17.02.2019

Контрабанда ук. Ядовитые вещества, оружие, редкие животные и произведения искусства. Алкоголь и табачная продукция


Контрабанду начали перевозить в те времена, когда были созданы кордоны между государствами и сформулированы правила, какие грузы законно транспортировать через границу, а за какие можно получить наказание. Минимальное наказание за контрабанду - это изъятие груза в пользу государства. Так было раньше, но впоследствии разными странами были составлены собственные правила провоза товаров.

Во-вторых, определение торговли требует эксплуатации, но сама эксплуатация не определена. Однако определение торговли людьми включает в себя такие эксплуататорские действия, как проституция других людей, а также целый ряд несексуальных трудовых отношений, которые являются «практикой, подобной рабству», такой как трудовой договор или трудовой труд, детский труд или репрессивные формы труда.

В целом, важнейшими компонентами протокола для торговли людьми являются наличие эксплуатации и факт принуждения. Напротив, термин «контрабанда», следуя общей практике, относится к консенсуальным сделкам, когда перевозчик и перевозчик соглашаются обходить иммиграционный контроль по обоюдовыгодным причинам. Протокол о контрабанде определяет «контрабанду мигрантов» как.

Общим для всех государств является наказание за транспортировку через границу оружия, культурных ценностей, наркотиков, крупных сумм денег. В России за контрабанду предусмотрена уголовная ответственность, которая может быть выражена в лишении свободы, штрафах или принудительных работах. Наказание зависит от тяжести преступления.

«закупки, с тем чтобы получить прямо или косвенно финансовую или иную материальную выгоду от незаконного въезда лица в государство-участник, лицо которого не является гражданином или постоянным жителем». Двумя важными составляющими этого определения являются незаконное пересечение границы контрабандным лицом и получение материальной выгоды контрабандистом.

Протоколы имеют несколько ключевых функций. Оба требуют от государств-участников криминализации соответствующего поведения торговцев или контрабандистов, создания и осуществления внутренних правоохранительных механизмов и сотрудничества с другими государствами в целях укрепления международной профилактики и наказания за эту деятельность. Оба предусматривают, что сами мигранты не должны подвергаться уголовному преследованию из-за их незаконного въезда.

Предмет и способы контрабанды

Ответственность за контрабанду до 2011 года была прописана всего лишь в одной статье Уголовного Кодекса России - 188-й, которая ныне не действует. Сейчас регулированию этого вопроса посвящены сразу четыре статьи УК. Эти же статьи «отвечают» и за обозначение основных видов товаров, которые запрещено перевозить через границу нашей страны. К запрещенным видам товаров относятся следующие:

Наконец, ни один из протоколов явно не требует от государств осуществления каких-либо конкретных иммиграционных льгот для жертв, регуляции или расширения законного доступа к их территории или для устранения хронического несоответствия между спросом и предложением за счет увеличения предложения.

Однако два протокола отличаются друг от друга в нескольких ключевых аспектах, особенно в отношении защиты, которую они предоставляют мигрантам. В Протоколе о торговле людьми подробно рассматривается необходимость защиты жертв торговли людьми и предусматривается широкий спектр защитных мер.

  • сырье, материалы, культурные ценности, техника, ценная информация о технических и других видах открытий на цифровом или ином носителе, если таковая имеет ценность для государства, откуда вывозится или куда ввозится. Контрабанду таких предметов, веществ или информации Уголовный Кодекс относит под действие статьи 189;
  • деньги во всех проявлениях (валюта, банковские чеки, векселя, ценные бумаги). Такую ответственность за контрабанду в денежном «эквиваленте» предусматривает статья 200.1;
  • алкоголь и табак - вывоз/ввоз подакцизных товаров также попадает под действие статьи 200.2;
  • перемещение через границу оружия массового поражения, ядерного, токсикологического, радиоактивного. Туда же относятся вещества для создания такого оружия. Наказание находится в ведении статьи 226.1;
  • наркотики, психотропные вещества, а также любые компоненты для их создания, инструменты и аппараты для их производства. Ответственность за такую контрабанду Уголовный Кодекс содержит в пунктах статьи 229.1.

Контрабанду можно назвать творческим преступлением. На какие только ухищрения не идут нарушители, чтобы безнаказанно провезти «запрещенку». Некоторые таможенные преступления уже вошли в анналы криминалистики. Чего стоит специальный трубопровод для незаконной транспортировки водки на границе одной из прибалтийских стран с Россией!

Это даже требует от государств рассмотреть вопрос о принятии законодательства, с тем чтобы жертвы торговли людьми могли оставаться в своей стране «временно или постоянно в соответствующих случаях» в соответствии со статьей. Если они принимаются на национальном уровне, финансируются надлежащим образом и энергично соблюдаются, эти меры будут представлять собой значительные выгоды для жертв торговли людьми.

Протокол контрабанды, напротив, содержит довольно минимальную ссылку на потребности контрабандистов в защите. В преамбуле к протоколу говорится о «необходимости предоставления мигрантам гуманного обращения и полной защиты их прав», и выражает озабоченность в связи с тем, что «контрабанда мигрантов может поставить под угрозу жизнь или безопасность мигрантов».

Для товаров, представляющих культурную ценность, используют дипломатические каналы или коррумпированных таможенных чиновников. Наркотики и психотропные вещества обычно провозят курьеры, которые проглатывают контейнеры с опасным грузом. Такие преступления стали настолько массовыми, что обычно легко выявляются на таможнях стран, хорошо подготовленных к поимке такого рода нарушителей. Курьеры рискуют не только понести уголовное наказание, но умереть при разрыве проглоченного контейнера.

Это, в сочетании с запретом на криминализацию мигрантов, формулирует важную и полезную международную приверженность базовому уровню защиты. Это важно, учитывая широкое применение де-факто карательных мер против незаконно ввезенных мигрантов. Государствам-участникам также необходимо принять ряд профилактических мер, включая укрепление внутренних информационных программ, направленных на повышение информированности общественности об опасностях, с которыми сталкиваются незаконно ввезенные мигранты, и сотрудничество с другими государствами в целях предотвращения привлечения мигрантов преступными группировками.

В странах третьего мира контрабандисты не гнушаются применением оружия и прорываются через границу. Контрабанду в цивилизованных странах переправляют более «тонкими» способами. Провоз запрещенных товаров осуществляется с помощью тайников в похоронных принадлежностях, дамских сумочках, детских игрушках - там, где таможенники вряд ли будут очень скрупулезно искать.

Но нет никаких положений, касающихся медицинского, психологического или социального восстановления, которые включают помощь в жилье, занятости и профессиональной подготовке. Не включены также всеохватывающие права на недискриминационный режим, вытекающие из соответствующего международного права, включенного в конвенцию.

Более того, даже требование обеспечить защиту контрабандных мигрантов под угрозой очень тяжело: государствам следует «принять надлежащие меры для обеспечения надлежащей защиты мигрантов» от насилия со стороны контрабандистов и в тех случаях, когда их жизнь находится под угрозой. Но «подходящий» кому и что?

Статьи УК не предусматривают специального усиления наказания за способ провоза запрещенных товаров, если только не было отягчающих факторов (насилия, применения оружия и других). Контрабанду в основном квалифицируют по масштабам незаконного провоза товаров через границу.

Виды ответственности за нарушение таможенных правил

Преступления, связанные с нарушением таможенного законодательства и попавшие в УК, предусматривают уголовную ответственность и наказание в различных формах:

В то же время в протоколе четко оговаривается возможность того, что государства могут задерживать незаконно ввезенных мигрантов при условии, что им будет предоставлен необходимый консульский доступ, и это требует от государств быстрого удаления незаконно ввозимых мигрантов обратно в их родные страны.

Таким образом, с точки зрения защиты мигранты лучше классифицируются как жертвы торговли людьми, чем контрабандные. Однако различение на практике может заслонять больше, чем оно освещает. Прежде всего, на практике практически невозможно провести различие между торговлей людьми и контрабандой. Редко есть «чистые» случаи того или другого. Дети, похищенные без родителей, согласны с трудящимися-мигрантами с самого начала, находятся на одном конце спектра, а противоположный конец включает полностью прозрачные соглашения о трансграничной перевозке, где плата взаимно согласована, а связь между транспортером и транспортными средствами заканчивается один раз граница пересекается.

  • штраф;
  • принудительные работы;
  • лишение свободы.

Наказание зависит в первую очередь от того, какую контрабанду провозили преступники. Если брать статьи «стандартные», за провоз запрещенных товаров или движимого имущества, то здесь может быть несколько видов уголовной ответственности:

  • штраф (варианты расчета зависят от стоимости продукции, которую провезли как контрабанду, или дохода человека, совершающего такого рода преступления);
  • принудительные работы (срок за обычную, ничем не отягощенную контрабанду может достигать 2-х лет);
  • лишение свободы или другие виды ограничения свободы (условный срок, поселение).

Основные статьи УК, которые квалифицируют контрабанду, предусматривают несколько отягчающих обстоятельств при незаконной перевозке товаров из России в другую страну или, наоборот, при их ввозе:

Огромное разнообразие стратегий и условий миграции не позволяет легко классифицировать. В пункте отправления и на нескольких этапах поездки может быть неясно, какая категория нерегулярной миграции находится под вопросом - торговля или контрабанда. И наиболее точная классификация может меняться со временем. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что большинство перевозимых мигрантов, не имеющих документов, каким-то образом соглашаются с первоначальным предложением о поездке, но что по пути или по прибытии в страну назначения обстоятельства часто меняются.

  • когда контрабанду провозят в особо крупном размере. Это означает, что сумма, в которую оценивается незаконно доставленная через границу партия какой-либо продукции, в 2 раза превышает разрешенную законом (для каждого вида товара - своя). Особо крупный размер, в котором провозят контрабанду, это 5-кратное превышение разрешенной суммы;
  • когда преступление совершается группой контрабандистов. Важен момент предварительного сговора. Группой могут считаться коррумпированные таможенные чиновники, которые позволяют «серые» схемы провоза различных товаров за взятку или долю. Группой признаются организованные преступные сообщества, которые специализируются на этом виде преступлений и везут контрабанду на заказ.

Часть 2 статьи 200.1 за «осложненную» размерами или осуществленную группой контрабанду предусматривает различные виды ограничения свободы (например, домашний арест как предварительная мера, условное заключение). В этой же части той же статьи мы находим штраф, который может в 10-15 раз превышать контрабанду по стоимостным оценкам, а также полное лишение свободы на срок до 4 лет.

В какой момент должно быть принято решение о том, как охарактеризовать поведение? Государства, как правило, предпочитают отправную точку в качестве признака истинных намерений мигрантов. Защитники прав выступают за время прибытия или пребывания в качестве указателя на потребности мигранта. Тем не менее, перспектива государства обычно выигрывает, потому что очень трудно для кого-то, кто был секс-работником до отъезда, когда-либо успешно заявлял, что она была продана, даже когда она подвергалась серьезным нарушениям прав человека.

Во-вторых, различие зависит от ошибочной концепции человеческого агентства. Это предполагает жесткий и быстрый разрыв между двумя мотивационными состояниями - согласием и принуждением. На первый взгляд это правдоподобно. Государства и правозащитники хотят отличать соглашения, в которые люди добровольно входят, от тех, кого они вступают в результате принуждения, поскольку последние не являются реальными соглашениями и не должны связывать принужденного человека.

Особые меры ответственности применяются за контрабанду денежных средств, алкоголя, табака и других подакцизных товаров. По сути это тот же штраф, возможное ограничение свободы, принудительные работы. Лишение свободы может достигать уже 5 лет, а при квалифицирующих признаках - до 7 лет. При этом штраф серьезно вырастает в размерах и достигает 2 миллионов рублей.

Но различие между принуждением и согласием является сложным. Как следует охарактеризовать принуждение? Кто-то с оружием в голову соглашается передать свои деньги при ограблении? Но кто-то продает свои почки, потому что его дети голодают? Переведенный в контекст миграции, преследование, нищета и сердечная боль от длительного разделения семьи составляют «оружие» в голову? Решают ли беженцы воспользоваться услугами профессионалов в области путешествий, чтобы получить ложные проездные документы, пересечь неохраняемые границы или создать фиктивные личности - или они «принуждаются»?

Особо тяжкие случаи незаконного провоза

Провоз наркотиков и веществ, оказывающих влияние на психические процессы, оружия, радиоактивных веществ, а также ценностей, имеющих историко-культурную значимость, относится к тяжелейшим случаям контрабанды. Здесь речь идет не о материальном ущербе государству или отдельным лицам, а о том, что эти вещества или предметы будут использованы для нанесения физического вреда людям. В различных пунктах статьи 229.1 предусматриваются следующие виды наказания за транспортировку наркотиков:

Протокол о торговле людьми определяет принуждение, которое включает не только силу, но также «злоупотребление властью или уязвимость». Последнее, однако, не определено, и пока неясно, будут ли государства и суды интерпретировать его как включение крайней нищеты. Если они это сделают, многие случаи, рассматриваемые в настоящее время в случаях контрабанды людей, будут переданы в соответствии с Протоколом о торговле людьми. Если они этого не сделают, то политическая точка расширения концепции принуждения помимо простой физической силы, мошенничества или обмана может быть потеряна.

  • ограничение свободы (чаще всего полное лишение до 7 лет) может дополняться такими мерами, как штраф (до 1 миллиона или 5-летнего дохода обвиняемого);
  • за контрабанду наркотиков с участием группы лиц ограничение свободы (с еще более высокой долей гарантии - лишение) достигает 10 лет;
  • провоз психотропных препаратов и наркотических средств в крупных размерах может караться сроком до 12 лет;
  • если провоз запрещенных веществ сопровождался насилием над таможенниками или другими препятствующими лицами, а партия наркотиков признана крупной и переправляемой группой по предварительному сговору, то статьи УК могут предусматривать даже пожизненное заключение. Штраф или другие более мягкие меры тут неуместны.

Статья 188 УК содержит признаки двух самостоятельных составов преступлений контрабанды, различающихся по предмету посягательства.

Еще одно осложнение возникает при принятии решения о том, как охарактеризовать ситуации «взаимовыгодной эксплуатации», очень распространенное обстоятельство для незаконно ввезенных мигрантов. Транспортер извлекает выгоду из своей прибыли, транспортник получает выгоду от получения доступа к возможностям трудоустройства, даже если плата за контрабанду является эксплуататорской.

Тем не менее, многие из возможностей трудоустройства, которые незаконно ввозимые мигранты стремятся получить, представляют собой «принудительный труд» в международном праве, парадоксально, они являются вынужденными, но выбранными возможностями. Являются ли эти рабочие контрабандой, потому что они, безусловно, согласны, или они становятся жертвами торговли, потому что эксплуатационное предложение на самом деле представляет угрозу? Не принимая, они теряют возможность найти работу.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 ГК РФ такими предметами являются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия, сырье и материалы, не являющиеся стратегическими, домашние животные и т.д. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ. Перемещение товаров и предметов для производственной или иной коммерческой деятельности регулируется федеральными законами от 08.12.2003 и от 14.04.98 «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Нет никаких сомнений в том, что контрабандисты используют «отчаяние» или «уязвимость» мигрантов. Но все ли эксплуатационные предложения являются принудительными и принуждают всегда к эксплуатации? Ответ таков: торговцы, продающие билеты на Олимпиаду, могут взимать эксплуатационные цены, но они, безусловно, не являются принудительными, наоборот, родитель, заставляющий ребенка выезжать за границу, чтобы практиковать иностранный язык до экзамена, является принудительным, но не эксплуататорским.

Поэтому потому, что предложение контрабандиста является эксплуататорским, не обязательно означает, что мигрант принужден. Для этого государства нуждаются в независимом критерии. Если у мигранта нет других приемлемых вариантов, то эксплуататорское предложение становится принудительным. Например, если мигрант будет голодать или не сможет получить лекарство для ребенка, если он не примет предложение, тогда предложение будет принудительным.

Часть 2 ст. 188 УК устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет такие предметы: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности.

В этих ситуациях тот факт, что мигрант соглашается на контрабанду, не меняет того факта, что он является принудительным. Критическая проблема заключается в том, чтобы определить, какие альтернативы считаются приемлемыми, а какие нет. Вопрос о приемлемых альтернативах возвращается к международным нормам и к тому, что философ Алан Вертхаймер называет «моральным основанием». Оценивая, что считается принудительным, и что считается консенсуальным, государства вынуждены принимать моральные решения о том, какие виды поведения приемлемы или допустимы в обществе, а какие нет.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, характеризуется действиями, выражающимися в незаконном перемещении через таможенную границу товаров и предметов в крупном размере. Закон называет шесть способов незаконного перемещения: а) помимо таможенного контроля;

б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с обманным использованием документов; г) с обманным

использованием средств таможенной идентификации; д) сопряженного с недекларированием; е)

сопряженного с недостоверным декларированием.

Перемещение через таможенную границу означает: а) ввоз на таможенную территорию; б) вывоз с таможенной территории товаров, транспортных средств; в) пересылка почтой; г) использование трубопроводного транспорта; д) использование линий электропередач. Не все способы перемещения связаны с физическим пересечением таможенной границы (подп. 7 п. 1 ст. 11, ст. 291, 310 и 314 Таможенного кодекса РФ). Закон определяет место совершения преступления - таможенная граница.


Таможенной границей считаются пределы таможенной территории РФ, периметры свободных таможенных зон и свободных складов (п. 4 ст. 2 Таможенного кодекса РФ). Таможенная территория РФ включает сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, искусственные острова, установки и сооружения на них, расположенные в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации (п. 1-3 ст. 2 Таможенного кодекса РФ). На территории РФ могут размещаться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся вне таможенной территории России. Таким образом, понятия Государственной границы РФ и таможенной границы РФ совпадают. Ввоз товаров и иных предметов означает фактическое перемещение предметов через таможенную границу до их выпуска таможенными органами (подп. 8 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ), вывоз предметов - подачу таможенной декларации и совершение иных действий с этими предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (подп. 9 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ). Такими действиями признаются: а) вход (въезд) физического лица, выезжающего из России, в зону таможенного контроля; б) сдача товаров транспортным организациям;

в) сдача международных почтовых отправлений организациям почтовой связи для отправки за пределы

таможенной территории Российской Федерации; г) действия лица, непосредственно направленные на

фактическое пересечение таможенной границы товарами и иными предметами вне установленных мест

(подп. 9 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

Незаконное перемещение свидетельствует о том, что перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу совершается с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом РФ (подп. 10 п. 1 ст. 11). Статья 188 УК предусматривает несколько способов незаконного перемещения через таможенную границу.

Перемещение помимо таможенного контроля означает перемещение товаров и транспортных средств вне таможенных постов, вне времени, установленного для оформления. Таможенный контроль включает совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ (подп. 19 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ). Таможенный контроль осуществляют таможенные органы: Федеральная таможенная служба РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ и таможенные посты РФ.

Перемещение с сокрытием от таможенного контроля означает использование тайников и других способов, затрудняющих обнаружение предметов. Тайники - это приспособления или хранилища, созданные в целях сокрытия товаров или иных предметов (двойное дно в чемоданах, отверстия в каблуках обуви, в ручках зонтов и т.д.). Использование различных емкостей в транспортных средствах (в колесах автомашин, в поручнях), помещений (в тамбурах поездов), а также естественных углублений на теле (нос, ухо) раскрывает понятие способа, затрудняющего обнаружение предмета.

Перемещение с обманным использованием документов заключается в представлении таможенному органу поддельных или недействительных документов, полученных незаконным путем, а также относящихся к другим товарам или транспортным средствам. Имеются в виду документы, выданные таможенным органом (накладные, багажные квитанции, акты о выгрузке товара и т.д.) или оформленные с их участием (лицензии и сертификаты).

Перемещение с обманным использованием средств таможенной идентификации означает, что те средства, при помощи которых таможенные органы маркируют товары или предметы, позволяющие их индивидуализировать, а также используемые в целях недопущения взлома, изъятия или вложения каких-либо предметов, оказались поддельными или проставлены с нарушением установленных правил. Средствами идентификации являются: пломбы, печати, штампы, цифровая или буквенная маркировка, взятие проб и образцов, использование чертежей, составление масштабных изображений, фотографии, видеозаписи, иллюстрации и другие средства, позволяющие идентифицировать товары и предметы (ст. 83 Таможенного кодекса РФ).

Перемещение с недекларированием товаров и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу, означает незаявление по установленной форме в таможенной декларации о перемещаемых через таможенную границу предметах.

Перемещение с недостоверным декларированием означает, что перевозимые предметы задекларированы, но под другими наименованиями. Например, перемещение готовых изделий под видом материалов для их изготовления, изделий из драгоценных металлов под видом бижутерии, металла под видом металлического лома.

Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, является крупный размер. Крупным размером, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК, признается стоимость перемещаемых товаров или предметов, превышающая 250 тыс. руб. Незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. 16.1 и 16. 2 КоАП РФ).

Состав преступления по конструкции формальный. Момент окончания преступления имеет свои особенности при ввозе и вывозе предметов: при ввозе преступление признается оконченным с момента перемещения предметов через таможенную границу, при вывозе - с момента ввоза предметов в зону таможенного контроля или подачи таможенной декларации и совершения иных действий с намерением вывезти эти предметы из Российской Федерации, о чем свидетельствуют сведения, указанные в таможенной декларации.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы путем использования одного из способов, указанных в законе, и желает совершить эти действия. Цели и мотивы могут быть различными. Они не влияют на квалификацию.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Признаки непосредственного объекта и субъективной стороны преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК, совпадают полностью с аналогичными признаками первого вида контрабанды, частично совпадают и признаки объективной стороны. Преступление может быть совершено теми же способами, как и контрабанда, предусмотренная ч. 1 ст. 188 УК. Отсутствует только признак крупного размера контрабанды, что объясняется спецификой предметов контрабанды второго вида. Незаконное перемещение предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК, не только нарушает установленный порядок внешнеэкономической деятельности и правила таможенного контроля, но может представлять угрозу для общественной безопасности (при ввозе наркотиков, оружия), экономической безопасности (при вывозе стратегического сырья). Поэтому перемещение через таможенную границу указанных предметов даже в малых размерах образует признаки контрабанды.

Субъектом преступления могут быть, кроме частных лиц, должностные лица государственных органов и организаций, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих организациях, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление внешнеторговой деятельности.

Часть 3 ст. 188 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) контрабанда, совершенная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Первое отягчающее обстоятельство имеет в виду случаи, когда контрабанда совершается должностным лицом с использованием своего служебного положения - работником таможенной службы или лицом, освобожденным от некоторых форм таможенного контроля. В соответствии со ст. 366 Таможенного кодекса РФ формами таможенного контроля являются: проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр и некоторые другие. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих с ним членов его семьи. Личный багаж членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей также не подлежит досмотру, если указанные лица пересекают Государственную границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей (ст. 386 Таможенного кодекса РФ).

Совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, выражается в применении побоев, телесных повреждений различной тяжести. Контрабанда, сопряженная с лишением жизни таможенного сотрудника, должна квалифицироваться по совокупности преступлений: по п. «б» ч. 3 ст. 188 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Часть 4 ст. 188 УК предусматривает ответственность за контрабанду, предусмотренную ч. 1, 2 и 3 рассматриваемой статьи, если она совершена организованной группой. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. В состав группы могут входить рядовые граждане, а также должностные лица органов исполнительной власти, правоохранительных органов, таможенной службы.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча