16.08.2019

Составление штатноего расписания. Штатное расписание школы Форма штатного расписания для бюджетного учреждения


Штатное расписание – это локальный корпоративный документ , определяющий и оформляющий штатную структуру организации, который часто не принимается во внимание начинающими предпринимателями, потому что Российское законодательство якобы лояльно относится к данному документу и к вопросу о его составлении.

Однако это не более чем миф. В данной статье мы рассмотрим все законодательные вопросы, связанные со штатным расписанием в РФ, рассмотрим виды и подвиды данного типа документов, примеры заполнения, а также узнаем самое основное: как правильно составить штатное расписание?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Подвиды штатного расписания

Для ООО

Штатное расписание для организаций заполняется по унифицированной форме №Т-3 в не зависимости производственное это предприятие, проектная организация или магазин:

Графа 1: «структурные подразделения». К таковым принадлежат отделения, филиалы и т.д.

Обычно этот раздел заполняется с подразделений, выполняющих единое управление, затем возможно идёт бухгалтерия, отдел связи с общественностью, финансовый отдел и т.д. потом производство и т.д.

Иногда название отделения способно повлиять на обеспечение сотруднику установленных льгот (к примеру, при возможности грязных отравлений при производстве) – тогда его необходимо взять из конкретных отраслевых групп.

Графа 2 «код подразделения» необходима для классификации подразделений в группу, с использованием которой возможно устанавливать их местоположение в структуре организации. В маленьких компаниях такой код не требуется.

Графа 3 «должность (профессия, специальность) , ряд, вид (группа) квалификации сотрудника». Чтобы правильно назвать должность в штатном расписании необходимо использовать Классификационный справочник профессий.

Если в качестве какого-то вида трудов, должностей, или профессий есть какие-то лимитирования, либо учтены какие-то привилегии или компенсации, то их название обязано точно отвечать вышеуказанным классификаторам.

Название должности необходимо вписывать целиком, сокращения вроде дир. или зам. не допускаются.

Графа 4 «Кол-во штатных единиц». Указывается число единиц, предустановленных в компании по надлежащей должности.

Во время заполнения формы могут возникнуть проблемы касательно четвёртой графы, где необходимо указать число штатных единиц.

Тогда, в случае, если в предприятии содержатся неполные ставки, в соответствующей графе кол-во конкретных единиц должны быть указано в долях через запятую, например 0,5 (основано на конкретных Предписаниях по использованию и заполнению форм первичных учетных документов, одобренные Распоряжением Госкомстата РФ от Пятого Января 2004 года №1).

Графа 5 «Тарифная ставка и др.». Наполнение данной графы находится в зависимости от концепции оплаты трудовой деятельности, существующей в компании. Передаётся принятый объем зарплаты либо тарифной ставки.

Графы 6-8 «Надбавки». Надбавки, доплаты и другие побудительные начисления формируются функционирующим законодательством (к примеру: за трудовую деятельность в чрезвычайно низких температурных условиях на крайнем севере), либо лично нанимателем по какой-либо причине.

Объемы надбавок могут определяться в варианте единой суммы, или в качестве процентного прибавления к собственной заработной плате.

Графа 9 “итого” – раздел должен быть заполнен в результате сложения 5 и 8 разделов, однако только лишь в случае если все сведения в них занесены в рублях. В случае, когда зарплата определена в руб., а надбавка в проц., в девятой графе устанавливается пропуск.

Пример штатного расписания для производственного предприятия.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Для бюджетной организации

Бюджетные организации способны реализовывать собственную деятельность, прибегая к нескольким финансовым источникам, к примеру, государственное субсидирование и денежные средства от работы по контрактам .

Таким образом, плата за трудовую деятельность работников по отдельным специальностям может проводиться, фактически, из обоих финансовых источников, либо же только из одного. В практическом применении обширное использование приобрело формирование 2-ух, а в единичных вариантах и 3-х штатных расписаний.

Бюджетные организации принадлежат к категории государственных учреждений. Концепция оплаты работы подобных учреждений формируется с учетом предписаний, установленных Федеральной комиссией , регулирующей общественные и трудовые взаимоотношения профсоюзных организаций и работодателей.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Таким образом, в п. 19 “рекомендаций” описано, что штатное расписание ратифицируется управлением организации и содержит в себе все должности и специальности сотрудников данной организации. Подобные условия прописаны в п.10 положения, одобренного распоряжением Федерального правительства от Пятого августа 2008 года N583.

Так как ныне функционирующим законодательством не учитывается деление расписания на доли в зависимости от вариантов источников оплаты труда, организации следует формировать единое расписание для всех сотрудников.

Для индивидуального предпринимателя

В ТК РФ имеются чёткие указания того, что работодатель (не имеет значения: индивидуальный это предприниматель, частная ли организация, или бюджетная), подписавший договор с работником, должен оформить штатное расписание. И конкретных предписаний на это для индивидуальных предпринимателей нет , в отличие от бюджетных учреждений и ООО.

Поэтому многие бухгалтеры советуют всё равно оформлять данный документ в любом случае, а другие - оформлять его только при кол-ве сотрудников 3-4+.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Некоторые специалисты в законодательной сфере полагают, что использование непосредственно данной формы должно быть обязательным для работодателей, в то время как попытки оформить расписание в произвольной форме приведут к проблемам с учётом как внутри организации, так и с внешними контролирующими органами.

Образец штатного расписания магазина не по форме Т-3.

(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)

Вопрос о безальтернативности форме №Т-3 “Штатное расписание” появился на свет в основе статьи девятой Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ. Согласно данной статье основная учетная документация учитывается только в случае, если она оформляется согласно конфигурации унифицированных форм.

Лишь отдельные варианты и разделы документации, которые не предусмотрены в данном разделе, могут оформляться в свободной форме, однако непременно обязаны включать все без исключения реквизиты, отмеченные в статье 9 Закона “О бухучете”.

Федеральным постановлением от Восьмого июля 1997 года №835, создание и подтверждение альбомов унифицированных форм основных учётных документов накладывалось на Госкомстат Российской Федерации (сейчас – Фед. Служба гос. Статистики).

Отсюда можно сделать заключение, что в случае если данный комитет принял ту или иную форму или конфигурацию, то она становится стандартной в обязательном порядке.

Однако тут упускается важная информация – ведь Госкомстату были переданы полномочия формировать унифицированные формы первичной документации. Но что же представляет собой такая документация?

Первичным документом расценивается только такой документ, при помощи которого оформляется та или иная хозяйственная процедура компании, находящая отклик в бухгалтерском учёте.

Однако штатное расписание не является документом, оформляющим какие-то подобные действия. Штатное расписание не используется как инструмент для бухгалтерских операций. То есть, работодатель имеет право оформлять штатное расписание в произвольной форме, а обязательную унифицированную форму использовать лишь как рекомендованный образец.

При заполнении бланка в произвольной форме лицо не нарушает никаких законов и не подвергается штрафам или санкциям.

Кто составляет штатное расписание?

Уже после принятия организацией решения о потребности формирования документа (в случае если он ранее не был составлен), появляется новая проблема – на кого именно накладывается обязанность в создании этого акта профессионального учёта?

В законодательстве не существует каких-то прямых установок, однако в соответствии с квалификационным справочником должностей управляющих, специалистов и иных служащих, подтверждённых Распоряжением Минтруда Российской федерации от 21 Августа 1998 года № 37 , оформление данной категории документов считается частью обязанностей экономиста по труду.

Также руководством может быть составлен , перекладывающий обязательство по оформлению на какого-то определенного работника организации, или же данное обязательство может быть зафиксированным в рабочем соглашении либо служебных указаниях сотрудникам. Другими словами, это зависит от политики самой компании.

В некрупных организациях составлением расписания заняты в основном работники кадровой или бухгалтерской сферы, в более редких случаях – работники юридических сфер. В больших организациях этим заняты планово-финансовые отделения, либо отделения организации труда и зарплаты.

Если же это не организация, а индивидуальный предприниматель, то в таком случае такую работу на себя может взять кадровый специалист, бухгалтер, либо же непосредственно сам предприниматель.

Структура штатного расписания и срок действия

В текущем федеральном законодательстве нет прямых указаний на тот счёт, как часто нужно составлять и когда утверждается штатное расписание на следующий год . Однако с учётом того, что штатное расписание является плановым документом, следует полагать, что его следует составлять ежегодно, при завершении отчётного периода вместе с другой учётной документацией.

Однако штатное расписание также может быть оформлено единожды и оставаться действительным документом в дальнейшем.

Штатное расписание оформляется на определенную дату, ратифицируется как правило через каждый год на 1 января и включается в рабочий процесс указом высшего руководства компании; в дальнейшем документ может редактироваться и правиться.

Переоформлять и заново утверждать документ на грядущий год не нужно, если он был отредактирован слишком несущественно (в данной ситуации следует лишь оформить список изменений), либо в этом году вообще никаких изменений в расписании не производилось.

Данный документ включает в себя список структурных подразделений организации, данные о личном штатном составе предприятия, об общей численности штатных единиц, а также данные о финансовом учете, об окладах и прибавках к зарплате сотрудников организации.

С чего начать – порядок оформления

Для составления и утверждения штатного расписания будет следующим:


Правила и инструкция заполнения

Для этого применяется стандартная форма №Т-3 альбома унифицированных форм первичных учётных документов в трудовой сфере, одобренных Распоряжением Госкомстата Российской Федерации от Пятого Января 2004 года №1.

Необходимо иметь в виду, что подобные стандартные формы невозможно сократить (все без исключения конфигурации сохраняются в изначальном виде), однако их можно в некотором смысле редактировать, дополняя их.

В случае, если тот или иной пункт формы для вас или для вашей компании не представляет ценности, то какая-то конкретная графа или столбец в форме могут быть проигнорированы при заполнении.

Последовательность распределения и дальнейшего положения внутренних подразделений и должностей обусловливается решением руководства компании. В любое подразделение обязаны быть включены штатные должности согласно их статусу: от старшего к младшему.

Данные о количестве штатных единиц, включённые в расписание, обязаны отвечать показателям расчета численности по фонду заработной платы, предустановленной в итоговой смете, которую предварительно нужно рассчитать.

Названия локальных подразделений и должностей записываются в именительном падеже, после тщательных проверок списков должностей служащих и рабочих специальностей, прописанных в специальных справочно-информационных материалах.

Особый интерес при заполнении представляют наименования сотрудников, занимающихся серьёзной трудовой деятельностью, работающих на производствах с вредоносными, небезопасными для жизни и другими специфическими и тяжёлыми критериями условий для работы.

То есть речь идёт о льготной пенсионной группе, поэтому при заполнении этих должностей для них стоит подходить особенно тщательно.

Штатное расписание обязательно должно быть прошито, промаркировано, закреплено печатью компании и подписано высшим руководством. Его должен подписать главбух и главы внутренних подразделений организации.

В случае, если личный состав организаций слишком крупный и документ захватывает множество листов, то бухгалтер по собственному усмотрению имеет право подписать каждый отдельный листок либо расписаться лишь раз, на последнем листе документа.

Уже после всех этих процедур документ подписывается высшим руководством предприятия, либо лицом, имеющим соответствующие полномочия, и уже вступает в силу.

Нюансы составления штатного расписания узнайте в ролике:

«Об утверждении Методических рекомендаций по созданию штатных расписаний государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы» - Приказ Департамента образования от 01 марта 2011 года № 116

В соответствии с Положением о Департаменте образования города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2008 года № 877-ПП, а также пунктом 2 приказа Департамента образования города Москвы от 20 января 2011 года № 64 «О признании утратившим силу приказа Московского комитета образования от 2 сентября 1996 г. № 373» приказываю:

2. Начальникам структурных подразделений Департамента образования города Москвы, начальникам окружных управлений образования Департамента образования города Москвы довести настоящий приказ до сведения руководителей подведомственных государственных образовательных и иных учреждений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказ возложить на заместителя руководителя Фаевскую И.К.

Руководитель И.И. Калина

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания помощи руководителям государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы (далее по тексту «учреждение»), для оптимизации работы учреждений, а также эффективного использования трудовых и материальных ресурсов.

Пунктом 9 части 2 статьи 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения отнесены установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей.

Согласно пункта 3 части 2 статьи 10 Закона города Москвы от 20 июня 2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве" утверждение примерных штатных расписаний и норм численности работников государственных образовательных учреждений города Москвы различных типов и видов является компетенцией органов государственной власти города Москвы, осуществляющих управление в сфере образования.

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения.

Форма штатного расписания утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Пунктом 2 постановления установлено, что форма N Т-3 применяется организациями, осуществляющими деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. Как правило, штатное расписание оформляется при создании организации, в дальнейшем в него вносятся изменения.

Состав и численность работников зависят от вида образовательного учреждения, числа классов, численности обучающихся, реализуемых общеобразовательных программ, наличия структурных подразделений.

При установлении наименований должностей следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 (в редакции от 18 июля 2007 г.);

Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (в редакции от 29 апреля 2008 г.);

Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 (в редакции от 20 декабря 2003 г.).

При разработке штатного расписания рекомендуется указывать наименования должностей в соответствии с указанными классификаторами, особенно если работник занимает должность, для которой нормативными правовыми актами предусмотрены гарантии и компенсации.

При изменении наименования должности следует помнить, что, если должность предполагает досрочное назначение пенсии, ее наименование должно соответствовать Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости согласно статье 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.

В случае, если в штатном расписании имеются вакантные (не занятые конкретными работниками) должности и в ближайшее время не планируется их замещение или, наоборот, необходимо внести новые должности, производится изменение штатного расписания. Для этого издается приказ по основной деятельности "О внесении изменений в штатное расписание", в котором указывается, вводятся или упраздняются должности, а также структурное подразделение, к которому она относится, наименование должности, количество штатных единиц, оклад и надбавки. Как правило, изменения отражаются в дополнении к существующему штатному расписанию, составленному по форме N Т-3, и содержащему только сведения о вновь введенных должностях. Если же изменения многочисленны, можно составить новое штатное расписание. Количество изменений штатного расписания в течение года не ограничено правовыми нормами, его можно менять по мере необходимости.

Общий порядок составления и утверждения штатного расписания:

После одобрения руководителем учреждения проекта штатного расписания издается приказ о его утверждении за подписью руководителя. Штатное расписание подписывается руководителем кадровой службы (при его наличии) и главным бухгалтером. Руководитель учреждения также проставляет подпись на форме штатного расписания в верхнем правом углу рядом с графой "Утверждено" и ставит печать учреждения. В форму N Т-3 допускается вносить дополнительные графы (например, когда необходимо дополнить графу "Надбавки"), однако существующие графы удалять нельзя.

В пределах выделенных бюджетных ассигнований образовательные учреждения самостоятельны в определении соответствующего количества ставок.

Предлагаемое примерное штатное расписание учреждения носит рекомендательный характер. Штатные расписания лицеев, гимназий, прогимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ, специальных общеобразовательных школ (для детей и подростков с девиантным поведением), Центров образования, средних общеобразовательных школ «Школа здоровья», Центров образования «Школа здоровья», средних общеобразовательных школ «Школа надомного обучения», средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования, санаторно-лесных общеобразовательных школ и других видов учреждений разрабатываются с учетом особенностей в организации образовательного процесса.

Примерное штатное расписание государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы

Наименование должностей

Количество штатных единиц в государственном образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, системы Департамента образования города Москвы, (в зависимости от численности классов)

30 и более

Директор

Заместитель директора по учебной (учебно-воспитательной) работе

Заместитель директора по воспитательной работе

Заместитель директора по социальной защите

Заместитель директора по обеспечению безопасности

Заместитель директора по административно-хозяйственной работе

Заведующий хозяйством

Секретарь-машинистка (документовед)

Старший вожатый

Заведующий библиотекой

Библиотекарь

Секретарь учебной части

Социальный педагог

Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования (слесарь-сантехник, электромонтер, столяр)

Гардеробщик

1. Директор учреждения самостоятельно устанавливает количество необходимых штатных единиц заместителей директора, определяет их должностные обязанности.

2. Должность заместителя директора по учебной работе устанавливается в средних общеобразовательных школах, а в начальных общеобразовательных и основных общеобразовательных школах - должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

3. В учреждениях с числом 30 и более классов на каждые последующие 10 классов устанавливается дополнительно по 0,5 единицы заместителя директора по учебной и учебно-воспитательной работе.

4. При наличии в учреждении предпрофильной подготовки или профильного обучения может быть введено дополнительно 0,5 единицы заместителя директора.

5. В средних общеобразовательных школах с углубленным изучением отдельных предметов (или иных учреждениях, имеющих подобные классы в количестве не менее 5-ти) дополнительно устанавливается должность заместителя директора по каждому виду углубления.

6. При наличии в учреждении лицейских, гимназических классов дополнительно устанавливается должность заместителя директора, курирующего работу классов данного вида, из расчета: до 5-ти классов - 0,5 единицы, свыше 5 классов - 1 единица.

7. В кадетских школах дополнительно устанавливается 1 единица заместителя директора по учебно-воспитательной работе (военной подготовке и профильным дисциплинам).

8. В случае необходимости может быть введена должность заместителя директора по экономическим вопросам.

9. Должность заместителя директора (по дополнительному образованию) может быть введена в учреждениях, имеющих объем 300 и более академических часов в месяц (кружки, секции, отделения).

10. Для организации экспериментальной деятельности в штатном расписании учреждения предусматривается 1 единица заместителя директора, независимо от количества реализуемых экспериментальных проектов и не более 5 единиц специалистов (наименование должности специалиста - в зависимости от направления эксперимента) на каждый уровень эксперимента.

11. В средних общеобразовательных школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования дополнительно может быть введено до 10 ставок преподавателей для индивидуальной внеурочной работы.

12. Должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) вводится при условии ведения учебной нагрузки менее 5 часов в неделю - 0,5 единицы, свыше 5 часов в неделю - 1 единица.

13. Должность педагога-психолога вводится из расчета 1 единица на 10 классов.

14. Должность педагога дополнительного образования вводится из расчета нагрузки 18 часов в неделю, 15 обучающихся в группе, не более 6 часов в неделю на 1 обучающегося в следующем порядке: от 5 до 9 классов - 0,5 единицы, 10-19 классов - 1 единица, более 20 - 1,5 единицы; при наличии учебного плана могут устанавливаться дополнительные ставки педагога дополнительного образования.

15. В учреждениях, имеющих классы компенсирующего обучения, при наличии более 3-х указанных классов дополнительно вводится 1 единица педагога-психолога, 1 единица социального педагога, 1 единица учителя-дефектолога.

16. Должность учителя-логопеда устанавливается при наличии в учреждении специальной логопедической группы из расчета 1 единица на группу в 15-20 обучающихся, имеющих нарушения речи.

17. Должность старшего воспитателя (классного) устанавливается из расчета 0,25 единицы на 1 класс-группу, при условии отмены доплат за классное руководство.

18. Должности инструктора по физической культуре и инструктора по труду (при наличии мастерских) вводится в следующем порядке: до 15 классов - 0,5 единицы, 16-19 классов - 0,75 единицы, 20 и более - 1 единица.

19. Должность лаборанта устанавливается при наличии в учреждении оборудованного физического, химического, биологического кабинета, кабинета иностранного языка (лингафонное оборудование) и других кабинетов, где проводятся лабораторные работы, из расчета 1 единица на кабинет.

20. При условии самостоятельного ведения бухгалтерского учета учреждением с числом до 25-ти классов устанавливается по 1 единице главного бухгалтера, бухгалтера, экономиста и кассира, при наличии в учреждении 25 и более классов дополнительно вводится 1 единица бухгалтера.

21. При наличии в учреждении сертифицированных школьных музеев вводится по 1 единице педагога-организатора и документоведа на каждый музей.

22. При наличии оборудования для показа кино-, видео- и медиаматериалов устанавливается 1 единица техника или медиаспециалиста.

23. В учреждениях, где установлено специальное оборудование для проведения скрининг-диагностики зрения обучающихся вводится по 1 единице оператора (техника) скрининг-диагностики.

24. В учреждениях, реализующих инклюзивное образование, при наличии в нем не менее 6-ти детей с ограниченными возможностями здоровья, могут быть введены следующие должности:

Методист (координатор по инклюзивному образованию) - 0,5 единицы;

Учитель-дефектолог - 1 единица;

Педагог-психолог - 0,5 единицы;

Тьютор - 1 единица.

25. При размещении учреждения в нескольких зданиях на каждое здание вводится по 1 единице заведующего хозяйством.

26. Для работы с бесплатным фондом учебников дополнительно может быть введена должность библиотекаря из расчета: до 500 обучающихся - 0,25 единицы библиотекаря; от 500 до 700 обучающихся - 0,5 единицы библиотекаря; от 700 до 1200 обучающихся - 0,75 единицы библиотекаря; свыше 1200 обучающихся - 1 единица.

27. Должность воспитателя (для групп продленного дня) вводится из расчета 1,2 единица на группу продленного дня, а в группах, скомплектованных из детей 6-летнего возраста - 1,25 единицы должности.

28. При наличии в учреждении групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста для всех групп кратковременного пребывания могут быть установлены следующие штатные единицы:

0,5 единицы воспитателя; 0,5 единицы помощника воспитателя; 0,25 единицы музыкального руководителя; 0,25 единицы педагога-психолога - из расчета на 1 группу;

0,25 единицы воспитателя физкультуры; 0,25 единицы старшего воспитателя; 0,25 единицы медицинской сестры - из расчета на 2 группы.

Дополнительно могут быть установлены штатные единицы для следующих видов групп кратковременного пребывания:

- «Группа развития» - 0,25 единицы инструктора по физической культуре из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Будущий первоклассник» - 0,25 единицы учителя-логопеда из расчета на 1 группу;

- «Группа для детей, у которых русский язык не является родным» - 0,5 единицы педагога дополнительного образования из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора по физической культуре из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Группа для детей с отклонениями в развитии» - 0,25 единицы учителя-логопеда; 0,25 единицы учителя-дефектолога; 0,25 единицы медицинской сестры по массажу; 0,25 единицы медицинской сестры по физиотерапии - из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на 2 группы (при наличии бассейна);

- «Особый ребенок» - 0,25 единицы учителя-логопеда; 0,25 единицы учителя-дефектолога; 0,25 единицы медицинской сестры по массажу; 0,25 единицы медицинской сестры по физиотерапии; 0,25 единицы медицинской сестры ЛФК - из расчета на 1 группу; 0,25 единицы инструктора физкультуры из расчета на 2 группы (при наличии бассейна).

29. В учреждениях, имеющих структурные подразделения Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников могут быть введены дополнительно: заместитель директора по оздоровительной работе - 1 единица; врач-педиатр - 1 единица; старшая медицинская сестра - 1 единица; программист - 1 единица; инструктор-методист ЛФК - 0,25 единицы на 1 класс; классный воспитатель - по 0,5 единицы на класс-группу с учетом работы учреждения в режиме полного дня; по 1 единице социального педагога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога- психолога, специалиста-консультанта.

30. В учреждениях, работающих в режиме полного дня могут быть введены следующие дополнительные штатные единицы:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - 0,5 единицы (до 15 групп), 1 единица (свыше 15 групп);

Воспитатель - количество ставок определяется количеством классов - групп;

До 5 единиц для проведения спортивно-оздоровительной работы (тренер, тренер-преподаватель).

Дополнительные единицы технического персонала устанавливаются исходя из 2-х сменной работы учреждения, из расчета 1 единица на 500 кв.м.

Шеф-повар - 1 единица

Кладовщик - 1 единица

Повар - 2 единицы

Подсобный рабочий - 1 единица

Бухгалтер - 1 единица.

Должности шеф-повара, повара, кладовщика, подсобного рабочего, бухгалтера могут быть введены только при условии приготовления пищи непосредственно в учреждении.

31. В учреждениях, в случае необходимости, могут быть введены следующие должности:

Лаборант по подготовке спортивных площадок и залов для занятий физкультурой (оснащенных спортивными снарядами и оборудованием) из расчета 1 единица на 1 учреждение (при наличии нескольких спортивных залов устанавливается дополнительно соответствующее количество лаборантов);

обслуживающий персонал (по нормативу) при увеличении продолжительности работы спортивных залов.

32. В случае организации в учреждении «Школы русского языка» могут быть введены следующие ставки:

Заместитель директора - 1 единица;

Методист - 1 единица;

Учитель русского языка как иностранного - по количеству групп - (но не более 6 единиц);

Учитель начальных классов - 1 единица;

Воспитатель (для групп продленного дня) 1 единица на 2 группы, но не более 3 единиц;

Педагог-психолог - 1 единица;

Учитель-логопед - 1 единица;

Учитель-дефектолог - 1 единица.

33. В учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, при открытии консультативных пунктов для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, могут быть введены следующие дополнительные ставки: старший воспитатель - 0,5 единицы; педагог-психолог - 0,25 единицы; учитель-логопед - -0,25 единицы; старшая медицинская сестра - 0,25 единицы.

34. При наличии в учреждении сложного медицинского оборудования может быть введена 1 единица инженера.

35. В целях информационного обеспечения в учреждении могут быть введены следующие должности:

Наименование должностей

Количество штатных единиц в зависимости от численности обучающихся

до 350 чел.

Свыше 500 чел.

Заместитель директора (по информатизации)

Методист

Наименование должностей

Количество штатных единиц в зависимости от количества компьютеров

лаборант

медиаспециалист

документовед

Системный администратор

Должность вводится при наличии локальной и (или) телекоммуникационной сети с выходом учреждения в Интернет

В учреждениях, где установлено более 200 компьютеров, вышеперечисленные штатные единицы устанавливаются в пропорциональном соотношении, а также могут быть уменьшены с учетом наличия договора на обслуживание с окружным или городским информационно-аналитическим центром (кроме должности заместителя директора (по информатизации).

36. При наличии в учреждении дошкольного отделения, подразделения дополнительного образования, бассейна, межшкольного стадиона, школьной типографии, автотранспортного подразделения и других структурных подразделений могут быть установлены дополнительные штатные единицы по соответствующим примерным штатам подразделений или выделяются дополнительные ставки в соответствии с квалификационными характеристиками по должностям культуры, спорта, здравоохранения и других.

37. Штатные расписания средних общеобразовательных школ «Школ надомного обучения» рассчитываются, исходя из количества обучающихся, занимающихся по классно-урочной, групповой и индивидуальной формам обучения.

Должность педагога-психолога - из расчета 1 единица на учреждение, при специфических целях учреждения и с учетом характера проблем детей возможно введение дополнительных единиц педагога- психолога, но не более, чем 1 единица на 50 учащихся.

Должность учителя-логопеда - 1 единица на 16 человек (2 класса) детей с нарушением речи.

Учитель-дефектолог - 1 единица на 2 группы детей с нарушением слуха, интеллекта, речи.

Должность старшего (классного) воспитателя - из расчета 0,5 единицы на 1 класс, при условии отмены доплат за классное руководство.

Социальный педагог - из расчета 1 единица на 8 классов.

При наличии в учреждении сложного медицинского оборудования возможно введение в штатное расписание дополнительных ставок специалистов.

В средних общеобразовательных школах «Школа надомного обучения» при наличии групп продленного дня дополнительно могут быть введены должности гардеробщиков из расчета 0,5 единицы должности на гардероб. Общее число гардеробщиков не должно превышать 3-х единиц. Должности гардеробщиков вводятся при наличии оборудованных гардеробов.

Должности медицинских работников могут быть введены в следующем порядке:

врач - 0,5 единицы на учреждение, медицинская сестра - 1 единица, инструктор ЛФК - до 13 классов - 1 единица, от 14 классов - 2 единицы.

38. Должность инженера по охране труда устанавливается из расчета: до 50-ти работающих - 0,5 единицы, свыше 50-ти работающих -1 единица.

39. В учреждениях-новостройках, при наличии лифтов, устанавливается по 1 единице лифтера на лифт.

40. В учреждениях, оборудованных современным технологическим оборудованием, может быть введена должность инженера по зданию.

41. В штатных расписаниях специальных общеобразовательных школ (для детей и подростков с девиантным поведением) предусматриваются 2 единицы воспитателя, 2 единицы учителя трудового обучения на каждый класс (группу). Должности учителя-логопеда, учителя-дефектолога - из расчета по 1 единице на каждые 15-20 воспитанников с нарушениями речи, педагога-психолога, социального педагога (из расчета по 1 единице на каждые 25 воспитанников), психотерапевта - 2 единицы на учреждение.

42. Должности рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования на отопительный сезон устанавливаются в следующем порядке:

При наличии центрального отопления - 1 единица рабочего по обслуживанию зданий в смену в каждой котельной, а в котельных, применяющих твердые виды топлива (торф, уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 кв.м. - 5 единиц в смену в каждой котельной;

При газовом отоплении - 1 единица в смену, а в котельных, не имеющих автоматики безопасности, - 2 единицы в смену, - при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеватор, - 1 единица рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов - 1 единица указанного рабочего в смену.

Из общего числа указанных должностей на круглый год устанавливается 1 единица рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования.

Должность рабочего по обслуживанию и ремонту зданий и сооружений устанавливается в штатных расписаниях учреждений в случае отсутствия договора на обслуживание.

При наличии в учреждении 2-х и более самостоятельных зданий, в штатное расписание могут вводиться дополнительные единицы по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования.

43. Должность гардеробщика устанавливается при наличии в учреждении оборудованных гардеробов из расчета 2 единицы на гардероб.

В учреждениях, в которых проводятся занятия с обучающимися во вторую смену или при наличии групп продленного дня дополнительно вводятся должности гардеробщика из расчета 0,5 единицы на гардероб, но не более 3 единиц на здание. Должности гардеробщиков устанавливаются при наличии в школе оборудованных гардеробов.

44. Должность рабочего по комплексному обслуживанию (уборщицы) вводится из расчета 0,5 единицы на каждые 250 кв.м. убираемой площади, но не менее 0,5 единицы на учреждение.

Для уборки помещений, используемых под занятия с детьми во вторую половину дня, в том числе: занятия обучающихся во вторую смену, работа групп продленного дня, проведение учебных занятий по дополнительному образованию дополнительно могут быть установлены должности уборщика служебных помещений из расчета: в учреждениях, работающих в 2 смены - 0,25 единицы на каждые 250 кв.м., а в школах, имеющих группы продленного дня, - 0,5 единицы на каждые 250 кв.м. убираемой площади, используемой обучающимися этих смен и группами продленного дня.

45. Должность рабочего по комплексному обслуживанию (дворника) устанавливается в соответствии со следующими нормами убираемой площади (но не менее 1 единицы на учреждение):

При ручной уборке территорий в теплый период года (с апреля по октябрь включительно - 213 дней)

Виды покрытия

Нормы на одного дворника, кв.м.

Усовершенствованное покрытие

Без покрытия

Газоны средней засоренности

Выкашивание газонов вручную (сплошных)

46. При наличии в учреждении автотранспортных средств устанавливаются ставки водителей из расчета 1 единица на 1 автотранспортное средство (при наличии техпаспортов), при количестве автотранспортных средств более 4-х может быть введена 1 единица автослесаря или механика (в случае отсутствия договора на техобслуживание в сервисном центре).

47. В учреждениях, где организован сон обучающихся, воспитанников 6- летнего возраста, при отсутствии возможности пользоваться коммунальными прачечными, устанавливается должность рабочего по стирке спец. одежды (белья) из расчета 0,25 единицы на каждый такой класс, а также должность кастелянши из расчета 0,5 единицы на учреждение.

48. Должность сторожа устанавливается в учреждениях, где нет возможности передать охрану здания на пульт вневедомственной охраны, из расчета 4,3 единицы на 1 учреждение. При размещении учреждения в двух и более отдельно стоящих зданиях ставки выделяются по количеству зданий.

В учреждениях, имеющих на своем балансе межшкольные стадионы, дополнительно устанавливается 2 единицы сторожа.

49. В учреждениях, имеющих фруктовый сад или земельный участок с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 га, а также зимний сад или рекреации с зелеными насаждениями может быть установлена 1 единица садовника.

________________________________________

Обзор документа

В штатном расписании отражается структура и штат учреждения, содержатся сведения о структурных подразделениях, должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы учреждения. В штатное расписание вносятся изменения в случае, если имеются вакантные должности и в ближайшее время не планируется их замещение, а также в случае, когда необходимо внести новые должности. Образовательные учреждения самостоятельны в определении количества ставок в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Штатное расписание утверждается приказом руководителя учреждения и подписывается руководителем учреждения, руководителем кадровой службы, главным бухгалтером.

Утверждено примерное штатное расписание, которое носит рекомендательный характер.

Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат организации. В нем содержится следующая информация: перечень структурных подразделений, должностей работников, сведения о должностных окладах и персональных надбавках, общей численности и месячном фонде заработной платы организации или учреждения. Эти данные необходимы руководителю организации для оптимизации работы, более эффективного использования трудовых и материальных ресурсов. В статье мы ответим на некоторые вопросы, касающиеся штатного расписания.

Штатное расписание (ф. Т-3) является кадровым документом, его форма утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1. Этот документ содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее – Указания)). Кроме того, в штатном расписании указываются по каждой должности размеры оклада (тарифной ставки), доплат и надбавок.

Бюджетное учреждение может осуществлять свою деятельность, используя различные источники финансирования, например, субсидии на выполнение государственного задания и средства, полученные от платных услуг. В связи с этим оплата труда специалистов отдельных должностей может осуществляться как за счет двух источников, так и за счет одного из них. На практике широкое применение получило составление двух, а в отдельных случаях и трех штатных расписаний для каждого источника. Правильно ли это?
Отметим, что действующим законодательством разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда не предусмотрено. В качестве доказательства приведем следующие аргументы.

Бюджетные учреждения относятся к государственным (муниципальным) учреждениям. Системы оплаты труда таких организаций устанавливаются с учетом рекомендаций, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, и мнений соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Так, в соответствии с п. 19 Единых рекомендаций*(1) штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения. Аналогичные требования содержатся в п. 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее – Положение).

В пункте 35 Единых рекомендаций рекомендовано формирование единого штатного расписания в учреждении независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения учреждения.
Таким образом, поскольку действующим законодательством разделение штатного расписания на части в зависимости от источников формирования фонда оплаты труда не предусмотрено, в учреждении должно составляться одно штатное расписание по всем должностям вне зависимости от того, в какой деятельности занят работник.

Итак, мы выяснили, что штатное расписание является единым документом по организации. Какими нормативными актами следует руководствоваться при разработке штатного расписания? Отметим, что в целях унификации наименований профессий и должностей, а также определения объема трудовых обязанностей работника приняты следующие классификаторы:
– Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (в редакции от 18.07.2007);
– Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 (в редакции от 29.04.2008);
– Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 (в редакции от 20.12.2003).
Кроме того, Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9 утвержден Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, разъясняющий отдельные вопросы, связанные с применением указанного справочника на практике.

Для справки. Напомним, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и порядок его применения предназначены для организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

При разработке штатного расписания рекомендуем отражать наименования должностей, а также закреплять в трудовых договорах обязанности в соответствии с названными классификаторами, особенно если работник занимает должность, для которой нормативными правовыми актами предусмотрены гарантии и компенсации.
При разработке штатного расписания иногда возникает вопрос: как правильно отражать количество штатных единиц в данном документе? В соответствии с Указаниями при заполнении формы штатного расписания (ф. Т-3) в графе 4 "Количество штатных единиц" отмечается предусмотренное в данной организации количество штатных единиц, в том числе неполных. Например, при необходимости приема на работу по совместительству сотрудника на должность юриста в графе 4 штатного расписания можно указать не "1", а "0,5".
Дополнительно скажем о заполнении еще некоторых строк данной формы. Так, в графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." должна быть указана в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу) в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ.

Статья 143 ТК РФ, предусматривающая тарифную систему оплаты труда, дает основание для установления "вилки" должностных окладов, то есть указания должностного оклада по свободной должности от минимального до максимального размера. При установлении "вилки" окладов по одноименным должностям следует помнить об обязанности работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ). Как разъяснили чиновники Роструда в Письме от 27.04.2011 N 1111-6-1, размеры окладов по одноименным должностям в штатном расписании следует устанавливать одинаковые. Определение заработной платы работнику с высокой квалификацией может быть реализовано путем добавления к окладу надбавок и других выплат. Отметим, что стимулирующие и компенсационные выплаты: доплаты и надбавки компенсационного характера, премии и иные поощрительные выплаты – указываются в графах 6-8 штатного расписания.

Далее, на практике может возникнуть необходимость корректировки штатного расписания. Какие-то должности могут быть в него добавлены, а какие-то удалены. Все изменения штатного расписания вносятся приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица.
Однако при изменении численности штата в сторону уменьшения следует учитывать, что в соответствии со ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с ними в силу п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан:
– в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Аналогичные разъяснения приведены в Определении КС РФ от 15.01.2008 N 201-О-П;
– предупредить каждого работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).
Нередко на практике возникают ситуации, когда учреждение меняет источник оплаты труда работника. Например, должность была перемещена в раздел должностей работников, выплата заработной платы которым финансируется за счет средств от приносящей доход деятельности. Следует ли уведомлять данного работника за два месяца о том, что произведено подобное изменение? Нужно ли вносить поправки в с ним, если размер заработной платы сотрудника остался прежним?
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ условие оплаты труда является обязательным для включения в . Изменение определенных сторонами условий , в том числе условия об оплате труда, допускается только по соглашению сторон, которое должно заключаться в письменной форме в силу ст. 72 ТК РФ. При этом условия оплаты труда не должны зависеть от источника формирования фонда оплаты труда (бюджетный, внебюджетный).

Исключения из этого правила составляют случаи, предусмотренные ст. 74 ТК РФ. Данная норма наделяет работодателя правом в одностороннем порядке изменить условия договора, определенные при его заключении, в связи с изменением организационных или технологических условий труда. О предстоящих изменениях, определенных сторонами , а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ. Однако и в этом случае переход на иной источник формирования фонда оплаты труда сам по себе не является основанием для внесения изменений в .
В рассматриваемой ситуации принятое руководством бюджетной организации решение об изменении источника выплаты заработной платы не влияет на право работника на оплату труда равной квалификации. Поэтому какого-либо специального уведомления работников о планируемом изменении в соответствии со ст. 74 ТК РФ не требуется.

Следующий вопрос, который может возникнуть на практике, связан с сокращением отдельных единиц должностей штатного расписания. Чаще всего ликвидация каких-либо должностей вызвана недостаточностью денежных средств для оплаты труда таких специалистов. Тем не менее учреждение нуждается в их услугах при возникновении определенных ситуаций. Например, в организации случилась авария, связанная с повреждением канализационных систем. Своего сантехника в штате нет. Вправе ли в данном случае организация заключить срочный с указанным специалистом?

В силу ст. 58 ТК РФ срочный заключается тогда, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ, например:
– на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы;
– на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;
– для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);
– для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг;
– с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы и др.
Однако для этого в штатном расписании организации должна быть единица данной профессии, на которую можно принять вышеуказанное лицо, иначе выплата ему заработной платы будет являться незаконной.
Например, с лицами, привлекаемыми для устранения производственной аварии, можно заключить договоры гражданско-правового характера. Для этого тоже должен быть соблюден ряд условий:
– наличие соответствующих денежных средств по соответствующей подстатье КОСГУ. Заметим, что это касается и договоров, заключаемых с условием оплаты за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Если указанные расходы заложены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, то оно вправе их произвести, следовательно, и принять на себя обязательства по их оплате;
– неукоснительное соблюдение норм Закона о контрактной системе*(2).

* * *

Подводя итог всему сказанному, отметим следующее:
1. Штатное расписание (ф. Т-3) является кадровым документом, составляемым по утвержденной форме единым документом по организации.
2. Должности в штатном расписании необходимо отражать в соответствии с установленными классификаторами.
3. Оклады по одноименным должностям следует устанавливать одинаковые. Реализация права работника получать за квалифицированный труд большую заработную плату должна быть исполнена путем установления соответствующих надбавок и выплат, предусмотренных системой оплаты труда данного учреждения.
4. При сокращении единиц штатного расписания следует учитывать требования ТК РФ, в частности предупредить каждого работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

М. Зарипова,
эксперт журнала
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"

, Предыдущая запись
Следующая запись

Прямой необходимости вести эту документацию законодательством не устанавливается, но в статье 15 и статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что официальная работа на предприятии определяется штатным расписанием , на которое опирается трудовой договор.

В первую очередь, в тексте указываются реквизиты (Название организации, ОКПО, номер документа и дата). Далее вся информация заключаются в таблицу :

Какие установлены нормативы?

Единственным нормативным требованием является ведение документа согласно унифицированной форме № Т-3.

Справка. Штатное расписание может быть составлено любым сотрудником в организации, если на него возложена эта функция. Но для этого в обязательном порядке издается соответствующий приказ руководства.

Где найти инструкцию и что в ней содержится?

Законодательство не ставит рамок в отношении времени действия документа. Но, как правило, его расписывают на один календарный год. Для того, чтобы упростить этот процесс, создаётся инструкция по делопроизводству. В инструкции содержится следующая информация :


Полезное видео

Что такое штатное расписание и как его правильно оформлять — подробное видео:

Заключение

Штатное расписание — важный документ в любой фирме . Его наличие обязательно, но жестких требований по оформлению и содержанию законодательством не предусматривается. При проверках, трудовые и налоговые инспекции могут его запрашивать а, в случае отсутствия, оштрафовать предприятие.

Кроме того, бумаги могут стать доказательством правомерности поведения работодателя при увольнениях и сокращениях, если дело дойдет до суда. Поэтому грамотный подход к ведению документации принесет компании только пользу.

Штатное расписание школы содержит полный список должностей, определенных в организации, количество ставок на каждую должность, информацию о распределении обязанностей сотрудников учреждения, развернутую информацию о суммах выплат. Из документа можно узнать число сотрудников административного, педагогического, учебно-вспомогательного направления.

Образец штатного расписания школы

Расписание используется как основа для начисления заработных плат, оформления служебных записей, фиксации профессионального уровня педагогов и обязанностей персонала. Ознакомиться с образцом штатного расписания школы, можно, скачав файл:

Трудовой Кодекс страны предписывает наличие данного документа в каждом учреждении (ст.15), независимо от статуса и финансирования. При проведении инспекционных проверок, расписание будет проверяться в обязательном порядке. Отсутствие документа грозит наложением штрафа на руководителя школы в размере пяти тысяч рублей, а для самой организации – в 10 раз больше. Поэтому ежегодно ответственные сотрудники разрабатывают документ в установленные сроки.

Лица, выполняющие работу по составлению документа, должны быть назначены приказом или иметь данную обязанность в должностной инструкции. Следует отметить, что в случае изменений кадрового состава или размеров выплат, документ актуализируют после утверждения приказа об изменении штатного расписания в школе.

Утверждение документа – задача вышестоящего органа, управляющего образовательной деятельностью региона. При этом такие организации руководствуются Типовыми штатами ОУ, утвержденными еще в прошлом столетии, но до сих пор актуальными.

Нормативы, установленные в этих документах, в настоящее время используются в качестве примера и являются минимальными. Необходимо помнить, что при проверке инспектор не имеет права требовать четкого следования данным штатам, в связи с тем, что они носят рекомендательный характер.

Как составить штатное расписание школы по образцу

Разработкой документа занимается руководящий состав организации. Прежде чем начать работу в данном направлении, необходимо издать приказ об утверждении штатного расписания в школе. Пример приказа доступен по ссылке:

В качестве основополагающего документа для составления расписания используют методические рекомендации, которые были установлены Департаментом образования. Типовая форма (N T-3) расписания, принятая постановлением Госкомстата РФ, заполняется с учетом норм численности учащихся заведения. Организация имеет право дополнить форму, внося в нее уточняющую информацию.

Типовое штатное расписание общеобразовательной школы обычно включает в себя следующие разделы:

    название документа и период его действия;

    название подразделений, список руководящего персонала, педагогов, специалистов и обслуживающих работников;

    перечень должностей в порядке, соответствующем подразделениям, по старшинству;

    количество сотрудников по должностям, в том числе с указанием неполной ставки.

    оклады либо тарифную сетку по трудовым договорам;

    дополнительные выплаты в виде надбавок или премий и т.д.;

    итоговую сумму начислений.

Удобно разбить форму штатной сетки на несколько разделов по количеству категорий сотрудников. К административным должностям относятся руководитель школы и его заместители. Педагогические работники – это преподаватели, учителя ОБЖД, музыкальные работники, психологи, библиотекари, логопеды, инструкторы по физическому воспитанию, тьюторы, старшие методисты. К должностям учебно-воспитательного направления относятся вожатые, секретари, кассиры, бухгалтера, лаборанты, завхоз. Обслуживающий персонал включает должности уборщиц, слесарей, кочегара, водителя, гардеробщицы.

Количество сотрудников в заведении определяется, в первую очередь, его наполненностью и бюджетированием, а также с учетом вида учреждения, учебных программ, числа младших и старших классов. Например, расписание школы со стандартной формой обучения будет отличаться от документов, разработанных для школ-интернатов, организаций с углубленным изучением отдельных предметов или заведений вечернего (сменного) или коррекционного обучения.

По ряду причин штатное расписание общеобразовательных школ может изменяться. Школы на государственном обеспечении устанавливают численность сотрудников на основании внешних приказов. Частные организации имеют право добавлять должности и выплачивать им зарплату. Если муниципальное учреждение может позволить себе оплачивать работу дополнительного персонала, оно также может изменить штатное расписание в сторону увеличения единиц или должностей.

За составление тарифных списков в заведении отвечают две комиссии: тарифная аттестационная и экспертная. Их деятельность заключается в определении дополнительных выплат за отрицательные условия труда. Результаты работы комиссий необходимо оформлять в виде приказа за подписью директора.

В документе указывают суммы заработной платы за месяц, расшифровывая составляющие их части. Эти данные являются основой для определения расходов организации, ими также оперируют при составлении планов, привлечении дополнительных работников и принятии управленческих решений.

Кроме основных должностей, в штатную сетку должны быть включены совместители и специалисты, которые определяют и поддерживают специфический уклон школы (языки, спортивная направленность и т.д.). При составлении документа кроме следования нормативным актам, необходимо опираться на внутришкольные акты: Устав, сметные бумаги, количественные нормы, расчетные документы.

Следует понимать, что численность персонала может не совпадать с числом штатных единиц, потому что сотрудники могут быть оформлены как на 0,25, так и на 1,5 ставки. С увеличение количества параллельных классов должно увеличиваться и число должностей или сотрудников, работающих на одной должности. Для расчета ставок в штатном расписании школы используют стандартные методики и таблицы. Одна из таких таблиц представлена ниже:

Количество штатных единиц (ставки) в расписании школы

Обобщенная методика установления ставок включает в себя следующий расчет: количество рабочих учебных часов в неделю по группе обучающихся делят на норму нагрузки педагогов конкретного заведения. Количество ставок на каждый класс рассчитывают, опираясь на базисный учебный план школы.

При составлении документа необходимо внимательно относится к названиям должностей. Они должны соответствовать установленным в классификаторах для того, чтобы сотрудники учреждения могли претендовать на льготы.

Если ответственный работник впервые приступает к составлению штатной сетки в текущем году, не лишним будет воспользоваться шаблоном штатного расписания школы на 2019 год:

Действие документа длится один учебный год, после чего процедура повторяется, начиная с издания приказа о назначении ответственных и составлении расписания.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча