10.04.2019

Современные средства индивидуальной защиты. Тайное хищение чужого имущества. Работы по ликвидации ЧС включают


Противогаз ГП-7 Противогаз-ГП-7ВМ Гражданский противогаз ГП-7, -7В, -7ВМ. Предназначен для защиты органов дыхания, лица, глаз от воздействия отравляющих веществ, радиоактивных паров и аэрозолей и бактериальных (биологических) средств.


Противогаз ГП-10 предназначен для зашиты органов дыхания, лица и глаз личного состава НАСФ от отравляющих веществ (ОВ), биологических аэрозолей (БА), аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоизотопов йода и его органических соединений и радиоактивной пыли (РП), образующейся при ЯВ и техногенных авариях на РХОО. Противогаз фильтрующий с панорамной маской ГП-10 Состав противогаза: лицевая часть (панорамная маска с прозрачным корпусом и резиновым обтюратором); фильтрующе-поглощающая коробка ГП-10К - 2 шт.; сумка для хранения и ношения; флакон со смазкой против запотевания очкового стекла.


ПРОТИВОГАЗ ГРАЖДАНСКИЙ ГП-15(ГП-15В) Предназначен для защиты личного состава аварийно-спасательных формирований, населения и промышленного персонала от паров, газов и аэрозолей отравляющих и химически опасных веществ, образующихся при применении оружия массового поражения и при чрезвычайных ситуациях Выпускается в двух исполнениях: лицевая часть без приспособления для приема воды; лицевая часть с приспособлением для приема воды.


Детский противогаз ПДФ-2Д (2Ш) Предназначен для защиты органов дыхания, лица, глаз детей в возрасте старше 1,5 лет от воздействия отравляющих веществ, биологических аэрозолей и радиоактивной пыли. Комплектуется Лицевая часть МД-4 (трех ростов) Фильтрующе-поглощающая коробка ГП-7К Коробка с незапотевающими пленками Гофрированный шланг Сумка


Камера защитная детская КЗД-6 Предназначена для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от отравляющих веществ, радиоактивной пыли и биологических средств. Время непрерывного пребывания ребенка в камере составляет от 0,5 часа до 6 часов. Камеру можно переносить на тесьме или в коляске. Комплектация Камера со смотровым окном Элемент диффузионно-сорбирующий Тесьма плечевая Рукавица


СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ДО 1,5 ЛЕТ СЗД-1,5 Предназначен для защиты органов дыхания и кожи детей в возрасте до 1,5 лет от ОВ, РП, ОБВ, АХОВ, радионуклидов йода и его органических соединений Основные технические характеристики: Обеспечение защиты от 0В, РП, БС, радионуклидов йода и его органических соединений, АХОВ (фтористого и хлористого водорода, нитрила акриловой кислоты, аммиака, сернистого ангидрида, фосгена, хлора, сероводорода, сероуглерода, формальдегида, хлорпикрина). Обеспечение непрерывного пребывания ребенка в СЗД - до 6 часов; Расход подаваемого в СЗД очищенного воздуха - 45 дм/мин; Гарантийный срок хранения - 10 лет; Масса - 2,5 кг.


Самоспасатели фильтрующего типа Газодымозащитный комплект Самоспасатель фильтрующий шахтный Защитный капюшон «Феникс» Защитный капюшон «ЭВАК» Самоспасатель промышленный фильтрующий


Предназначен для защиты органов дыхания, глаз и головы человека от дыма и токсичных газов, образующихся при пожарах, в том числе и от оксида углерода при условии содержания свободного кислорода в окружающем воздухе не менее 17%. ГДЗК - средство защиты одноразового пользования, применяется при эвакуации взрослых и детей старше 10 лет во время пожара в гостиницах и других объектах. Газодымозащитный комплект (ГДЗК)


Предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания, зрения и кожи лица и головы от токсичных продуктов горения при самостоятельной эвакуации из помещений во время пожара при концентрации кислорода в окружающей атмосфере не менее 17%. САМОСПАСАТЕЛЬ ФИЛЬТРУЮЩИЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ СФП-1 Является средством защиты одноразового применения. Предназначен для применения людьми старше 12 лет, в том числе, имеющими длинные волосы, прически и пользующимися очками. Обеспечивает: -защиту органов дыхания, зрения и кожи лица от вредных веществ; -защиту головы от воздействия открытого пламени; -быстрый (в течение 1 минуты) перевод в рабочее состояние; - возможность речевого общения между людьми; -видимость опознавательных знаков.


Предназначен для защиты органов дыхания, зрения и головы при самостоятельной эвакуации из помещений (гостиниц, высотных зданий, вагонов, корабельных отсеков и пр.) во время пожара или при других аварийных ситуациях, от воздействия любых вредных веществ, независимо от их состава и концентрации, а также в условиях недостатка кислорода в окружающей среде. САМОСПАСАТЕЛЬ ИЗОЛИРУЮЩИЙ ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ СИП-1 Предназначен для применения людьми старше 12 лет, в том числе имеющими длинные волосы, высокие прически и пользующимися очками. Обеспечивает: -защиту головы от кратковременного воздействия открытого пламени; -- быстрый перевод в рабочее состояние; -- возможность речевого общения между людьми; -- видимость опознавательных знаков; - возможность эвакуации через люки и узкие проходы; -- исключение стравливания дыхательной смеси из дыхательного мешка при наклонах, случайном падении, ползании или столкновении


Самоспасатель изолирующий специального назначения "Экстремал-ПРО" Предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от вредного воздействия непригодной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среды и применяется обслуживающим персоналом зданий для проживания людей (гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий, школ- интернатов, домов для престарелых и инвалидов, детских домов и других зданий за исключением жилых домов), который отвечает за организацию эвакуации людей из помещений во время пожара (аварии).






Костюмы изолирующие КИХ-4, КИХ-5 предназначены для защиты от воздействия жидкого и газообразного хлора и аммиака при проведении аварийно- спасательных работ. Костюмы состоят из герметичного комбинезона с притачным капюшоном, в лицевую часть которого вклеено панорамное стекло. Рукава с внутренней манжетой, в которую вмонтировано кольцо для фиксирования краги резиновой перчатки. Брюки комбинезона оканчиваются притачными чулками из прорезиненного материала, поверх которых надеваются резиновые сапоги. Костюмы изготавливаются из устойчивого к хлору и аммиаку прорезиненного материала. Костюмы используются в комплекте с резиновыми сапогами, перчатками, а также хлопчатобумажными перчатками. Костюм изолирующий КИХ-4 используется в сочетании с изолирующим противогазом АП-93, АП-96, АВХ, а костюм КИХ-5 с ИП-4МК. Противогаз размещается в подкостюмном пространстве.


Предназначен для защиты от ионизирующего α, β, γ – излучения, радиоактивных веществ (пыли, газов, аэрозолей) жизненно важных участков тела, органов дыхания, глаз личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий аварий радиационного характера, при проведении регламентных и ремонтно-восстановительных работ. Состав: полукомбинезон противорадиационный; капюшон противорадиационный; респиратор высокоэффективный РВ; перчатки защитные летние БЛ-1М; перчатки трикотажные хлопчато-бумажные; ремень поясной; сумка; документация. Костюм изготавливается из трех слоев радиационно- защитного материала «РЗМ» с содержанием наполнителя не менее 0,35 г/см 2 в каждом слое, обеспечивающих защитную эффективность, равную 0,75 мм свинца. Костюм защитный «Модуль 1» Принят на снабжение МЧС РФ в 2006 году


Предназначен Предназначен для комплексной защиты кожных покровов, органов дыхания и зрения личного состава формирований, участвующих в ликвидации последствий аварий, от радиоактивных и аварийно химически опасных веществ. Костюм защитный «Модуль 2» Принят на снабжение МЧС РФ в 2006 году Состав: 1. комбинезон; 2. жилет; 3. подшлемник; 4. 2 соединительные трубки; 5. перчатки защитные летние БЛ-1М; 6. перчатки трикотажные х/б; 7. узел подачи воздуха УПВ-СИЗ; 8. фильтрующе-поглощающие элементы; 9. фильтрующе-поглощающая коробка ГП- 7 к; 10. смазка; 11. сумка; 12. документация.

Индивидуальные средства защиты предназначены для защиты человека от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериальных средств. По своему назначению они делятся на средства защиты органов дыхания и средства защиты кожи. По принципу защиты индивидуальные средства защиты делятся на фильтрующие и изолирующие.

Средства защиты органов дыхания

Фильтрующие противогазы

Для защиты органов дыхания для взрослого населения могут использоваться фильтрующие противогазы ГП-5, ГП-7, ГП-4у и др.

Противогаз ГП-5 состоит из противогазовой коробки и лицевой части (шлем-маска). Кроме того, в комплект противогаза входят коробка с незапотевающими пленками и сумка. Фильтрующим элементом в противогазовой коробке является активированный уголь.

Детские фильтрующие противогазы

Для защиты органов дыхания для детей используются следующие типы противогазов: ДП-6м, ДП-6, ПДФ-Д (дошкольный) и ПДФ-Ш (школьный). Кроме того, для защиты детей до полутора лет имеются камеры КЗД-4, КЗД-6 (камеры защитные детские).

Изолирующие приборы и противогазы

Изолирующими приборами (противогазами) пользуются в том случае, когда фильтрующие противогазы не могут обеспечить надежной защиты, а именно: при высоких концентрациях ОВ; при работе с неизвестными ОВ, которые плохо задерживаются фильтрующим противогазом; в случае недостатка в воздухе кислорода, например, при тушении пожаров в помещениях.

К изолирующим приборам (противогазам) относятся: кислородные изолирующие приборы КИП-5, КИП-7 и КИП-8, изолирующие противогазы ИП-4, ИП-46, ИП-46М.

Простейшие средства защиты органов дыхания

Для защиты органов дыхания от радиоактивной пыли кроме фильтрующих противогазов и изолирующих приборов и противогазов могут быть использованы противопылевые респираторы различных типов, пылетканевые маски, ватномарлевые повязки и др. Обычно они представляют собой лицевую часть (маску или полумаску), на которой смонтированы фильтрующие элементы.

Противопылевые респираторы - это приборы, предназначенные для защиты органов дыхания от вредных аэрозолей.



Респиратор Р-2 применяется для защиты органов дыхания от радиоактивной, производственной и обычной пыли. Он может быть использован также при действиях в очаге бактериологического поражения для защиты от бактериальных средств, находящихся в воздухе в виде аэрозолей. Для детей от 7 до 17 лет предназначен детский респиратор, отличающийся от взрослого размером.

Респиратор ШБ-1 "Лепесток" изготовлен из специального материала, обладающего высокими фильтрующими способностями, и предназначен для однократного пользования. Правильно подогнанный респиратор задерживает до 99,9% пыли.

В случае отсутствия противогазов надежную защиту органов дыхания от радиоактивной пыли обеспечивают противопылевая тканевая маска и ватно-марлевая повязка, которые могут быть изготовлены самим населением в домашних условиях.

Противопылевая тканевая маска ПТМ-1 состоит из корпуса и крепления. Корпус делается из четырех-пяти слоев ткани. Для верхнего слоя пригодны бязь, штапельное полотно, трикотаж, для внутренних слоев - фланель, хлопчатобумажная или шерстяная ткань.

Средства защиты кожи

Средства защиты кожи наряду с защитой от паров и капель ОВ предохраняют открытые участки тела, одежду, обувь и снаряжение от заражения радиоактивными веществами и биологическими средствами. Кроме того, они полностью задерживают a-частицы и в значительной мере ослабляют воздействие b-частиц.

По принципу защитного действия средства защиты кожи подразделяются на изолирующие и фильтрующие.

К изолирующим средствам защиты кожи относятся общевойсковой защитный комплект и специальная защитная одежда.

Общевойсковой защитный комплект состоит из защитного плаща, защитных чулок и защитных перчаток.

К специальной защитной одежде относятся: легкий защитный костюм, защитный комбинезон, защитный костюм, состоящий из куртки и брюк, и защитный фартук.

Подручные средства защиты кожи

К подручным средствам защиты кожи относятся обычная одежда и обувь. Обычные накидки и плащи из хлорвинила или прорезиненной ткани, пальто из драпа, грубого сукна или кожи хорошо защищают от радиоактивной пыли и бактериальных средств; они также могут защитить от капельножидких ОВ в течение 5-10 минут, ватная одежда защищает значительно дольше.

Для защиты ног используют сапоги промышленного и бытового назначения, резиновые боты, галоши, валенки с галошами, обувь из кожи и кожзаменителей.

Для защиты рук можно использовать резиновые или кожаные перчатки и брезентовые рукавицы. При использовании обычной одежды в качестве средства защиты для большей герметизации необходимо застегивать ее на все пуговицы, обшлага рукавов и брюк завязывать тесьмой, воротник поднимать и обвязывать шарфом.

К ним относятся:

- камера защитная детская (КЗД-6 );

- различные модификации детских противогазов .

Камера защитная детская (КЗД-6) предназначена для защиты детей в возрасте до 1,5 года от ОВ, РВ и БС в интервале температур от +30 0 С до -30 0 С. Существующие защитные детские камеры имеют ограниченные возможности по защите от АОХВ, они громоздки, неудобны в эксплуатации и при хранении. В настоящее время АО «Химконверс». ведется разработка СИЗ, которое бы защищало ребенка и мать одновременно.

Детские противогазы выпускаются различных типов.

Для детей младшего возраста - на­чиная с 1,5 года выпускается противогаз ДП-6М (тип 6 малый), для старшего – ДП-6 (тип 6).

В настоящее время наиболее совершенными моделями являются детский противогаз ПДФ-7Д для детей дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет) и ПДФ-7Ш для детей школьного возраста. В комплект этих противогазов входят: фильтрующе-поглощающая коробка ГП-7к, лицевая часть МД-3, коробка с незапотевающими пленками и сумка . ПДФ-7Д комплектуется лицевыми частями 4-х ростов, ПДФ-7Ш – 2-х ростов. Масса комплекта: дошкольного - не более 750г, школьного - не более 850г . Фильтрующе-поглощающая коробка по конструкции аналогична коробке ГП-7, но имеет уменьшенное сопротивление вдоху.

Правильно подобранная лицевая часть должна плотно прилегать к лицу ребенка и не смещаться при резких поворотах головы. На детей дошкольного и младшего школьного возраста противогазы надевают взрослые.

Новые детские противогазы имеют ряд преимуществ. У них снижено сопротивление вдоху, уменьшено давление лицевой части противогаза на голову. Все это позволяет увеличить время пребывания детей в средствах защиты. Конструкция лицевой части такова, что стало возможным уменьшить количество ростов до трех (раньше их было 5) и в значительной мере облегчить подбор противогазов.

Противогазы ГП-5 и ГП-7, а также детские противогазы не защищают от большинства АОХВ . Для расширения возможностей противогазов по защите от АОХВ предусмотрены дополнительные патроны (ДПГ-1, ДПГ-3 ).

ДПГ-3 защищает от аммиака, хлора, диметиламина, нитробензола, сероводорода, сероуглерода, синильной кислоты, тетраэтилсвинца, фе­нола, фосгена, фурфурола, фтористого водорода, хлористого циана и этилмеркаптана.

ДПГ-1, кроме того, защищает от диоксида азота, метилхлорида, оксида углерода и этиленоксида.

Внутри патрона ДПГ-1 находятся два слоя шихты, специальный поглотитель и гопкалит. В ДПГ-3 – только один слой поглотителя.

Сопротивление потоку воздуха не более 10 мм вод. ст. (при расходе 30 л/мин). Масса патрона ДПГ-1 не более 500 г, ДПГ-3 не более 350 г.

Время защитного действия от АОХВ для гражданских противогазов с дополнительными патронами ДПГ-1 и ДПГ-3 при скорости воздушного потока 30 л/мин, относительной влажности воздуха 75% и температуре окружающей среды от -30°С до +40°С составляет 0,5-5,0 ч .


Противогазы фильтрующего типа имеют и отрицательные стороны :

Уменьшение площади полей зрения;

Высокая степень сопротивления дыханию,

Болевые ощущения на коже головы в результате давления шлем-маски.

Увеличение вредного пространства.

ОАО «АРТИ-Завод» разработало новые противогазы и респираторы с двухсторонним байонетным соединением фильтров, панорамной маской и полумаской, обладающие повышенными эргономическими и защитными характеристикамиГП-15Б (ППФ-700) и респиратор «АRTIX ».

Фильтрующие противогазы имеют временные показатели работы по времени замены фильтрующего элемента . Существует несколько методов определения момента отработки фильтра:

- органолептический – основан на том, что многие вредные вещества обладают специфическим запахом. Сигналом о замене фильтра служит запах вещества в подмасочном пространстве (аммиак, диоксид серы, бензол, толуол, ацетон, сероуглерод);

- по увеличению массы – основан на увлажнении шихты в процессе работы;

- индикации – основан на визуальном анализе степени отработки шихты. Для этого используются коробки из прозрачного материала, в которых шихта меняет свой цвет по мере отработки;

- по фиксированию времени – основан на ограничении использования фильтра определённым промежутком времени.

Гопкалитовый патрон – дополнительный патрон к противогазам для защиты от оксида углерода (угарного газа) . Гопкалит – смесь диоксида марганца с оксидом меди, которая играет роль катализатора при окислении оксида углерода за счет кислорода воздуха до неядовитого углекислого газа.

На гопкалитовом патроне указывается его начальный вес. При увеличении веса за счет поглощения влаги на 20 г и более патроном пользоваться нельзя. Время защитного действия патрона при относительной влажности воздуха 80% около 2 часов . При температуре, близкой к нулю, его защитное действие снижается, а при – 15 0 С и ниже почти прекращается. Масса патрона 750-800 г.

Для сотрудников аварийно-спасательных формирований сейчас разрабатывается перспективный, универсальный противогаз двойного назначения – обеспечивающий защиту, как от боевых ОВ, так и от многих АОХВ.

19. Поражающим фактором радиационной аварии является:

    волна прорыва;

    воздушная ударная волна;

    внешнее γ-нейтронное облучение;

    воздействие отравляющего вещества.

20. Для обеззараживания одежды и предметов от РВ проводится :

Индивидуальные и коллективные средства защиты

1. К СИЗ относятся:

2 . К СКЗ относятся :

4. К СИЗ грудных детей относятся :

6 . * Средства защиты кожи бывают:

7 . * Современные убежища оборудуются:

      системой водоснабжения и канализацией;

      системой отопления и освещения (в том числе и автономного);

      системой оповещения населения о ЧС;

Современные средства поражения

1. В чем измеряется тротиловый эквивалент?

2. К какой группе боевых отравляющих веществ относится иприт?

3. При каком поражающем факторе ядерного взрыва наносится людям наибольший вред?

    световое излучение;

    проникающая радиация;

    ударная волна;

    радиоактивное заражение местности;

4. Сколько по времени длится вспышка ядерного взрыва при его мощности в 10 кт?

7 . Поражающие свойства радиоактивных веществ зависят от…

8. * Укажите среди приведенных ниже организмов те, которые используются в качестве бактериологического оружия:

Защита от поражающего действия ядерного, химического

и бактериологического оружия

1. Эвакуация - это есть...

    выезд за город с целью отдыха;

    выезд работников предприятия на помощь сельхозпроизводителям;

    выезд на симпозиум;

    организованный выезд из города при угрозе чрезвычайных ситуаций.

2. Кем организуются эвакуационные мероприятия :

    начальником ГО и ЧС объектов экономики, штабом и председателем эвакокомиссии;

    начальником пожарной охраны;

    мэром города;

    директорами заводов и фабрик;

    горкомом профсоюзов.

3. При угрозе возникновения ЧС (заражения) проводится ...

    упреждающая эвакуация;

    дегазация;

    дезактивация;

    дезинфекция;

    усиление охранной деятельности.

4. Какие виды эвакуации проводятся в первую очередь ...

    общую (эвакуация всех людей из данного района);

    частичную ((эвакуация стариков и детей);

    эвакуация руководства города;

    эвакуация ценного оборудования;

    эвакуация оборонной промышленности.

5. Ваши первоочередные действия по прибытии на конечный пункт экстренной эвакуации …

      выполнять все указания администрации эвакопункта;

      предъявить администрации конечного пункта свои документы с целью постановки на учет;

      перемещаться из одного населенного пункта в другой, не поставив в известность начальника эвакопункта;

      подыскать у местного населения квартиру;

      заняться закупкой продуктов питания.

6. Работы по оказанию и отысканию пострадавших людей начинаются с ...

    разведка маршрутов выдвижения и участков работ;

    розыск и извлечение пострадавших из заваленных убежищ, спасение людей из горящих зданий;

    частичная санобработка людей;

    удаление радиоактивных веществ с мест проезда и прохода.

7. Работы по ликвидации ЧС включают...

    восстановление инфраструктуры, медицинских сооружений;

    прокладку колонных путей и устройство проходов (проездов) в завалах и зонах заражения;

    локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, технологических сетях;

    восстановление разрушенных мостов.

8. Аварийно-спасательные работы ведутся ...

    по графику с 8 часов до 17 часов, с перерывами на обед;

    в хорошую погоду, днем;

    работы ведутся непрерывно, днем и ночью, в любую погоду, до полного завершения;

    работы ведутся в ночное время.

9. Что подается в первую очередь в разрушенное убежище...

  1. вода с глюкозой;

    пища в виде горячих обедов;

    медикаменты;

    восстанавливаются средства связи.

10. Для организации и проведения эвакуации населения создаются :

    семейные общежития;

    ремонтно-восстановительные бригады;

    сборные эвакопункты;

    сборные команды.

11. Специальная обработка местности, сооружений и технических средств включает :

    дезактивацию, дегазацию, демеркуризацию;

    дезактивацию, демеркуризацию, дезинфекцию;

    дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию, демеркуризацию;

    дезактивацию, дезинфекцию, демеркуризацию.

12. Противорадиационные укрытия (ПРУ) строят.

    за пределами города;

    за пределами зон возможных сильных разрушений;

    в границах промышленного предприятия;

    в центре города.

    подстроенные и недалеко стоящие.

Модуль 4

Выживание в экстремальных условиях

1. Назовите факторы, меньше всего влияющие на способность людей к выживанию, попавших в экстремальные условия...

    антропологические;

    наследственные;

    природно-средовые;

    материально-технические, экологические.

2. *При получении травмы пострадавшему нельзя...

    вправлять выпавшие органы;

    удалять видимые инородные тела брюшной, грудной или черепной полости;

    вводить обезболивающие препараты;

    самостоятельно проводить иммобилизацию.

3. Какой признак не является характерным для определения части света (север ) ...

    стволы сосен после дождя чернеют;

    предпочтительное расположение муравейников возле деревьев, кустарников, пней;

    большее количество снега возле деревьев, строений;

    ветви деревьев короче и реже;

    трава на окраине поляны весной гуще.

4. При наступлении пурги во время движения группы...

    продолжать движение вперед;

    выбрать место для ночлега в ближайшем лесу;

    послать одного из членов группы за помощью;

    немедленно ставить лагерь и ждать окончание пурги.

5. Чего нельзя делать во время пурги ...

    ставить защитную стенку с подветренной стороны палатки;

    выходить в шерстяной одежде для откапывания палатки;

    сидеть, плотно прижавшись друг к другу;

    устанавливать палатку с входом с подветренной стороны.

6. Следует отказаться от преодоления заснеженного склона, как лавиноопасного, если..

      если продолжается, или недавно прошел обильный снегопад;

      когда склон интенсивно освещен солнцем, наблюдается оттепель или идет дождь;

      выпадение за 2-3 дня нового снега толщиной не более 10 см;

      снег оседает с характерным ухающим звуком;

      при плохой или резко ухудшенной видимости.

7. Что нельзя делать при приближении грозового фронта?

    избегать выпуклых форм рельефа, а также мест, где стоят разбитые, обгорелые деревья;

    сесть, опустив голову на согнутые в коленях ноги и изолировать их от земли любым материалом;

    если гроза застала группу в пути, идти всем рядом;

    все металлические предметы сложить на расстоянии 15-20 м от местонахождения людей.

8. Какая толщина льда является безопасной зимой при переправе через реку?

2. Тайное хищение чужого имущества:

  1. мошенничество;

3. Шантаж - это...

    завладение имуществом путем обмана;

    нападение с целью завладения имуществом с применением насилия;

    угроза разглашения компроментирующих сведений;

    метод достижения целей с использованием насилия.

4. Какие действия вы предпримите при анонимном звонке по телефону?

    назовете себя и скажете, что вы один дома;

    не сообщайте и не отвечайте ни на какие вопросы до тех пор, пока не узнаете, кто звонит;

    в грубой форме ответите по телефону, что вам надоели звонки;

    согласитесь на встречу, если вам предлагают это сделать.

5. При нападении на вас с целью грабежа, что вы не должны делать...

    возвращаясь в позднее время домой старайтесь идти по краю дороги, ближе к тротуару;

    прикрывайте украшения, если они производят впечатление дорогостоящих;

    будьте готовы отдать принадлежащую вам вещь, чтобы избежать физического насилия;

    если вам угрожают из притормозившей рядом машины, громко кричать и бежать.

6. Если вы вошли в дом и обнаружили там незнакомца, то:

    позвоните, со своего телефона и вызовите милицию;

    если выйти не удалось, не пытайтесь угрожать или задерживать преступников, дайте им уйти, запомнив как можно больше примет (лицо, одежда, руки и т. д.);

    в случае нападения на вас, зовите на помощь и кричите «Помогите, в доме воры!»;

    если преступники ушли, до прибытия милиции уберитесь в квартире.

7. Если в квартиру позвонили, а в глазок никого не видно, то:

    нужно выйти и посмотреть кто там;

    нужно позвать на помощь;

    не обращать внимания на это недоразумение;

    не следует открывать дверь.

8. При преследовании и нападении на вас преступника необходимо:

    постараться убежать;

    при попытке вооруженного ограбления не отдавать вещи и спорить с грабителем;

    стараться не применять средства защиты;

    не отвлекать внимание нападающего, действовать нерешительно.

9. Какие действия являются неправильными при попытке изнасилования...

    оказывать сопротивление насильнику;

    создать ситуацию, неожиданную для насильника;

    безропотно подчиняться насильнику;

    одеваться на прогулку так, чтобы в случае опасности можно было свободно двигаться и убежать от преследователя.

10. Преступление против общественной безопасности и общественного порядка:

    массовые беспорядки;

    контрабанда;

Социальные опасности

1 . * Причины возникновения социально-опасных явлений :

    интенсивное развитие международных связей, контактов;

    миграция населения;

    экономический упадок в стране;

    климатические изменения.

2 . Мероприятие по предотвращению распространения и развития инфекционных болезней, которое бывает профилактическим, текущим и заключительным, называется:

    дезинфекцией;

  • Уровень промышленной безопасности предприятий
  • Основные причины возникновения техногенных опасностей
  • Контрольные вопросы и задания
  • 3.1. Понятие об опасных и чрезвычайных ситуациях в техносфере
  • Основные термины и определения
  • Система «человек – среда обитания»
  • Основные факторы возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • 3.2. Виды опасных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • Классификация ЧС по масштабу распространения
  • Классификация ЧС по темпу развития
  • Классификация ЧС по видам чрезвычайных событий
  • Контрольные вопросы и задания
  • 4.1. Химически опасные вещества
  • Понятие о химически опасных веществах
  • Классификации химически опасных веществ
  • Воздействие химически опасных веществ на организм человека
  • 4.2. Химически опасные объекты и аварии на них
  • Аварии на химически опасных объектах и их классификации
  • Зоны химического поражения
  • 4.3. Аварийно-спасательные работы на химически опасных объектах
  • Способы защиты от химически опасных веществ
  • Организация и проведение аварийно-спасательных работ
  • Средства индивидуальной защиты
  • 4.4. Мероприятия по снижению последствий аварий на химически опасных объектах
  • 4.5. Состояние химически опасных объектов в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 5.1. Ионизирующее излучение
  • Явление радиоактивности и его применение
  • Виды ионизирующих излучений
  • Радиоактивные вещества и их активность
  • Воздействие ионизирующего излучения на живые организмы
  • 5.2. Радиационно опасные объекты и аварии на них
  • Радиационно опасные объекты
  • Радиационные аварии и их классификации
  • Зоны радиационно опасных объектов
  • 5.3. Уровень радиации и предельно допустимые дозы облучения
  • 5.4. Мероприятия по предотвращению радиационных аварий, снижению потерь и ущерба
  • 5.5. Защита населения от ионизирующих излучений
  • 5.6. Радиационные происшествия в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 6.1. Взрывы и их поражающее действие
  • Представление о взрыве
  • Поражающие факторы взрыва
  • 6.2. Взрывоопасные вещества
  • 6.3. Взрывоопасные объекты и аварии на них
  • Взрывоопасные объекты
  • Степень разрушения объекта при взрыве
  • 6.4. Взрывозащита систем повышенного давления
  • Системы повышенного давления
  • Меры обеспечения безопасности систем повышенного давления
  • 6.5. Государственный надзор за взрывоопасными объектами
  • Органы государственного надзора
  • Требования Ростехнадзора
  • 6.6. Состояние взрывоопасных объектов в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 7.1. Пожар и горение
  • Представление о пожаре и горении
  • Поражающие факторы пожара
  • 7.2. Горючие вещества
  • 7.3. Пожаро– и взрывоопасные объекты
  • Классификация пожаро– и взрывоопасных объектов по степени опасности
  • Огнестойкость зданий и сооружений
  • 7.4. Меры противопожарной безопасности
  • Противопожарная профилактика
  • Противопожарный режим
  • Меры пожарной безопасности
  • 7.5. Локализация и тушение пожаров
  • Тушение пожаров
  • Огнетушащие вещества
  • Средства тушения пожаров
  • Пожарная сигнализация и связь
  • 7.6. Эвакуация из зоны пожара
  • Организация эвакуации из зоны пожара
  • Правила поведения при пожаре
  • 7.7. Пожарная обстановка в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 8.1. Железнодорожный транспорт
  • Железнодорожные аварии и их причины
  • Пожары на железнодорожном транспорте
  • Правила поведения на железнодорожном транспорте
  • 8.2. Автомобильный транспорт
  • Дорожно-транспортные происшествия и их причины
  • Детский дорожно-транспортный травматизм
  • Правила поведения в ДТП
  • Правила поведения на городском транспорте
  • 8.3. Воздушный транспорт
  • Авиационные катастрофы и их причины
  • Правила поведения на воздушном транспорте
  • 8.4. Водный транспорт
  • Аварии на водном транспорте и их причины
  • Правила поведения на водном транспорте
  • 8.5. Метрополитен
  • Аварии на метрополитене и их причины
  • Правила поведения на метрополитене
  • 8.6. Аварийность на российском транспорте
  • Контрольные вопросы и задания
  • 9.1. Гидротехнические сооружения
  • Гидротехнические сооружения и их классификации
  • Классы гидротехнических сооружений
  • 9.2. Гидродинамические аварии
  • Гидродинамические аварии их причины
  • Последствия гидродинамических аварий
  • 9.3. Защита населения от последствий гидродинамических аварий
  • Основные меры защиты населения
  • Правила поведения в условиях гидродинамических аварий
  • 9.4. Состояние гидротехнических сооружений в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 10.1. Системы жизнеобеспечения
  • Причины аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве
  • Меры повышения устойчивости объектов жизнеобеспечения
  • 10.2. Безопасность при использовании газа
  • Природный газ и продукты его сгорания
  • Системы газоснабжения и правила их эксплуатации
  • Правила безопасности при использовании газа
  • 10.3. Электрическая безопасность
  • Электрический ток
  • Воздействие электрического тока на организм человека
  • Причины пожаров от электроэнергии
  • Правила электробезопасности
  • Первая помощь при поражении током
  • 10.4. Электромагнитная безопасность
  • Электромагнитные поля
  • 10.5. Компьютер и здоровье
  • Опасные и вредные факторы, воздействующие на пользователя компьютера
  • Санитарно-гигиенические требования
  • Требования к оборудованию рабочего места
  • Организация режима работы
  • Требования безопасности в кабинете информатики
  • 10.6. Опасные вещества и средства бытовой химии
  • Средства бытовой химии и их классификации
  • Безопасность при хранении и применении средств бытовой химии
  • Первая помощь при отравлении
  • 10.7. Шум и его воздействие на человека
  • Шумовой эффект
  • Воздействие шума на организм человека
  • Методы борьбы с шумом
  • 10.8. Состояние систем жизнеобеспечения в России
  • Контрольные вопросы и задания
  • 11.1. Функционирование производственных объектов в условиях чрезвычайной ситуации
  • Производственные объекты и условия их функционирования
  • Факторы, определяющие устойчивость функционирования производственных объектов
  • 11.2. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования производственных объектов
  • Повышение устойчивости функционирования производственных объектов
  • Предупреждение чрезвычайных ситуаций
  • Рациональное размещение производительных сил
  • Контрольные вопросы и задания
  • 12.1. Защита населения в чрезвычайных ситуациях
  • Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
  • Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
  • 12.2. Организация мероприятий по локализации последствий чрезвычайных ситуаций и защите населения
  • Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
  • Способы защиты населения
  • 12.3. Средства коллективной защиты населения
  • Защитные сооружения и их виды
  • Требования, предъявляемые к защитным сооружениям
  • 12.4. Средства индивидуальной защиты
  • Классификации средств индивидуальной защиты
  • Средства защиты органов дыхания
  • Средства защиты кожи
  • Медицинские средства индивидуальной защиты
  • 12.5. Организация эвакуационных мероприятий
  • Виды эвакуационных мероприятий
  • Эвакуационные органы
  • Порядок проведения эвакуационных мероприятий
  • Контрольные вопросы и задания
  • 13.1. Мероприятия по защите учащихся и персонала образовательных учреждений
  • Организация спасательных работ
  • Порядок проведения эвакуационных мероприятий
  • 13.2. Средства индивидуальной защиты детей
  • Противогазы
  • Защитные камеры
  • Респираторы
  • Подручные средства
  • Нормативная база
  • Требования к содержанию территории, зданий и помещений
  • Обеспечение безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий
  • Контрольные вопросы и задания
  • Список рекомендуемой литературы
  • 13.2. Средства индивидуальной защиты детей

    Для защиты детей промышленность изготавливает противогазы, респираторы, камеры защитные детские, а родители и дети старших возрастов сами готовят ватно-марлевые повязки, противопылевые тканевые маски.

    Противогазы

    Долгое время для защиты органов дыхания, лица и глаз детей в возрасте от 1,5 до 17 лет от сильнодействующих ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных аэрозолей применялись противогазы ПДФ-7 (противогаз детский фильтрующий, тип седьмой), ПДФ-Д (дошкольный), ПДФ-Ш (школьный). Они имели единую фильтрующую поглощающую коробку ГП-5 и различались лишь лицевыми частями.

    На смену им промышленность стала выпускать более совершенные противогазы для детей дошкольного и школьного возрастов:

    ПДФ-2Д – от 1,5 до 7 лет (для дошкольников);

    ПДФ-2Ш – от 7 до 17 лет (школьный).

    В комплект противогазов входят: фильтрующая поглощающая коробка ГП-7к, лицевая часть МД-4, коробка с незапотевающими пленками и сумка. ПДФ-2Д комплектуется лицевыми частями 1, 2 и 3-го ростов. Масса комплекта: дошкольного – не более 750 г, школьного

    не более 850 г, фильтрующая поглощающая коробка по конструкции аналогична коробке ГП-5, но имеет уменьшенное сопротивление вдоху.

    Лицевая часть предохраняет органы дыхания от попадания в них зараженного воздуха, а также защищает глаза и лицо ребенка от воздействия вредных, ядовитых, отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей. Состоит из корпуса (маска объемного типа с «независимым» обтюратором, отформованным как одно целое с ней) и соединительной трубки. Корпус лицевой части имеет очковый узел, узлы клапана вдоха и клапанов выдоха, наголовник. Соединительная трубка оканчивается накидной гайкой с ниппельным кольцом.

    Противогаз хранят в сумке с двумя отделениями: для фильтрующей поглощающей коробки и лицевой части. Внутри сумки расположен карман для коробочки с незапотевающими пленками, снаружи – для индивидуального противохимического пакета. Сумка снабжена поясным и плечевым ремнями с передвижными пряжками. Противогазы ПДФ-2Д и ПДФ-2Ш носят так, чтобы плечевая тесьма была на правом плече, а сумка – на левом боку на уровне пояса.

    Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов подбирать и собирать противогаз должны только взрослые, они также помогают детям надевать и снимать противогазы. Дети среднего и старшего школьного возраста эти действия могут производить самостоятельно.

    Подбираются противогазы таким же способом, как и для взрослых. Для этого измеряют горизонтальный и вертикальный обхваты головы сантиметровой лентой, округляя значения до 5 мм. Горизонтальный обхват – размер головы по замкнутой линии, проходящей через надбровные дуги и наиболее выступающую часть затылка. Вертикальный обхват – размер головы по замкнутой линии, проходящей через подбородок, щеки и макушку. Например, если сумма вертикального и горизонтального обхватов головы ребенка составляет 1035– 1055 мм, можно использовать лицевую часть 1-го роста с положением упоров 3–5 – 6 или 2-го роста с положением упоров 4–7 – 9.

    К эксплуатации противогаз подготавливают следующим способом:

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    проверяют комплектность, целостность частей и узлов;

    соединяют лицевую часть с фильтрующей поглощающей коробкой, завинчивают накидную гайку соединительной трубки до отказа на горловину коробки, вставляют незапотевающие пленки и закрепляют их, переведя манжеты в прежнее положение;

    устанавливают выбранные по таблице положения упоров лямок головника. Правильность сборки и подборки проверяется следующим способом: нужно надеть

    противогаз, закрыть ладонью отверстие в дне коробки и сделать плавный и глубокий вдох. Если воздух при вдохе не проходит под маску, то лицевая часть подобрана верно и противогаз собран правильно. В противном случае необходимо подтянуть лямки или подобрать другую маску.

    Эффективность защиты зависит не только от исправности противогаза, но и от правильности и быстроты его надевания. Детям дошкольного и младшего школьного возраста обязательно помогают взрослые. Ребенка ставят спиной к себе, снимают его головной убор, убирают волосы со лба и висков, лицевую часть берут за височные и щечные лямки и прикладывают к лицу так, чтобы подбородок размещался в нижнем углублении обтюратора. Движением рук вверх и назад от лица ребенка наголовник натягивается на голову, устраняется перекос лицевой части, отвороты обтюратора и лямок, застегиваются щечные пряжки, у детей дошкольного возраста завязываются гарантийные тесьмы, затем надевается головной убор.

    При самостоятельном надевании противогаза дети среднего и старшего возраста должны с получением команды задержать дыхание и закрыть глаза, затем надеть лицевую часть и, убедившись в правильности ее надевания, сделать глубокий выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

    Новые детские противогазы по эксплуатационным и физиологическим показателям имеют ряд преимуществ. У них снижено сопротивление дыханию на вдохе и давление лицевой части на голову, что позволяет увеличить время пребывания детей в противогазах. Конструкция лицевой части такова, что стало возможным уменьшить количество ростов до трех и тем самым облегчить подбор противогазов и обеспечение ими детей.

    Защитные камеры

    В качестве средства индивидуальной защиты детей в возрасте до 1,5 лет используется камера защитная детская КЗД-4, КЗД-6 (камера защитная для грудных детей).

    Она состоит из металлического каркаса, оболочки, поддона, зажима и плечевой тесьмы.

    В оболочку вмонтированы два диффузионно-сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластинка – окно для наблюдения за состоянием и поведением ребенка. Для ухода за ним в верхней части оболочки имеется рукавица из прорезиненной ткани.

    Разборный металлический каркас обеспечивает постоянный объем воздуха внутри оболочки и жесткость конструкции камеры. На поддон можно положить мягкий матрац, одеяльце, подушку.

    Защитную камеру можно носить в руках или через плечо. Ее можно также установить на детские саночки или коляску.

    Защитное действие камеры достигается за счет диффузионно-сорбирующих элементов, которые обеспечивают поступление кислорода в камеру и выход из нее углекислого газа и паров воды. Ядовитые и отравляющие вещества поглощаются диффузионно-сорби- рующим материалом, радиоактивная пыль и другие вредные аэрозоли задерживаются на ее поверхности.

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    Респираторы

    Детский респиратор Р-2д представляет собой фильтрующую полумаску с двумя клапанами вдоха и одним клапаном выдоха (с предохранительным экраном), оголовьем, состоящим из эластичных и нерастягивающихся тесемок, и носовым зажимом. Хранится респиратор в полиэтиленовом пакете. Размер его указывается на внутренней подбородочной части полумаски. Размер подбирается после измерения высоты лица ребенка по табл. 28.

    Таблица 28

    Подбор размера полумаски

    Высота лица – расстояние между точкой наибольшего углубления переносицы и самой нижней точкой подбородка.

    Надевание респиратора аналогично одеванию противогаза.

    Подручные средства

    Самым простейшим средством защиты органов дыхания от вредной пыли, различных аэрозолей, инфекционных возбудителей является ватно-марлевая повязка. Ее изготавливают из куска марли размером 80 × 40 см. На середину марли кладут ровный слой ваты размером 20 × 15 см и толщиной 1–2 см. Марлю загибают по всей длине сверху и снизу, накладывая вату. Боковые концы марли разрезают на 25–30 см для завязывания.

    Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние – на темени, верхние – на затылке. Места неплотного прилегания маски к лицу закладывают ватой.

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    13.3. Обеспечение пожарной безопасности

    в образовательных учреждениях

    Нормативная база

    Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. предусматривает установление особого противопожарного режима в образовательных учреждениях. Система обеспечения пожарной безопасности применительно к образовательному учреждению изложена в Государственном стандарте «Пожарная безопасность» (ГОСТ 12.1.004–91). В структуру системы пожарной безопасности входит подсистема предотвращения пожара и подсистема противопожарной защиты, направленные на профилактику пожаров, обеспечение пожарной безопасности учащихся и материальных ценностей.

    Согласно Правилам пожарной безопасности в РФ (ППБ 01–03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек), к которым относятся образовательные учреждения, в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, согласно федеральному законодательству, несет руководитель объекта.

    На основе положений законодательных и иных нормативных правовых документов, содержащих требования пожарной безопасности, в образовательном учреждении разрабатываются следующие документы:

    Приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за противопожарную безопасность;

    инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения

    и на прилегающей территории;

    план действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении;

    инструкция дежурному администратору образовательного учреждения по пожарной безопасности;

    памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учре-

    Требования к содержанию территории, зданий и помещений

    Все детские учреждения перед началом учебного года (первой смены для всех детских учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители государственного пожарного надзора.

    Необходимо следить за тем, чтобы на территории школы не скапливались сгораемые отходы (мусор, старая мебель, сухие листья, макулатура и проч.). При пожаре наличие таких материалов может способствовать распространению огня и уничтожению школьных построек.

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    Иногда на территории, прилегающей к школе, сжигают опавшие листья. Это также опасно, поскольку тлеющие листья могут быть занесены ветром на кровлю здания или слуховое окно и стать причиной пожара.

    Не менее важно осуществлять контроль за состоянием дорог, проездов, подъездов к школьным зданиям: они не должны ничем загромождаться, чтобы пожарные машины всегда имели возможность проехать на территорию школы без препятствий.

    Воды, которую привозят с собой пожарные автомобили-цистерны, обычно хватает всего на 10–15 мин, поэтому если пожар принял угрожающие размеры, пожарные используют местные водоисточники – пожарные гидранты. За ними должен быть обеспечен надлежащий уход: крышки гидрантов регулярно очищаются от мусора и земли, а на стене ближайшего строения крепится табличка с указанием месторасположения гидранта.

    В здании школы учащиеся должны обеспечивать противопожарный порядок (не жечь спички, свечи, бумагу и проч.). Особое внимание надо обращать на правильное содержание путей эвакуации. Запасные выходы должны быть свободными и иметь надпись «Запасный выход». В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности. Двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров и холлов должны иметь уплотнения в притворах и оборудоваться устройствами самозакрывания в исправном состоянии. На двери должна быть надпись о месте хранения ключа, если она заперта. Каждое школьное здание должно иметь не менее двух выходов: если один из них отрезан огнем, для спасения учащихся используется другой.

    При определении фактического количества эвакуационных выходов учитываются только те, которые удовлетворяют определению понятия «эвакуационный выход». Все выходы, не удовлетворяющие этим требованиям, не считаются эвакуационными и в расчет не принимаются.

    Размеры эвакуационных выходов и путей должны быть такими, чтобы процесс эвакуации был кратковременным и наиболее безопасным для здоровья и жизни людей.

    Лестницы – важнейший путь эвакуации. Под ними нельзя устраивать помещения для мероприятий и хранения инвентаря. Коридоры школ нельзя загромождать столами, шкафами, партами и проч. Лестничные клетки, используемые для эвакуации, должны иметь боковое естественное освещение через окна в наружных стенах.

    Нельзя устанавливать металлические решетки и жалюзи на окнах помещений, где находятся школьники: при необходимости окна могут быть использованы как дополнительные пути эвакуации.

    Здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения о пожаре, к которым относятся внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и звуковые сигналы.

    Двери (люки) чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитовых и т. д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков хранятся в определенном месте, доступном в любое время суток. Слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены и находиться

    в закрытом состоянии. В зданиях детских учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.

    В зданиях образовательных учреждений запрещается:

    производить перепланировку помещений с отступлением от требований строительных норм и правил;

    использовать горючие материалы для отделки стен и потолков эвакуационных путей (лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и проч.);

    В. А. Макашев, С. В. Петров. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: учебное пособие»

    Устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанных с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов, вестибюлей;

    Снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;

    забивать двери эвакуационных выходов;

    Применять в целях отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;

    использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и пр. для приготовления пищи и трудового обучения (за исключением специально оборудованных помещений);

    устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;

    проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ

    в помещениях при наличии в них людей;

    применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;

    производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

    производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализации с применением открытого огня (для этих целей следует применять горячую воду, пар или нагретый песок);

    оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.

    Из всех школьных помещений наибольшую опасность представляют химические лаборатории, физические кабинеты, учебные мастерские и компьютерные классы. Обычно здесь применяют горючие материалы и вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроприборы. Чтобы не допустить несчастных случаев, в упомянутых помещениях работы разрешаются проводить только в присутствии преподавателя или лаборанта. Кроме того, существуют общие правила, предписания и инструкции пожарной безопасности в химических лабораториях при использовании и хранении взрывчатых и воспламеняющихся веществ, электроприборов и т. д.

    Если рабочие комнаты и школьные мастерские используются для работы кружков технического творчества, в этих помещениях нельзя заправлять авто– и авиамодели, ракеты горючими жидкостями. Эту процедуру выполняют на открытом воздухе под руководством руководителя кружка. Пользоваться клеями, лаками и другими материалами, которые разбавляются легко воспламеняющимися растворителями, следует осторожно, в ограниченных количествах.

    В условиях школы электронагревательными приборами можно пользоваться только

    в помещениях с соответственно оборудованными местами и под наблюдением взрослых. После завершения работы в мастерских и рабочих комнатах электронагревательные приборы нужно отключать общим рубильником.

    Администрация детского учреждения обязана обеспечить техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противовопожарного водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях, внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара). Внутренние пожарные краны, пожарные рукава периодически должны подвергаться техническому обслуживанию путем пуска воды под давлением.


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча