01.07.2019

Проведение аварийно-спасательных работ на железнодорожном транспорте. Проведение аварийно–спасательных работ при дорожно–транспортном происшествии Проведение аварийно спасательных работ



Ведение аварийно-спасательных работ имеет свои особенности в условиях возникновения разного рода аварий. В данной статье разберемся с видами и задачами работ, особенностями их организации, аварийно-спасательными работами при пожарах, чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях и авариях на опасных производственных объектах.

Виды аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы – это действия, включающие в себя следующие мероприятия: спасение людей, культурных и материальных ценностей, защита природной среды в зоне возникновения чрезвычайной ситуации, подавление опасных факторов, характерных для данной ЧС. Во время проведения аварийно-спасательных работ присутствуют факторы, угрожающие жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, поэтому требуется специальная подготовка, экипировка и оснащение.

К основным видам обеспечения аварийно-спасательных работ относится разведка, транспортное, дорожное, инженерное, гидрометеорологическое, материальное, техническое и медицинское обеспечение.

В действующем законодательстве предусмотрены следующие виды АСДНР:


  • поисково-спасательные;


  • горноспасательные;

  • противофонтанные работы (проводятся на буровых и нефтяных скважинах);

  • работы по тушению пожаров;

  • ликвидация медико-санитарных последствий ЧС.


Задачи аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью предотвращения ЧС, чтобы ничто не угрожало жизни и здоровью людей. Первоочередные спасательные действия во время аварий, пожаров, взрывов, пожаров, землетрясений и других ЧС – поиск и спасение пострадавших, которые остались в поврежденных или разрушенных зданиях, людей, которых отрезал огонь (дым, стены и т.п.) или они оказались заблокированными в помещении.

Задачи аварийно-спасательных работ: тушение пожаров, ликвидация медико-санитарных последствий ЧС и проведение других неотложных действий, перечень которых при необходимости уточняет Правительство РФ.

Организация проведения аварийно-спасательных работ

Организация и подготовка к проведению аварийно-спасательных и других работ выполняется в несколько этапов. Последовательность проведения мероприятий изменяется в зависимости от создавшейся ЧС, но в любом случае требуется грамотная .

Зачастую используется универсальная схема подготовки, организации и проведения АСР:


  • Первый этап: защита и спасение населения, подготовка сил и средств АСС или АСФ к проведению полномасштабных работ.

  • Второй этап: непосредственное проведение аварийно- спасательных работ в зоне возникновения ЧС.

  • Третий этап: ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Более подробно об организации проведения аварийно-спасательных работ читайте тут (Основы организации аварийно-спасательных работ).

Аварийно-спасательные работы при пожаре

Пожар – это неконтролируемое горение, которое может привести к разрушению сооружений, взрывов и других факторов, причиняющих материальный ущерб и вред здоровью и жизни людей. Для успешного выполнения требуется быстрая и эффективная организация боевых действий (своевременное прибытие на место пожара, привлечение необходимых сил и средств, грамотное руководство деятельностью).

Первоочередные аварийно-спасательные работы при тушении пожаров включают в себя розыск пострадавших людей, их извлечение из опасной зоны (заваленных или частично разрушенных зданий), подача воздуха в задымленные помещения, первая доврачебная помощь, эвакуация людей и материальных ценностей. Более подробно с первоочередными аварийно-спасательными действиями во время пожаров вы можете .


Аварийно-спасательные работы при ЧС

Аварийно-спасательные работы в зонах ЧС проводятся с целью поиска и удаления пострадавших за пределы действия опасных факторов. Оказывается неотложная медицинская помощь пострадавшим и их эвакуация в лечебные учреждения, ведь на месте часто невозможно создать условия, необходимые для спасения человека.

Работы по ликвидации аварийных ситуаций на ОПО

Для обеспечения готовности к работам по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны планировать и выполнять мероприятия по локализации и ликвидации аварий на ОПО. При ликвидации аварийной ситуации важно придерживаться , ведь слаженная и грамотная работа всех подразделений приведет к быстрой ликвидации АС.

Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы .

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Федеральное государственное учреждение

«Всероссийский научно-исследовательский институт

В настоящее время применяются в основном следующие конструктивные схемы жилых зданий: с продольными несущими наружными и внутренними стенами, с поперечными несущими стенами, с неполным каркасом и с полным каркасом.

Жилые здания подразделяют на группы в зависимости от назначения, объ­емно-планировочных и конструктивных решений, долговечности и степени огнестойкости.

По назначению жилые дома составляют три подгруппы: жилые дома постоян­ного, временного и кратковременного проживания.

Жилые дома постоянного проживания - это дома, в которых население про­живает постоянно в течение длительного срока. Основным планировочным эле­ментом таких домов является квартира, и в нормах проектирования их относят к квартирным домам.

К. жилым домам для временного проживания относят общежития; они обыч­но компануются по коридорной схеме планировки - жилые комнаты располага­ются по обеим сторонам коридора.

К группе жилых домов для кратковременного проживания относятся гости­ницы, туристские базы, мотели, пансионаты. Эти типы домов выполнены, как и общежития, по коридорной схеме. Объемно-планировочные решения характе­ризуются этажностью и планировкой.

В домах различных конструкций имеются различные силовые элементы, связи, узлы соединений (рис. 1.2), от прочности которых зависят устойчи­вость зданий, характер образующихся завалов и некоторые элементы, кото­рые могут быть использованы как опорные точки или места страховки при проведении спасательных работ на верхних этажах. Для этого используются также оконные и дверные переплеты, лестничные марши, элементы венти­ляции и т. д.

На рис. 1.2 приведена монтажная схема крупнопанельного дома с продоль­ными несущими стенами. На рисунке видно крепление панелей наружных и внутренних продольных стен и панелей междуэтажных перекрытий.

Значительный интерес при проведении АСР могут представить элементы до­мов (карнизы, крыши, балконы, перекрытия и др.), так как именно в этих местах приходится находить места страховки, закрепления веревок и организации перил.

Промышленные сооружения (рис. 1.3-1.6) более устойчивы к разрушениям и имеют значительно больше опорных элементов для проведения АСР. Например, фермы подвесных потолков (рис. 1.6) имеют множество стоек, расчалок, попе­речен и т. д.

По функциональному назначению объекты (здания) подразделяют на две основные группы: гражданские и промышленные.

К гражданским относят здания, предназначенные для обслуживания быто­вых, коммунальных и общественных потребностей людей. В эту группу входят жилые, общественные и коммунальные здания.

Рис. 1.2. Элементы конструкций бескаркасных домов с несущими продольными стенами:

1 - керамзитобетонные несущие панели наружных стен; 2 - узел соединения панелей наружных стен; 3 - узел сопряжения панелей перекрытия и наружных стен; 4 - балконные плиты; 5 - многопустотные панели перекрытия; 6 - узел сопряжения панелей перекрытий и внутренних несущих стен; 7 - связи по пе­риметру наружных стен; 8 - швы между панелями перекрытий (заливаются раствором); 9 - керамзитобетонные несущие панели продольных внутренних стен; 10 - заделка вертикального шва между панелями стен

Рис. 1.3. Павильонное здание химической промышленности :

1 - противопожарная лестница; 2 - настил покрытия; 3 - подвесные кран-балки; 4 - каркас этажерок; 5 - двухветвевые колонны каркаса здания

1 - разливочное отделение; 2 - литейные краны 300/75 т; 3 - заливоч­ные краны 125/30 т; 4 - печное отделение; 5 - шихтовое отделение

Рис. 1.5. Поперечный разрез главного здания теплоэнергостанции:

1 - машинный зал; 2 - мостовой кран; 3 - диаэраторная; 4 - надбункерная галерея; 5 - бункеры топлива; 6 - котельная; 7 - паровые котлы; 8 - фундаменты котлов; 9 - кабельные каналы; 10 - водоотводной канал

Рис. 1.6. Подвесной потолок по сборным железобетонным фермам

К промышленным относят здания, в которых выполняются различные про­изводственные процессы, связанные с добычей сырья, его обработкой и произ­водством различного вида продукции.

По этажности дома классифицируют на малоэтажные и многоэтажные. В группе многоэтажных домов безлифтовые дома высотой 3-5 этажей относят к средней этажности. К малоэтажным относят дома высотой в одни и два этажа. По планировочному признаку они бывают: индивидуальные одноквар­тирные, двухквартирные (спаренные), многоквартирные, блокированные и секционные.

В одно-, двух - и многоквартирных блокированных домах входы в квартиры устраивают непосредственно с прилегающего участка. Секционные дома отлича­ются от указанных трех видов тем, что квартиры группируются вокруг лестнич­ной клетки и входы в квартиры осуществляются с площадок лестничной клетки.

Многоэтажные дома по планировочному признаку подразделяют на секцион­ные, коридорные и галерейные.

При проведении АСР на высотных объектах основным поражающим факто­ром является возможность падения человека с высоты, вторым фактором - воз­можность падения на спасателя или на участника АСР различных предметов, элементов конструкций сооружений, снаряжения и т. д.

Структура завалов зависит от материала, из которого были сооружены разру­шенные здания. Они классифицируются:

завалы I типа - «железобетонные завалы», состоящие из обломков железобе­тонных и бетонных конструкций с включением обломков кирпичной (каменной) кладки, битого кирпича, металлических и деревянных конструкций;

завалы II типа - «кирпичные (каменные)», состоящие из кирпичных (камен­ных) глыб и битого кирпича с включением обломков железобетонных, бетонных, металлических и деревянных конструкций.

При разрушении кирпичных промышленных зданий характерна следующая структура завалов: кирпичные глыбы до 1 м3 - 20 %, обломки железобетонных и бетонных конструкций до 0,8 м3 - 60 %, деревянные конструкции - 3 %, метал­лические конструкции (в том числе станочное оборудование) - 10 %, строитель­ный мусор - 7 %.

При разрушении крупнопанельных зданий: обломки железобетонных и бе­тонных конструкций (до 0,8 м3) -75 %, деревянные конструкции- 18 %, металли­ческие конструкции - 2 %, строительный мусор - 5 %.

Структура завалов по весу обломков при разрушении производственных од­ноэтажных и многоэтажных зданий: очень крупные обломки (более 5 т) - 60 %, крупные обломки (2-5 т) - 10 %, средние обломки (0,2-2 т) - 20 % - для стен из крупных панелей, 5 % -для стен из кирпича.

Жилые дома обычно принято делить по материалу стен и конструктивному решению на группы: кирпичные - со стенами из кирпича; со стенами из различ­ных мелких блоков (шлакобетонных, бетонных, гипсовых или естественных кам­ней - ракушечника, туфа и др.); крупноблочные - из крупных бетонных блоков, крупнопанельные - со стенами и перегородками из различного вида панелей, в том числе панельные и каркасно-панельные; дома из объемных элементов на одну или две комнаты.

В практике жилищного строительства принято деление жилых зданий по огнестойкости основных конструктивных элементов: стен, перекрытий, перего­родок и несущих опор (по мере возрастания степени огнестойкости сама огне­стойкость уменьшается).

Дома с каменными наружными и внутренними стенами, огнестойкими опо­рами и перекрытиями относят к 1 и 11 степеням огнестойкости.

Здания той же конструкции, но с трудно сгораемыми перегородками и пере­крытиями относят к III степени, деревянные оштукатуренные дома - к IVстепе­ни, а неоштукатуренные - к V степени огнестойкости.

Жилые здания делят также на классы по степени долговечности конструктив­ных элементов. К первому классу относят жилые дома, в которых конструктивные элементы не ниже I степени огнестойкости, а ограждающие конструкции рассчи­таны на срок технического износа не менее 100 лет. Ко второму классу - дома II степени огнестойкости и долговечностью ограждающих конструктивных эле­ментов не менее 50 лет. К третьему - дома с огнестойкостью не ниже III степени и долговечностью ограждающих конструктивных элементов не менее 50 лет. К четвертому классу относят дома с долговечностью ограждающих конструктивных элементов не меньше 20 лет (огнестойкость этого класса зданий не нормируют).

Разрушение зданий неизбежно вызывает нарушения в работе коммунально-энергетических сетей, в результате чего в отдельных местах могут возникать под­топления, загазованность, опасность поражения электрическим током, пожары. Крупные очаги пожаров, кроме нанесения большого материального ущерба, вы­зывают задымление значительной территории зоны бедствия, усугубляя и без того экстремальные условия нахождения в них людей.

К коммунально-энергетическим сетям относятся сети водоснабжения , кана­лизации, тепло-, газо - и электроснабжения. При авариях на них могут возникать вторичные поражающие факторы, что в условиях разрушения зданий (сооружений) приводит, как правило, к еще большему числу пострадавших, созданию угрозы

В зависимости от типа коммунально-энергетических сетей аварии на них характеризуются различными разрушениями и последствиями. Аварии на сетях водоснабжения характеризуются разрушениями трубопроводов, затоплением водой подвальных и полуподвальных сооружений, заглубленных сооружений и пониженных участков территории, что может привести к гибели людей, укрыва­емых в заглубленных сооружениях, подмыву оснований фундаментов зданий и затруднению ведения АСР.

Аварии на сетях канализации характеризуются разрушением трубопроводов и затоплением стоками подвальных и полуподвальных помещений, заглубленных защитных сооружений, а также пониженных участков территории. Аварии на этих сетях могут приводить к возникновению сложной санитарной и эпидемио­логической обстановки.

Аварии на сетях газоснабжения характеризуются загазованностью помеще­ний и участков местности и образованием взрыво - и пожароопасных смесей, в результате чего могут возникнуть взрывы и пожары, приводящие к гибели людей и дополнительным разрушениям.

Аварии на сетях электроснабжения сопровождаются обрывами проводов, разрушениям зданий трансформаторных станций и распределительных пунктов. Короткие замыкания в сохранившихся кабельных сетях могут привести к возго­ранию легковоспламеняющихся предметов.

Объектом АСР обычно являются полуразрушенные или поврежденные зда­ния и сооружения, поэтому может происходить их дальнейшее разрушение или повреждение во время проведения АСР. Признаками возможного обрушения поврежденных конструкций являются:

при каменных (кирпичных) конструкциях - отклонение стен, трещины, на­рушение связи стен, стен и перекрытий;

при железобетонных конструкциях - осыпание бетона, обнажение арматуры, трещины и деформации, повреждения стяжек сборных конструкций;

при металлических конструкциях - искривление и разрыв элементов, пов­реждение сварных швов, заклепочных соединений;

при деревянных конструкциях - разлом элементов, повреждение сопряже­ний, выпучивание или провисание конструкций.

Степень разрушения определяется по следующим признакам:

слабые повреждения - слабые повреждения материала и неконструктивных элементов: тонкие трещины в штукатурке, в соединениях перекрытий со сте­нами, между панелями, в разделке дверных коробок, в карнизах и фронтонах, откалывание небольших кусков;

умеренные повреждения - значительные повреждения материала и конструк­тивных элементов здания: падение пластов штукатурки, сквозные трещины в

перегородках, глубокие трещины в карнизах и фронтонах, слабые повреждения несущих конструкций, тонкие трещины в несущих стенах, незначительные де­формации и небольшие отколы бетона или раствора в узлах каркаса и стыках панелей;

тяжелые повреждения - разрушение конструктивных элементов здания: обвалы частей перегородок, карнизов, фронтонов; значительные повреждения несущих конструкций, сквозные трещины в несущих стенах, значительные деформации каркаса, заметные сдвиги панелей, выкрошивание бетона в узлах каркаса;

разрушения несущих конструкций - проломы и провалы в несущих стенах, раз­рывы стыков и узлов каркаса, нарушение связей между частями здания, обрушение отдельных панелей перекрытия и крупных частей здания;

обвалы - обрушение несущих конструкций (стен и перекрытий), полное об­рушение зданий с потерей их формы.

1.2. Причины разрушения и вторичные поражающие факторы

Разрушение зданий характеризуются переходом образующих их строительных конструкций в два вида аварийного состояния: первый - наступление предела прочности конструкций (исчерпание несущей способности, чрезмерное раз­витие деформаций или появление трещин); второй - обрушение конструкций. Состояние разрушенного здания в значительной степени зависит от причины, вызвавшей разрушение.

Как правило, разрушение зданий происходит в результате внешнего воздейс­твия или связано с их собственным состоянием (прочностью, устойчивостью).

К внешним причинам относятся:

стихийные бедствия - землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, тайфуны, сход лавин, сели, оползни, провалы, ландшафтные пожары, наводнения, затопления, цунами и т. д.;

воздействия средствами вооруженной борьбы; действия отдельных людей или групп, влекущие за собой взрывы и пожары.

К причинам и предпосылкам разрушения зданий, связанным с их собствен­ным состоянием относятся:

Неудачные проектные решения и отступления от проекта;

Некачественное изготовление и монтаж конструкций;

Перенапряжения в результате недооценки действующей нагрузки;

Дефектность оснований, на которых установлены конструкции;

Потеря устойчивости (общая, местная, изгибокрутильная);

Аварии в результате усталости, вибраций, коррозии и старения материалов;

Нарушение правил эксплуатации конструкций (сооружений).

Вторичными факторами, влияющими на сложность и продолжительность являются:

Пожарная обстановка (непосредственно горение, тление, задымленность);

Зараженность территории и объектов проведения работ, наличие в воздухе АХОВ вследствие повреждения хранилищ (аммиака , хлора, азотной и серной кислоты, фтористого водорода), пожаров (выделение окиси углерода, окиси азота, сернистого газа);

Разрушение коммунально-энергетических сетей.

1.3. Влияние временных и климатических факторов на проведение АСР

На продолжительность и эффективность ведения спасательных работ влия­ют погода и время суток. При температуре воздуха ниже минус и выше плюс 25 градусов, а также в темное время суток коэффициент снижения производитель­ности равен 1,5. При сплошном дожде в теплую погоду этот коэффициент равен 1,2-1,3, а вхолодную- 1,4-1,5. В зимнее время при температуре до-30 градусов и скорости ветра 10 м/с коэффициент достигает 1,8.

Дождь и снег значительно усложняют выполнение АСР, увеличивают опас­ность падения при работах на верхних этажах разрушенного здания. Намокание ведет к снижению работоспособности людей, переохлаждению, заболеваниям. Даже незначительное похолодание при ветре и большой влажности более опасно, чем холодная погода при безветрии, хотя сильный мороз может привести к обмо­рожениям открытых частей тела, конечностей.

Ветер опасен для человека не только переохлаждением. Сильный ветер может сбросить идущих по отвесу спасателей, снести или порвать снаряжение. Некоторые места превращаются в своего рода аэродинамические трубы, движение по ним опас­но, так как может привести к падению спасателей и срыву их под напором ветра. На некоторых участках и при ясной погоде возможен сильный ветер, который распозна­ют на расстоянии по снежным «флагам».

Высотные объекты особенно подвержены воздействию грозы и молний. Признаки приближения грозы - гнетущая духота, отсутствие ветра, скопление дождевых облаков, превращающихся в мощные грозовые башни. В каждом райо­не есть наиболее поражаемые молнией места, их надо знать и, при наступлении грозы особенно тщательно выполнять все меры предосторожности. Гроза прино­сит понижение температуры и осадки, однако, главная ее опасность - поражение молнией. Признаки опасности электрического разряда, даже при безоблачном небе, - эффекты, связанные с возрастанием напряженности электрического поля; зуд кожи головы, шевеление волос, жужжание металлических предметов, раз ряды на острых концах снаряжения. На возвышающихся элементах рельефа опасность поражения молнией наиболее велика. Перед началом грозы надо по­кинуть открытые верхние площадки и расположиться в понижении. Надо избе­гать при этом водостоков, так как даже мелкие трещины и впадины становятся проводниками для стекания по их поверхности атмосферного электричества. По той же причине нельзя прислоняться к стене или прятаться под нависаниями.

При грозе металлическое снаряжение спасателя следует расположить на некото­ром удалении от людей, предварительно закрепив от падения.

Туман значительно затрудняет ориентирование на высоте: в тумане почти невозможно правильно визуально определить расстояние, крутизну или относи­тельную высоту. Движение в тумане продолжают по ориентирам или маркировке только при хорошем знании маршрута. В любом случае, пока имеется нормаль­ная видимость, надо определить свое местонахождение и засечь его. При потере в тумане ориентировки нужно остановиться и переждать его или возвратиться к определенному ориентиру.

1.4. Поражение людей и определение вероятного количества пострадавших

Разрушение зданий сопровождается блокированием людей в завалах, в полу­разрушенных зданиях на верхних этажах и их поражением. Число безвозвратных потерь в момент разрушения зданий и сооружений в среднем может составлять величину равную 10-20 % от общего числа пострадавших. Поражение при раз­рушениях зданий и сооружений сопровождаются как правило механическими травмами:

40 % пораженных - легкая степень поражения;

20 % пораженных - средняя степень;

20 % пораженных - тяжелая степень;

20 % пораженных - крайне тяжелая степень.

Большое количество погибших в течение двух суток с момента начала ЧС находится в верхних слоях завала, причем в абсолютном выражении для верхних слоев завала число погибших превышает число живых, находящихся в данном слое завала. По мере разборки завалов количество людей, извлекаемых живыми, растет.

Начиная с 3-4 суток с начала обрушения здания люди, находящиеся под за­валами живыми, начинают гибнуть от переохлаждения, жажды и других причин. В результате после 7-10 дней шансы обнаружить живого человека в завале прак­тически равны нулю.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

При обрушении зданий и сооружений, наличии пострадавших АСР должны начинаться немедленно и вестись непрерывно, днем и ночью, в любую погоду, обеспечивать спасение пострадавших с учетом сроков их выживания.

Эффективность ведения АСР достигается: созданием группировки сил, со­ответствующей сложившейся обстановке; устойчивым и твердым руководством действиями спасателей; сосредоточением основных усилий в местах наибольшего скопления пострадавших и там, где пострадавшим угрожает наибольшая опасность; полным и своевременным обеспечением действий спасателей необходимыми мате­риально-техническими средствами; организацией режима работ в соответствии со складывающейся обстановкой.

2.1. Организация руководства АСР в зоне ЧС

Руководство АСР состоит из следующих звеньев:

1. Руководителя АСР.

2. Штаб руководства.

3. Руководителей взаимодействующих ведомственных сил: медицины катас­
троф, противопожарной службы, подразделений обеспечения, подразделений
МВД, ГИБДД , ФСБ и др.

4. Руководителей направлений: на объектах; резерва сил и средств; придан­
ных сил на объектах; руководителей на участках; приданных сил на участках; на
рабочих участках; координаторов работы тяжелой техники.

При организации АСР необходимо определить места нахождения:

Штаба руководства;

Оперативных групп взаимодействующих сил;

Медпункта сортировки пострадавших;

Медицинских пунктов для легко и тяжело пострадавших;

Площадок для идентификации пострадавших (погибших);

Пункта приема найденных документов и ценностей;

Пункта обогрева, питания, отдыха спасателей;

Резерва сил поисково-спасательных формирований;

Резерва техники.

Должны быть также определены:

Пути для движения медицинских и противопожарных автомобилей;

Площадки для заправки техники ГСМ;

Площадки работы тя>.;елой техники;

Места (район) складирования элементов завала и строительного мусора;

Места нахождения аварийно-спасательного инструмента;

Места размещения сил и средств аварийных служб.

Зона ЧС делится на объекты. В свою очередь каждый объект состоит из

участков АСР.

Основными задачами руководства АСР являются:

1. Изучение характера и особенностей ЧС, определение степени опасности
последствий ЧС для людей и окружающей природной среды, установление гра­
ниц опасных зон.

2. Мониторинг и прогнозирование вариантов развития ЧС.

3. Определение характера, объема и условий проведения АСР.

4. Расчет сил и средств для проведения АСР.

5. Мобилизация всех участников АСР на максимально эффективное выпол­
нение поставленного задания.

6. Распределение обязанностей между спасателями для выполнения данной
АСР.

7. Организация выполнение работ по доставке снаряжения и спасателей к
пострадавшим, оказание им необходимой медицинской помощи и укладка пост­
радавших на носилки, организация их транспортировки.

8. Спуск, подъем и транспортирование пострадавших до уровня движения
автотранспорта.

Ключевую роль в организации АСР играет непосредственно руководитель, его основные обязанности:

Оперативная организация и проведение АСР по оказанию помощи постра­
давшим;

Изучение реальной обстановки, составление плана проведения АСР, поста­
новка задач, учет и контроль выполнения работ;

Координация деятельности всех участников работы;

Корректировка первоначального плана работ;

Создание безопасных условий для проведения АСР;

Обеспечение жизнедеятельности спасателей;

Принятие решения о временном или окончательном прекращении АСР;

Оформление отчетных документов.

Управление АСР начинается с момента возникновения ЧС и продолжается до полного завершения ликвидации последствий. Чаще всего управление осущест­вляется в суточном режиме (цикле), при этом основными функциями управле­ния являются следующие:

Постоянный сбор и анализ оперативной информации о реальной обстанов­
ке в зоне ЧС;

Принятие решения о предстоящей работе, подготовка предложений по ра­
циональному использованию сил и средств;

Постановка задач, доведение их до исполнителей, анализ результатов теку­
щей работы, контроль выполнения заданий;

Организация всего комплекса АСР, в том числе координация и обеспечение
взаимодействия между всеми участниками работы.

Планирование ведения АСР и других неотложных работ в районе ЧС

заключается в определении последовательности и способов выполнения пос­тавленной задачи, распределении подразделений и материальных средств по участкам (объектам) работ, определении порядка взаимодействия, обеспечении управления в соответствии с принятым решением.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВПИ имени В.В. Куйбышева)

Институт инженерной и социальной экологии

Кафедра защиты в чрезвычайных ситуациях

РЕФЕРАТ

На тему : безопасные приёмы и методы проведения АСР при авариях на железнодорожном транспорте.

студента __5__ курса

группы__Г-6362__

Галлямова А.О.

научный руководитель – Кремлёв И.В.

Владивосток

Введение

В данном реферате для раскрытия темы для начала следует выяснить, что же служит причиной для аварий на ж/д. транспорте. И так: основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие аварии довольно сложно.

Вспомним Арзамас. В июне 1988 г. в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены: локомотив, 11 вагонов, 250 м ж.-д. путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий. После взрыва образовалась воронка глубиной 26 м, диаметром 53 м.

Ровно через год в июне в Башкортостане произошла страшная железнодорожная катастрофа. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели.

В октябре 1988 г. на станции Свердловск-Сортировочная при выполнении маневровых работ произошел взрыв двух вагонов с опасными грузами. В результате взрыва погибло 4 человека, 87 госпитализировано, более 600 семей остались без крова.

К сожалению, количество аварий на железнодорожном транспорте не сокращается. Ежегодно погибает до 3 тыс. человек, уничтожается имущество, государство несет огромные убытки.

Глава 1.Особенности ликвидации последствий аварии на транспорте

Общие положения

В общем случае авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств , нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы , ущерб здоровью людей и разрушения или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей среды называется катастрофой .

Основные поражающие факторы при ЧС на транспорте:

Удары вследствие метательного и деформирующего воздействия неуправляемой механической энергии транспортного средства и энергии взрывов;

Воздействие высокой температуры вследствие пожаров, взрывов;

Воздействие потоков жидкостей (газов), находящихся под высоким давлением;

Воздействие химически и биологически опасных веществ;

Воздействие ионизирующих излучений;

Воздействие электрического тока;

Недостаточное количество кислорода для дыхания (при длительном пребывании в замкнутых пространствах, выгорании);

Нервно-психологические воздействия и дезорганизация трудового процесса.

Отличительные особенности транспортных аварий (катастроф):

1. Происходят, как правило, внезапно, без предупреждения, что, учитывая нахождение людей в замкнутом пространстве салонов, вызывает шок, потерю контроля над собой, ощущение беспомощности;

2. Происходят часто в удаленных и труднодоступных местах, что приводит к несвоевременному получению достоверной информации о ЧС, отсутствию на начальном этапе мощной специальной техники, запаздыванию помощи и росту числа жертв, в т.ч. из-за отсутствия навыков выживания;

3. Затрудненность обнаружения воздействия источников ЧС в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения и эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;

4. В большинстве случаев возникают на большой скорости, что приводит к сильным телесным повреждениям у пострадавших;

5. Усложнение обстановки в результате воздействия перевозимых на транспорте опасных веществ;

6. Трудность в определении числа пострадавших на месте катастрофы;

7. Необходимость вывода аварийного транспортного средства в малонаселенные (безопасные) районы для предотвращения (уменьшения) последствий возможных ЧС (падений, взрывов, пожаров, выбросов опасных веществ и т.п.);

8. Сложности при отправке большого количества пострадавших в другие города, в т.ч. в связи со спецификой лечения, а при невозможности - необходимость разворачивания временного полевого госпиталя;

9. Необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям;

10. Организация поисков останков погибших и вещественных доказательств катастрофы, часто на больших площадях;

11. Необходимость приема, размещения и обслуживания (информация, питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения.

Глава 2. Особенности ведения поисково-спасательных работ

при авариях на железнодорожном транспорте

Характерные особенности железнодорожного транспорта:

Большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет 3-4 тыс. т, масса пассажирского состава – около 1 тыс. т, масса одной цистерны - 80 - 100 т;

Высокая скорость передвижения состава (до 200 км/ч), при этом отсутствуют ограждения в пределах населенных пунктов, а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров (средняя техническая скорость движения пассажирского поезда: дальнего сообщения - 56, пригородного сообщения - 47 км/ч);

Опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);

Электроток высокого напряжения (до 30 кВ), проходящий по кабелю, подвешенному на высоте 6 м над рельсами;

Наличие человеческого фактора (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание).

По железным дорогам перевозится более 400 наименований опасных грузов, в случае крушения состава с такими грузами может возникнуть зона ЧС с комбинированными поражениями - от взрыва, разлива АХОВ, пожара и схода (столкновения, опрокидывания) вагонов.

Крушение поезда - столкновение пассажирского или грузового состава с другим поездом или подвижным составом, сход подвижного состава в поезде на перегонах и станциях, в результате которого погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны до степени исключения из инвентаря, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения


Зона аварии - зона, занятая поврежденным подвижным составом, развалом, россыпью, разливом груза, увеличенная по периметру на дополнительную полосу шириной не менее 15 метров, в пределах которой проводятся спасательно-восстановительные работы при строжайшем соблюдении необходимых мер предосторожности.

Опасные грузы - вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей.

Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Ежесуточно на станциях и участках железных дорог России находятся около 16-20 тысяч вагонов с опасными грузами, а в год ими перевозится около 400 млн. тонн этих грузов. По железным дорогам осуществляется перевозка не только грузов, но и пассажиров. Согласно "Правил перевозки" в вагонах дальнего следования размещается 40-60 пассажиров, в пригородных - 140-160 пассажиров.

По прибытии на место катастрофы спасатели должны провести следующие мероприятия:

Сбор информации, разведка и оценка ситуации;

Определение границ опасной зоны, ее ограждение и оцепление;

Проведение ПСР с целью оказания помощи пострадавшим;

Ликвидация последствий ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.).

2.1Ликвидация ЧС при пассажирских перевозках

Для перевозки пассажиров используются купейные, плацкартные и общие вагоны. Средний состав пассажирского поезда: дальнего сообщения - 14 вагонов, пригородного сообщения - 8 вагонов.

Длина вагона - 23,6 , ширина- 3,06, высота - 4,36 м; масса - 52-55 т. Вагоны оборудованы двумя открывающимися вовнутрь дверями размером 80х185см. Они снабжены специальными замками, которые открываются трех- или четырехгранным торцевым ключом.

Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см, вагон оборудован системами электроснабжения, вентиляции и теплоснабжения.

При столкновениях, резкой остановке поезда и переворачивании вагонов типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания.

Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:

Проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;

Организовать поиск пострадавших, их освобождение, эвакуацию;

Организовать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Проникновение спасателей в вагон можно осуществить через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона.

В случае их заклинивания применяют лом, кувалду, зубило, режущий металл инструмент. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В отдельных случаях в окно можно попасть путем подсаживания спасателей или втаскивания их за руки, при этом необходимо сначала убрать острые куски оконного стекла.

После проникновения спасателей в вагон, они приступают к вскрытию купейных дверей, поиску пострадавших, оказанию им помощи, эвакуации. В случае нахождения пострадавших под вагоном спасатели должны осуществить его приподнимание и освобождение людей. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда для извлечения пострадавших делается подкоп в земле или проделывается проем в конструкции.

Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Пожар в пассажирском вагоне очень быстро распространяется по внутренней отделке, пустотам конструкции и вентиляции. Он может охватить один вагон за другим. Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15-20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет порядка 950 0 С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут.

Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5 - 6 т) и смазочных материалов (1,5 - 2 т).

Основные задачи спасателей при пожаре пассажирского поезда:

Проведение быстрого поиска и оперативной эвакуации пассажиров из вагонов в безопасное место;

Розыск пассажиров, покинувших горящий состав во время движения;

Тушение пожара.

Иногда пассажирские поезда могут быть заблокированы снежными заносами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях задача спасателей сводится к обнаружению пострадавших, освобождении и оказании им помощи.

2.2. Ликвидация ЧС при грузовых перевозках

Средний состав грузового поезда - 56 вагонов. Максимальное количество вагонов в составе - 110. Скорость движения грузовых поездов, км/ч: 36,9 - участковая, 43,8 - техническая.

По железной дороге перевозятся различные, в том числе пожаро-, взрыво-, радиоактивно опасные грузы. На каждый опасный груз составляется и включается в грузовые документы аварийная карточка , в которой дается краткая характеристика основных свойств и видов опасности, присущих данному грузу, рекомендуемые средства индивидуальной защиты и необходимые действия при аварийной ситуации. Помимо этого грузовые места с опасными грузами маркируются знаками опасности по ГОСТ 191433-88.

2.3.Пожары

При тушении пожаров на железной дороге основная задача спасателей заключается в оказании помощи пострадавшим, в тушении пожара, защите соседних составов и строений от возгорания, в защите окружающей природной среды.

Высота пламени при горении цистерны с жидкими горючими материалами составляет 40-50 м, а площадь горения охватывает территорию в 1500 м 2 и более.

При горении цистерн с горючими жидкостями необходимо организовать их охлаждение водой. В случае горения паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны необходимо под защитой стволов закрыть крышку или набросить на нее кошму (брезент).

Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной, адсорбционными материалами. Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место.

В случае горения нескольких цистерн одновременно, усилия необходимо направить на их охлаждение и защиту соседних вагонов и цистерн. При угрозе огня соседним составам горящую цистерну необходимо отвести в безопасное место и организовать ее тушение.

При горении баллонов со сжатым или сжиженным газом работы необходимо проводить только из укрытия. В случае невозможности ликвидировать факел горящего газа допускается свободное его выгорание при постоянном охлаждении цистерны водой для снижении вероятности взрыва.

При тушении пожара в подвижном составе с отравляющими, ядовитыми и взрывоопасными веществами следует:

Передвинуть горящий состав в безопасное место;

Тушить пожар мощными водяными струями;

Открыть двери и люки;

Согласовать свои действия с сопровождающими груз лицами.

2.4. Взрывы

Взрывы происходят в результате нарушения правил транспортировки взрывоопасных грузов, скопления взрывоопасной смеси на пути следования состава, пожаров, террористических актов.

Взрыв цистерны со сжиженными углеводородными газами характеризуется выбросом пламени на высоту 120-150 м, отбрасыванием цистерны на расстояние до 100 м, а металлических осколков - на несколько сотен метров.

В случае взрывов на железной дороге спасатели должны направить свои усилия на поиск и оказание помощи пострадавшим, обезвреживание и обеззараживание пораженных территорий, проведение контрольных измерений наличия вредных и опасных веществ в воздухе, воде и почве.

2.5.ЧС с АХОВ

Остановку выброса АХОВ проводят путем заделки отверстий в емкости или перекачиванием (перегрузкой) опасных грузов в запасные емкости или безопасное место.

Заделка течи осуществляется с использованием деревянных (пластмассовых, свинцовых) клиньев, забиваемых (зачеканиваемых) в отверстия. Иногда применяются хомуты или бандажи.

Источник заражения локализуется обвалованием разлившегося вещества, сбором вредных веществ в естественные углубления, специальные канавы и контейнеры, нейтрализацией АХОВ специальными растворами и адсорбентами.

После этого проводится дегазация территорий и транспортных средств и санитарная обработка личного состава.

Все меры по ликвидации ЧС с АХОВ должны осуществляться с учетом характера груза и мерами предосторожности, указанными в аварийной карточке, а также указаний сопровождающих груз проводников и специалистов грузоотправителя.

Как показывает опыт ликвидации последствий ЧС на железнодорожном транспорте, сил и средств самих дорог вполне достаточно для решения возникающих проблем (на 19 дорогах, входящих в состав МПС, в состав сил, предназначенных для ликвидации ЧС, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов). Поэтому привлечение сил от войск ГО, ПСС нецелесообразно, если эта авария устраняется в течение суток. Силы наши подходят в этом случае со значительным опозданием и реальной помощи не приносят. Другое дело, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из вагонов, тогда использование сил МЧС просто необходимо.

Взаимодействие при таких ЧС крайне важно, т.к. кроме чисто технических проблем - разборки завалов, тушении пожаров, восстановлении железнодорожного пути и т.п., приходится решать проблемы с привлечением дополнительных сил охраны общественного порядка, пожарной, медицинской службы, решать такие сложные, требующие больших затрат времени вопросы, связанные с розыском и оповещением родственников погибших, их встречей и размещением, опознанием погибших, отправкой оставшихся в живых с места катастрофы. Решение этих вопросов ложится, как правило, на плечи председателя КЧС и начальника УГОЧС.

При таких ЧС от КЧС (РЦ, УГОЧС) целесообразно выделять оперативную группу, которой необходимо выполнять следующие задачи:

Организация и непосредственное осуществление в районе катастрофы непрерывного контроля и изучения обстановки, оценка масштабов и прогнозирование дальнейшего ее развития;

Выработка предложений по локализации и ликвидации ЧС, защите населения и окружающей среды в зоне ЧС, представление на утверждение предложения о плане работ по ликвидации ЧС, задействованию сил и средств РСЧС и осуществление реализации принятых председателем КЧС (начальником РЦ, УГОЧС) решений;

Координация действий подсистем РСЧС, привлечение к работам сил и средств войск ГО, ПСС подготовка предложений об использовании всех видов ресурсов;

Принятие на себя (по указанию председателя КЧС, начальника РЦ, УГОЧС) непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС;

Организация и контроль оповещения населения о ЧС, принятие участия в планировании и организации эвакуации населения из района ЧС;

Обеспечение работы в районе ЧС представителей СМИ, подготовка материалов для прессы о ходе работ по ликвидации ЧС;

Обобщение опыта работы по ликвидации ЧС, подготовка отчетов о проделанной работе, расходах материальных и финансовых средств.

Методов линеаризации, используемых при программировании...

  • Финансовое состояние предприятия на примере ОАО Хенкель Пемос

    Дипломная работа >> Финансы

    ... методы и приёмы ... методов . Вид и метод анализа предопределяются поставленной целью, временем проведения ... на потребительские характеристики порошков, на их санитарную, гигиеническую и экологическую безопасность . Но при ... 0.2 2 Аварии на фасовочной линии... НРЭИ/Аср . 11 ...

  • Сети связи и системы коммутации

    Шпаргалка >> Информатика, программирование

    ... на принципе организационно-технического единства, заключающемся в проведении ... парных S/T интерфейса (с раздельными парами для приёма и передачи). По сути S и... в авар сит (струк-ая надежность) При рассмотрении... каналу – это метод сигнализации, при котором один...

  • Физическое воспитание в профессиональной подготовке спасателей

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Очага возникновения аварии приходится передвигаться на расстояния 100 – ... или иными АСР , имеет характеристики... правила техники безопасности и нормативы при проведении занятий; - методы проведения учений, ... и оборудования; - приёмы и способы передвижения по...

  • Действия, проводимые на месте ЧС

    Проведение АСР и других неотложных работ

    1. АСР в зонах ЧС проводятся одновременно с другими неотложными работами в соответствии с технологиями проведения указанных работ.

    2. АСР и другие неотложные работы в зонах ЧС начинаются с момента прибытия подразделения в зону ЧС и проводятся круглосуточно, в две-три смены. Наращивание группировки сил и средств на месте ЧС осуществляется за счет прибывающих сил и средств территориальной и функциональной подсистем РСЧС.

    3. АСР и другие неотложные работы в зоне ЧС по продолжительности и видам выполняемых работ делятся на два этапа.

    4. На первом этапе проводятся АСР и другие неотложные работы, направленные на поиск и спасение пострадавших из опасных зон.

    Основными видами АСР и других неотложных работ в зонах ЧС на этом этапе являются:

    • ведение разведки ЧС;
    • поиск и извлечение пострадавших из-под завалов;
    • оказание первой помощи пострадавшим с последующей медицинской эвакуацией в лечебные учреждения;
    • локализация и ликвидация аварий.

    5. На втором этапе проводятся АСР и другие неотложные работы, направленные на обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения.

    6. Личный состав подразделений пожарной охраны принимает участие в проведении следующих АСР и других неотложных работ:

    • определение границ зоны ЧС;
    • ввод (вывод) сил и средств в зону (из зоны) ЧС;
    • поиск пострадавших в зоне ЧС;
    • деблокирование, извлечение, спасение пострадавших из аварийной среды;
    • защита пострадавших от поражающих факторов источников ЧС;
    • оказание пострадавшим первой помощи;
    • локализация, ликвидация или снижение до минимально возможного уровня поражающих факторов источников ЧС;
    • локализация, ликвидация или минимизация факторов источников ЧС;
    • обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации ЧС;
    • эвакуация населения из зоны ЧС и его возвращение в места постоянного проживания;
    • устройство и возведение временных сооружений для защиты территорий и организаций, их разборка и демонтаж;
    • устройство временных сооружений для отвода водных, селевых, оползневых и других масс, разборка и демонтаж этих сооружений;
    • устройство временных переправ, проездов и проходов, подготовка путей экстренной эвакуации;
    • восстановление по временной схеме объектов транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры, промышленности, связи и сельского хозяйства;
    • подготовка организаций к восстановительным работам (откачка воды, просушка помещений первых надземных, цокольных и подвальных этажей, обрушение и временное укрепление аварийных конструкций зданий и сооружений, вывоз мусора);
    • первоочередные восстановительные работы на объектах жилищного фонда и социально значимых объектах образования, здравоохранения и социальной поддержки населения;
    • санитарная очистка (обработка) территорий населенных пунктов, находящихся в зоне ЧС.

    В зависимости от конкретного вида ЧС в дополнение к вышеуказанным АСР и другим неотложным работам могут проводиться следующие АСР и другие неотложные работы:

    а) в зонах наводнения (паводка):

    • поиск и прокладка маршрутов эвакуации людей, материальных средств и животных из населенных пунктов и районов, которые оказались (могут оказаться) в зонах наводнения (паводка);
    • укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов, гидротехнических сооружений;
    • создание запасов спасательных средств (кругов, поясов, багров, лестниц, веревок), необходимых для спасания людей на воде и аварийных запасов материалов для заделывания промоин и наращивания высоты дамб вблизи гидротехнических сооружений;
    • ликвидация зажоров и заторов; оборудование причалов для спасательных средств; мероприятия по защите и восстановлению дорожных сооружений; восстановление энергоснабжения;
    • локализация источников вторичных поражающих факторов;

    б) в зонах радиоактивного загрязнения:

    • ведение радиационной разведки;
    • осуществление дозиметрического контроля населения;
    • разборка завалов и разрушенных зданий в зоне ЧС;
    • санитарная обработка людей;
    • дезактивация территорий, дорог, сооружений и техники;
    • вывоз радиоактивных веществ (отходов), в том числе загрязненного грунта;

    в) в зонах химического заражения:

    • участие совместно со специалистами аварийной организации в локализации источника химического заражения на технологическом оборудовании;
    • локализация и обеззараживание парогазовой фазы (облака), а также проливов аварийно химически опасных веществ;
    • проведение санитарной обработки населения и личного состава подразделений, действовавших в зоне заражения;
    • обеззараживание территории, зданий и сооружений;
    • участие совместно с представителями функциональной подсистемы охраны общественного порядка РСЧС в поддержании общественного порядка в зоне заражения;
    • проведение обеззараживания техники;

    г) в зонах землетрясений, в зонах обрушения зданий (сооружений):

    • тушение возникших пожаров в зоне ЧС;
    • расчистка и проделывание проходов в завалах, расчистка и подготовка площадок для размещения техники и людей;
    • обрушение или укрепление конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом;
    • отключение поврежденных коммунально-энергетических сетей, локализация и ликвидация аварий на них;
    • ремонт и поддержание в готовности подъездных путей к участкам проведения работ;
    • оборудование и содержание переправ через водные преграды;
    • проведение первоочередных мероприятий по жизнеобеспечению населения;

    д) в зонах оползней, обвалов, селей, снежных лавин, ураганов, тайфунов и смерчей:

    • обрушение и укрепление конструкций и местных предметов, угрожающих обвалом;
    • устройство подъездов и проходов к местам проведения АСР и других неотложных работ;
    • временное восстановление дорог и дорожных сооружений; санитарная очистка территории, подвергшейся воздействию ЧС; укрепление и сооружение дополнительных противоселевых, противооползневых и противолавинных защитных сооружений.

    7. Привлечение подразделения пожарной охраны к АСР, проводимым на месте обнаружения взрывоопасных предметов и направленным на доведение до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, осуществляется только при наличии у подразделения необходимой лицензии .

    Пункт 50 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 19, ст. 2716; 2014, № 42, ст. 5615).


    «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
    (Зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2018 N 50100)

    Пр. №444 МЧС

    Ведущее место в транспортной системе РФ занимает железнодорожный транспорт. На его долю приходится более 65% суммарного грузооборота и 42% пассажирооборота страны. По железным дорогам России курсируют тысячи грузовых, пассажирских, специальных составов.

    Железнодорожный транспорт включает в себя:

    – железнодорожное полотно (рельсы, шпалы, стрелки);

    – железнодорожные составы (локомотивы, вагоны, цистерны, рефрижераторы, платформы);

    – железнодорожные депо (ремонтные мастерские, складские помещения запасные пути);

    – железнодорожные вокзалы.

    Характерными особенностями железнодорожного транспорта являются:

    – большая масса подвижного состава. Общая масса грузового поезда составляет около 3-4 тыс.т., масса пассажирского состава – около 1тыс. т, масса одной цистерны – 80-100 т;

    – высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров

    – определенное количество вагонов в составе: в пассажирском поезде – в среднем 16, в грузовом – 75. Максимальное число вагонов в составе – 110;

    – электроток высокого напряжения (до 30 кВ);

    – опасные участки дороги (мосты, тоннели, спуски, подъемы);

    – влияние человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);
    – многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний.

    Железная дорога представляет собой потенциальную опасность для людей. Это связано с транспортировкой опасных грузов, скоплением их в поездах, на станциях, в складах, использованием горюче-смазочных материалов в виде топлива для локомотивов.

    Все вышеперечисленные факторы приводят к возникновению различных аварий и катастроф на железнодорожном транспорте.

    Под ЧС на железной дороге понимаются: сходы подвижного состава, крушения, аварии, пожары, взрывы, утечки опасных грузов и другие. происшествия, которые могут привести к гибели, ранению, массовым отравлениям людей, животных, нанесению экологического ущерба и материального урона. Информация о ЧС на железнодорожном транспорте поступает по телефонной связи или по радиосвязи от начальника поезда (машиниста) дежурному по ближайшей станции. Последний передает информацию о месте и характере ЧС всем заинтересованным структурам, в том числе и спасательным службам.

    По прибытии на место катастрофы спасатели:

    – проводят разведку и оценивают ситуацию;

    – определяют границы опасной зоны и устанавливают ее ограждение;

    – проводят ПСР с целью оказания помощи пострадавшим;

    – ликвидируют последствия ЧС (локализация источника ЧС, тушение пожара и др.).

    Для перевозки людей по железной дороге используются пассажирские вагоны с вместимостью до 160 человек. Длина вагона составляет 24 м, ширина – 3,5 м, высота – 3,5 м, масса – 50 т. Вагоны оборудованы двумя входными дверьми шириной 80 см, высотой 185 см. Они снабжены специальными замками, которые открываются трехгранным или четырехгранным торцевым ключом. Входные двери открываются внутрь вагонов. Двери купе и электричек открываются при перемещении их по катучим опорам вбок. Ширина прохода внутри вагона составляет 110 см. Вагон оборудован системой электроснабжения, вентиляции, теплоснабжения.

    Опасность для пассажиров представляют собой резкая остановка поезда и переворачивание вагонов. При этом происходит падение пассажиров с полок и их травмирование. Типичными травмами являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания частей тела.

    Для оказания помощи пострадавшим, находящимся в вагоне, спасатели должны:

    – проникнуть в вагон через входные двери, оконные проемы и специально проделанные люки;

    – организовать поиск пострадавших, их освобождение и эвакуацию;

    Организовать первую медицинскую помощь пострадавшим.

    Проникновение спасателей в вагон осуществляется через входные двери после их вскрытия снаружи или изнутри вагона. В случае их заклинивания применяются лом, кувалда, зубило, механизированный инструмент. Для проникновения в вагон через оконные проемы используются приставные и навесные лестницы, веревки. В окно спасатели могут попасть, подсаживая друг друга или втаскивая один другого за руки. Особую опасность при этом представляют собой острые куски оконного стекла, которые необходимо убрать. После проникновения в вагон спасатели приступают к вскрытию купейных дверей, поиску, эвакуации, оказанию помощи пострадавшим.

    Для освобождения людей, попавших под вагон, его, при необходимости поднимают. Эти работы выполняются с помощью грузоподъемных кранов или специальных домкратов большой грузоподъемности. Иногда целесообразно извлечь пострадавших из-под вагона, проделав подкоп в земле или проем в конструкции.

    Особую опасность для людей таит в себе пожар, возникающий в пассажирском вагоне. Используемые при внутренней отделке легковоспламеняющиеся и горючие материалы (древесина, пластмассы, красители), электропроводка делают вагон очень уязвимым для огня. В пассажирском поезде пожар распространяется быстро, иногда охватывая один вагон за другим. Особенно часто это происходит во время движения поезда. В коридоре вагона скорость распространения пожара составляет 5 м/мин, в купе – 2,5 м/мин. Таким образом, в течение 15-20 мин вагон полностью оказывается охваченным пламенем; температура горения достигает в нем порядка 950° С, а на эвакуацию пассажиров остается всего лишь 1,5-2,0 минуты. При возгорании твердых горючих материалов прогорает пол вагона, что приводит к попаданию их на железнодорожные пути, которые деформируются через 15-20 минут. Высота пламени горения твердых горючих материалов достигает 10 м, температура пламени – 1100° С, скорость развития пожара составляет 1,4 м/мин. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5-6 т) и смазочных материалов (1.5-2,0 т). Поражающими факторами в пассажирском вагоне во время пожара являются высокая температура, прямой огонь, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения, Все это к тому же усугубляется паникой. Основная задача спасателей при пожаре пассажирского поезда состоит в том, чтобы провести оперативный поиск всех пострадавших и их эвакуацию из вагонов в безопасное место, разыскать пассажиров, покинувших горящий состав во время движения, принять участие в ликвидации огня.

    Взрывы в пассажирских вагонах являются одной из разновидностей ЧС. Они приводят к травмированию и гибели людей, возникновению пожаров, опрокидыванию подвижного состава и повреждению путей. Причинами взрывов могут стать нарушение правил транспортировки взрывоопасных веществ, образование на пути следования состава (в низинах) взрывоопасной смеси, террористические акты.

    Иногда пассажирские поезда блокируются снежными завалами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой. В этих случаях также необходимо принять экстренные меры для освобождения пострадавших и оказания им помощи.


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча