16.02.2019

Законные и подзаконные нормативные акты. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов. Подзаконные акты и их признаки


Законы занимают главное место в системе нормативно-право­вых актов. Их ведущее положение определяется следующими ос­новными признаками.

Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или не­посредственно народом в порядке референдума.

Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая оз­начает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государст­венный строй, компетенция центральных звеньев государствен­ного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного харак­тера. Все иные акты призваны в основном детализировать и кон­кретизировать нормативные установления законов.

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Таким образом, закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных обще­ственных отношений.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями ре­гулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию различают законы конституционные и те­кущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для теку­щего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, кон­кретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку полити­ческих сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интере­сов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фак­тическая конституция - это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое офор­мление этих отношений.

Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства.

Перечень конституционных законов исчерпывающе опреде­лен Конституцией Российской Федерации. Это законы о порядке деятельности ПравительстваРФ, судебной системе, Конститу­ционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного по­ложения и т.д. (всего их 14).

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее за­конодательство и регулируют различные стороны экономичес­кой, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органи­ческие и чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы - юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высо­ким уровнем нормативных обобщений и призванные комплекс­но регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природ­ными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией. Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно классифицировать на:

Указы в границах собственных полномочий;

Указы на основе полномочий, делегированных Парламен­том;

Указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, пред­ставления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генераль­ного прокурора).

По юридической значимости указы делятся на нормативные и правоприменительные.

Нормативные указы содержат нормы права и регулируют раз­нообразные сферы общественной жизни, имеют общеобязатель­ный характер. Особенно много указов принимается для регули­рования отношений в области экономики (о приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они сопровож­даются утверждением положений об органах, выполняющих оп­ределенные функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных отношений.

Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т.д.).

Распоряжения Президента также ненормативны и принима­ются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из ре­зервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов не­сколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Президенты республик, входящих в состав Российской Фе­дерации, тоже издают правовые акты в форме указов и распоря­жений.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты российского Правительства.

Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во испол­нение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по вопросам собственной компетенции. Спе­цифика координирующей, управленческой деятельности Прави­тельства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базо­вые нормативно-правовые акты и целевые комплексные про­граммы, рассчитанные на длительный период действия (феде­ральный бюджет, федеральная программа поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Принимаемые им акты:

во-первых, оперативно регулируют отношения в различных от­раслях общественной и государственной жизни;

во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятель­ности всех органов исполнительной власти, предприятий и уч­реждений;

в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

В соответствии с действующим законодательством Прави­тельствоРФ для осуществления своих полномочий по управле­нию обществом принимает постановления и распоряжения.

Министерства, государственные комитеты и иные федераль­ные ведомства издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий, организаций и уч­реждений по решению задач, стоящих перед отраслью.

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, авто­номных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распо­ряжения.

В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены пра­вом на издание приказов и инструкций.

Весьма существенно расширены полномочия органов мест­ного самоуправления. Их представительные" органы (дума, му­ниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения прини­мают коллегиальные решения, а главы органов местного само­управления (главы администраций, мэры, старосты) - поста­новления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориаль­ной единицы.

Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была бы неполной без выделения группы международно-право­вых актов. В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы. Если международным до­говором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна­родного договора».

Среди международно-правовых актов можно выделить два ос­новных вида - директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и форм реализации меж­дународных обязательств. В постановлениях же содержатся соот­ветствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Теория государства и права в системе гуманитарных наук

Теория государства и права в системе юридических наук.. предмет теории государства и права.. методология теории государства и права понятие и структура..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория государства и права в системе гуманитарных наук
Прежде всего, Теория государства и права связана с историей, изу­чающей прошлое человечества во всей его конкретности и много­образии. Так, выясняя причины происхождения государства

Теория государства и права в системе юридических наук
Эта система включает основные разновидности и группы юридических наук. 1. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки. 2. Историко-п

Предмет теории государства и права
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной дей­ствительности. Иными словами, предмет науки - это те явления и процессы реального мира, кот

Общая характеристика первобытного общества
Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Лю

Закономерности возникновения государства
Современная материалистическая наука связывает про­цесс возникновения государства и права (особенно в евро­пейских странах) главным образом с развитием производ­ства, с переходом от присваивающей к

Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества
При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно от­личали их от первобытной организации публичной власти. 1. Если первобытно-

Основные подходы к пониманию государства
С давних времен мыслители пытались ответить на воп­рос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спра­шивал и одновременно отвечал:

Нетипичные формы правления в современном мире
В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии дейст­вуют в видедуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие от парламентских состоит в сосре­доточен

Форма правления современного российского государства
При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государ­ственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернати

Проблема суверенитета в федеративном государстве
Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объёме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенит

Форма государственного устройства современной России
Территориальная организация государственной власти в России - одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержа­нии оптимального соотношения между де

Демократия
Собственно демократический режим(«democratia» - наро­довластие) – это –одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех лю­дей

Политический режим современной России
Политическая обстановка в России неустойчива, соци­альная напряженность в обществе сохраняется. Иными сло­вами, условий для стабильного политического режима в стра­не пока нет. Коль скоро политичес

Эволюций функций Российского государства на современном этапе
До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и быть не может над­классовых, общесоциальных функций. Это

Формы и методы осуществления функций государства
Государство должно выполнять свои функции в прису­щих ему формах, применять в своей деятельности различ­ные методы. Различаются правовые и неправовые формы реализа­ции функций государства.

Место и роль государства в политической системе общества
Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные ор

Государство и церковь
История знает теократиче­ские и светские государства, воинственно-атеистические и конфес­сионально-плюралистические, соответственно и разные политиче­ские системы. Многообраз

Происхождение права
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во мно­гом аналогичны причинам, породившим государство. Одна­ко между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преем

Общая характеристика социальных норм первобытного общества
Социальные нормы, как отмечалось, были направле­ны на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существова­ния и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Так, одним из важных фак

Право в системе социального регулирования
В самом общем плане социальное регулирование пони­мается как имманентный обществу и определяющий соци­альный порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в ре­зультате де

Понятие и признаки права
В современной юридической науке термин "право" ис­пользуется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют социально-правовые при­тязания людей, например, право человека на

Естественное и позитивное право
Основной тезис теорииестественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право вклю­ча

Сущность права
Сущность- главное, основное в рассматриваемом объек­те, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущно­сти какого-либо явления можно прий

Право и государство
Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный харак­тер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме

Право и экономика
В марксистской науке господствовало положение о первен­стве, главенстве базиса над надстройкой, и юристы последова­тельно исходили из того, что развитие производительных сил и производственных отно

Право и политика. Правовая политика
Юридическое право (законодательство) возникло и развива­лось вместе с государством - главным институтом (органом) политики, под которой издавна понималось искусство управления людьми в цивилизованн

Право и мораль
Мораль - важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов,

Право и закон
Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин "закон" достаточно мно­гозначен. В узком смысле

Судебный прецедент и нормативный договор
Правовой прецедент представляет собой такое решение госу­дарственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помо­щью может быть

Структура правовой нормы
Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы,

Предмет и метод правового регулирования
Правовое регулирование - это целенап­равленное воздействие на поведение людей и обществен­ные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Право не должно, да и не

Система современного российского права
Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей: государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское, трудовое, природоохранительное, семей­ное, уголовное, у

Система права и система законодательства
Система права и система законодательства - тесно взаимо­связанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой как содержан

Стадии законотворческого процесса
Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии: 1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта;3) прин

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов
Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опублико­вания и вступления в силу федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994г., д

Действие нормативных актов во времени, пространсте и по кругу лиц
Действие нормативных актов во времени. Можно выделить не­сколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие. Во-первых, наиболее распространенным мом

Структура правовых отношений
Правоотношение обладает сложной по составу элемен­тов структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения. Содержание правоотношения имеет двойственный ха­ра

Применение права как особая форма реализации права
Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организа­ции добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в

Стадии правоприменительного процесса
Применение норм права - сложный процесс, включа­ющий несколько стадий. Первая стадия - установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей п

Аналогия закона и аналогия права
Пробелы в законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, в результате появле­ния новых общественных отношений, которые в момент при­нятия закона не существовали и не могл

Правовая культура
Категория "правовая культура" используется для харак­теристики всей правовой надстройки, всей правовой систе­мы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предель

Состав правонарушения
Состав правонарушения - научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Эта система при­знаков нео

Субъективная сторона правонарушения
С субъективной стороны всякое правонаруше­ние характеризуется наличием вины, т.е. психическим отноше­нием лица к содеянному. Степень этой вины наряду с мотивом и целью правонарушения устанавливаетс

Виды правонарушений
Несмотря на общность некоторых рассмотренных признаков, правонарушения весьма разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергаю­щихся посягательству со стор

Законность и правопорядок
Основу законности образует строгое, неуклонное соблюдение, испол­нение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от услови

Правовое государство в истории политико-правовой мысли
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Гражданское общество как предпосылка правового государства
Анализ исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс становления гражданского обще­ства сложен и противоречив. Современное понимание гражданского общества пред­полагае

Система прав и свобод человека и гражданина
Возникновение понятия ""права человека", т.е. осозна­ние этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V-IV вв. до н. э. др

Ключевые слова: понятие, признаки, виды, закон, подзаконных, актов

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства . Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

  • по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  • по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  • по сроку действия (постоянные законы и временные);
  • по характеру (текущие и чрезвычайные);
  • по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  • по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);
  • по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
  • по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы , базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования , охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ . Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов . Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).


Министерство транспорта Российской Федерации
(Минтранс России)

Федеральное агентство воздушного транспорта
(Росавиация)

ФГБОУ ВПО «Санкт Петербуржский Университет Гражданской Авиации»

Заочный факультет

Контрольная работа
по дисциплине Правоведение
Тема: 5.Законы и подзаконные акты.

Студент 1го курса
Специализация:
Организация Летной Работы
Учебный шифр: 0912.1497
Ашихмин Александр Александрович

Санкт Петербург 2013
План
Введение
Одно из важнейших направлений государственной деятельности – законотворчество. Создание законов представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. Возрастание роли и социальной ценности закона ставит его сегодня в положение важнейшего регулятора общественных отношений, призванного целенаправленно воздействовать на все основные сферы жизни общества. Законотворческую деятельность можно понимать как средство организации общества.
В каждом государстве законотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
Понимание различий между законами и подзаконными актами может быть полезно в плане перспективных оценок дальнейшего правового и политического развития российского общества, поскольку уровень развития законодательства и совершенствования законодательного процесса отражает основные тенденции в структуризации интересов общества.
По своей социальной сути законотворчество выступает как процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. Оно охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.
Вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной темы.

    Законы и подзаконные акты

      Понятие, признаки, виды законов

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти (органом законодательной власти) или референдумом, выражающим волю народа, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы - первичные, основополагающие нормативные акты. Их высшая юридическая сила состоит в том, что:
- все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им;
- они не нуждаются в каком-либо утверждении другими органами;
- законы никто не вправе отменить, кроме органа, их издавшего.
Законы принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут законодательствовать: органы исполнительной власти должны заниматься организацией исполнения законов, а органы судебной власти - разрешать правовые конфликты.
В соответствии с п. 1 ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федераций, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ.
Кроме того, право законодательной инициативы принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
1) Конституция
2) Федеральные конституционные законы
3) Федеральные законы
4) Законы субъектов федерации.
Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе норматив ных актов определяется двумя ее основными свойствами:
- Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отрасл евом законодательстве.
- Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.
К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:
основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к гражданам;
общие вопросы федеративных отношений в Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;
порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;
правовое положение средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета;
федеральные налоги и сборы;
общие вопросы национальной безопасности;
порядок введения режима чрезвычайного и военного положения;
уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний;
судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.
Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами.
Федеральные законы подразделяются на две группы:
1) кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);
2) текущее законодательство.
Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.
Кодифицированные законы или Кодексы действуют в ранге федеральных законов. К ним относятся, например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Налоговый кодекс и другие. Современные кодексы отличает отраслевая специализация, то есть кодекс есть совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения и расположенных в порядке, отражающем систему данной отрасли права.
Обыкновенный (Федеральный) закон принимается по любому из вопросов государственно-правового регулирования вне зависимости от того, упоминает его Конституция или нет.
В силу того, что Российская Федерация является федеративным государством, на уровне субъектов РФ также могут издаваться законы по предметам ведения, определенным в ст. 72 и 73 Конституции РФ. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.
Признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
по сроку действия (постоянные законы и временные);
по характеру (текущие и чрезвычайные);
по сферам действия (общефедеральные и региональные);
по содержанию (экономические, бюджетные, социальные и т.п.);
по степени систематизации (обычные и кодификационные - Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекдс РФ и т.д.);
по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
по объему регулирования - по кругу лиц - (общие и специальные); общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.); специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).
Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт.
Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

      Понятие, виды подзаконных актов

Подзаконные акты - это акты органов исполнительной власти, издаваемые во исполнение закона, которые базируются на его юридической силе и не могут ему противоречить.
Подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов. Им присущи определенные признаки:
1) они должны основываться на законе, при этом обладать меньшей юридической силой по сравнению с ним;
2) должны быть изданы компетентным органом;
3) они регулируют значительный круг общественных отношений, при этом направлены на решение текущих задач, число подзаконных актов превышает число законов;
4) служат основанием для правоприменительной деятельности, но являются преимущественно инструментом оперативного воздействия на общественные отношения.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Несмотря на то. что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.
1. Указы Президента РФ.
Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.
В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.
2. Постановления Правительства РФ.
Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.
Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Федеральной службы безопасности и т.п.
4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - областной Думы, областного Представительного Собрания).
5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций).
6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.
Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел и т.п.
7. Локальные нормативные акты.
Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу. В зависимости от уровня той инстанции, которая издает подзаконный акт, он не должен противоречить актам вышестоящих инстанций.
Столкновение закона и подзаконного акта (изда
и т.д.................

Закон и подзаконные нормативные акты - таково подразделение нормативных актов по юридической силе. Практическое значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного акта действует закон. В частности, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом (ст. 11 АПК).

В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

· Конституция РФ

· Федеральные конституционные законы

· Федеральные законы

2. Подзаконные правовые акты:

¦ Указы президента РФ

¦ Постановления Правительства РФ,

¦ Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

3. Локальные нормативно-правовые акты.

Закон -- это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. Действующие законы образуют систему законодательства.

Законы принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут законодательствовать: органы исполнительной власти должны заниматься организацией исполнения законов, а органы судебной власти - разрешать правовые конфликты.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы (ст. 76 Конституции РФ). При этом федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, чем иные федеральные законы.

Среди федеральных конституционных законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция РФ (ст. 15 Конституции РФ), в которой содержатся основные нормы жизни общества, в частности нормы о взаимоотношениях личности и государства, об основных правах и свободах личности, о видах и компетенции органов государственной власти. В Конституции РФ содержатся также нормы коммерческого права. Так, ст. 8 гласит, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Важнейшим федеральным законом, своеобразным стержнем частного права является Гражданский кодекс РФ, который объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Гражданский кодекс занимает центральное место среди источников коммерческого права как наиболее стабильный акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это в частности выражается также в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать... Кодексу» (п. 2 ст. 3 ГК).

Динамика общественной жизни, в частности предпринимательства, учитывается в текущих законах. К числу важнейших специальных законов, регламентирующих предпринимательство, можно отнести законы об акционерных обществах, о приватизации, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, об инвестиционной деятельности и многие другие.

Федеральные законы подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Датой принятия федерального закона признается день, когда он утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день одобрения палатами Федерального Собрания. Названные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы принимают также субъекты РФ. Например, Закон Санкт-Петербурга от 24 июня 1996 г. «О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге». Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.

В связи с этим следует заметить, что ст. 71 Конституции РФ отнесла к ведению РФ гражданское (коммерческое) и арбитражно-процессуальное законодательство. Соответственно п. 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское (коммерческое) законодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские (коммерческие) отношения.

Нормативные акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Это нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств, местных органов власти и управления. Среди них ведущую роль играют нормативные акты, издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ. Многие из них содержат нормы коммерческого права. Например, Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»," постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»."

Сфера действия Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и их юридическая сила различны (п. 3-6 ст. 3 ГК). Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), но не должны противоречить законам. Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ закону применяется соответствующий закон. В случае противоречия постановления Правительства РФ указу Президента РФ применяется указ.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и норма-тивных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ», если иной срок не определен соответствующим указом. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в тех же печатных органах.

Нормы какого-либо права могут содержаться в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственных нормативных актах). Однако следует иметь в виду, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты, содержащие нормы коммерческого права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК), т. е. сфера нормотворческой деятельности названных органов власти существенно ограничена.

Ведомственные нормативные акты подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными названным выше Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с ним ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Официальное опубликование осуществляется в течение 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Переход от подзаконного регулирования к преимущественному регулированию непосредственно законом - одна из главных тенденций развития современного российского законодательства. В настоящее время необходимо добиться, чтобы закон имел по возможности прямое действие и лишь по необходимости отсылал к подзаконным актам. Пока, к сожалению, этого в достаточной мере не достигнуто. Новейшие законы по-прежнему обрастают подзаконными нормативными актами, различными положениями, инструкциями, приказами и т. п. Для того чтобы закон имел прямое действие, он должен быть достаточно подробным, детализированным ровно в такой степени, в какой сможет непосредственно регулировать соответствующие отношения.

При этом следует иметь в виду, что детальной регламентации в законах должна быть подвергнута деятельность органов публичной власти (публичные отношения), их компетенция и ответственность должны быть четко зафиксированы, их власть должна быть ограничена по принципу «можно только то, что разрешено законом».

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

1. через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

2. через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу ("с момента опубликования", "с момента подписания" и т.д.)

3. по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994г. №5-ФЗ "О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ") времени после официального опубликования.

Момент утраты юр. силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

1. с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)

2. с наступлением срока, с которого акт объвляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Все остальные способы - способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юр. силы. Например: принятие акта большей юр.силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ультраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать).

Закон и подзаконные нормативные акты - таково подразделение нормативных актов по юридической силе. Практическое значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного акта действует закон. В частности, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом (ст. 11 АПК).

Законы принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут законодательствовать: органы исполнительной власти должны заниматься организацией исполнения законов, а органы судебной власти - разрешать правовые конфликты.

Законы должны быть основными среди источников коммерческого права. Признание верховенства законов, их определяющей роли в системе источников коммерческого права приводит к выводу о необходимости активного использования этой формы выражения права для регулирования коммерческих отношений. При этом реальное верховенство законов должно находить выражение не только в формальном превалировании их над другими нормативными актами, но и в самом их содержании, что предполагает преобладание в них норм прямого действия, а также охват именно законами важнейших вопросов.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы (ст. 76 Конституции РФ). При этом федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, чем иные федеральные законы.

Среди федеральных конституционных законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция РФ (ст. 15 Конституции РФ), в которой содержатся основные нормы жизни общества, в частности нормы о взаимоотношениях личности и государства, об основных правах и свободах личности, о видах и компетенции органов государственной власти. В Конституции РФ содержатся также нормы коммерческого права. Так, ст. 8 гласит, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Важнейшим федеральным законом, своеобразным стержнем частного права является Гражданский кодекс РФ, который объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Гражданский кодекс занимает центральное место среди источников коммерческого права как наиболее стабильный акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это в частности выражается также в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать... Кодексу» (п. 2 ст. 3 ГК).

Динамика общественной жизни, в частности предпринимательства, учитывается в текущих законах. К числу важнейших специальных законов, регламентирующих предпринимательство, можно отнести законы об акционерных обществах, о приватизации, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, об инвестиционной деятельности и многие другие.

Федеральные законы подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Датой принятия федерального закона признается день, когда он утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день одобрения палатами Федерального Собрания. Названные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы принимают также субъекты РФ. Например, Закон Санкт-Петербурга от 24 июня 1996 г. «О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге». Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.

В связи с этим следует заметить, что ст. 71 Конституции РФ отнесла к ведению РФ гражданское (коммерческое) и арбитражно-процессуальное законодательство. Соответственно п. 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское (коммерческое) законодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские (коммерческие) отношения.

Нормативные акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Это нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств, местных органов власти и управления. Среди них ведущую роль играют нормативные акты, издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ. Многие из них содержат нормы коммерческого права. Например, Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»," постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»."

Сфера действия Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и их юридическая сила различны (п. 3-6 ст. 3 ГК). Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), но недолжны противоречить законам. Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ закону применяется соответствующий закон. В случае противоречия постановления Правительства РФ указу Президента РФ применяется указ.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и норма-тивных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ», если иной срок не определен соответствующим указом. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в тех же печатных органах.

Нормы коммерческого права могут содержаться в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственных нормативных актах). Например, Минфин РФ издал приказ от 30 апреля 1996 г. №43 «О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации седьмой серии»." Однако следует иметь в виду, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты, содержащие нормы коммерческого права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК), т. е. сфера нормотворческой деятельности названных органов власти существенно ограничена.

Ведомственные нормативные акты подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными названным выше Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с ним ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Официальное опубликование осуществляется в течение 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Завершая характеристику вопроса о соотношении законов и подзаконных нормативных актов, необходимо отметить, что в настоящее время наметилась тенденция к увеличению количества и роли законов среди источников права, и коммерческого права в частности. Это стало возможным благодаря переходу от директивного (прямого) управления экономикой к ее правовому (косвенному) регулированию.

Управленческий подход к экономике был естественным, когда централизованная экономическая власть находилась в руках государства - монопольного собственника. Граждане, их объединения и общество в целом рассматривались как объекты управления со стороны государства. Члены общества зависели от государства и его чиновников, которые руководствовались не законами, а указаниями центральной власти, т. е. использовали административные методы управления. Статус участника экономических отношений и его возможности также определялись не законом, а усмотрением органов исполнительной власти.

Отказ от управленческого подхода к экономике позволяет перейти к правовому регулированию, к установлению правил поведения на рынке непосредственно в законе. Теперь предприниматели должны ориентироваться не на указания «вышестоящих инстанций», а на закон, в котором должно содержаться все необходимое: и то, как приобрести статус предпринимателя, и то, как вести предпринимательскую деятельность и т. п.

Переход от подзаконного регулирования к преимущественному регулированию непосредственно законом - одна из главных тенденций развития современного российского законодательства. В настоящее время необходимо добиться, чтобы закон имел по возможности прямое действие и лишь по необходимости отсылал к подзаконным актам. Пока, к сожалению, этого в достаточной мере не достигнуто. Новейшие законы по-прежнему обрастают подзаконными нормативными актами, различными положениями, инструкциями, приказами и т. п. Для того чтобы закон имел прямое действие, он должен быть достаточно подробным, детализированным ровно в такой степени, в какой сможет непосредственно регулировать соответствующие отношения.

При этом следует иметь в виду, что детальной регламентации в законах должна быть подвергнута деятельность органов публичной власти (публичные отношения), их компетенция и ответственность должны быть четко зафиксированы, их власть должна быть ограничена по принципу «можно только то, что разрешено законом». Что же касается предпринимательской деятельности как сферы частной жизни, то здесь необходимо отказаться от детального правового регулирования, от перечневого метода предоставления прав и перейти к методу признания их прав по принципу «можно все, что не запрещено законом». Применительно к предпринимательской деятельности в законе должны быть детально определены обязанности предпринимателя перед обществом (публичные обязанности), т. е. те обязанности предпринимателя, которые корреспондируют компетенции органов публичной власти (например, обязанность платить налоги).

В целом же в сфере предпринимательства необходимо широкое законодательное (а не подзаконное и тем более ведомственное) и договорное (т. е. саморегулирование за рамками определенного законом) регулирование, основывающееся на непреходящей ценности интереса и инициативы предпринимателей, и соответственно должна быть сужена сфера «нормативного администрирования».


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча