03.02.2019

Принципы и методы правового регулирования предпринимательской деятельности. Принципы регулирования предпринимательства. Общий правовой режим предпринимательской деятельности


Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный характер. Обычно принципы права, в том числе принципы, составляющие основу экономических отношений, закрепляются в Конституции, конституционных и иных фундаментальных законах. Так, конституции большинства государств, в том числе Конституция, содержат нормы, регулирующие отношения в области экономики. Применительно к конституционной основе экономики Республики Беларусь можно предложить следующую систему общих конституционных принципов, которые определяют характер правового регулирования предпринимательской деятельности.

1. Принцип свободы предпринимательской деятепьности является, безуслов
но, основным конституционно-правовым началом для построения всей системы
правового регулирования предпринимательской деятельности. В соответствии с
положением ч. 4 ст. 13 Конституции "государство гарантирует всем равные воз
можности свободного использования способностей и имущества для предприни
мательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Возможность ограничения свободы предпринимательства "в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц" и "только в случаях, предусмотренных законом" следует из нормы ч. 1 ст. 23 Конституции. В условиях же чрезвычайного или военного положения осуществление полномочий, вытекающих из права на свободное предпринимательство, может быть приостановлено в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом (ч. 1 ст. 63 Конституции). На основании изложенного рассматриваемый конституционный принцип целесообразно сформулировать как принцип свободы предпринимательской деятельности в рамках правовых предписаний, направленных на охрану общественных интересов. Иными словами, речь идет об ограниченной (государством) свободе.

2. Принцип равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (ч. 2 ст. 13 Конституции). Данный принцип имеет юридический характер. С экономической же точки зрения речь идет о принципе юридического равенства Форм собственности, под которым понимается равенство возможностей, предоставляемых всем субъектам присвоения". Производным от названного принципа является принцип равенства правового статуса субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

3. Принцип неприкосновенности собственности как основа имущественных отношений в экономике закреплен в ст. 44 Конституции. Собственность-это ядро экономической и правовой системы, фундамент любой общественно-экономической формации"*, поэтому собственнику (как частному, так и госу-

Гражданское право: Учеб.: В 2 т - 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: БЕК, 2002, -Т. 1. - С. 482.

"" Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности: Предпринимательское право. - 4-е изд. - М.: Норма, 2002. - С. 286.


дарственному) необходимо обеспечить стабильность в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом. При несоблюдении этого условия никакая экономика функционировать не может. При этом указанный принцип не исключает возможность принудительного отчуждения имущества, но лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (ч. 6 ст. 44 Конституции)".

4. Принцип государственного управления экономикой. В Республике Беларусь данный принцип нащел отражение в ч. 4 ст. 13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. При этом ч. 5 ст. 13 Конституции закрепляет основное требование, которому должно соответствовать государственное управление экономической деятельностью, - его со-циапьную направленность.

5) Безусловно, определенные особенности экономической системы зависят от существования и содержания так называемых общепризнанных (всеобщих) принципов права. При этом в данной сфере общественной жизни эти принципы имеют свой, присущий для данной области, комплекс императивов. Так, принцип верховенства права (ст. 7 Конституции), являясь общеотраслевым, в отношении предпринимательской деятельности рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями норм права, а с другой - деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям. Меры по обеспечению верховенства права в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст. 12 ГК, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего фажданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) организации.

В систему принципов правового регулирования предпринимательской деятельности кроме выщеперечисленных конституционных принципов следует вютючить и принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь.

Особое значение для правового регулирования предпринимательской деятельности имеют принципы фажданско-правового регулирования, которые в первую очередь основываются на положениях Конституции, а в отдельных случаях и повторяют их, и выражают сущность фажцанско-правовых отношений в целом. В общей форме они сформулированы в норме ст. 2 ГК.

01^уи<дение по смыслу п. 1 ст. 236 ГК представляет собой добровольную передачу иму-шества в пользу другого лица, в то время как в отношении устранения из обращения имущества независимо от волеизъявления его обладателя используется слово ""изъятие" (п. 2 ст. 236 ГК).


Под методом правового регулирования предпринимательской деятельности понимается совокупность конкретных приемов, способов регулирующего воздействия на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой деятельности. Сущность метода правового регулирования определяется предметом регулирования. Возникновение в процессе осуществления предпринимательской деятельности двух качественно отличных групп общественных от-нощений позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования предпринимательской деятельности, таким образом, являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов.

Горизонтальные общественные отнощения как составная часть предмета регулирования подвергается воздействию приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон правоотнощения, определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров.

Вертикальные же общественные отнощения, составляющие вторую часть предмета правового воздействия, регулируются способами, характерными чертами которых являются властеотнощения между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормах праваобстоятельств, с четко определенными правами и обязанностями участников.

§ 5. Формы предпринимательской деятельности

Исходя из легального определения, предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность^") и с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в предусмотренных ГК организационно-правовых формах). Отдельные авторы указывают, что "особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя"^". Данная форма была закреплена в ст. 3 Закона о предпринимательстве, однако в силу того, что деятельность руководителя предприятия не отвечает всем признакам предпринимательской деятельности (отсутствуют такие признаки, как осуществление деятельности от своего имени, под свою имущественную ответственность и на свой риск), в ГК эта форма учтена не была. Следовательно, исходя из положений ст. 1137 ГК, можно сделать вывод о том, что в настоящее время рассматриваемая Е.А. Реуцкой форма предпринимательской деятельности не может иметь места.

Индивидуальная предпринимательская деятельность будет рассматриваться в главе 3 настоящей работы.

" Реуцкая Е.А. Хтяйптнкннпе право: курс интелсизвойладгвтовки. - Минск: ТетраСи-стемс, 2007. - С.24.


Понятие "организационно-правовая форма" употребляется в отношении организаций со статусом юридического лица, поэтому, когда идет речь о предпринимательской деятельности с образованием юридического лица, можно говорить о предпринимательской деятельности в различных организационно-правовых формах. Соответственно под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают "совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами"^^

Имущественные отличия проявляются в зависимости от того, кто выступает субъектом собственности или на базе какого вещного права осуществляет свою деятельность организация. Если имущество является государственным, то речь идет о государственных предприятиях, находящихся в республиканской или коммунальной собственности. Хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, частные унитарные предприятия относятся к частным коммерческим организациям.

В зависимости от объема прав самой организации на испшъзуемое ею гшуще-ство можно вьщелить три отличных друг от друга модели имущественных отношений: организации, обладающие правом оперативного управления на имущество, в частности, казенные предприятия; организации, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество, - унитарные предприятия; организации, обладающие правом собственности на имущество, - все остальные организации.

Организационные отличия отражают особенности внутренней структуры управления деятельностью коммерческой организации. Так, в унитарных предприятиях данная структура представлена отношениями руководителя и собственника имущества, основанными на контракте, в хозяйственных товариществах - взаимоотношениями участников, в хозяйственных обществах и производственных кооперативах - взаимоотношениями общего собрания участников и исполнительных органов.

Особенности взаимодействия собственника имущества и учредителей (участников) проявляются в первую очередь в их правах на участие в управлении деятельностью организации. Так, собственник унитарного предприятия определяет цели деятельности предприятия, утверждает устав и назначает руководителя, но в последующем не вмешивается в оперативную деятельность предприятия. В коммандитном товариществе управление деятельностью осуществляется только полными товарищами, вкладчики (коммандиты) в управлении делами товарищества не участвуют.

Конструкция ответственности также является отличительным признаком организационно-правовой формы. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества всем своим имуществом. В хозяйственных обществах, за исключением общества с дополнительной ответственностью, участники не отвечают по долгам общества, а лишь рискуют своей долей в капитале общества. Участники производственного кооператива кроме риска своим паем отвечают по долгам коопера-

Ершова И.В. Предпринимательское право: Учеб. - М.: Юриспруденция, 2002. - С. 29.


тива субсидиарно, в пределах, определенных уставом, что характерно и для участников общества с дополнительной ответственностью.

Исходя из перечисленных признаков можно выделить следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с Офаничен-ной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и частные унитарные предприятия. Указанные организации в соответствии с действующими правовыми нормами являются коммерческими, т.е. основной целью их деятельности является получение прибыли и (или) распределение ее между участниками.

Организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими (п. 1 ст. 46 ГК). Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Например, в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 15 июня 1993 г "Об адвокатуре" создаются коллегии адвокатов, в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. "О торгово-промышленной палате" - торгово-промышленные палаты, в соответствии с правилами Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. "О Национальной академии наук Беларуси" в редакции Закона Республики Беларусь от 29 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополне-" НИИ в Закон Республики Беларусь "О Национальной академии наук Беларуси» действует Национальная академия наук. Нормы Главы 14 Кодекса Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 г. допускают возможность создания садоводческих товариществ, являющихся некоммерческими организациями.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность при условии, что эта деятельность соответствует следующим требованиям: 1) она необходима ддя уставных целей, ради которых они созданы, 2) соответствует этим целям, 3) отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций (ч. 4 п. 3 ст. 46 ГК). Первое требование состоит в том, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций способствует достижению уставных целей таких организаций, например, учреждение образования направляет полученную прибыль на приобретение литературы, выплату заработной платы, финансирование служебных творческих командировок и т.д.

Буквальное толкование второго требования означает единство целей создания некоммерческой организации и осуществляемой ею предпринимательской деятельности. Например, целям создания учреждения образования соответствуют оказание платных образовательных услуг, научная деятельность, производство товаров, соответствующих профилю учреждения.

По смыслу норм ч. 2, ч. 3 ст. 46 ГК некоммерческие организации могут создаваться в целях, направленных на достижение общественных благ, например, для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья фаждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей фаждан, защиты прав, законных интересов фаждан


и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с правовыми нормами и т.п., а также для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и организаций в случаях, предусмотренных нормами ГК и других законодательных актов.

Исходя их этих целей - направленных на достижение общественных благ или на удовлетворение материальных (имущественных) потребностей - определяется предмет деятельности некоммерческой организации, т.е. конкретные виды деятельности, которые перечислены в ее учредительных документах.

В отношении отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций (ассоциации, союзы) установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности, однако такие организации вправе выступать в качестве учредителей коммерческих организаций (ч. 2 п. I ст. 121 ГК),

Политические партии не имеют права и на участие в создании коммерческих организаций. Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики (ст. 23 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г "О политических партиях").

В целях удовлетворения материальных (имущественных) потребностей участников создаются некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов. Для достижения этой цели последние объединяют имущественные паевые взносы (п. 1 ст. 116 ГК). Норма ст. 116 ГК не содержит прямых указаний либо запретов на осуществление потребительским кооперативом предпринимательской деятельностью. Однако норма п. 5 данной статьи ГК содержит прямой запрет на распределение доходов и прибыли между членами потребительского кооператива, из чего следует вывод о том, что кооператив может заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли при условии соблюдения рассмотренных выше требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Не являются самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности фондовые, валютные и товарные биржи, банки и небанковские кредитные организации.

Принципы предпринимательского права - это основополагающие начала

для правовых норм предпринимательского права. К принципам предпринимательского права относятся:

1) общие принципы права:

а) справедливости;

6) пропорциональности и соразмерности при ограничении субъективных прав;

в) юридической безопасности;

г) добросовестности и недопустимости злоупотребления субъективными правами;

2) общие принципы рыночной экономики:

а) правового государства;

6) демократии;

в) разделения властей;

г) равенства перед законом и судом;

д) социальной рыночной экономики;

3) специальные принципы рыночной экономики:

а) общедозволительности;

6) свободы и единства экономической деятельности, включая право на свободу выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, на обладание имуществом в собственности, на владение, пользование и распоряжение им, на свободу договора

в) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

г) признания и защиты равным образом различных форм собственности;

д) неприкосновенности частной собственности;

е) поддержки конкуренции.

Основными принципами предпринимательского права являются:

1) принцип свободы предпринимательской деятельности.

Данный принцип закреплен в ст.34 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Этот принцип означает, что предприниматель имеет право начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой незапрещенной форме с использованием не изъятых из оборота видов имущества и т. д. Но свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, но в интересах общества. Свобода предпринимательской деятельности ограничивается и лицензированием отдельных видов хозяйственной деятельности;

2) принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты.

Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, которая гласит: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Согласно этому принципу законодательством не могут быть установлены какие - либо привилегии или ограничения для любой формы собственности для субъектов, которые ведут предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. Для всех субъектов предусматриваются одинаковые правила защиты;

3) принцип единого экономического пространства.

Данный принцип устанавливает закрепленное в Конституции «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим принципом на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Федеральным законом для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей могут вводиться ограничения. Федеральные исполнительные органы власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе вводить ограничения по собственной инициативе;

4) принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной па монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Соблюдение этого принципа необходимо для развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности;

5) принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства осуществляется различными формами и методами, которые определяются политическими условиями, Уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами;

6) принцип законности.

В соответствии с данным принципом предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства, а государство должно обеспечить законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, которые регулируют предпринимательство. Для нормативного регулирования укрепления законности были введены правила регистрации актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ.

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определённых принципах, которые характеризуют и определяют правовое регулирование в сфере предпринимательского права.

Принципы российского предпринимательского права - основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах .

2. Принцип признания многообразия форм собственности , юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства , который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях .

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими). Прямое государственное регулирование выражается в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; установлении запретов; применении мер ответственности, а косвенное - в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.


6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Законность обеспечивает стабильность экономики и её финансовой системы.

7. Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики. Основная цель занятия предпринимательской деятельностью - получение прибыли.

7. Понятие предпринимательской деятельности и ее признаки .

Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности:

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности.

Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

Доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;

Размеры прибыли;

Получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

а) организационная самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер);

б) имущественная самостоятельность - наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. risco - «отвесная скала») - вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.

4. Легализованный характер. Наличие специального субъекта (предпринимателя) т.е. лица, зарегистрированного в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)).

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Извлечение дохода от определённой деятельности: продажи товаров, оказание услуг, выполнение работ, получения доходов от использования имущества (например сдача помещения в аренду) и объектов интеллектуальной собственности предпринимателя.

7. Профессионализм - признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако в качестве обязательного он указан в законодательстве Германии, Франции и др.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

По форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность:частная, государственная, муниципальная;

По количеству участников: индивидуальная, коллективная;

По характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.

Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. В качестве основных принципов предпринимательского права могут быть названы следующие.
1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, в силу ст. 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.
Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов.
Важно сказать, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил развитие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в ст. 1 и 421 ГК РФ принцип свободы договора.
В силу принципа свободы договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.
2. Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности- *(источник № 36), действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты.
Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной (государственной и муниципальной) собственности.
Заметим, что имущество, находившееся в личной собственности граждан СССР, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйствования и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуальные предприниматели, и все коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на основе частной собственности. Возрастанию роли частной собственности в экономике во многом способствует широкомасштабная приватизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в.
Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ.
3. Принцип единого экономического пространства, т.е. "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Согласно этому принципу на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.
4. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности. Данный принцип также нашел закрепление в Конституции РФ, в соответствии со ст. 34 которой "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию" (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления и монополᴎϲтической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках"- *(источник № 37) - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.
5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические.
Вместе с тем, признавая необходимость государственного регулирования предпринимательства в качестве принципиального положения, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).
Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы комплексной отрасли предпринимательского права, сочетающей в себе частноправовые и публично-правовые начала.
6. Принцип законности является общеотраслевым, и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта.
Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных нормативных правовых актов. Принцип законности проявляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка.
Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления.
Завершая рассмотрение вопроса о принципах предпринимательского права, отметим, что в научной и учебной литературе называются и иные, не рассмотренные в настоящем учебнике принципы. Так, В.В. Лаптев относит к числу принципов предпринимательского права принцип "получения прибыли как цели предпринимательской деятельности"- *(источник № 38). Как представляется, цель получения прибыли не может быть положена в основу формирования отрасли предпринимательского права и предпринимательского законодательства, а относится к признакам самой предпринимательской деятельности. В этой ипостаси - получения прибыли как цели предпринимательской деятельности - данное понятие и было нами рассмотрено.

Лекция, реферат. 1.3. Принципы предпринимательского права - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный характер. Обычно принципы права, в том числе принципы, составляющие основу экономических отношений, закрепляются в Конституции, конституционных и иных фундаментальных законах. Так, конституции большинства государств, в том числе наша Конституция, содержат нормы, регулирующие отношения в области экономики. Применительно к конституционной основе экономики Республики Беларусь можно предложить следующую систему общих конституционных принципов, которые определяют характер правового регулирования предпринимательской деятельности.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности является, безусловно, основным конституционно-правовым началом для построения всей системы правового регулирования предпринимательской деятельности. В соответствии с положением ч.4 ст.13 Конституции "государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Возможность ограничения свободы предпринимательства "в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц" и "только в случаях, предусмотренных законом" следует и из нормы ч.1 ст.23 Конституции.

В условиях же чрезвычайного или военного положения осуществление полномочий, вытекающих из права на свободное предпринимательство, может быть приостановлено в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом (ч.1 ст.63 Конституции).

На основании изложенного рассматриваемый конституционный принцип целесообразно сформулировать как принцип свободы предпринимательской деятельности в решках правовых предписаний, направленных на охрану общественных интересов. Иными словами, речь идет об ограниченной (государством) свободе.

2. Принцип равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (ч.2 ст.13 Конституции). Данный принцип имеет юридический характер. С экономической же точки зрения речь идет о принципе юридического равенства форм собственности, под которым понимается равенство возможностей, предоставляемых всем субъектам присвоения. Производным от названного принципа является принцип равенства правового статуса субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

3. Принцип неприкосновенности собственности как основа имущественных отношений в экономике закреплен в ст.44 Конституции. Собственность - это ядро экономической и правовой системы, фундамент любой общественно-экономической формации, поэтому собственнику (как частному, так и государственному) необходимо обеспечить стабильности в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом. При несоблюдении этого условия никакая экономика функционировать не может. При этом указанный принцип не исключает возможность принудительного отчуждения имущества, но лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (ч.6 ст.44 Конституции).

4. Принцип государственного управления экономикой. В Республике Беларусь данный принцип нашел отражение в ч.4 ст.13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и част ной экономической деятельности в социальных целях. При этом ч.5 ст.13 Конституции закрепляет основное требование, которому должно соответствовать государственное управление экономической деятельностью, - его социальную направленность.

5) Безусловно, определенные особенности экономической системы зависят от существования и содержания так называемых общепризнанных (всеобщих) принципов права. При этом, в данной сфере общественной жизни эти принципы имеют свой, присущий для данной области комплекс императивов. Так, принцип верховенства права (ст.7 Конституции), являясь общеотраслевым, в отношении предпринимательской деятельности рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями норм права, а с другой - деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям. Меры по обеспечению верховенства права в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст.12 Гражданского Кодекса Республики Беларусь, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего гражданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) организации.

В системе принципов правового регулирования предпринимательской деятельности кроме вышеперечисленных конституционных принципов следует включить и принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь.

Особое значение для правового регулирования предпринимательской деятельности имеют принципы гражданско-правового регулирования, которые в первую очередь основываются на положениях Конституции, а в отдельных случаях и повторяют их, и выражают сущность гражданско-правовых отношений в целом. В общей форме они сформулированы в норме ст.2 Гражданского Кодекса Республики Беларусь.

Под методом правового регулирования предпринимательской деятельности понимается совокупность конкретных приемов, способов регулирующего воздействия на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой деятельности. Сущность метода правового регулирования определяется предметом регулирования. Возникновение в процессе осуществления предпринимательской деятельности двух качественно отличных групп общественных отношений позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования предпринимательской деятельности, таким образом, являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов.

Горизонтальные общественные отношения как составная часть предмета регулирования подвергается воздействия) приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон правоотношения, определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров.

Вертикальные же общественные отношения, составляющие вторую часть предмета правового воздействия, регулируются способами, характерными чертами которых являются властеотношения между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормах правообстоятельств, с четко определенными правами и обязанностями участников.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча