической плиткой светлых тонов. Полы канав располагаются под углом до 1 % в сторону дренажного приямка. Над осмотровыми канавами, длина которых превышает наиболее короткие из числа проверяемых транспортных средств, сооружаются переходные мостики шириной не менее 0,8 м. Число мостиков определяется с учетом наибольшего числа транспортных средств, одновременно проверяемых на этой канаве.

Требования к планировке и оснащению производственных и административных помещений

В производственном помещении оборудуются поточные линии для проверки технического состояния транспортных средств. Эти линии должны отвечать требованиям Правил охраны труда на автомобильном транспорте и Требованиям противопожарной безопасности, предъявляемым к производственным помещениям и цехам предприятий автомобильного транспорта.

Производственные и административные помещения оборудуются телефонной связью.

При гостехосмотре используются, как правило, диагностические линии для проверки легковых автомобилей, рассчитанные на осевую нагрузку проверяемого транспортного средства не более 3,5 т, и универсальные линии, рассчитанные на осевую нагрузку не менее 10 т.

На диагностических станциях применяются только поточные диагностические линии, рассчитанные на проездные посты, размещенные в ряд между въездом и выездом из производственного здания.

Технологические посты, на которых проводят проверки при работающем двигателе (проверки дымности и токсичности отработавших газов, показателей эффективности торможения), оборудуются системами удаления отработавших газов от выхлопной трубы транспортного средства.

На линиях по диагностированию легковых автомобилей допускается применение напольных подъемников, обеспечивающих подъем транспортных средств, установленных на эстакаде подъемника всеми четырьмя колесами.

На технологических постах вывешиваются технические нормативные правовые акты, регламентирующие требования и методы проверки технического состояния транспортных средств, а также постовые технологические карты с указанием правил техники безопасности и рекомендаций по безопасным приемам работы.

Кроме того, посты (поточные линии) обеспечиваются справочниками и техническими нормативными правовыми актами, включая инструкции и руководства по эксплуатации проверяемых транспортных средств.

На диагностической станции должно быть предусмотрено рабочее место специалиста, оформляющего разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Организация, имеющая диагностическую станцию, должна обеспечить надлежащие условия для приема и обслуживания заказчиков. Место приема заказчиков должно быть обозначено соответствующими табличками и информационными указателями. При невозможности организации места приема заказчиков вне производственного помещения допускается организовывать его внутри данного помещения при соблюдении необходимых норм техники безопасности.

Требования к технологическим процессам проверки технического состояния транспортных средств

Технологический процесс включает определенную последовательность операций по проверке соответствия технического состояния транспортных средств, их составных частей и дополнительного оборудования требованиям технических нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды.

Проверка технического состояния транспортных средств проводится без разборки какой-либо части транспортного средства и должна осуществляться в пределах ограниченного времени (в среднем не более 30 мин на транспортное средство). Фактическое же время может изменяться в зависимости от категории транспортного средства и его технического состояния.

Параметры, проверяемые при государственном техническом осмотре транспортных средств, должны соответствовать СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки».

Проверка технического состояния транспортных средств проводится с использованием средств технического диагностирования. Перечень таких средств и требования к ним устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по согласованию с Комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Средства измерений, используемые при проверке технического состояния транспортных средств, должны пройти государственные испытания или метрологическую аттестацию и иметь свидетельство (поверительное клеймо) о государственной поверке в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Предусмотренные технологией средства технического диагностирования по постам (линиям), а также технологический маршрут перемещения транспортного средства должны обеспечивать максимально равномерное распределение по постам трудоемкости работ.

При формировании технологии производится выбор групп последовательно выполняемых операций в зависимости от используемых сооружений (например, эстакады, подъемника, осмотро- вой канавы и т.д.) или постов, оснащенных средствами технического диагностирования и гаражным оборудованием.

Состав операций может комбинироваться, а последовательность их выполнения должна соответствовать размещению оборудования и маршруту перемещения транспортных средств по постам.

Последовательность выполнения операций на каждом посту планируется с учетом минимума переходов обслуживающего персонала, в том числе спусков и подъемов из осмотровой канавы.

При оборудовании поточной линии (двух и более последовательно расположенных постов) необходимо в ее начале предусматривать выполнение технологических операций по проверке давления в шинах и других операций, выполняемых на посту с дренажем для удаления влаги с колес и подвески.

В конце технологической линии необходимо предусмотреть как завершающую операцию технологии оформление документов по результатам проверки.

Требования к персоналу, проводящему проверку технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре

Специалисты-диагносты, проводящие проверку технического состояния транспортных средств, должны иметь, как правило, высшее образование по автотранспортным или смежным специальностям, водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а также документ о прохождении подготовки по соответствующей программе. Они несут ответственность за качество проверки технического состояния транспортных средств и достоверность полученных результатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Летом 2011 года функцию проведения техосмотра передали от ГИБДД частным компаниям. Теперь каждый желающий может открыть свой техосмотр и зарабатывать на этом. Документы, требующиеся для открытия частного техосмотра следующие.

Учредительные документы (копии);
- копия паспорта индивидуального предпринимателя;
- выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- копии документов, которые подтверждают собственность сооружений (или аренду), а также средств технической диагностики с утвержденными соответствующими техническими характеристиками;
- копии документов, которые подтверждают возможность передачи информации в ЕАИС ТО;
- копии документов, подтверждающие то, что в штате организации имеется по крайней мере один технический эксперт, соответствующий необходимым утвержденным требованиям;
- копия документа, которым подтверждается, что лицо, подписавшее заявление, имеет право действовать от имени юридического лица;
- опись прилагаемых документов;
- копия платежного банковского поручения, которое подтверждает внесение оплаты за аккредитацию.

Собственник коммерческого пункта проведения техосмотра имеет возможность выбрать либо одну, либо несколько областей для аккредитации, то есть в каких категориях транспортных средств он имеет право проводить осмотр. Категории транспортных средств имеются следующие:
- мотоциклы (L);
- транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров и имеют не больше восьми сидячих мест, кроме водителя (М1);
- транспортные средства для перевозки пассажиров с более, чем восемью местами для сидения, кроме водительского, и массу не более 5 тонн (М2);
- транспортные средства для перевозки пассажиров с более, чем восемью местами для сидения, кроме водительского, и массу свыше 5 тонн (М3);
- грузовые транспортные средства массой не больше 3,5 тонн (N1);
- грузовые транспортные средства массой свыше 3,5, но не более 12 тонн (N2);
- грузовые транспортные средства с массой более 12 тонн (N3).

После поступления в РАС вашего заявления, в течение 10 рабочих дней принимается решение о выдаче аттестата или об отказе, что может быть, если заявителем поданы недостоверные данные или документы оформлены с отклонениями от требований. Если принято положительное решение, вся информация о новом операторе вносится в официальный реестр.

Согласно специальному постановлению Правительства РФ о размере платы за проведение аккредитации, вам придется уплатить 20 тысяч рублей и сверх того - по 10 тысяч рублей за каждый из пунктов техосмотра, которые указываются в заявлении. Аккредитацию необходимо ежегодно подтверждать, что обойдется в 15 тысяч рублей плюс еще раз по 10 тысяч рублей за каждый пункт техосмотра.

Если вы при начале работы фирмы выбрали какие-то области работы, а затем собираетесь расширить их количество, если вы поменяли название компании или персональные данные владельца, то предстоит переоформление аттестата аккредитации, за что необходимо доплатить 15 тысяч рублей плюс по 10 тысяч за каждый пункт ТО.

Увеличение количества пунктов техосмотра также потребует переоформления аттестата, за что придется уплатить 10 тысяч рублей и по 10 тысяч за каждый пункт, который вы указали в заявлении.

Помещение для пункта техобслуживания может быть использовано любое, лишь бы подошла площадь. Но специальное оборудование необходимо. Приказом Минпромторга России от 6 декабря 2011 года № 1677 «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня» установлен следующий состав оборудования:
- диагностическое оборудование для тормозных систем (роликовые универсальные стенды для проверки систем торможения автомобилей различной массы), площадочный универсальный стенд проверки систем торможения, средства проверки герметичности и давления в приводах тормозов, прибор для контроля эффективности систем торможения в дорожных условиях, нагружатель сцепного устройства для прицепов);
- оборудование для диагностирования рулевого управления (прибор, измеряющий в рулевом управлении суммарный люфт, тестеры для проверки люфтов в различных деталях подвески и рулевого управления);
- диагностическое оборудование для световых внешних приборов, для проверки регулировки фар и силы света;
- средства диагностики шин (линейка и штангенциркуль);
- диагностическое оборудование для двигателя и для его систем (дымомер, газоанализатор, прибор для контроля частоты оборотов и температуры масла, универсальный прибор, определяющий содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах, течеискатель, проверяющий герметичность системы питания, шумомер);
- средства диагностирования остальных элементов (прибор, проверяющий светопропускание стекло, линейка);
- компрессор, наконечники, манометр.

По данным самих владельцев бизнеса этого типа, все оборудование для проведения техосмотра автомобилей может стоить от 250 тысяч до одного миллиона рублей. Если вы приобрели какое-либо оборудование для техосмотров, но не сохранили об этом соответствующие документы, факт обладания им можно свидетельством о его проверке, которое выдает Федеральное агентство по метрологии и техническому регулированию. В регионах есть комитеты этого агентства.

С помещением и оборудованием все более-менее понятно, но по требованию о наличии в каждом пункте проведения техосмотра квалифицированного эксперта имеется много вопросов.

Технический эксперт должен отвечать определенным квалификационным требованиям. Именно он проводит диагностирование автомобилей, принимает решение, выдавать или нет талон техосмотра, и своей подписью его заверяет. Эксперт должен обладать необходимым образованием, опытом работы и навыками. Согласно Приказу Минпромторга России утверждены требования, согласно которым техническим экспертом может быть специалист, который имеет:
- профессиональное высшее образование в сфере автотранспортной деятельности, подтвержденное дипломом государственного образца, или непрофильное высшее плюс документ о повышении квалификации, или среднее профильное с дипломом о повышении квалификации. То есть высшее образование эксперта может быть не на автомобильную тематику, но должно быть получено в техническом вузе. И ему потребуется пройти курсы по программе повышения квалификации «Эксперт технического контроля и диагностики автотранспорта» с получением сертификата или диплома. В этом году еще допускается, чтобы вместо документа о повышении квалификации согласно программе «Эксперт технического контроля и диагностики автотранспорта» эксперт имел документ, подтверждающий его повышение квалификации по программе, рассчитанной для контролеров;
- водительские права и стаж вождения не менее трех лет, причем по тем категориям транспортных средств, которые ему предстоит осматривать;
- опыт практической деятельности. Эксперт должен не только иметь необходимые знания, но и обладать навыками практической работы в производственных условиях или в условиях контроли или ремонта автомобилей. Есть ограничения и по минимальному опыту - те, у кого имеется высшее образование, должны иметь стаж работы по специальности не меньше, чем два года, а те, у кого среднее образование - не меньше трех лет.

До того, как вступил в силу новый закон, при прохождении техосмотра приходилось уплачивать госпошлину (300 рублей) и стоимость техосмотра. Начиная с этого года, коммерческие пункты техосмотров берут только плату за сам техосмотр, без пошлины. Размер стоимости услуг ограничен, причем отдельно для каждого субъекта Федерации. Дороже всего техосмотр стоит в Москве и в Приморском крае. В остальных районах стоимость почти не изменилась и, в зависимости от региона и категории транспортного средства, может составлять от 100 до 2300 рублей.

Компании, которые проводят технические осмотры, имеют право самостоятельно устанавливать на свои услуги расценки, с одним лишь условием: выше максимального тарифа они быть не могут.

Операторы ТО имеют право заключать договора с РСА и с производителями бланков талонов техосмотра, так что они сами обеспечивают себя новыми бланками.

Компании, которые аккредитованы для этой работы, должны каждый день передавать в единую автоматическую систему (ЕАИС ТО) данные о техосмотрах, которые они провели, и о талонах, которые выдали. Прежде всего, эти данные необходимы для страховых компаний, поскольку полис ОСАГО теперь может быть выдан только при наличии талона о техническом осмотре, который выдается сроком на полгода. Специального программного обеспечения для передачи данных не потребуется: она производится через сайт ГИБДД.

Действие аттестата может приостанавливаться, если, например, при передаче сведений в ЕАИС ТО вы совершили ошибку, нарушили принятую процедуру прохождения техосмотра или же не сумели пройти ежегодную процедуру, подтверждающую, что ваш пункт соответствует установленным требованиям. Если таких нарушений будет два в течение года, аттестат подлежит аннулированию.

Большинство пунктов технического осмотра открываются при уже существующих автомастерских. Закон не ограничивает совмещение этих видов деятельности. Владелец пункта техосмотра не имеет права проводить техосмотр своего транспортного средства, так как основанием для проведения техосмотра является договор, а заключить договор с самим собой нельзя. В бумажном виде этот договор не существует, так как оплата услуг по проведению осмотра является подтверждением факта заключения договора.

Наименьший стартовый капитал, с которым можно открывать свой пункт проведения техосмотров, составляет 500 тысяч рублей. Если других источников прибыли нет (к примеру, автомастерской), эти вложения окупятся за один год.

В 2012 году правительством РФ был принят закон, согласно которому органам ГИБДД запретили проводить техосмотр автомобилей, переложив эту процедуру на частные организации.

Эта новость стала сигналом для многих предпринимателей, которые с радостью взяли на себя обязательства по проведению технического осмотра авто. Для того что бы заниматься этой деятельностью необходимо наличие специального документа-аттестата аккредитации Российского союза автостраховщиков (РАС). Что бы получить этот аттестат нужно отправить в РАС письменное обращение, прилагая следующие документы:

  • копия паспорта;
  • копии учредительных документов;
  • копия выписки из реестра ЕГРЮЛ;
  • копии документов, подтверждающих права на владение помещением и оборудованием;
  • копию документа, подтверждающего возможность передачи сведений в ЕАИС ТО;
  • копию документа о подтверждении квалификации сотрудников;
  • копию документа, дающего право осуществлять деятельность от имени юрлица;
  • лист с описью всех прикреплённых документов;
  • чек(копия), подтверждающий оплату за аккредитацию;

Аккредитация зависит от категории транспортного средства. Эта процедура платная-20 тыс руб.(плюс по 10 тыс руб. за каждую точку техосмотра). Так же вам будет необходимо каждый год подавать сведения о соответствии всем требованиям аккредитации, за что придётся платить 15 тыс. руб.

Решение о выдачи аттестата выносится по истечению 5-10 дней. Организация имеет право отказать в аккредитации, если посчитает, что переданные документы не достоверны или не соответствуют требованиям.

Если ваша компания решила сменить своё название, собственника, или же переквалифицироваться на другие категории автомобилей, то это потребует переоформления аттестата аккредитации, что повлечёт дополнительные расходы в размере 15 тыс. руб.При увеличении точек техосмотра так же придётся заплатить по 10 тыс руб. за каждую.

Помещение для пункта технического обслуживания подобрать не сложно, но вот к оборудованию предъявляются определённые требования. Эти требования прописаны в приказе Минпромторга России № 1677 от 6 декабря 2011 г. «Об утверждении основных технических характеристик средств технического диагностирования и их перечня».

Список необходимого оборудования для проведения технического осмотра

  • стенды для диагностики систем торможения под автомобили с разной массой;
  • приборы, позволяющие измерить люфт руля;
  • оборудование для проверки световых приборов(правильность регулировки и сила света фар);
  • средства для технической диагностики шин(линейки, штангенциркули);
  • ряд приборов для диагностики систем двигателя(шумомер, прибор для выявления негерметичных участков, прибор для измерения количества оборотов и температуры масла двигателя, дымомер, газоанализатор);
  • средство для диагностики светопропускной способности стекол;

По утверждению владельцев пунктов технического обслуживания стоимость оборудования составляет примерно от 400 тыс. руб до 1 млн. руб в зависимости от его новизны и качества. Если у вас на руках нет документов, подтверждающих факт владения диагностическим оборудованием, то можно обратиться в агентство по техническому регулированию и метрологии, где вам предоставят нужные документы.

Если вы определились с выбором помещения и подбором оборудования, то теперь осталось найти подходящего квалифицированного сотрудника. А вот тут могут возникнуть вопросы.

К работе в сервисе техосмотра допускается только человек с соответствующим образованием и со стажем работы. Требования к специалисту подробно описаны в приказе Минпромторга России № 1664 от 1 декабря 2011 года «Об утверждении квалификационных требований к техническим экспертам».

Если более конкретно, то специалист технического осмотра должен иметь:

  • водительское удостоверение со стажем работы от 3-х лет
  • высшее образование по автотранспортной специальности(допускается среднее образование совместно с дипломом повышенной квалификации)
  • практический опыт работы обязателен(для специалистов с высшим образованием-от 2-х лет, а для специалистов со средним образованием-от 3-х лет)

Изначально плата за проведение техосмотра состояла из двух частей-пошлины в размере 300 руб. и самой процедуры технического осмотра, которая разнилась по стоимости в зависимости от региона, но потом госпошлину отменили.

Владелец пункта техосмотра вправе сам устанавливать цену за предлагаемые услуги, однако стоимость не может превышать определённой фиксированной величины, установленной законом. Средняя цена за прохождение технического осмотра составляет 1800 руб.

Владелец пункта ТО обязан регулярно подавать сведения о проведённых осмотрах автомобилей в единую автоматизированную систему (ЕАИС ТО). Сведения подаются через официальный сайт ГИБДД. Делать это нужно для того, что бы хозяин автомобиля смог потом получить страховку по «ОСАГО».

В случае нарушений с вашей стороны, если таковые будут выявлены, сначала последует предупреждение, а после повторного замечания аккредитации незамедлительно лишат. Поэтому думайте в первую очередь о будущем, а не о кратковременных деньгах.

Бывают случаи когда владельцы техсервисов открывают пункты технического осмотра как дополнение, что не противоречит закону. Следует отметить, что хозяин точки техосмотра не вправе проводить осмотр собственного автомобиля.

Что бы открыть свой собственный пункт технического обслуживания автомобилей нужно вложить 650 тыс. руб. Приблизительный срок окупаемости около года.

Реформа системы техосмотра открыла новые возможности для доступа на этот рынок. Стать оператором ТО, при наличии соответствующей экспертно-технической базы, теперь могут все желающие. О том, как нововведения отразятся на работе действующих автосервисов, и о том, как не упустить "вакантные места" в новом сегменте, речь пойдет ниже.

Плюсов больше, чем минусов

Один из наиболее противоречивых аспектов новой системы технического осмотра транспортных средств заключается, собственно, в самой трактовке возникшей ситуации. Так, многие считают, что она стала хуже, чем прежде. В обществе сформировалось мнение, что страховщики все монополизировали, внедрили деформирующие закон схемы, а коррупция превзошла все мыслимые пределы, существовавшие до изменения порядка ТО. Преимущественно это голоса операторов техосмотра, которые переместились в новую инфраструктуру из прежней системы, сформированной МВД России в соответствии с Постановлением N 880 Правительства РФ.
А пока со всеми обстоятельствами возникших злоупотреблений (вроде выдачи талонов техосмотра без фактического проведения технического диагностирования) разбираются соответствующие органы, так называемые старые операторы несут убытки. С одной стороны - это потери от моратория на проведение проверок автомобилей, введенного в июне 2011 г. (Постановление Правительства РФ N 413). С другой - от новоявленных интерпретаций Федерального закона N 170-ФЗ, когда автовладельцам проще обойти закон и сделать техосмотр по "кривой" схеме. Ибо главное здесь - получить , потому что за его отсутствие предусмотрен ощутимый штраф.
Вместе с тем у нового механизма ТО есть свои плюсы. Судите сами: у владельцев автомобилей появилась возможность прохождения технического осмотра в любой точке страны вне зависимости от места регистрации автомобиля и, соответственно, вне зависимости от пристрастий инспектора ГИБДД. Технический осмотр стал существенно дешевле - предельная плата за него доступна любому автовладельцу. Сегодня цена проверки техсостояния во многих регионах России едва ли превышает 300 - 400 руб., то есть стоимость десяти - пятнадцати литров топлива.
Кроме того, Законом предусмотрены санкции против недобросовестных участников системы техосмотров вплоть до лишения документа об аккредитации. При этом если автовладелец считает, что пункт ТО нарушает его права, он вправе отказаться от таких услуг, обратиться в другой пункт для прохождения техосмотра, а также пожаловаться на незаконные действия оператора. Еще одна позитивная новация Федерального закона N 170-ФЗ, которую также хотелось бы отметить: теперь мы знаем всех участников рынка техосмотра, что называется, в лицо. Благодаря открытости информации в реестре операторов, который ведет Российский союз автостраховщиков (РСА), мы понимаем, кто занимается техосмотром, где расположены пункты ТО, а главное, сколько их. Кстати, именно эта норма Закона выявила, что операторов ТО в прежние годы явно не хватало (в пропорции к объему российского автопарка). Данный факт, собственно, и порождал недовольство автовладельцев и стимулировал появление теневого рынка продажи талонов гостехосмотра.
Сейчас, буквально с самого первого дня вступления Федерального закона N 170-ФЗ в силу, инфраструктура пунктов ТО динамично развивается, что можно отчетливо проследить по росту количества операторов ТО в реестре РСА.

Пропуск на рынок

Благодаря реформе техосмотра доступ на этот рынок получили новые игроки, среди которых ключевое место по праву принадлежит действующим предприятиям техобслуживания, или автосервисам. Опыт работы, наличие специалистов и материально-технической базы позволяют им попасть на рынок техосмотра легче, чем предпринимателям, которые хотят организовать такой бизнес с нуля.
Поэтому для предприятий технического сервиса реформа ТО - это исторически значимый момент (как известно, по прежнему законодательству в рамках Постановления Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 880 права участвовать в проведении техосмотра автомототранспорта они не имели).
Перейдем к вопросам практической реализации пункта ТО. Для того чтобы получить разрешение на проведение технического осмотра, существуют Правила аккредитации, зафиксированные в Приказе Минэкономразвития России от 28 ноября 2011 г. N 697. Правила в принципе просты и умещаются в нескольких строках:
а) наличие в собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования;
б) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную систему технического осмотра;
в) наличие в штате не менее одного технического эксперта.
Следует признать, что аккредитация является сложным и многогранным процессом, кроссированным из множества нормативных правовых документов. И в этом, как показывает практика, заключается принципиальное затруднение для независимых автосервисов. В силу ограниченности своих материально-технических ресурсов многие не в состоянии содержать в штате квалифицированных юристов, а для некоторых директоров СТОА нормативные акты - просто дремучий лес.
В организационном плане создание пункта техосмотра отнюдь не быстрый процесс. Если вы стартуете "с нуля", чисто технологически цикл получения аккредитации занимает 3 - 6 месяцев. За это время необходимо реализовать несколько ключевых задач.
Во-первых, надо заказать, купить, смонтировать и запустить в эксплуатацию необходимое диагностическое оборудование. В России несколько поставщиков данной продукции, и они сейчас перегружены заказами. Соответственно, увеличиваются сроки поставки и монтажа. Стоимость среднего комплекта оборудования составляет от одного (российского производства) до двух миллионов рублей (импорт), если речь идет о линии технического контроля легковых автомобилей категории М1.
Во-вторых, надо принять на работу и включить в штат технических экспертов, а это непростая задача, так как в новом законодательстве требования к специалистам пунктов ТО существенно выросли. Технические вузы достаточно оперативно откликнулись на новые веяния, и сейчас они готовы предложить учебные курсы по программе "Эксперт по техническому контролю и диагностике автомототранспортных средств" в полном соответствии с требованиями Приказа Минпромторга России от 1 декабря 2012 г. N 1664.
Количество техэкспертов на пункте ТО зависит от региона аккредитации, количества диагностических линий и постов технического контроля, а также от требований трудового законодательства РФ. В соответствии с Приказом Минфина России N 155-н нормативы обеспечения бланками ТТО и МСТО и, соответственно, пропускная способность пункта техосмотра ограничены фондом рабочего времени, установленным законом. Иначе говоря, запрещено одному техэксперту трудиться 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году без перерывов и выходных, выдавая рекорды по количеству проверок ТС в единицу времени.
В-третьих, надо создать систему документирования и передачи данных по проверкам транспорта. С этим вопросом легче, поскольку компьютеры и выход в интернет сейчас есть у всех.
В-четвертых, на заключительном этапе всего процесса подготовки необходимо собрать воедино и направить документы заявителя на аккредитацию в РСА. В реальности этот комплект представляет собой увесистую папку, но это фактически ваш пропуск в инфраструктуру техосмотров с получением права принимать решения о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении.

На рынке есть "вакантные места"

Очевидно, что новая система техосмотров не может сформироваться в один миг. Согласно действующим положениям Федерального закона предусмотрен переходный период до 1 января 2014 г. Станции государственного техосмотра и пункты ТО, которые работали по Постановлению N 880 и имели договоры с территориальными подразделениями МВД, должны до указанного срока пройти аккредитацию. А пока они входят в реестр РСА в упрощенном заявительном порядке. Сегодня таких пунктов 2715 единиц по всей России. К ним следует добавить 434 новые станции ТО, прошедшие полный цикл аккредитации в РСА (по состоянию на 15 марта 2012 г.). Чтобы ответить на вопросы, достаточно ли такого количества станций ТО и есть ли коммерческий интерес принять участие в регистрации новых пунктов ТО, важно подчеркнуть следующее. В свое время была установлена пропорция, что на одну диагностическую линию должно приходиться 10 тысяч проверок автомототехники в год. На сегодняшний день в России зарегистрировано 48 млн транспортных средств. Исходя из устоявшихся нормативов, количество линий технического осмотра должно быть как минимум 4800 единиц. В настоящий момент существует уже более 3000 пунктов ТО. Сейчас новых операторов прибавляется 5 - 7 в день. Если подобная динамика будет сохраняться, к концу года мы сумеем подойти к минимально необходимому количеству пунктов техосмотра. При этом не могу не вспомнить, что РСА ранее заявляло о необходимости создания 10 000 пунктов на территории России.
Что же касается коммерческой стороны дела, то для автосервисов участие в системе ТО несет следующие преимущества: помимо непосредственного зарабатывания денег за счет проведения проверок техсостояния, оператор техосмотра реализует полисы ОСАГО (попутно и каско, а также иных страховых продуктов) и получает комиссионное вознаграждение от страховщиков. В данной ситуации формируется определенный клиентский поток на восстановительный ремонт после ДТП, и это тоже дополнительный доход, поскольку, увы, без аварий мы ездить пока не научились. Ну а в целом организация пункта техосмотра - это очевидный вклад в расширение спектра предлагаемых на сервисных станциях услуг и эффективное средство для удержания и расширения клиентской базы. Так что вакантные места в новой системе техосмотра еще есть, но при этом рекомендую автосервисам, которые только размышляют об участии в данной инфраструктуре, не медлить с принятием решения.
Ассоциация НАПТО, выполняя организационно-методические функции, находится на стороне интересов предприятий техобслуживания и ремонта, которые долгие годы были лишены возможности участия в техосмотре автотранспорта. С другой стороны, мы подтверждаем свою приверженность формированию правильной, эффективной инфраструктуры ответственных операторов техосмотра. Ведь речь идет о проверке весьма опасной продукции под названием автомобили, автобусы и мотоциклы.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча