24.09.2019

Самые распространенные стереотипы о тренажерном зале. Стереотипы – что это в психологии (роль и виды). Как избавиться от стереотипов


Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое ограничивает , препятствует раскрытию или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает , окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны , предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.

Виды и формы стереотипов

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься. Важно не поддаваться на и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики. Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Послесловие

Таким образом, ломать стереотипы можно с двух позиций:

  • чужие убеждения через личный пример и действия, поиск внутренней гармонии;
  • свои убеждения через активность познания внешнего мира.

Например, в молодом возрасте тоже может быть плохое здоровье. Если вы это примите в себе и других, то уже минус один стереотип. В выходной не обязательно сбегать из дома в кафе или клуб, можно насладиться домашним уютом. Вот и второй стереотип сломан. В браке обязательно должны быть дети, но вы еще не достигли своих планов по самореализации, не готовы заниматься детьми, хотя брак ваш крепок и проверен годами? Значит, не нужно пока рожать детей. Познавайте себя и формируйте соответствующие условия вокруг.

Составьте список самых популярных для вас стереотипов и вперед к разрушениям. Проверяйте их лично. Самопознание и познание – основа избавления от стереотипов. В обоих случаях вы найдете себя и сможете контролировать стереотипное поведение и мышление, а не наоборот.

Розовый цвет для мальчиков, публично плачущий мужчина вызывает восхищение, колготки исключительно для мужчин (они делают их ноги удивительно привлекательными), а женщины хотят секса гораздо больше, чем мужчины. Звучит странно, не правда ли? Но когда-то было время, когда именно такие стереотипы доминировали в обществе. Это заставляет задуматься, как стереотипы сегодняшнего дня могут измениться, и какими они будут в будущем.

✰ ✰ ✰

Сейчас:

Девочкам розовое, мальчикам голубое

Тогда:

Мальчикам розовое, девочкам голубое

Сегодня розовый цвет ассоциируется у нас с нежностью, романтичностью и женственностью. Тем не менее, в статье одного из журналов за 1918 год указывается, что розовый цвет подходит для мальчиков, а синий — для девочек. Основная причина такого разделения то, что розовый, который является производным от красного, считался более сильным и воинственным цветом, то есть, он больше подходит для мальчиков. Синий цвет, как более изысканный и элегантный, больше подходит девочкам.

Но уже к моменту окончания Второй мировой войны розовый цвет стал ассоциироваться исключительно с девочками. Окончательно стереотип укрепился в 1980-е годы, отчасти потому, что матери, сами выросшие в одежде нейтральных цветов, хотели наряжать своих дочерей в кружева и одежду розового цвета. Разделение цветов прижилось еще и потому, что розовым и голубым цветом стали обозначать пол еще не рожденных детей.

✰ ✰ ✰

Сейчас:

Платья носят только девочки

Тогда:

Платья носили и девочки, и мальчики

Если вы посмотрите на фотографии детей XIX века, то угадать, мальчик перед вами или девочка, просто невозможно. Это потому, что со средины XVI века вплоть до начала XX века маленькие мальчики носили платья.

До 1550 года люди всех возрастов носили туники или определенного вида платья. Маленькие дети, независимо от пола, также были привязаны к своим матерям, для которых было удобно, чтобы все дети носили юбки. Другие факторы — отсутствие обучения туалету, проще расшить и увеличить в размере юбку по сравнению с брюками (тогда одежда была довольно дорогим удовольствием), и желание сохранить ребенка невинным и бесполым максимально долго – также помогут объяснить, почему платья для мальчиков были обычным явлением. Тем не менее, взрослые легко отличали мальчиков от девочек, потому что платья мальчиков были более продуманы, и они, как правило, изготавливались из прочных и простых тканей.

Когда мальчики достигали определенного возраста, как правило, восьми лет, они надевали свои первые штаны. Часто это была формальная церемония прощания мальчика с детством, а более зажиточные родители часто дарили своим сыновьям меч или другое игрушечное оружие.

В конце концов, когда были изобретены новые ткани и моющие средства, брюки стало намного легче стирать и гладить. После 1920-х годов для мальчиков стало более распространенным носить брюки вместо платьев.

✰ ✰ ✰

Сейчас:

Черлидинг исключительно женское занятие

Тогда:

Черлидинг только для мужчин

Когда еще в середине XIX века в США зарождался черлидинг, его воспринимали как чисто мужской вид спорта, который включал в себя гимнастику, различные трюки и разогревание зрителей. Быть черлидером означало почти то же самое, что быть нападающим или квотербэком, и это считалось одной из самых важных вещей, которым молодые люди учились в колледже. Эйзенхауэр, Рузвельт и Рейган были черлидерами, так же как и Джимми Стюарт. Женщины – черлидеры, это было нечто неслыханное.

Тем не менее, когда мужчины были мобилизованы во время Первой мировой войны, женщины с удовольствием заполнили свободные места в мужских командах. По окончании войны мужчины пытались возвращаться в черлидинг, считая, что это занятие слишком мужское для женщин. Некоторые школы даже пошли на запрет присутствия женских болельщиц вообще.

Затем последовала Вторая мировая война, мужчины были еще раз призваны в армию. Женщины воспользовались этой возможностью, чтобы и далее доминировать в этом спорте, что привело к его тривиализации. В конце концов, профиль идеального болельщика сменился с сильного спортсмена с лидерскими навыками на девушку с веселым характером и хорошими манерами.

✰ ✰ ✰

Сейчас:

Вязание — для бабушек (по крайней мере, для женщин)

Тогда:

Вязальные гильдии исключительно для мужчин

В средние века вязание было чрезвычайно популярным, гильдии вязальщиков были созданы для защиты коммерческой тайны, улучшения качества профессии, а также стимулирования развития бизнеса. Самое интересное, что эти цеха состояли исключительно из мужчин. Молодые люди, которые хотели стать мастером вязания должны были посвятить шесть лет своей жизни обучению этому мастерству. Такие высокие стандарты означали, что вязание считалось формой искусства, а члены вязальных гильдий могли рассчитывать на то, что их почитают и ценят.

Однако, это продолжалось недолго. В 1589 году англичанином Уильямом Ли была изобретена первая вязальная машина. Вскоре после этого началась промышленная революция, и придуманы более сложные вязальные машины. Все это привело к упадку ручного вязания, и когда-то серьезный вид ремесла стал салонным хобби для женщин.

✰ ✰ ✰

Сейчас:

Горячий шоколад напиток для детей и женщин

Тогда:

Горячий шоколад — напиток воинов

У древних ацтеков употреблять шоколад могли только воины, купцы и дворяне, которые были готовы к сражениям. И кровь, и шоколад считались священными жидкостями, и, таким образом, горячий шоколад подавался на церемонии инициации новых воинов-орлов и воинов-ягуаров, которым пришлось пережить процесс покаяния, прежде их допускали к элитной армии ацтеков.

В Испании, горячий шоколад пили участники корриды, а в Англии шоколадные дома часто ассоциировались с одной из парламентских партий и, как следствие, часто превращались в джентльменские клубы. Шоколадный дом Какао-дерево, например, часто посещали члены партии тори.

Горячий шоколад также предпочитали путешественники и искатели приключений за его способность согреть, насытить и наполнить тело энергией. Исследователь Роберт Фалькон Скотт заставлял своих людей пить горячий какао пять дней в неделю — утром и вечером, во время их неудачной попытки первыми достичь Южного полюса. Во время войны за независимость в США, Первой и Второй мировых войн горячий шоколад пили солдаты, чтобы восстановить силы и повысить боевой дух.

✰ ✰ ✰

Сейчас:

Тогда:

Плачущие мужчины не осуждались и не считались женоподобными

В «Илиаде» Гомера, греческая армия неоднократно рыдала, и Зевс, бог неба и грома, плакал кровавыми слезами. Король Артур часто плакал, например, когда ему пришлось воевать со своим хорошим другом сэром Ланселотом. В средневековых романсах рыцари плакали, потому что они скучали по своим дамам, и потому, что они не получали права участвовать в турнире.

В изобилии слезы были и в реальной жизни. Один посол был так тронут решением Филиппа Доброго (герцога Бургундского), что заливался слезами, а присутствующие на мирном конгрессе рыдали, пока слушали речи выступающих. В средние века слезы были доказательством вашей вины и знаком того, что вы заслужили прощение, так что люди на самом деле заставляли себя плакать на публике, чтобы произвести впечатление.

Никто не знает, как и когда исчез публичный мужской плач. Некоторые говорят, что это было результатом урбанизации, то есть, все большее число людей стало жить среди совершенно незнакомых людей, на которых слезы не производили должного впечатления.

✰ ✰ ✰

Сейчас:

Программисты и компьютерщики – мужчины

Тогда:

Первые программисты были женщинами

В начале 1940-х годов на работу были приняты первые в мире компьютерные программисты. Университет Пенсильвании использовал шесть женщин для работы на своей машине ENIAC, одной из первых электронных вычислительных машин в мире. В то время программирование рассматривалось как низкоквалифицированный канцелярский труд. С другой стороны, в разработке аппаратных средств доминировали мужчины.

Когда появились персональные компьютеры, чаще их покупали для мальчиков, даже если девочки интересовались компьютерами не меньше мальчиков. Кроме того, мужчины программисты начали создавать свои профессиональные ассоциации, и женщины в этой профессии стали большой редкостью.

✰ ✰ ✰

Сейчас:

Чулки для женщин

Тогда:

Чулки для мужчин

Задолго до того, как женщины начали носить колготки, мужчины носили получулки (тип чулок или колготок), которые были важной частью мужского гардероба. В средние века, европейские мужчины носили мужские колготы во время поездок верхом на лошади. В XVI веке появились более короткие туники, которые больше открывали ноги. Мужчины считали, что их ноги должны выглядеть красиво, и мода того времени удовлетворяла эти желания. Получулки превратились в некий предмет туалета, который доходил вплоть до промежности.

Такие рейтузы часто носили с высокими каблуками для дальнейшего улучшения внешнего вида. Король Людовик XIV Франции особенно любил такой наряд. Это было задолго до того, как женщины начали носить колготы. Первая пара женских колготок была изобретена только в 1959 году.

✰ ✰ ✰

Сейчас:

Пивоварение ассоциируется с мужской работой

Тогда:

Пивоварением занимались в основном женщины

Изначально, когда мужчины охотились, женщины собирали ингредиенты, которые были необходимы, чтобы приготовить пищу и напитки, включая пиво. Шло время, женщины не только продолжали варить пиво для своих семей, но и продавали излишки путникам. В XIII веке в Англии архивы одного из городов подтверждают, что только около 8% пивоваров были мужчины. В XVIII веке в Англии некоторые законы утверждали, что инструменты, используемые для пивоварения, являлись исключительно собственностью женщин.

Роль женщины в области пивоварения начала меняться в средние века, когда монастыри стали варить пиво в большем объеме, чтобы удовлетворить путешественников. Многих женщин, варивших пиво, обвинили в колдовстве, и некоторые историки подчеркивают явные сходства между женщинами-пивоварами и иллюстрациям к пропаганде против ведьм – пенные котлы (полные эля), метлы (висели за дверью, чтобы обозначить наличие эля), кошки (отгоняли мышей) и заостренные шляпы (чтобы быть выше толпы на оживленном рынке).

✰ ✰ ✰

Сейчас:

Мужчины больше заинтересованы в сексе

Тогда:

Женщины больше заинтересованы в сексе

В одном древнегреческом мифе Зевс и Гера спорят о том, кто получает больше удовольствия от полового акта — мужчины или женщины. Они спрашивают пророка Тиресия, который провел семь лет своей жизни, как женщина. Тиресий отвечает, что если сексуальное удовольствие разделить на 10 частей, только одну часть получает мужчина, остальные девять уходят женщине. По всей Европе, считалось, что женщины имели большее сексуальное влечение и, таким образом, считались соблазнительницами.

Как и когда этот стереотип стал обратным не совсем понятно, но некоторые историки считают, что это было результатом деятельности протестантских служителей, изображающих своих прихожанок (в основном, белых женщин среднего класса) в качестве высоконравственных существ, а не прелестниц. Женщинам такое видение пришлось по душе.

✰ ✰ ✰

Заключение

Мы такие разные и так похожи. То, что сейчас кажется абсолютным абсурдом, раньше не вызывало никакого удивления. Это была статья 10 гендерных стереотипов из прошлого, которые кардинально поменялись . Спасибо за внимание!

На основе статистического анализа произведений коммерческого искусства за 1993 - 1995 г.г., были выявлены типовые пары «вечных стереотипов», сведенные в Таблицу 3.

Таблица 3

Упоминание понятия «архетип», сходного «вечному стереотипу», но разработанного менее инструментально, можно встретить в трудах психоаналитика К.Г. Юнга .

Как пользоваться этим перечнем?

При создании сюжета видеоклипа, PR-статьи полезно ответить себе на вопросы:

1. Помимо изображения PR-объекта, какие «вечные стереотипы» будут использованы на протяжении всего материала? Или, жестче: к каким «вечным стереотипам» Клиентов будет сведен изображаемый PR-объект? (Для иллюстрации см. ЗАДАЧИ 39.40, 108 и 109).

2. «Вечные стереотипы» даны прямо «в лоб», или они активно домысливаются Клиентами в своих словах, образах?

3. Нет ли в материале незапрограммированного автором «образа-вампира», отвлекающего внимание Клиента от PR-объекта?

И еще. Полезно учесть: в небольших статьях, заметках обычно используются 1-2 пары «вечных стереотипов». В более развернутых произведениях (кинофильме, спектакле) - 2-4 пары «вечных стереотипов», а не одна, поскольку иначе такое «одномерное» произведение будет скучно.

РЕЗЮМЕ

Человек живет не по законам разума и логики. У каждого человека существуют стереотипы.



Отрицательные Ст- - это мнения, воспоминания, предубеждения «ПРОТИВ» рекламируемого объекта, а более редкие Ст+ - «ЗА».

2. Мозг человека устроен так, что у Клиента Ст- почти всегда преобладают над Ст+. (Если было бы наоборот, профессии Рекламиста и PR-профи были бы просто не нужны...)

Число типовых Ст- весьма ограничено -их список дан в Практическом приложении 3.

3. Стереотипы существенно влияют на восприятие человеком сообщений. Или, иначе, на бытовом уровне: что человек хочет, то и слышит, видит, чувствует .

Стереотипы часто делают поведение человека иррациональным, нелогичным для внешнего наблюдателя, имеющего другие стереотипы.

Игнорирование Ст- Клиентов приводит к тому, что PR-задача не будет решена, а просто «заметена под ковер»... Из практики известны различные приемы выявления стереотипов Клиентов - см. Главу 6.

6. В основе европейской культуры лежат постоянно воспроизводимые обществом «вечные стереотипы»=нерешенные проблемы человека. И даже при намеке на них, они мгновенно домысливаются человеком в своих личных образах, словах. Именно поэтому любая PR-акция может быть усилена за счет сведения PR-объекта к «вечным стереотипам».

Следует учитывать предрассудки, предубеждения, страхи, предпочтения, словом, то, что мы и обозначили термином «стереотип» и при необходимости корректировать их - см. Практическое приложение 9.

Наш Клиент приносит нам свои желания. Знать их и уметь корректировать - наша задача.

Первая из них: выявление, коррекция Ст- и усиление Ст+ Клиента - см. Рис.б.

Литература к главе:

1. У. Голдинг, Повелитель мух, М., «Педагогика», 1990 г., 224 с.

2. Гуревич П.С., Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия, М., «Искусство», 1991 г., 221 с.

3. Печатной В.О. Уолтер Липпман и пути Америки, М., «Международные отношения», 1994 г., 336 с.

4. Рейтынбарг А., Реферат по книге Венса Паккерда «Скрытые увещеватели»: психоанализ в рекламе, М., «Союзторгреклама», 1986 г., 36 с.

5. Слободяник А.П., Психотерапия, внушение, гипноз, Киев, «3дороья», 1977 г., 480 с.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Внимание! Как показал опыт, при решении этих задач делают типовую ошибку: пытаются вычислить ответ логически, без учета стереотипов персонажей...

ЗАДАЧА 27. В Швейцарских Альпах путника призывают не рвать цветы. Но призывы эти сделаны с учетом национальных стереотипов. Определите, какая надпись выполнена по-немецки, по-английски и по-французски: «Наслаждайтесь цветами, но не обрывайте их!»; «Пожалуйста, не рвите цветы!»; «Цветы не рвать!». Журнал «Знание-сила», 1982 г., N 11.

ЗАДАЧА 28. (Ильинский В.В., «ТРИЗ-ШАНС»). В связи с катастрофическим ростом писем в адрес английского общества поклонников философа Фрэнсиса Бэкона с жалобами на плохое качество бекона (сорта мяса) правление общества решилось на крайнюю меру. Оно поместило в газетах объявление о том, что во избежание недоразумений впредь меняет свое название с «Бэкон сосайети» на «Фрэнсис Бэкон сосайети». Учитывая иррациональность стереотипов, какое письмо просто должно было вскоре придти членам правления?

ЗАДАЧА 29. (Мурашковский Ю.С. , «ТРИЗ-ШАНС»). Для англичан имя рок-певца Алиса Купера имело «женскую» окраску, ибо ассоциировалась с любимейшей детьми «Алисой в стране чудес». Популярность молодого певца возросла, когда англичане узнали, что это - мужчина. Для русских имя Алиса - имя женщины. Что сделать, чтобы не снижать популярность певца в России?

ЗАДАЧА 30. Поясните, с научной точки зрения, почему столь категоричен Экс-президент Американского общества.по связям с общественностью Джо Элл: «Если из-за Вашего неудачного решения фирма потеряет деньги, я это Пойму. Но если из-за этого пострадает репутация фирмы, я буду с вами безжалостен. Можно восстановить деньги, но очень сложно восстановить репутацию». «Рекламный мир» 1994 г., N 10, с.4.

ЗАДАЧА 31. (Тимохов В.И., «ТРИЗ-ШАНС»). Модельер Ив Сен Лоран выпустил духи «Шампань». Но производители французского шампанского заявили, что только они имеют право на это название. Суд признал их правоту: на территории Франции духи теперь так называться не могут. Учитывая, что процесс широко освещался в СМИ, какую - по смыслу -рекламу дал И.С. Лоран на следующий после суда день?

ЗАДАЧА 32. Советский разведчик, работавший в США из идейных соображений, тяготился тем, что КГБ должно будет затратить колоссальную сумму на образование его детей. Поэтому он предложил небольшую сумму, полученную от КГБ, вложить в акции IBM с тем, чтобы со временем получить доходы и оплатить обучение... Что ему - по смыслу - ответил Центр?

ЗАДАЧА 33. (ФлорескуР.С.«ТРИЗ-ШАНС»). Летом 1862 г. писатель Виктор Гюго уехал из Парижа на отдых. Но ему не терпелось узнать о продаже только что вышедшего из печати романа «Отверженные». Писать длинное письмо книготорговцу он не хотел и вложил в конверт бумагу, на которой был такой текст: «?». Что книготорговец ответил Гюго?

ЗАДАЧА 34. (Тимохов В.И., «ТРИЗ-ШАНС»). Банк в американском штате Канзас подвергся удачному нападению... голого грабителя. А крупный магазин в Голландии разграбили ясным днем шесть дам, обнаженных до пояса. На что рассчитывали грабители?

ЗАДАЧА 35. (Синеок С.). Прокомментируйте, почему срабатывает на прохожих фраза удачливого нищего: «Дайте мне 5 рублей, а я Вам 10 (пауза) спасибо».

ЗАДАЧА 36. Для нормального обеспечения г. Москвы картошкой, ее мэр Ю. Лужков собрал директоров баз и разрешил всю картошку, сохраненную сверх нормы, продавать через магазины, а 50 % выручки забирать базе. Но выяснилось, что предложение бессмысленно, ибо официальный норматив на гниль - 1%, хотя в показательных хранилищах этот процент достигал минимум 9 %, а в обычном картофелехранилище - 30 %. Ю. Лужков смог «пробить» разумные нормативы, но зачем в доперестроечные времена он был установлен в 1% ? «Общая газета» (Москва) 1994 г., N 1, с. 8.

ЗАДАЧА 37. Факт: А. Бренер, благодаря серии своих поступков, стал достаточно известной фигурой, о нем любит писать пресса. «Художник Бренер начал свой перфоманс с «Беспрекословного поедания лука»: стоя с изнаночной стороны автопортрета Мамонова, он громко ест луковицу. В глазах Бренера стоят слезы (от лука), в глазах Марата тоже (от волнения), в глазах зрителей тоже (от сопереживания искусству). Потом безумный Бренер громко гыкает, стоя в воде босыми ногами (акция «Непрерывное стояние в воде и гыкание»), потом читает стихи Пушкина, пускает слюни, опять гыкает II во второй раз ест лук. (Ну, это уже жестоко.) Но художник старается, лицо его искажено мукой. Он кричит как раненный зверь, он мокрый, и от него несет луком, но и это еще не все. «Сейчас стихи пойдет читать...» -пронесся сочувственный ропот. Но нет. Отдохнув после беспрекословного поедания лука и попускав слюни, Бренер переходит к акции «Кровавое вколачивание скрепок». Он обнажает бледную ягодицу и аппаратом для скрепления листов бумаги продырявливает себя насквозь. Крови почему-то нет, но акция честная - на коже виден багровый след. Тут я не выдерживаю, возмущенно кричу Гельману: «Почему вы позволяете мучиться этому несчастному?!» «Искусство должно вызывать чувства, - отвечает он тихо по своему обыкновению, - вам его жалко, значит, вы ему сопереживаете»...Великий в будущем Бренер раздвинул рамки влияния искусства на человека. Он пришел в Пушкинский музей и с криком «О, Винсент И!» (имелся в виду Ван Гог) сделал все теперь знают что. Я спросил Гельмана, не принимал ли художник перед этой акцией слабительное, и тот задумался: «Может быть, может быть... Я знаю точно, что однажды он принял аспирин, чтобы выглядеть потным». Поспелова Ю., Сокровище гельмановской галереи, журнал «Домовой», 1994 г., N9.

Прокомментируйте «раскрутку» имиджа Бренера с использованием понятия о «вечных стереотипах».

ЗАДАЧА 38. В 1992 г. инженеры съехались на свою конференцию в г. Петрозаводск, но в день заезда докладов не предусматривалось. Этим решил воспользоваться некий психолог, вывесивший в холле гостиницы небольшое объявление и получивший вечером на свое выступление половину участников конференции. Используя «вечные стереотипы», предложите общую идею объявления.

ЗАДАЧИ 39 и 40. Не спеша, прочитайте тексты. Отметьте: как и где захватывается и переключается внимание читателя, к каким «вечным стереотипам» сводится изображение PR-объекта: ванны в 1-ом тексте и актрисы во 2-ом.

«Время отмывания денег миновало. Настало время смывать грехи. Причем кое у кого грехов столько, что иначе, чем в ванне за 35 млн.руб. - на худой конец за 19 млн. - их не смоешь. А если кто из «новых» просто праведник, то те предпочитают каяться просто в ваннах - за 9 млн.

Проанализировав орудия покаяния, нам вдруг самим, поневоле, захотелось стать грешниками, а потом отмывать, отмывать и отмывать свои грехи в этих сан-орудиях. Судите сами.

Ванна за 35 млн., ее называют «космический корабль». В ней есть все: начиная от ванны с гидромассажем и кончая приемником». (Далее автор статьи подробно описывает потребительские свойства ванны - Прим. И. Л. Викентьева). «Сеньоры итальянцы, представители компаний-производителей, которые частенько посещают магазин «Холдинг-Центр», находятся в приятном шоке: даже в Европе и Америке не столь многие могут позволить себе такую роскошь, а русские... у русских эти вещи популярны. Вещи за 35 млн. долго не задерживаются, за 18 млн. - уходят одна за другой, за 9 млн. - чуть ли не очередь. Не успели завести очередную партию, и сразу продано 10, а еще буквально через несколько дней - еще 30 шт. Достоверно известно, учителей, врачей, ученых - среди покупателей нет. А среди покупателей значительная доля тех, кто признает при покупке один принцип: «нравится - не нравится». С волнением, следя за историей одной покупки в 35 млн., которая дошла почти до конца, а вопроса о цене так и не возникло, мы не выдержали и спросили: «А деньги?». «Деньги?» -переспросил человек, - «а разве есть такие деньги, которые я бы не смог заплатить?»

Поговорив с одним из менеджеров «Холдинг-Центра», который только что закончил отпуск очередных грехосмывателей, мы выяснили, что есть еще мультигрешники - у тех особые привычки. Эти предпочитают покупать так, чтобы устраивать у себя две ванны. Одна - попроще - за 9 млн. - для гостей. Это у них считается простой. Ну а для себя уж покруче - за 35 млн».

Мурашов Ф., «Новые русские» отмывают грехи в ванных, подобных космическому кораблю, газета «Московский комсомолец» от 07.09. 1994 г.

«Иные артисты-эротисты явно способны рассуждать более здраво, чем некоторые оторвавшиеся от жизни политики. Вот, скажем, в театре, носящем имя пионера российской театральной эротики Александра Демидова, я познакомился с Аленой Чубаровой, его ведущей актрисой. В фойе филиала Театра им. Маяковского, где шли спектакли демидовцев, продавался даже сборник ее стихов.

Я стараюсь осмыслить жизнь, понять ее сама, - говорит Алена Чубарова.

Я считаю, что человек имеет право брать на себя ответственность за чужие судьбы только тогда, когда он полностью понял себя. Если подходить с этой точки зрения, то ни один наш политик не имеет права отвечать за других людей, потому что он сам в себе не разобрался. Вот так, ни больше, ни меньше.

Тяга к общественной жизни у эротической актрисы явно не случайна. Сказывается прошлое, в котором уже было руководство массами. Во-первых, по образованию она - школьная учительница. Во-вторых, несколько лет провела на профессиональной комсомольской работе, верховодила комсомольской организацией численностью в две тысячи душ, была членом райкома. Но, поварившись в педагогической и комсомольской среде, Чубарова решила с ней порвать. Она отправилась на поиски той стези, что позволит принести наибольшую пользу стране. Она подрабатывала натурщицей, танцевала в ночном клубе, изучала Фрейда и Рериха, пела в церковном хоре, ставила эксперименты в области моржевания и вегетарианства, конспектировала труды Кришнамурти и Блаватской. В результате поняла, что больше всего может дать людям в сфере эротических ощущений, и стала восполнять дефицит эротики в нашем государстве, где много лет любить публично разрешалось только партию.

Между тем любовь и одну из важнейших ее составляющих - эротику -Чубарова считает истинно государственным делом. Вот что она думает на этот счет:

Эротика - это не только отношения мужчины и женщины - это чувственные отношения человека с миром в целом. А как могут быть полноценными эти отношения, когда человек на каждом шагу решает какие-то проблемы. Люди друг другу не доверяют. Человек ничего не чувствует, он только думает. У него включена одна голова. Но как личность он гораздо больше и глубже, чем его разум. У всех нас задействована только какая-то часть личности, а остальное спит где-то глубоко и ждет своего часа.

Но если вы думаете, что Алена Чубарова зациклена только на том, как разбудить спящий в нас сексуальный пыл, то, уверяю вас, это не так. Она прекрасно понимает, что и без этого бед у нас хватает, что на государственной ниве не только чувственность населения - все, за что ни возьмись сплошная прореха. Критический настрой актрисы, ее неудовлетворенность теми, кто правит обществом, отразилась даже в ее стихах».

(Здесь автор статьи приводит фрагмент стихотворения А. Чубаровой -Прим. И.Л. Викентьева). И далее: «Как видите, Бог одарил актрису Чубарову це только крутым бюстом и манящими бедрами, но еще и поэтическим складом ума. Так почему бы не сидеть ей с этим своим складом, подобно итальянской коллеге, секс-бомбе Чичолине, там, где думают тяжкую государственную думу? К новой обстановке привыкать ей не придется. И она - актриса эротическая, и государственные мужи - актеры политические - играют по одной театральной системе: на публике все выглядит многообещающе, а вот в жизни рукой не ухватишь».

Стереотипы - это некие рамки, ограничения, в которые мы загоняем сами себя, и которые мешают нам жить полноценной жизнью. На тот или иной вопрос мы даем однозначный ответ, имеет однозначное мнение, и менять его не собираемся. Происходит это все потому, что «так делают все», «так все считают» или потому, что мы сами получили определенный жизненный опыт, и по другому мыслить не можем. Давайте рассмотрим некоторые стереотипы.

1. Полные люди - добрые

Если человек так однозначно рассуждает, то вероятно, он полагает, что если полные - добрые, то худые - злые. Не стоит загонять себя в такие рамки, перестаньте мыслить узко. Общайтесь со всеми, и вы поймете, что люди все разные, и их отношение к вам не зависит от их комплекции, а зависит от вашего взаимопонимания, уважения и т.д.

2. Все блондинки - глупые

Это выражение и стереотип пришел к нам из анекдотов. Если вы также считаете эту мысль верной, то может стоит перекрасится в блондина (блондинку). Себя вы вряд ли будете считать глупым, и вероятно, тогда поймете, что цвет волос не влияет на интеллект.

3. Все мужчины - безответственные

Если у вас был неудачный опыт в общении с мужчинами, не нужно полностью ставить крест на своей жизни, и считать всю мужскую половину человечества безответственными. В данном случае, вам нужно разобраться в себе, начать бороться со своими комплексами, а не обвинять во всем других.

4. Все люди - черствые, никогда не протянут руку помощи

Конечно, современный мир стал несколько жесток, да и люди в чем-то поменялись, но не стоит считать, что все плохие и бездушные. Возьмите, к примеру, детские дома. Там достаточно волонтеров, которые ходят туда, помогают детям, потому что им нравится творить добро. Можете стать одним из них, и помочь кому-нибудь. И тогда поймете, что не все такие жестокие, и что в мире немало добра. Его нужно только увидеть.

5. Ненависть к конкретной нации

В наше время очень часто можно встретить далеко не лестные высказывания по поводу той или иной нации. И человек даже не сможет объяснить причину своей неприязни, просто не нравится и все. В данном случае, нужно просто осознать, что в каждой нации есть и плохие, и хорошие люди, поэтому не стоит так разделять людей (русские - не русские).

Живите своей жизнью, не загоняйте себя в рамки стереотипов и общественных мнений, и будет вам счастье!

Гендерные стереотипы это некие общие представления и о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли, как правило, ни положительны, ни отрицательны, они просто приблизительно обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, эти стереотипы бывают не верны в каких-то конкретных ситуациях. Кроме того, какие то их аспекты периодически устаревают по мере развития общества и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Хотя большинство людей понимают, что стереотипы не всегда соответствуют действительности, но чаще всего в любом случае делают предположения, основанные на поле. Есть много стереотипов, например то, что женщины спешат выйти замуж, а мужчины обожают спорт. Представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и журналы, в рекламе

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной «девчушкой» и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди». Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, старейший и наиболее обсуждаемый феминистками. Вот некоторые другие представления:

  • женщины должны иметь «чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
  • женщины — медсестры и врачи;
  • женщины не так сильны, как мужчины;
  • женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • женщины не должны получать хорошего образования;
  • женщины не занимаются спортом;
  • женщины не являются политиками;
  • женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
  • женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • женщины должны готовить и делать работу по дому;
  • женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
  • женщины должны выглядеть красиво;
  • женщины любят петь и танцевать;
  • женщины не играют в видеоигры;
  • женщины флиртуют;
  • женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают «грязную работу», такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.

Гендерные стереотипы в анекдотах

Для представления женщин, пожалуй, наиболее характерными являются целые циклы анекдотов про блондинок и про женщин за рулем. В них рисуется как слабый уровень владения техникой, так и общая легкомысленность. Примеры:

Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора.
Загорается желтый — дама стоит, зеленый
— дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит:
— Мадам желает какой-нибудь другой цвет?..

— Моня, этот пешеход — самоубийца! Он уже 10 минут бежит перед нашей машиной. Что мне делать?
— Розочка, попробуй съехать с тротуара на дорогу…

Мужские стереотипы представлены, пожалуй, не так ярко. Скорее всего из-за того, что анекдоты придумывают именно мужчины. Чаще всего в них описываются пристрастия мужчин. Например:

Сидит рыбак зимой рыбу ловит. Мороз.
Проходит мимо другой рыбак и спрашивает:
— Мужик, ты чего? На улице такая холодина, а ты без шапки.
— Ага, я вот так вчера сидел в шапке, мне выпить предложили, а я не услышал.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча