04.03.2019

Ст 331 тк рф последние изменения. Теория всего


К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.


К педагогической деятельности не допускаются лица:


лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;


имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;


имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;


признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;


имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.


Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.




Комментарии к ст. 331 ТК РФ


1. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации утв. Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114.

См. также Рекомендации о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава на условиях внутреннего совместительства, направленные письмом Минобразования России от 14 ноября 2003 г. N 32ю-50-2197/32-05.

2. Особенности допуска к педагогической деятельности установлены, в частности, в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71.

3. На педагогическую работу в межшкольный учебный комбинат принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную документами об образовании (п. 20 Типового положения о межшкольном учебном комбинате, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437).

4. Старший воспитатель - командир роты назначается в соответствии с законодательством о прохождении военной службы из числа офицеров, имеющих высшее профессиональное образование по одной из авиационных военно-учетных специальностей и, как правило, опыт работы в авиационных военных образовательных учреждениях профессионального образования (п. 34 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046).

5. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании (п. 28 Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867).

6. Порядок комплектования кадетской школы и кадетской школы-интерната педагогическими и другими работниками регламентируется их уставами. Для работников кадетской школы и кадетской школы-интерната работодателями являются кадетская школа и кадетская школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документом об образовании (п. 33 Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427).

На педагогическую и медицинскую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую и медицинскую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (п. 29 Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117).

7. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения (п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288).

8. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления (п. 36 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676).

9. Должности преподавателей замещаются в соответствии с положением о замещении должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования (п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610).

10. Порядок комплектования персонала школы-интерната регламентируется ее уставом. Для работников общеобразовательной школы-интерната работодателем является данная школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в школе-интернате не допускаются лица, которым запрещено ею заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. 38 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612).

11. Порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ (п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196).

12. К работникам образовательного учреждения относятся руководящие и педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения), учебно-вспомогательный и иной персонал. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 46 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521).

13. Мастерами производственного обучения назначаются лица, имеющие, как правило, высшее или среднее специальное образование, высокую производственную квалификацию и опыт работы по соответствующей профессии. Преподавателями назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование. Воспитателями назначаются лица, имеющие высшее или среднее педагогическое образование.

Прием на работу и увольнение мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей производятся директором среднего профессионально-технического училища (п. 48 Положения о среднем профессионально-техническом училище, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 февраля 1985 г. N 177).

14. Порядок комплектования учреждения педагогическими, инженерно-педагогическими и другими работниками регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, перечисленные в п. 2 ст. 53 Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (п. 64 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420).

15. Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с уставом и законодательством РФ.

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

Подбор директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе с учетом специфики учреждения осуществляется исходя из того, что один из них должен быть специалистом в области общего образования, другой - в области дошкольного образования.

Порядок комплектования работников учреждения регламентируется его уставом.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

Для обеспечения образовательного процесса и при наличии необходимых условий и средств в штате учреждения могут быть педагог-психолог и учитель-логопед.

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. п. 38 - 41 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204).

16. Особенности приема на педагогическую работу установлены также в Типовом положении о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утв. Приказом Минобразования России от 25 июля 2000 г. N 2311.

17. См. также Приказ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 462н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

18. Письмом Минздрава России от 7 августа 2000 г. N 1100/2196-0-117 утв. Примерный перечень профессий должностных лиц и работников организаций, обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и работающие: в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения); в учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи); в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы); во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.), должны проходить аттестацию и гигиеническую подготовку.

19. Вопросы, связанные с медицинскими обследованиями педагогических работников, регулируются также:

письмом Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы от 2 марта 2000 г. N 16-2-78 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах";

Приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 25 марта 2002 г. N 150 "О порядке проведения медицинского освидетельствования и выдачи заключения о состоянии здоровья граждан, оформляющихся на работу в летние оздоровительные учреждения";

Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 17 мая 2004 г. N 242 "О проведении диспансеризации педагогических работников";

Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".

Официальный текст :

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарий юриста :

Дифференциация трудового законодательства предполагает установление специальных норм для регулирования труда некоторых категорий работников. К таким специальным нормам относятся статьи 331-336 Трудового кодекса, закрепляющие особенности правового регулирования труда педагогических работников. Труд преподавателя представляет собой сознательную целенаправленную деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов и учащихся. От преподавателя, его профессионального мастерства, эрудиции, культуры во многом зависит успешное решение задач обучения и воспитания молодежи, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации, принятой постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 7511. В связи с этим важное место в Национальной доктрине образования отведено педагогическим кадрам и педагогической деятельности.

Статья 331 определяет объем требований образовательного ценза для лиц, допускаемых к педагогической деятельности. Этот образовательный ценз установлен типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Так, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (в ред. от 10.03.2009), предусмотрено, что на педагогическую работу в общеобразовательных учреждениях принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (пункт 62).

Такого же рода требования установлены пунктом 36 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 25622, пунктом 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521, пунктом 40 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204 (в ред. от 10.03.2009) и др. Следовательно, наличие определенного образовательного ценза является общим и непременным условием реализации права на занятие педагогической деятельностью.

Наряду с общими требованиями могут устанавливаться особые или специальные требования, которые обусловлены спецификой педагогической деятельности в соответствующих типах образовательных учреждений. Например, пункт 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 №288 (в ред. от 10.03.2009), требует наличия подготовки в области коррекционной педагогики либо соответствующей переподготовки по профилю коррекционного образовательного учреждения. Следует отметить, что Закон РФ "Об образовании" отнес установление образовательного ценза педагогических работников к исключительной компетенции Российской Федерации, а не ее субъектов, равно как и регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях (статья 28).

Общие и специальные требования к профессионально-педагогической квалификации для занятия педагогической деятельностью определяются в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования. Наличие соответствующего образования устанавливается на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании, а также документов о повышении специальной или психолого-педагогической квалификации. Требования об образовательном цензе в действующих типовых положениях об образовательных учреждениях разных типов в настоящее время предусматривают, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (например, пункт 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521; пункт 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543; пункт 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71).

При замещении ряда педагогических должностей помимо соответствующего высшего или среднего профессионального образования могут предъявляться специальные требования к соответствию специальности профилю педагогической деятельности. Так, например, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, как правило, должны иметь высшее дефектологическое образование; педагоги-психологи - среднее или высшее психологическое образование или педагогическое образование с дополнительной специальностью "психология". Для занятия должностей, отнесенных к руководящему составу вузов и их структурных подразделений, а также должностей профессорско-преподавательского состава вузов квалификационные требования на протяжении длительного времени предъявлялись в соответствии с постановлением Минтруда России от 12.11.1992 № 34 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных требований по должностям работников бюджетной сферы Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации" (приложение № 2). Этот документ утратил силу с 1 декабря 2008 года в связи с принятием постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 5831 и изданием приказа Минздравсоцразвития России от 24.11.2008 № 665.

В настоящее время вузы руководствуются Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства от 14.02.2008 № 71, в соответствии с которым применяется более гибкий подход к квалификационным требованиям, которым должен отвечать претендент на замещение должности профессорско-преподавательского состава. В то же время указанное Типовое положение предусматривает вполне определенные требования к наличию ученой степени и (или) ученого звания при проведении выборов на должности декана факультета и заведующего кафедрой (пункты 65, 66). Следует подчеркнуть, что в части 2 статьи 331 перечень оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, значительно расширен. В частности, к педагогической деятельности не могут быть допущены лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также признанные недееспособными в установленном законом порядке.

Новой редакцией статьи 331 расширен круг лиц, не допускаемых к педагогической деятельности, в том числе имевших или имеющих судимость, за счет дополнительного включения преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Так, например, имеется Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. от 23.09.2002). Другие основания воспроизводят положения, закрепленные ранее в законе. Так, пунктом 2 статьи 53 Закона РФ "Об образовании" было установлено, что к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составы преступлений устанавливаются законом. Перечень преступлений, при осуждении за которые не допускается занятие педагогической деятельностью, в настоящее время не установлен, но в качестве одного из видов наказаний Уголовный Кодекс предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Например, на основании статьи 15 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. от 29.04.2008) по решению суда может быть установлено ограничение в части занятия педагогической и иной деятельностью в образовательном учреждении гражданину, участвовавшему в экстремистской деятельности. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается Уголовным Кодексом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет - в качестве дополнительного. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. В случае лишения преподавателя права заниматься педагогической деятельностью в течение, например, пяти лет, он не может заниматься ею в образовательных учреждениях. С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, трудовой договор прекращается на основании пункта 4 статьи 83 Трудового кодекса .

Наряду с этим следует иметь в виду, что открытая форма туберкулеза также является противопоказанием к осуществлению педагогической деятельности в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 18.05.2011 № 3943 утвержден Перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией, вводящий ограничения для больных наркоманией на занятие педагогической деятельностью, а также деятельностью, непосредственно связанной и непосредственно не связанной с образовательным процессом, в образовательных организациях. В целях охраны здоровья обучающихся, воспитанников в соответствии со статьей 51 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования. В этих же целях при выявлении заболеваний, являющихся противопоказанием к занятию педагогической деятельностью, преподаватели подлежат отстранению от работы в соответствии со

1. Педагогическая деятельность - это деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов.

2. Типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, устанавливающие образовательный ценз педагогических работников, утверждаются Правительством РФ. Так, в п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252), установлено, что на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. Аналогичные нормативные положения содержатся в п. 40 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4542).

В п. 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521 (СЗ РФ. 2008. N 29. Ч. II. Ст. 3519), и в п. 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 (СЗ РФ. 2008. N 39. Ст. 4432), предусмотрено, что к педагогической деятельности в указанных образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз данной категории педагогических работников подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Согласно п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 (СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 731), п. 49 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543 (СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. II. Ст. 3631), п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 (СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580), к педагогической деятельности в образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Особые требования предъявляются к педагогическим работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Так, согласно п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1326), образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

3. Приговором суда педагогический работник может быть лишен права заниматься педагогической деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается УК на срок от одного года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет - в качестве дополнительного (ч. 2 ст. 47).

Статьи 150 и 151 УК, посвященные вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественного действия, а также ст. 156 УК, устанавливающая наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в качестве одной из санкций предусматривают лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Однако согласно ч. 3 ст. 47 УК это наказание может назначаться в качестве дополнительного вида и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК.

5. Препятствием к осуществлению лицом педагогической деятельности является наличие неснятой и непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Уголовный кодекс предусматривает четыре категории преступлений. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 2 лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 5 лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, превышает 2 года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.

6. Не допускаются к педагогической деятельности лица, признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке. В ст. 29 ГК предусматривается, что гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над указанным гражданином устанавливается опека. Согласно ч. 2 ст. 281 ГПК дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если гражданин помещен в психиатрическое или психоневрологическое учреждение - по месту нахождения этого учреждения.

В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значения своих действий или руководить ими (ч. 2 ст. 282 ГПК). Судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу (ст. 283 ГПК). Заявление о признании гражданина недееспособным суд рассматривает с участием самого гражданина, заявителя, прокурора, представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если это возможно по состоянию здоровья гражданина (ч. 1 ст. 284 ГПК). Заявитель освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением заявления о признании гражданина недееспособным. Суд, установив, что лицо, подавшее заявление, действовало недобросовестно в целях заведомо необоснованного ограничения или лишения дееспособности гражданина, взыскивает с такого лица все издержки, связанные с рассмотрением дела (ч. 2 ст. 284 ГПК).

Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства (ст. 285 ГПК).

7. Перечень заболеваний, при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности, который должен утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, в настоящее время не принят. До принятия указанного перечня следует руководствоваться Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 (СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4916).

На практике к числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, относят острые и хронические заразные заболевания, в т.ч. туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения).

8. Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (САПП РФ. 1993. N 18. Ст. 1602)), общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления работниками учебно-воспитательных учреждений, дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах педагогической деятельности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.

9. Для выявления заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, работники образовательных организаций всех типов и видов обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, что предусмотрено ст. 51 Закона об образовании и п. 22 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 (БНА РФ. 2004. N 38).

Медицинские обследования педагогических работников проводятся за счет средств учредителя соответствующего образовательного учреждения.

10. При выявлении заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, педагогические работники подлежат в соответствии со ст. 73 ТК переводу с их письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную им по состоянию здоровья. Если педагогический работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до 4 месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить педагогического работника от работы с сохранением места работы (должности). Если в соответствии с медицинским заключением педагогический работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более 4 месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК.

11. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031) в целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к определенной деятельности и, в частности, к работе в образовательных учреждениях.

СТ 331 ТК РФ .

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарий к Ст. 331 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья содержит специальные требования для осуществления педагогической деятельности. Закон предусматривает, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, и не допускаются лица, которые в качестве уголовного наказания лишены права заниматься педагогической деятельностью, имеют судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления либо совершили отдельные виды преступлений, недееспособны и имеют отдельные виды заболеваний.

2. В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Педагогическая деятельность может осуществляться как в специальных образовательных учреждениях, так и индивидуально. По смыслу комментируемой статьи наличие образовательного ценза предусмотрено законом для заключения трудового договора, если в качестве работодателя выступают образовательные учреждения. Для заключения трудового договора с иными работодателями образовательный ценз не является обязательным. Например, в числе требований к работнику физическим лицом может быть предусмотрено наличие определенных умений или навыков, но не образовательного ценза.

3. Под образовательным цензом понимается наличие профессионального образования: начального, среднего или высшего, а также послевузовского профессионального. Образовательный ценз, как правило, не содержит уточнения о специальности или направлении профессиональной подготовки, за исключением работников образовательных учреждений среднего специального и общего образования. Образовательный ценз подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации. Понятие "образовательный ценз" не предусматривает дифференциации высшего профессионального образования по ступеням (бакалавр, дипломированный специалист, магистр).

4. Комментируемая статья не предусматривает принятия специального федерального закона, содержащего условия, по которым лица не допускаются к педагогической деятельности, а отсылает к запретам, которые уже установлены действующими федеральными законами либо могут быть приняты по отдельным вопросам. Перечень медицинских противопоказаний специально не утвержден, но некоторые запреты содержатся в законодательстве о психиатрической помощи.

Перечень заболеваний утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. В настоящее время таким органом является Министерство здравоохранения РФ (п. 1 Положения о нем, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608).

5. Осуществление педагогической деятельности может быть запрещено приговором суда в случае вынесения основного или дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

6. Педагогическая деятельность запрещается лицам, имеющим неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК РФ. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ст. 15 УК РФ).

В соответствии со ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет, а в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - восьми лет после отбытия наказания. Судимость может быть снята и ранее указанных сроков. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то суд может по ходатайству осужденного снять с него судимость ранее истечения срока ее погашения.

7. Педагогическая деятельность запрещена лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. В данном случае законодатель полностью исключил возможность занятия педагогической деятельностью указанных лиц, в том числе и в случаях, когда судимость уже снята или погашена.

В качестве критерия для установления запрета были избраны отдельные виды преступлений против несовершеннолетних, половой неприкосновенности и иные. Однако указанная формулировка оказалась чрезмерно широкой и позволяла охватывать в том числе и такие составы преступлений, которые не имеют никакого отношения ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности. В связи с этим КС РФ Постановлением от 18 июля 2013 г. N 19-П признал положения абз. 3 ч. 2 ст. 331 ТК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью и в силу этого предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных преступлений, кроме тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, не предусматривая при этом необходимость учета вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, чем несоразмерно ограничивают право таких лиц на свободное распоряжение своими способностями к труду и нарушают баланс конституционно значимых ценностей; а также предусматривают обязательное и безусловное прекращение трудового договора с работником, осуществляющим педагогическую деятельность, если это лицо подвергается уголовному преследованию - до разрешения уголовного дела по существу или до завершения производства по уголовному делу.

При этом КС РФ не исключил возможность установления запрета на занятие педагогической деятельностью для лиц, имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также лиц, имевших судимость за совершение иных преступлений, и лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении указанных преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, поскольку на основе оценки опасности таких лиц для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних обеспечивается соразмерность введенного ограничения целям государственной защиты прав несовершеннолетних.

8. Недееспособность как препятствие к осуществлению педагогической деятельности в качестве самостоятельного основания встречается впервые. Поскольку признание гражданина недееспособным производится вследствие наличия психического расстройства, которое приводит к неспособности гражданина понимать значение совершаемых им действий и руководить ими (ст. 29 ГК РФ), постольку такое препятствие являлось подразумеваемым и, как правило, охватывалось перечнем медицинских заболеваний. Специального указания, запрещающего занятие педагогической деятельностью, в решении суда о признании гражданина недееспособным не требуется. Порядок и основания признания лица недееспособным устанавливаются гражданским (ст. 29 ГК РФ) и гражданско-процессуальным (гл. 31 ГПК) законодательством.

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарий к статье 331 Трудового Кодекса РФ

1. Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации утв. Приказом Минобразования России от 26 ноября 2002 г. N 4114.

См. также Рекомендации о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава на условиях внутреннего совместительства, направленные письмом Минобразования России от 14 ноября 2003 г. N 32ю-50-2197/32-05.

2. Особенности допуска к педагогической деятельности установлены, в частности, в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71.

3. На педагогическую работу в межшкольный учебный комбинат принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную документами об образовании (п. 20 Типового положения о межшкольном учебном комбинате, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1999 г. N 1437).

4. Старший воспитатель - командир роты назначается в соответствии с законодательством о прохождении военной службы из числа офицеров, имеющих высшее профессиональное образование по одной из авиационных военно-учетных специальностей и, как правило, опыт работы в авиационных военных образовательных учреждениях профессионального образования (п. 34 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046).

5. На работу в учреждение принимаются специалисты, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании (п. 28 Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867).

6. Порядок комплектования кадетской школы и кадетской школы-интерната педагогическими и другими работниками регламентируется их уставами. Для работников кадетской школы и кадетской школы-интерната работодателями являются кадетская школа и кадетская школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документом об образовании (п. 33 Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утв. Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427).

На педагогическую и медицинскую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую и медицинскую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании (п. 29 Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117).

7. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

Психологическое обеспечение образовательного процесса в коррекционном учреждении осуществляет психолог, входящий в штат учреждения (п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288).

8. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления (п. 36 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676).

9. Должности преподавателей замещаются в соответствии с положением о замещении должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования (п. 29 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610).

10. Порядок комплектования персонала школы-интерната регламентируется ее уставом. Для работников общеобразовательной школы-интерната работодателем является данная школа-интернат.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

К педагогической деятельности в школе-интернате не допускаются лица, которым запрещено ею заниматься по приговору суда или медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. 38 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612).

11. Порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные УК. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ (п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196).

12. К работникам образовательного учреждения относятся руководящие и педагогические работники (преподаватели, мастера производственного обучения, старшие мастера производственного обучения), учебно-вспомогательный и иной персонал. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 46 Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521).

13. Мастерами производственного обучения назначаются лица, имеющие, как правило, высшее или среднее специальное образование, высокую производственную квалификацию и опыт работы по соответствующей профессии. Преподавателями назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование. Воспитателями назначаются лица, имеющие высшее или среднее педагогическое образование.

Прием на работу и увольнение мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей производятся директором среднего профессионально-технического училища (п. 48 Положения о среднем профессионально-техническом училище, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 февраля 1985 г. N 177).

14. Порядок комплектования учреждения педагогическими, инженерно-педагогическими и другими работниками регламентируется его уставом. Для работников учреждения работодателем является данное учреждение.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании.

К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, перечисленные в п. 2 ст. 53 Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ) (п. 64 Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420).

15. Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с уставом и законодательством РФ.

Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

Подбор директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе с учетом специфики учреждения осуществляется исходя из того, что один из них должен быть специалистом в области общего образования, другой - в области дошкольного образования.

Порядок комплектования работников учреждения регламентируется его уставом.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

Для обеспечения образовательного процесса и при наличии необходимых условий и средств в штате учреждения могут быть педагог-психолог и учитель-логопед.

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления (п. п. 38 - 41 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204).

16. Особенности приема на педагогическую работу установлены также в Типовом положении о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утв. Приказом Минобразования России от 25 июля 2000 г. N 2311.

17. См. также Приказ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 462н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации".

18. Письмом Минздрава России от 7 августа 2000 г. N 1100/2196-0-117 утв. Примерный перечень профессий должностных лиц и работников организаций, обязанных проходить при поступлении на работу и в дальнейшем периодическую профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Должностные лица и работники организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей и работающие: в детских дошкольных учреждениях (ясли, сады, дома ребенка, детские санатории, круглогодичные оздоровительные учреждения); в учебно-воспитательных учреждениях (общеобразовательные школы, детские дома, профессионально-технические училища, техникумы, школы-интернаты, лицеи, колледжи); в сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждениях (перед началом работы); во внешкольных детских учреждениях (детские спортивные школы, клубы, библиотеки и др.), должны проходить аттестацию и гигиеническую подготовку.

19. Вопросы, связанные с медицинскими обследованиями педагогических работников, регулируются также:

письмом Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы от 2 марта 2000 г. N 16-2-78 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах";

Приказом Комитета здравоохранения Правительства Москвы от 25 марта 2002 г. N 150 "О порядке проведения медицинского освидетельствования и выдачи заключения о состоянии здоровья граждан, оформляющихся на работу в летние оздоровительные учреждения";

Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 17 мая 2004 г. N 242 "О проведении диспансеризации педагогических работников";

Приказом Роспотребнадзора от 20 мая 2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте".


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча