01.07.2019

Какие объекты относятся к массовым пребыванием людей. Требования правил противопожарного режима для объектов с массовым пребыванием людей. Больницы, школы, детские сады


Материал из Пожарная безопасность: термины и определении

43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культовые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проектирования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

Источник: ППБ 01-03

Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и другие) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 m 2 помещения площадью 50 m 2 и более. Источник: СНиП 2.04.05-91*

3.71 Помещение с массовым пребыванием людей Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 кв. м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 кв. м. Источник: СП 5.13130.2009

Помещение с массовым пребыванием людей Помещение с количеством людей более 1 чел. на 1 м 2 помещения площадью 50 м 2 и более (залы и фойе зрелищных учреждений, залы совещаний, лекционные аудитории, обеденные залы кассовые залы, залы ожидания и др.) Источник: СП 118.13330.2012 Приложение Б. Термины и определения

Мнения и Дополнение

в 2007 году был разработан проект НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (документ очень похож на 382 приказ), в котором одним из приложений предлагалось ввести:

Приложение 5

Примерный перечень общественных зданий и помещений с массовым пребыванием людей.

1. Помещения

  • Зрительные и актовые залы, фойе (за исключением кинозалов класса «люкс», если таковые предусмотрены стандартами) независимо от принадлежности на 300 и более зрительских мест (принято на основании п.1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 600 и более мест (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами любой вместимости, если они используются для проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий (концерты, новогодние елки и т.д.);
  • закрытые фойе открытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 1000 и более мест (при использовании в качестве фойе подтрибунного пространства принимается вместимость соответствующей трибуны (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
  • торговые залы торговых центров, супермаркетов, гипермаркетов с торговой площадью более 1000 м2 (принято на основании табл.3 СНиП 2.08.02-89*);
  • залы дискотек, танцполы клубов.
  • обеденные залы на 100 посадочных мест и более

2. Здания и сооружения

  • здания, в составе которых имеются указанные выше помещения;
  • здания детских дошкольных учреждений на 100 мест и более (принято на основании табл.5 СНиП 2.08.02-89*);
  • школы на 350 учащихся и более; (принято на основании табл.6* СНиП 2.08.02-89*);
  • пассажирские терминалы (здания аэровокзалов, ж/д вокзалов, автовокзалов, речных и морских вокзалов) в областных и региональных центрах и на крупных транспортных узлах;
  • станции метрополитена
  • здания культовых учреждений;
  • здания выставочных комплексов и художественных галерей;
  • здания музеев федерального подчинения;
  • гостиницы на 50 мест и более;
  • стационары лечебных учреждений на 50 коек и более;
  • амбулаторные лечебные учреждения на 100 посетителей и более
  • банные комплексы на 50 чел. и более;
  • фитнес-центры на 100 чел. и более.

Но потом кто-то решил, что так будет слишком легко применять требования пожарной безопасности, пусть лучше проектировщики (инспектора ГПН) сами принимают решение где массовое где не массовое, с них в случае чего и спросим чем и как они руководствовались.

Странный вопрос, здание общественное, а нём может быть, а может и не быть помещение с массовым пребыванием людей, т.е. свыше 50 чел.


Вопрос может быть и странный, но к сожалению в ГОСТ Р 53315-2009 (Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности) есть очень важное и дорогостоящее в реализации требование, которое отнесено именно к "зданиям с массовым пребыванием людей ".

Прямого определения, что же это за зверь такой - здание с массовым пребыванием людей - ни в данном ГОСТе, ни в других НТД естественно нет, понимай как хочешь.
Косвенные упоминания-пояснения обнаружены в следующих документах: ППБ 01-03, Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2008 г. N 375-ПП "О мерах по обеспечению инженерной безопасности зданий и сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы", Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ.

Цитата: ППБ 01-03

16. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.


Цитата: Правительство Москвы

Перечень
критериев зданий и сооружений, подлежащих оборудованию структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений

..............................
3. Объекты с массовым пребыванием людей, административные здания и офисные центры. Объектами с массовым пребыванием людей считаются здания, в которых может одновременно находиться 500 и более человек

Цитата: Комментарий ВНИИПО к 123-ФЗ

Комментарий к статье 84, частям 1, 5, 6, 8
Одним из вопросов, возникающих при проектировании системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), является определение размеров зон пожарного оповещения, времени начала оповещения в зонах оповещения, а также очередности оповещения. В нормах все эти параметры предлагается определять «исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре», и за непонимания такой трактовки норм проектировщики стремятся к созданию большого количества зон оповещения (столько, сколько позволяет оборудование), что усложняет работу диспетчера при полуавтоматическом управлении системой.
Части здания, в которых находятся люди, не способные к самостоятельной эвакуации, рекомендуется выделять в отдельные зоны оповещения из-за особенностей текста оповещения. Другой причиной деления здания на зоны пожарного оповещения является ограниченная пропускная способность эвакуационных путей и выходов. При одновременном движении большого количества людей в направлении выходов образуются людские потоки, с увеличением плотности потоков скорость их уменьшается, образуются «пробки», в результате время эвакуации увеличивается, и люди не успевают покинуть здание до начала воздействия на них опасных факторов пожара опасных факторов пожара (ОФП). Для того, что бы избежать таких явлений, здания с массовым пребыванием людей (1000 человек и более) оборудуются системами 4 и 5 типов, для создания которых необходимо разделение здания на зоны пожарного оповещения и установления специальной очередности оповещения.


Т.е. строго говоря, Правительство Москвы в постановлении N375-ПП дало прямое определение. Однако какую силу имеет данное постановление в сравнении с НТД, выпускаемыми Федеральными Ведомствами? Какую силу оно имеет за пределами Москвы? Вопросы риторические.

Короче наши законотворцы как всегда на высоте

ППБ 01-03
п.43. Число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) зданий и сооружений с массовым пребыванием людей (помещения с одновременным пребыванием 50 и более человек - зрительные, обеденные, выставочные, торговые, биржевые, спортивные, культо-вые и другие залы), не должно превышать количества, установленного нормами проекти-рования или определенного расчетом (при отсутствии норм проектирования), исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.
СП 5.13130.2009
3.71 помещение с массовым пребыванием людей: Залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные помещения и другие помещения площадью 50 м2 и более с постоян-ным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2.

СНиП 2.04.05-91*
Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеат-ров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и другие) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 * помещения площадью 50 * и более.

Проект НПБ «МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ» (документ очень похож на 382 приказ), в котором одним из приложений пред-лагалось ввести:
Приложение 5
Примерный перечень общественных зданий и помещений с массовым пребыванием лю-дей.
1. Помещения
-Зрительные и актовые залы, фойе (за исключением кинозалов класса «люкс», если таковые предусмотрены стандартами) независимо от принадлежности на 300 и более зрительских мест (принято на основании п.1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 600 и более мест (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-залы и фойе крытых спортивных сооружений с трибунами любой вместимости, если они используются для проведения массовых культурно-зрелищных мероприятий (концерты, новогодние елки и т.д.);
-закрытые фойе открытых спортивных сооружений с трибунами вместимостью 1000 и более мест (при использовании в качестве фойе подтрибунного пространства при-нимается вместимость соответствующей трибуны (принято на основании п.п. 1.16 и 1.46* СНиП 2.08.02-89*);
-торговые залы торговых центров, супермаркетов, гипермаркетов с торговой площа-дью более 1000 м2 (принято на основании табл.3 СНиП 2.08.02-89*);
-залы дискотек, танцполы клубов;
-обеденные залы на 100 посадочных мест и более.
2. Здания и сооружения:
-здания, в составе которых имеются указанные выше помещения;
-здания детских дошкольных учреждений на 100 мест и более (принято на основании табл.5 СНиП 2.08.02-89*);
-школы на 350 учащихся и более; (принято на основании табл.6* СНиП 2.08.02-89*);
-пассажирские терминалы (здания аэровокзалов, ж/д вокзалов, автовокзалов, речных и морских вокзалов) в областных и региональных центрах и на крупных транспорт-ных узлах;
-станции метрополитена;
-здания культовых учреждений;
-здания выставочных комплексов и художественных галерей;
-здания музеев федерального подчинения;
-гостиницы на 50 мест и более;
-стационары лечебных учреждений на 50 коек и более;
-амбулаторные лечебные учреждения на 100 посетителей и более;
-банные комплексы на 50 чел. и более;
-фитнес-центры на 100 чел. и более.

Приветствую всех постоянных Читателей нашего блога и коллег по цеху! Сегодня мы будем разбираться в сравнительно недавно появившимся документом, который необходимо иметь практически всем крупным магазинам, кинотеатрам, библиотекам, вокзалам, концертным залам и так далее…..всем объектам, которые относятся к перечню объектов с массовым пребыванием людей. Этот документ называется . В данной статье мы определимся с формой и содержанием указанного паспорта и вообще проясним – на каком объекте он необходим.

Итак, для начала, вспомним, что такое есть объект с массовым пребыванием людей. На данную тему мы уже публиковали статью в нашем блоге – прочитать ее Вы можете, пройдя по ссылке . Приведем основной тезис из этой статьи:

«Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, пункт 5, содержат дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее – объекты). Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта».

Конечно, иные документы толкуют определение объекта с массовым пребыванием людей гораздо «лояльнее», но, учитывая статус главенствования документа, утвержденного Постановлением Правительства РФ, мы все таки, обязаны придерживаться приведенной выше формулировки изложенной в ППР РФ. Следуя изложенным правилам, мы относим к объектам с массовым пребыванием людей любое строение, на территории которого имеется помещение с возможностью нахождения 50 и более человек, включая и посетителей и обслуживающий персонал. Собственно, как Вы понимаете, любой магазин, в который физически могут поместиться 50 человек уже является таким объектом. Думаю, этот момент мы прояснили.

Теперь предлагаю Вам документ, согласно которому на каждый, рассматриваемый выше объект необходимо разрабатывать паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей – скачать можно у нас в библиотеке нормативщика, просто, пройдя по ссылке .

Постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. N 272 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)”

Основные пункты документа предполагают определение категории конкретного объекта с массовым пребыванием людей. Согласно пункту 10, разделу 2 Постановления Правительства РФ №272 от 25.03.15 установлены следующие категории:

а) место массового пребывания людей 1 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

б) место массового пребывания людей 2 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

в) место массового пребывания людей 3 категории – место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Категорирование объекта производит комиссия, назначенная главой муниципального образования по территориальному признаку. В комиссию входят представители администрации города (района), представители МЧС и МВД и представители собственника объекта. Проведя мониторинг объекта, в течении трех дней, комиссия относит конкретный объект к конкретной категории, о чем составляется соответствующий АКТ обследования объекта, который в дальнейшем будет являться неотъемлемой частью исходных данных, на основании которых разрабатывается паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей. Для того, чтобы точно уяснить что есть такое паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей, приведем дословно третий раздел Постановления Правительства РФ №272 от 25.03.15г.

III. паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей

14. На каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей .

Людей составляется в 5 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

15. Согласовывается паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей в течение 30 дней со дня его разработки.

16. паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

17. паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку “Для служебного пользования”, если ему не присваивается гриф секретности.

Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Первый экземпляр паспорта безопасности хранится в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации (администрации муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, остальные экземпляры хранятся в территориальном органе безопасности, территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и у правообладателя места массового пребывания людей.

При невозможности обеспечения правообладателем места массового пребывания людей сохранности экземпляра паспорта безопасности он передается на хранение в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (администрацию муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

19. Актуализация паспорта безопасности происходит не реже одного раза в 3 года, а также в следующих случаях:

а) изменение основного назначения и значимости места массового пребывания людей;

б) изменение общей площади и границ места массового пребывания людей;

в) изменение угроз террористического характера в отношении места массового пребывания людей;

г) возведение в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов.

20. При актуализации паспорт безопасности согласовывается с территориальным органом безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение 30 дней со дня внесения в него изменений.

Теперь сама форма документа – паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей – скачать редактируемый формат (ВЕРД) можно у нас на сайте, пройдя по ссылке . В общем, форма паспорта вполне понятна и заполнить ее можно самостоятельно, не обращаясь к помощи специалистов в области пожарной безопасности. Просто постарайтесь внести как можно более полные сведения, требуемые в соответствующих графах. Чем подробнее будет заполнен паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей, тем лучше для Вашего объекта, так как, исходя из сведений в паспорте, силовые структуры будут обязаны более внимательно «крышевать» Ваш объект, что добавит на Ваш объект лишнюю каплю безопасности, которой, как известно, много не бывает. Многие собственники скажут – вот опять «доить» нас будут или заставлять вкладывать деньги в какие то технические новшества – опять лишний миллион или два придется потратить на безопасность, а не положить на любимый счет в банке. Скажут и будут абсолютно правы. Да, это именно так! Если Вы собственник объекта с массовым пребыванием людей и эта самая масса людей платит Вам деньги за покупку на Вашей территории товаров или услуг, то будьте добры обеспечить безопасность людей, которые платят Вам деньги.

Исходя из сказанного, а также руководствуясь упомянутым уже Постановлением Правительства РФ №272 от 25.03.15г., определим обязательные мероприятия, которые обязан выполнить на своей территории собственник объекта с массовым пребыванием людей:

все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:

- системой видеонаблюдения;

- системой оповещения и управления эвакуацией;

- системой освещения

В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. К обеспечению физической охраны мест массового пребывания людей могут привлекаться различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пути эвакуации в местах массового пребывания людей должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств.

Места массового пребывания людей 1 и 2 категории оборудуются информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.

И это самые минимальные требования. Как Вы понимаете, с повышением установленной категории объекта с массовым пребыванием людей, соответственно требования будут повышаться. Все дополнительные меры согласуются с органами местного самоуправления, МВД и МЧС, на территории которых располагается Ваш объект.

Необходимо добавить, что контролировать выполнение требований на объекте имеют право члены комиссии (выше уже упоминался состав комиссии) один раз в год планово и дополнительно, сколько угодно раз в год внепланово по жалобам граждан или по устранению недостатков или повышении угроз террористического характера. Срок одной проверки не должен превышать 10 дней. По окончании проверки, комиссия будет направлять в адрес собственника выявленные замечания и предложения по совершенствованию мероприятий по безопасности в форме Акта……ну и конечно, потом опять проверять Ваши реакции на замечания. При саботировании собственником требований по технической укрепленности и замечаний комиссии, собственнику придется платить немалые штрафы и подвергаться санкциям, вплоть до приостановки деятельности объекта. В общем, приготовьте Ваши бумажники – платить придется. А вот за что платить – за совершенствование безопасности подрядным организациям или бесконечные взятки членам комиссии – это уже Ваш вопрос.

Тем Читателям, которые потрудились дочитать статью до конца, я дам совет специалиста, который достаточно длительный срок трудится в области пожарной и охранной безопасности. Вы не можете не понимать, что и само по себе Постановление Правительства №272 и предъявляемые в нем требования возникли не на пустом месте. Все эти требования диктует политика – противодействие терактам в первую очередь именно в местах массового скопления людей, и конечно должностные лица относиться будут к исполнению документа очень серьезно, так как не захотят терять начальствующих кресел. По этому, паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей разрабатывать придется однозначно – до штрафа или после штрафа. Несмотря на то, что я писал о несложности заполнения документа, Вы должны понимать, что конкретные требования к Вашему объекту будут сформированы именно, исходя из информации, которую Вы внесете в паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей. Как известно, что написано пером, то не вырубишь топором. По этому – осторожнее с фразами, а то получите требования к «Форд-Ноксу» к Вашему небольшому продуктовому магазину. А еще лучше – поручите составить паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей специалисту, который на этом уже «собаку съел». Цена вопроса будет от 20 до 100 тысяч, в зависимости от сложности объекта, но это сущие копейки по сравнению с суммами, которые специалист Вам сэкономит в результате своих трудов. Если возникнет вопрос, напишите на почту [email protected] , изложите пожелания, и мы постараемся Вам помочь. Превратить белое в черное и наоборот не обещаем (мы не занимаемся такими вещами), но творческий подход к решению проблемы – гарантируем.

На этом статью «паспорт безопасности объекта с массовым пребыванием людей» завершаю. Буду рад, если в данной статье Вы почерпнули для себя какую то полезную информацию. Копировать статью для размещения на иных ресурсах в интернете разрешаю только при условии сохранении всех ниже перечисленных ссылок на наш сайт, предлагаю Вам ознакомиться с другими статьями нашего блога по ссылкам:

Режим работы световых оповещателей

Два эвакуационных выхода из помещения торгового зала

Пожарная сигнализация или пожаротушение на объекте?

Системы автоматического пожаротушения – обзор вариантов

Многоточечный пожарный извещатель

– отключение вентиляции при пожаре

Мы в Одноклассниках – https://ok.ru/group/52452917248157

Мы на Майле – https://my.mail.ru/community/norma-pb/

Мы в Facеbook -

Пункт 5 новых «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР РФ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, содержит дословно следующее определение: «на … объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей». При этом пункт 1 ППР РФ под термином «объекты» определяет не только территории, здания, сооружения, но и помещения организаций и другие объекты (далее - объекты).Таким образом, с точки зрения ППР РФ, критерием оценки «массовости» пребывания людей где-либо является норматив 50 и более человек, независимо от площади и функционального назначения самого «объекта». Аналогичные положения были закреплены и в пунктах 16, 43 ранее действовавших Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), отмененных приказом МЧС России от 31.05.2012 № 306 «О признании утратившим силу приказа МЧС России от 18.06.2003 № 313».

Отметим, что СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (Приложение А), а также СП 7.13130.2009 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования» (пункт 3.13) используют для своего применения иное понятие «массового пребывания людей», а именно: «Помещение с массовым пребыванием людей - помещение (залы и фойе театров, кинотеатров, залы заседаний, совещаний, лекционные аудитории, рестораны, вестибюли, кассовые залы, производственные и др.) с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более 1 чел. на 1 м2 помещения площадью 50 м2 и более».

ППР РФ, как показано выше, устанавливают для своего применения более расширенное понимание термина «массового пребывания людей».

В соответствии с пунктом 7 ППР РФ «на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре». Данное требование существенно не отличается от пункта 16 ППБ 01-03, в котором было определено практически то же самое, только иными словами, а именно: «В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара».

Пункт 12 ППР РФ определяет: «на объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте». правило противопожарный режим

Ранее пункт 16 ППБ 01-03 требовал проводить такие практические тренировки для «всех задействованных для эвакуации работников», что предполагало необходимость определить круг «всех задействованных для эвакуации работников», а потом именно с ними и проводить такие занятия.

Теперь же в отработке планов (схем) эвакуации должны участвовать все лица, осуществляющие какую-либо деятельность на объекте с массовым пребыванием людей.

Пункт 25 ППР РФ, точно так же, как и пункт 42 ППБ 01-03, запрещает в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости по-прежнему одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

В соответствии с пунктом 30 ППР РФ руководитель организации при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей (дискотеки, торжества, представления и др.) обязан обеспечить:

  • а) осмотр помещений перед началом мероприятий в целях определения их готовности в части соблюдения мер пожарной безопасности;
  • б) дежурство ответственных лиц на сцене и в зальных помещениях.

Точно такие же положения ранее содержались в пунктах 19 и 50 ППБ 01-03.

Пункт 31 ППР РФ определяет следующее: «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях со сгораемыми перекрытиями допускается использовать только помещения, расположенные на 1-м и 2-м этажах.

В помещениях без электрического освещения мероприятия с массовым участием людей проводятся только в светлое время суток.

На мероприятиях могут применяться электрические гирлянды и иллюминация, имеющие соответствующий сертификат соответствия.

При обнаружении неисправности в иллюминации или гирляндах (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и др.) они должны быть немедленно обесточены.

Новогодняя елка должна устанавливаться на устойчивом основании и не загромождать выход из помещения. Ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».

Ранее такие же требования были изложены в пункте 50 ППБ 01-03, только елка должна была устанавливаться просто «с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка». Теперь же имеется уточнение «ветки елки должны находиться на расстоянии не менее 1 метра от стен и потолков».

Кроме того, в соответствии с пунктом 32 ППР РФ «при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей в помещениях запрещается:

  • а) применять пиротехнические изделия, дуговые прожекторы и свечи;
  • б) украшать елку марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;
  • в) проводить перед началом или во время представлений огневые, покрасочные и другие пожароопасные и пожаровзрывоопасные работы;
  • г) уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и др.;
  • д) полностью гасить свет в помещении во время спектаклей или представлений;
  • е) допускать нарушения установленных норм заполнения помещений людьми».

Ранее, в пункте 50 ППБ 01-03, содержались аналогичные требования, но с добавлением, что «допускается использовать только помещения, … не имеющие на окнах решеток».

Теперь же ППР РФ такого требования больше не содержат и, к нашему ужасу, теперь можно даже детский садик по всему периметру наглухо затянуть глухими оконными решетками…

Конечно, окна не являются эвакуационными выходами и относятся только к аварийным выходам, при этом «аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара» (см. п.п. 6.19 и 6.20 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а также п. 4.2.8 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»), однако автора этого обзора данное обстоятельство никак не утешает… И лично я бы не хотел участвовать в мероприятии с массовым пребыванием людей, которое проходит в помещении с глухими решетками на окнах (личное авторское мнение).

Заметным нововведением является пункт 38 ППР РФ, определяющий, что «на объектах с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек».

Ранее пункт 55 ППБ 01-03 привязывал количество фонарей не к числу людей, а к числу работников дежурного персонала: «В зданиях с массовым пребыванием людей на случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари. Количество фонарей определяется руководителем, исходя из особенностей объекта, наличия дежурного персонала, количества людей в здании, но не менее одного на каждого работника дежурного персонала».

Не смотря на всю кажущуюся простоту исполнения требования пункта 38 ППР РФ, все же могут возникнуть трудности с определением максимально возможного числа людей (посетителей) на объекте (теперь на каждые 50 человек требуется фонарь), так как проектная и фактическая наполняемость объекта может отличаться. Конечно же, не все объекты с массовым пребыванием людей готовы установить системы и приборы учета посетителей с целью ограничения посещаемости ниже пороговых значений. При этом пункт 43 ППБ 01-03, позволявший при определении максимально допустимого количества людей в помещении (при отсутствии норм проектирования) принимать расчетную площадь, приходящуюся на одного человека, в размере 0,75 м2/чел - не вошел в состав новых ППР РФ.

Умалчивают новые ППР РФ и относительно каких-либо технических характеристик для требуемых «электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек».

Опасаемся, что исходя из известного принципа «что не запрещено - то разрешено», какие-либо объекты с массовым пребыванием людей будут ограничиваться закупкой самых простых брелков-фонарей со светодиодом…

По-прежнему ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов на объектах с массовым пребыванием людей и на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу (п. 39 ППР РФ, ранее п. 56 ППБ 01-03).

Также как и в ППБ 01-03 (пункт 61) новые ППР РФ (пункт 43) определяют, что в зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.

Пункт 107 ППР РФ, как и раньше пункт 149 ППБ 01-03, требует в зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений кресла и стулья соединять между собой в ряды и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи к путям эвакуации. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.

По-прежнему руководитель организации при проведении распродаж, рекламных акций и других мероприятий, связанных с массовым пребыванием людей в торговых залах, обязан принять дополнительные меры пожарной безопасности, направленные в том числе на ограничение доступа посетителей в торговые залы, а также назначить ответственных за их соблюдение (п. 119 ППР РФ, ранее п. 163 ППБ 01-03).

Так как объекты с ночным пребыванием людей часто относятся к объектам с массовым пребыванием людей, рассмотрим пункт 9 ППР РФ, а именно: «На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Указанный пункт новых ППР РФ ограничивается требованием наличия «телефонной связи» и больше не требует обеспечения «прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов» организаций с массовым пребыванием людей, как это требовалось ранее пунктом 39 отмененных ППБ 01-03.

Следует заметить, что указанный пункт ППР РФ содержит также и некоторую неопределенность по отношению к количеству требуемых «средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения».

Ранее пункт 129 ППБ 01-03 определял более четко, для кого нужны такие средства защиты, а именно: «Обслуживающий персонал зданий для проживания людей (гостиницы, кемпинги, мотели, общежития, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома и другие здания за исключением жилых домов) должен быть обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте обслуживающего персонала».

Теперь же формулировка пункта 9 ППР РФ позволяет предположить, что средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения требуются не только для обслуживающего персонала, но и вообще… для любого человека на объекте с ночным пребыванием людей.

А если так, то неужели при заселении в гостиницу или при госпитализации в больницу меня будут обучать применению «средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения»?..

Таким образом, мы столкнулись с тем, что при прочтении конкретных пунктов ППР РФ, требуется их толкование. Многие с надеждой ожидают разъяснений со стороны Департамента надзорной деятельности МЧС РФ о порядке применения новых ППР РФ. Однако большинство пожарных экспертов и юристов считают, что толкование новых «Правил противопожарного режима» Департаментом надзорной деятельности МЧС РФ - вне закона. Объяснение простое: МЧС не имеет права трактовать нормативные правовые акты на свое усмотрение.

Толковать нормы может только нормотворец. ППР РФ находится в статусе Постановления Правительства РФ, а не в ранге приказа МЧС (как это было с ППБ 01-03).

Поэтому, говоря о ситуации с принятием новых ППР РФ, многие эксперты предполагают, что в будущем они вполне могут получить разъяснения порядка их выполнения со стороны Верховного суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел.

Такие руководящие разъяснения (в Российской Федерации они издаются в форме постановлений Пленума Верховного суда), будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча