16.04.2019

Одним из полномочий внешнего управляющего является. Эффективность внешнего управления при банкротстве


Внешнее управление имуществом должника - реабилитацион­ная процедура, которая вводится в целях восстановления платеже­способности для спасения как бизнеса, так и организационно-правовой формы юридического лица должника от ликвидации. В отношении имущества физических лиц внешнее управление не вводится.

Внешнее управление вводится на срок до 18 месяцев, который при необходимости может быть продлен арбитражным судом на шесть месяцев. Исключение составляют градообразующие пред­приятия, сельскохозяйственные организации и крестьянские (фер­мерские) хозяйства.

Для градообразующих предприятий допускается продление сро­ка внешнего управления до одного года при наличии ходатайства органа местного самоуправления при условии предоставления по­ручительства. Внешнее управление имуществом сельскохозяй­ственного производителя может быть введено с учетом сезонности сельскохозяйственных работ. Срок внешнего управления в этом случае может превышать максимальный 24-месячный не более чем на три месяца.

Внешнее управление может быть введено при наличии у долж­ника реальных перспектив восстановления платежеспособности на

гтапе наблюдения. Инициировать внешнее управление может голько собрание кредиторов. Суд имеет право пойти против воли кредиторов, только введя финансовое оздоровление под обеспече­ние. Игнорирование воли кредиторов, направленной на ликвида­цию должника в пользу внешнего управления, невозможно.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управ­ления не может превышать два года, поэтому в том случае, если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внеш­него управления.

Введение внешнего управления влечет за собой наступление для должника ряда серьезных последствий:

    прекращаются полномочия руководителя, органов управле­ния должника и собственника имущества должника - уни­тарного предприятия;

    начинает действовать внешний управляющий, наделенный значительными полномочиями в отношении имущества долж­ника;

    снимаются ранее принятые меры по обеспечению требова­ний кредиторов;

    устанавливается, что все ограничения по распоряжению иму­ществом (включая аресты) могут быть наложены на должника только в рамках процесса о банкротстве;

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Все мероприятия внешнего управления осуществляет внешний

управляющий, который утверждается арбитражным судом. С это­го момента прекращаются полномочия руководителя организации-должника, он отстраняется от должности.

С 1 февраля 2002 г. вступил в силу Трудовой кодекс РФ. Статья 278 разрешает расторгнуть договор с руководителем организации-должника по причине его отстранения от занимаемой должности. Отметим, что за время с момента отстранения руководителя до расторжения с ним трудового договора заработная плата ему не выплачивается (ст. 76 Трудового кодекса РФ).

Прежнее руководство организации в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязано передать ему бухгал­терскую и иную документацию, печати, штампы, а также все мате­риальные ценности.

Не прекращаются с введением внешнего управления полномо­чия органов управления должника, направленные на принятие сле­дующих решений:

/ увеличение уставного капитала должника;

J ведение обшсго собрания акционеров;

J замещение активов должника;

S избрание представителя учредителей (участников);

S продажа бизнеса должника;

S заключение соглашения с третьим лицом, готовым предоста­вить денежные средства для исполнения всех обязательств должника.

На внешнего управляющего ложится обязанность за организа­цию ведения бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности. Он должен вести реестр требований кредиторов и заявлять возражения по поводу требований кредиторов к должни­ку. Кроме того, ему придется принимать меры по взысканию деби­торской задолженности.

Внешний управляющий имеет право:

    осуществлять хозяйственную деятельность должника;

    распоряжаться имуществом должника в соответствии с пла­ном внешнего управления;

    заключать от имени должника мировое соглашение;

    заявлять отказ от исполнения договоров должника;

    требовать признания арбитражным судом недействительны­ми сделок и решений, заключенных или исполненных долж­ником до даты введения внешнего управления.

В процессе внешнего управления свободно могут совершать­ся только те сделки, которые предусмотрены в плане внешнего управления. Остальные сделки (например, получение и выдача займа, выдача поручительства или гарантии, уступка прав требо­вания, перевод долга, отчуждение или приобретение акций и до­лей, утверждение доверительного управления) внешний управля­ющий может совершать только после согласования с собранием кредиторов.

Крупные сделки, в совершении которых имеется заинтересо­ванность, могут заключаться внешним управляющим только с со­гласия собрания кредиторов. Крупной сделкой считается покуп­ка или продажа имущества должника, балансовая стоимость кото­рого составляет более 10 % от балансовой стоимости активов должника. Сделка с заинтересованностью - это такая сделка, сто­роной которой выступают заинтересованные по отношению к внешнему управляющему или конкурсному кредитору лица.

Имущество, являющееся предметом залога, продается должни­ком только на открытых торгах и только при согласии кредитора,

требования которого обеспечены залогом. Из полученных денег сначала погашаются задолженности перед кредиторами первой и второй очередей, возникшие до заключения договора залога. Затем погашаются требования залогодателя.

В течение трех месяцев с момента введения внешнего управле­ния управляющий может отказаться от исполнения договоров и других сделок должника. Это касается тех сделок, которые мешают восстановлению платежеспособности должника, а также убыточ­ных для должника сделок. Исключение составляют договоры долж­ника, заключенные в ходе наблюдения с согласия временного управляющего или в ходе финансового оздоровления.

Расторгается договор с момента получения всеми сторонами за-яааения внешнего управляющего об отказе от исполнения догово­ра. В свою очередь пострадавшая сторона может потребовать от должника возмещение убытков, которые вызваны его отказом от исполнения договора.

По заявлению внешнего управляющего арбитражный суд может признать отдельные сделки недействительными. Например, это возможно, если в результате сделки, совершенной должником с заинтересованным лицом, должник несет убытки, или же если сделка была заключена с кредитором после принятия судом заяв­ления о признании должника банкротом или в течение шести ме­сяцев перед этим событием.

Может быть признана незаконной выплата пая учредителю в течение шести месяцев перед подачей заявления о признании долж­ника банкротом. В случае признания должника банкротом и от­крытия конкурсного производства этот учредитель должника при­знается кредитором третьей очереди.

Если же доля учредителю была выплачена уже после подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, эта сделка признается ничтожной. После признания должника банкро­том и открытия конкурсного производства требование такого учре­дителя должника погашается после полного удовлетворения всех требований кредиторов.

Наряду с правами, предусмотренными Законом о банкротстве, внешний управляющий несет обязанности:

    принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

    разработать план внешнего управления и представить его на утверждение собранию кредиторов;

    заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

    принимать меры по взысканию задолженности перед долж­ником;

    вести реестр требований кредиторов.

Значительная часть полномочий внешнего управляющего каса­ется работы с кредиторами. Кредитор вправе предъявить свое тре­бование в любой момент в ходе внешнего управления. Управляю­щий обязан в течение пяти дней с момента получения требования уведомить представителя учредителя (участника) должника или представителя собственника имущества - унитарного предприя­тия о получении требования и предоставить им возможность озна­комиться с требованием и документами, на которых оно основыва­ется. В реестр требования вносятся только на основании определе­ния арбитражного суда. Получив определение суда, управляющий обязан внести требование в реестр либо направить соответству­ющую информацию реестродержателю.

Внешний управляющий

(англ external manager) - в РФ лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления др. полномочий, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»**. В.у. назначается одновременно с введением внешнего управления, а при отсутствии такой возможности назначает В.у. в месячный срок с момента введения внешнего управления. О назначении В.у. выносится , которое подлежит немедленному исполнению. До назначения В.у. его полномочия осуществляются временным управляющим. Определение о назначении В.у. может быть обжаловано.

В.у. может быть освобожден арбитражным судом от исполнения своих обязанностей: а) по заявлению В.у.; б) на основании решения собрания кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на В.у. обязанностей. Решение собрания кредиторов в этом случае должно содержать сведения о кандидатуре нового В.у.; в) в случае выявления обстоятельств, препятствовавших назначению лица В.у.; г) в иных случаях, предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Определение арбитражного суда об освобождении В.у. от исполнения его обязанностей подлежит немедленному исполнению. Определение может быть обжаловано.

В.у. вправе: самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями, предусмотренными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; заключать от имени должника ; заявлять отказ от исполнения договоров должника.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Внешний управляющий" в других словарях:

    Внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;... Источник: Федеральный закон от 26.10.2002 N 127 ФЗ (ред. от 28.07.2012, с… … Официальная терминология

    Внешний управляющий - (англ external manager) в РФ лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления др. полномочий, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»**. В.у. назначается одновременно с введением внешнего… … Энциклопедия права

    ВНЕШНИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» полномочий … Юридическая энциклопедия

    Внешний управляющий - физическое лицо, назначенное арбитражным судом для непосредственного управления имуществом должника … Словарь терминов антикризисного управления

    ВНЕШНИЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ - лицо, назначаемое решением суда по требованию заинтересованного государственного органа с целью проведения принудительной реорганизации юридического лица в случае, когда решение о такой реорганизации было принято уполномоченным государственным… … Энциклопедия юриста

    Внешний управляющий - Лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;ст. 2 федерального закона от 08.01.1998 № 6 ФЗ О несостоятельности (банкротстве) … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Арбитражный управляющий - лицо, назначенное арбитражным судом, для проведения процедуры банкротства несостоятельной организации. Деятельность арбитражного управляющего является для него частной практикой и связана с осуществлением управляющим публично значимых функций,… … Википедия

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ , это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления - сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства - это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий - права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ . Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа - конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий. Статьи 96-105 Закона о банкротстве регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

Внешний управляющий имеет право:

  • 1. распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными законом;
  • 2. заключать от имени должника мировое соглашение;
  • 3. заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 Федерального закона;
  • 4. подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона, и заявлять требования о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) членов органов управления должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника;
  • 5. осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом действия.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 закона):

  • *перепрофилирование производства;
  • *закрытие нерентабельных производств;
  • *взыскание дебиторской задолженности;
  • *продажа части имущества должника;
  • *уступка прав требования должника;
  • *исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
  • *увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • *размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
  • *продажа предприятия должника;
  • *замещение активов должника;
  • *иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет, где должно содержаться одно из предложений:

  • 1. о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • 2. о продлении установленного срока внешнего управления;
  • 3. о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  • 4. о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Отчет внешнего управляющего подлежит обязательному рассмотрению арбитражным судом. К отчету прилагаются протокол собрания кредиторов и реестр их требований.

По результатам рассмотрения отчета арбитражный суд выносит определение:

  • *о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов или в случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
  • *о переходе к расчетам с кредиторами в случае удовлетворения ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • *о продлении срока внешнего управления в случае удовлетворения ходатайства о продлении срока внешнего управления;
  • *об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если судом будут выявлены обстоятельства, препятствующие утверждению отчета внешнего управляющего.
  • 1. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 2. До даты утверждения внешнего управляющего арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего, установленных настоящим Федеральным законом, за исключением составления плана внешнего управления, на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника. Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение. 3. Определение об утверждении внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению. 4. Определение об утверждении внешнего управляющего может быть обжаловано. Обжалование определения об утверждении внешнего управляющего не влечет за собой приостановление его исполнения. 5. Внешний управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона.Освобождение внешнего управляющего. 1. Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего: по заявлению внешнего управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей внешнего управляющего; в иных предусмотренных федеральным законом случаях. 2. Определение арбитражного суда об освобождении внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. 3. Внешний управляющий, освобожденный от исполнения обязанностей внешнего управляющего, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему. 4. В случае освобождения внешнего управляющего арбитражный суд утверждает нового внешнего управляющего в порядке, предусмотренном статьей 96 настоящего Федерального закона.Отстранение внешнего управляющего. 1. Внешний управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего: на основании решения собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения внешним управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности; в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов; в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица внешним управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица внешним управляющим; в иных предусмотренных федеральным законом случаях. 2. Определение арбитражного суда об отстранении внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Обжалование определения арбитражного суда об отстранении внешнего управляющего не приостанавливает исполнение такого определения. 3. В случае отстранения внешнего управляющего арбитражный суд утверждает нового внешнего управляющего в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона. 4. Внешний управляющий, отстраненный от исполнения обязанностей внешнего управляющего, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей вновь утвержденному внешнему управляющему в течение трех дней с момента его утверждения.

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча