03.07.2019

Муниципальная казна муниципального образования. Учет имущества казны муниципального образования. Порядок организации бюджетного учета имущества казны


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

ИРКУТСКИЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ ОЕКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка организации бюджетного учета имущества казны Оекского муниципального образования

В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции поего применению":

1. Утвердить Порядок организации бюджетного учета имущества казны Оекского муниципального образования (Приложение №1).

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника финансово-экономического отдела Л.А. Степанову.


Глава администрации Оекского муниципального образования О.А. Парфенов

Приложение № 1

к постановлению администрации

Оекского муниципального образования

Порядок организации бюджетного учета имущества казны

Оекского муниципального образования


1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан для ведения бюджетного учета имущества казны, состоящего из недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности Оекского муниципального образования, не закрепленного за органом местного самоуправления, автономными, казенными и бюджетными учреждениями (далее – учреждения), муниципальными унитарными предприятиями (далее – предприятия) на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

1.2. Цели управления и распоряженияимуществом казны:

Совершенствование системы бюджетного учета, сохранности и содержания имущества казны;

Повышение эффективности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

Создание экономических предпосылок для разработки и реализации новых подходов к управлению имуществом, повышение доходов бюджета от эффективного использования объектов имущества казны;

Обеспечение своевременного, оперативного отражения изменений в составе и характеристиках имущества, составляющего казну;

Проведение анализа использования имущества казны.

1.3. Основные задачи бюджетного учета, управления и распоряжения имуществом казны:

Обеспечение полного и непрерывного пообъектного учета имущества казны и его движения;

Сохранение в составе имущества казны муниципального имущества, необходимого для обеспечения общественных и социальных потребностей;

Выявление и применение наиболее эффективных способов использования имущества казны;

Контроль за сохранностью, содержанием и использованием имущества казны;

Формирование и ведение информационной базы данных, содержащей достоверную информацию о составе недвижимого и движимого имущества казны, его техническом состоянии, стоимостных и иных характеристиках.

1.4. Основания для учета имущества в казне:

Отсутствие закрепления за органом местного самоуправления, учреждениями, предприятиями в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципального имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;

Отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности;

Изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за органом местного самоуправления, учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

Безвозмездное получение имущества от юридических и физических лиц;

Иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

1.5. Инвентарный и аналитический учет имущества казны осуществляет отдел по управлению имуществом, ЖКХ, транспортом и связью администрации Оекского муниципального образования, на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом. Ведение бухгалтерского учета в суммовом выражении осуществляет финансово-экономический отдел администрации Оекского муниципального образования на основании представления данных отделом по управлению имуществом, ЖКХ, транспортом и связью администрации Оекского муниципального образования.


2. Формирование имущества казны

Формирование имущества казны осуществляется путем:

Создания новых объектов за счет средств местного бюджета;

Приобретения в собственность объектов на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в муниципальную собственность;

Безвозмездной передачи объектов в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

Принятия объектов в муниципальную собственность на основании нормативных правовых актов Российской Федерации о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность;

Изъятия объектов из хозяйственного ведения предприятий, из оперативного управления учреждений в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Перехода прав на имущество по решению суда, в том числе невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов, или иным основаниям в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Поступления объектов из других источников, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.


3. Состав имущества казны

В состав имущества казны входит недвижимое и движимое имущество, ценные бумаги, нематериальные активы, находящиеся в собственности Оекского муниципального образования, не закрепленные за органом местного самоуправления, учреждениями и предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.


4. Организация процесса постановки и снятия с учета

имущества казны

Постановка имущества казны на учет, внесение изменений в сведения об объектах, составляющих имущество казны, снятие имущества казны с учета производится на основании распоряжения администрации Оекского муниципального образования.

5. Бюджетный учет имущества казны

5.1. Имущество, составляющее казну, принадлежит на праве собственности Оекскому муниципальному образованию.

5.2. Имущество, включенное в состав муниципальной казны, передается на баланс администрации Оекского муниципального образования (далее – администрация). Имущество казны отражается в составе актива баланса администрации. Бюджетный учет имущества казны осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и инструкцией по его применению, на основе систематизации данных по поступлению, перемещению и выбытию объектов казны. Операции с объектами отражаются в бюджетном учете по мере поступления информации о движении имущества, но не реже чем на отчетную квартальную дату. Ведение учета имущества казны осуществляется с применением системы автоматизации бюджетного учета (программа «1С:Бухгалтерия»).

Учет имущества казны осуществляется путем занесения сведений о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, износе имущества, других сведений, соответствующих требованиям законодательства о бюджетном учете, а также сведений о решениях по передаче имущества в пользование, других актах распоряжения имуществом, в том числе влекущих исключение имущества из состава имущества казны.

5.3. Оценка стоимости объектов казны осуществляется путем:

использования сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, в средствах массовой информации и специальной литературе – экспертные заключения о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.


6. Отражение операций с имуществом казны в бюджетном учете

6.1. Операции с объектами в составе имущества казны Оекского муниципального образования отражаются в бюджетном учете в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» с учетом особенностей, предусмотренных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 года № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

6.2. Для учета объектов имущества, составляющих муниципальную казну, предназначен счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».

Для учета операций с объектами имущества казны в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов применяются следующие счета:

110851000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

110852000 «Движимое имущество, составляющее казну»;

110854000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

110855000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

110856000 «Материальные запасы, составляющие казну».

6.3. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость.

Первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, создании в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью.

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Объекты нефинансовых активов, полученные от юридических лиц безвозмездно, принимаются по стоимости, указанной в акте приема-передачи, составленном передающей стороной.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договору дарения от физических или юридических лиц, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведение их в состояние, пригодное для использования.

Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом всех изменений (в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации, а также переоценки объектов нефинансовых активов).

6.4. Для учета операций с начисленной амортизацией имущества казны применяются следующие счета:

110451000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;

110458000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»;

110459000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».

По объектам материальных и нематериальных основных фондов, составляющим муниципальную казну, амортизация отражается в следующем порядке:

По объектам нефинансовых активов, включенным в состав муниципальной казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем;

На объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав муниципальной казны амортизация не начисляется.

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества муниципальной казны осуществляется учреждением, предприятием (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, хозяйственного ведения. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре муниципальной казны, и срока нахождения в составе имущества казны.


7. Контроль за сохранностью и целевым использованием

имущества казны

7.1. В период, когда имущество казны не обременено договорными обязательствами, обязанности по содержанию и сохранности такого имущества выполняет администрация за счет средств местного бюджета.

7.2. Для обеспечения достоверности данных учета имущества казны производится инвентаризация имущества казны, в ходе которой проверяется и документально подтверждается наличие объектов муниципальной собственности, их состояние. Применяется инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (форма 0504087). Инвентаризация имущества казны проводится один раз в три года.

7.3. Проведение инвентаризации имущества казны обязательно:

При передаче имущества в аренду, продаже имущества;

При смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Бюджетная отчетность по имуществу казны

Бухгалтерские операции с объектами в составе имущества казны отражаются в бюджетной отчетности в объеме и в сроки, установленные приказами Министерства финансов Российской Федерации.

Заместитель начальника финансово-экономического отдела Е.А. Жданова

Учет имущества казны муниципального образования

В последнее время достаточно много вопросов возникает с постановкой на бухгалтерский учет имущества Казны, связанных с противоречиями в законодательстве.

К сожалению, практически ни один из нормативных документов, включая и Бюджетный кодекс РФ, не раскрывает понятие “Казна“, ее функции, состав, порядок учета и прочее. Единственным нормативным документом, раскрывающим правовой аспект имущества Казны, является Гражданский кодекс РФ, согласно которому данное имущество принадлежит на праве собственности государству, субъекту, муниципальному образованию.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н обозначена обязанность государства, субъекта РФ, муниципальных образований ведения бухгалтерского учета Казны: “Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований“, т.е. баланс муниципального образования должен отражать достоверную, полную информацию о наличии имущества, находящегося в его собственности. Следовательно, имущество Казны должно быть отражено в составе актива баланса государства, субъекта РФ, муниципального образования. При этом в п. 10 указанной Инструкции обозначено в составе объектов, учитываемых на счете 101, имущество Казны РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В приказе Минфина России от 24.02.2005 N 26н также обращено внимание на обязательность ведения учета имущества Казны: “Вновь вводимые объекты бюджетного учета (имущество государственной и муниципальной казны, финансовые вложения и др.) принимаются к бюджетному учету...“.

Таким образом, не возникает сомнений о необходимости учета имущества Казны. Однако при выяснении вопроса - кто должен осуществлять учет и на балансе какого учреждения - и возникают проблемы, связанные с реализацией положений отдельных нормативных актов.

В ряде писем Минфина России (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.11.2004 N 03-06-01-04/117, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 03.03.2006 N 03-06-01-04/56, письмо Минфина России от 22.09.2006 N 02-14-10а/2566 и др.) указывается, что бухгалтерский учет имущества Казны должен осуществлять орган государственной власти, в чьем ведении находится управление имуществом (департамент, комитет по управлению имуществом и другие структурные подразделения администрации). Данное имущество должно быть отражено на балансе этих учреждений. В связи с этим сразу возникают вопросы налогообложения операций, связанных с этим имуществом (налог на имущество, налог на прибыль и др.).

Однако в ст. 215 Гражданского кодекса РФ определено, что: “Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования“. В связи с этим сложились два мнения. Одни твердо стоят на позициях, что бухгалтерский учет вести не следует, так как Гражданский кодекс РФ имеет юридический статус выше чем приказы, инструкции и письма. Другие советуют прислушаться к мнению представителей Минфина России и поставить Казну на учет “комитетами по управлению имуществом“.

Бюджетное учреждение наделяется имуществом на основе права оперативного управления, которое подразумевает его использование в качестве средства выполнения своих функций. Так, например, образовательное учреждение использует выделенные ему компьютеры в учебном процессе. То есть учащиеся - это предмет деятельности, образовательный процесс - функция учреждения, компьютеры - средство выполнения функции. У органов управления имущества такая же цепочка в отношении имущества Казны выглядит следующим образом: имущество Казны - это предмет деятельности, управление имуществом - функция учреждения, имущество, которым оно наделено для выполнения своей функции (помещение, в котором располагается орган управления, техника, используемая им в процессе своей деятельности и т.д.) - средство ее выполнения. При этом имущество Казны не может быть использовано для выполнения своих функций комитетами по имуществу. Таким образом, не определен вид права, на основании которого имущество Казны может отражаться на балансе органов управления.

Для устранения противоречия положений Гражданского кодекса РФ и нормативных документов по бюджетному учету организация учета имущества Казны до внесения изменений в указанные нормативные акты может быть осуществлена в следующем порядке:

орган управления муниципальным имуществом формирует отдельную от своего (как юридического лица) бюджетного учета базу по бюджетному учету имущества Казны; отражает операции по его наличию и движению в отдельной от учреждения электронной базе по бюджетному учету, на основании которой формируется баланс Казны и прочие формы отчетности;

баланс Казны и прочие формы, в которых происходят изменения по причине наличия операций с имуществом Казны, передаются для включения их в итоговые, консолидированные формы отчетности по муниципальному образованию.

Таким образом, имущество Казны не будет закреплено за органом управления как бюджетным учреждением на праве оперативного управления. В то же время его наличие найдет отражение в формах отчетности муниципального образования.

Как показывает практика, органы управления как муниципалитетов, так и субъектов противятся постановке на учет имущества Казны, так как это требует больших финансовых расходов. Однако сделать это необходимо. В конечном итоге им придется это сделать. И чем дольше происходит процесс игнорирования учета имущества Казны, тем сложнее придется в дальнейшем. Поэтому было бы целесообразно незамедлительно начать подготовку к этому процессу, так как он является не только дорогим, но так же трудоемким и длительным.

Для того чтобы организовать процесс постановки на учет имущества Казны следует провести внутренний аудит, который включает:

проведение инвентаризации имущества муниципального образования; с этой целью формируется компетентная комиссия, результатом деятельности которой является формирование исчерпывающего перечня имущества Казны с описанием состояния его объектов и возможного срока дальнейшей эксплуатации;

оценка имущества Казны с целью определения его рыночной стоимости и срока возможного использования. В статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ в перечне случаев, при которых оценка объектов независимыми экспертами является обязательным, не указывается необходимость таковой в процессе восстановления учета. Данная оценка является обязательной только в процессе совершения сделок, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ при приватизации муниципального имущества. Привлекать в этом процессе оценочные фирмы на платных условиях нецелесообразно, так как по постановлению Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Поэтому по истечении этого времени при приватизации муниципального имущества придется делать повторную оценку и повторно оплачивать услуги оценщика.

В процессе учета имущества Казны следует отразить бухгалтерские записи как на стоимость объектов, так и на величину амортизации. Проблема заключается в том, что многие муниципалитеты (субъекты) не вели учет, а следовательно, и не начисляли амортизацию. Поэтому определение величины амортизации, которую следует отразить на учете, основывается на заключениях компетентной комиссии, проводившей инвентаризацию.

Вопрос о постановке на учет имущества Казны особенно актуализируется с 1 января 2008 г. В соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса РФ средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Данная статья являлась основанием для отсутствия возникновения налоговых обязательств по налогу на прибыль при реализации муниципального имущества. Однако Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ ст. 43 признана утратившей силу с 1 января 2008 г. Поэтому:

если имущество Казны будет учитываться на балансе органов управления как бюджетных учреждений, то помимо налога на имущество возникнет обязательство по уплате налога на прибыль с реализованного муниципального имущества. А так как в бюджетах муниципальных образований такие платежи скорее всего не предусмотрены, то возникнут и прочие проблемы, связанные с вопросами налогообложения;

если имущество Казны не будет отражено в бюджетном учете, то, вероятно, налоговые органы будут так же расценивать реализацию, как реализацию в учреждении. Так, в своих письмах Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, комментируя вопросы налогообложения по налогу на имущество, ссылается на Инструкцию по бюджетному учету об отражении имущества Казны на счете 101 и делает вывод о необходимости постановки его на баланс органов власти как бюджетных учреждений;

если имущество Казны отразить в указанном выше порядке (только на балансе муниципального образования), то соблюдается требование Инструкции по бюджетному учету (учет на счете 101), и вместе с тем муниципальное образование не является налогоплательщиком, а следовательно, и обязательства по налогу на имущество и налогу на прибыль не возникают.

Л.П. Курочкина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры
бухгалтерского учета и аудита Костромского
государственного технологического университета

Учет имущества казны ведется на балансах органов управления имуществом. Недавно в Единый план счетов были внесены изменения, касающиеся порядка учета имущества казны, в том числе переданного в концессию.

Состав движимого имущества казны

Имущество казны – это движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст. , Гражданского кодекса РФ). Под движимым имуществом казны понимают движимое имущество, входящее в казну, за исключением средств бюджета.
В его состав могут входить транспортные средства, машины и механизмы, станки и оборудование, архивные документы и фонды, движимые культурные ценности, ценные бумаги, а также иное движимое имущество.
Формирование имущества казны может осуществляться следующими путями:

- создание новых объектов за счет средств соответствующего бюджета;
- приобретение объектов в собственность за плату на основании договоров;
- безвозмездная передача объектов в государственную (муниципальную) собственность юридическими и физическими лицами;
- принятие объектов в муниципальную собственность на основании нормативных правовых актов РФ о разграничении государственной собственности;
- изъятие объектов из хозяйственного ведения предприятий, из оперативного управления учреждений и органов местного самоуправления;
- переход прав на имущество по решению суда, в том числе невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов;
- иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Правовым основанием для учета имущества в казне является отсутствие закрепления за учреждениями имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета, либо отсутствие собственника имущества, вследствие чего на имущество возникает право государственной (муниципальной) собственности.
Нефинансовые активы имущества казны могут передаваться государственным (муниципальным) учреждениям в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог и др. При этом они продолжают числиться на балансе публично-правового образования.

Бухгалтерский учет

Имущество казны подлежит отражению в бюджетном учете публично-правового образования, на балансах органов, осуществляющих управление государственным (муниципальным) имуществом.
Согласно пункту 143 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества, если иное не предусмотрено учетной политикой органа управления имуществом.
Если аналитический учет ведется, то он осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра имущества публично-правового образования (п. 145 Инструкции № 157н).
Порядок ведения аналитического учета имущества казны (в части имущества субъекта РФ, имущества муниципального образования) на основании информации из реестра устанавливается учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении имущества казны, если иное не предусмотрено финансовым органом соответствующего бюджета.
Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества, устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.
Финансовый орган имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов и материальных

В 2016 году в целях последующего включения в состав имущества муниципальной казны администрацией сельского поселения было приобретено недвижимое имущество - сеть уличного освещения. Учет имущества казны осуществляет администрация. На данный момент право собственности уже зарегистрировано.
Как следует отразить в учете операции по приобретению данного объекта и дальнейшее включение его в состав казны?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Детальный порядок организации учета в случае приобретения имущества, подлежащего включению в состав имущества казны, необходимо утвердить в рамках учетной политики.
Произведенные администрацией, как казенным учреждением, вложения должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.

Обоснование вывода:
Администрация сельского поселения как орган местного самоуправления может одновременно выполнять функции организации:
- уполномоченной на приобретение (создание) имущества, подлежащего включению в состав казны;
- осуществляющей ведение бюджетного учета имущества казны.
Соответственно, такому органу приходится формировать первоначальную стоимость создаваемого объекта имущества, а затем включать его в состав казны.
При таких обстоятельствах бюджетный учет желательно организовать с учетом норм гражданского законодательства.
Напомним, что в силу Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования ( , ГК РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления может приобретать (создавать) объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.
Если же имущество приобретается органом местного самоуправления от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же "автоматически" поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (смотрите, в частности, ГК РФ).
В соответствии с ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности сельским поселениям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со , ГК РФ ( ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования ( ГК РФ).
Отметим, что детальный порядок бюджетного учета операций по приобретению (созданию) имущества с целью его включения в состав казны, "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), не определен. Учитывая положения п.п. 6, Инструкции N 157н и п. 2 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - N 162н), такой порядок может быть установлен финансовым органом публично-правового образования и детализирован в учетной политике организации госсектора, осуществляющей полномочия по ведению бюджетного учета имущества казны.
В соответствии с п.п. 38, 127, Инструкции N 157н формирование первоначальной стоимости любых нефинансовых активов (в том числе имущества казны) отражается в регистрах бухгалтерского учета с использованием счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".
В рассматриваемой ситуации объект недвижимости (сеть уличного освещения), приобретение которого осуществлялось администрацией, как казенным учреждением, подлежат учету в составе муниципальной казны. Соответственно, вложения, произведенные администрацией как юридическим лицом (казенным учреждением), должны быть переданы администрации, выступающей уже в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества, в целях последующего включения имущества в состав казны.
Для отражения передачи осуществленных администрацией вложений в состав имущества казны в рассматриваемой ситуации может быть использован счет 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Обратите внимание: согласно положениям п.п. 20, 38, 109, Инструкции N 162н данный счет используется в случае, если передающая сторона и орган, уполномоченный на ведение бюджетного учета имущества казны, подведомственны одному главному распорядителю бюджетных средств, в иных случаях должен применяться соответствующий аналитический счет счета 1 401 20 200.
Таким образом, принимая во внимание положения п.п. 30, 33, 34, 38 и приложения N 2 N 162н, в бюджетном учете администрации сельского поселения операции по приобретению объекта имущества, подлежащего учету в составе имущества муниципальной казны, могут быть отражены в следующем порядке:
1) Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 31 730;
- сформирована первоначальная стоимость объекта, подлежащего включению в состав имущества казны;
2) Дебет КРБ 1 304 04 310 Кредит КРБ 1 106 11 410;
- переданы администрацией (как казенным учреждением) вложения в приобретение объекта недвижимости, подлежащего включению в состав имущества казны;
3) Дебет КРБ 1 108 51 310 Кредит КРБ 1 304 04 310;
- принята администрацией (в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества) в состав имущества казны приобретенная сеть уличного освещения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Учет операций по приобретению (созданию) имущества казны;
- . Учет имущества, приобретаемого (создаваемого) для включения в казну органом, ведущим бюджетный учет имущества казны;
- . Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00;
- Энциклопедия решений. События после отчетной даты в учете и отчетности госучреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ГЛАВА IV. ИМУЩЕСТВО МУНИЦИПАЛЬНОЙ КАЗНЫ.

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КАЗНЫ

Раздел 1. Основания для отнесения имущества к муниципальной казне и основания для исключения имущества из состава муниципальной казны

    В состав имущества муниципальной казны входит следующее имущество (имущественные права):

      пакеты акций (доли) в уставном капитале хозяйствующих субъектов, иные ценные бумаги;

      не закрепленные за муниципальными предприятиями и муниципальными учреждениями, органами местного самоуправления, органами администрации сельского поселения Покур:

Нежилые здания, строения, сооружения, помещения;

Жилые помещения;

Иное движимое и недвижимое имущество;

      земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности сельского поселения Покур.

    Источником формирования имущества муниципальной казны является имущество:

      переданное в муниципальную собственность в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральными законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа-Юры;

      вновь созданное или приобретенное непосредственно в муниципальную собственность сельского поселения Покур за счет средств бюджета сельского поселения Покур;

      переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими или физическими лицами;

      изъятое из хозяйственного ведения или оперативного управления муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, органов местного самоуправления сельского поселения Покур;

      оставшееся после ликвидации муниципальных предприятий и муниципальных учреждений;

      поступившее в муниципальную собственность по другим, не противоречащим законодательству Российской Федерации основаниям.

    Исключение имущества из состава муниципальной казны осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством, регулирующим отношения в сфере бухгалтерского учета, муниципальными правовыми актами сельского поселения Покур.

    Оценка имущества, составляющего муниципальную казну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органом администрации сельского поселения Покур, уполномоченным в сфере управления муниципальным имуществом.

Раздел 2. Управление и распоряжение муниципальной казной

    Имущество муниципальной казны может быть приватизировано, передано в хозяйственное ведение, оперативное управление, отчуждено в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или собственность иного муниципального образования, передано в аренду, безвозмездное пользование, залог, обменено на другое имущество, передано в доверительное управление, по концессионному соглашению, передано иными способами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.

    В целях управления имуществом, входящим в состав муниципальной казны, могут быть созданы муниципальные учреждения.

    Имущество, входящее в состав муниципальной казны, может быть передано в безвозмездное пользование, аренду, доверительное управление, иное пользование, предусматривающее переход прав владения и (или) пользования только по результатам конкурсов и аукционов, кроме случаев, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

    Имущество, входящее в состав муниципальной казны, может быть передано муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям, иным юридическим и физическим лицам на ответственное хранение по договору ответственного хранения в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

    Доходы от использования имущества муниципальной казны являются доходами местного бюджета.

    Средства на содержание имущества муниципальной казны предусматриваются в местном бюджете, если обязанность по содержанию такого имущества не возложена на иных лиц в соответствии с договором или по иным основаниям.

    Сельское поселение Покур отвечает по своим обязательствам имуществом, составляющим муниципальную казну, за исключением имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

    Защиту прав и интересов сельского поселения Покур в отношении имущества, составляющего муниципальную казну, в том числе в суде, осуществляет администрация сельского поселения Покур, либо должностное лицо, уполномоченное в сфере управления муниципальным имуществом, иные органы и должностные лица администрации сельского поселения Покур в соответствии с их компетенцией в порядке и способами, определенными действующим законодательством Российской Федерации.

Раздел 3. Управление муниципальными долями (акциями) в уставном капитале хозяйственных обществ

    От имени муниципального образования функции (полномочия) по осуществлению прав и обязанностей муниципального образования как акционера (участника) хозяйственных обществ осуществляет администрация сельского поселения Покур, которая проводит все необходимые мероприятия для эффективного участия муниципального образования в деятельности хозяйственных обществ.

    Сельское поселение Покур является собственником акций (долей) в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ и включается в реестр акционеров (участников) тех хозяйственных обществ, акциями (долями) которых владеет.

    Сельское поселение Покур вправе выступать учредителем (участником) хозяйственных обществ только в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

    Сельское поселение Покур участвует в управлении хозяйственными обществами, акциями (долями) которых он владеет, через представителей, назначаемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Представителями муниципального образования в управлении хозяйственными обществами могут быть лица, замещающие должности муниципальной службы, и иные лица.

    Порядок деятельности представителей интересов сельского поселения Покур в органах управления хозяйственных обществ устанавливается администрацией сельского поселения Покур.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча