23.09.2019

Христианский крест — каким он бывает? Почему именно Андреевский крест стал символом Российского флота


Андреевский флаг

«С нами Бог и Андреевский флаг!» — с этими словами во флоте Российской империи обращались перед боем командиры кораблей к своим экипажам.

Андреевский флаг является главным корабельным кормовым флагом Российского флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест, названный Андреевским. Этот крест и дал имя флагу.

Андреевский крест – косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного. Является распространённым символом и используется на флагах и символике нескольких стран и территорий.

Кем же был Андрей Первозванный, имя которого так славно увековечено во всём мире?

Андрей Первозванный

Апостол Андрей , известный как апостол Андрей Первозванный, – один из учеников Иисуса Христа, брат апостола Петра. О нём упоминается в книгах Нового Завета.

Как и Пётр, Андрей был простым рыбаком. Родился он в городе Вифсаиде, на берегу Галилейского озера.

Франсиско де Сурбаран "Святой апостол Андрей"

Сначала Андрей был учеником Иоанна Крестителя, но когда Христос призвал его, он первым пошел за Ним, поэтому и назван был Первозванным. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол, он же был свидетелем Воскресения и Вознесения Христова.

Причиной, по которой Андреевский крест присутствует на флагах многих стран, является то, что апостол Андрей посетил с проповедью о Христе многие страны. И те страны, где он побывал, считают его своим покровителем. В день Пятидесятницы (через 50 дней после Воскресения Христа) Святой Дух сошёл на апостолов в виде огненных языков. Так они получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях. 12 апостолов разделили между собой страны, где они должны были обращать язычников в христианство. Святому Андрею выпали по жребию земли Вифинии (Малая Азия), Пропонтиды (область Турции), Фракии (современная область Греции, Болгарии и Турции), Македонии на Балканах, Скифии , Фессалии (побережье Эгейского моря), Эллады (Греции), Ахайи (Южные Балканы), многие отдельные города. Но первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря .

Почти всюду власти встречали его жестокими гонениями. Особенно много мучений он перенёс в городе Синопе, где был подвергнут язычниками жестоким пыткам. Но святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран.

Согласно средневековому преданию, апостол Андрей посещал территорию Руси, поэтому является её святым покровителем. В Киеве он оставил наперсный крест, после этого посетил Новгород и расположенный рядом Волхов.

Он побывал также в современных Абхазии, Алании и Адыгее , а затем прибыл в город Византий и первым проповедовал там учение Христа. Здесь же он основал христианскую Церковь.

Андрей Первозванный принял мученическую смерть на косом кресте в г. Патры (Греция), этот крест с тех пор называется Андреевским крестом . Произошло это в 70-х годах I в.

Мученическая смерть Андрея Первозванного

В городе Патры прошли последние годы жизни апостола. Здесь он проповедовал, собрал вокруг себя большую христианскую общину. В Патрах он совершил много чудес: исцеления наложением рук, воскрешение мёртвых. Правитель Эгеат приказал казнить Андрея Первозванного, распяв его на кресте. Но апостол считал себя недостойным умереть на таком же кресте, как Иисус Христос, поэтому для казни выбрали крест косой. Правитель Эгеат приказал не прибивать его к кресту, а привязать за руки и ноги, чтобы продлить мучения. Два дня апостол проповедовал с креста. Люди, слушавшие его, потребовали прекратить казнь, и правитель, опасаясь народных волнений, распорядился снять апостола с креста. Но Андрей Первозванный хотел принять смерть во имя Христа, поэтому воины не смогли развязать верёвки. Его житие сообщает, что когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием. По преданию, на месте распятия апостола Андрея Первозванного забил источник.

Собор Андрея Первозванного в Патрах (Греция)

На этом же месте в Патрах возведен величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.

О флагах, использующих Андреевский крест

Андреевский крест является распространённым символом, изображаемым на флагах многих государств и административных единиц.

Флаг Шотландии

Это флаг Алабамы (одного из штатов США), флаг Катвейка (общины в Нидерландах), флаг Шотландии (Андрей Первозванный считается её покровителем), флаг Тенерифе (испанский остров), флаг Ямайки , флаг Потчефструма (провинции ЮАР), три андреевских креста расположены на флаге и гербе Амстердама . И ещё около 20 флагов различных стран несут на себе Андреевский крест.

Флаг Российского флота

Андреевский флаг – главный корабельный кормовой флаг Российского флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный Андреевский крест.

Флаг Российского флота

В 1698 г. Петр I учредил первый в России орден (орден святого апостола Андрея Первозванного) для награждения за воинские подвиги и государственную службу.

Орден представлял собой золотой крест, голубую ленту, серебряную восьмиконечную звезду и золотую цепь. В центре звезды, в розетке, покрытой красной эмалью и золотыми полосками, — двуглавыйорел, увенчанный тремя коронами, на груди орла косой синий крест.

Знак на орденской цепи и звезда ордена

Символика Андреевского флага была данью памяти Петра I своему отцу, царю Алексею Михаиловичу, впервые учредившему специальный флаг для первого военного Российского судна – трёхмачтового галиота «Орёл».

Пётр I лично занимался проектом флага Российского флота и нарисовал несколько вариантов. Восьмую (последнюю) версию флага сам Петр I описал так: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он» . В таком виде Андреевский флаг просуществовал в Российском флоте до ноября 1917 г.

17 января 1992 г. правительство России приняло резолюцию по возвращению Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага России. 15 февраля 1992 г. Андреевский флаг был освящен в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе.

Гюйс (носовой флаг корабля или судна) военно-морского флота также несёт на себе Андреевский крест. Оба флага (гюйс и кормовой) были заменены в 1918 г. на флаг РСФСР, а затем на вновь созданные гюйс и военно-морской флаг СССР.

Гюйс ВМФ России

Официальное знамя ВМФ России основано на флаге ВМФ России, оно было утверждено Федеральным законом № 162 от 29 декабря 2000 г.

Андрей Первозванный, или святой Апостол Андрей, - это один из двенадцати учеников Иисуса Христа, приходившийся братом Он был распят на кресте, получившем название крест Андрея Первозванного и превратившемся в святыню. Но обо всем по порядку.

Андрей Первозванный

Направил к Иисусу двух братьев - Петра и Андрея. Последний стал ближайшим учеником Христа. Именно поэтому его окрестили Первозванным. Он вместе с другими учениками Иисуса наблюдал за распятием своего учителя, а также был очевидцем настоящего чуда: Иисус воскрес!

Согласно Библии каждый из двенадцати учеников Христа отправился на проповеди Его учений. Первозванный пошел на восток. Он долго путешествовал, посетил много стран и городов, последним из которых стал Патры в Греции. Именно здесь Андреем Первозванным было сотворено немало разных чудес, побудивших местных жителей к принятию решения о Крещении.

Правитель Патры по имени Эгеат не внял учениям Первозванного и остался убежденным язычником, назвав проповеди Андрея безумием. По его приказу апостол Андрей был казнен. Его смертным одром стал так называемый крест Андрея Первозванного. Именно на нем апостол и был распят. По преданию, распятый Андрей был жив и находился в сознании три дня. В это время он поучал людей. Принял мученическую смерть Первозванный после того, как была произнесена молитва Богу о том, чтобы он забрал к себе мученика.

Что символизирует крест Андрея Первозванного?

Именно апостол Андрей является связующим звеном между Православной и Константинопольской церковью. На территории будущей Древней Руси апостол оставил проповедуя христианство. Он обращал языческую веру в свою.

Со времен императора России Петра I Великого апостол Андрей стал покровителем Санкт-Петербурга, а сам крест - символом русского флота. Именно он запечатлен на (синий крест на белом полотнище).

Не иначе как чудо!

Крест Андрея Первозванного можно назвать настоящим чудом Божьим! Сегодня очень много верующих христиан ежедневно преклоняются перед ним, прося помощи в решении тех или иных проблем. И не зря. Апостол Андрей слышит и видит боль, живущую в их сердцах, и просит Господа о ниспослании помощи этим людям. Одержимые духами или неизлечимо больные люди, приходящие ко кресту, исцеляются.

Где находится крест Андрея Первозванного?

Конечно же, там, где и принял мученическую смерть апостол Андрей, то есть в городе Патры в Греции. Крест был передан туда с великими почестями в январе 1980 года. Сегодня он находится в специально оборудованном кивоте в Новом Храме, который посвящен апостолу Андрею.

Из чего изготовлен крест Андрея Первозванного?

Из дерева оливы, произрастающего в области Ахаия. Когда крест был обнаружен в Массалии, то ученые провели специальные исследования, подтвердившие его принадлежность именно к той эпохе, в которую и был распят святой апостол Андрей. Также ученые смогли доказать, что материалом, из которого изготовлен крест, является именно дерево оливы, растущее в Ахаия.

Крест – символ древний и значимый. И в православии он имеет огромное значение. Здесь это и знак веры, и указание на принадлежность к христианству. История возникновения креста довольно интересна. Чтобы узнать об этом подробнее, рассмотрим православные кресты: виды и значение.

Православный крест: немного истории

Крест как символ используется во многих мировых верованиях. Но для христиан он изначально имел не очень хорошее значение. Так, провинившихся евреев казнили сначала тремя способами, а затем прибавили еще один, четвертый. Но Иисусу удалось изменить этот порядок в лучшую сторону. Да и распят он был на столбе с перекладиной, напоминающем современный крест.

Так сакральный знак прочно вошел в жизнь христиан. И стал настоящим обережным символом. С крестом на шее человек на Руси вызывал доверие, а с теми, кто нательного крестика не носил, старались не вести никаких дел. И говорили про них: «Креста на них нет», имея в виду отсутствие совести.

Кресты разного формата мы можем видеть на куполах храмов, на иконах, на церковной атрибутике и в качестве украшений на верующих людях. Современные православные кресты, виды и значение которых могут разниться, играют важную роль в трансляции православия по всему миру.

Виды крестов и их значение: христианство и православие

Существует огромное множество видов православных и христианских крестов. Большинство из них бывает следующей формы:

  • прямолинейные;
  • с расширенными балками;
  • квадратом или ромбом посередине;
  • криновидными окончаниями балок;
  • треугольными концами;
  • окружностями на концах балок;
  • процветшим оформлением.

Последняя форма символизирует Древо Жизни. И обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.

Помимо различий по форме, у православных крестов есть отличия по видам. Виды крестов и их значение:

  • Георгиевский крест. Утвержден Екатериной Великой как наградный символ для священнослужителей и офицеров. Этот крест с четырьмя концами считается одним из тех, чья форма признана правильной.
  • Виноградная лоза. Этот крест с восьмью концами украшен изображениями лозы винограда. В центре может иметь изображение Спасителя.

  • Семиконечный крест. Был распространен на иконах 15-го века. Встречается на куполах старых храмов. В библейские времена форма такого креста служила подножием алтаря священнослужителей.
  • Терновый венец. Изображение колючего венца на кресте означает муки и страдания Христа. Этот вид можно встретить на иконах 12-го века.

  • Виселицеобразный крест. Популярный вид, встречающийся на стенах храмов, на одежде церковных служащих, на современных иконах.

  • Мальтийский крест. Официальный крест ордена святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Имеет равносторонние лучи, расширяющиеся на концах. Этот вид креста выдается за воинское мужество.
  • Просфорный крест. Похож на георгиевский, но имеет надпись на латыни: «Иисус Христос – победитель». Изначально такой крест был на трех церквях в Царьграде. Согласно православной традиции древние слова с известной формой креста печатаются на просфорах, символизируя выкуп грехов.

  • Каплевидный четырехконечный крест. Капли на концах балок трактуются, как кровь Иисуса. Такой вид был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого 2-м веком. Символизирует борьбу за веру до конца.

  • Восьмиконечный крест. Самый распространенный вид сегодня. Форму крест принял после распятия на нем Иисуса. До этого он был обычным и равносторонним.

Последняя форма креста в продаже встречается чаще других. Но почему этот крест так популярен? Все дело в его истории.

Православный восьмиконечный крест: история и символизм

Этот крест напрямую связывают с моментом распятия Иисуса Христа. Когда Иисус нес на гору крест, на котором его должны были распять, его форма была обычной. Но после самого акта распятия на кресте появилась подножка. Она была сделана воинами, когда они поняли, куда достанут ноги Иисуса, после казни.

Верхняя планка была сделана по распоряжению Понтия Пилата и представляла собой табличку с надписью. Так и зародился православный восьмиконечный крест, который носят на шее, устанавливают на надгробия, украшают церкви.

Кресты с восемью концами ранее использовались как основы для наградных крестов. Например, во времена правления Павла Первого и Елизаветы Петровны на такой основе изготавливались наперсные кресты для священнослужителей. И форма восьмиконечного креста даже была закреплена законодательно.

История восьмиконечного креста ближе всего к христианству. Ведь на табличке над головой Иисуса была надпись: «Сей есть Иисус. Царь Иудейский». Уже тогда, в минуты смерти, Иисус Христос получил признание от своих мучителей и от своих последователей. Поэтому восьмиконечная форма так значима и распространена среди христиан всего мира.

В православии нательным крестом считают тот, который носится под одеждой, ближе к телу. Нательный крест не выставляется напоказ, не одевается поверх одежды и, как правило, имеет восьмиконечную форму. Сегодня в продаже имеются кресты и без перекладин сверху и снизу. Они тоже допустимы к ношению, но имеют четыре конца, а не восемь.

И все же каноничные кресты – это восьмиконечные изделия с фигурой Спасителя в центре или без таковой. Давно ведутся споры о том, стоит ли покупать распятия с Иисусом Христом, изображенным на них. Одни представители духовенства считают, что крест должен быть символом воскрешения Господня, и фигура Иисуса в центре недопустима. Другие же думают, что крест можно считать знаком страданий за веру, и изображение распятого Христа вполне уместно.

Приметы и суеверия, связанные с нательным крестом

Крест человеку вручается во время крещения. После этого таинства церковное украшение нужно носить, почти не снимая. Некоторые верующие даже моются в своих нательных крестах, боясь их потерять. Но что значит ситуация, когда крестик все же теряется?

Многие православные люди считают, что потеря креста – знак приближающейся беды. Чтобы ее отвести от себя, православные усердно молятся, исповедаются и причащаются, а затем приобретают в церкви новый освященный крестик.

Еще одна примета связана с тем, что нельзя носить чужой крестик. Бог дает каждому человеку свою ношу (крест, испытания), и, надевая чужой нательный знак веры, человек берет на себя чужие трудности и судьбу.

Сегодня члены семьи так же стараются не надевать кресты друг друга. Хотя раньше крест, украшенный драгоценными камнями, передавался из поколения в поколение и мог стать настоящей семейной реликвией.

Найденный на дороге крест не поднимают. Но если подняли, то стараются отнести в церковь. Там его освящают и очищают заново, отдают нуждающимся.

Все вышеперечисленное многие священники называют суевериями. По их мнению, крест можно носить любой, но нужно следить, чтобы он был освящен в церкви.

Как выбрать нательный крест для себя?

Нательный крест можно выбирать, исходя из собственных предпочтений. При его выборе действуют два главных правила:

  • Обязательное освящение креста в церкви.
  • Православный вид выбранного креста.

Все, что продается в церковной лавке, несомненно, относится к православной атрибутике. А вот католические кресты православным христианам носить не рекомендуется. Ведь у них совсем иное значение, отличное от остальных .

Если вы являетесь верующим человеком, то ношение креста становится актом соединения с Божественной благодатью. Но защита Бога и благодать даются не всем, а только тем, кто истово верит и искренне молится за себя и ближних. А также ведет праведный образ жизни.

Многие православные кресты, виды и значение которых разобраны выше, лишены ювелирных изысков. Ведь они не являются украшением в полном смысле этого слова. В первую очередь крест – это знак принадлежности к христианству и его нормам. И лишь потом – бытовой атрибут, который может украсить любой наряд. Конечно, иногда нательные кресты и кресты на кольцах священников изготавливают из драгоценных металлов. Но и здесь главным является не стоимость такого изделия, а его сакральный смысл. И этот смысл намного глубже, чем может показаться изначально.

Знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

И мператорский орден Святого апостола Андрея Первозванного был высшей наградой в Российской империи. Первым его получил соратник Петра I - граф Федор Головин - в 1699 году. В советское время орден Андрея Первозванного не вручали. А восстановили награду только в 1998 году - как высшую в Российской Федерации.

Старейший в Российском государстве

Когда Петр Великий взялся перекраивать свое государство на европейский манер, ему понадобилось учредить официальные награды - ведь в русском царстве орденской системы не существовало.

Орден Святого Андрея был создан в 1698 или 1699 году - после возвращения царя Петра из Великого посольства в Европу, где он внимательно изучил, как всё устроено у соседей. Так, стало ясно, что из-за несоответствия наших дипломатических церемониалов иностранным русские казались варварами - в частности, из-за того, что мы не могли вручать свои ордена в ответ на преподнесенные. В Европе юного Петра хотели наградить бранденбургским орденом Великодушия и британским орденом Подвязки, однако он от них отказался, так как не мог «на равных» ответить своим орденом.

Петр I со знаком ордена Святого Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и со звездой на груди. Картина Ж.-М. Натье. 1717. Эрмитаж

Дмитрий Левицкий. Портрет Императрицы Екатерины II (1794 год, Новгородский музей)

Дмитрий Владимирович Голицын. Худ. Франц Рисс, 1835

Портрет Александр I в детстве. Художник: Дмитрий Левицкий.

Портрет великих князей Александра Павловича и Константина Павловича детьми. Художник Хейде. 1790 г.

Косой орденский крест

Знак ордена представляет собой косой, так называемый андреевский, крест. По преданию, апостол Андрей, осужденный на мучения, выбрал его из смирения, чтобы не подражать в своей смерти Иисусу Христу. (А апостол Петр по той же причине попросил распять себя вниз головой.)

Апостол Андрей умер около 70 года н. э. в Патрах, на территории современной Греции, на месте его кончины теперь стоит собор в его честь. Там же хранится православная реликвия - деревянный крест Андрея, который был вывезен из Византии крестоносцами в 1250 году, хранился в Марселе и только в 1980 году был передан в Грецию.

Латинская аббревиатура

На четырех концах орденского креста - латинские буквы «S.A.P.R.», что расшифровывается как «Sanctus Andreus Patronus Russiae» («Святой Андрей покровитель России»), ведь, по легенде, апостол благовествовал именно на Руси.

Также он украшен девизом «За веру и верность». Геральдическая фигура двуглавого орла появилась в дизайне ордена не сразу. Носился орден на голубой муаровой ленте, а в особо торжественных случаях - на орденской цепи.

Звезда ордена Святого Андрея Первозванного. Кремль, XVIII век

Лента ордена Святого Андрея Первозванного

Цепь Ордена Андрея Первозванного. Кремль.

Звезда ордена Святого Андрея Первозванного

Подарок младенцу

Орден быстро стал символом императорской власти. Уже в Петровскую эпоху изображение цепи с Андреевским крестом появилось на государственных печатях.

Начиная с Иоанна Антоновича, все члены императорской семьи мужского пола получали орден при рождении. Князьям императорской крови (титул появился во 2-й половине XIX века) его давали при совершеннолетии. Девочкам Романовым аналогично давали высший женский орден страны - Святой Екатерины.

Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских

Знак ордена Святого Андрея Первозванного. Ок. 1800. Эрмитаж

Знак ордена Святого Андрея Первозванного с мечами. Кремль, XIX век

Крест ордена Андрея Первозванного. Кремль, XVIII век

Необходимый при коронации

Орден Святого Андрея не только вручался подданным империи и иностранцам за их заслуги. Наряду с короной, мантией, державой и скипетром он стал необходимой регалией при коронациях императоров.

Этот обычай возник в XVIII веке - эпоху дворцовых переворотов, чтобы легитимизировать занятие трона претендентами, у которых не было юридического права на престол. Особенно это касалось женщин - самодержавных императриц, которые не получали орден заранее, при рождении, и возлагали его знаки на себя сами.

Русские коронационные регалии. Коронационный альбом Александра II. 1856

Тарелка мелкая из сервиза ордена Святого апостола Андрея Первозванного (Андреевский сервиз). 1778–1780. Эрмитаж

В основном эти императорские ордена хранятся в коллекции Музеев Московского Кремля. Некоторые, впрочем, были распроданы большевиками (особенно те, что были украшены бриллиантами). Ситуация исправляется: так, 9 декабря 2015 года в Большом Кремлевском дворце в рамках торжественных мероприятий, посвященных Дню Героев Отечества, в фонды музея были переданы дары меценатов - знак ордена Святого Андрея Первозванного из дымчатого кварца, принадлежавший наследнику престола Павлу Петровичу - будущему императору Павлу I и Екатерине Великой.

Крест апостола Андрея: история святыни

В Россию для поклонения доставлен крест святого апостола Андрея, вернее - частицы креста в особом крестовидном ковчеге. Святыня прибыла из греческого города Патры, где святой принял мученическую кончину около 70 года.

Средневековые источники дают мало информации о том, что случилось с этой святыней на протяжении почти двухтысячелетней истории. Греческий мартирий святого апостола содержит очень краткое описание орудия казни святого Андрея: «И оставив всех, Андрей подходит ко кресту и говорит ему громким голосом: «Радуйся, о крест, и воистину радуйся. Я уве-рен, что и сильно уставшего упокоишь ты, вбитый и ждущий меня. Пришел я к тебе, который знает меня. Ведаю я таинство, ради которого ты и вбит. Так что, чистый, светлый и весь [пол-ный] жизни и сияний крест, прими меня, сильно утомленного».

После этих слов блаженнейший, стоя на земле и пристально взирая на крест, поднялся на него и велел братьям, чтобы подо-шли палачи и исполнили то, что им приказано, ведь те стояли поодаль. А те, подойдя, лишь привязали его за ступни и за под мышки, не перебивая ему коленей, так как получили такой приказ от проконсула. Ведь тот хотел, чтобы казненный пому-чился и чтобы ночью его сожрали псы».


Дальнейшее повествование представляет собой большую проповедь апостола, которую тот на протяжении нескольких дней произносит с креста. Когда, испугавшись восстания народа, власти Патры послали воинов снять апостола с орудия казни, тот помолился Богу, произнес последние слова и умер на кресте.

Интересно, что древнее житие говорит о том, что останки апостола были сняты со креста и погребены, оставляя без внимания вопрос о судьбе орудия распятия: «И вот мы плакали, и все скорбели из-за расставания с ним. А после исхода блаженного апостола Максимилла вместе со Стратоклом, нисколько вообще не заботясь об окружающих, сама подошла, отвязала останки блаженного и с наступлением вечера, совершив все необходимые приготовления, погребла».

Текст мартирия сохранил исторически достоверную деталь отношения христиан Римской империи ко кресту. В I веке это была не святыня, а орудие страшной казни, которой предавали разбойников. О дальнейшей судьбе орудия распятия умалчивают практически все ранние тексты, связанные с апостолом.

Если же обратиться к церковному преданию, то можно узнать, что крест вместе с мощами святого Андрея на протяжении нескольких веков оставались в городе Патры, где почитались христианами.

В 357 году мощи апостола Андрея были перенесены военноначальником Артемием из города Патры в Константинополь в храм в честь святых апостолов, о чем рассказывает «Похвальное слово апостолу Христову Андрею» (Отметим, что в этом тексте содержится куда более пространная и риторически изысканная речь святого апостола Андрея ко кресту, на котором он будет распят, что позволяет говорить о возросшем почитании этой святыни). В Патрах же был оставлен крест, на котором был распят святой, и глава апостола.

В начале XII века упоминание об этих святынях попало в Стишный пролог Феодора Продрома. В этом кратком сборнике житий святых, к каждому из текстов которого дается небольшое двустишие, выполняющее роль эпиграфа, говорится о том, что святыни в Патрах, связанные с апостолом Андреем, почитаются также сильно, как и Константинопольские.

Стоит отметить, что к моменту создания этого текста Патры находились под властью крестоносцев: В 1205 году в результате Четвёртого крестового похода Патры отошли к Ахейскому княжеству и здесь стал править барон Гийом Алеман из Прованса. В середине XIII века он продал свои владения католическому архиепископу Патрскому, который был в то же время был примасом Мореи - греческого княжества.

Отношения греков с крестоносцами - тема отдельного разговора. Здесь же стоит упомянуть о том, что и западные и восточные христиане в эпоху Средневековья активно искали вещи, связанные со Христом, Богоматерью, апостолами и другими подвижниками. После захвата Константинополя крестоносцами многие значимые артефакты оказались на Западе. В эпоху Средневековья обладание подобной святыней обеспечивало храму или городу, где она находилась, приток паломников, а значит и средств. Тем не менее, крест и глава апостола Андрея находились в Патрах, и крестоносцы не пытались вывезти эту святыню.

Все изменилось после падения Константинополя в 1453 году. Византийская империя закончила свое существование, и последний правитель Мореи - Фома Палеолог в 1462 году бежал в Италию, спасаясь от турецкой угрозы. С собой он захватил крест святого Андрея и его главу.

Дальнейшая история святыни связана с двумя городами Римом и Марселем. Большинство специалистов, в том числе и авторы статьи об апостоле Андрее в «Православной энциклопедии», считают, что крест и глава апостола были переданы Папе Пию II и положены в соборе святого Петра, но существует версия о том, что святыни какое -то время хранились в Марселе, переходя из одной обители в другую.

Еще одно испытание выпало на долю частиц креста апостола Андрея в эпоху Французской революции и наполеоновских войн. В то время ковчег находился в одном из монастырей в Неаполе, и наполеоновские солдаты попытались его уничтожить «предав ее огню», но «один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню». По другой версии, сходные события происходили во Франции во время революции.

Вновь судьбу святыни, привезенной сейчас в Россию, можно достоверно проследить с 1966 года, когда папа Павел VI принял решение о передаче главы апостола и частиц креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры в Андреевский собор, где они и хранятся до настоящего времени.

Таким образом, в Россию привезли большой крестообразный ковчег, в котором хранятся небольшие частички креста, на котором был распят апостол Андрей.



Для верующего человека не имеет значение размер святыни, а потому самая маленькая часть святыни, так или иначе связанной с апостолом Андреем или каким-то другим праведником, - великая святыня, достойная почитания. Другое дело, что иногда бывает невозможно достоверно проследить историю того или иного артефакта на протяжении тысячелетий.



Крест, на котором был распят апостол, хранится в православном соборе города Патры в Греции на полуострове Пелопоннес и является значимой святыней всего христианского мира. Принесение святыни приурочено к празднованию 1025-летия Крещения Руси.

Крест Андрея Первозванного сопровождает делегация Элладской Православной Церкви, в состав которой, в частности, входят митрополит Патрский Хризостом, митрополит Мадинийский и Кинурийский Александр, иерокирикс Патрской митрополии архимандрит Феодосий (Цицивос), духовенство Патрской митрополии.

По данным полиции, в Петербурге, в первый день святыне поклонилось 30 000 верующих.

Утром 16 июля Крест Андрея Первозванного будет привезен в Москву. Затем святыня будет принесена в Киев и Минск.

Расписание пребывания креста св. ап. Андрея в России, Украине и Беларуси:

11-15 июля — Санкт-Петербург
16-17 июля — Одинцово (Московская область)
17-19 июля - Дмитров (Московская область)
19-25 июля — Москва
26-28 июля — Киев
29 июля — 2 августа — Минск

Андрей ЗАЙЦЕВ


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча