13.02.2019

Исключительная подведомственность. Территориальная подведомственность дел об административных правонарушениях


Это тема, которой быть не должно потому, что есть вещи, которые должны регулироваться так просто, даже тупо, чтобы всё было предельно понятно. Открываешь, читаешь и всё понятно. Почему? Процесс – штука непростая. А что такое подведомственность и подсудность? Это ответ на вопрос о том, в какой суд идти. И если проблемы создать уже на этом уровне, то тогда процесс превращается в ад. Ранее Шварц читал лекции по 6 часов по подсудности. Теперь он хочет в 2 часа их уложить, так как современное нормативное регулирование подведомственности столь безобразно, что подведомственность из механизма, обеспечивающего доступ к судебной защите, превратилась в механизм физического воспрепятствования судебной защите. Просто надоело и противно обо всём этом говорить. Хотя можно в такие детали уйти, 6, 8 часов – просто сказка.

Подведомственность.

5 понятий подведомственности (для начала).

1. Это «пределы ведомства» («под ведомством»). Пределы власти. Компетенция. Отсюда подведомственность – это процессуальное наименование компетенции государственного органа (суда) по рассмотрению и разрешению юридических дел (споров).

2. Подведомственность – это свойство дела, характеристика дела подлежать рассмотрению и разрешению в определённом юрисдикционном органе.

3. Подведомственность – это институт гражданского процессуального права (совокупность норм, определяющих: где, когда, в каком суде рассматриваются юридические дела).

4. может быть, это включить надо в первое? Одно и то же? Подведомственность – этоэлемент процессуальной правосубъектности суда. Процесс – это система процессуальных правоотношений. Что значит в них вступить? Найти предпосылки этих правоотношений. Так вот, подведомственность – этопервая предпосылка процессуальной правосубъектности. Элементами правосубъектности суда являются: 1. Подведомственность (базовый, широкий, основной элемент), 2. Подсудность (когда мы выберем суд, компетентный рассматривать дело, из числа видов судов РФ, потом нужно найти конкретный суд), 3. Личная правоспособность состава суда – это ни что иное, как законный состав суда (ст. 16, 17, которые мы читали). Во-первых, мы должны прийти в суд, которому дело подведомственно, подсудно, и судья в кресле сидеть должен законный.

5. Подведомственность – это рабочий механизм (инструмент) распределения дел между юрисдикционными органами. Американские учебники гражданского процесса начинаются с вопроса подведомственности (в какой суд идти?). Ответ на этот вопрос должен быть предельно простым, но в современных условиях это высшая математика.

Виды подведомственности.

1. Исключительная (подведомственность «здесь и только здесь»). Исключается рассмотрение дела в другом юрисдикционном органе. Дела о восстановлении на работе только где? В суде. Дела о расторжении брака между супругами с детьми – только в суде. Это примеры исключительной подведомственности.

2. Смешанная . Что-то смешали. Что смешали? В наше время смешивается всё, что только можно. В данном случае: смешанные инструменты судебной и административной (общественной) юрисдикции. Примеры: трудовые споры помимо восстановления на работе. Можно в комиссию по трудовым спорам, можно в федеральную инспекцию труда, а можно в суд, по выбору заинтересованного лица. Выбор несудебной юрисдикции не прекращает возможность пойти в суд. Если мы пошли в КТС, или в федеральную инспекцию труда, мы потом сможем пойти в суд. При отсутствии детей – расторжение брака либо в суде, либо в ЗАГС при взаимном согласии супругов.

3. Условная . Значит, дело подведомственно под условием. Какое имеется в виду условие? Условие в виде соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. Прежде чем пойти в суд, нужно направить претензию. Какие споры приходят на ум? Перевозка или ст. 452 ГК (своего рода, генеральное правило условной подведомственности): прежде чем расторгнуть договор, нужно направить претензию противоположной стороне. Пока условие не выполнено, суд не компетентен рассмотреть дело.

4. Императивная . Родная сестра подведомственности условной. Тут тоже можно пойти в суд. Как и при условной, нужно выполнить некое действие. Разница в том, чтопри условной подведомственности стороны обязаны попытаться урегулировать спормежду собой , апри императивной – обязаныпередать спор на разрешение внесудебной юрисдикции. Сначала внесудебная юрисдикция, а потом – в суд. Как правило, какая внесудебная юрисдикция? Административная. Императивная подведомственность имеет весьма драматическую историю. Было сначала её отрицание, затем – полное восстановление в нашем законодательстве. Речь идёт об административных делах. Сначала, перед жалобой в суд, была обязательна жалоба вышестоящему начальнику. Победила Конституция 1993 года, было сказано, что императивная подведомственность ей противоречит (доступ к правосудию) диссертации о том, что императивную подведомственность нужно упразднить. Подведомственность – не научная категория, это категория целесообразности, так какне бывает судов плохих и хороших (поэтому не может быть таких диссертаций). Не должны быть разговоры: одни умнее, а другие глупее. Говорили, что императивная подведомственность противоречит ст. 46 Конституции. Последним бастионом пал Таможенный Кодекс 1992 года, который последний отстаивал и сохранял императивную подведомственность. Потом мы про неё забыли. Потом она резко и неожиданно вернулась в НК. Ст. 101 НК, 108 НК, 109 НК – прежде чем подавать заявление в суд, сначала – обратиться в вышестоящий налоговый орган.История совершила круг на наших глазах. Шварц: никакого противоречия ст. 46 Конституции нет. Досудебное урегулирование возможно и необходимо. Товарные знаки, патенты – прежде чем подавать иск в суд, сначала нужно обратиться в Роспатент. Это примеры императивной подведомственности. Сначала во внесудебный юрисдикционный орган, и только потом – в суд. В этом разница с условной подведомственностью: там нужно попытаться урегулировать спор между собой.

5. Альтернативная . В отличие от смешанной подведомственности, а там смешанные виды общественной, административной и судебной компетенции, и можно обратиться в общественную или административную компетенцию, а потом в суд, или же сразу в суд (тут выбор, как и в альтернативной), выбор административной или общественной юрисдикции прекращает своё существование, альтернатива только до момента выбора существует. Но в суд всё равно можно пойти, судебная защита гарантирована Конституцией.В нашей действительности альтернативная подведомственность – это выбор между судами (арбитражным судом и судом общей юрисдикции). Почему не может быть альтернативной подведомственности? Потому что дублирование компетенций судов – нежелательное явление (два суда обладают одинаковой компетенцией, раз уж можно выбирать). Но сейчас и альтернативная подведомственность у нас есть. Ст. 122 ГПК. Вексельное требование может быть как коммерческим, так и некоммерческим. В арбитражном процессе судебного приказа нет. Дальше практика, размышляя над этим вопросом, породила постановление пленума 3/2 от 5 февраля 1998 года, где сказано, что коммерсанты по вексельному коммерческому требованию, могут выбирать: за судебным приказом – в суд общей юрисдикции, а с иском – в арбитражный суд. Таким образом, одно и то же требование между одними и теми же субъектами альтернативно подведомственно в приказном производстве и в исковом соответственно суду и арбитражному суду. Конкурирующих и совпадающих компетенций быть не должно (Шварц).

6. Договорная . Возможность передать спор на разрешение третейского суда – об этом мы читаем в ч. 3 ст. 3 ГПК, а далее – в ст. 222 ГПК. Заявление остаётся без рассмотрения, если имеется соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда и от ответчика поступило возражение о рассмотрение спора в суде.

Введение…………………………………………………………...………..3

1.Понятие подведомственности и подсудности гражданских дел……...5

2.Родовая подсудность в гражданском процессе………………………...9

3.Территориальная подсудность в гражданском процессе…………….13

Задача ……………………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………….22


ВВЕДЕНИЕ

Подведомственность - относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанно­го органа или третейского суда.

Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

Проблема подведомственности и подсудности гражданско-правовых споров занимает одно из самых актуальных мест в теории гражданского процесса. В настоящее время особую значимость этому вопросу придает осуществляемая в России административная реформа и реформа судебной системы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и характеристика подсудности и подведомственности гражданских дел и ее видов. Правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Очень важно уметь отличать подсудность от подведомственности. Подсудность представляет собой процессуальный институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы. В этом и есть отличие подсудности от подведомственности. Последняя, регулирует отнесение юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.

Тема, выносимая на рассмотрение, имеет некоторые общие аспекты с темой подсудности уголовных дел изучаемой в рамках курса «Уголовно-процессуальное право», а также с соответствующими темами административного права.

В правоприменительной деятельности, вопросы подведомственности и подсудности, оказывают первейшее влияние на весь ход гражданского судопроизводства, способствуют единообразному формированию практики применения законодательства, упорядочивают процедуру разрешения споров. В правоприменительной практике указанные институты определяют общие подходы к осуществлению правосудия, способствуют правильному пониманию и толкованию и применению норм процессуального права.

Основной задачей является изучение главы 3 (подведомственность и подсудность) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской федерации». При изложении материала в работе использовались новейшие нормативные акты, был проведен анализ Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и иных источников.

Теоретической базой данной контрольной работы являются научные труды представителей юридической науки М.Л. Викут, И.В. Решетникова, М. К. Треушникова и другие.


1.Понятие подведомственности и подсудности гражданских дел

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляют различные юрисдикционные органы, как государственные, так и негосударственные .

К государственным органам, которые осуществляют правосудие, относятся суды конституционные (уставные), суды общей юрисдик­ции, арбитражные суды и административные суды.

К негосударственным органам, имеющим право рассматривать гражданско-правовые споры, относятся смешанные органы (комис­сии по трудовым спорам) и общественные образования (третейские суды).

В некоторых случаях защиту гражданских прав и охраняемых зако­ном интересов специфическими методами осуществляют исполни­тельные федеральные органы и органы местного самоуправления, нотариат. Но действия таких органов по защите гражданских прав можно обжаловать в суд.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в особом порядке, Предусмотренном гл. 61 ТК.

Таким образом, юридические вопросы разрешают различные госу­дарственные, смешанные и общественные органы, которые в силу ука­зания закона имеют на это право.

Подведомственность - относимость нуждающихся в государст­венно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанно­го органа или третейского суда.

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной или определяемой по связи требований.

Исключительная подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 384 - 389). Порядок разрешения коллективных трудовых споров также состоит из ряда этапов (ст. 401 Трудового кодекса РФ).

Подсудность - распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами - установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому, или другому суду постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.

Подсудность - это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции .

В соответствии с ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (ст. 4).

Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней:

а) районные суды;

б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов;

в) Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ)

Подсудность гражданских дел судам определенного уровня судебной системы называется родовой подсудностью.

Все гражданские дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа: одни дела подсудны по первой инстанции мировым судьям, другие - районным судам, третьи - верховным судам республики, областным, краевым судам, городским судам городов Москвы и Санкт-Петербурга, суду автономной области, судам автономных округов, четвертые - Верховному Суду Российской Федерации.

Родовая подсудность определяется характером (родом) дела, предметом спора, иногда субъектным составом материального правоотношения (например, при усыновлении детей иностранцами).

По родовой подсудности происходит отграничение компетенции мировых судей от районных судов по рассмотрению дел по первой инстанции, районных судов от компетенции судов субъектов Федерации и последних - от компетенции Верховного Суда Российской Федерации.

В качестве признака определения подсудности, кроме рода дела, выступает также территория, на которой функционирует конкретный суд. Признак территории функционирования суда позволяет определять, какому из однородных судов (из множества районных либо судов субъектов Федерации) подсудно данное дело.

Этот вид подсудности называется территориальной (местной) подсудностью. Правила территориальной (местной) подсудности позволяют распределять гражданские дела для рассмотрения по первой инстанции между однородными судами.

В теории гражданского процессуального права территориальную подсудность разделяют на подвиды: общая территориальная подсудность, подсудность по выбору истца (альтернативная), исключительная подсудность, договорная подсудность и подсудность по связи дел.

В каждом процессуальном кодексе России (ГПК, АПК, КАС) встречается термин «подведомственность дел», без расшифровки. Так что это такое?

С помощью этого института определяется уполномоченный на рассмотрение спора между лицами орган. Перед , до и в целом или с , нужно разобраться с подведомственностью. В законодательстве РФ такой термин не имеет определения.

Подведомственность можно определить как полномочия судов, арбитражных, третейских судов, нотариата, государственных органов разрешать определенные правовые вопросы. К примеру, может осуществляться с помощью обращения в комиссию. Нарду с этим, подведомственность — это возможность защитить свои права.

Рассмотрим подробнее принципы подведомственности дел и ее разновидности.

Разновидность подведомственности дел

По форме защиты выделяют следующие виды подведомственности:

  • судебная — заключается в компетенции различных видов судов (например, арбитражный суд, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ).
  • административная — полномочия административных органов (органов власти);
  • общественная — полномочия нотариата, третейских судов и иных органов, которые носят общественную, или смешанную общественную и государственную направленность.

Чаще всего термин подведомственность дел употребляется касательно судебной подведомственности. И эти правила обязан учитывать каждый, кто намерен обратиться в суд за защитой прав.

Судебная подведомственность дел

Включает несколько видов:

  • исключительная (единичная), когда рассмотрение дела является только компетенцией суда, и принятие решения иным органом исключено;
  • альтернативная, когда дело может быть рассмотрено по существу по выбору заявителя. В суде либо другом органе, определенном федеральным законодательством. В случае обращения в суд альтернативность утрачивается. Уполномоченный орган власти не вправе будет рассматривать спор. В случае обращения сначала в орган власти (как ), право на обращение в суд не утрачивается;
  • договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд);
  • императивная (условная) подведомственность дел, когда законом предусмотрен строгий порядок разрешения спора, т.е. соблюдение досудебного порядка.

Суды осуществляют правосудие исключительно исходя из подведомственности дел. При нарушении подведомственности, суд вынесет определение об . А если иск был принят, дело подлежит прекращению.

Следует заметить, при предъявлении в суд с искового заявления, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая — к арбитражному суду, если разделение требований недопустимо, иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

При наличии возможности разделения исковых требований, судья выносит определение о принятии требований в части, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в удовлетворении в части, подведомственной арбитражному суду.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Подведомственность дел отличается от подсудности. Последняя — разграничивает полномочия суда по рассмотрению спора в системе судов общей юрисдикции (мировой, районный, суд субъекта РФ, Верховный суд).

Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела с участием граждан и организаций, органов власти, кроме тез дел, которые подведомственны арбитражным судам (подробности — ниже).

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) судам общей юрисдикции подведомственны:

  • споры, где сторонами выступают граждане, предприятия, государственные органы власти о защите интересов и прав, возникающих из жилищных, гражданских, земельных, семейных, трудовых, экологических и прочих правоотношений;
  • споры, разрешаемые в порядке приказного судебного производства ();
  • дела особого производства;
  • оспаривание решений третейский судов, а также рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных документов для последующего предъявления его в службу федеральных приставов для принудительного исполнения, об оказании содействия третейским судам;
  • дела о признании решений судов других государств.

Судам также подведомственны другие дела, определенные законом к их компетенции. В суды общей юрисдикции РФ могут обращаться и иностранные граждане и лица без гражданства, но с учетом норм международного частного права.

Подведомственность дел арбитражным судам, дела административного судопроизводства

Арбитражные суды рассматривают только определенные категории дел, имеющих экономический характер и связанных с предпринимательской деятельностью. Во-первых, это определенный статус и у истца, и у ответчика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель). Во-вторых спор должен быть связан с предпринимательской или экономической деятельностью. Безусловно, если предприниматель обращается с иском по личным вопросам (к примеру, расторжение договора купли-продажи жилья, используемого для проживания семьи).

Но есть ряд дел, которые рассматривают только арбитражные суды. Независимо от того, являются ли их участниками предприниматели. Это дела о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о защите деловой репутации в предпринимательской сфере и т.п. (перечень приведен в ст. 29 АПК РФ).

Что касается подведомственности , их рассмотрение подсудно судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Для того чтобы все правовые основы страны приносили нужный результат, каждый государственный орган обязан точно выполнять те обязанности, которые были на него возложены. Причем делать это нужно только в рамках предоставленных полномочий, без попыток вторжения в работу других органов. Подведомственность - это один из инструментов, использование которого обеспечивает реализацию данного принципа.

Суть понятия

Когда речь идет о различных общественных организациях и государственных органах, одним из основных критериев их работы является определение типов тех гражданских процессов, которые для них актуальны. Подведомственность - это тот элемент рассмотрения гражданского процесса, который выполняет задачу идентификации актуального круга дел для конкретного органа. Это эффективный способ разграничения юрисдикции, неоднократно доказавший свою актуальность.

В качестве примера можно привести судебные разбирательства. Перед тем как принять дело к производству, каждый суд должен, прежде всего, проверить, не относит ли закон рассмотрение конкретной ситуации к юрисдикции других органов. Именно такую проверку и можно назвать определением подведомственности.

Грани данного правового явления

Для того чтобы в полной мере понять суть процесса определения компетенции в отношении гражданских дел, стоит обратить внимание на различные направления деятельности, которые включают понятие и виды подведомственности.

Изначально нужно понимать, что подобный процесс правильно будет относить к исключительно производным юридическим фактам. Когда речь идет о выборе юрисдикции в рамках работы с конкретным делом, то решение принимается исходя из сведений, имеющих юридическое значение.

Устанавливается подведомственность каким-либо органам различными правовыми актами и законами, в которых зафиксированы общие правила, а также исключения из них. Именно с их помощью в каждом конкретном случае происходит разрешение вопроса относительно того, какой орган будет заниматься делом (исполнительная, судебная власть и др.).

Критерии подведомственности также включают также следующие элементы:

  • Субъектный состав (те, кто принимают участие в споре).
  • Характер спорного правоотношения. Здесь речь идет об основном взаимоположении субъектов в рамках спорного материального правоотношения.
  • Наличие договора, заключенного обеими сторонами, участвующими в споре.
  • Спорность права или же его бесспорность.
  • В качестве еще одного критерия выступает характер правового акта. В данном случае имеется в виду определение ненормативного или нормативного характера.
  • Важным является определение органа, принявшего упомянутый выше акт. Здесь есть смысл говорить о целой структуре, то есть всех инстанциях, участвовавших в процессе принятия документа.

На этом комплекс принципов не заканчивается. Другими словами, в зависимости от ситуации возможно использование в законодательстве и дополнительных критериев, позволяющих эффективно разграничить сферы компетенции.

Виды гражданской подведомственности

В зависимости от того факта, какой орган будет заниматься конкретным делом, можно разделить процесс выявления актуальной юрисдикции на несколько направлений:

  • подведомственность дел общественным организациям (сюда относится компетенция биржевых комиссий, третейского суда и др.);
  • судебная (арбитражный или общий);
  • административная.

На этом разграничения в процессе определения нужного органа для работы с конкретным делом не заканчиваются.

Множественная подведомственность

Если продолжать говорить о таком процессе, как разграничение подведомственности, то стоит отметить, что определение юрисдикции можно разделить также на исключительную и множественную. Вторая заслуживает больше внимания, поскольку имеет несколько видов:

  • Императивная. Данный термин используется для описания тех дел, которые рассматриваются несколькими органами, но при этом именно в той последовательности, которая определена законом. В качестве примера стоит привести прежний порядок рассмотрения трудовых споров: изначально ими занимались соответствующие комиссии и лишь потом суды, причем в порядке обжалования. Но современный ТК позволяет физическим лицам обращаться изначально в суд, не соприкасаясь с комиссией по трудовым спорам.
  • Договорная подведомственность. Это не что иное, как определение юрисдикционного органа посредством соглашения участвующих сторон.
  • Смешанная. В этом случае есть смысл говорить о сочетании императивного и альтернативного видов определения компетенции. Другими словами, лицо, являющееся инициатором спора, может принять решение относительно того, чтобы его дело рассматривали несколько органов. Но даже после того, как будет принято окончательное решение в рамках выбранной юрисдикции, всегда остается возможность его обжалования в суде.
  • Альтернативная. Имеется в виду возможность определения конкретного органа лицом, которое намерено получить защиту собственных прав. Раньше суть подобного права сводилась к разрешению делать выбор между судом арбитражным и общей юрисдикции (лишь по некоторым видам дел). Но по причине обновления процессуального кодекса и введения более четких принципов определения актуальной компетенции, данный вид подведомственности фактически исчерпал себя.

Чем чреваты ошибки

Стоит понимать, что нарушение подведомственности - это достаточно серьезная проблема. Закон так определяет механизмы данных процессов, что в случае неверного выбора органа юрисдикции может быть отменено все дело.

Это означает, что все усилия, которые были приложены до момента выявления нарушения, фактически сводятся к нулю. Но подобная реакция возможна и в самом начале процесса. Скажем, если спор, инициированный конкретными гражданами, не относится к компетенции суда, то исковое заявление изначально не будет принято еще на стадии обсуждения. Во всяком случае, так должно быть. Итогом станет передача по подведомственности, которая позволит закончить дело в полном соответствии с требованиями закона.

Если же ошибку зафиксировали в процессе ведения дела, то этого будет достаточно для того, чтобы остановить процесс.

Юрисдикция и подведомственность в рамках суда

Изначально любые процедуры определения судебной компетентности можно разделить на несколько типов:

  • Альтернативная подведомственность. Имеется в виду возможность рассмотрения гражданских дел в различных юрисдикционных органах, а не только в суде;
  • Исключительная. В этом случае речь идет о проверке гражданских дел, которая в итоге исключает возможность обращаться куда-либо помимо суда с целью защиты собственных прав.
  • Договорная подведомственность - это процесс определения компетенции, в основании которого лежит соглашение сторон о том, что дело может быть рассмотрено в третейском суде.
  • Условная. Этот процесс требует урегулирования спора во внесудебном порядке перед тем, как будет начато официальное рассмотрение дела.

Разграничение, как можно заметить, достаточно грамотное, что позволяет быстро определять актуальный орган для конкретного процесса.

Какие дела рассматривает суд

Помня о том, что подведомственность, по сути, является определением наиболее подходящей юрисдикции, есть смысл рассмотреть ситуации, когда гражданам стоит обращаться именно в судебные органы.

Если обратить внимание на законодательство, то можно выделить следующие виды дел:

  • Споры, которые возникли по причине трудовых, семейных и гражданских правоотношений. При этом хотя бы один из участников должен быть гражданином.
  • Дела, которые на основании ст. 231 ГПК причисляются к судебной компетенции, хотя представляют собой результат административно-правовых отношений.
  • Разбирательства, касающиеся споров, которые возникли на основании договоров по доставке грузов посредством прямого воздушного и железнодорожного сообщения между различными компаниями, предприятиями с одной стороны, и органами воздушного, а также ж/д транспорта с другой. Подобные споры вытекают, как правило, из международных соглашений.
  • Зафиксированные в ст. 245 ГПК дела особого производства.

В некоторых случаях суды могут рассматривать и другие виды споров, которые были отображены в законодательстве РФ.

Изменение подсудности

Если рассматривать ситуации в рамках судебной ветви власти, то стоит отметить, что в том случае, когда было установлено несоответствие спора компетенции выбранного суда, передача дела другому органу не произойдет. То есть, если дело по своему типу относится к юрисдикции другого судебного органа, оно останется на рассмотрении у прежнего.

Изменение подведомственности в данном случае возможно лишь при допущенной ошибке, согласно второй части ст. 33 ГПК. При этом допускается подача частной жалобы с целью перевода дела в другой суд или же получения отказа передачи. Но если и было совершено перенаправление, то процесс должен продолжаться в любом случае. При этом инициировать споры о подсудности законодательство не позволяет.

Актуальность судебной юрисдикции

Очевидно, что права обычных граждан нуждаются в защите, причем надежной. Именно современное судопроизводство и выполняет такую функцию. Причем граждане могут рассчитывать на грамотные и объективные разбирательства не только в случаях, описанных в ст. 25 ГПК, но также и в любых конфликтных ситуациях. Речь идет об ущемлении свобод и прав вследствие действий каких-либо органов управления и государственной власти, организаций и физических лиц.

Следовательно, в процессе определения судебной компетенции, вне зависимости от того факта, какие правоотношения стали причиной спора, физическое лицо может рассчитывать на рассмотрение дела. В случае отсутствия иного порядка, установленного законом, свобода и право любого гражданина подлежит судебной защите.

Возможные исключения

Случаев, которые не подведомственны суду, не так уж и много. В качестве примера можно привести почти все коллективные трудовые споры между профсоюзом либо же работниками предприятия и администрацией компании. Такие дела не относятся к судебной юрисдикции и подлежат рассмотрению в особом порядке.

Если рассмотреть индивидуальные трудовые процессы, то в этом случае суды не могут разрешать споры руководящих лиц, которые были избраны, назначены или утверждены на свою должность высшим органом РФ или государственной власти. В эту исключительную категорию попадают прокуроры, судьи, а также их заместители и помощники.

Итоги

Рассмотрев систему разделения компетенции между различным органами, можно утверждать, что методы определения юрисдикции достаточно практичны. Тем не менее, во избежание недоразумений во время разрешения споров, есть смысл внимательно изучить описанные выше принципы и указанные в законе исключения.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Исключительная подве­домственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Подсудность и подведомственность гражданских дел в судах общей юрисдикции.

Подведомственность - это отнесение спора о праве или иного юриди­ческого дела к компетенции определенного органа. Подавляющее боль­шинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в даль­нейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 129 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 219 ГПК).

Виды судов, рассмотривающие гражданские дела

В нашей стране существует несколько разновидностей судов, рассмат­ривающих дела в порядке гражданского судопроизводства: 1) суды общей юрисдикции; 2) арбитражные суды; 3) третейские суды.

Подведомственность подвергается определен­ной классификации в зависимости от наличия или отсутствия специаль­ных обязательных (или возможных) процедур в связи с передачей дела в суд. Если таких процедур нет и дело должно быть направлено непосред­ственно в определенный суд и никуда более, подведомственность именуется исключи­тельной. Она характерна для большинства дел, подлежащих судебному рассмотрению.

Альтернативная подведомственность, когда дело, в принципе подлежащее судебному рассмотрению, может быть пе­редано на решение иного юрисдикционного органа по инициативе истца или по соглашению сторон. Например, гражданско-правовые споры, под­ведомственные как суду общей юрисдикции, так и арбитражному суду, могут быть переданы в третейский суд по взаимному согласию истца и ответчика.

Понятие подсудности в гражданском судопроизводстве

Один из основных вопросов, стоящих перед судьей, принимающим решение о возбуждении гражданского дела, - вопрос о подсудности, т.е. вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмот­рению и разрешению данного дела.

Институт подсудности - разграничению компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы.

Систему судов общей юрисдикции в настоящее время составляют фе­деральные суды общей юрисдикции и суды обшей юрисдикции субъектов РФ. Система федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, со­стоит из трех звеньев: 1) районные суды; 2) суды на уровне субъектов Федерации: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (городские суды Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов; 3) Верховный Суд РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции в соответствии с Законом о судебной системе и принятым в его развитие Федеральным конституци­онным законом "О военных судах Российской Федерации" относятся также военные суды. В систему военных судов входят гарнизонные воен­ные суды и окружные (флотские) военные суды, создаваемые по террито­риальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба. Выше­стоящей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является действующая в составе Верховного Суда РФ Военная кол­легия.

Подсудность подразумевает компетенцию судебных органов как судов первой инстанции.Институт подсудности, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их полномочие разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстан­ции. Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его компетенции.

Суд как обязательный субъект гражданских процессуальных правоотношений. Состав суда. Отводы составу суда (основания). Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел.

Статья 7 ГПК РФ. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел

Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных ФЗ случаях коллегиально.

В случае, если ГПК судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда .

Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.

Гражданские дела в судах кассационной и надзорной инстанций суды рассматривают коллегиально .

Принцип сочетания единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел означает, что дела в суде первой инстанции рассматриваются коллегиально или единолично, в суде кассационной инстанции - коллегиально в составе трех членов суда, а в суде надзорной инстанции - коллегиально в составе не менее трех членов суда.

Все участники судопроизводства по конкретному гражданскому делу являютсясубъектами гражданских процессуальных правоотношений , возникших в связи с его рассмотрением.

Субъекты гражданского процессуального права занимают различное правовое положение, наделены неодинаковым кругом процессуальных прав и обязанностей. Поэтому по своей процессуальной роли, возможностям воздействия на ход гражданского процесса, по характеру заинтересованности в исходе дела все субъекты гражданского процессуального права делятся на три большие группы :

суды, т.е. органы, осуществляющие правосудие в его различных формах;

лица, участвующие в деле;


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча