22.03.2019

Что называется сезонной миграции. Виды миграций населения: классификация, причины. Виды миграции населения: видео



1. Изучение налоговых систем зарубежных стран дает возможность уяснить общие закономерности развития и функционирования налогового механизма, а также учитывать опыт налогообложения государств со сложившейся рыночной экономикой.
Посредством налогов развитые страны мобилизуют от 27- 29% валового национального продукта (ВВП) в США до 53% в Швеции.
Наиболее весомый вклад в налоговые доходы государственного бюджета зарубежных стран вносят индивидуальный подоходный налог, доля которого в ВВП колеблется соответственно от 5-9% во Франции, Японии, Нидерландах и Италии до 16- 24% в Финляндии, Новой Зеландии. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля этого налога составляет в среднем 11,7% ВВП.
Вторыми по значению в доходах бюджета являются социальные налоги, доля которых в ВВП составляет в среднем 9,1%.
Далее следуют косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с оборота, налог с продаж и т. д.) и прямые налоги с предпринимательских структур (налог на прибыль и поимущественные налоги). Так, удельный вес НДС, налога на прибыль и налога на собственность в странах ОЭСР составляет в среднем соответственно б, 3 и 2%.
Что касается структуры налоговых доходов в бюджетах зарубежных стран, то необходимо отметить, что по данным на 1985 год доля подоходного налога составила от 12,7% (Франция) до 46,6% (Финляндия), доля налога на прибыль корпораций - от 4% (Финляндия) до 21% (Япония), доля налогов на собственность - от 2,3% (Швеция) до 12% (США), доля косвенных налогов - от 7,4% (США) до 21,2% (Финляндия)".
Доля налогов на потребление и доля акцизов во многих странах почти одинаковы. Роль первых в 80-е годы постоянно увеличивалась, а последних - снижалась2.
Важнейшим принципом организации налоговых систем стран Запада выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственно-политического устройства страны. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия) существует два уровня бюджетов: центральный и местный, которым соответствуют отдельные виды налоговых платежей. В федеративных государствах (США, Германия, Канада) организовано три уровня бюджета и соответственно три уровня налоговых платежей - федеральные, региональные, местные. »
2. Налоговая система США отражает трехступенчатую организацию государственной власти и состоит из федеральных табл. 3).
Таблица 3

Федеральные
Налоги
Местные

Налоги
штатов
налоги
Т~
Подоходный налог
Подоходный налог
Подоходный налог
2
Налог на прибыль
Налог на прибыль
Налог на прибыль

Корпораций
корпораций
корпораций
3
Налог на социальное
-
-

Страхование

4
Акцизы
Акцизы
Акцизы
5
-
Налоги с продаж
Налоги с продаж
6
Таможенные пошлины
-
-
7
Налоги с наследств
Налоги с наследств
Налоги с наследств

И дарений
и дарений
и дарений
8
-
Поимущественные
Поимущественные

Налоги
налоги
9
-
Налоги на владельцев
-

Автотранспорта

10
-
-
Экологические

Особенностью американской системы налогообложения является параллельное использование основных видов налогов. Так, население уплачивает три подоходных налога (федеральный, штатный и местный), три налога на прибыль с корпораций (федеральный, штатный и местный), два вида поимущественного налога (штатный и местный) и др.
Федеральный бюджет практически полностью формируется за счет налоговых поступлений (см. табл. 4)3.
Таблица 4
Структура доходов федерального бюджета США, %
Подоходный налог с физических лиц................................... 41
Отчисления на социальное страхование............................... 34
Налог на прибыль корпораций............................................. 10
Акцизные сборы....................................................................... 3
Заемные средства..................................................................... 8
Прочие доходы, включая налоги с наследств и
дарений и госпошлины.......................................................4
Всего...................................................................................... 100
Самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Данное положение было достигнуто отчасти за счет постоянного увеличения числа налогоплательщиков. Перед первой мировой войной число налогоплательщиков подоходного налога составляло около 1 млн. чел., в 1939 году - 5 млн. чел., а к середине 80-х годов превысило 100 млн. чел. Объектом обложения подоходным налогом является совокупный валовый доход, который складывается из различных источников (заработная плата, доходы от предпринимательской деятельности, доходы по ценным бумагам и т. д.). Субъектом налогообложения является отдельный человек либо семья.
Второй по величине статьей доходов являются налоги на социальное страхование. В отличие от других стран, в том числе и России, в США налоговое бремя от этих платежей почти в равной степени ложится как на работодателя, так и на работника4.
Налог на прибыль корпораций в структуре доходов занимает место между подоходным налогом, налогом на социальные нужды и остальными налогами. Ставка налога за последние тридцать пять лет уменьшилась более чем в два раза. В некоторых случаях корпорации подлежат обложению налогом на сверхприбыли, который одновременно составляет часть антимонопольного законодательства.
Доля поступлений от акцизов и таможенных пошлин в целом невелика. Около половины всех акцизов приходится на винно-водочные и табачные изделия.
Соотношение налогов в структуре налоговых поступлений штатов несколько отличается от федерального уровня (см. табл.5).
Таблица 5
Структура налоговых поступлений в штатах по видам налогов, %
Общий налог с продаж........................
Подоходный налог с физических лиц. Налог на прибыль корпораций...........
Акциз на горючее....;............................
..32 ..30 .7.9 .6,3
Акциз на табак.....................................
Акциз на спиртные напитки...............
Налоги на владельцев автотранспорта Поимущественные налоги...................
Налоги с наследств и дарений.............
....2 .1,6 .3,5 ....2 ....1
Общий налог с продаж занимает одно из ведущих мест среди всех налоговых поступлений штатов, не случайно он превратился в самый массовый налог. Объектом обложения является валовая выручка, поступившая от реализации товара. Акцизы, взимаемые при реализации отдельных видов продукции, по своей сути соответствуют общему налогу с продаж. Штатный подоходный налог по своей структуре соответствует федеральному, при этом в различных штатах устанавливаются свои ставки налога и льготы.
Среди местных налогов отдельное место занимают экологические налоги. Установление этих налогов направлено на защиту окружающей среды от вредных промышленных отходов. По мнению экспертов, доля поступлений от этих налогов со временем будет увеличиваться.
Финансовый контроль за уплатой налогов в США осуществляет служба внутренних доходов (СВД), входящая в состав Министерства финансов. СВД, созданная еще в середине прошлого века, состоит из центрального аппарата, региональных налоговых управлений и налоговых управлений на местах. Данные органы осуществляют следующие функции: 1) контроль за поступлением налогов; 2) правильность заполнения налоговых деклараций; 3) взимание задолженностей по налогам; 4) возврат налогоплательщику переплаченных сумм; 5) удержание штрафа с неплательщиков5.
3. Особенностью бюджета Японии по сравнению с другими развитыми странами является довольно высокий уровень неналоговых платежей. Так, государственный бюджет только на 84% формируется за счет налоговых поступлений. Остальные 16% формируются за счет арендной платы, продажи земельных участков, доходов по ценным бумагам и др.6 Основными налогами в Японии являются налог на добавленную стоимость, подоходный налог с юридических лиц (корпорационный налог), подо-
224
ходный налог с физических лиц, местные налоги, в том числе предпринимательский налог, корпоративный муниципальный налог, уравнительный налог.
Самый высокий доход государству приносят корпорационный налог и подоходный налог с физических лиц. Корпорационный налог взимается с прибыли компаний. Ставки подоходного налога с юридических лиц в зависимости от видов организаций составляют от 27 до 42%, ставки подоходного налога с физических лиц - от 10 до 50%. Столь высокий уровень налогообложения физических лиц считается оправданным в социальном плане, поскольку налоговое законодательство предусматривает большие скидки при исчислении налога: необлагаемый минимум, дополнительные льготы для многодетных семей, средства, затраченные на лечение, и т. д.
Центральным моментом налоговой реформы 1989 года стало введение нового косвенного налога (налога на добавленную стоимость). Объектом налога является добавленная стоимость. Под налогообложение НДС подпадают любые (за исключением льготируемых) сделки по продаже товаров и оказанию услуг. Иными словами, налогом облагаются все стадии прохождения сырья или товара через производственную и сбытовую сети. Однако при этом на каждой последующей стадии налог начисляется только с суммы, добавленной в стоимость товара в результате его дальнейшей обработки или продвижения к потребителю7.
Среди специфических интересен уравнительный налог. Данный налог представляет собой фиксированную сумму, величина которой определяется по соответствующей таблице и зависит как от размера капитала юридического лица, так и от числа работающих на предприятии.
4. Налоговая система Франции отличается преобладающим значением косвенного налогообложения и относительно небольшой долей подоходного налога (см. табл. б)8.
Таблица 6
Структура бюджета Франции,
Налог на добавленную стоимость.......
Подоходный налог с физических лиц. Налог на предприятия.........................
.41,4 .18,1 .10,6
Пошлины на нефтепродукты. Прочие налоги........................
Неналоговые поступления.....
Всего........................................
...7,3 15,2 ..7,4 . 100
Сбор налогов, поступающих в центральный и местные бюджеты, осуществляет единая налоговая служба. Среди центральных налогов преобладают налог на акционерные общества, налог на добавленную стоимость и подоходный налог.
Плательщиками налога на акционерные общества являются предприятия, зарегистрированные в этой юридической форме. Иные предприятия облагаются подоходным налогом по правилам налогообложения физических лиц. Если акционерное общество имеет самостоятельный филиал, то доход каждого филиала фирмы облагается в отдельности. В некоторых случаях допускается фискальная консолидация результатов деятельности головного предприятия и филиалов. Объектом обложения является доход, полученный акционерным обществом от любых операций по всем видам деятельности, в том числе и от продажи имущества. Взимание налога основывается на данных бухгалтерской отчетности акционерного общества. Налогооблагаемая прибыль определяется путем вычитания из выручки от продажи имущества и услуг затрат на производство. При этом государство напрямую не регулирует перечень этих расходов, а предприятия руководствуются общими правилами, имеющими отраслевую специфику, в зависимости от своей деятельности. Ставка налога зависит от направления использования полученной прибыли. Если прибыль используется на развитие производства, то устанавливается ставка 39%, а если доход идет на выплату дивидендов, то 42%. Однако во втором случае налоговое законодательство Франции предусматривает механизм компенсации двойного налогообложения держателей акций (налоговый авуар)9. К двойному налогообложению приводит обложение физических лиц подоходным налогом с доходов от дивидендов наряду с налогообложением доходов акционерного общества. Суть налогового авуара состоит в том, что сумма исчисленного подоходного налога с дивидендов уменьшается на определенную величину. Для акционерных обществ предусмотрены различные льготы. Так, в первые два года они полностью освобождаются от налогообложения, в третий год обложению подлежит лишь 25% дохода, в четвертый - 50%, в пятый - 75% и только начиная с шестого года облагаются все 100% дохода.
Налог на добавленную стоимость является основным и дает наибольшие налоговые поступления в бюджет страны. НДС исчисляется на каждой стадии производства и обращения в виде разницы между налогами, взимаемыми при продаже товара и при покупке материальных ценностей, использованных при его изготовлении. От НДС освобождаются экспортные операции, медицинское обслуживание, образование, благотворительная деятельность, страхование, казино, лотереи и т. д. Кроме того, в некоторых случаях по отдельным видам деятельности (сдача в аренду помещений, финансовое и банковское дело, литературная, спортивная, артистическая деятельность) плательщику предоставляется право выбора: платить НДС или подоходный налог. Расчет НДС ведут сами предприятия, за исключением мелких организаций, на которых ведется упрощенная система бухгалтерского учета, и НДС рассчитывает сама налоговая служба.
Особенностью подоходного налога является то, что обложению подлежит доход не отдельного физического лица, а доход семьи. Налог платится всеми гражданами начиная с 18 лет. Порядок исчисления подоходного налога достаточно затруднителен. Первоначально все доходы делятся на семь групп: заработная плата, земельные доходы, доходы от дивидендов, процентов, доходы от перепродажи, доходы от производственной деятельности, некоммерческие доходы и сельскохозяйственные доходы. Затем для каждой из семи групп отдельно определяется чистый доход. При этом в каждой группе действует своя методика определения чистого дохода. После определения на-логооблагаемого дохода происходит дальнейшее исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, путем использования многочисленных скидок и льгот.
Среди местных налогов выделяют профессиональный налог, налог на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю. Профессиональный налог уплачивается юридическими и физическими лицами (которые самостоятельно занимаются бизнесом). Для расчета налога берется сумма двух элементов, которая умножается на установленную местными органами власти налоговую ставку. Этими двумя элементами являются: арендная стоимость недвижимости, которую использует налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности; определенный процент заработной платы, выплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также получаемого им дохода. Земельный налог на застроенные участки касается всей недвижимости, которая используется для производственных или коммерческих целей. Налогом на незастроенные участки облагаются поля, луга, леса и др. Налог на жилье платят и собственники, и арендаторы. Помимо перечисленных выше основных, местные органы власти могут устанавливать и другие местные налоги, сборы, пошлины.
5. Основной закон Федеративной Республики Германии закрепляет основные положения налоговой системы ФРГ. Согласно Конституции, бюджет Федерации формируется за счет таможенных пошлин, большинства акцизных сборов, страховых сборов, налога с оборота капитала, вексельного сбора (федеральные налоги).
Землям причитается налог с имущества, налог с наследства, налог с владельцев автотранспортных средств, налог на пиво (налоги земель).
Совместными источниками доходов (как Федерации, так и Земель) являются подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (совместные налоги). Поступления от первых двух налогов распределяются между Федерацией и Землями, при этом часть средств подоходного налога передается Общинам. 56% НДС поступает в доход Федерации, остальные 44% - в доход Земель10.
Общинам причитается соответствующая доля подоходного налога, промысловый налог, налог с недвижимости (налоги общин).
В Германии наряду с вертикальным выравниванием, которое обеспечивает распределение доходов между различными уровнями административных образований, предусмотрено также горизонтальное распределение доходов между относительно мощными и относительно слабыми в финансовом отношении федеральными Землями.
Налоговая система Германии состоит из тридцати восьми видов налогов, за счет которых формируется от 60 до 80% всех ее доходов. 54% составляют косвенные налоги (НДС и акцизы) и 46% - прямые налоги. Следует отметить, что большинство из указанных налогов не имеют принципиального значения ввиду своей незначительности. Исходя из этого все налоги можно разделить на три группы. К первой группе относятся крупные налоги (всего семь видов), которые обеспечивают почти 90% налоговых поступлений. К ним относятся налог на заработную плату, НДС, налог на промысловый доход, подоходный налог, налог с корпораций, налог на бензин и акциз на табак. Ко второй группе относятся средние налоги, например поземельный налог, налог на автотранспортные средства и др. (всего тринадцать видов), которые обеспечивают почти 10% всех налоговых поступлений. Мелкие налоги составляют третью группу (всего восемнадцать видов с учетом остаточных платежей по упраздненным налогам) и обеспечивают примерно 0,4% налоговых поступлений (налоги на сахар, соль, чай, на лошадиные бега, на тотализаторы, с владельцев собак и т. д.). Сохранение большого количества мелких налогов обусловлено историческими причинами. Например, налог на игристые вина был введен в 1902 году. Его появление было обусловлено использованием шампанского при церемонии спуска на воду новых кораблей. Однако больше данный налог не был с этим связан".
Одними из основных видов прямых налогов являются подоходный налог и налог на заработную плату. При исчислении размера дохода для определения налоговой ставки предусмотрены изъятия в форме производственных расходов, расходов, связанных со служебной и трудовой деятельностью, и расходов, связанных с содержанием семьи.
Для определения размера налога на заработную плату применяются специальные механизмы «налоговых классов» и «налоговых таблиц». Данные механизмы разделяют всех работающих на различные группы в зависимости от семейного положения, финансового состояния и др. Например, к I классу относятся холостые рабочие, не имеющие детей, и те из женатых, овдовевших или разведенных, у которых отсутствуют условия для включения в III и IV налоговые классы; ко II классу отно-
229
Часть I. Глава 6
сятся холостые, разведенные или овдовевшие, имеющие на своем иждивении одного ребенка и более, и т. д.12
Налог на добавленную стоимость, по сути, является косвенным налогом на общественное и личное потребление, взимаемым на всех стадиях движения товара к конечному потребителю. Объектом обложения является оборот по реализации товаров, работ, услуг. Ставка налога составляет 14 и 7% (по льготной продукции). Налогоплательщиком является предприниматель, т. е. лицо, осуществляющее какую-либо деятельность с целью извлечения прибыли. Иными словами, плательщиком НДС может являться как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель.
1. Мир денег. Краткий путеводитель по денежной, кредитной и налоговой системам Запада. М.: АО «Развитие», 1992. С. 235-236.
2. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). М.: Фонд «Правовая культура», 1995. С. 5.
3. Налоговые системы зарубежных стран. Учебное пособие / Под ред. В. Князева, Д. Черника. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995. С. 10.
4. Там же. С. 11.
5. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). М.: Фонд «Правовая культура», 1995. С. 16.
6. Налоговые системы зарубежных стран. Учебное пособие / Под ред. В. Князева, Д. Черника. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995. С. 101.
7. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). М.: Фонд «Правовая культура», 1995. С. 55.
8. Налоговые системы зарубежных стран. Учебное пособие / Под ред. В. Князева, Д. Черника. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995. С. 55.
9. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). М.: Фонд «Правовая культура», 1995. С. 111.
10. Бюджетное планирование и контроль в системе государственного и муниципального управления. Берлин, 1996. С. 31.
11. Там же. С. 33.
12. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира (справочник). М.: Фонд «Правовая культура», 1995. С. 79.

Введение………………………………………………………

Глава 1. Общая характеристика систем налогообложения зарубежных стран……………………………………………

Глава 2. Налоговая система США…………………………..

Глава 3. Налоговые системы Европейских стран………….

3.1 Налоговая система Германии……………………

3.2 Налоговая система Франции…………………….

3.3 Налоговая система Испании……………………..

3.4 Налоговая система Италии….……………………

Методические указания по выполнению контрольной

работы ………………………………………………………

Заключение……………………………………………...

Список литературы……………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Налоги – одно из важных понятий экономической науки, являющиеся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений.

В современном понимании налог – это обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.

Признаками налога являются:

Императивность (безусловность, категоричность), которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода (согласно закону) государству, а в случае невыполнения обязанности последуют санкции по ее принудительному изъятию;

Смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства, обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

Безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав;

Легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.

Исторически современные налоги происходят от первичных форм налогообложения, применявшихся в государствах Древнего Востока, и налогов, взимавшихся в Европе церковными властями, - в католических странах и муниципалитетами – в свободных городах; и, соответственно, «авторские права» на общую идею налога должны быть разделены между восточными правителями, западной христианской церковью и городским самоуправлением.

Налоговая теория и практика на протяжении тысячелетий выработала огромное количество специальных налоговых терминов, которые прочно вошли в быт налогоплательщиков и налоговое законодательство.

Вместе с тем в области налогов и налогообложения разных стран хотя и существует своя налоговая терминология, но в большинстве из них получили широкое распространение общепризнанные названия элементов налогов и налоговая терминология. Если элементы налога отражают социально – экономическую сущность налога как явления, его родовые признаки, то характеристика элементов налога или налоговая терминология используются в законодательных актах и нормативных документах, определяющих условия налогообложения, его организацию, порядок исчисления и взимания налогов.

Глава 1 общая характеристика систем налогообложения зарубежных стран

Налоговая система любой страны – это совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу – изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

Налоговые системы развитых зарубежных стран современную структуру приобрели в результате налоговых реформ, проведенных после окончания Второй мировой войны и в 80-е годы прошлого века.

Преобразования налоговых систем проходили по принципу "лучше низкие ставки и мало льгот, чем высокие ставки и множество исключений". Налоговые системы западноевропейских стран, Соединенных Штатов Америки и России значительно различаются между собой.

Анализ налоговых систем зарубежных стран свидетельствует следующее:

В США в сфере налогообложения занят единый орган - Служба внутренних доходов с ее региональными и окружны­ми управлениями, насчитывающая в своем составе 120 тыс. служащих на 250 млн. граждан, так что в среднем на одного налогового служащего приходится 2100 граждан. Налоговая служба США при этом обеспечивает собираемость платежей на уровне 95-98% от плановых показателей;

В Великобритании сбор налогов возложен на Единую службу, насчитывающую 100 тыс. служащих на 65 млн. населения, что составляет 750 граждан на одного налогового слу­жащего, при этом собираемость налогов обеспечивается на уровне 98% от расчетных показателей;

Во Франции сборами налогов занимается Главное налоговое управление Министерства экономики, финансов и бюд­жета, насчитывающее около 83 тыс. налоговых служащих на 63 млн. граждан (на одного налогового служащего приходится 750 граждан), обеспечивающих собираемость налогов на уровне 96 - 98% от расчетных.

Из приведенного анализа следует, что в России и ряде стран Западной Европы на одного налогового служащего приходится в среднем по 750 граждан населения, однако, во-первых, в России в сфере налогообложения задейство­вано два министерства, две службы (ведомства) и несколь­ко фондов, в которых множество чиновников, а не налого­вых сотрудников, и, во-вторых, по собираемости налогов они отстают от налоговых систем вышеуказанных стран в 1,5-2 раза. В сравнении же с налоговой системой США на­логовая система России почти в 3 раза уступает и по пока­зателю граждан, приходящихся на одного налогового слу­жащего.

Отношение налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту по анализируемым странам колеблется от 28.9% в США до 55.3% в Швеции, в среднем по Европе оно -39.9%.

По структуре налоговых поступлений страны можно разделить на следующие группы, в которых:

а) доля налогов на прибыль, товары и услуги, а также отчисления на социальную защиту отличается незначительно и колеблется в пределах 28-35% (Испания, Италия, Германия, Бельгия, Западная Европа в среднем);

б) наибольшей является доля подоходных налогов (от 37 до 58%) в США, Дании, Англии, Швеции, Польше.

в) наибольшей является доля отчислений на социальную защиту (от 38 до 46%) в Австрии, Франции, Нидерландах.

г) наибольшей является доля налогов на товары и услуги (от 42 до 48,1%) в Португалии, Греции, Ирландии.

В числе имущественных налогов во всех развитых странах преобладают:

1. Налог на имущество (недвижимость);

2. Земельный налог;

3. Налог на застройку городских территорий;

4. Налог на приобретение транспортных средств.

5. Налог на строение и сооружения;

6. Налог с владельцев транспортных средств;

7. Налог на наследование и дарение.

Первые четыре вида налогов уплачивают физические и юридические лица, последние три - только физические лица.

Важнейшим, определяющим фактором в развитии налогообложения в экономически развитых странах является тен­денция глобализации мировой экономики. Переход субъектов предпринимательства разных стран к сотрудничеству, раз­мещению капиталов в разных странах и организации производств в различных экономических зонах позволил налого­плательщику самому выбрать страну, в которой будет упла­чена часть налоговых платежей. При этом в стране, на территории которой реализуются отдельные этапы производственного процесса, будет наблюдаться сокращение на­логовой базы, а наличие низких налоговых ставок в одном из государств становится фактором, влияющим на размещение инвестиционных потоков денежных средств. Причем глобализация экономики окажет влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов. В частности, повышение акцизов на какой-либо товар в одной стране в условиях ликвидации таможенных границ непременно породит бум "туристов" в страну с целью приобретения дешевого товара. В условиях глобализации экономики становится очевидным факт противоречия между глобальным характером налогообложения и доходами юридических и физических лиц. Данная ситуация обострит конкуренцию между государствами за пра­во сбора налогов с субъектов предпринимательства. Особенно это становится заметным в условиях создания оффшор­ных зон и "налоговых гаваней" в странах, которые предос­тавляют предпринимателям возможности законной оптими­зации налоговых платежей.

Промышленно развитые страны от­казались от ликвидации оффшорных зон и "налоговых гава­ней", но вместе с тем приняли пакет налоговых мер, ориен­тирующих национальные налоговые системы не на конфрон­тацию с "налоговыми гаванями", а на снижение высоких налоговых ставок, увеличение числа льгот или прямых суб­сидий и компенсаций для экспортной деятельности инвести­рования, создания новых рабочих мест и т. д. Это положение весьма благоприятно может сказаться на тех компаниях, ко­торые не ведут активной производственной деятельности в странах основного местонахождения. Кроме того, в разви­тых странах нередко предоставляются отсрочки от налогооб­ложения доходов, полученных за рубежом. Все государства понимают, что даже выведенные в оффшорные зоны капи­талы только базируются в них, а реально функционируют в промышленно развитых странах. В эти же страны перево­дятся и доходы с этих капиталов. Правительства развитых стран осознают, что жесткая позиция по отношению к нало­гообложению и взаимоотношениям крупных компаний с "на­логовыми гаванями" может побудить инвесторов и компании покинуть данную страну. Правительства развитых стран по­нимают, что "налоговые гавани", или "убежища", играют важную роль в смягчении остроты конкурентной борьбы и противоречий между развитыми странами за привлечение капиталов и дают правительству важный аргумент для внут­риполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот предприни­мателям.

Однако в рамках данной конкуренции предприниматели промышленно развитых стран рассматривают реформу налогообложения как одну из основных и первоочередных за­дач в сторону упрощения налоговой системы, что позволит минимизировать нарушение принципа справедливости налогообложения.

Для решения этой задачи в области прямого налогообложения используется концепция совокупного дохода налого­плательщика, который включает все виды финансовых до­ходов, полученных за определенный период времени. Принятие данной концепции означает существенное расширение базы обложения подоходными налогами, поскольку в облагаемую базу включаются не только прямые доходы, но и доходы от недвижимости, ценных бумаг, прироста капита­лов и др.

Одной из важнейших тенденций в реформировании нало­гообложения доходов граждан в промышленно развитых стра­нах наметилась тенденция увеличения вычетов и налоговых льгот, учитываемых при налогообложении доходов населения.

В сфере корпоративного налогообложения наблюдаются тенденции снижения общей ставки налога с одновременным расширением налогооблагаемой базы. В этом случае государство преследует цели поддержания конкурентоспособности национальной налоговой системы, соблюдения принципа спра­ведливости при налогообложении и поддержания достигну­того уровня государственных доходов.

В ряде промышленно развитых стран существуют различные подходы к проблеме налогообложения распределяемой и перераспределяемой прибыли. В частности, прибыль облагается как на уровне компании, так и на уровне акцио­нера; наблюдается уменьшение налогооблагаемой прибыли на уровне компании и уровне акционера; установление спе­циальных ставок на распределяемую прибыль и др.

Общей практикой косвенного налогообложения в развитых странах является использование налога на добавленную стоимость.

Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетельствует, что одной из главных закономерностей этих стран является повышение роли налогов на потребление. В частности, удельный вес налогов на потребление этих стран вырос с 12 до 18% при практически неизменной доле налога на прибыль и подоходного налога. Промышленно развитые страны в качестве обязательного условия вступления в ЕС выдвинули условие введения в национальную налоговую си­стему НДС на уровне 15-20 %, что, по их мнению, будет способствовать выравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различных странах.


Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы…….4

1.1. Понятие налога……………………………………………………………….4

1.2. Определение налога……………………………………………………….…6

Глава 2. Налоговые системы зарубежных стран……………………………….8

2.1. Налоговая система США…………………………………………………….8

2.2. Налоговая система Канады…………………………………………………12

2.3. Налоговая система Германии……………………………………………….15

2.4. Налоговая система Франции………………………………………………..18

2.5. Налоговая система Испании………………………………………………...21

2.6. Налоговая система КНР……………………………………………………..24

2.6. Налоговая система Японии………………………………………………….26

Глава 3. Сравнительный анализ современных систем налогообложения

промышленно развитых стран с налоговой системой России………………..30

Заключение…………………………………………………………………………33

Список используемой литературы………………………………………………35

Введение

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

На сегодняшний день практически во всех странах мира правительства стремятся к оптимизации национальных систем налогообложения.

Законодательство разных стран имеет свои особенности, содержит различные положения, которые обусловлены ее национальными интересами.

Объект исследования – налоговые системы зарубежных стран.

Предмет исследования – изучение особенностей налоговых систем зарубежных стран.

Цель работы – рассмотрение и сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран: США, Канады, Германии, Франции, Испании, КНР, Японии с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.

Задачи работы:

    Рассмотрение понятия и определения налога;

    Исследование структуры налоговой системы США, Канады, Германии, Франции, Испании, КНР, Японии;

    Выявление сильных и слабых сторон налоговых систем данных зарубежных стран;

    Определить пути совершенствования налоговой системы России на примере зарубежных стран.

Глава 1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы.

      Понятие налога.

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность (с объективной стороны); во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны). Оба эти аспекта тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляя на практике органичное единство, тем не менее их следует различать между собой.

Налоги как объективная категория являются исходным и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Исходная, основная категория – это обобщенное абстрактное понятие объективно существующих экономических отношений. Объективная сущность (объективная сторона) налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке 1 . Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.

Субъективная сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот и т.д.), напротив, предопределяются именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные “черты лица” налоговой системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким образом, в процессе их реального использования (в виде подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам.

2.1. Определение налога

По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог».

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты.

Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития.

Таким образом, можно сказать, что налоги будучи институтом, одновременно являются коллективным благом для общества, несмотря на тот очевидный убыток, который терпит каждый налогоплательщик, отдавая часть своего дохода государству 2 .

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами.

«Налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…» 3 .

Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее определение искомому понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

В российское понятие «налог» заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

а) прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

б) главная черта налога – односторонний характер его установления;

в) налог является индивидуально безвозмездным;

г) уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает встречной обязанности государства;

д) налог взыскивается на условиях безвозвратности;

е) целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Глава 2. Налоговые системы зарубежных стран.

Формирование эффективно работающей российской налоговой системы требует знаний не только истории ее развития и основополагающих теоретических основ налогообложения, но и скрупулезного анализа и осмысления состояния и развития налоговых систем зарубежных стран. Важнейшей характерной особенностью налоговых систем европейских стран является их гармонизация. Особенно серьезные подвижки имеются по налогу на добавленную стоимость. Страны Европейского сообщества договорились о введении ограничений па ставки НДС в пределах своих территорий, упорядочили и согласовали механизм его исчисления и контроля за своевременной и полной уплатой.

Закономерностью развития налоговых систем является серьезный сдвиг в сторону повышения роли налогов па потребление в доходах национальных бюджетов. Например, в странах ОЭСР в 1965–2000 гг. удельный вес налогов на потребление возрос с 12 до 19%, в то время как доли подоходного налога и налога на прибыль корпораций остались практически неизменными. Основной причиной роста доли налогов на потребление является то, что от них намного труднее уклониться, чем, например, от налогов на доходы. Следовательно, растет показатель их собираемости, снижаются расходы по их сбору. Не последнюю роль играет и рост потребления все более качественных видов товаров, прежде всего в экономически развитых странах.

Важнейшим фактором увеличения объемов налогов на потребление явилось введение налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем, несмотря на происходящие процессы унификации, налоговые системы даже внутри стран Европейского сообщества серьезно различаются.

Один из главных вопросов налоговых систем зарубежных стран – сложность налогообложения, как для налогоплательщиков, так и для налоговых администраций. В силу этого возникают проблемы по выявлению схем уклонения от налогообложения, возрастают затраты по содержанию и обучению налоговых работников. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), налоговый кодекс в США за последние 30 лет прошлого века увеличился по объему в два раза, в Канаде – в три раза, в Нидерландах – в два раза. В Великобритании в среднем ежегодно принимается около 200 страниц налоговых законов.

Налоговые системы различных стран в значительной мере отличаются и по уровню налогового бремени. Можно выделить три группы стран: с относительно высоким уровнем налогов, где доля налоговых изъятий в ВВП (включая взносы па социальное страхование) составляет 45–55%, с низким – около 25% и со средним – 30–40%. К первой группе можно отнести, прежде всего, Скандинавские страны, а также страны Бенилюкса. Страны с относительно низким уровнем налоговых изъятий – это Турция, Южная Корея, Мексика. Страны со средней налоговой нагрузкой – США, Япония, Германия, Великобритания, Канада. Общей закономерностью является то, что относительно высокое налоговое бремя существует в высокоразвитых странах с достаточно высоким уровнем среднедушевых доходов населения.

При формировании налоговых систем зарубежные страны с развитой рыночной экономикой серьезное внимание уделяют структурному отбору отдельных налогов с целью комбинирования наилучших соотношений между прямыми и косвенными налогами. Серьезное внимание уделяется стимулированию и поддержке малых предприятий, инвестиций, научных исследований. Немаловажное значение имеет создание гибкой системы льгот, особенно по индивидуальному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость. Большое внимание уделяется также разумному перераспределению при помощи налогов финансовых потоков между центром, регионами и муниципальными образованиями.

Самой крупной доходной статьей в большинстве зарубежных стран являются поступления от подоходного налога с населения. Так, в среднем по странам ОЭСР они составляют около 27%, в отдельных странах показатель существенно превышает эту величину. Например, в США доля подоходного налога достигает в доходах бюджета 40%.

Кратко проанализируем налоговые системы наиболее развитых в экономическом отношении стран.

Налоговая система США отличается чрезвычайной сложностью и находится в постоянном развитии. Ее формирование и развитие нацелено на нахождение оптимальных соотношений между фискальной и стимулирующей функцией налогообложения. Многоступенчатая, разветвленная налоговая система широко используется в интересах развития предпринимательства, развития научных исследований и сферы услуг. С целью усиления стимулирующей функции предусмотрены многообразные налоговые вычеты, льготные ставки, система освобождений от налога. Основными налогами, формирующими доходную часть федерального бюджета, являются следующие: подоходный налог, отчисления на социальное страхование, налог на доходы корпораций, акцизы, прочие доходы, в том числе налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, государственные пошлины.

Особенностью налоговой системы США является предоставление права федеральным, местным и органам власти штатов устанавливать самостоятельно порядок налогообложения, налоги и их ставки. Отдельные виды налогов взимаются всеми ветвями власти – федеральными, штатов и местными. К таким, например, относится индивидуальный подоходный налог. Подоходный налог с граждан занимает стабильно высокую долю в федеральном бюджете, удельный вес этого налога превышает 40% федеральных доходов. В США действует прогрессивная шкала подоходного налога. Минимальная ставка налога, например, для одиноких налогоплательщиков составляет 15% от суммы облагаемого годового дохода, а максимальная ставка достигает 40%. Налогоплательщик имеет право в зависимости от ситуации заполнить декларацию либо отдельно, либо совместно с супругой. Важно подчеркнуть, что каждый налогоплательщик в конце года получает декларацию и подробную инструкцию по ее заполнению и уплате налога. Даже при наличии подробной инструкции заполнение декларации сложное и трудоемкое дело, поэтому многие налогоплательщики прибегают к услугам профессиональных консультантов.

Ставки подоходного налога штатов и муниципалитетов, как правило, также прогрессивные. Они дифференцированы в интервале от 0 до 26%. По есть примеры и пропорциональных ставок налогов (штаты Пенсильвания, Индиана). Обычно налогообложению подлежат те же доходы, что и на федеральном уровне.

Вторая по величине статья доходов федерального бюджета США – отчисления на социальное страхование. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником, при этом сумма взноса делится между ними поровну. Ставки взносов утверждаются ежегодно при формировании бюджета и колеблются в разные годы от 8 до 10% от фонда заработной платы. При этом выплаты работникам по социальному страхованию не уменьшают налогооблагаемую базу подоходного налога.

Налог на доходы корпораций занимает важное место в структуре доходов федерального бюджета. Плательщиками являются корпорации, ассоциации, акционерные общества, страховые компании и банки. Доходы облагаются в год их получения, а также в момент выплаты акционерам. В налогооблагаемую базу включаются все виды доходов, кроме процентов, полученных по федеральным и муниципальным облигациям.

Из налогооблагаемой базы исключаются расходы на ведение бизнеса, уценка и амортизация, процентные платежи по кредитам, суммы выплаченных подоходных налогов и налога на имущество в бюджеты штата и муниципалитета, отчисления па благотворительные цели, потери, не покрытые страховыми выплатами, безнадежные долги. Ставки налога на доходы корпораций – прогрессивные и дифференцированые. Они возрастают в зависимости от суммы налогооблагаемого дохода с 15 до 35%.

США одна из немногих стран, не использующих НДС. Вместо него на уровне штатов и муниципалитетов используют налог с продаж по ставкам в зависимости от места взимания – от 4 до 8,5% от суммы покупки.

Важная роль в налоговой системе США принадлежит налогу на имущество. Взыскивается он на местном уровне. Право устанавливать его предоставлено местным административным единицам. Объекты обложения определяются законодательством штата. Налогом облагаются: земля, здания, сооружения, материальные активы, используемые с целью получения доходов (машины, оборудование, товарно-материальные ценности и т.д.), нематериальные активы (акции, долговые обязательства), а также материальное имущество домохозяйств (автомобили, отдельные предметы длительного пользования).

На уровне штатов взимаются также налоги на владение транспортным средством и на выдачу лицензий на их управление, на страховые компании за ведение бизнеса в штате, сбор за выдачу лицензии на открытие филиалов в штате и т.д.

Налоговая система Канады также представлена на трех уровнях: федеральном, провинций, местном.

Федеральный бюджет формируется за счет индивидуального подоходного налога, налога на доходы корпораций, общего налога с продаж, акцизов на алкогольные напитки и табак, таможенных сборов и пошлин.

Налоговые источники доходов провинций складываются из индивидуального подоходного налога, налога па доходы корпораций, налога на недвижимость, налогов на социальное обеспечение, налога с продаж, акцизов, рентных платежей. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налогов на недвижимость, налогов на предпринимательство и развлечения.

Основным источником доходов бюджета является индивидуальный подоходный налог. Налогооблагаемую базу составляют заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, доход от частной собственности и доход от капитала. Ставки налога дифференцированы в интервале от 16 до 29%. В провинциях действуют свои ставки подоходного налога.

Взносы на социальное страхование вносят как работники, так и работодатели. Базой исчисления является заработная плата.

Значимую роль в налоговой системе Канады играет налог на доходы корпораций. Федеральные ставки налога на доходы корпораций установлены в размере 23 и 28%. В провинциях они дифференцированы в зависимости от размера налогооблагаемой базы от 31 до 39%.

Весомые доходы в бюджет приносит налог на товары и услуги. Основная ставка налога составляет 7%. К товарам и услугам, облагаемым по основной ставке, относятся товары как производственного и технического назначения, так и потребительские товары. По многим товарам и услугам установлена нулевая ставка. По этой ставке облагается, например, реализация основных продовольственных товаров, лекарственных препаратов по рецептам и т.д.

Особенностью налоговой системы Японии является наличие достаточно большого количества налогов, как на государственном уровне, так и на уровне префектур и муниципалитетов.

Основную роль в доходах бюджета играет подоходный налог. Обложению индивидуальным подоходным налогом подлежит заработная плата, доходы крестьян, лиц свободных профессий, доходы от недвижимости, доходы от сдачи в аренду, а также дивиденды, проценты, случайные заработки и т. д. При исчислении налога определяется общая сумма доходов налогоплательщика из разных источников, затем вычитается необлагаемый минимум с учетом различных социальных скидок. Предусмотрена разветвленная система скидок на расходы по медицинскому обслуживанию, специальных скидок для инвалидов, престарелых, вдов и т. д.

В систему компенсации также входят различные бесплатные услуги и льготы. К ним могут относиться жилье, представительские услуги, расходы на автомобиль и др. У среднеоплачиваемого работника может освобождаться от подоходного налога свыше 30% доходов. Ставки индивидуального подоходного налога установлены прогрессивными. В зависимости от налогооблагаемого дохода действуют ставки 10, 20, 30 и 37%. Следует подчеркнуть, что кроме государственного, действуют также префектурный подоходный налог со ставками 2 и 3%, а также муниципальный подоходный налог со ставками 3,8 и 10%. Таким образом, несмотря на весомые льготы и скидки с налогооблагаемой базы ставки подоходного налога являются достаточно высокими.

Вторым по важности для бюджетной системы Японии является налог на прибыль корпораций. В общей структуре налоговых поступлений он превышает 30%. Налог уплачивается с чистой прибыли. Ставки налога дифференцированы от 22 до 30%. Стандартная ставка налога на уровне префектуры составляет 5%, на уровне муниципалитета – 12,3%.

В Японии установлена единая ставка налога на имущество физических и юридических лиц в размере 1,48% от стоимости имущества. Для учета инфляции раз в три года проводится переоценка имущества. В налогооблагаемую базу включаются все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги, проценты по банковским депозитам.

Среди потребительских налогов важная роль принадлежит налогу с продаж, взимаемому по ставке в 5%. Кроме того, устойчивым источником бюджета являются акцизы, особенно на алкогольные напитки и табачные изделия.

В структуре налоговых поступлений примерно 35% приходится на местные налоги. Наибольшие доходы приносят предпринимательский налог, поимущественный налог, индивидуальный подоходный налог.

К основным налогам, формирующим бюджетную систему Великобритании, относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с корпораций, налог на капитал, НДС, акцизы, налог на недвижимость.

Один из основных налогов, имеющих давнюю историю, – подоходный налог с граждан. Обложение осуществляется по шедулярной системе налогообложения в зависимости от вида дохода – имущество, дивиденды, заработная плата, доходы от инвестиций, доход от источников за границей. Ставки подоходного налога дифференцированы в интервале от 10 до 40%.

Налог на прибыль корпораций построен таким образом, чтобы стимулировать малые и средние предприятия. Ставка налога установлена в размере 30%, для малого бизнеса – 20%. Предусмотрена возможность уменьшения налогооблагаемой базы за счет амортизации машин и оборудования (до 25% ежегодно), амортизации зданий (до 4% ежегодно), 100% затрат на научно-исследовательские работы.

В Великобритании действует достаточно сложная система отчислений на социальное страхование. Платежи работодателей дифференцированы в зависимости от еженедельного дохода работников от 0 до 12,2%.

Важная роль в доходах бюджета принадлежит НДС. Плательщиками его являются конечные покупатели товаров и услуг. Ставка налога установлена в размере 17,5%. Предусмотрены льготы по продуктам питания, печатной продукции, строительству некоммерческого жилья, банковским и страховым услугам, образованию и здравоохранению.

Важная роль, также как и в других европейских странах, во Франции принадлежит подоходному налогу с граждан. В структуре бюджетных доходов доля его превышает 20%. Для расчета налога доходы налогоплательщиков дифференцированы по восьми категориям, а налогооблагаемый доход является суммой всех категорий доходов, уменьшенных на затраты и соответствующие вычеты.

По каждой категории установлена своя методика расчета. Общим правилом вычетов для определения чистого дохода является то, что исключаются все производственные расходы, связанные с получением дохода. Подлежат вычету расходы, связанные с поддержанием престарелых родителей и на благотворительность. Сумма доходов каждой из восьми перечисленных категорий представляет чистый доход. Он подлежит корректировке на так называемые общие льготы, далее, в зависимости от категории налогоплательщика, полученный доход распределяется по соответствующим коэффициентам. Например, одинокие и разведенные без иждивенцев имеют коэффициент 1, супружеская пара без детей – 2, супружеская пара или вдова (вдовец) с двумя детьми – 3. Ставки налога дифференцированы от 0 до 52,75%.

Доля налога на доходы корпораций в бюджете составляет около 10%. Объектом обложения является чистый доход, полученный налогоплательщиком от любых операций по всем видам деятельности, включая доход от продажи имущества. Ставки налога нацелены на стимулирование малого и среднего бизнеса путем их дифференциации.

Важная роль в налоговой системе принадлежит НДС. Исторически впервые этот налог был введен во Франции и многолетний опыт использования показал его высокую эффективность. НДС взимается по трем ставкам. Общая, или основная ставка в размере 19,6% используется для всех операций, если не предусмотрены иные налоговые режимы. Льготная ставка в 5,5% применяется при налогообложении услуг гостиниц туристического класса, услуг по снабжению водой, ряд продовольственных товаров, товары для сельскохозяйственного производства, книги. Пониженная ставка в размере 2,1% используется при купле-продаже или поставке энергии для отопления или охлаждения, поставке угля и других видов топлива, нефтепродуктов, кофе, чая и пр., а также при обложении различных социальнокультурных услуг.

Важным источником доходов бюджета являются акцизы. Перечень товаров, облагаемых акцизами, весьма обширен. К ним относятся нефтепродукты, электроэнергия, крепкие спиртные напитки, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия и др.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча