22.02.2022

Кто такой, черт возьми, этот Бэнкси? Все фото картин, уличных работ и инсталляций Banksy на одной странице - (инфа обновляется) Художник бэнкси биография смотреть онлайн


Великой мистификацией называют биографию этого загадочного художника. Эта личность окутана тайной, слухами и домыслами. А творчество, представленное современным жанром стрит-арта, привлекает миллионы почитателей в мире. Бэнкси совершил прорыв, не только доказав, что творить можно на условиях полной анонимности. Его заслуга также в том, что об уличном жанре граффити впервые заговорили в контексте современного искусства.

Личность

Ни один искусствовед не знает с уверенностью, кто скрывается за творческим псевдонимом Бэнкси. Но на право называться наиболее достоверными претендуют три версии.

Согласно первой, реальное имя граффити-художника Роберт Бэнкс, и это, собственно, вся версия. А вот вторая теория построена на целом расследовании, которое провели ученые из Лондонского университета королевы Марии. Предполагается, что Бэнкси, он же Роберт или Робин Каннингем, родился в британском Бристоле в 1974 году.

Увлечение граффити и характер бунтаря привели к тому, что к концу 90-х рисунки райтера стали демонстрировать, помимо хорошей техники, и глубокий смысл тех или иных социальных явлений, их значения для общества и для отдельного человека. Властям это, конечно, не понравилось, поэтому уход от полицейской погони стал для уличного художника обычным делом.


В этой связи и были придуманы трафареты, являющиеся фирменным стилем творчества Бэнкси. Их использование помогало действовать молниеносно. И часто к моменту, когда полицейская сирена уже слышалась в опасной близости, художник успевал скрыться в ближайшей подворотне, пряча в карман баллончик с краской.

По мере ожесточения преследования творчество граффити-мастера становится более злободневным. Люди замечают иронично-философские зарисовки, снимают, фотографируют. Вскоре о Бэнкси заговорили уже в других европейских городах, а потом и по другую сторону океана.


Третья версия, авторство которой принадлежит британскому журналисту Крейгу Уильямсу, гласит: «Бэнкси – не кто иной, как Роберт Дель Ная, солист трип-хоп-группы ‎Massive Attack из Бристоля» (опять Бристоль!). В этой теории журналист укрепился, обнаружив появление работ Бэнкси в местах выступлений группы, в каком бы городе мира они не проходили.

Всего Уильямс заметил 10 таких совпадений за 12 лет. В поддержку гипотезы говорит и тот факт, что Дель Ная тоже увлекается граффити и создает их с 80-х годов. Сам музыкант заявил, что к личности Бэнкси не имеет никакого отношения. Также Уильямс считает, что творчество Бэнкси может быть коллективным.

«Такой огромный объем работы позволяет это предположить», - сказал он.

Творчество

Работ Бэнкси действительно великое множество. Самые резонансные из них - своеобразные реплики в ответ на те или иные общественные события и настроения. Так, в 2006 году художник выставил в Лондонском Сохо инсталляцию в виде покореженной красной телефонной будки, «зарубленной» топором. В попытке расшифровать послание зрители разделились на два лагеря. Первые ругали художника за покушение на классический символ Лондона, вторые восхищались изящным способом «поностальгировать» по эпохе живого общения.


Критикуя всепоглощающую эпоху потребления, Бэнкси рисует распятого с пакетами для покупок, плачущую девочку, ведомую за руки двумя символами Америки – и клоуном .

Часты в произведениях (а сегодня их называют уже так) обращения к моральной стороне общества. Ярко иллюстрируют эти посылы работы «Целующиеся констебли» (2004) и «Голый человек» (2006). Первая выполнена в лондонском Брайтоне, рядом с Трафальгар-стрит, и в 2014 году была продана с аукциона в Майями за $ 575 тыс.


Присущи духу Бэнкси и совершенно хулиганские выходки. Например, в 2004 году он нарисовал и напечатал пачку 10-фунтовых купюр, на которых вместо королевы изобразил лицо трагически погибшей . Банкноту украсила надпись «Banksy of England».

Значительную часть работ Бэнкси, как в начале пути, так и сейчас, посвящает вопросам мира, критикуя военные конфликты и политические провокации. Перечислять тут можно много: «Букет» (Иерусалим, 2003), на которой изображен бунтарь, бросающий букет цветов вместо зажигательной смеси; «Голубь мира в бронежилете» (2007), «Девочка с бомбой» (2003).


Как видим, пик граффити-творчества приходится на начало 2000-х годов. В это же время приходит и признание работ Бэнкси. Из уличного хулигана и вандала он превращается в гения социального поп-арта. Картины и рисунки автора охотно скупают знаменитости и коллекционеры всех мастей, они уходят с арт-торгов за баснословные суммы.

Так, в 2008 году работа «Борьба с вредителями», созданная в соавторстве с британским художником Дэмиеном Херстом, продана на аукционе в Нью-Йорке за рекордную сумму в 1 миллион 870 тысяч долларов.


В 2010 году Бэнкси представил авторский документальный фильм «Выход через сувенирную лавку» на международном кинофестивале в Берлине (Берлинале). Главное действующее лицо картины – режиссер, снимающий фильм о граффити-искусстве, беседует с представителями этого жанра. Примечательно, что в кадре появляется сам Бэнкси, однако лицо его скрыто тенью от капюшона.


В 2015 году художнику становится тесно в рамках существующего направления, и он инициирует выставку-пародию на «Диснейленд». Бэнкси разворачивает экспозицию в курортном британском городе Уэстон-сьюпер-Мэре и называет ее «Дисмаленд» (английское dismal - «гнетущий, мрачный»).

Антураж «Дисмаленда» действительно создает угнетающее впечатление: вместо ярких дворцов тут обгоревшие руины готических замков, сказочные кареты перевернуты, а бассейны заросли болотной тиной.

Бэнкси сегодня

Среди свежих политически-резонансных работ художника – написанная в 2017 году граффити-иллюстрация, на которой рабочий стирает одну звезду с флага Евросоюза. Так автор выразил отношение к выходу Великобритании из Евросоюза.

Полная противоречий личность художника и ореол таинственности вокруг его персоны только подогревают интерес к работам. Сегодня их можно увидеть в галерее Lilley Fine Art (Ирландия), музеях современного искусства и частных коллекциях во всем мире. Галерея работ представлена и на официальном сайте.

Кстати, в разделе обратной связи сообщается, что Бэнкси нет в «Твиттере» и «Фейсбуке», а вот в «Инстаграме» есть верифицированный аккаунт. Для прочих вопросов на сайте оставлен адрес электронной почты.


Попытки установить личность великого мистификатора не утихают. В 2017 году Интернет наводнила фейковая новость о том, что личность Бэнкси установлена, якобы им оказался 35-летний Пол Хорнер из Ливерпуля, арестованный на выставке в Палестине. Серьезные СМИ проигнорировали сообщение. Так что подлинное разоблачение Бэнкси еще впереди.

Работы

  • 2002 – «Девочка с красным шаром»
  • 2002 – «Криминальное чтиво»
  • 2004 – «Целующиеся констебли»
  • 2004 – «Напалм»
  • 2006 – «Труп телефонной будки»
  • 2006 – «Голый человек»
  • 2007 – «Борьба с вредителями»
  • 2007 – «Голубь в бронежилете»
  • 2011 – «Шопинг до упаду»
  • 2013 – «Рабский труд»
  • 2015 – «Стив Джобс»

К новостям, начинающимся со слов «Британские ученые...», принято относиться с долей скепсиса, но на этот раз им, кажется, действительно удалось сделать открытие. Специалисты из колледжа Королевы Марии Лондонского университета вычислили Бэнкси — самого популярного уличного художника в мире. В этом им помог метод географического профилирования — системный анализ мест, где граффитист создавал свои работы.

Аналогичный способ используют, в частности, полицейские, охотящиеся за серийными убийцами: метод географического профилирования предполагает, что преступники совершают правонарушения недалеко от своего места жительства. Соответственно, анализ географии преступлений позволяет обнаружить место жительства злоумышленника, а также места, которые он чаще всего посещает.

Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. За основу исследования была принята гипотеза, что Бэнкси — это выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем, о котором СМИ писали еще шесть лет назад. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем.

опыт может в дальнейшем быть применен для анализа «незначительных преступлений, связанных с терроризмом», каковыми, по их мнению, являются граффити.

Предполагается, что географическое профилирование может способствовать предотвращению и более серьезных преступлений, в том числе и террористической направленности.

Бэнкси начал заниматься граффити в конце 1990-х годов и довольно долгое время действовал как обычный райтер (уличный художник), но со временем его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так и было дано начало неповторимому стилю Бэнкси — монохромным рисункам (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета) на остросоциальную тематику. Своеобразной визитной карточкой Бэнкси стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что

этого зверя художник выбрал неслучайно — слово «rat» (крыса) является анаграммой слова «art» («искусство»).

Правда, в своей книге «Wall and Piece» Бэнкси признался, что этот факт «дошел» до него спустя годы, после того, как он стал изображать грызунов на стенах городов.

Начав свою творческую деятельность в английском городе Бристоль, Бэнкси в последние годы значительно расширил географию и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира.

Его работы сейчас настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах

(в среднем они оцениваются в сумму свыше $500 тыс.). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.

Граффити «Рабский труд» Бэнкси, вырезанное из стены и проданное на частном аукционе

В последнее время Бэнкси не ограничивается граффити и также занимается перформансами и масштабными инсталляциями — в прошлом году художник открыл парк «Дисмаленд» (от английского dismal, что означает «угрюмый», этакий анти-Диснейленд). Кроме того, в 2011 году Бэнкси получил номинацию на премию «Оскар» за лучший документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», рассказывающий не столько о Бэнкси, сколько о восхождении художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). К слову, после выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино «пасхальные яйца», которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили слухи, что «в миру» Бэнкси работает мясником, а также что под псевдонимом Бэнкси работает целая группа художников.

Личность Бэнкси (Banksy), неуловимого уличного художника, которому удалось подняться до статуса суперзвезды за последние 20 лет, остается до сих пор не известной широкой публике. Вокруг его биографии ведется немало споров, однако, это не останавливает талантливого художника от продажи произведений искусства на миллионы долларов и создания документальных фильмов и книг о своем творчестве.

По одной из главных версий, Бэнкси родился в английском городе Бристоль в 1974 году. В 90-х годах полностью посвятил себя граффити, но со временем его творчество становилось более масштабным, а отношения с полицией всё более сложными. Чтобы экономить время и меньше подвергать себя риску быть пойманным, художник стал использовать в качестве одного из главных инструментов в своей работе трафарет.

В 2010 году Бэнкси принял участие в Берлинале — Берлинском международном кинофестивале, пройдя инкогнито по красной дорожке. Представленный на фестивале, первый полнометражный фильм в карьере Бэнкси — «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop) — был номинирован в 2011 году Американской киноакадемией на в категории «Лучший документальный полнометражный фильм».


В январе 2011 года пресса пестрила заголовками о том, что на eBay был выставлен оригинальный лот - клочок бумаги с написанным на ней настоящим именем Бэнкси. Продавец из Америки, скрывающийся под псевдонимом, указал в описании лота следующее:

«Если вы победите в этом аукционе, то я вышлю вам почтой клочок бумаги с настоящим именем Бэнкси. Мне удалось раскрыть его личность, сверяя данные о продажах его работ с налоговыми записями. Больше деталей я не раскрою. Победитель аукциона станет единственным в мире человеком, с которым я когда-либо поделюсь этой информацией. На бумаге будет указано только имя и ни слова больше. Я даю вам 100% гарантию, что это наиболее вероятное имя Бэнкси. Предыдущий аукцион был закрыт самим eBay из-за того, что я продавал что-то «нематериальное». Теперь это физический объект.»

Стартовая цена лота составляла всего 3000 долларов. После 38-й ставки цена достигла $999 999, но по неизвестной причине лот был удален из торгов.

В октябре 2013 года Бэнкси устроил «тайную» продажу своих работ неподалеку от Центрального парка в Нью-Йорке. Прохожие совершенно свободно могли приобрести любую картину всего за 60$. Люди даже не подозревали о том, что все представленные работы - подлинники, реальная цена каждого из которых составляла не менее 30 000 $.

В конце августа 2015 года Бэнкси открыл одну из самых крупных своих — сатирическую выставку с элементами парка развлечений Dismaland, главная тема которой была посвящена острым социальным проблемам и апокалиптической тематике.

В марте 2017 года после продолжительного творческого затишья Бэнкси вновь громко заявил о себе, открыв в израильском городе Вифлеем , всего в нескольких метрах от бетонной стены, разделяющей Израиль и Палестину.


Интригующие стрит-арт работы Бэнкси сегодня можно встретить в различных городах и на улицах по всему миру. Вот лишь небольшая их часть:


«Криминальное чтиво». © Бэнкси

Бэнкси (Banksy) уже давно является самым известным уличным художником в мире - с этим трудно поспорить. Его работы постоянно появляются на улицах и в галереях разных стран, и при этом ему до сих пор удается сохранять анонимность. Тайна личности Бэнкси еще больше подогревает интерес как к самому художнику, так и к его творчеству. В 2008-м году журналистка Клаудиа Джозеф (Claudia Joseph) опубликовала в английской газете The Mail On Sunday под заголовком: «Граффити-художник Бэнкси разоблачен: это - бывший ученик государственной школы из пригорода, в котором живут люди среднего класса». Мы предлагаем вашему вниманию перевод этого интересного и весьма основательного журналистского расследования.

«Метатель цветов». © Бэнкси

Наверное, он является самым известным из ныне живущих художников. Кто-то считает его гением, кто-то - вандалом. Он всегда противоречив, и в равной степени вызывает восхищение и гнев. С тех пор, как Бэнкси прославился своими «партизанскими» рисунками, созданными при помощи трафаретов, в общественных местах: на стенах в Лондоне, Брайтоне, Бристоле и даже на Западном берегу реки Иордан, - его работы продаются за сотни тысяч фунтов. Среди его коллекционеров - десятки звезд: Брэд Питт, Анджелина Джоли и Кристина Агилера.

Он также прославился смелыми выходками, которые попадали в заголовки газет: так, он оставил в калифорнийском Диснейленде надувную куклу, одетую как заключенный Гуантанамо , и повесил в Лувре репродукцию Моны Лизы со «смайлом» вместо лица. Но, пожалуй, самой большой провокацией, которая постоянно будоражит умы общественности, является то, что личность Бэнкси всегда была загадкой, ревностно охраняемым секретом, известным лишь нескольким проверенным друзьям.

Личность Бэнкси обросла мифами. Будто бы его настоящее имя Робин Бэнкс (Robin Banks). Что он раньше якобы был мясником. Что его родители не знают, чем занимается их сын, и думают, что он - очень успешный художник и декоратор. Также существует гипотеза, что Бэнкси - это на самом деле коллектив художников, а человека с таким именем не существует. Личность Бэнкси вызывает такое любопытство, что, когда он выбрасывает коробку из-под пиццы в мусорный бак в Лос-Анджелесе, она появляется на сайте eBay: человек, выставивший ее на аукцион, считает, что на оставшихся в коробке анчоусах могут быть следы ДНК художника.

© Бэнкси

Он - Алый Первоцвет (The Scarlet Pimpernel - герой одноименного романа Эммы Орицы о британском шпионе-аристократе, который действовал на территории Франции в эпоху Террора - прим. ред. ) современного искусства, который так искусно заметает следы, что даже его агент утверждает, что не уверен в том, кто он. Действительно, установить личность неуловимого Бэнкси оказалось так же непросто, как и предсказать место, в котором появится его следующая работа. Но сейчас, после изматывающего расследования, которое длилось год и в ходе которого мы пообщались с десятком друзей, бывших коллег, врагов, соседей и с членами семьи Бэнкси, газета The Mail On Sunday вплотную подошла к разгадке личности Бэнкси. Человек, которого мы считаем Бэнкси, вовсе не хулиган из микрорайона в центе города, а, возможно вполне предсказуемо, бывший ученик государственной школы из пригорода, в котором живут люди среднего класса.

Наши поиски начались с фотографии, которая была сделана на Ямайке: на ней запечатлен улыбающийся человек в синей рубашке и джинсах, у ног которого стоит баллончик с краской. Снимок был сделан четыре года назад (в 2004-м году - прим. ред. ), и считается, что на нем изображен Бэнкси за работой. Когда фотография попала в печать, она оказалась первой трещиной в броне анонимности, которой художник окружил себя с тех пор, как его работы начали привлекать внимание людей из мира искусства. Естественно, Бэнкси заявил, что на фотографии изображен не он. Кстати, Бэнкси и все его окружение постоянно все отрицают.

«Смейтесь, но когда-нибудь мы будем у власти». © Бэнкси

© Бэнкси

Вооружившись этим снимком, мы отправились в Бристоль, который, как давно известно, является родным городом художника, и встретились с человеком, который утверждал, что лично встречался с Бэнкси. Конечно, многие утверждают, что лично встречались с Бэнкси, но когда ты начинаешь задавать вопросы, оказывается, что они «знают кого-то, кто знаком с Бэнкси», и след теряется. Однако этот человек рассказал, что не только был знаком с неуловимым художником, но и открыл нам его имя. История стала захватывающей, так как имя не было обычной вариацией на тему «Бэнкса». Он утверждает, что человека, изображенного на фотографии, раньше звали Робин Ганнингхэм (Robin Gunningham): не нужно богатого воображения, чтобы догадаться, как из этого имени получился псевдоним «Бэнкси» (Ben - сокращенный вариант имени Robin - прим. ред. ).

Из данных, находящихся в открытом доступе, нам удалось почерпнуть кое-что еще. Отец Робина, Питер Гордон Ганнингхэм (Peter Gordon Gunningham, 1942), - пенсионер, бывший руководитель отдела контрактов, живет в районе Уайтхолл в Бристоле. Мать - Памела Энн Доукин-Джоунс (Pamela Ann Dawkin-Jones, 1941) - работала секретарем и никогда не была за пределами бристольского района Клифтон . Сейчас она работает в доме престарелых. Пара поженилась 25 апреля 1970 года в методистской церкви Кингсвуд Уэсли (Kingswood Wesley Methodist Church). 8 февраля 1972 года в Бристольском родильном доме у них родилась дочь Сара. К этому времени Питера повысили, и семья купила свой первый дом - квартиру в двухквартирном доме в Бристоле.

© Бэнкси

Дом, в котором в детстве жил Робин Ганнингхэм

28 июля 1973 года в том же роддоме появился на свет Робин. По свидетельствам соседей, в раннем возрасте мальчик перенес операцию, так как родился с расщепленным нёбом. Когда Робину исполнилось десять, семья переехала в дом побольше на той же улице: именно там прошли школьные годы Робина и началось его увлечение граффити. Сосед, Энтони Хэллетт (Anthony Hallett), помнит, как пара, только поженившись, приехала на эту улицу и прожила на ней до 1998-го года. После этого они развелись. Когда мы показали г-ну Хэллетту фотографию с Ямайки, он сказал, что человек на снимке - Робин Ганнингхэм.

В 1984-м году, в возрасте одиннадцати лет, Робин носил черный пиджак, серые брюки и галстук в полоску и ходил в известную Бристольскую кафедральную школу (Bristol Cathedral School), обучение в которой сейчас стоит 9 240 фунтов в год, а среди бывших учеников - модель Софи Эндертон (Sophie Anderton). Трудно представить себе Бэнкси, который всегда выступает против власти, учеником государственной школы, бродящим по зданию бывшего монастыря XVII века, с его внутренним двором, галереями и богослужениями в древнем соборе. Тем не менее, когда мы нашли школьную фотографию 1989-го года, оказалось, что Робин Ганнингхэм заметно похож на человека, изображенного на снимке с Ямайки. К тому же люди, которые учились вместе с Робином, вспоминают, что он был очень одаренным художником. Скотт Нёрс (Scott Nurse) - страховой агент, учившийся в одном классе с Робином, сказал: «Он был одним из трех ребят в нашей параллели, невероятно одаренных в плане искусства. Он рисовал много иллюстраций. Я совсем не удивлюсь, если он и есть Бэнкси. Еще он был в команде по регби и, кажется, играл в хоккей».

Робин Ганнингхэм в школе, 1989 г.

Бристольский кафедральный собор и кафедральная школа

В одном из своих редких интервью, которые Бэнкси всегда дает анонимно, художник признался, что увлекся граффити еще в школе. В 1983-м году нью-йоркская хип-хоп группа Rock Steady Crew побывала в Европе с турне: они выступали на ежегодном британском гала-концерте Royal Variety Performance вместе с граффити-райтерами. Их выступление оказало неизгладимое впечатление на из будущей группы Massive Attack и на Ника Уокера (Nick Walker), который сейчас является широко известным художником и дизайнером, создавшим декорации для фильмов «С широко закрытыми глазами» (Eyes Wide Shut - последний фильм Стэнли Кубрика, 1999 г. - прим. ред. ) и «Судья Дредд» (Judge Dredd - фантастический боевик режиссера Дэнни Кэннона, снятый в 1995-м году - прим. ред. ).

Говорят, что увлечение Бэнкси искусством испортило отношения с семьей. Вот, что рассказал бывший сосед, г-н Хэллетт: «Их семья всегда была очень приятной. Я не уверен, но, мне кажется, что Робин был граффити-художником. Он работал на других и месяцами не появлялся дома. Он вел бродячий образ жизни. Я не буду утверждать, что он сошел с рельсов, но отношения с семьей у него испортились. Скорее всего, это случилось из-за того, что он не оправдал их ожиданий. После того, как он ушел из дома, он просто исчез».

© Бэнкси

В 1985-м году в бристольской Arnolfini Gallery прошла выставка под названием «Граффити-искусство в Британии» (Graffiti Art In Britain): во время мероприятия райтеры рисовали прямо на стенах галереи и выступала хип-хоп группа The Wild Bunch, которая позднее стала известна как Massive Attack . В интервью, которое Бэнкси дал в 2006-м году журналу о поп-культуре Swindle , художник сказал: «Я - родом из небольшого городка на юге Англии. Когда мне было лет десять, парень по кличке постоянно рисовал на улице. Думаю, он побывал в Нью-Йорке и привез оттуда граффити. Я вырос, глядя на граффити на улицах Бристоля за долго до того, как увидел граффити в журналах или на компьютере. 3D бросил рисовать и создал группу Massive Attack: для него это, наверное, было хорошо, а вот для города это была потеря. В школе мы все обожали граффити. Мы рисовали в автобусе по дороге домой. Буквально все занимались граффити».

© Бэнкси

© Бэнкси

В шестнадцать лет Робин Ганнингхэм, сдав выпускные экзамены и получив аттестат, занялся уличным искусством. На следующий год в рамках операции «Андерсон» полицейские, работавшие под прикрытием, арестовали семьдесят два уличных художника по всей Британии и предъявили им обвинения в нанесении ущерба. В числе арестованных был Том Бингл (Tom Bingle), также известный как Инки (Inkie), - граффити-художник, который считается соратником Бэнкси и сейчас является главой дизайнерского отделения в компании Sega, занимающейся производством компьютерных игр. Бингла судили, но в итоге оправдали. Робина Ганнингхэма не арестовывали. Нет в записях и упоминаний о Бэнкси. Сам художник признался, что стал экспертом в деле уклонения от встреч с полицией.

© Бэнкси

В своей книге «Стена и кусок» (Wall And Piece) Бэнкси пишет: «Когда мне было восемнадцать, как-то ночью я пытался написать большими серебряными буквами на боку поезда: «Снова опоздали». Появилась транспортная полиция, и я разорвал в клочья всю одежду, убегая через колючие кусты. Мои товарищи добрались до машины и уехали, а я провел больше часа, лежа под самосвалом, из которого на меня лилось масло. Пока я там лежал и прислушивался к полицейским, то понял, что нужно сократить время рисования наполовину или завязывать. Я смотрел на надпись на дне топливного бака, нанесенную при помощи трафарета, и понял, что могу просто скопировать этот стиль и сделать буквы метр высотой. В конце концов я добрался до дома и забрался в постель. Я сказал своей девушке, что у меня было прозрение, а она сказала мне прекратить употреблять наркотики, потому что это "вредно для сердца".»

Книга Бэнкси Wall And Piece

По мере того, как продвигалось расследование, наши расспросы раз за разом выявляли факты, которые совпадали с тем, что уже было известно о Бэнкси. В 1998-м году Робин Ганнингхэм жил в Бристоле, в районе Истон, вместе с Люком Иганом (Luke Egan), который выставлял свои работы вместе с Бэнкси в Santa"s Ghetto - художественном магазине, который открылся в лондонском Вест-Энде в 2001-м год, под Рождество. Несмотря на это, когда мы обратились к Игану, он сначала отрицал, что снимал квартиру вместе с Бэнкси или с Робином Ганнингхэмом. При этом было известно, что он участвовал в выставке с Бэнкси, а в избирательном списке было написано, что он жил вместе с Робином Ганнингхэмом. В результате Иган сказал: «Я снимал квартиру вместе с парнем, которого звали Робин Ганнингхэм. Но...» - «Вы хотите сказать, что он не был Бэнкси?» - «Тогда не был. Я жил с ним очень давно. В любом случае, не думаю, что Бэнкси тогда вообще существовал.»

Считается, что Иган и Ганнингхэм выехали из квартиры, когда владелец решил продать дом. Камилла Стэйси (Camilla Stacey), куратор бристольской Here Gallery, купившая дом в 2000-м году, утверждает, что Бэнкси и Робин Ганнингхэм - это один и тот же человек. Она знает, что в этом доме жил Бэнкси, потому что там остались его работы, при этом к ней приходили письма, адресованные Робину Ганнингхэму. «Я купила дом, в котором раньше жил Бэнкси, - рассказывает она. - Он снимал комнату, но, мне кажется, были какие-то неприятности с другими жильцами, и владелец решил продать его. Когда я въехала в дом, все было исписано граффити и вроде того. Я все выбросила. В то время Бэнкси был просто очередным парнем, рисующим на улицах Бристоля. Еще один художник, занимающийся граффити в Бристоле. Иногда, когда я думаю об этом, не могу заснуть». Действительно, кто бы не пожалел о том, что выбросил работы, которые сегодня, скорее всего, стоили бы десятки тысяч?

Работа, созданная на Walls On Fire в Бристоле, 1998 г.

В 1998-м году Бэнкси и Инки вместе с другими художниками организовали проект Walls On Fire: они расписали ограждение длиной 365 метров в бристольсокм порту. В неофициальной биографии Бэнкси под названием «Бристоль Бэнкси: родимый дом» (Banksy"s Bristol: Home Sweet Home), которую написал местный писатель Стив Райтс (Steve Wright), приведены слова Инки: «Я помогал Бэнкси в организации мероприятия, но потом отошел в тень и напился, если я ничего не путаю».

«Мягкий, мягкий Запад». © Бэнкси

В 1999-м году Бэнкси нарисовал в Бристоле, на улице Стоукс Крофт в Истоне, на стене напротив магазина Subway Records, работу под названием «Мягкий, мягкий Запад» (Mild Mild West - очевидно, обыгрывается устойчивое словосочетание Wild Wild West - "дикий, дикий Запад" - прим. ред. ), на которой изображен плюшевый мишка с «коктейлем Молотова» в руке. Джим Пэйн (Jim Paine), основатель Subway Records, держал лестницу. «Я познакомился с Бэнкси за некоторое время до этого, в середине - конце 1990-х - он тогда снимал комнату в Истоне, через пару улиц от меня», - рассказывает он в книге Райтса.

«Целое государство под видеонаблюдением». © Бэнкси

«Покупай, пока не свалишься». © Бэнкси

Прожив некоторое время в Лондоне, в феврале 2000-го года Бэнкси вернулся в Бристоль, на свою первую выставку. Она проходила в ресторане Severnshed - бывшем эллинге, который спроектировал Брюнель (Isambard Kingdom Brunel - известный британский инженер, живший в XIX веке, одна из крупных фигур в истории Промышленной революции - прим. ред. ). Все работы продались в день открытия выставки. «Он впервые в жизни создавал работы на холстах, - рассказал нам на прошлой неделе куратор Роберт Бирс (Robert Birse). - Он понятия не имел, как натянуть холст или подготовить работу к выставке, но он четко знал, что он хочет сделать. Я даже не знаю его имени. У него - набор псевдонимов, которыми он пользуется с людьми, с которыми он работает, но тогда он допускал к работе только своих старых товарищей. Я думаю, что заплатил ему наличными [за проданные на выставке работы]. Я мог выписать чек без имени или заплатить наличными».

В начале 2000-х Бэнкси переехал в Лондон - и снова это совпадает со временем переезда Робина Ганнингхэма. Робин жил в восточной части Лондона, в Хакни (Hackney), на Кингслэнд-роуд. Он снимал квартиру вместе с Джейми Истменом (Jamie Eastman), который работал в бристольской звукозаписывающей компании Hombre. Бэнкси нарисовал несколько обложек для альбомов, выпущенных этой компанией.

Обложка 1998 г. © Бэнкси

Обложка 2000 г. © Бэнкси

В 2001-м году у Бэнкси состоялась первая неофициальная выставка в Лондоне, во время которой он нарисовал аэрозолем двенадцать работ на отмытых стенах туннеля на улице Ривингтон в районе Шордич в Хакни (Rivington, Shoreditch). Однако всемирную известность ему принесла выставка Turf War (англ. "война за территорию", "борьба за власть") , которая состоялась в июле 2003-го года в складском помещении, расположенном буквально в метрах от квартиры, которую снимал Робин Ганнингхэм. На выставке экспонировались живые свиньи и коровы, на одной которых было изображено множество голов Энди Уорхолла . Английская королева была изображена в виде обезьяны. Защитница прав животных в знак протеста приковала себя к ограждению, однако Королевское общество по борьбе с жестоким обращением с животными разрешило провести выставку. В том же году Бэнкси, притворившись пенсионером, пришел в галерею Тейт Модерн картина Эдуарда Мане «Пародия на картину Э. Мане «Завтрак на траве». © Бэнкси

Мать Робина, Памела, живет в аккуратном одноэтажном доме в деревне рядом с Бристолем. Объяснив, что мы журналисты, мы спросили, есть ли у нее сын по имени Робин. Она отреагировала очень странно. Мы показали ей фотографию с Ямайки. Было видно, что она ошарашена, при этом она сказала, что не узнает человека с фотографии, который кстати на нее очень похож. Мы спросили, может ли она помочь нам с ним связаться. Она ответила: «Боюсь, я не знаю, как с ним связаться». Значит у нее все-таки есть сын по имени Робин? «Нет, нету. У меня вообще нет сына». Мы спросили, есть ли у нее дети. «Да, есть дочь». Но сына, который ходил в Бристольскую кафедральную школу, у нее нет? «Нет». Она стала отрицать, что она - Памела Ганнингхэм, настаивая, что в избирательных списках произошла ошибка.

Работы, созданные для альбома Think Tank группы Blur. © Бэнкси

«Девочка-космонавт и птичка»

Разговор с Питером Ганнингхэмом, который сейчас живет в пригороде Кингсдауна в Бристоле, нас также очень озадачил. Мы показали фотографию Бэнкси / Робина Ганнингхэма. Г-н Ганнингхэм сказал, что не узнает человека на снимке. Мы сказали, что думаем, что его сын - это Бэнкси. Он ответил: «Нет. Боюсь, я действительно не могу вам ничем помочь». Г-н Ганнингхэи продолжал вежливо отрицать, что его сын - Бэнкси, при этом он казался не очень серьезным. Он отказался что-либо говорить о Робине. Все это было очень странно. Если бы они никогда не слышали про Бэнкси или про Робина Ганнингхэма, они бы были в недоумении. Но здесь что-то было не так. Тогда мы связались с человеком, отвечающим за связи Бэнкси с общественностью, и он в лучших традициях Бэнкси не подтвердил, но и не опроверг нашу историю и пообещал с нами связаться. Когда материал ушел в печать, мы все еще ждали его ответа.

Бэнкси как-то сказал журналу Swindle : «Мне неинтересно раскрывать свою личность. Мне кажется, и так уже достаточно самонадеянных придурков, которые пытаются загородить тебя своими уродливыми лицами». Учитывая, что Бэнкси удачно заметает следы уже очень давно, конечно, возможно, что след, по которому мы шли, был ложным, что это был хорошо продуманный обман. Но если это так, то это - самая продуманная схема ухищрений, которую когда-либо выдумывали. И если это так, что где же тогда Робин Ганнингхэм?

Вероятно, самый популярный и в то же время самый таинственный в мире уличный художник. Он прославился на весь мир благодаря своему уникальному «партизанскому» стилю трафаретных граффити, которые появлялись в самых разнообразных общественных местах – на стенах зданий в Лондоне, Брайтоне, Бристоле и даже на барьере Западного берега реки Иордан, разделяющем Израиль и Палестину. Но несмотря на свою мировую известность, Бэнкси всеже смог сохранить вокруг себя завесу тайны и анонимности. Вокруг его биографии и настоящего имени ведётся много споров. Согласно самым распространённым версиям его настоящее имя Роберт или Робин Бэнкс.

Несмотря на то, что эпатажное творчество Бэнкси скорей можно отнести к жанру «контракультура», его работы выставляются в самых модных и престижных галереях мира. Среди коллекционеров его работ много знаменитостей, включая Брэда Пита, Анджелину Джоли и Кристину Агилеру. Очень трудно найти хоть какую-то информацию об этом человеке, так что подписи к некоторым фото могут быть не совсем «от автора».

1. Грузовик Бэнкси. (Banksy)

2. "Пикник"

На выставке этого художника-граффитста, которая прошла в Лос-Анджелесе в 2006 году, Анджелина Джоли купила три работы художника за 400 тысяч долларов. В числе приобретений Джоли была изображенная на этом фото картина «Пикник», стоимостью 226 тыс. долларов. (Banksy)

3. "Смейся, но однажды мы будем главными" (Banksy)

4. "Плохие художники подражают, а великие художники – крадут" (Banksy)

5. "Побег" (Banksy)

6. "Горничная" (Banksy)

7. "Вертолеты с розовыми бантиками" (Banksy)

8. "Метатель цветов" (Banksy)

9. "Атака тележек" (Banksy)

10. "Увлажнение"

Надпись: «Я усвоила ценный урок от этой женщины: нужно увлажнять кожу каждый день». (Banksy)

11. "Человек, убирающий со стены граффити."

Этот рисунок появился в мае 2008 года на улице Лик Стрит в Лондоне. К августу 2008 это граффити было закрашено. Обратите внимание – изображения животных напоминают наскальные рисунки первобытных людей в пещере Ласко во Франции или в испанской Альтамире. (Banksy)

12. "Обнаженный"

Этот рисунок расположен на фасаде бристольской клиники на Парк-стрит, где пациенты проходят курс лечения от сексуальных расстройств. После многочисленных ходатайств от населения, Городской совет Бристоля решил не закрашивать это граффити. (Banksy)

13. "Смерть"

Стенсилс на ватерлинии развлекательного судна «Текла» в центре Бристоля. Образ смерти основанна известной гравюре 19-ого века, изображающей чуму в период «Великого зловония». (Banksy)

14. "One nation under CCTV" или "Большой Брат следит за тобой"

Граффити в самом центре Лондона. Группа людей долго заваливала Королевскую почту письмами, с просьбами о том, что одну из стен нужно отстроить. После неоднократных просьб, было решено установить леса, чтобы узнать, в чем там проблема. Шесть дней спустя, когда леса убрали, на фасаде красовалось это граффити. Видимое издалека, граффити привлекало взгляды множества людей, которые даже не догадывались, что это работа Бэнкси. В 2009 году в марте местные власти распорядились его замазать, вопреки отчаянным протестам общественности. CCTV – это камера слежения, а сама фраза «One nation under…» – отсылка к знаменитой фразе «One nation under God» – «Одна нация под Богом» – фрагмент клятвы верности американскому флагу.. (Banksy/ogglog)


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча