21.04.2019

Форма защиты прав и свобод. Формы защиты права: понятие и способы. Административная, конституционная и судебная защита прав граждан


Существование в современном обществе права в широком смысле - как института всеобщего регулирования и упорядочивания, в качестве своего основания предполагает утверждение и прав человека и гражданина, - права в узком смысле. Отличительной чертой любого развитого общества является установление необходимого баланса между регулирующей и защитной функцией права, что выражается вовне в виде поддержания порядка, основанного не на страхе применения наказания, а на утверждении реальной возможности правомерной, то есть “отмеренной правом”, защиты нарушенного права.

Правосознание и защита прав

Необходимо отметить, что степень развитости тех или иных форм защиты права в конкретном обществе и государстве напрямую связана с существующим правопорядком. Своими корнями они произрастают из тех правовых традиций, которые определили некоторую предрасположенность правового сознания такого общества, которое во многом определяет и степень развитости правосознания каждого его члена.

В основном в современном представлении сложились два основных типа правосознания, сочетание которых и определяет эффективность и приоритетность применяющихся форм и способов защиты прав.

Позитивизм

Первый тип правосознания — позитивизм, основывается, в частности, на предположении, что правовая система государства, как совокупность реально существующих в его границах правовых норм, является целостной, самодостаточной и единственно применимой в сфере деятельности, где такое применение требуется. В таком подходе первостепенной является роль государства, которое принимает на себя все функции создания правовых норм и их применения, отвергая любой отход от предусмотренного законом метода и границ регулирования. При преобладании такого типа правосознания, первостепенную роль имеют административная и судебная защита прав, поскольку наиболее эффективную защиту от неправомерных действий можно получить, прежде всего, у государства, в лице его органов и должностных лиц, наделенных властными полномочиями и обладающими монопольным правом применять силу.

Естественное право

Другой тип — основан на примате естественного права, то есть правопорядка, в котором все подчинено некоторому морально-этическому основанию. Здесь на первый план выходят принципы, формулируемые правовым разумом в рамках постепенной эволюции и развития первичных морально-этических представлений о ценности прав, и о пределах их защиты. В большей степени, чем в других системах, естественное право защищается осознанностью, морально-этической культурой каждого члена общества, - не страхом перед наказанием. Государство в такой правовой системе служит опорой поддержания правопорядка, не вмешивается и не воздействует на саму естественную основу. В таком случае, в качестве приоритетных форм защиты прав и интересов выступают конституционная и судебная защита. При этом, конституционная защита проявляется в утверждении и фиксации тех первичных принципов, которые и формируют морально-этическое основание правопорядка, в то время как судебная проявляется в устранении их нарушений, посредством, в том числе, правомерного применения насилия.

Понятие формы защиты права

Как следует из вышеизложенного, под “формой” необходимо понимать то внешнее выражение, в котором проявляются предполагаемые внутренние свойства. В отношении формы защиты права можно дать ему следующее определение, с учетом некоторого взвешенного подхода, учитывающего обе вышеизложенные системы правосознания. Так, любая защита права предполагает его восстановление в состояние, которое существовало до нарушения, либо, за невозможностью, в состояние, являющееся справедливо подобным. Справедливость является принципом, который определяет соразмерность возмещения, при сохранении общего баланса прав, имеющегося до нарушения. Соответственно, формой защиты права является совокупность средств и способов, объединенных в некоторый, признаваемый государством и обществом, официальный порядок или процедуру, с помощью которой происходит такое восстановление.

Непосредственно такими формами могут выступать, в большей или меньшей степени детализации, все имеющиеся средства, доступные и допускаемые законом. К примеру, допустимые способы защиты гражданских прав в РФ предусмотрены ст. 12 Гражданского кодекса.

В качестве теоретического и практического обобщения примем исходное разделение на три основные формы:

Конституционная;

Административная;

Судебная.

Административная защита прав

Административная защита прав проявляется, прежде всего, в защите от преступных посягательств на основные и неотъемлемые ценности человека и гражданина — жизнь, здоровье, личную свободу, а также в защите других прав, предусмотренных Конституцией и законами. Государство, посредством созданной структуры правоохранительных органов, обладает монополией применять силу для пресечения и предупреждения правонарушений, а также правом проводить расследование преступлений и ставить перед судом вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. Безусловно, административная защита имеет большое значение при любом подходе. Там же, где в самой человеческой природе имеется неприятие преступления и его порицание всеми без исключения, в том числе и правоохранителями, система защиты прав приобретает свой естественный облик.

Конституционная защита прав

Такая форма защиты предполагает наличие авторитета конституционной правовой нормы, в качестве инструмента закрепления естественно-правовой нормы. Основой и одновременно следствием такого авторитета является добровольное следование такой норме, в силу того, что закрепленный ею принцип является само собой действующим и признаваемым в отношении любой ситуации и любого лица. Эта форма является универсальной по своему характеру и глубине, в такой форме защита конституционных прав не требует значительных сил и средств на ее обеспечение, но является наиболее эффективной. Однако, чтобы не быть идеальной и лишенной практического значения конструкцией, для реализации ее в должной значимости необходим некоторый внутренний переход в традиционном представлении о правопорядке внутри самого общества.

Конституционная норма, в ином случае, является лишь декларативной основой для возможности, в той или иной степени, задействовать другие формы юрисдикционной защиты — административную, судебную, а также неюрисдикционные формы, например, право на самозащиту.

Судебная защита прав

Неразрывно связана с конституционной судебная защита прав. Несмотря на то, что конституционные нормы являются нормами прямого действия, часто их реальное наполнение невозможно без обращения в суд. Судебная форма защиты прав имеет важнейшее значение для любой системы существующего правопорядка.

Несколько особое положение в правовых системах “общего права” с преобладающим естественно-правовым порядком занимает судья. Английский судья — это не только правоприменитель, он сам и создатель права, особенно в новых, развивающихся отраслях и сферах жизни общества. Судья определяет ту тенденцию правового порядка, которую затем принимают на “вооружение” и исполнительные органы, и парламент. Английская система права - “выросшее дерево” судебных прецедентов, в основе которого во многом находятся естественные права и принципы.

Одновременно преимуществом систем континентального позитивного права является их целостность, адекватность своему времени и логическая структура, доступная для понимания и правоприменения.

Другие способы и формы защиты прав

Общепринятым и неотъемлемым в любом правопорядке является право на самозащиту в пределах необходимой обороны. Это еще один способ защиты прав, также указанный в статье 12 Гражданского кодекса, и обозначенный в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, в статье 37 Уголовного кодекса РФ.

Необходимо упомянуть, что в гражданском праве широко используется самостоятельное урегулирование договорных споров сторонами договора, а также добровольное возмещение вреда из деликтных обязательств, - еще одна форма защиты прав.

Способами защиты прав являются средства так называемого оперативного воздействия в случаях нарушения договорных обязательств. К ним относятся приостановление, отказ от выполнения принятых обязательств по договору, отказ от принятия ненадлежащего исполнения (ст. 328, 463, 715 ГК), а также возложение связанных расходов на сторону, нарушившую свои обязательства (ст. 397 ГК).

Международно-правовые институты для защиты прав граждан

Защита прав человека и гражданина является центральным звеном многих международных организаций, созданных в результате международно-правовой деятельности стран-участников. Деятельность ООН имеет одной из своих основных целей поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Важнейшее значение в качестве международно-правового института, предоставляющего свои способы и формы защиты прав граждан, имеет Европейский суд по правам человека. Созданный при Совете Европы — организации, участниками которой являются 47 европейских государств, суд рассматривает и предоставляет защиту прав и основных свобод человека, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Уникальным и совершенно не имеющим аналогов является правопорядок, создаваемый прецедентами Европейского суда по правам человека, поскольку суд совмещает в своей работе весь передовой опыт и практику создания правовых прецедентов, а также применения позитивного права — норм Конвенции.

Заключение

Подводя итог, нужно отметить, что выбор формы защиты права, конечно же определяется ее эффективностью и доступностью в сложившейся ситуации. Умение правильно сориентироваться и определить оптимальный способ действия в случае, когда право нарушено, во многом имеет решающее значение для максимально полной его защиты.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод. Полномочия законодательных органов по этому вопросу входят как в ведение России, так и в совместное ведение России и ее субъектов. Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Таким образом, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.

Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

Конституционно-судебный механизм (конституционный суд)

Судебная защита (суды общей юрисдикции)

Административные действия органов исполнительной власти

Законная самозащита человеком своих прав

Международно-правовой механизм.

Конституционный Суд рассматривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом. Этот же вопрос может быть предметом разбирательства Конституционного Суда по запросам судов.

Способы самозащиты многообразны: обжалования действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений.

Российская Федерация гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46) В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного производства. Тенденцией развития действующего законодательства является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества и наибольшая эффективность судебного порядка обжалования очевидны, поскольку демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.

Так, в ст.4 указывается, что гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Эти органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворению жалобы отказано или он не получил совета в течении месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Конституция предоставляет право каждому обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.

Жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях России. Она подается в Международный комитет поправам человека. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.

Процедура защиты состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые мели место. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль средств массовой информации в формировании личности человека. Особенности влияния на личности будущих специалистов, таких элементов информационного общества, как традиционные средства массовой информации, сеть Интернет, телевидение, телефония.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Понятие, критерии, особенности использования и виды средств массовой информации. Анализ гарантий свободы массовой информации. Специальные правила регистрации и освобождение от них для средств массовой информации. Сущность форм выражения информации.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Роль средств массовой информации (СМИ) в развитии принципов российского гражданского общества. СМИ в формировании политической культуры населения России. Роль СМИ в политической социализации личности в современном российском гражданском обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2012

    Культ личности Сталина в контексте истории. Особенности периода тоталитарного режима. Развитие отечественной журналистики в условиях культа личности Сталина, его образ на страницах периодических изданий. Методы подачи культа личности в газетном тексте.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2010

    Роль информации как инструмента управления обществом. Принципы функционирования глобального информационного пространства. Место информации в структуре психики личности. Способы обработки информации индивидами. Видение роли СМИ в официальной науке.

    презентация , добавлен 03.02.2016

    Теоретическое исследование роли средств массовой информации в социально-политической борьбе. Программа социологического исследования влияния средств массовой информации на формирование общественного мнения. Политическая манипуляция массовым сознанием.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Понятие и функции СМИ. Аспекты их формирования в РФ, система нормативно-правового регулирования деятельности, история развития прав на свободу. Роль электронных средств массовой информации и сети Интернет в этнокультурном развитии Республики Татарстан.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2014

Формы защиты прав и свобод человека и гражданина, их эффективность.
Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч.1 ст.45). Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод. Полномочия законодательных органов по этому вопросу входят как в ведение России, так и в совместное ведение России и ее субъектов. Гарантом прав и свобод выступает Президент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Таким образом, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.
Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:
- конституционно-судебный механизм (конституционный суд)
- судебная защита (суды общей юрисдикции)
- административные действия органов исполнительной власти
- законная самозащита человеком своих прав
- международно-правовой механизм.
Конституционный Суд рассматривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. Правом на обращение в Конституционный Суд обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом. Этот же вопрос может быть предметом разбирательства Конституционного Суда по запросам судов.
Ч.2 ст. 45 Конституции РФ признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалования действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений.
Российская Федерация гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст.46) зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного производства. Тенденцией развития действующего законодательства является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, ибо преимущества и наибольшая эффективность судебного порядка обжалования очевидны, поскольку демократические принципы судопроизводства создают наиболее благоприятные условия для выяснения действительных обстоятельств и вынесения законного, обоснованного и справедливого решения.
Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 г.
В ст. 1 Закона установлено, что право гражданина обратиться
в суд с жалобой возникает, если он считает что неправомерными
действиями нарушены его права и свободы. Там же перечислен круг лиц действия, которых можно обжаловать в суд: государственные органы, органы местного самоуправления, учреждений, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностные лица.
Согласно ст. 2 Закона действия перечисленных субъектов должны: нарушать права и свободы гражданина (естественно туда же входят и права человека); создавать препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был бы получен на нее письменный ответ.
Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и т.д. и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ.
Этим же законом урегулирован административный способ зашиты прав. Так, в ст.4 указывается, что гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Эти органы обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворению жалобы отказано или он не получил совета в течении месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Конституция предоставляет право каждому обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров РФ и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты.
Жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях России. Она подается в Международный комитет поправам человека. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу; он проверяет, не не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты. Процедура защиты состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах, если таковые мели место. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.

Одной из важнейших задач федеративного государства является обеспечение единых стандартов осуществления и защиты прав человека во всех субъектах Федерации. Для России эта проблема особенно ак4туальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально-политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения.

Нарушению этих стандартов нередко способствуют содержащиеся в конституциях, уставах и законах многих субъектов Российской Федерации положения, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской Федерации. Достаточно сказать, что в некоторых из них действие принципа равенства прав и свобод человека и гражданина распространяется только на жителей субъекта Федерации, ограничивается действие прав и свобод, гарантированных на федеральном уровне, предоставляются определенные преимущества гражданам, принадлежащим к титульной для данного субъекта Федерации национальности. В практике Конституционного Суда неоднократно рассматривались дела о несоответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов РФ, регламентирующих избирательные права граждан, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

«Восстановлению единого правового пространства, вертикали власти и тем самым обеспечению единых стандартов прав человека на всей территории страны способствует решение Президента РФ об образовании семи федеральных округов, его законодательные инициативы, направленные на изменение порядка образования Совета Федерации, повышение ответственности глав исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов.»

Для обеспечения единых стандартов осуществления прав человека на всей территории РФ необходимо:

Федеральным органам государственной власти более активно использовать согласительные процедуры для преодоления коллизий между законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, право обращения в Конституционный Суд, разработку типовых (модельных) законов и нормативно-правовых актов в области прав человека и гражданина;

Органам Прокуратуры РФ систематически проводить обобщающие проверки законности правовых актов, регламентирующих права человека и гражданина на территории субъектов Федерации;

Органам, курирующим вопросы прав человека в Российской Федерации, координировать усилия и оказывать взаимное содействие в правовом и информационном обеспечении мероприятий в данной сфере;

Создать базу данных о региональных законах и нормативно-правовых актах, затрагивающих права и свободы человека.

Серьезным ущемлением прав граждан является принятие таких ведомственных инструкций, которые призваны регламентировать порядок реализации законов, но на практике приводят к созданию дополнительных препятствий для осуществления гражданами своих прав. Они малодоступны для ознакомления, в ряде случаев сохраняется фактически закрытый характер этих документов, не эффективна действующая в настоящее время процедура оценки их соответствия Конституции и законам.

Для совершенствования законодательства в области прав человека, развития их юридических гарантий необходимо:

Провести ревизию действующих федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов Федерации с точки зрения их соответствия Конституции РФ и международным стандартам в области прав человека и гражданина;

Принять федеральный закон «Об обеспечении соответствия нормативных правовых актов субъектов РФ федеральным законам», которым, в частности, предоставить органам Министерства юстиции РФ в субъектах Федерации право обращения в суды этих субъектов по данному вопросу;

Создать действенный механизм конституционного и другого судебного, а также иного контроля и отмены противоречащих Конституции РФ решений и действий органов государственной власти субъектов Федерации;

Выявить пробелы правового регулирования прав и свобод человека и подготовить план законотворческих работ, определив первоочередность разработки законопроектов, которые призваны обеспечить реализацию конституционных норм и принципов, относящихся к правам человека;

Подготовить проект закона, регулирующего сферу ведомственного законотворчества, уточнив предусмотренную постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г. процедуру обязательной государственной регистрации ведомственных актов. Исходить при этом надо из следующих критериев:

Ведомственные нормативные акты должны регулировать внутриорганизационные отношения и технические вопросы и не противоречить конституционным нормам о правах и свободах граждан;

Регламентация механизма реализации прав граждан не должна сужать объема этих прав, предусмотренных законом.

Принятие нового законодательства в области прав человека -важное условие их гарантированности и защиты. Однако для обеспечения прав человека необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. В этой связи особенно актуально создание комплексного механизма, единой системы обеспечения и защиты прав человека. Система защиты прав человека включает: судебную защиту, несудебную защиту, деятельность неправительственных правозащитных организаций.

Судебная система является одной из центральных в защите прав и свобод человека. С начала 90-х гг. в нашей стране осуществляется реформирование судов и совершенствование их деятельности. В частности приняты законы о судебной системе Российской Федерации, Конституционном суде, об арбитражных судах, исполнительном производстве, новые Гражданский и Уголовно-исполнительный кодексы.

Определенное внимание уделяется развитию и совершенствованию института внесудебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти институты призваны существенно дополнять судебный механизм защиты прав и законных интересов личности и способствовать комплексному решению этой проблемы. Национальная система несудебных государственных учреждений, призванных защищать права и свободы гражданина и человека в Российской Федерации, состоит из следующих звеньев: Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, иные комиссии при Президенте РФ, Администрация Президента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ.

Важное место в системе защиты прав человека занимают неправительственные правозащитные организации. В настоящее время зарегистрировано более 1000 НПО, функционирующих практически во всех субъектах Федерации. Многие из них объединены в правозащитные центры, ассоциации и иные союзы. Следует отметить, что в настоящее время НПО, по сути, не получают должной государственной поддержки; они не имеют ни прочного законодательного статуса, ни экономической базы.

Формирование правового государства в России и развитие гражданского общества предполагают последовательное и неуклонное соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права и положений международных договоров, участниками которых является РФ. Принципиальное значение имеет положение Конституции о том, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы (п.4 ст.15). Более того, в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина как в соответствии с Конституцией, так и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п.1 ст.17).

Современное международное право не только закрепляет перечень основных прав и свобод человека, которыми обладает каждый индивид, но и предоставляет ему право на прямой доступ в межгосударственные судебные и несудебные органы для защиты своих прав.

В своей внешней и внутренней политике Россия исходит из принципа, подтвержденного в 1993г. Всемирной конференцией по правам человека, согласно которому универсальность прав и свобод носит бесспорный характер, а их защита является обязанностью всех государств. Наша страна- участница большинства международных соглашений по правам человека, что обязывает ее выполнять взятые на себя обязательства.

За последние годы расширяется процесс создания международных контрольных органов по наблюдению за выполнением государствами взятых на себя обязательств в области прав человека. Особое значение для РФ приобретает проблема соблюдения своих международных обязательств, связанных со вступлением в Совет Европы.

«Россия уже ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы к ней: №1,2,3,4,7 и 11; Европейскую Конвенцию о запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство вида обращения или наказания и некоторые другие.»


Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.:Московская школа прав человека, 2000.- стр.269.

Конституция Российской Федерации. Москва. Известия, 1995

Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.- стр.269.

Конституция Российской Федерации. Москва. Известия, 1995.

Права человека. Новое знание. М., общество «Знание» России, 1995.

Государственное право Российской Федерации. М.: «Юридическая литература» 1996.

Конституция РФ 1993 г. ст. 17 ч.2,3

Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов / под. Ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство “Спарк”, 1997 г.

Конституция РФ 1993 г. ст. 6, ч.2

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. С.195

Теория права и государства. Под ред. Г.Н. Манова. М: Издательство БЕК, 1996. С. 238

Закон РФ о гражданстве российской Федерации от 28.11.91 - преамбула

Конституция РФ 1993 г. ст. 1

Конституция РФ 1993 г. ст. 17

Конституция РФ 1993 г. ст. 36, ч.3

Конституция РФ 1993 г. ст. 55, ч.2

ФКЗ “Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 25 декабря 1996 г. ст. 1, ч. 1

Конституция РФ 1993 г. ст. 80, ч.2

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. С.191

Конституция РФ 1993 г. ст. 15, ч.1

Конституция РФ 1993 г. ст. 55, ч.3

Конституция РФ 1993 г. ст. 20, ч.2

Конституция РФ 1993 г. ст. 45, ч.1

Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека (проект).- М.: Издательство НОРМА, 2000.


Похожая информация.



© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча