СМИС - это система мониторинга инженерных систем. Назначение СМИС - автоматический мониторинг систем инженерно-технического обеспечения.
СМИС - это структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений.
Программно-технический комплекс СМИС включает в себя серверное, коммутационное, интеграционное оборудование и программное обеспечение, а также, оборудование дежурного диспетчера СМИС объекта. Компоненты ПТК СМИС собираются в телекомуникационном шкафу 19", шкафах автоматизации. В зависимости от сложности проекта, включая размер объекта, распределенность систем управления, интеграционные решения, состав ПТК СМИС может изменяться. Основными функциями ПТК СМИС являются: сбор данных от систем объекта, формирование и отправка сообщений о критическом изменении параметров систем оператору СМИС, а также, в органы повседневного управления РСЧС. ПТК СМИС, по сути, это мощная интеграционная платформа по сбору данных с последующей обработкой и передачей. Аппаратно-программные решения позволяют передавать информацию по email, SMS, OPC, xml и другими способами. Таким образом, используя ресурс ПТК СМИС можно решать и локальные задачи.
ПТК "СМИС Эксперт" состоит из базовой части - стандартного решения, опробированного на многих объектах, и комплекта сопряжения, который подбирается индивидуально под реализацию конкретного проекта.
В комплект ПТК СМИС входит специализированное программное обеспечение. По требованию Заказчика может быть выбран любой производитель программного обеспечения СМИС, имеющий акт соответствия Техническим требованиям к ПТК СМИС. ООО "СМИС Эксперт" рекомендует к применению программное обеспечение СМИС.
ПТК "СМИС Эксперт"
Компания "СМИС Эксперт" предлагает Вам качественное решение - программно-технический комплекс СМИС. Мы создаем ПТК СМИС, собранный и готовый к установке на объект. Программное обеспечение, в том числе и специализированное по СМИС, мы предустанавливаем. Таким образом ПТК "СМИС Эксперт" - это готовое решение, работать с которым может любой специалист АСУ. В комплекте с ПТК СМИС передается вся необходимая техническая и эксплуатационная документация.
Поставка ПТК СМИС
Процедура поставки Программно-технических комплексов представлена ниже в виде блок-диаграмм, и является частью системы менеджмента качества ООО "СМИС Эксперт". Кроме этого, каждый программно-технический комплекс проверяется по утвержденной методике тесто-заводских испытаний.
Акт соответствия ПТК СМИС объекта
Исходя из нашего опыта мы рекомендуем использовать Программное обеспечение, имеющее Акт соответствия. В ГОСТ Р 22.1.12-2005 (без изменений) про акт нет ни слова. Однако в изм. 1 к ГОСТ Р 22.1.12-2005 указано, что "Программно-технические средства СМИС объектов должны иметь подтверждение соответствия техническим требованиям сопряжения с автоматизированными системами органов повседневного управления РСЧС. Казалось бы, изм. 1 носит рекомендательный характер, но проблема заключается в том, что МЧС выдает Техничекие условия и учитывает требования по наличию акта.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовая база, в соответствии с которой реализуются нами проекты по СМИС:
- ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования.
- ГОСТ Р 22.1.13-2013 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к порядку создания и эксплуатации.
- ГОСТ Р 22.1.14-2013
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы информационно-вычислительные cтруктурированных систем мониторинга и
управления инженерными системами зданий и сооружений. Технические требования. Методы испытаний. - ГОСТ Р 22.1.15-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Классификация. Общие технические требования.
СМИС обеспечивает контроль
СМИС обеспечивает контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:
- возникновение пожара;
- нарушение в системе теплоснабжения, отопления, подачи горячей и холодной воды;
- нарушение в подаче электроэнергии;
- нарушение в подаче газа;
- отказ в работе лифтового оборудования;
- несанкционированное проникновение в служебные помещения;
- повышенный уровень радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;
- затопление помещений, дренажных систем и технологических приямков;
- утечка газа;
- отклонение от нормативных параметров технологических процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изменение состояния основания строительных (инженерно-технических) конструкций зданий и сооружений;
- нарушение работоспособности систем противоаварийной защиты, безопасности и противопожарной защиты;
- изменение состояния участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации объекта мониторинга.
Подсистемы СМИС
В СМИС объекта входят следующие подсистемы:
- система сбора данных и передачи сообщений (ССП);
- система связи и управления в кризисных ситуациях (СУКС);
- система мониторинга инженерных (несущих) конструкций, опасных природных процессов и явлений (СМИК).
ССП СМИС - это основная подсистема СМИС по ГОСТ Р 22.1.12-2005, которая придусматривает передачу данных мониторинга от объекта в РСЧС.
В соответствии с ГОСТ Р 22.1.13-2013 ССП СМИС - подсистема СМИС, осуществляющая в режиме реального времени контроль дестабилизирующих факторов путем мониторинга систем инженерно-технического обеспечения объекта, получения данных от подсистем СМИС, а также информирование дежурно-диспетчерских служб объектов и органов повседневного управления РСЧС об угрозе и возникновении ЧС.
ССП СМИС условно можно разделить на несколько частей, первая из которых осуществляет сопряжение с системами инженерно-технического обеспечения объекта, такими как, технологические системы, системы жизнеобеспечения, системы противопожарной защиты, системы безопасности, системы связи, а также, СМИК и СУКС. Вторая часть служит для формализации сообщений по типам: инцидент, авария, пожар и тревога, после чего передает их в орган повседневного управления РСЧС по защищенному каналу связи.
В состав ССП СМИС входят:
- программный комплекс сбора, обработки данных мониторинга, формирования и передачи информации;
- серверы СМИС для обеспечения сопряжения с инженерными системами объекта, информационного сопряжения с органами повседневного управления
РСЧС; - АРМ СМИС, включающий мониторы оперативного мониторинга и поддержки принятия решения;
- оборудование автоматической передачи коротких сообщений (SMS);
- оборудование приема и передачи видеоинформации;
- локальная вычислительная сеть СМИС;
- комплекс средств связи с органами повседневного управления РСЧС.
В случае отсутствия возможности мониторинга дестабилизирующих факторов через существующие аппаратно-программные средства объекта в ССП СМИС должны
быть включены контроллеры, модули автоматики, датчики.
Приступая к созданию ССП СМИС, необходимо четко понимать этапы реализации, начиная от получения исходных данных для проектирования и заканчивая взаимодействием с Заказчиком, МЧС и подрядными организациями на этапе сдачи системы. Именно комплексный подход как к технической, так и к административной части позволяет качественно и в срок выполнять работы по созданию ССП СМИС.
В состав СУКС
входит оборудование, обеспечивающее связь и управление специальных формирований внутри объекта при ликвидации последствий аварий,
ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами.
В состав СМИК входит оборудование мониторинга изменения состояния оснований строительных конструкций зданий и сооружений, сооружений инженерной защиты, а также при наличии угроз, участков возможных сходов селей, оползней, лавин в зоне эксплуатации здания или сооружения, а именно:
- серверы, локальные серверы и контроллеры СМИК;
- АРМ СМИК;
- оборудование сети сбора и передачи данных;
- датчики контроля изменения состояния конструкций конструкций зданий и сооружений, сооружений инженерной защиты, а также участков возможных сходов селей, оползней, лавин.
СМИС оснащаются:
- потенциально и особо опасные объекты;
- уникальные и технически сложные объекты, имеющие хотя бы одну из характеристик:
- высота более 100 м;
- пролет более 100 м;
- консоль более 20 м;
- заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более 15 м.;
- объекты коммунального и культурно-бытового назначения с массовым пребыванием людей (бизнес центры, торговые центры, гипермаркеты, гостиницы и т.д.);
- промышленные объекты;
- объекты жизнеобеспечения, выход из строя которых приводит к возникновению чрезвычайной ситуации;
Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС) это: - построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально - опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.
ПЕРЕЧЕНЬ
потенциально опасных и технически особо сложных объектов
1. Ядерно и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов).
2. Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов.
3. Гидротехнические сооружения 1 и 2 классов.
4. Объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей.
5. Магистральные газо- нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 МПа.
6. Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов.
7. Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тонн тринитротолуола.
8. Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых.
9. Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВТ.
10. Морские порты, вокзалы, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.
11. Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тыс. человек.
12. Уникальные объекты социально-бытового назначения:
Многофункциональные офисные, торгово-развлекательные комплексы площадью более 25000 кв. м;
Высотные строения свыше 75 м.;
Зрелищные, спортивные сооружения с максимально расчетным пребыванием людей 5 тыс. чел. и более;
Строения:
· с пролетами более 50 метров, а также вылетами консолей более 20 метров;
· с нерегулярной или комбинированной конструктивной системой в плане и по высоте на общем фундаменте;
· с отклонение центра жесткости и центра тяжести несущей системы от центра фундамента;
· с многоярусной подземной частью, расположенной на глубине более пяти метров;
· использование конструкций и конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физической или геометрической нелинейности или разработки специальных методов расчета.
Объектами контроля и в ряде случаев управления являются:
инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) зданий и сооружений;
подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:
· теплоснабжение: центральное отопление, вентиляция и кондиционирование;
· водоснабжение и канализация;
· электроснабжение;
· газоснабжение;
· инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;
· лифтовое оборудование;
· система охранной безопасности;
система обеспечения технологических процессов в зданиях и сооружениях (контролируемые параметры: температурный режим, давление, уровень радиации, состав воздуха и концентрация токсичных и взрывоопасных газов, напряжение электросети и др.).
СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:
· нарушения несущей способности конструктивных элементов зданий и сооружений, выявление скрытых дефектов;
· нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды (в том числе утечки), вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;
· нарушения в подаче электроэнергии, вызванные авариями на магистральных кабельных линиях;
· нарушения в подаче газа, вызванные авариями на трубопроводах;
· отказы в работе лифтового оборудования;
· загазованность контролируемых помещений;
· ситуации, связанные с возникновением пожароопасных ситуаций;
· несанкционированное проникновение в жилые и служебные помещения;
· отклонения от нормативных параметров производственных процессов, способные привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
· нарушения технологий очистных процессов, способные привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
СМИС должны обеспечивать:
· предупреждение и прогнозирование аварийных ситуаций;
· непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений;
· решение задач контроля параметров процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений и определения отклонений их текущих значений от нормативных;
· получение автоматизированной формализованной оперативной информации о состоянии инженерно-технических конструкций и технологических систем зданий и сооружений руководителями соответствующих служб, в том числе и дежурно-диспетчерских;
· автоматизированное или принудительное, в том числе и с использованием мобильного телефона, оповещение соответствующих специалистов для принятия необходимых мер по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях и сооружениях (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.);
· повышение оперативности доведения информации о нештатных и аварийных ситуациях до соответствующих служб через информационное сопряжение с ЕДДС;
· оперативное автоматизированное информационное обеспечение взаимодействия дежурно-диспетчерских служб при ликвидации чрезвычайных ситуаций в зданиях и сооружениях;
· документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий диспетчеров служб зданий и сооружений по их предупреждению и ликвидации;
организацию автоматизированного учета эксплуатационных ресурсов технологического оборудования и его своевременного технического обслуживания.е функции СМИС
- формирование и передача формализованного сообщения о ЧС в ЕДДС;
- формирование и передача формализованной оперативной информации в ДДС объекта;
- автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения населения и специалистов, отвечающих за безопасность объектов, о
- произошедшей чрезвычайной ситуации;
- автоматизированный или принудительный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС для конкретного объекта и конкретного вида ЧС;
- документирование и регистрация аварийных ситуаций.
В состав СМИС должны входить следующие компоненты:
· комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);
· многофункциональная кабельная система;
· сеть передачи информации;
· система сбора и обработки информации;
· административная система.
В комплекс контролирующих средств должны входить: сейсмодатчики; аналоговые и (или) цифровые датчики контроля всевозможных технологических параметров; водо, газо и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля наличия всевозможных взрывчатых и радиоактивных веществ и т.д.
В качестве исполнительных механизмов могут использоваться технические средства, обеспечивающие автоматическое, автоматизированное или ручное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).
В многофункциональную кабельную систему включаются:
· кабеленесущие конструкции;
· электрические и слаботочные кабели;
· коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).
В систему сбора и обработки информации входят:
· серверы ввода-вывода;
· локальная и (или) глобальная вычислительные сети;
· рабочие станции диспетчеров;
· программный комплекс.
В административную систему входят:
· организационная структура, обеспечивающая эксплуатацию здания (сооружения);
· эксплуатационно-техническая и распорядительная документация;
· документация, регламентирующая взаимодействие с ЕДДС.
Эффект от создания систем со СМИС
- Повышение надежности и безопасности инфраструктуры объектов
- Оптимизация инженерного оборудования
- Снижение стоимости комплекса инженерных систем
- Управление из единого диспетчерского центра.
- Сокращение затрат на эксплуатацию (25-40%)
- Сокращение затрат на страхование до 60%
Документы СМИС
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных технических и методических документов, рекомендуемых для использования
при создании и эксплуатации СМИС
1. ГОСТ Р 22.1.12-2005. "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования"
Стандарт устанавливает:
Категории потенциально-опасных объектов, зданий и сооружений (объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (СМИС);
- основные требования к построению СМИС;
- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
- порядок информационного сопряжения СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (ЕДДС);
- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
2. Методика мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений. Общие положения, МЧС РФ, 2008
Методика предназначена для организаций, осуществляющих научно-техническое сопровождение создания и эксплуатации систем мониторинга состояния несущих конструкций (СМИК) зданий, сооружений, а также для организаций, осуществляющих мониторинг на стадии эксплуатации:
Определяет общий порядок, организацию и содержание работ научно-технического сопровождения создания и эксплуатации систем мониторинга состояния несущих конструкций зданий и сооружений;
- определяет разработку методических разделов проектов по системам мониторинга состояния несущих конструкций зданий, сооружений применительно к каждому конкретному объекту с учетом его особенностей.
3. Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, МЧС РФ, 2003
Методика предназначена для оценки систем безопасности, жизнеобеспечения и СМИС ПОО, зданий и сооружений на основе комплексного анализа и проверки отдельных подсистем безопасности и жизнеобеспечения по соответствующим разработанным методикам и нормативным документам.
Методика определяет:
Последовательность создания комплекса систем безопасности, жизнеобеспечения и структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) потенциально опасных объектов (ПОО), зданий и сооружений;
- правила сопряжения СМИС с едиными дежурно-диспетчерскими службами (ЕДДС);
- способы анализа диагностической информации СМИС для определения технического состояния систем безопасности и систем жизнеобеспечения контролируемых объектов.
В методике не рассматриваются вопросы норм пожарной безопасности и вопросы гражданской обороны, которые определены действующими нормативными документами, но эти документы учитываются при создании СМИС.
4. Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений, МЧС РФ, 2003
Методика определяет последовательность операций и способы анализа диагностической информации для определения инженерной безопасности и степени повреждения зданий (сооружений) с учетом влияния сейсмогеологических условий строительной площадки и возможных опасностей на людей, находящихся на объекте. В методике не рассматривается влияние на инженерную безопасность технологических систем, обеспечивающих жизнедеятельность.
Методика предназначена для оценки и сертификации инженерной безопасности зданий (сооружений) на основе комплексного анализа их геометрических, физико-механических и динамических параметров.
В настоящее время проектирование и создание СМИС регламентируется основными документами в данной области:
ГОСТ 22.1.12-2005 до отмены "Распоряжения Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р" входил в перечень обязательных, тогда как Изм. №1 - для добровольного применения.
В настоящее время необходимость выполнения требований ГОСТ 22.1.12-2005 по СМИС обусловлена п. 6.4 СП 165.1325800.2014 "СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне".
СП 165.1325800.2014 входит в перечень обязательных в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от 30.03.2015 года № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступившего в силу с 01.07.2015.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ
ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
SAFETY IN EMERGENCIES. STRUCTURED SYSTEM
FOR MONITORING AND CONTROL OF BUILDING/CONSTRUCTION
ENGINEERING EQUIPMENT. GENERAL REQUIREMENTS
ГОСТ Р 22.1.12-2005
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)), компанией "Экономические Программы" (ЭкоПрог) и Учебно-консультационным центром ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС" (УКЦ ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС").
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. N 65-ст.
4. Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты".
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает:
Категории потенциально опасных объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);
Основные требования к построению СМИС;
Перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
Порядок информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (далее - ЕДДС);
Порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
Положения настоящего стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными, строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов.
3.1603-91. Единая система технологической документации. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов.
ГОСТ 12.1.030-81. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление.
ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.
ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.
ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем.
ГОСТ 14254 (МЭК 529-89). Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP).
ГОСТ Р 22.7.01-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения.
ГОСТ Р 51769-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения.
ГОСТ Р 52108-2003. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и сокращения
4. Основные положения
4.1. Объекты социально-бытового, жилого и иного назначения следует оборудовать СМИС, информационно сопряженными с автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) объектов и ЕДДС с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами.
4.2. СМИС создают в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жизнеобеспечения требуемого качества на контролируемых объектах и выступают как средство информационной поддержки принятия решения по предупреждению и ликвидации ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, диспетчерами ДДС объектов и ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов.
В части, касающейся предупреждения ЧС, СМИС является неотъемлемым элементом автоматизированных систем объекта, разработанных по ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.603 и .
4.3. СМИС строят на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно на объектах и обеспечивающих передачу информации об их состоянии по каналам связи в ДДС этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.
4.4. Объектами контроля, а в ряде случаев управления должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:
Теплоснабжение;
Вентиляция и кондиционирование;
Водоснабжение и канализация;
Электроснабжение;
Газоснабжение;
Инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;
Лифтовое оборудование;
Система оповещения;
Системы охранной сигнализации и видеонаблюдения;
Системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).
Объектами контроля должны являться инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.
4.5. СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:
Возникновения пожара;
Нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды, вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;
Нарушения в подаче электроэнергии;
Нарушения в подаче газа;
Отказа в работе лифтового оборудования;
Несанкционированного проникновения в служебные помещения;
Повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;
Затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков;
Утечки газа;
Отклонений от нормативных параметров производственных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
Изменения состояния инженерно-технических конструкций (конструктивных элементов) объектов.
4.6. СМИС должны обеспечивать:
Прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;
Непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;
Формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в ДДС объекта;
Формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС;
Автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;
Автоматизированное или принудительное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;
Автоматизированный или принудительный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС по определенным алгоритмам для конкретного объекта и конкретного вида ЧС, которые должны быть утверждены установленным порядком (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.). Алгоритмы должны обеспечивать комплексную, взаимосвязанную работу всех необходимых систем безопасности и жизнеобеспечения с целью предупреждения и ликвидации ЧС. Для каждого вида ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, должны быть разработаны свои алгоритмы предупреждения и ликвидации ЧС;
Документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий ДДС объектов.
4.7. В состав СМИС должны входить следующие компоненты:
Комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;
Многофункциональная кабельная система;
Сеть передачи информации;
Автоматизированная система диспетчерского управления инженерными системами объектов;
Административные ресурсы.
В комплекс измерительных средств должны входить: аналоговые и (или) цифровые датчики контроля технологических параметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля изменения состояния инженерных несущих конструкций; датчики обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей.
В комплекс средств автоматизации должны входить программируемые логические контроллеры, обеспечивающие дистанционную передачу информации и дистанционное управление исполнительными механизмами.
В качестве исполнительных механизмов следует использовать технические средства, обеспечивающие дистанционное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).
В многофункциональную кабельную систему включаются:
Кабеленесущие конструкции;
Электрические и слаботочные кабели;
Коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).
В автоматизированную систему диспетчерского управления инженерными системами здания входят:
Сеть сбора информации от локальных систем автоматики;
Серверы ввода-вывода;
Локальная и (или) глобальная вычислительные сети;
Рабочие станции диспетчеров;
Программный комплекс.
К административным ресурсам относят:
Организационные структуры, обеспечивающие эксплуатацию объектов;
Эксплуатационно-техническую и распорядительную документацию;
Документацию, регламентирующую взаимодействие с ЕДДС.
4.8. ЕДДС в части решения задач безопасности объектов должны решать следующие основные задачи:
Получение от СМИС информации о прогнозе или возникновении чрезвычайной ситуации, в т.ч. вызванной террористическим актом;
Анализ и оценку достоверности поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
Обработку и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;
Оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и аварийно-спасательными формированиями, постановку и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
Обобщение, оценку и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировку (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;
Постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
Представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, в т.ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
Доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
Обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
Режимы функционирования и состав ЕДДС должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01.
4.9. СМИС подлежат обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, перечень которых представлен в .
К особо опасным объектам относят:
Ядерно и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
Объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;
Гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;
Крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;
Объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тоннам тринитротолуола;
Предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
Тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.
К технически сложным объектам относят:
Морские порты, аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой длиной не менее 1800 м, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены;
Крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.
К уникальным объектам относят объекты, для которых не установлены технические регламенты (высотные здания, стадионы, крупные торговые центры, киноконцертные залы и т.п.). Отнесение объектов к уникальным проводят на стадии согласования технического проекта.
4.10. Оснащение объектов, указанных в 4.9, СМИС должно осуществляться при проведении:
Проектных, строительных и монтажных работ - для вновь строящихся объектов;
Планового капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.
Прием в эксплуатацию объектов, указанных в 4.9, без оборудования их СМИС не допускается.
4.11. Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.12. Обучение специалистов по созданию СМИС, работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации СМИС должны осуществляться в соответствии с Методикой и нормативным документом .
5. Общие технические требования
5.1. Требования к структуре и функционированию
СМИС должна удовлетворять следующим основным требованиям:
Обеспечивать автоматизированный контроль и управление необходимыми для предупреждения и ликвидации ЧС (в т.ч. вызванных террористическими актами) инженерными системами;
Иметь модульную структуру и быть "открытой", обеспечивать при необходимости возможность диспетчеризации и управления вновь устанавливаемым оборудованием инженерных систем;
Допускать возможность объединения с другими информационными системами мониторинга и управления.
В СМИС должны быть предусмотрены автоматический - ручной и дистанционный - местный режимы работы.
СМИС должна иметь открытую архитектуру, допускать последующее расширение как по числу объектов автоматизации, так и по числу функций, а также быть готовой к интеграции с другими системами мониторинга и управления.
СМИС должна базироваться на структурированные информационные кабельные сети.
СМИС должна иметь иерархическую многоуровневую структуру:
уровень 1 - структурированная информационная кабельная система. Использование для организации сетей связи информационной кабельной системы должно обеспечить универсальность и гибкость проектных решений, удобство администрирования и расширяемость системы в будущем;
уровень 2 - первичные датчики и исполнительные устройства, а также устройства согласования сигналов первичных датчиков с входами контроллеров сбора информации;
уровень 3 - контроллеры сбора информации (удаленные модули ввода-вывода), программируемые логические контроллеры, интеллектуальные панели управления оборудованием, рабочие станции управления инженерными системами. В качестве сети передачи данных между этим уровнем и уровнем 4 должна использоваться сеть на базе последовательных интерфейсов EIA/TIA 232 (485). В этой сети следует использовать соответствующие открытые стандартные протоколы цифровой периферии (MODBUS, LONTalk, SNMP и пр.);
уровень 4 - серверы ввода/вывода СМИС. Сервер СМИС должен содержать средства организации обмена информацией с диспетчерскими автоматизированными рабочими местами (на базе локальной вычислительной сети) и контроллерами сбора информации (по объектовым шинам), а также специализированное программное обеспечение на базе SCADA-системы для сбора и архивирования информации, поступающей от инженерных систем. Сервер СМИС должен передавать оперативные данные персоналу объекта через другие информационные сети;
уровень 5 - автоматизированные рабочие места диспетчеров. На этом уровне иерархии на рабочих станциях функционирует специализированное программное обеспечение для мониторинга и управления оборудованием инженерных систем. Сетью связи на этом уровне является локальная сеть объекта. Автоматизированные рабочие места диспетчеров должны быть оснащены общепризнанными геоинформационными системами, открытыми для интеграции с ЕДДС, и другими системами (ERP, SCADA и др.) с возможностью использования различных баз данных под управлением известных систем управления базами данных (MS SQL, ORACLE, DB2).
5.2. Требования к надежности
Срок службы системы должен составлять не менее 10 лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонентов. Гарантийный срок - 18 мес. с момента ввода в эксплуатацию.
Среднее время наработки на отказ СМИС - не менее 10000 ч.
Среднее время восстановления работоспособности СМИС - не более 30 мин.
Для оперативного устранения неисправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.
5.3. Требования к безопасности
Система должна иметь средства защиты от операторских ошибок персонала, могущих привести к авариям объектовых инженерных подсистем.
Система должна иметь средства документирования действий операторов СМИС.
Технические средства должны обеспечивать защиту персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030, СНиП 12-03 .
Входящие в состав СМИС компоненты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.
5.4. Эргономические требования
Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к органам управления.
Автоматизированные рабочие места диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплектованы мониторами с экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее 1280 х 1024 при пропорциональной развертке с частотой кадров в секунду не менее 75 Гц.
5.5. Требования к защите информации
Информационная защита СМИС - по нормативному документу.
5.6. Требования к защите от влияния внешних воздействий
Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не менее IP40 согласно ГОСТ 14254.
Технические средства должны быть работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим условиям на эти средства.
5.7. Требования к стандартизации и унификации
Проектные решения должны быть унифицированы для всех объектов автоматизации.
5.8. Требования к совместимости
В системе должно быть применено оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и информационных протоколов допускаются только открытые протоколы и стандартизованные интерфейсы, которые по функциям соответствуют требованиям, выданным в рамках исходно-разрешительной документации на объект.
5.9. Требования охраны окружающей среды
Компоненты, входящие в СМИС, и материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биологическое, радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздействие на окружающую среду.
Компоненты, входящие в СМИС, при хранении или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные, загрязняющие или ядовитые вещества.
Отходы, образующиеся при изготовлении компонентов, входящих в СМИС, и компоненты, входящие в СМИС после окончания срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с ГОСТ 3.1603, ГОСТ Р 51769, ГОСТ Р 52108.
Приложение А
(справочное)
СОЗДАНИЯ СТРУКТУРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА
И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ
ОБЪЕКТОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ИХ ИНФОРМАЦИОННОГО
СОПРЯЖЕНИЯ С ЕДИНЫМИ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИМИ
СЛУЖБАМИ ГОРОДА
А.1. Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города проводят следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий:
Определение и согласование между администрацией города, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС;
Уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС в случае ЧС на объектах;
Разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС в случае ЧС на объектах;
Совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС в части предупреждения или ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах;
Сопряжение комплекса средств автоматизации ЕДДС со СМИС.
А.2. Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города являются:
Организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;
Технический этап, в продолжение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а также осуществляется их информационное сопряжение с ЕДДС города.
А.2.1. Для создания СМИС и их информационном сопряжении с ЕДДС города на организационном этапе разрабатывают и утверждают следующие документы:
Положение о СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;
Инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС;
Дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) и др.
А.3. В целях создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретного города разрабатывают и утверждают в городской администрации: "Положение о СМИС", "Положение о ЕДДС города в части контроля объектов", инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы.
Приложение Б
(обязательное)
ПРОГРАММА
КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Б.1. Приемку СМИС осуществляют специально создаваемой комиссией в ходе приемки всего объекта.
Б.2. Комиссия проводит оценку, проверку и испытания.
Б.2.1. Оценке и проверке подлежат:
Соответствие разработанной СМИС основным требованиям настоящего стандарта;
Соответствие разработанной СМИС перечню обязательных функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов по типу и назначению объекта отрасли;
Соответствие порядка информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;
Автоматизированная система, выполняющая автоматический мониторинг и эффективно предупреждающая пожары, аварии и ЧС, которая функционирует независимо от имеющейся службы, эксплуатирующей объект, именуется «система мониторинга инженерных систем СМИС». Требования к подобным системам регламентируются национальным стандартом 22.1.12-2005. Текст данного ГОСТ Р Ростехрегулирования утвердил 28.03.05 своим приказом за № 65-ст. Действующая редакция норматива датирована 01.06.11. Важнейшим требованиям к разработчикам упомянутых систем является наличие у них лицензии МЧС. ООО «ТРИО» является специализированной компанией, имеющей все требуемые лицензии, оборудование и персонал, допущенный до разработки подобных систем.
Функции систем мониторинга инженерных систем
Система мониторинга и управления инженерными системами СМИС предназначена для решения в реальном масштабе времени следующих задач:
- Автоматического наблюдения за тем, чтобы соблюдался штатный режим работы всех систем, ИТ конструкций и технологических процессов;
- Информирования дежурной службы о вероятности наступления ЧС, либо о предаварийном состоянии контролируемого элемента;
- Непрерывного информирования службы ЕДС населённого пункта и персонала объекта обо всём, что позволяет предотвратить, либо локализовать ЧС, минимизировать материальные и людские потери;
- Система СМИС обеспечивает стабильную связь между штабом и сотрудниками спасательных служб (пожарных, аварийных и т.п.) при ликвидации последствий ЧС, пожаров или аварий, включая те, которые произошли вследствие терактов.
Главной целью, для достижения которой создаются системы мониторинга и управления инженерными системами является минимизация вероятности наступления ЧС, материальных и людских потерь в тех, случаях, когда предотвратить ЧС не удалось.
Объекты, подлежащие установке СМИС
Системы мониторинга инженерных сооружений обязательно монтируются на:
- Объектах, которые классифицируются, как технически сложные, либо как особо опасные;
- Объектах промышленной группы, на территории которых находится единовременно ≥ 10000 человек;
- Объекты культурного, бытового и коммунального назначения, на которых единовременно может находиться ≥ 500 чел;
- Предприятия гостиничного комплекса (для Москвы);
- Объекты СЖО, авария на которых автоматически создаёт ЧС;
- Мониторинг инженерных систем здания обязателен для ОКС, если хотя бы одна из их характеристик соответствует перечисленным ниже:
- Размер консоли ≥ 20 м;
- Высота ≥ 100 м;
- Подземная часть заглублена на отметку ≥15м;
- Размеры пролёта ≥ 100 м.
Подсистемы СМИС
При выполнении заказа мы детально прорабатываем все необходимые подсистемы (ПС), входящие в систему СМИС, основными из которых являются:
- ССП СМИС – предназначена для сбора информации и её передачи;
- СМИК – осуществляет мониторинг инженерных конструкций, и происходящих в природе процессов и явлений, представляющих опасность;
- СУКС – обеспечивает устойчивое управление и связь при возникновении критических ситуаций.
Вам нужна безопасность – обращайтесь к профессионалам!