13.04.2019

Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством


Всоответствии со ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 г. уголовное судопроизводство - это досудебное и судебное производство по уголовному делу. Соответственно, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства можно обозначить как взаимодействие непосредственно государств в целом, так и взаимодействие судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями. Здесь следует отметить, что международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства основано на оказании государствами взаимной правовой помощи по уголовным делам. Международно-правовое сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства осуществляется в следующих целях:

1) укрепления законности и правосудия;

2) совершенствования организации и деятельности судебной власти на основе общепризнанных принципов международного права;

3) взаимного сближения внутригосударственных правовых систем путем их унификации и гармонизации.

Под правовой помощью по уголовным делам в межгосударственных отношениях понимается выполнение судами и другими органами уголовного правосудия по поручению иностранных властей отдельных процессуальных действий (допрос свидетелей, обвиняемых, вручение судебных документов, производство экспертизы и т.п.) по уголовным делам. В юридической литературе содержится ряд детальных определений правовой помощи по уголовным делам. Говоря упрощенно, правовая помощь по уголовным делам - это деятельность одного государства по выполнению (по соответствующей просьбе другого государства - стороны договора) определенных процессуальных действий в сфере уголовного судопроизводства, тем самым оказание помощи в применении права для осуществления правосудия в другой стране.

Межгосударственное сотрудничество по уголовным делам базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права, на целом ряде международно-правовых актов, разработанных и принятых усилиями международного сообщества. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», «под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, и принцип добросовестного выполнения международных обязательств» (пункт 1 Постановления) Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12. В пункте 1 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также указано, что под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Далее в Постановлении отмечается, что содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Важно отметить, что судебные органы Российской Федерации и органы, обеспечивающие их деятельность, строят свою деятельность с учетом обеспечения национальных интересов и безопасности государства на основе суверенного равенства государств. Суверенитет Российской Федерации означает, что она вправе безоговорочно в пределах собственной территории осуществлять всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. В связи с этим можно заключить, что международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства должно осуществляться в полном соответствии с этим основным принципом международного права - принципом суверенного равенства государств. Реализация данного принципа означает ограничение действия сторон только территориями их собственных государств и действие законов каждого из государств только на его собственной территории. Принцип невмешательства во внутренние дела государства в сфере уголовного судопроизводства означает запрет вмешательства каждой из сторон в компетенцию суда или иного уполномоченного органа, предоставляющего или получающего запрашиваемую правовую помощь. Принцип взаимности - один из принципов международного права, который устанавливает равные права, а также взаимные выгоды и обязательства государств. Такая взаимность может быть установлена внутренним законом или международным договором. Правовая помощь по уголовным делам на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о правовой помощи, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена правовая помощь. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать Российской Федерации правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий и письменным обязательством соответствующих уполномоченных органов Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий. На сегодняшний день полномочиями по даче письменных обязательств от имени Российской Федерации обладают Верховный Суд РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и Генеральная прокуратура РФ (ст. 453 УПК РФ).

Говоря о принципах, которыми подлежит руководствоваться государствам при осуществлении сотрудничества в рассматриваемой сфере, нельзя не упомянуть о таком принципе международного права, как принцип добросовестного выполнения обязательств, принятых на себя по международным договорам.

Вышеуказанные принципы являются общими принципами международного права. Вместе с тем исследователи выделяют также ряд специальных принципов в сфере сотрудничества государств в рамках уголовного процесса:

1) ограничение сотрудничества только делами о преступлениях общеуголовного характера (сотрудничество не осуществляется по делам политического, расового, религиозного характера, воинским преступлениям);

2) неотвратимость ответственности за совершенное преступление;

3) гуманность;

4) выполнение всех процессуальных действий по оказанию международно-правовой помощи на основе законодательства запрашиваемой страны.

Галенская Л.Н. считает, что специальные принципы не могут противоречить основным (общим) принципам современного международного права. В то время как Гасымов Н.Г. отмечает, что между специальными и общими принципами действуют отношения подчиненности, субординации.

Однако имеются основания полагать, что принципом, вытекающим из национального права, но имеющим международное признание, следует считать также принцип оценки доказательств. Так, доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями уголовного закона, что закреплено в статье 455 УПК РФ.

1. При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

2. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

1) Верховный Суд Российской Федерации — по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, — по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации — в остальных случаях.

4. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

Комментарий к Ст. 453 УПК РФ

1. Совокупность правовых норм, составляющих содержание пятой части УПК 2001 г., обладает признаком принципиальной новизны и в современных условиях, когда организованная преступность стремительно выходит на международную арену, имеет важнейшее практическое значение. Речь идет о взаимодействии государств, их судебных и правоохранительных систем, а также отдельных правоохранительных органов по конкретным уголовным делам. Такое взаимодействие стало возможным лишь с кардинальными изменениями во внутриполитических и внешнеполитических отношениях, складывающихся в России в постсоветское время. (Сразу же после Второй мировой войны в СССР было установлено и вплоть до 90-х гг. прошлого столетия безраздельно господствовало правило, согласно которому любые международные контакты, в том числе, конечно, и в правоохранительной сфере, могли осуществляться только через Министерство иностранных дел СССР. См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1948. N 5. Ст. 2.)

2. В комментируемой статье закреплена сложившаяся в последнее десятилетие система отношений, согласно которой международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства строится не только на основе международных договоров, но и на основе принципа взаимности, когда двусторонние соглашения по различным вопросам уголовного судопроизводства заключаются и обязательства по ним принимаются от имени государства в пределах своей компетенции Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Министерством внутренних дел РФ с таким расчетом, что соответствующее ведомство иностранного государства принимает на себя аналогичные обязательства и дает заверения от имени данного государства, что в аналогичной ситуации оно поступит аналогичным образом и соглашается вступить с вышеперечисленными российскими ведомствами в непосредственные правоотношения.

3. Международное право исходит из принципа, согласно которому уголовно-процессуальное право имеет строго территориальную сферу, определяемую суверенитетом государства. Этот принцип не допускает производства уголовно-процессуальных действий на территории другого государства даже при согласии последнего (хотя известны и редкие исключения). Поэтому основным способом решения данной проблемы по конкретному уголовному делу является запрос о правовой помощи, которому посвящена комментируемая статья, открывающая законодательный материал пятого раздела действующего УПК.

4. Кроме общеизвестных международных правовых актов, принятых Организацией Объединенных Наций (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), непосредственную международно-правовую основу сотрудничества российских судебных и правоохранительных органов по уголовным делам с компетентными органами иностранных государств дальнего зарубежья образуют:

Европейская конвенция о взаимной помощи по уголовным делам (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 25 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5132; 2000. N 23. Ст. 2349);

Европейская конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 25 октября 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 23. Ст. 2348).

5. На основе устоявшихся исторических связей перед лицом общей угрозы транснациональной организованной преступности в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) данный вопрос решается путем заключения 22 января 1993 г. (г. Минск) Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1472). А в развитие положений Конвенции существует целый ряд соглашений, заключенных между правоохранительными ведомствами государств — стран СНГ (см., например: Соглашение министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 24 апреля 1992 г.); Соглашение министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью (Ашхабад, 17 февраля 1994 г.) // Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных правовых актов: В 3 т. / Отв. ред. В.А. Васильев. М.: МСС, 2001. Т. I. С. 475 — 480).

В соответствии со ст. 453 УПК при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, вв1емки, обвгска, судебной экспертизв1 или HHBIX процессуаль- HBIX действий, предусмотренных УПК, суд, прокурор, следова- телв, дознавателв вносит запрос об их производстве компетент- HBIM органом или должностнвш лицом иностранного государства в соответствии с международнвш договором России, международнвш соглашением или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается писвменнвш обя- зателвством Верховного Суда РФ, МИД России, Минюста России, МВД России, ФСБ России, Федералвной службв1 РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) или Гене- ралвной прокуратурв1 РФ оказатв от имени Российской Федерации правовую помощв иностранному государству в производстве отдельных процессуалвнвк действий. Запрос о производстве процессуалвнвк действий направляется через: 1) Верховный Суд РФ - по вопросам его судебной деятельности; 2) Минюст России - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ; 3) МВД России, ФСБ России, ФСКН России - в отношении следственных действий (поручений), не требующих судебного решения или согласия прокурора, связанных с проведением дознания или предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции; 4) Генеральную прокуратуру РФ - во всех остальных случаях проведения дознания и предварительного следствия (ч. 3 ст. 453 УПК). Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК). В соответствии со ст. 17 Конвенции СНГ поручение об оказании правовой помощи и приложенные к нему документы должны быть составлены на государственном языке запрашиваемого и запрашивающего государства или на русском языке. Согласно ст. 16 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи запрашиваемая сторона может потребовать перевода документов на ее родной язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею. Ратифицируя Конвенцию, Российская Федерация заявила, что направляемые в Россию запросы о правовой помощи и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский язык. Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать: 1) наименование органа, от которого исходит запрос; 2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос; 3) наименование уголовного дела и характер запроса; 4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц - их наименование и место нахождения; 5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; 6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением (сг. 454 УПК, ст. 14 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, ст. 7 Конвенции СНЕ). В поручении о вручении документа должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа (ч. 7 ст. 7 Конвенции СНЕ). В случае, если точный адрес указанного в поручении лица неизвестен, запрашиваемое учреждение принимает в соответствии с законодательством государства, на территории которого оно находится, необходимые меры для установления адреса (ч. 4 ст. 8 Конвенции СНЕ). В Российской Федерации суды, прокуроры, следователи не только направляют запросы об оказании правовой помощи, но и в свою очередь исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами России, международными соглашениями или на основе принципа взаимности. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать России правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий, полученным Верховным Судом РФ, МИД России, Минюстом России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России или Генеральной прокуратурой РФ (ч. 1 ст. 457 УПК). Ратифицируя Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Россия оставила за собой право отказать в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им законодательством РФ правом отказаться от дачи показаний (см. ст. 51 Конституции РФ, ч. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 56 УПК идр.). В соответствии с п. 1 ст. 5 названной Европейской конвенции Россия оставила за собой право исполнять поручения о проведении обыска или наложении ареста на имущество только при соблюдении следующих условий; преступление, с которым связано судебное поручение, должно быть наказуемо по законам как запрашивающей страны, так и по российскому законодательству, и признаваться по законам Российской Федерации преступлением, в связи с которым предусматривается выдача; - кроме того, исполнение судебного поручения не должно противоречить законодательству России. При исполнении такого запроса применяются нормы УПК, однако по просьбе запрашивающего учреждения могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами России, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам России (ч. 2 ст. 457 УПК, и. 1 и 2 ст. 3 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, и. 1 ст. 8 Конвенции СНЕ). При ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам Россия заявила, что по просьбе учреждения, от которого исходит поручение о правовой помощи, Верховный Суд РФ и Еенеральная прокуратура РФ решают вопрос о возможности применения при исполнении поручения процессуального законодательства запрашивающего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству России. По просьбе запрашивающего учреждения запрашиваемое учреждение своевременно сообщает ему и заинтересованным сторонам о времени и месте исполнения поручения, с тем чтобы они могли присутствовать при исполнении поручения, если на то имеется согласие запрашиваемого государства или если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности (ч. 3 ст. 457 УПК, ст. 4 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, ч. 3 ст. 8 Конвенции СНГ). Если запрашиваемое учреждение не имеет полномочий исполнить поручение, оно пересылает его компетентному учреждению и уведомляет об этом запрашивающее учреждение (п. 2 ст. 8 Конвенции СНГ, ст. 18 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению, а в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, одновременно уведомляет его об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения (п. 5 ст. 8 Конвенции СНГ, ст. 19 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству России либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ч. 4 ст. 457 УПК, ст. 19 Конвенции СНГ). Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам помимо названного основания для отклонения просьбы о правовой помощи указывает, что в помощи может быть отказано, если просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим преступлением, или финансовым преступлением (ст. 2). При этом страны-участницы не пользуются правом, предусмотренным в п. «а» ст. 2 Конвенции, отказывать в помощи только на том основании, что просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает финансовым преступлением (ст. 1 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам). Как было указано выше, ратифицируя Европейские конвенции о выдаче и о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Российская Федерация указала на ряд преступлений, предусмотренных в ряде международных конвенций, которые она не будет рассматривать в качестве «политических преступлений» или «преступлений, связанных с политическими преступлениями». Кроме того, Российская Федерация может отказать в оказании правовой помощи, если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи (см. п. 4, 5 ч. 1 ст. 27 УПК), а также если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с российским законодательством (см. ст. 78, 83 УК). В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены непосредственно судебными органами запрашивающего государства судебным органам России (судам и органам прокуратуры). Е1ри этом копия поручения должна одновременно передаваться в соответствующий центральный компетентный орган (Верховный Суд РФ, Минюст России, Еенеральную прокуратуру РФ). Запросы о передаче выдержек из судебных материалов и информации о них (п. 1 ст. 13 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам) могут быть направлены заинтересованными юридическими органами непосредственно соответствующим органам запрашиваемого государства, и ответы могут быть возвращены непосредственно этими органами (п. 3 ст. 15 Европейской конвенции). Однако Россия, ратифицируя Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, сделала оговорку о том, что названные запросы направляются в Минюст России или Еенеральную прокуратуру РФ. Передача иных просьб о взаимной помощи, и в частности просьб о проведении расследований до предъявления обвине- ния, может осуществляться непосредственно между юридическими органами (в России это - суды и органы прокуратуры). В тех случаях, когда прямая передача разрешается на основании положений Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, она может осуществляться через Международную организацию уголовной полиции (и. 4, 5 ст. 15 Конвенции). Схожий порядок сношений по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам установлен и в Конвенции СНГ (ст. 5, 80).

В настоящее время наиболее развитой формой международного сотрудничества является правовая помощь одного государства другому по уголовным делам.

Оказание правовой помощи - особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности участников уголовного процесса при определяющей роли государственных органов различных государств по оказанию помощи друг другу в сфере уголовного судопроизводства.

Порядок направления запроса о правовой помощи регулируется ст. 453 УПК РФ.

При необходимости производства на территории иностранного государства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных отечественным уголовно-процессуальным законом, суд, прокурор, следователь или дознаватель вносят запрос об их производстве компетентным государственным органам либо должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

В данном случае законодатель под принципом взаимности понимает правовые положения, применение которых в России обусловлено применением правовых норм аналогичного содержания в иностранном государстве.

Принцип взаимности должен быть подтвержден письменным обязательствами Верховного Суда, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Эти государственные органы обязуются в необходимых случаях оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий.

Запрос о правовой помощи в производстве процессуальных действий (следственных и судебных) направляется через: 1)

Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; 2)

Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением деятельности Верховного Суда РФ; 3)

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в отношении следственных и иных процессуальных действий, не требующих судебного решения или получения согласия (санкции) прокурора; 4)

Генеральную прокуратуру Российской Федерации - во всех остальных случаях.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

Оформление запроса о производстве следственных и иных процессуальных действий заключается в том, что он должен быть составлен в письменном виде, подписан должностным лицом государственного органа, направляющим этот запрос, и удостоверен гербовой печатью соответствующего государственного органа.

Запрос должен содержать сведения о:

а) наименовании органа, от которого исходит запрос;

б) наименовании и месте нахождения органа, в адрес которого направляется запрос о правовой помощи;

в) наименовании уголовного дела и характере (содержании) запроса о правовой помощи;

г) лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, роде занятий, месте жительства или пребывания, а для юридических лиц - об их наименовании и месте нахождения;

д) подлежащих выяснению по уголовному делу обстоятельств;

е) запрашиваемых документах и предметах, вещественных и других доказательствах;

ж) фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификации, тексте соответствующей статьи уголовного закона, а при необходимости - о характере и размере вреда, причиненного данным преступным посягательством. Доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Россию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории России в полном соответствии, с требованиями отечественного уголовно-процессуального закона (ст. 455 УПК РФ).

Вызов участников отечественного уголовного судопроизводства, находящихся за пределами России, на территорию Российской Федерации регулируется ст. 456 УПК РФ.

Свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик и представители двух последних участников уголовного судопроизводства, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом органа, в производстве которого находится уголовное дело, для производства следственных и иных процессуальных действий на территории Российской Федерации.

Этот запрос направляется в иностранное государство по общим правилам (ч. 3 ст. 453 УПК РФ).

Следственные и иные процессуальные действия с участием перечисленных лиц, явившихся из иностранных государств, производятся в порядке, установленном отечественным законом.

Лица, явившиеся по вызову органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, не могут быть на территории Российской Федерации:

а) привлечены в качестве обвиняемых;

б) взяты под стражу;

в) подвергнуты другим ограничениям личной свободы за совершение деяния или на основании судебных приговоров, имевших место до пересечения ими Государственной границы Российской Федерации.

Действие данного иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию России до истечения непрерывного срока в течение 15 суток с момента, когда его присутствие больше не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда по собственной инициативе вновь возвращается в Российскую Федерацию.

Лицо, находящееся под стражей на территории иностранного государства, вызывается в Россию общем порядке, установленной ст. 456 УПК РФ, при условии, что это лицо временно передается на территорию Российской Федерации компетентным органом или должностным лицом иностранного государства для совершения следственных и иных процессуальных действий, указанных в запросе о вызове.

Это лицо продолжает оставаться под стражей на все время пребывания его на территории Российской Федерации на основании соответствующего решения компетентного органа иностранного государства.

Это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства в сроки, указанные в ответе на запрос.

Условия передачи или отказа в передаче лица, находящегося под стражей, определяются международными договорами Российской Федерации или обязательствами на основе прйнципа взаимности.

Исполнение в России запросов об оказании правовой помощи иностранным государствам регулируется ст. 457 УПК РФ.

Суд, прокурор, следователь исполняют переданные им в установленном порядке запросы о производстве следственных и иных процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности.

Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством иностранного государства оказать России правовую помощь в производстве отдельных процессуальных действий, полученным Верховным Судом, Министерством иностранных дел, Министерством юстиции, Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

При исполнении запроса применяются, как правило, нормы российского уголовно-процессуального законодательства.

Однако могут быть применены также нормы уголовно- процессуального законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит отечественному законодательству и международным обязательствам России.

При исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами России с другими государствами или письменными обязательствами о взаимодействии на основе принципа взаимности.

Если запрос не может быть исполнен, то полученные документы возвращаются с указанием причин, воспрепятствовавших его исполнению, через государственный орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил данный запрос.

Запрос возвращается без исполнения также тогда, когда он противоречит законодательству Российской Федерации либо его исполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности.

В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства следственных и иных процессуальных действий с его участием на территории России все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Именно она решает вопрос о направлении этих материалов в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК РФ).

Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении российского гражданина, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

В таких случаях предварительное расследование и судебное разбирательство уголовного дела в отношении российского гражданина производятся в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством.

В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство и возвратившимся в Россию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующими компетентными органами иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ в соответствии с отечественным уголовно-процессуальным законодательством (ст. 459 УПК РФ).

1. При необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, суд, прокурор, следователь вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

2. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации или Генеральной прокуратуры Российской Федерации оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

1) Верховный Суд Российской Федерации - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

3) Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации - в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации - в остальных случаях.

4. Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются.

1. Правовая помощь по уголовным делам – это основанная на внутреннем законодательстве деятельность компетентных органов запрашиваемого государства по исполнению, в соответствии с условиями международного договора, следственных поручений судебных и иных компетентных органов запрашивающего государства о производстве на территории запрашиваемого государства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий для получения доказательств по расследуемому в запрашивающем государстве уголовному делу. Основным признаком, отличающим правовую помощь по уголовным делам от иных форм сотрудничества в области уголовного судопроизводства, служит то, что запрашивающее государство частично передает свою компетенцию по уголовному делу другому (запрашиваемому) государству.

2. В части 1 данной статьи говорится о производстве на территории иностранного государства по направляемому запросу допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом. Согласно двусторонним договорам и межправительственным соглашениям, в которых участвует Российская Федерация оказываемой формы правовой помощи как правило сводятся к следующим:

· получение заявлений и показаний;

· оказание содействия в предоставлении лиц, находящихся под стражей на территории иностранного государства, для дачи свидетельских показаний и оказания помощи в проведении расследования и проведения иных процессуальных действий;

· вручение документов, связанных с производством по уголовным делам;

· производство обысков и выемок;

· производство следственных и судебных осмотров;

· предоставление информации, вещественных доказательств, документов (оригиналов или заверенных копий) по уголовным делам;

· установление личности и местонахождения определенных лиц;

· проведение судебных экспертиз;

· меры по наложению ареста на имущество, передачей имущества, полученного преступным путем;

· другие виды помощи.

3. Правовой базой международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства служат двусторонние и многосторонние договоры, конвенции и соглашения. Основными многосторонними договорами в этой области для России являются: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 13 декабря 1959 г., которая была ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 1999 г. и вступила для нее в силу 9 марта 2000 г., а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22 января 1993 г. в г. Минске Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной, Азербайджаном (22 сентября 1995 г.) и Грузией (5 февраля 1996 г.). Нормы, относящиеся к взаимной правовой помощи по уголовным делам, содержатся также в ряде специальных конвенций, посвященных отдельным видам преступлений (терроризм, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ).

Следует учитывать, что в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 УПК РФ указанные международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее законодательства и имеют приоритет над нормами настоящего Кодекса.

В число ратифицировавших Конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. государств входят Россия, Украина, Молдова и Грузия. В соответствии со ст. 26 Конвенции 1959 г. принимающие участие в ней государства прекращают применять в своих правоотношениях заключенные ранее любые двусторонние договоры, конвенции и соглашения по вопросам оказания взаимной правовой помощи и выдачи. Все вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой области решаются на основании норм указанной конвенции. В связи с этим государства - участники Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам 1993 г. при решении вопросов оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам с момента вступления для них в силу Конвенции 1959 г. обязаны применять положения именно этой Конвенции.

Вместе с тем, Конвенция 1959 г. допускает использование сторонами не положений этого договора, а своего "единообразного законодательства" или "специальной системы", о чем соответствующие государства уведомляют Генерального секретаря Совета Европы. Однако использование "специальной системы" возможно только при условии ее соответствия общеевропейским стандартам и Конвенции 1959 г. Поэтому использование Россией (а равно Украиной, Молдовой и Грузией) своей специальной системы, которой является для них Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., подчиняется стандартам европейской Конвенции 1959 г., которые обязательны для России после ее ратификации.

4. От договоров об оказании правовой помощи по уголовным делам отличаются поручения, направляемые на условиях взаимности в случаях, когда соответствующие межгосударственные соглашения отсутствуют. Вместе с тем, поручения на условиях взаимности также относятся к категории международных (межведомственных) договоров.

5. В части 3 комментируемой статьи указаны ведомства, через которые должны направляться и получаться запросы. Однако в соответствии с пунктом 7 оговорок, сделанных Россией при ратификации Конвенции 1959 г., в случаях, не терпящих отлагательства, запрос может быть направлен непосредственно через судебные органы, под которыми для России понимаются суды и органы прокуратуры.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча