05.03.2020

Принцип обязательности выборов означает. Избирательное право. Классификация избирательно-правовых норм


    • Понятия «избирательная система» и «избирательное право»
    • Предмет и метод избирательного права
    • Особенности метода избирательного права
  • Принципы проведения выборов в Российской Федерации
    • Дискуссии о природе принципов избирательного права
    • Понятие принципов избирательного права и их законодательное закрепление
    • Классификация принципов избирательного права
  • Источники электорального права и система избирательного законодательства Российской Федерации
    • Понятие «источники избирательного права» и основные разновидности избирательных нормативных актов
    • Правовые обычаи в избирательном праве
    • Судебная практика как источник избирательного права
  • Нормы избирательного права
    • Понятие и классификация норм избирательного права
    • Виды норм избирательного права
  • Избирательные правоотношения
    • Понятие избирательных правоотношений
    • Содержание избирательных правоотношений
    • Объекты и субъекты избирательных правоотношений
    • Классификация избирательных правоотношений
  • Современные избирательные системы
    • Критерии классификации избирательных систем
    • Мажоритарные избирательные системы
      • Мажоритарные системы относительного большинства
      • Мажоритарные системы квалифицированного голосования
      • Мажоритарные системы абсолютного большинства
    • Непропорциональные (полумажоритарные) системы выборов
    • Пропорциональные системы выборов
    • Смешанные и особые системы выборов
  • Система избирательной власти в России
    • Становление института избирательных комиссий в Российской Федерации
    • Правовой статус, полномочия, формирование и функции избирательных комиссий
    • Правовой статус и полномочия членов избирательных комиссий
    • Деятельность и решения избирательных комиссий
  • Избирательный процесс
    • Понятие и основные стадии избирательного процесса
    • Субъекты избирательного процесса
    • Регистрация (учет) избирателей и составление списков избирателей
    • Выдвижение кандидатов в депутаты
    • Федеральный список кандидатов
    • Регистрация кандидатов в депутаты
    • Правовой статус кандидатов в депутаты
  • Информационное обеспечение выборов и предвыборной агитации
    • Информационное обеспечение выборов и информирование избирателей
    • Предвыборная агитация
      • Правовое регулирование обнародования опросов общественного мнения, связанных с выборами, и прогнозов результатов выборов
      • Условия проведения предвыборной агитации на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях
      • Правовое регулирование проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий
      • Правовое регулирование условий выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
      • Ограничения при проведении предвыборной агитации
  • Финансирование выборов
    • Становления института финансирования выборов
    • Законодательные изменения в сфере финансирования выборов
  • Порядок нарезки округов
    • Исторический экскурс
    • Нарезка округов по методике 1993 г.
    • Методики разработки и утверждения схемы одномандатных избирательных округов в 1995-2003 гг.
    • Федеральный избирательный округ
  • Методики подсчета голосов и определения результатов выборов
    • Правовое регулирование порядка голосования
    • Особенности методики пропорционального распределения депутатских мандатов по современному избирательному законодательству Российской Федерации
  • Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»
    • Становление ГАС «Выборы»
    • Общая характеристика порядка функционирования ГАС «Выборы»
    • Информационные ресурсы и обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы»
      • Безопасность информации в ГАС «Выборы»
  • Юридическая ответственность за нарушение избирательного законодательства
    • Юридическая ответственность как разновидность социальной ответственности
    • Теоретические представления о сущности юридической ответственности в избирательном праве
  • Основы избирательного права Российской Федерации
  • Общие вопросы избирательного права
    • Понятие, система и источники избирательного права
    • Принципы избирательного права
    • Избирательная система
      • Методика пропорционального распределения депутатских мандатов по результатам выборов депутатов Государственной Думы
  • Субъекты избирательного права
    • Избиратели, участники референдума. Гарантии их прав
      • Регистрация (учет) избирателен, участников референдума
      • Составление списков избирателей, участников референдума
      • Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума
      • Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах
    • Политическая партия (основы правового статуса)
    • Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
      • Гарантии деятельности кандидатов
    • Кандидат на пост Президента Российской Федерации
    • Статус кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления
  • Субъекты, обеспечивающие реализацию субъективного избирательного права
    • Избирательные комиссии, комиссии референдума
      • Организация деятельности комиссий
      • Статус членов комиссий
      • Расформирование комиссии
    • Система избирательных комиссий
      • Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
      • Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований
      • Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий
      • Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий
      • Порядок формирования и полномочия участковых комиссий
      • Использование в деятельности избирательных комиссий Государственной автоматизированной системы «Выборы»
    • Наблюдатели
    • Уполномоченные представители и доверенные лица
      • Доверенные лица политических партий
      • Доверенные лица кандидатов в президенты
    • Средства массовой информации как субъекты избирательного права
  • Стадии избирательного процесса
    • Назначение выборов
    • Инициатива проведения и назначение референдума
    • Образование (определение) избирательных округов, округа референдума
    • Выдвижение кандидатов
      • Выдвижение федерального списка кандидатов
      • Выдвижение и регистрация кандидатов на пост Президента Российской Федерации
    • Агитация
    • Голосование
    • Подсчет голосов и установление результатов голосования
  • Юридическая ответственность за нарушение норм избирательного права
    • Виды юридической ответственности за нарушение норм избирательного права. Конституционно-правовая ответственность
    • Административная ответственность в сфере избирательных правоотношений
    • Уголовная ответственность в сфере избирательных правоотношений

Принципы избирательного права

Принципы права согласно общетеоретической характеристике данной категории представляют собой исходные начала правового регулирования общественных отношений. При этом выделяют общие принципы права, характерные для регулирования отношений, независимо от их отраслевой принадлежности, а также принципы отраслей и институтов, выражающие основные начала регулирования, обусловленные его предметом и спецификой субъектного состава.

При теоретическом анализе принципов права и его внутрисистемных образований (отраслей и институтов) их вербальное обозначение и содержание выводится обычно из текстов законодательства, даже если последние не содержат прямого указания, что то или иное положение выступает в качестве принципа. Определение заключенного в тексте правовой нормы установления как принципа обусловлено его значимостью для функционирования соответствующей юридической конструкции и ее подчиненностью требованиям такого установления. Однако то обстоятельство, что не каждый принцип обозначен в качестве такового законодателем, создает определенную вариативность в подходах к их теоретическому анализу и не исключает определенные расхождения в формулировках.

Принципы избирательного права в основном закреплены законодательно и обозначены в статье 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» как принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. По своему содержанию они соответствуют положениям Конституции и международным стандартам непосредственной демократии.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а в референдуме - на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Принцип всеобщего избирательного права и права на участия в референдуме конкретизирован в статье 1 указанного Федерального закона, согласно которой гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

  • осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Так, гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Принцип равного избирательного права заключается в установлении для граждан равных оснований участия в выборах и референдуме. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, что отражает содержание принципа тайного голосования .

Выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, депутатов этих органов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. В данном положении статьи 9 указанного Федерального закона отражено содержание принципов обязательности и периодичности выборов .

Статья 3 указанного Федерального закона закрепляет принцип независимости органов (комиссий), организующих и проводящих выборы и референдум . Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Кроме того, статья 3 закрепляет принцип открытости и гласности в осуществлении комиссиями деятельности по подготовке и проведению выборов, референдума, подсчете голосов, установлению итогов голосования, определению результатов выборов и референдума.

Принципы избирательного права

Перечислим основные принципы избирательного права России, при этом будем обращать внимание и на зарубежный опыт.

Один из основных принципов избирательного права˸ воля народа – основа власти правительства . Этот принцип закреплен статьей 21 Всеобщей Декларации 1948 г.

Еще один принцип – обязательность выборов . этот принцип зафиксирован в статье 9 Федерального закона ʼʼОб основных гарантияхʼʼ. С одной стороны, это необходимый способ формирования органов и должностных лиц государства и местного самоуправления посредством прямого волеизъявления граждан. Конечно, речь идет, прежде всего, о представительных (законодательных) органах власти. С другой стороны,

предполагает и обязательность их результатов, в случае если не были допущены нарушения, искажающие волю избирателей.

Принцип обязательности выборов тесно связан со следующим принципом – принципом периодичности выборов . Очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Таким образом обеспечивается постоянный доступ к участию в управлении своей страной, возможность контролировать деятельность представителей (в отсутствие других эффективных механизмов контроля и воздействия, особенно на федеральном уровне), политическая конкуренция и плюрализм, возможность выбора наиболее эффективной программы развития общества и государства. Проблема определения сроков связана с тем, что, с одной позиции, должно быть достаточно времени для эффективной работы, реализации заявленной программы, некоторая стабильность. С другой – срок полномочий не должен быть чрезмерным.

Обычно для высших органов государственной власти этот период колеблется от 4 до 7 лет и устанавливается конституцией. В настоящее время срок полномочий Президента составляет 6 лет, депутатов ГосДумы – 5 лет.

Еще один принцип избирательного права – выборы не должны быть сфальсифицированными . Это требование записано в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека. Собственно на обеспечение данного принципа и направлено действующее законодательство, предусматривающее конкретные правила относительно каждой стадии избирательного процесса и ᴇᴦο участников, а также меры ответственности за отдельные нарушения избирательных прав и процедур.
Размещено на реф.рф
Можно сказать, что реализации данного принципа содействуют такие принципы как˸

Гласность (открытость), транспарентность (прозрачность, честность)

Проведение выборов избирательными комиссиями, их независимость

Широкое участие населения в подготовке и проведении избирательной кампании.

Соответствующая информационная среда – основа для проведения демократических выборов. Обеспечивается официальное опубликование решений, документов, доступ к информации, присутствие наблюдателей, в т.ч. международных, при голосовании, подсчете голосов.

Принципы избирательного права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принципы избирательного права" 2015, 2017-2018.

  • - Принципы избирательного права

    Принципы избирательного права это установленные законом исходные начала, обеспечивающие реализацию и защиту активного и пассивного избирательного права, организацию и проведение демократических выборов. Основными принципами избирательного права в России являются:... .


  • - Принципы избирательного права

    На конституционном уровне закрепляются принципы российско­го избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выбо­ров, выражающие сущность народовластия. Конституция Российской Федерации... .


  • - Понятие и принципы избирательного права

    Избирательное право играет огромную роль в формировании и функционировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Его значимость определяет внимание и интерес к нему многих ученых-правоведов. В правовой науке выделяются субъективный и... .


  • - Глава 1. §2. Принципы избирательного права Российской Федерации

    Д.ю.н., проф. С.Князев к.ю.н., доц. А.Яшин 2.1. Понятие и система принципов российского избирательного права. Принципы права обладают универсальностью, высшей императивностью (обязательностью), общезначимостью. Они образуют определенную систему, для которой характерно... .


  • - Принципы избирательного права

    Принципами избирательного права(1) выступают наиболее общие и абстрактные правовые нормы, определяющие более детальное правовое регулирование. Принципы избирательного права следует разделять на принципы реализации субъективных избирательных прав и принципы... ..[читать подробнее] .


  • Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.

    Основные принципы избирательного права:
    • всеобщность;
    • равность;
    • прямота;
    • тайность.

    Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

    Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

    Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

    Выборы в РФ тайные, т.е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно — избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

    Юридическое закрепление принципов избирательного права находит отражение в , федеральных законах, конституциях (уставах) и законах субъектов Федерации, а также в нормах международного права. Выделяются две группы принципов . Критерием их разграничения является целевое предназначение в регулировании избирательных отношений, вследствие чего первую группу образуют принципы участия российских граждан в выборах, а вторую — принципы организации и проведения выборов.

    Принципы участия граждан в выборах

    Принципы участия российских граждан в выборах напрямую связаны с содержанием и условиями реализации субъективных избирательных прав. К этой группе относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права, добровольного участия избирателей в выборах, тайного голосования. К сожалению, действующая Конституция РФ прямо не закрепляет основные принципы участия граждан в выборах, оговаривая лишь, что выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81). В связи с этим особое значение приобретает ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающая применительно ко всем видам выборов в Российской Федерации свободное и добровольное участие в них граждан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Принцип всеобщего избирательного права

    Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

    Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.

    Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ — 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год надень голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.

    Ценз оседлости согласно российскому избирательному законодательству может устанавливаться только Конституцией РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. В соответствии со ст. 81 Конституции ценз оседлости закреплен лишь на президентских выборах и означает предъявляемое к кандидат)" требование постоянного проживания на территории страны не менее 10 лет. Иные случаи установления ценза оседлости действующему российскому законодательству не известны.

    Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Дополнительные ограничения субъективного избирательного права в целом связаны с тем, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ не принимают участие в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. Участие в выборах граждан, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается.

    По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования.

    Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного . Не могут быть избранными:

    • граждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    • граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;
    • осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
    • осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
    • подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
    • лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;
    • гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, — на соответствующих досрочных выборах;
    • гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, — на следующих выборах Президента РФ.

    Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

    С неизбираемостью граждан тесно связана несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием той или иной деятельностью. В отличие от неизбираемости институт несовместимости не препятствует участию граждан в выборах в качестве кандидатов и их избранию на соответствующие должности. Однако, если в случае избрания гражданин не прекратит в установленный срок занятие деятельностью, не совместимой со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия обязана отменить решение о его избрании и назначить новые выборы. В настоящее время несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием иной деятельностью закрепляется исключительно в федеральных законах.

    Принцип равного избирательного права

    Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все они обладают идентичными с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявление других граждан РФ.

    Если на выборах в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос. Благодаря этому при выборах но многомандатным округам исключается возможность обладания избирателями различным числом голосов.

    Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей. За счет этого достигается соотносимая примерно равная значимость голосов всех избирателей на выборах, исключающая ситуации, при которых их «вес» будет заметно различаться.

    Принцип прямого избирательного права

    Принцип прямого избирательного права подразумевает, что российские граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов, списков кандидатов непосредственно. Принцип прямого избирательного права предполагает не только непосредственное, но и личное участие каждого гражданина в голосовании на выборах. Не случайно Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 64) предписывает, что каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается. На это обстоятельство надо обратить особое внимание, поскольку российской практике выборов известны случаи отступления от данного правила. Так, 11 марта 2007 г. на выборах депутатов Московской областной Думы территориальная избирательная комиссия г. Королева сочла возможным разрешить проголосовать космонавту М. Тюрину, находящемуся на орбите. Технически это было организовано таким способом, что М. Тюрин сообщил о своем волеизъявлении по закрытому каналу связи в Центре управления полетами доверенному лицу, которое заполнило бюллетень и, соблюдая тайну голосования, доставило его в избирательную комиссию. Однако, несмотря на очевидные исключительность и уважительность такого голосования, все равно нельзя обойти вопрос о соблюдении в данном случае принципа личного участия граждан в выборах. Справедливости ради отметим, что зарубежному законодательству известно голосование за других лиц. В частности, в КНР разрешается голосование по доверенности с тем, однако, ограничением, чтобы число избирателей, доверивших одному и тому же гражданину реализацию своего права на голосование, не превышало трех человек.

    Принцип добровольного участия в выборах

    Принцип добровольного участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Значение этого принципа состоит в том, что он предполагает наличие у избирателя права самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность реализации гражданином принадлежащего ему права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Ряд государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Люксембург, Турция и др.) рассматривают участие в голосовании на выборах в качестве соответствующей обязанности граждан и предусматривают за уклонение от голосования возможность привлечения к ответственности в виде морального осуждения (порицания), штрафа и даже лишения свободы. Свободный характер таких выборов увязывается с тем, что и в подобных случаях хотя и допускается отступление от добровольного участия граждан в выборах, тем не менее обеспечивается добровольность (свобода) выбора варианта волеизъявления вдень голосования.

    Принцип тайного голосования

    Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования и голосовании по почте. Вместе с тем необходимо помнить, что тайное голосование является правом избирателя. И если избирательные комиссии обязаны выполнить все требования закона, обеспечивающие тайну волеизъявления граждан, то избиратели не могут быть принуждены к заполнению избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования. Они вполне могут сделать это и вне кабины для тайного голосования с тем, однако, условием, чтобы их действия не носили агитационного характера.

    Принципы организации и проведения выборов

    Принципы организации и проведения выборов представляют собой исходные начала, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений в период избирательной кампании. К ним относятся обязательность выборов, периодичность выборов, альтернативность выборов, независимость избирательных комиссий, гласность выборов, территориальная основа организации выборов.

    Принцип обязательности выборов

    Обязательность выборов означает, что выборы являются необходимым и единственным законным способом формирования избираемых посредством прямого волеизъявления граждан органов государственной власти и местного самоуправления. Соответствующие государственные и муниципальные органы, должностные лица обязаны назначить в установленные законом сроки выборы, не вправе уклоняться от принятия решения об их назначении, отменять назначенные выборы или переносить их. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный орган или должностное лицо отсутствует, решение о назначении выборов должно быть принято соответствующей избирательной комиссией. Если выборы не будут назначены избирательной комиссией или избирательная комиссия отсутствует, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 10) по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора соответствующий суд общей юрисдикции может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия — соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

    Обязательность выборов предполагает и обязательность их результатов. Официально установленные избирательными комиссиями итоги голосования и принятые на основании их решения о результатах выборов обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 77) после определения результатов выборов соответствующее решение избирательной комиссии может быть отменено только судом и только по основаниям, прямо названным в законе. При этом заявление об отмене результатов выборов по мотивам нарушения избирательных прав граждан может быть подано в суд не позднее одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

    Принцип периодичности выборов

    Периодичность выборов непосредственно связана с временными рамками полномочий избираемых гражданами органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени. При этом промежутки между выборами в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечить стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой — гарантировать возможность их сменяемости и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями по результатам одних и тех же выборов.

    В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок полномочий, на который избираются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, не может составлять более пяти лет. Периодичность проведения выборов достигается также за счет того, что днем голосования на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, как правило, является второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки их полномочий. Такая синхронизация дней проведения различных выборов создает дополнительные предпосылки для реализации принципа периодического проведения выборов.

    Принцип альтернативности выборов

    Альтернативность выборов обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов) или не будет ни одного зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), голосование в таком округе должно быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов. Благодаря этому достигается реальная состязательность кандидатов и избирательных объединений на выборах.

    Вместе с тем законодательство допускает включение в избирательный бюллетень только одного кандидата. Это возможно при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта Федерации) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в одномандатных избирательных округах. Дополнительной гарантией свободы выбора избирателей в указанных случаях служит то, что единственный кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. До недавнего времени помимо соперничества кандидатов и избирательных объединений альтернативность выборов обеспечивалась также предоставлением избирателю возможности проголосовать против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Однако действующее законодательство отказалось от размещения в тексте избирательного бюллетеня строки «против всех кандидатов» («против всех списков кандидатов») на всех видах выборов, проводимых в Российской Федерации.

    Принцип независимости избирательных комиссий

    Независимость избирательных комиссий означает, что эти органы специально образуются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан и при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система избирательных комиссий охватывает Центральную избирательную комиссию РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Независимость избирательных комиссий обеспечивается:

    • во-первых, особым порядком их формирования;
    • во-вторых, ограничениями, установленными для членов избирательных комиссий с правом решающего голоса;
    • в-третьих, набором полномочий, наделяющих их исключительными правами по составлению списков избирателей, регистрации кандидатов (списков кандидатов), организации голосования и определению результатов выборов;
    • в-четвертых, обязательностью принятых избирательными комиссиями решений дня федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей;
    • в-пятых, невозможностью расформирования избирательных комиссий иначе чем на основании судебного решения, принятого в установленном законом порядке.

    Независимость избирательных комиссий в вопросах организации и проведения выборов исключает создание и деятельность подменяющих их органов, препятствующих их законной деятельности. Она также не допускает противоправного вмешательства в деятельность избирательных комиссий, полного или частичного присвоения их статуса и полномочий со стороны каких-либо иных органов и должностных лиц.

    Принцип гласности

    Гласность означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, установление итогов голосования и определение результатов выборов, осуществляется открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Специально на обеспечение гласности в деятельности избирательных комиссий нацелены и предписания закона о возможности участия в заседаниях комиссий зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц и уполномоченных представителей зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, представителей средств массовой информации, а также присутствия при проведении голосования, в том числе досрочного, наблюдателей, включая иностранных (международных).

    Территориальная основа организации и проведения выборов в стране обусловлена тем, что согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 4) наделение гражданина активным избирательным нравом увязывается с расположением его места жительства на территории того или иного избирательного округа. Как следствие, по территориальному принципу образуются избирательные участки и избирательные округа, формируются избирательные комиссии, осуществляется регистрация (учет) избирателей и составление их списков, подводятся итоги голосования.

    Избирательное право - институт конституционного права, регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением права граждан избирать и быть избранным в органы госвласти и органы местного самоуправления РФ, а также осуществлять свою непосредственную власть через референдум.

    Главные нормативные акты, регулирующие основные принципы указанных отношений, - Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, законы субъектов РФ, иные нормативные акты.

    ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

    Принципы избирательного права России – основополагающие начала российского законодательства о порядке избрания высших органов власти РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.

    Принципы: 1) всеобщность; 2) равность; 3) прямота; 4) тайность.

    Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

    Ограничение в избирательных правах граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).

    Избирательные права граждан РФ: 1) право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации; 3) участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4) принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

    Реализацию принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства. Благодаря этому праву граждане РФ могут влиять на принятие и исполнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представителей, лиц, в обязанности которых входит защита интересов избирателей.

    Граждане РФ осуществляют свое право участвовать в управлении делами государства непосредственно, так как волеизъявление избирателей на выборах, референдумах является прямым, кроме того, граждане РФ могут лично участвовать в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

    Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

    Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

    Выборы в РФ тайные, т. е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно – избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

    Этот принцип обеспечивает свободное выражение воли граждан РФ и исключает возможность давления со стороны других лиц путем угроз.


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча