22.09.2019

«Психологическое здоровье педагогов как необходимое условие психологического здоровья детей». Психологическое здоровье учителя и


(6,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Школа сегодня – серьезный психологический фактор. Одним из направлений работы школьного психолога является психопрофилактика эмоционального напряжения (стресс, срыв, “синдром профессионального выгорания” т. д.) у педагогов.

В рамках психопрофилактика - данные методические рекомендации предусматривают: Оказание психологической помощи и поддержки педагогам школы по предупреждению эмоционального выгорания.

Роль психологической службы в условиях школы велика и актуальна сегодня. Психологическое сопровождение образовательного процесса носит теоретическое и практическое значение.

Психологический мониторинг в школе рассматривается СПП как систему информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Основная цель и задачи:

  • Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития.
  • Сохранение психологического здоровья всех участников учебно–воспитательного процесса.
  • Самореализация всех участников в условиях личностно - ориентированного обучения.

Практика показывает, что учителю в большей мере нужны, не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой будет являться организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение профессионализма.

Педагог, проявив профессиональную любознательность, может овладеть приемами самодиагностики, специальными упражнениями на снятие напряжения. Овладеть техниками: - арт–терапия, фито–терапия, экспресс – приемами, которые помогут педагогу взглянуть на себя по-другому, а так же укрепить свое психологическое здоровье в целом. В этом и состоит главная задача педагога-психолога: показать возможность применения арт. – терапевтических методов в психолого-педагогической практике.

АННОТАЦИЯ

День психологического здоровья педагогов - яркое событие в школе. Педагоги школы включаются в познавательную работу, т. е. принимают участие в тренингах, играх, занимаются самодиагностикой, получают консультации по запросу. Психолог использует методики, которые включают способы и приемы психопрофилактической работы, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов школы.

Основная цель работы дня: психопрофилактика эмоциональных “срывов”, содействие сохранению физического и психологического здоровья педагогов школы. Поставленные задачи в ходе работы с педагогами решаются совместно и своевременно.

Данное мероприятие проходит легко, непринужденно и каждый может взять наиболее значимое, интересное для себя. Практическая деятельность предусматривает внедрение практических материалов на саморазвитие, самосохранение личности. Практика позволяет определить причины эмоционального и профессионального выгорания педагогов, его влияние на качество образовательного процесса; узнать и освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.

Практические материалы мастерской предназначены для реализации в условиях школы, они будут представлены в теоретическом и практическом направлениях. Каждый желающий может взять на заметку представленный материал в мастерской “День психологического здоровья”. В мастерской будут представлены: профилактические упражнения, игры, тренинг, методические рекомендации, советы, памятки.

Вы сможете не только познакомиться с материалами мастерской, но и научиться способам - управлять собой, научить кого-то следовать приемам саморегуляции, самореализации.

Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя!
Добрые, важные и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни как в клетку, другие - как в храм
Р. Рождественский

Практические материалы из опыта работы школьного психолога

МАСТЕРСКАЯ “День психологического здоровья педагогов”

Цель: Психопрофилактика эмоциональных срывов.

Задачи:

  • Дать представление о “Синдроме профессионального выгорания”;
  • Провести арт-терапевтическую сессию (упражнения с пользой);
  • Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.

Форма проведения: практикум

План проведения мастерской

1. Факторы нарушения психологического здоровья педагогов.

2. Дать представление о “Синдроме профессионального выгорания”.

3. Освоить некоторые оперативные методы снятия напряжения (играя – учимся).

Время: 30 минут

Методическое обеспечение: участники мастерской обеспечиваются методическим раздаточным материалом.

Пособия: Ватман, фломастеры, ручки, цветные карточки, карточки с заданиями, кисти, краски. Рекомендации, советы, памятки.

Показателем эффективности мастерской является использование в УВП рекомендованного методического материала с педагогами школы.

Раздел: психодиагностика педагогов

1. Методика “Синдром профессионального выгорания” (результаты, рекомендации).

2. Определение “Психологическое здоровье” в вопросах и ответах.

3. Психотест “Все ли у вас в порядке?”

Раздел: психопросвещение педагогов

1. Психологическое здоровье педагогов в условиях школы

(практическая часть - Зоны бодрости и здоровья)

Раздел: психопрофилактика эмоциональных срывов у педагогов.

1. Тренинг “Уютно ли учителю в школе” (эмоциональная культура педагога)

2. Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения.

Заключение:

Антистрессовые приемы: профилактические упражнения для педагогов.

Встреча в мастерской школьного психолога “День психологического здоровья”

Психолог:

1. До встречи в мастерской проходит оформление кабинета: вывеска с названием, готовится раздаточный материал, вывешиваются плакаты, расставляются столы.

2. Психолог встречает участников и предлагает взять один цветной кружок, что символизирует настроение каждого, кружки помещаются в разные коробочки “настроение”.

3. Когда все участники собрались в мастерской, педагог-психолог предлагает всем познакомиться, встав в круг.

Упражнение 1. “Будем знакомы”

Все участники встают в круг и громко произносят “Хэй”, при этом идет хлопок в ладоши и все выносят правую руку вперед, левую назад. Данное упражнение объединяет и настраивает на рабочий лад, идет позитивный настрой на сотрудничество (повтор три раза). Затем все рассаживаются за столы, образовав две группы.

Вступительное слово – информационно-просветительская беседа.

Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим собой, можно назвать счастливыми. Но число таковых невелико, потому что всегда находятся причины для разочарований в себе самом, расстройств, а с ними приходит конец душевной гармонии. Стресс, срыв, выгорание…

Наглядный материал выносится на доску (плакат, цитаты о здоровье).

Затем все участники пишут на карточке – как они понимают, что такое ЗДОРОВЬЕ.

5. В условиях школы, психологи работают в тесном сотрудничестве с педагогами. Педагогический коллектив является основой в образовательной системе школы. Коллектив составляют педагоги, и все они разные. Объединяет всех их работа, общение. А вот психологическое здоровье… их работоспособность, самооценку… – изучает школьный психолог.

6. Существует множество методик, тестов на изучение коллектива, педагогов. Одна из методик “Синдром профессионального выгорания” помогла выявить педагогов, которые находятся на грани срыва, есть преобладающие симптомы “ВЫГОРАНИЯ”, и есть педагоги, которые испытывают эмоциональное напряжение.

7. Психолог дает представление о методике “Синдром профессионального выгорания”, результаты, вывод и рекомендации для педагогов.

Знакомство участников мастерской с проблемой – профессиональное выгорание.

На основании результатов строится психопрофилактика для педагогов школы.

Психолог предлагает выполнить тест “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (по А. И. Тащевой, 2009г.)

Психологическое просвещение

Тема: Синдром профессионального выгорания…

Цель: Знакомство участников мероприятия с проблемой - профессиональное выгорание.

1. Ознакомить педагогов с понятием “Что такое учительский стресс”?

2. Дать информацию по теме “Здоровье - на втором плане”.

3. Выполнить тест “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?”

Пособия: Информационные листы, бланки с тестами, ручки.

Участники: учителя, психологи.

Ведущий предлагает всем участникам задания:

- “Мой выбор или как я провожу свободное время”;

- “Я справлюсь!”

Цель: определение круга интересов. Каждый ответ содержит информацию об эмоциональном выгорании педагогов школы.

Задание выполняется на листах, обсуждение предложенных ответов происходит за круглым столом.

Педагоги школы выражают свое мнение, делают выводы и знакомятся с упражнениями на снятие психофизических и психоэмоциональных нагрузок.

Встреча с педагогами рассматривает:

1 этап – теоретический (психолог дает краткие пояснения из предлагаемого теоретического материал);

2 этап – практический (упражнения), идет выполнение теста “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (работа по корточкам).

1 карточка – Если педагог сильно расстроен чем-то, а надо идти на урок…ваши действия?

Совет – Сосчитайте до 10 (глубокий вдох – выдох).

2 карточка – Успокоиться можно, если вы сделаете несколько глотков прохладной воды. “Глотнуть” несколько глотков свежего воздуха, постоять у окна.

3 карточка – Используйте энергизаторы.

Учитель дает установку учащимся:

Внимание. Кто видит меня – здравствуйте!

Кто слышит меня – садитесь.

Ребята, а вы знаете, чем мы сегодня будем заниматься? (нет…), послушайте: идет сообщение темы урока… Удачи!

Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа:

“Эта работа – сплошная головная боль!” Э. Берн

Учительский СТРЕСС

Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс…

Необходимо все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное, напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще ГОВОРЯТ о синдроме эмоционального выгорания педагога.

Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего “повседневный” психический потенциал человека. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей.

Учителя, оказавшись втянутыми в водоворот реформы образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Это нарушающие привычный, размеренный ход школьной жизни события создают дополнительное напряжение.

Предлагаемые тренинговые занятия, упражнения направлены на развитие эмоциональной устойчивости.

2. Тест “Нужно ли вам бороться со стрессом?” (самодиагностика)

Ответьте “да” или “нет” на пять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.

  1. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
  2. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы ноют, а в спине – тупая боль?
  3. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье, в школе?
  4. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения, сна?
  5. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем, и у вас не остается времени на себя?

Упражнение 3. “Ассоциация”

Все участники свои карточки, которые заполнили раньше то, что можно соотнести со словом здоровье… (сила, задор и т. д.) вывешивают на ватман с надписью – ЗДОРОВЬЕ.

Упражнение: Рассмотрим, а что же можно соотнести с понятием ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ … (радость, гармония, стабильность и т. д.) Все ответы проговариваются участниками. Психолог раздает каждому яркие картинки – цветы. Участники делают запись на одной из сторон картинки (…радость и т. д.)

В конце нашей встречи участниками создается творческая работа “Здоровье”. Все участники карточки – цветы вывешивают на один плакат.

Упражнение 4. Психотест: “Все ли у вас в порядке?”

Педагоги отвечают на вопросы (да, нет)

Легко ли вы находите общий язык с другими людьми?

Насколько вы великодушны?

Способны ли вы дать себе верную оценку?

Умеете ли вы правильно планировать свое время?

Умеете ли вы добиваться своего?

Умеете ли вы решать свои проблемы?

Умеете ли вы подать себя?

Часто ли вы прислушиваетесь к внутреннему голосу?

Умеете ли вы расслабляться?

Умеете ли вы отдыхать от проблем?

Легко ли вы поддаетесь влиянию других людей?

Насколько вы открыты?

Насколько хорошо вы умеете владеть собой?

Знаете ли вы сильные стороны своего характера?

Насколько хорошо вы умеете импровизировать?

Радушная ли вы хозяйка?

Легко ли вам осуществить задуманное?

Любите ли вы приключения?

Насколько вы отходчивы?

Результатом выходят ответы (да, нет), которые набрал каждый педагог при ответах (да , если их больше, то у вас пока все хорошо, если нет , то стоит задуматься над собой).

Упражнение 5. Полезные советы

Для поддержания физической активности, психологического здоровья есть полезные советы:

А. - “Десять заповедей правильного питания”;

Б. -Физические упражнения для педагогов – педагоги , которые хотя бы раз в неделю занимаются физическими упражнениями с умеренной или повышенной нагрузкой, имеют меньше шансов заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В. - Необходимо придерживаться активного образа жизни (ходьба, бег, игра и т. д.)

Применение комплексов физических упражнений всегда оказывает благотворное влияние на физиологию и психологию человека.

Г. - Зоны бодрости и здоровья:

Десять заповедей правильного питания для педагога

1. Никогда не ешьте , если не хочется и то, что не хочется (исключение: пища лекарственная – лимон, чеснок, повышает иммунитет человека, приводит в порядок самочувствие). Идет защита от психоневрозов, ОРЗ.

2. Если хочется – сначала спросите себя, не стоит ли воздержаться.

(Не спорьте со вкусами, спорьте с привычками).

3. Ни когда не ешь на ходу (чередуйте отдых, работу, обед).

4. Лучше часто понемногу, чем редко помногу.

5. Всякую еду оплатят мускулы.

6. Свежий воздух – хороший аппетит.

7. Лучше теплое, чем холодное.

8. Разнообразие – стратегия, однообразие – тактика.

9. Прежде всего – естественность.

Пища должна быть:

Природная.

10. Пища – свята, это дар жизни, а не “средство”.

Получайте радость от трапезы!

Упражнение 6. Игра “Мир без тебя” (для администрации школы)

Цель: Определение нужности каждого человека в этом мире - на работе, в семье…и т. д.

Пособия: Очки.

Психолог: Для игры приглашается 5 человек, они играют роль – “школьная администрация”…

Задание – примерить гигантские волшебные очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр и посмотрю через стекло на кого – ни будь из вас: и скажу - “Мир без тебя, Ирина Петровна был бы неинтересен, потому что ты (вы) …умеешь слушать других, потому что ты (вы) …надежная, уверенная, внимательная…”. А теперь ты, (вы - имя учителя), примерь волшебные очки, посмотри на педагогов и постарайся увидеть в ком – ни будь как можно больше хорошего, может быть об этом надо сказать вслух?

Так все пять участников примеривают очки.

Завершение: психолог благодарит всех и отмечает то, что каждый педагог – это личность (талантливая, душевная, внимательная и трогательная…) Администрация школы остается довольной тем, что педагоги в их коллективе подобрались такие замечательные. Спасибо всем!

Тренинг “Уютно ли учителю в школе?” (фрагмент)

Цель: знакомство с простейшими приемами устранения дискомфорта и правилами психогигиены общения.

Вооружить учителя знаниями, которые бы повышали его психическую устойчивость в трудных (критических) ситуациях, обеспечивали научно обоснованными способами с жизненными невзгодами.

Оборудование: карточки с вопросами, ручки, ватман с рисунком “корзина”, клей.

Ход занятия

Участники тренинга рассаживаются в круг. “Знакомство” упражнение на развитие умений говорить комплименты окружающим нас людям. Каждый участник обращается к сидящему справа – обращается… и представляется сам…Я…. . , а вы знаете …вы мне очень нравитесь, у вас есть вкус. . . , а вы знаете… . и так каждый участник проводит свой диалог.

В завершение каждый участник выписывает самый интересный комплимент на свою карточку и вывешивает на информационный лист в “корзину”. Спасибо.

Упражнение 8. “Чистое дыхание”

Цель: Усвоение навыков саморегуляции.

Пособия: полоски бумаги нарезанные очень тонко. Нитки (по 20 см.)

Часто педагоги испытывают волнение, напряжение, находятся в ситуации стресса.

В таких случаях начинает сильно биться сердце и риск плохого самочувствия возрастает.

Для того что бы “сбить” волнение, необходимо вспомнить о простом, но очень эффективном способе восстановление дыхания.

Первая проба: все участники садятся по удобнее. Дыхание необходимо начать с того, что бы при вдохе и выдохе (ориентир) - полоска бумаги находилась около носа на расстоянии 30 – 40см.

При выдохе нужно стараться, что бы полоска оставалась неподвижной и на том же месте (повтор до трех раз); Затем (ориентир) – полоску можно приблизить и повторить свое дыхание более спокойно, тем самым снижая напряжение.

вторая проба: бумажные полоски, заменив на ниточки, начинаем вдыхать и выдыхать, стараясь оставлять ниточки на месте и неподвижными…Удачи.

Данное упражнение снимает напряжение, восстанавливает дыхание и эмоциональный фон стабилизируется.

Упражнение 9. “Гнев – на милость”

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Пособия: игра “Дартц”, фотографии, листы альбомные. Фломастеры.

Освоить приемы релаксации.

Усвоить профилактические способы управления нервной системы в критических условиях.

Участник может набирать очки, кидая стрелы (дротики) в мишень;

Участник может заменить мишень – на фото, рисунок.

Участник может “наказать” условно своего обидчика и тем самым выйти из критического состояния, снять эмоциональное напряжения. Психолог предлагается участникам сделать по 3 – 4 пробы.

Упражнение 10. “Позитив”

Цель: Активизация педагогов в творческой деятельности.

- “Погружение” в творческую работу;

Отработка навыков общения;

Рефлексия. Итог.

Пособия: 10 альбомных листов, кисти, краски, баночки с водой.

Ведущий: Объясняет ход действий. По команде все педагоги начинают выполнять творческую работу, наносят на чистый лист бумаги только один значок (набросок), и по команде ведущего, все участники передают свою работу сидящему справой стороны. Так по кругу работа дорисовывается всеми участниками и возвращается хозяину.

Творческая работа готова. Обмен впечатлениями. Спасибо всем!

Упражнение 11. Игра “Чаепитие”

Цель: Развитие умений конструктивного общения.

Ведущий психолог: Какая теплая и дружеская встреча у нас состоялась!

Самое время угостить друг друга чем – ни будь вкусным. В нашей мастерской

есть место, где можно присесть и испить чашечку ароматного чая. Но есть главное условие: никто не ест и не пьет, только угощают другого!

Команды (группы) садятся парами и угощают друг друга. Каждый может высказываться, делиться впечатлениями за чашкой чая… Данное упражнение позволяет принять других людей такими, какие они есть. Поднять настроение себе и другим, разрядить напряженную обстановку. Пожелать творческих успехов коллегам, психологического здоровья.

Все участники подходят к плакату “ЗДОРОВЬЕ” и вывешивают карточку – цветок на плакат.

Спасибо всем участникам! Удачи!

Как избежать профессиональных заболеваний или хотя бы свести до минимума вредное воздействие самых разных видов труда?

1. Частая смена деятельности позволяет снять эмоциональное напряжение учителя;

2. Умейте в работе находить больше позитива.

3. Знайте: не будет здоровья – все остальное будет мало нужным.

4. Старайтесь высыпаться, иначе недосыпание ведет к нервным срывам.

5. Обратите внимание на эффективность лечебного массажа.

6. “Владеть собой среди толпы смятенной…”

Применяйте данное упражнение, и вы сумеете справиться с отрицательными эмоциями. И так, сложите руки в “замок” за спиной. Так как отрицательные эмоции “Живут” на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

7. Слушайте гармоничную музыку. Музыка успокаивает мысли, стабилизирует внутреннее состояние. (Попробуйте послушать пение птиц, шум леса, звуки природы…).

8. Помните: Досуг – это зеркало работы.

9. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.

10. Время от времени вносите в вашу жизнь что – то новое: переставляйте мебель в квартире, на рабочем месте, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… И тогда стресс будет “приставать” к вам реже.

11. Каждому педагогу приходиться испытывать нервное напряжение, попадать в стрессогенную обстановку, чувствовать внутреннее волнение и смятение. В таком случае, для того чтобы сохранить психологическое здоровье в нашем современном мире, разработаны эффективные практические способы.

Если вы любите чай, то в случае стресс можно провести переход на травяные чаи, которые хорошо восстанавливают силы, снимают нервозность, успокаивают (мелиса, мята, душица и др.);

12. Добавка лимона в рацион, защищает организм от простудных заболеваний, снижает общую усталость, головную боль;

13. Фруктовые напитки стабилизируют иммунную систему, укрепляют физическое и психологическое здоровье;

14. Практические психологи утверждают, что на 75% снижается нервное напряжение, если вы возьметесь за рисование, вязание, вышивание и т. д.;

15. Прогулка на свежем воздухе (30 – 40 минут) восстанавливает НС.

16. Внимание! Криотерапия – нахождение на холоде, т. е. прогулки, игры, сон. Достаточно низкие температуры для организма - хорошая психопрофилактика для каждого человека.

Исцеление душевных “ран”, благотворно влияет на детей, семью, на здоровье в целом.

Желаю всем коллегам крепкого здоровья и творческих успехов!

Литература.

1. Л. Г. Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. Санкт-Петербург. 2005 год.

2. Н. Г. Ланина, К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов – психолого-педагогические условия развития личности учащихся. – г. Воронеж, 2002год.

3. В. П. Захаров, Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. – М. 1999год.

4. Т. В. Форманюк. “Синдром профессионального выгорания” как показатель профессиональной дезадаптации педагогов. Вопросы психологии. М. - 2004год.

5. А. П. Панфилова. Коммуникация в профессиональной деятельности – М. 2003 год.

6. О. А. Колядинцева Личность учителя: постижения себя на пути к успеху: Методическое пособие. – Омск: ООИПКРО, 2002 год.

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.

Высокая эмоциональная включённость в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

Синдром выгорания - многомерный конструкт, включающий эмоциональное, физическое и умственное истощение, проявляющийся как следствие продолжительных и интенсивных стрессов общения в профессиях социальной сферы

Проблема сохранения рабочих кадров в социальной сфере, проблема их активности, укрепления профессиональной выносливости, адаптивности и толерантности к развитию феномена эмоционального выгорания (ЭВ) является очень актуальной на сегодняшний день. В ряде недавних исследований, проведенных во Франции (Vercambre et al., 2009), Великобритании (Hastings, Bham, 2003), Греции (Roustelios, 2001) среди педагогов школ были описаны общие показатели по стадиям эмоционального выгорания.

По мнению В. В. Бойко (1999), ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ (ЭВ) - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. ЭВ представляет собой приобретенный стереотип профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой - выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с партнерами. В. В. Бойко рассматривает ЭВ как профессиональную деформацию личности, которая возникает под воздействием широкого круга факторов. Одним из важных факторов, влияющих на ЭВ, является уровень эмпатии у педагогов . Значительное число исследований по проблеме эмоционального выгорания посвящено этому вопросу (Водопьянова, Старченкова, 2008). Эмпатия как способность индивида проникать в состояние другого человека с помощью воображения и интуиции, способствует сбалансированности межличностных отношений. Больше других эмпатия необходима педагогам, которые взаимодействуют с детьми со сложной структурой дефекта. Такие дети, как правило, не могут выразить свое желание или нежелание словом в силу особенностей болезни. Педагогам приходится на интуитивном, чувственном уровне догадываться о желании ребенка. Низкий уровень эмпатии у педагогов приводит к тому, что они не понимают детей, не находят с ними контакта и, как следствие, чувствуют свою некомпетентность, что, в свою очередь, может ускорять ЭВ.

С другой стороны, факт меньшей предрасположенности к ЭВ лиц с высокой эмпатичностью объясняется, очевидно, тем, что тонкое понимание переживаний других людей противостоит дегуманизации межличностных отношений, а эмоциональное сопереживание - это определенная эмоциональная «подпитка» или некоторый дополнительный ресурс для работы.

Следствием развития синдрома профессионального выгорания являются различные нарушения, затрагивающие разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение.

СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;

Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

Возникают недоразумения с коллегами, людьми в окружении, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии людей – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

Такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

ПЕРВЫЙ – снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

ВТОРОЙ – одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми в окружении. Преобладают объект-объектные отношения.

ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация.

Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.

ПЕРВАЯ ГРУППА.

Психофизические симптомы

Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

Ощущение эмоционального и физического истощения;

Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

Резкая потеря или резкое увеличение веса;

Полная или частичная бессонница;

Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

ВТОРАЯ ГРУППА.

Социально-психологические симптомы:

Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;

Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА.

П оведенческие симптомы

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;

Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;

Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

Дистанцированность от сотрудников, повышение неадекватной критичности;

Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня, как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения.

Методика В.В. Бойко позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе. Ниже даны подробные описания каждой из фаз и симптомов.

I Фаза напряжения - является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Состоит из следующих симптомов:

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом неудовлетворенности собой.

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя.

3. Симптомы «загнанности в клетку».

Возникают не во всех случаях, хотя являются логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: , установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Симптом «загнанности в клетку» может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Этот симптом является крайней точкой в формировании

I фазы «напряжения» при развитии эмоционального выгорания.

II Фаза «резистенции » - вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств. Формирование защиты на этапе сопротивления происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями:

Экономичное проявление эмоций и

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

В первом случае речь идет о полезном навыке взаимодействия с деловыми партнерами - подключать эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. При необходимости профессионал способен отнестись к подопечному или клиенту более эмоционально, с искренним сочувствием. Такой режим общения свидетельствует о высоком уровне профессионализма.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, т.е. переходит в плоскость нравственности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».

Он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Профессионал не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему подопечному, он еще и оправдывается: «таким людям нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться», «она еще и на шею сядет» и т.п.

Подобные мысли и оценки говорят о том, что нравственные чувства социального работника остаются в стороне. Врач, социальный работник, учитель не имеет морального права делить подопечных на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Истинный профессионализм – безоценочное отношение к людям, уважение к личности, какой бы она ни была, и выполнение своего профессионального долга.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Проявляется в попытке облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Подопечных обделяют элементарным вниманием.

III Фаза истощения - характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.

Подопечный может быть глубоко травмирован проявленным к нему безразличием. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

3. Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации. Проявляется не только на работе, но и вне сферы профессиональной деятельности.

Метастазы «выгорания» проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «ненавижу…», «презираю…», «взять бы автомат и всех…». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений.

Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить «плевать» на людей, а «выгорание» продолжает нарастать – могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о трудных больных, подопечных вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний

Организация психологической профилактики синдрома профессионального выгорания (синдром выгорания).

Организацию психологической профилактики синдрома профессионального выгорания необходимо проводить комплексно, включая такие виды деятельности:

Диагностико-коррекционная работа, которая направлена на обеспечение информацией об особенностях индивида в определенных условиях.

Консультирование направлено на прояснение возможных причин нежелательного поведения, личных трудностей индивида с целью своевременного предупреждения возникновения каких-либо трудностей.

Просвещение направляется на своевременное и адресное распространение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в развитии, в осуществлении своей профессиональной деятельности, в общении и т.п.

Наиболее доступным в качестве профилактических мер являются методы психологической саморегуляции , под которыми понимается комплекс методов и обучающих программ, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Психогигиена педагога обеспечивается его толерантностью к синдрому выгорания, то есть педагог должен обладать соответствующими знаниями, умениями, личностными качествами, необходимыми для минимизации и преодоления эмоциональных трудностей профессии.

Для выполнения психотехнических упражнений не требуется большого количества времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим педагогом их можно выполнять на перемене или после уроков.

К первому типу подобных упражнений относятся упражнения-релаксации . В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета :

Если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии - смело используйте красный цвет;

Если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам - работайте с оранжевым цветом;

Желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;

При равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;

Голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;

Если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;

Фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.

Игры-формулы , в свою очередь, используются для вербального (словесного) самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух по дороге на работу, при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные варианты и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п. Важно найти свой собственный язык, наиболее эффективно на вас воздействующий. Если, например, Вы - человек, не терпящий приказов и директив, тогда постройте текст формулы в мягкой манере, в форме убеждения: «Я спокоен и уверен в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, потому что впереди у меня трудный разговор». Если Вы - человек эмоциональный, тогда ваш текст должен содержать яркие прилагательные: «Я испытываю спокойствие и уверенность в себе. Я должен сохранять внутреннюю стабильность, как мощный фундамент великолепного здания». Если же Вы - человек сдержанный и в то же время сильный, энергичный, ваша формула должна звучать как краткий и резкий приказ или команда: «Я должен быть спокойным! Спокойно! Уверенность в себе!» . Тексты формул составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и сейчас».

Для того чтобы формулы были эффективны, помните о следующих правилах:

1. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.

2. Большое значение имеет начало формулы.

3. Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до семи раз).

4. Важно непоколебимо верить в «магические свойства» произносимых Вами слов.

5. Проговаривать формулы надо в состоянии сосредоточенности, сконцентрировав волю.

Вот несколько формул, которые можно взять на вооружение:

Уверенность в себе. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все сумею, все могу» (последнюю фразу можно повторять несколько раз).

Спокойствие, стабильность. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе»

Следующая формула поможет перед сложным разговором.

Спокойствие. «Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

Снятие усталости и восстановление работоспособности. «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле».

Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья учителей имеют модели преодолевающего поведения.

Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией учителей.

Важно помнить, что положительные эмоции менее устойчивы и более затратные в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное мировосприятие.

Академик Павел Сидоров дает ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

Определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

Используйте "тайм-ауты", которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

Займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

Уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);

Вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

Поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).

Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

Проще относитесь к конфликтам на работе;

Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

А в заключение хочется отметить: опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».

Поэтому каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.

Самому учителю важно быть внимательным к себе, быть честным, принимающим, любящим, порядочным. Необходимо заботиться о внутренней чистоте, осознавать свои мотивы, обращаться за помощью, продуктивно отдыхать, любить свою работу и понимать, что она - лишь часть их прекрасной жизни. Это далеко непросто. И надо помнить о том, что сгореть или выгореть на работе - это обездолить собственную семью, собственных детей, лишить своих близких любви и поддержки. Выгореть эмоционально - это лишить себя здоровья и полноценной счастливой жизни.

Быть может, гораздо важнее, научить детей и научиться самим добывать свой собственный огонь .

Использованная литература:

    Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Орел В.Е. - 2001;

    Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Форманюк Т.В. - 1994 г;

    Сайт

    Статья: Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания// Гнездилова О.Н. Международный педагогический Интернет журнал: Образование: исследовано в мире. – 2007.

    «Факторы стрессоустойчивости учителей» // Вопросы психологии. - Реан А.А., Баранов А.А. 1997. - № 1.

    Практическая психология. Абрамова Г.С. - М.: Дело, 2000. - 52 с.

    Психология и педагогика профессиональной деятельности. Громкова М.Т. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Сценарий студийного занятия

на тему: «Психологическое здоровье педагогов как необходимое условие психологического здоровья детей».

Оборудование: листы с набором пиктограмм, цветной картон, ножницы, клей, ватман, ноутбук, музыка релакс, карточки с заданиями, два мяча, мел, доска, «Памятки».

За несколько дней проведения студии провести среди педагогов анкетирование:

Уважаемый коллега!

В ближайшие дни приглашаю вас посетить студийное занятие, посвящённое психологическому здоровью учителя.

Для того, чтобы наша встреча была интересной и полезной для вас, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

Спасибо!

Психолог школы.

Анкета педагога (Ф.И.О.) _____________________________ .

Ответьте на каждый вопрос, выбрав только один вариант ответа.

1.При выборе профессии учителя вами руководили:

а) семейная преемственность;

б) любовь к детям;

в) возможность максимально реализовать себя;

г) возможность сделать карьеру;

д) возможность реализовать собственные взгляды на образование;

е) желание быть учителем « с детства»;

ж) случайность;

з) другое: _______________________________________________________.

2.Проработав учителем __________ лет, я больше всего ценю в своей профессии:

а) возможность видеть результаты своего труда;

б) профессиональное общение;

в) необходимость и возможность приобретать новые знания;

г) режим работы (сокращённый рабочий день, длинный отпуск);

д) другое: ___________________________________________________.

3.Наиболее трудным для меня в моей работе является:

а) то, что результат моего труда зависит не только от меня, но и от других обстоятельств;

б) то, что приходится тратить на работу много своего личного времени;

в) необходимость постоянно сдерживать свои эмоции, профессиональная «нервность» труда учителя;

д) другое: _______________________________________________________.

I . Пролог.

Участникам предлагается продолжить высказывания:

«Для меня эта четверть была…»,

«Для моих учеников эта четверть была…».

Анализируя результаты этого упражнения, психолог фиксирует внимание на общности трудностей педагогов и учащихся (усталость, нехватка времени, перегрузки…).

II . Этюд.

Ведущий предлагает участникам два мяча различного цвета (например, красный и синий), которые передаются по кругу с разных сторон. Получивший красный мяч продолжает высказывание: «В последнее время на работе меня радовало…», вслед за ним получивший синий мяч продолжает высказывание: «В последнее время меня на работе огорчало…».

Ведущий фиксирует на доске высказывания участников, распределяя их по двум колонкам: положительные и отрицательные. (Вместо записи можно – груз на весах, причём чаши заполняются поочерёдно.) Ведущий обращает внимание участников на «неизбежность» негативных факторов в профессиональной деятельности учителя и необходимости сохранения физического и психологического здоровья педагога-профессионала. По завершении упражнения формируется тема студийного занятия.

III .Экспликация (информационно-формирующая часть).

Психолог знакомит участников с результатами анкетирования учителей.

Ответы учителей распределились следующим образом (в порядке убывания):

1.Мотив выбора профессии:

Желание быть учителем « с детства» - 7 человек;

Семейная преемственность -1 человек;

Любовь к детям - 1 человек;

Возможность максимально реализовать себя – 1 человек;

Случайность – 1 человек;

Другое: любовь к своему предмету – 1 человек;

Другое: возможность реализовать себя и в работе и в семейной жизни – 1 человек.

2.Наиболее привлекательные стороны профессии:

Возможность видеть результаты своего труда - 8 человек;

Профессиональное общение – 2 человека;

Режим работы (сокращённый рабочий день, длинный отпуск) – 2 человека;

Необходимость и возможность приобретать новые знания – 1 человек;

3.Наиболее трудные стороны профессии:

То, что результат моего труда зависит не только от меня, но и от других обстоятельств – 10 человек;

То, что приходится тратить на работу много своего личного времени -1 человек;

Необходимость постоянно сдерживать свои эмоции, профессиональная «нервность» труда учителя – 1 человек.

Далее психолог предлагает упражнение «Герб учителей» , закрепляющее позитивный образ видения профессии. Инструкция: каждый участник получает набор пиктограмм (Приложение 1), из которых необходимо выбрать три символа, ассоциирующиеся с профессией учителя. Затем участники объединяются в группы по 3-5 человек, задача которых – выбрать единый символ и придумать к нему девиз (значение может также иметь выбираемая группой форма и цвет герба). Каждая группа представляет свой герб, который наклеивается на лист ватмана. Анализируя гербы, ведущий обращает внимание на то, что большинство из них имеет форму щита. При этом он говорит о необходимости профессиональных защит человека, работающего в сфере взросло-детских коммуникаций, ещё раз напоминая тему студии. Подводя итог этой части студии, ведущий подчёркивает, что учитель должен владеть элементами саморегуляции и аутотренинга.

Следующая часть студии посвящена знакомству с прямыми и косвенными способами отреагирования в ситуации отклоняющегося поведения учащегося, которое рассматривается как условие сохранения психологического здоровья.

Для многих педагогов проблемой становится высокий уровень эмпатии, которая в подобных ситуациях приводит к эмоциональному взрыву и быстрому «сгоранию». Для решения этой проблемы очень важным является умение «сохранять состояние»: ничему не удивляться, сохранять эмоционально-волевые настрои (уважение к себе), уметь посмотреть на себя со стороны, не только слушать, но и слышать.

Способы защиты:

1.Замещающее цветовидение – «внутренним» взором увидеть динамичные перемещения ярких цветовых пятен, орнаментов, геометрических фигур.

2.Формирование эмоционально-значимого образа – мысленное погружение в «уголок спокойствия»; для аудиалов это может быть воспоминание и «внутреннее» слушание любимой мелодии, для визуалов - представление приятного пейзажа, для кинестетиков - ощущение движения во время прогулки и т.д.

3.Слушание и остановка «волны раздражения» - умение «услышать» степень изменения личностной тревожности, попытаться понять её причины и применить способы остановки (например, внутренний приказ или инструкция).

4.Приём «зато я …» - при котором в ответ на высказанную претензию учитель выстраивает логическую цепочку («Да, это так, зато я умею, чувствую..»).

IV . Коррекция - практическая часть.

В практической части студии участники отрабатывают приобретённые навыки защиты. Для этого они вновь делятся на подгруппы и получают карточки с описанием типовой проблемной ситуации школьной жизни. На обратной стороне карточки – возможные варианты решения описанной проблемы. Может выбрать один из них или предложить своё решение.

Примеры заданий и вариантов решений.

3.Учащийся плюёт на пол…

V .Рефлексия.

Психолог задаёт вопрос, подводя итоги: «Почему разные учителя выбирают разные стили поведения в классе?». Анализируя ответы участников, он говорит, что многое зависит от того, каким человеком является учитель: чего он боится, во что верит и насколько он искренен перед самим собой. Есть очень ёмкое понятие, с помощью которого можно говорить обо всём этом. Это понятие самоценности, каковая есть у каждого из вас. Самоценность – это то, насколько вы считаете себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые в данный момент демонстрируете.

Далее можно зачитать цитату о самоценности Вирджинии Сатир: «Человек, чья самоценность высока, создаёт вокруг себя атмосферу человечности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нём существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить о помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идёт на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор».

В заключении участникам предлагается упражнение «Подарок» , направленное на оптимизацию межличностных отношений в коллективе педагогов, формирование команды единомышленников.

Инструкция: каждый участник жестами изображает предмет, который он хотел бы подарить своему соседу слева, а сосед должен угадать, что это такое.

В заключительном слове психолог благодарит всех участников и приглашает на следующую встречу, а также раздаёт «Памятки». (Приложение 2).

Приложение №1.

Приложение 2

Памятка.

I . Прямые и косвенные способы отреагирования в ситуации отклоняющегося поведения учащегося.

1.Прямые способы суждений – «ты прав», «ты не прав».

2.Оценочные суждения – «плохо», «хорошо».

3.Косвенные способы – встречный вопрос, «психологическое поглаживание», активное слушание, Я- сообщение, Ты-сообщение, «для многих детей твоего возраста характерно…», переключение на значимую деятельность, техника «стеклянного взгляда».

II . Умение «сохранять состояние» : ничему не удивляться, сохранять эмоционально-волевые настрои (уважение к себе), уметь посмотреть на себя со стороны, не только слушать, но и слышать.

Способы защиты:

1.Замещающее цветовидение – «внутренним» взором увидеть динамичные перемещения ярких цветовых пятен, орнаментов, геометрических фигур.

2.Формирование эмоционально-значимого образа – мысленное погружение в «уголок спокойствия»; для аудиалов это может быть воспоминание и «внутреннее» слушание любимой мелодии, для визуалов - представление приятного пейзажа, для кинестетиков - ощущение движения во время прогулки и т.д.

3.Слушание и остановка «волны раздражения» - умение «услышать» степень изменения личностной тревожности, попытаться понять её причины и применить способы остановки (например, внутренний приказ или инструкция).

4.Приём «зато я …» - при котором в ответ на высказанную претензию учитель выстраивает логическую цепочку («Да, это так, зато я умею, чувствую..»).

1.Учащийся ведёт себя демонстративно грубо…

Варианты решения:

2.Ребёнок со злостью отрывает листья от комнатного растения…

Варианты решения:

3.Учащийся плюёт на пол…

Варианты решения:

4.Учащийся лжёт с целью оправдания своего плохого поступка…

Варианты решения:

1.Учащийся ведёт себя демонстративно грубо…

Оценочное суждение «хорошо».

2.Ребёнок со злостью отрывает листья от комнатного растения…

Косвенный способ «Я- сообщение» + прямой способ суждения «ты не прав».

Варианты решения: снизить эмоциональный накал, привести к психическому равновесию («Я могу тебя понять, но ведь не ты сажал этот цветок..», «Каждый человек сам отвечает за свои поступки…»).

3.Учащийся плюёт на пол…

Косвенный способ «Ты - сообщение» .

Варианты решения: снять ореол «героя-нарушителя» («У тебя, наверное, повышенное слюнотечение, не показаться ли тебе врачу…»).

4.Учащийся лжёт с целью оправдания своего плохого поступка…

Встречный вопрос.

Варианты решения: инициировать самосознание через встречные вопросы («Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе…»).

Литература:

1.Родионов В.А., Ступницкая М.А. «Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе». Академия развития: Академия Холдинг, 2001. (Серия: «Практическая психология в школе»).

Э.Б. Попкова, педагог-психолог, МБОУ «ЦДК», г. Новоуральск

Статья основана на семилетнем опыте работы по проблеме психологии здоровья педагогов. В работе приведены исследования состояния психологического здоровьяпедагогов. Акцент сделан на практической деятельности психологов по сохранению и укреплению здоровья педагогов. Представлены некоторые результаты по эффективности проведенной работы.

This report is the product of the seven-year experience of work on the issues of the teachers , health psychology. It includes the research of the condition of the teachers , psychological health. The main focus has been made on the practical activity of psychologists aimed at preserving and improving the teachers , health. There are some efficiency results of the work.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психическое здоровье, стресс, профессиональная компетентность.

The key words are : the psychological health, the psychic health, stress, the professional competence.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психологического здоровья педагога стала особенно острой. В соответствии с положениями Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения перед современной школой стоят задачи по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. В связи с этим повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе.

Педагогу необходимо овладеть компетентностью, связанной не только с ориентацией в информационных потоках, но и в пространстве человеческих отношений, составляющих её основу. Современная школа ждет учителя, сочетающего в себе и дидактическое мастерство, и мастерство педагогического общения. Специфика педагогического труда заключается в том, что педагог берет на себя ответственность за качество и результат межличностного общения с учениками. Взгляды идеалы учителя не только непосредственно влияют на собственный выбор способов поведения, но и накладывают отпечаток на умы детей, формируя «менталитет» класса, что, в , влияет на иерархию их жизненных ценностей.

В теории педагогического образования совокупность профессиональных требований к учителю называется по-разному: «квалификационная характеристика», «профессиограмма личности», «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность». Анализ литературы по данной теме показывает что, несмотря на различия терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов или уровней (теоретического, практического, личностного). Многими авторами как ведущий определяется личностный уровень.

В психологии личностный уровень неразрывно связан с понятием «психологическое здоровье». Психологическое здоровье (термин Дубровиной И.В.) - это «духовное благополучие человека, выступающее условием гармоничного развития, творческой активности и самореализации личности, гарантом ее целостности и сохранности как меры воздействия человека на человека и на самого себя, осознания ценности собственного бытия». Психологическое здоровье определяет характер и направленность личностной активности: будет ли эта активность направлена на позитивное саморазвитие либо на саморазрушение себя или другого человека.

Следует разграничивать понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Психологическое здоровье выступает как высший уровень психического здоровья, психическое здоровье создает фундамент для психологического здоровья. По меткому выражению Б.С. Братуся «человек может быть психически здоров, но личностно болен».

В каком состоянии психологическое здоровье находится у педагогов ?

Для изучения состояния психологического здоровья педагогов специалистами муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центра диагностики и консультирования» (МБОУ «ЦДК») было проведено исследование среди учителей одной из школ Новоуральского городского округа. В обследовании участвовало 54 человека, педагоги, имеющие разный опыт педагогической деятельности, преподающие разные предметы.

Изучались три основных фактора, влияющих на состояние психологического здоровья: личностный, коммуникативный, организационный.

Под организационным фактором понимается уровень социального развития профессионального коллектива: сплоченность, мобильность, наличие позитивных перспектив развития, эмоциональный климат.

Под личностным фактором понимается уровень психологической культуры в вопросах регулирования своего психоэмоционального состояния, ответственность в вопросах здоровья, способность к позитивному самовосприятию, к активности в настоящем моменте .

Под коммуникативным фактором понимается способность педагогов осуществлять эффективные коммуникации, способность к пониманию и принятию другого, умение выбирать конструктивную стратегию и тактику в решении конфликтных ситуаций.

Для диагностики личностного компонента мы использовали тест Субботиной Л.Ю. «Справитесь ли вы со стрессом?» .

Цели диагностики.


  1. Определить общий уровень психологической культуры педагогов, проявляющийся в умениях справляться со стрессовыми ситуациями.

  2. Выявить уровень развития личной ответственности за происходящие с ними события.

  3. Выявить меру активности педагогов, т.е. умение жить в настоящем моменте.

  4. Определить способности субъектов ставить жизненные цели и планировать.

  5. Исследовать, насколько педагоги способны к позитивному самопринятию.

  6. Выявить умения понимать и принимать другого человека.
Результаты исследования.

  • 37% педагогов ощущают себя способными управлять своей жизнью, судьбой, берут ответственность за себя в сферах: здоровья, семейных отношений, профессиональных достижений, межличностных отношений и т.д.
Самый высокий показатель в вопросе: «Имеете ли вы твердые убеждения и цели в жизни?» 80% педагогов ответили утвердительно.

Между тем, более 70% педагогов не умеют планировать свои расходы, рационально организовывать свое время, полноценно спать, заниматься спортом, вовремя обедать и т.д. Положительно можно оценить тот факт, что практически никто (95%) в данном коллективе не курит и не увлекается спиртным.

34 % педагогов активны в настоящем моменте, готовы к изменениям, принимают жизнь во всех ее проявлениях:


  • они находят время для отдыха (60%);

  • у них много друзей и знакомых (80%);

  • они делятся с ними наболевшими проблемами и вопросами (60%);

  • рассказывают о своих делах коллегам (50%).
Однако, педагоги практически не позволяют себе ходить в театр и в кино (95%), поспать днем (53%). Это же говорит о том, что учителя не всегда позитивно принимают себя, свои интересы.

  • 46% педагогов можно назвать целеустремленными людьми, которые осмысливают индивидуальное бытие, понимают значение своей жизни и деятельности.

  • 51% педагогов способны к пониманию и принятию другого человека:

    • у 59% учителей достаточно спокойно протекает семейная жизнь;

    • у 80% много друзей и знакомых;

    • практически все учителя (96%) имеют друга, готового помочь в любую трудную минуту, что говорит о том, что и сами учителя способны всегда придти на помощь.
Анализ результатов диагностики свидетельствует о противоречивом отношении к себе , своей судьбе: педагоги осмысленно относятся к своей жизни, деятельности, умеют видеть перспективу, ставят цели, имеют твердые убеждения, но между тем показывают достаточно низкий уровень ответственности за то, что с ними происходит сегодня, пассивны в использовании и осознании способов саморегуляции своих состояний. Это говорит о низкой психологической культуре педагогов. Об этом свидетельствуют и общие результаты тестирования:

  • 47 человек (76%) с трудом справляются со стрессовыми ситуациями;

  • 2 человека (4%) не способны самостоятельно выходить из стрессовых ситуаций им требуется помощь специалистов и медицины;

  • 10 человек (18%) справляются со стрессом самостоятельно.
Для исследования коммуникативного компонента мы использовали Опросник К. Томаса «Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации» .

Цели исследования.


  1. Определить предпочитаемые способы решения конфликтов педагогами .

  2. Выявить проблемные зоны в решении конфликтных ситуаций.

  3. Выявить уровень конфликтной компетентности данного педагогического коллектива.
Результаты исследования.

  • 35,8% педагогов предпочитают компромиссные пути решения конфликтов;

  • 30,2% - основывают свои отношения на подчинении, предпочитают авторитарное указывание;

  • 6,9% - избегают острых конфликтных ситуаций, уходят от проблемы;

  • 3,8% - чаще используют уступчивость, либеральность;

  • лишь 18,2% - выбирают сотрудничество, как самый оптимальный путь решения проблем.
По мнению специалистов, для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется использовать все пять тактик - противоборства, сотрудничества, компромисса, избегания и уступки – в зависимости от конкретных условий. В диагностике определяется так называемая «золотая дорожка дипломатии», указывающая на мудрость и мастерство в решении спорных вопросов.

Стратегия и тактика поведения в конфликте, выбираемые педагогом, влияют на формирование стиля педагогического общения. К. Левин, экспериментально сравнивая отношение к работе и поведение детей при разных стилях руководства, отмечал, что при авторитарном стиле формируются враждебные отношения между членами группы, возникает нежелание работать; при либеральном – нет удовлетворения от работы; при демократическом – возникает душевность, дружелюбность в обращении , повышается способность к творчеству, оригинальность решений, гордость и коллективизм, ответственность. .

По нашим данным в исследуемом педагогическом коллективе только 23,2% учителей продемонстрировали свои результаты в рамках демократического стиля работы.

Такие данные свидетельствуют об актуальности проведения мероприятий по повышению конфликтной компетентности как составляющей психологического здоровья педагогов.

Для изучения организационного фактора т.е. на каком социальном уровне развития группы находится данный педагогический коллектив, использовалась методика Чернышева А.С. «Схема психолого-педагогической характеристики группы» .

Цели диагностики.


  1. Определение психологического климата.

  2. Исследование уровня развития педагогической группы как коллектива.
Результаты исследования.

  • Психологический климат определен в зоне благоприятного развития;

  • 62,5% определяют, что развитие коллектива находится в стадии кооперации (символически «мерцающий маяк»), т.е. в коллективе преобладают в построении деловых связей компромиссные отношения, позволяющие решать конфликтные ситуации в цивилизованных формах путем взаимных договоров и уступок;

  • 15,6% определяют, что развитие педагогической группы находится в стадии коллектива (символически «горящий факел»), т.е. педагогический коллектив является сплоченной группой с едиными целями и задачами; преобладает демократический стиль управления, предполагающий взаимоуважающее сотрудничество в решении конфликтных ситуаций;

  • 18,8% определяют, что развитие педагогической группы находится в стадии ассоциации (символически «мягкая глина»), т.е. целевое или предметно-направленное взаимодействие между педагогами характеризуется непостоянством: одна часть группы стремится к взаимодействию, вторая - уклоняется от активного участия; преобладает авторитарное указывание;

  • 3,1% определяет, что педагогическая группа находится в стадии диффузии (символически «песчаная россыпь»), что характеризуется уклонением от сотрудничества даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников для достижения общих целей.
Таким образом, у большинства участников коллектива можно отметить такие признаки совместной деятельности как:

  • целенаправленность (стремление к единой цели);

  • мотивированность (заинтересованные и действенные отношения);

  • целостность (внутреннее единство всех субъектов коллектива).
Однако достигается такой уровень развития коллектива путем компромиссных решений, что предполагает поиск средних позиций, когда интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Стратегии компромисса могут быть объединены собирательным понятием «диалог», что предполагает тенденцию к сотрудничеству, проявляющуюся в данном коллективе и переход его на более высокий уровень развития.

Таким образом, данные исследования трех основных факторов, влияющих на состояние психологического здоровья, позволяют нам сделать следующие выводы.

1. Данная педагогическая исследуемая группа находится на достаточно высоком уровне социального развития, что несомненно положительно влияет на атмосферу в коллективе, т.е. организационно группа достаточно сплочена, мобильна и обладает положительными перспективами. Это свидетельствует о положительном влиянии организационного фактора .

2. Педагоги имеют достаточно низкий уровень психологической культуры в вопросах регулирования своего психоэмоционального состояния, часто безответственны в вопросах здоровья, не всегда способны к позитивному самовосприятию, к активности в настоящем моменте. Что свидетельствует о неустойчивости к стрессам и об отрицательном влиянии личностного фактора.

3. Учителя бесспорно обладают умениями и опытом в осуществлении эффективных коммуникаций, способны к пониманию и принятию другого , но в решении конфликтных ситуаций не всегда выбирают конструктивную стратегию и тактику, т.е. коммуникативный компонент представлен в недостаточной степени.

Таким образом, многие аспекты психологического здоровья педагогов остаются проблемными зонами и требуют своего осмысления и решения. По мнению автора, способствует повышению профессиональной компетентности и сохранению психологического здоровья разработанный в МБОУ «ЦДК» семинар – практикум «Психологическое здоровье как составляющая профессиональной компетентности педагога»

Данный практико-ориентированный семинар разработан на основании программы «Пять шагов выхода из стресса» Н.Самоукиной. .

В семинаре-практикуме реализовано гармоничное сочетание разных форм работы: информационно-теоретического блока, диалогов с аудиторией, диагностики, деловой игры, что позволяет эффективно включать всех присутствующих в активное обсуждение проблемы . Кроме семинара педагогам предлагается тренинговая программа «Пять шагов», рассчитанная на 5 дней практической работы. Таким образом, создана комплексная, глубоко продуманная система работы над психологическим здоровьем педагогов.

В период с 2006-2013 год прошли обучение по программе семинара 310 человек, среди участвовавших в работе: директора школ, завучи, преподаватели, психологи, социальные педагоги.

Впервые семинар был проведен в рамках городского августовского Педагогического форума. Деятельность по проблеме психологического здоровья осуществлялась с коллективами 13 школ и пяти дошкольных ОУ.

Для исследования эффективности проведенной работы использовалось анкетирование участников.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча