03.03.2019

Юридическая техника как наука и учебная дисциплина. Критерии качества НПА. Учебная дисциплина «Юридическая техника» посвящена изучению правил ведения юридической деятельности и состоит из общей и



ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

1. Понятие юридической техники.

Это – совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность – законодательная (правотворческая), в частности кодификационная, техника, которой в основном и будет посвящена данная глава.

Содержание средств и приемов юридической техники связано главным образом с определенной организацией правового материала и его внешним изложением, в первую очередь с выражением структуры права. Есть довольно веские основания полагать, что структура права – это именно та первооснова, которая предопределяет состав и содержание средств и приемов юридической техники. Однако связь между структурой права и юридической техникой не непосредственная, а опосредованная. Непосредственно же юридическая техника касается главным образом внешней формы права, и прежде всего нормативных юридических актов, проявляясь как в собственном специально-юридическом содержании акта, так и во внешнем словесно-документальном изложении выраженной в нем воли.

По своему содержанию юридическая техника складывается из двух элементов: а) технических средств и б) технических приемов. Здесь можно провести аналогию с материальной техникой, где тоже, с одной стороны, выделяются средства техники, т.е. машины, оборудование, а с другой – методы, приемы их использования, т.е. технология. В области права техническими средствами являются, в частности, юридические конструкции, терминология; правовой технологией – способы изложения норм, система отсылок.

Юридическая техника отличается многогранностью, многоаспектностью. Она имеет три основных проявления, три формы существования.

А. Юридическая техника выступает как совокупность средств и приемов нематериального, технического характера. Средства и приемы здесь технические, потому что являются, так сказать, внешними инструментами и способами организации правового материала. Как и все техническое, они с одинаковым успехом используются при выработке, оформлении и систематизации многих и разных актов. Их значение по отношению к содержанию права служебное. В то же время эти средства и приемы имеют нематериальный характер. Они выражены в определенных идеологических явлениях и категориях (юридических конструкциях, приемах изложения норм и др.).

Б. Юридическая техника выражается в правилах (нормах), в соответствии с которыми она и используется. Ее средства и приемы действуют не сами по себе, не автоматически. Правильное и целесообразное использование технических средств и приемов закрепляется в правилах юридической техники, которые относятся к особой разновидности технических норм, касающихся области правового регулирования. Они могут быть выражены в нормативных актах, в том числе особых инструкциях по подготовке и оформлению законопроектов. Тогда они выступают в качестве технико-юридических норм, предъявляющих законодателю, иным субъектам общественных отношений определенные требования, от соблюдения которых зависит совершенство актов. Использование средств и приемов юридической техники внешне выражается главным образом в применении соответствующих правил. Вот почему на практике, а иногда и в теории она понимается как совокупность правил наиболее рационального составления и правильного изложения правовых актов (что, однако, нельзя признать достаточно точным). Правила юридической техники вырабатываются прежде всего в практической работе по подготовке и оформлению правовых актов. Решающая роль в выработке совершенных правил юридической техники принадлежит правовой науке. Высокий технический уровень законодательства и индивидуальных актов может быть достигнут только на основе проверенных жизнью и теоретически отработанных научных рекомендаций. Уровень юридической техники зависит и от данных неюридических наук.

Таким образом, высокая юридическая техника является одним из тех юридических инструментов, через которые данные науки превращаются в своеобразную, в пределах правовой надстройки производительную силу.

В. Юридическая техника внешне материализуется в уровне совершенства правовых (нормативных) актов в качестве формы права. Как только средства и приемы юридической техники реально воплощаются в правовых актах, они становятся свойством данной системы законодательства. Уровень юридической техники в той или иной стране определяется прежде всего по реальному использованию технических средств и приемов в законодательстве, в правовых актах.

Обращаясь к социальной характеристике юридической техники, надо отметить, что ее средства и приемы сами по себе не имеют классовой направленности, безразличны к общественным классам. Реакционное законодательство в буржуазных странах может быть довольно совершенным по уровню технической обработки. В социалистическом праве, не имеющем по содержанию какого-либо преемства с эксплуататорскими типами права, используются определенные средства и приемы юридической техники прошлого. Юридическая техника играет существенную роль в обеспечении эффективности социалистического права, в укреплении социалистической законности. Полное и правильное использование всех средств и приемов на основе отработанных правил юридической техники обеспечивает точное выражение содержания правовых актов, их доходчивость и доступность, возможность наиболее рационального их использования в практической работе. Уровень юридической техники- один из показателей уровня юридической культуры в стране. Необходимость полного и всестороннего использования юридической техники, выражающей передовой опыт законодательства и прогрессивные рекомендации науки, является объективной закономерностью, недоучет которой приводит к определенным отрицательным последствиям, издержкам, недостаткам в форме права.

С правовой стороны юридическая техника образует главное и, пожалуй, исходное в той части техники юриспруденции, которая связана с правовыми актами; другая ее важная часть-техника правоприменительной деятельности. При этом хотелось бы обратить внимание на органическое единство вопросов данной темы, а также темы о систематизации с вопросами толкования. Под известным углом зрения толкование права – это как бы продолжение юридической техники, это техника, выраженная в деятельности по установлению действительного содержания юридических норм.

В советской юридической литературе проделана значительная работа, направленная на выяснение понятия юридической техники. По этому вопросу высказаны различные, на первый взгляд, довольно разноречивые мнения. Многие авторы дают такое теоретическое истолкование юридической техники, которое сводит ее к "совокупности правил", "системе правил и приемов".

Как уже отмечалось, юридическая техника – явление многогранное. Это и порождает то, что те или иные авторы рассматривают в качестве юридической техники лишь один ее аспект – одну из форм, в которой она проявляется.

И все же, думается, при теоретическом истолковании юридической техники на первый план следует выделить ее субстрат, так сказать, ее субстанциональную сторону – средства, а вслед за тем и приемы, используемые при выработке, систематизации правовых актов. Это помимо иного соответствует тому высокозначимому месту, которое занимает в правовой действительности юридическая техника как важнейшая часть техники юриспруденции, месту, не сводимому к словесно-документальному оформлению актов. Правила же – это такая ее сторона, которая характеризует использование технических средств и приемов, относящееся в основном к внешней форме.

Следует обратить внимание на взгляд, связывающий юридическую технику со структурой права. И дело не только в том, что структура права предопределяет состав, содержание и характер юридической техники (ее средства). Главное заключается в том, что, выражая особенности структуры права, средства юридической техники являются как раз тем нематериальным инструментом, при помощи которого на основе надлежаще отработанных научных данных возможно строительство структуры права. Однако такое строительство в рамках присущих праву объективных свойств и закономерностей может происходить только через форму права и ее собственное содержание, форму, в отношении которой только и могут "работать" средства и приемы юридической техники.

И еще одно замечание. При всей многогранности понятия юридической техники к ней все же не относятся процедурные (процессуальные) действия и операции, связанные с использованием технических средств и приемов. Организационно-технические вопросы подготовки проектов нормативных актов, порядок внесения в них изменений, их отмены и т.д. – все это можно охарактеризовать в качестве юридико-технической стороны правового регулирования. Но здесь техническое выражает лишь организационно-вспомогательное значение действий и операций, которые образуют материальное содержание процедурно-процессуальных правоотношений, т.е. иного (хотя и связанного с техникой) правового явления. В каких бы формах ни проявлялась юридическая техника, се границы строго очерчиваются техническими средствами и приемами, образующими ядро рассматриваемого правового явления.

2. Виды юридической техники.

Юридическая техника классифицируется:

а) по видам правовых актов, которые обслуживаются данной совокупностью технических приемов и средств;

По видам правовых актов юридическая техника подразделяется на: 1) законодательную (правотворческую) и 2) технику индивидуальных актов.

Техника индивидуальных актов изучается в основном в конкретных юридических дисциплинах (науках процессуального права, гражданского права и др.). Для общей теории права решающее значение имеет законодательная техника.

По своему содержанию технико-юридические средства и приемы подразделяются на две качественно различные группы: во-первых, средства и приемы юридического выражения воли законодателя (или воли субъекта индивидуального акта) и, во-вторых, средства и приемы словесно-документального изложения содержания акта. Первая из указанных групп относится к специально-юридическому содержанию права-собственному содержанию акта как формы права, а в конечном итоге представляет собой "технические моменты" конструирования правовых (нормативных) актов как явлений юридического порядка. Вторая группа средств и приемов касается только внешней формы – правовых актов как документов.

Проводя строгое различие между рассматриваемыми разновидностями юридической техники, следует учитывать вместе с тем их взаимосвязь. Весьма важно, в частности, то, что юридическое выражение воплощенной в акте воли неизбежно находит известное внешнее изложение в тех или иных особенностях словесно-докумен-тальной формы. Следовательно, то, что относится к юридическому выражению воли, имеет "двойное" бытие: существуя как самостоятельная разновидность правовой реальности, оно проявляется и во внешней форме.

3. Юридическая терминология.

Это – выраженное непосредственно в тексте акта словесное обозначение определенного понятия. Относясь к средствам словесно-документального изложения, термины вместе с тем служат исходным материалом для строительства норм, их общностей.

Таким образом, юридическая терминология имеет общее, сквозное значение в юридической технике, выступает в качестве начального звена при юридическом выражении воли законодателя.

При формулировании юридических норм используются три вида терминов: общеупотребляемые, специальные технические и специальные юридические.

К юридической технике принадлежит специальная юридическая терминология. Здесь термины – это обозначение юридических понятий, выражающих природу норм, юридические конструкции, отраслевую типизацию норм, т.е. иных средств техники, относящихся к более глубоким пластам юридической материи, к содержанию права. Поэтому специальные юридические термины имеют свой, особый смысл. И, следовательно, юридические термины являются как бы мостиком от непосредственно воспринимаемых элементов текста ко всему комплексу технико-юридического инструментария.

Необходимыми условиями рационального использования терминологии являются: а) единство терминологии. Одинаковые термины, используемые при формулировании юридических норм, должны иметь тождественное значение; недопустимо для обозначения одних и тех же понятий использовать разные термины; б) общепризнанность терминологии. Используемые термины должны получить признание в науке и практике; в) устойчивость терминологии. Недопустимо без особо веских причин отказываться от ранее используемой терминологии, вводить наряду с принятыми другие, по мнению некоторых авторов, более "удачные" термины.

Ряд терминов нуждается в расшифровке непосредственно в тексте нормативного акта. Такая обязательная расшифровка дается в дефинитивных нормах, а также в содержании элементов иных норм (в описательных гипотезах, диспозициях, санкциях).

4. Средства юридического выражения воли законодателя. и познания, а также отвечать иному требованию... граждан, организаций, государства); по юридической направленности (юридические акты, юридические поступки, результативные действия); по...

  • 8. Власть и еѐ виды. Понятие государственной власти.
  • 9. Форма государства: понятие, элементы, факторы, влияющие на форму государства
  • 10. Форма правления: понятие, виды
  • 3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
  • 11. Политико-территориальная организация государства: понятие, виды.
  • 4 Способа размежевания компетенции:
  • 12. Государственно-правовой режим государства: понятие, виды
  • 13. Межгосударственные объединения: конфедерация, содружества, союзы.
  • 14. Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции государства
  • 15. Механизм государства и его роль в выполнении функций государства
  • 16. Органы государства: понятие, виды, принципы организации и деятельности
  • 17. Государственная служба, государственные служащие
  • 18. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества
  • 19. Понятие и структура политической системы общества (псо). Место государства в псо
  • 20. Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования
  • 21. Роль партий в политической системе общества. Формы сотрудничества с государством и иными элементами политической системы.
  • 22. Государство и общественные объединения. Государство и церковь
  • 23. Социальное государство: понятие, признаки, функции. Современные модели социального государства
  • 24. Государство и личность: сущность взаимоотношений. Права человека, их классификация, внутригосударственная и международная системы их защиты
  • 25. Социальные нормы и место права в системе социального регулирования общественных отношений
  • 26. Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
  • 27. Социальное назначение права и его функции. Ценность права.
  • 28. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права
  • 29. Проблемы правопонимания в современной юридической науке
  • 3 Основных типа правопонимания:
  • 30. Государство, право и экономика: их соотношение и взаимовлияние
  • 31. Форма права: понятие, виды, общая характеристика
  • 32. Правоотношение: понятие, структура, виды. Характеристика правоотношения как формы реализации права
  • 33. Субъекты-участники правоотношений. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правовой статус
  • 34. Теории происхождения права: теологическая, естественно-правовая, историческая школа права,
  • 35. Составы правоотношений. Юридические факты как основание возникновения правоотношений
  • 36. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация
  • 1. По субъектам правотворчества (сфере действия):
  • 2. По выполняемым функциям
  • 3. По социальному назначению и роли в правовой системе:
  • 5. По методу правового регулирования:
  • 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:
  • 9. Специализированные нормы:
  • 11. По степени определенности.
  • 37. Нормативный правовой акт (нпа): понятие, признаки, виды
  • 1. По юридической силе законы могут быть:
  • 2. По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться:
  • 3. По территориальному признаку:
  • 4. По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом рф
  • 38. Законы: понятие, признаки, виды
  • 39. Пределы действия нпа во времени, пространстве и по кругу лиц, предметное действие
  • 40. Система права: понятие, структурные элементы. Система права и система законодательства
  • 41. Отрасль права (оп). Предмет и метод правового регулирования. Характеристика основных оп
  • 43. Право и политика
  • 44. Правотворческий процесс. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нпа
  • 45. Правосознание: понятие, структура, виды, уровни. Правосознание юристов
  • 46. Правовая культура: понятие, структура, виды
  • 47. Понятие и формы реализации права
  • 48. Правоприменение (понятие, особенности, субъекты, стадии). Правоприменительные акты
  • 49. Систематизация нпа
  • 50. Толкование права. Понятие, приёмы, способы толкования
  • 51. Виды и объем толкования права. Акты толкования
  • 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения
  • 54. Правопорядок: понятие, признаки. Соотношение законности, правопорядка и общественного порядка. Международный правопорядок
  • 55. Понятие и признаки законности, еѐ значение в жизни общества и в функционировании государства. Гарантии законности и способы еѐ обеспечения в современных условиях
  • 56. Правомерное поведение: понятие, объективная и субъективная стороны, типология.
  • 68. Виды и причины правонарушений
  • 59. Государство и право: современные представления об их соотношении
  • 60. Юо: понятие, признаки, цели, основания и принципы применения
  • 61. Виды и меры юридической ответственности (юо). Основания освобождения от юо
  • 62. Юридические ошибки: понятие, виды, объективные и субъективные причины их появления
  • 61. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правового регулирования и правового воздействия
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности
  • 65. Понятие и классификация современных национально-правовых систем
  • 66. Романо-германская правовая семья и семья общего прецедентного права: общая характеристика
  • 67. Религиозные правовые семьи: общая характеристика
  • 68. Влияние процессов глобализма на унификации правовых систем.
  • 64. Понятие и виды юридической техники, еѐ значение в юридической деятельности

    Юридическая техника - совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных правовых актов и иных юридических документов. Юридическая техника имеет целью :

      оптимальное регулирование общественных отношений

      обеспечение доступности, простоты, обозримости нормативного материала,

      адекватное словесное выражение воли законодателя.

      техника направлена на создание качественных юридических актов, совершенных как по форме, так и содержанию.

    В литературе принято подразделять юридическую технику на:

      законодательную (нормотворческую)

      правоприменительную. Законодательная техника включает в себя:

      Правила построения нормативных правовых актов . Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (Общая часть) и конкретных установлений (Особенная часть). Важна также структуризация нормативного материала по соответствующим разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, в частности, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.

      Правила оформления актов . Каждый акт должен иметь название, указание на орган, его издавший, дату и место принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.

      Приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний . К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т. д.

    Различают:

    а) общеупотребительные термины, которые обозначают принятые в литературном языке категории - «семья», «жилое помещение», «родители и дети» и др.;

    б) специально-юридические термины, используемые для обозначения юридических понятий, например «обязательная доля», «залог», «истец», «ответчик», «потерпевший»;

    в) специальные неюридические термины или специально-технические термины, применяемые в биологии, медицине, и др.

    Средствами формулирования правовых норм является также использование юридических конструкций -

    построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Типичной юридической конструкцией

    является юридический состав правонарушения.

    примечания, отсылки, а также правовые символы , которые рассчитаны на эмоциональное восприятие

    определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн госу-

    дарства, мантия судьи и др.

    С точки зрения юридической техники правовая норма должна содержать все ее структурные элементы -

    гипотезу, диспозицию и санкцию. Это делает норму определенной, ясной, единообразной для применения.

    4. Язык и стиль нормативного правового акта , во многом определяющие эффективность правового регулирования. Важнейшие требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:

    а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;

    б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например референдум, кредит, конвенция;

    в) формулирование норм в форме долженствующе-предписывающего и константирующе-предписывающего способов, поскольку нормативным актам присущи директивность и официальность стиля. При этом, чем четче соотносятся слова с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и правильное восприятие юридических понятий и категорий.

    5. Правила опубликования нормативных правовых актов . К ним относятся источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и других соглашений, поскольку они не всегда имеют русский аутентичный текст. Между тем международные договоры играют ключевую роль в защите прав и свобод человека.

    Данные правила включают также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу закона, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.

    6. Приемы, способы систематизации нормативных правовых актов - их учет, консолидация, инкорпорация, кодификация.

    Правоприменительная техника включает в себя :

    а) правила оформления и построения правоприменительных актов - протоколов, приговоров, судебных решений и др. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должен отличаться от языка и стиля нормативного акта.

    Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде утвержденных соответствующими органами бланков или типовых образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.);

    б) способы легализации документов , т.е. придания им юридической силы. Среди этих способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация. Например, сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в государственных органах. Придать легальный характер некоторым документам могут также органы записи актов гражданского состояния, архивы, органы юстиции. Предприятия, учреждения, организации обязаны свидетельствовать копии документов, представляемых гражданами в эти организации, если не предусмотрено их удостоверение в нотариальном порядке (копии дипломов, аттестатов и др.);

    в) способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов ;

    г) способы разрешения коллизий в праве , преодоления пробельности;

    д) способы процедурно-процессуального оформления юридической практики , в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной.

    Значение:

    Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах

    механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе

    правоприменительных актов.

    Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия

    для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения

    общественных отношений.

    Юридическая техника играет большую роль в юридической науке и практике. Овладение ею, профессиональное

    использование позволяют создать эффективно действующее законодательство .

    Юридическая техника как научная основа формирования

    профессионального мастерства юриста (вместо предисловия)..................

    Глава 1. Научное и практическое значение юридической техники....................

    § 1. Роль юридической техники в жизни современного общества...........

    § 2. Юридическая техника в истории общественного развития...............

    § 3. История формирования теоретических представлений

    о юридической технике..............................................................................

    § 4. Юридическая техника как наука и учебная дисциплина....................

    Глава 2. Понятие юридической техники и его место в системе категорий

    общей теории права ............................................................................................

    § 1. Понятие юридической техники: основные подходы

    к определению.............................................................................................

    общей теории права. ...................................................................................

    Глава 3. Классификация и состав юридической техники...................................

    § 1. Основания классификации юридической техники. ...........................

    § 2. Система технико-юридического инструментария..............................

    Задания........................................................................................................

    Глава 4. Язык как основное общесоциальное средство юридической техники.....

    § 1. Язык права: структура и стиль.............................................................

    § 2. Правовые понятия и термины.............................................................

    Задания........................................................................................................

    Глава 5. Юридическая конструкция как основное доктринальное

    средство юридической техники. ........................................................................

    § 1. Понятие и значение юридической конструкции................................

    § 2. Соотношение юридической конструкции с другими

    правовыми явлениями................................................................................

    § 3. Виды юридических конструкций........................................................

    Задания.......................................................................................................

    Глава 6. Нормативно-правовое предписание как основное нормативное

    средство юридической техники .........................................................................

    § 1. Понятие и значение нормативно-правового предписания..............

    § 2. Соотношение нормативно-правового предписания с другими

    правовыми явлениями...............................................................................

    § 3. Классификация нормативно-правовых предписаний.......................

    § 4. Система нормативно-правовых предписаний как средств

    юридической техники................................................................................

    Задания.......................................................................................................

    «Нормативно-правовое предписание: понятие и виды»..........................

    «Нормативно-правовые декларации».......................................................

    «Нормативно-правовые принципы».........................................................

    «Нормативно-правовые дефиниции». ......................................................

    «Системосохраняющие нормативно-правовые предписания»................

    Глава 7. Правовые предположения как разновидности

    нормативно-правовых предписаний ..................................................................

    § 1. Правовые аксиомы..............................................................................

    § 2. Правовые презумпции.........................................................................

    § 3. Правовые фикции...............................................................................

    § 4. Соотношение и взаимосвязь правовых предположений...................

    Задания.......................................................................................................

    Глава 8. Правовые символы как неязыковые нормативные средства

    юридической техники ........................................................................................

    § 1. Понятие и значение правовых символов............................................

    § 2. Соотношение правовых символов с другими категориями...............

    § 3. Классификация правовых символов..................................................

    Задания.......................................................................................................

    Заключение .......................................................................................................

    Приложение. Практикум по Особенной части курса

    «Юридическая техника» ...................................................................................

    Общая характеристика основных видов юридической техники..............

    Задания для самостоятельной работы.......................................................

    Юридическая техника как научная основа формирования профессионального мастерства юриста (вместо предисловия)

    Задачей современного высшего профессионального образования является не только (и даже не столько) передача студенту определенного количества знаний, сколько формирование его профессиональных, деятельностных, социально-коммуникативных компетенций, комплексная подготовка его к будущей профессиональной деятельности. Применительно к юридическому образованию особого внимания

    в связи с этим заслуживает такая отрасль знаний, как юридическая техника.

    На сегодняшний день значение юридической техники не только как профессионального инструментария, позволяющего юристу достигать целей своей деятельности, но и как средства, обеспечивающего совершенство формы и содержания права в целом, не вызывает сомнений в научной среде. Если по поводу содержания понятия «юридическая техника», а также ее научного статуса единого мнения

    в литературе пока нет, то по крайней мере актуальность исследования данной категории и целесообразность изучения ее в рамках системы высшего юридического образования являются общепризнанными.

    Формальным подтверждением общей тенденции к укреплению самостоятельного статуса юридической техники как науки стало издание в 2007 г. первого классического учебника по данной дисциплине1 . И, хотя юридическая техника в концепции его автора выступает в тесной связи с теорией права, она при этом рассматривается как относительно автономное научное направление и как наука, имеющая собственные предмет и методологию. Вероятно, на сегодняшний день

    в отечественной юриспруденции юридическая техника как самостоятельная наука полностью пока не сформировалась. Однако значительная популярность технико-юридической проблематики (что подтверждается, например, открытием в Нижнем Новгороде под руководством проф. В. М. Баранова исследовательского научно-прикладного центра «Юридическая техника», изданием с 2007 г. одноименного ежегодного журнала), преподавание соответствующих учебных курсов во множестве российских вузов позволяет с уверенностью предположить, что в ближайшее время процесс становления юридической техники, приобретения ею собственного научного статуса успешно завершится. Думается, в скором времени в дискуссии о праве юридической техники на самостоятельное существование можно будет поставить точку.

    1 Кашанина Т. В. Юридическая техника. М., 2007.

    В качестве учебной дисциплины юридическая техника со временем вполне может претендовать на то, чтобы выступать как методическая основа формирования профессиональной компетенции будущего юриста. Подобная роль заставляет предъявлять особые требования к структуре и содержанию соответствующего учебного курса.

    Существующие на данный момент учебные и учебно-методические издания немногочисленны и существенно различаются по структуре

    и кругу освещаемых проблем. Однако вряд ли стоит говорить об этом как о существенном недостатке. В подобной ситуации, как нам представляется, заключается определенное преимущество формирующейся, складывающейся отрасли знания, когда происходит апробация различных концепций.

    В самом общем виде можно говорить о двух подходах к построению курса «Юридическая техника».

    Первый, теоретический подход к преподаванию данной дисциплины выполняет задачу систематизации и обобщения теоретикоправовых и отраслевых знаний о приемах и средствах профессиональной юридической деятельности. Юридическая техника рассматривается здесь в связи с понятиями права, правовой системы, правотворчества, правореализации. Целью подобного общетеоретического курса является формирование у студентов представления о профессиональной юридической деятельности в целом и о юридической технике как ее инструментальной основе. Не секрет, что, изучая на первом курсе теорию государства и права, многие студенты имеют слабое представление о возможностях практического применения соответствующих знаний. Опыт показывает, в частности, что просьба привести примеры правоприменительных актов или назвать конкретных субъектов правоприменительной деятельности часто вызывает у первокурсников серьезные затруднения. Увязать теоретические знания с практикой профессиональной юридической деятельности и призван общий курс юридической техники.

    Общетеоретическую направленность имеют многие из существующих на сегодняшний день программ по данной дисциплине1 . Наиболее развернуто этот подход представлен в упоминавшемся учебнике Т. В. Кашаниной. По структуре работа делится на общую и особенную части. В первой освещается история развития юридической техники (в соответствии с основными стадиями развития права), дается характеристика особенностей юридической техники в различ-

    1 См., напр.: Баранов В. М., Варьяс М. Ю., Салыгин Е. Н.Инициативная программа спецкурса «Юридическая техника» // Проблемы юридической техники: сб. ст. / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2000; Лызлов Д. Н., Картухин В. Ю.Юридическая техника: учеб. пособие. М., 2009; Юридическая техника: методические рекомендации по подготовке и изучению курса / сост. П. А. Гук. Пенза, 2007.

    Юридическая техника как научная основа формирования...

    ных типах правовых систем (и, соответственно, характеристика самих правовых систем), рассматриваются понятие, классификация и общие правила юридической техники. В особенной части раскрывается содержание отдельных видов юридической техники: правотворческой, техники опубликования нормативных актов, техники систематизации, интерпретационной, правореализационной и правоприменительной. Характеристика каждого вида предваряется описанием соответствующей юридической деятельности – правотворческой, систематизационной, интерпретационной и др. Технико-юридические правила включают как собственно технические, так и процессуальные требования. Изучение подобного курса может, таким образом, быть направлено не только на формирование системного представления о юридической технике, но и на повторение, обобщение знаний по общей теории права.

    Недостатком его является избыточная теоретизированность и неизбежное дублирование многих положений общей теории права.

    В контексте юридической техники здесь рассматриваются практически все основные темы курса теории государства и права. В результате процент новой информации, предлагаемой студентам для изучения, не так уж высок. Бóльшую ценность имеет угол зрения, практическиприкладной акцент, с которым освещаются довольно традиционные вопросы.

    Второй из возможных методических подходов носит прикладной характер. Изучение юридической техники преследует в данном случае цель формирования конкретных практических навыков: оформления юридических документов, устного выступления в суде, совершения юридически значимых действий, заключения сделки и т. д. Значение их чрезвычайно велико. К сожалению, на сегодняшний день высшее юридическое образование в нашей стране избыточно теоретизировано, оторвано от практики. Даже преподавание отраслевых дисциплин часто бывает ориентировано скорее на изучение теоретических конструкций, чем на практическое применение соответствующих знаний.

    В результате многие студенты, окончив вуз, оказываются не готовыми к профессиональной деятельности.

    Следует отметить, что первоначально преподавание юридической техники в нашей стране шло именно по такому сугубо прикладному пути. Данная дисциплина рассматривалась как факультативный курс, дающий навыки поиска информации, подготовки юридических документов, письменной и устной аргументации переговорного процесса, техники собеседования1 . Подобные прикладные спецкурсы далеко

    1 Факультативный курс «Юридическая техника» // Российская юстиция. 1996. № 7. С. 63.

    Юридическая техника как научная основа формирования...

    не всегда охватывают собой весь спектр технико-юридических проблем, бывают они и более конкретными. Так, часть дисциплин, преподаваемых во многих вузах и относящихся по своей проблематике к предмету юридической техники, касаются навыков составления письменных документов: «Документоведение», «Документационное обеспечение юриспруденции». Некоторые из подобных курсов, наоборот, привязаны к устной речи юриста: «Основы ораторского искусства», «Риторика юриста», «Стилистика деловой речи», «Судебная лингвистика». Некоторые охватывают весь круг языковых проблем юриспруденции («Язык и право», «Юрислингвистика»). Помимо сугубо филологической направленности технико-юридические спецкурсы могут иметь отраслевую специфику («Техника договорной работы», «Законотворческая техника», «Процессуальные документы») или ориентироваться на конкретные юридические специальности («Техника судебной деятельности», «Нотариальная техника», «Основы профессионального мастерства»).

    Следует, однако, отметить, что подобные узкоспециализированные курсы, выполняя очень важную, но частную задачу формирования конкретных практических навыков, не дают системного целостного представления о юридической профессии как объективно обусловленной и социально фиксированной сфере человеческой деятельности, как системе действий, основанных на юридической квалификации (Н. Я. Соколов). Такую роль играет именно общий курс «Юридическая техника», который призван не только дать представление о юридической профессии, но и показать, чему должен научиться, что именно должен уметь юрист, чтобы достичь успеха в своей профессиональной деятельности. Подобный курс может конкретизироваться, развиваться прикладными отраслевыми спецкурсами (например, изучаемыми по выбору студента или в рамках специализации), но не должен подменяться ими. Такое построение учебного процесса позволит в том числе и четко обозначить, укрепить междисциплинарные связи в системе юридических наук.

    Успешность изучения курса «Юридическая техника» зависит в этой связи от многих условий. Среди них:

    последовательность изучения дисциплин . Рассматриваемый курс ориентирован на обобщающий анализ отраслевых и теоретикоправовых дисциплин, поэтому преподаваться должен на старших курсах, когда студенты обладают достаточной базой юридических знаний, имеют представление о юридической практике, т. е. владеют материалом для обобщения;

    время, отводимое на изучение дисциплины . Как правило, на курсы, не включенные Госстандартом в число обязательных, учебными планами отводится довольно ограниченное время. Следовательно,

    Юридическая техника как научная основа формирования...

    тратить его на повторение ранее уже изученного студентами материала нецелесообразно. Необходимо наиболее рационально распределить учебные часы, чтобы, с одной стороны, уместить в них максимум новой информации, а с другой стороны, побудить студентов систематизировать имеющиеся у них знания в области юриспруденции;

    – упор на самостоятельную работу студентов в процессе изучения дисциплинысвязан не только и даже не столько с ограниченностью аудиторных часов. Уровень подготовки студентов, равно как и их способность к самостоятельному анализу нормативного и теоретического материала, далеко не одинаковы. Ориентация на самостоятельную работу позволяет дифференцировать уровень сложности заданий в зависимости от индивидуальных способностей обучаемых.

    Предлагаемый авторский курс «Юридическая техника» рассчитан на восемнадцать лекционных часов. Шестнадцать из них отводится на рассмотрение Общей части данной дисциплины (которая и нашла отражение в настоящем издании). Последняя лекция традиционно посвящается обобщающей характеристике основных видов юридической техники, образующих Особенную часть: правотворческой, правоинтерпретационной, правореализационной и др. В структуру данного учебника соответствующий лекционный материал не включен, так как беглое изложение данных вопросов неизбежно ограничится констатацией общеизвестных теоретико-правовых положений, а для основательного рассмотрения необходим иной объем и совершенно иная структура работы.

    Тем не менее в качестве приложения к учебнику помещен практикум по Особенной части дисциплины, включающий список вопросов и рекомендуемой литературы, а также практические задания, выполняемые в рамках самостоятельной работы студентов в течение всего семестра и выступающие одним из обязательных оснований для получения зачета. Практически это выглядит следующим образом. Студенты выполняют задания практикума самостоятельно, параллельно с изучением теоретических вопросов общей части. На каждом семинарском занятии выделяется время для проверки и обсуждения выполненных заданий. Таким образом, в течение всего семестра студенты практически осваивают ряд важных вопросов особенной части, касающихся требований правотворческой, правореализационной и других видов юридической техники. В итоге заключительная лекция не столько содержит новую информацию, сколько выполняет обобщающую функцию, суммируя знания, практически освоенные студентами в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы.

    Юридическая техника как научная основа формирования...

    средств. К каждой теме прилагаются задания, ориентированные в первую очередь на развитие аналитических способностей и практических навыков работы с нормативным текстом, а также перечень дополнительной литературы для самостоятельного изучения соответствующих теоретических вопросов. В тех случаях, когда в рамках одной темы рассматривается несколько относительно самостоятельных категорий, списки литературы формируются отдельно для каждой из них.

    Стиль изложения материала намеренно не подвергался искусственному упрощению. Как нам представляется, на данной стадии развития теории юридической техники, когда многие вопросы еще не устоялись, очень важно, чтобы студенты осознавали дискуссионность науки, чувствовали собственную способность принять участие в формировании новой учебной дисциплины. Подобный подход предполагает не столько навязывание студенту определенной позиции, сколько приглашение его к сотрудничеству в решении актуальных научных и прикладных проблем.

    ГЛАВА 1. НАУЧНОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

    § 1. Роль юридической техники в жизни современного общества

    § 2. Юридическая техника в истории общественного развития

    § 3. История формирования теоретических представлений о юридической технике

    § 4. Юридическая техника как наука и учебная дисциплина

    § 1. Роль юридической техники в

    жизни современного общества

    Цели юридической техники. Прикладное и фундаментальное значение юридической техники. Роль юридической техники в традиционном и в современном обществе.

    Понятие «юридическая техника» (ЮТ) достаточно широко используется в современной юридической литературе. При этом единый общепринятый подход к данному понятию пока не выработан. В самом общем виде под ЮТ, как правило, понимается совокупность различных средств, способов, приемов, инструментов, позволяющих обеспечить высокое качество правовых актов, рационализировать юридическую деятельность1 .

    Значительная популярность технико-юридической проблематики в научной литературе на сегодняшний день связана с той ролью, которую играет ЮТ в совершенствовании системы правовых актов, становлении и развитии всей правовой системы.

    Один из родоначальников теории ЮТ Р. Иеринг выделил две главные цели ЮТ: (1) возможно большее количественное и качественное упрощение права; (2) достижение практичности права. Говоря современным языком, речь идет, в первую очередь, о создании законов, доступных для понимания, и об их качественном применении. Современные ученые, выделяя аналогичные цели ЮТ, формулируют их несколько шире. Так, А. Ф. Черданцев в качестве целей ЮТ называет (1) достижение ясности, простоты, краткости и унифицированности юридических документов; (2) рационализацию юридической деятельности. В самом общем виде эти положения говорят о том же: о простоте ипрактичности действующего права, т. е. о его высоком качестве. Названные цели характеризуютинструментальное, прикладное значение ЮТ. Значение это не ограничивается сферой правотворче-

    1 Подробно дискуссию о понятии ЮТ см. в главе 2.

    ства и правоприменения. Являясь неотъемлемым элементом правовой системы, ЮТ проявляет себя на всех ее уровнях:

    ­– на нормативном (как средство построения системы права и системы законодательства);

    на социологическом (как средство повышения эффективности действия права);

    на доктринальном (как часть правовой науки);

    на уровне правосознания (как технико-правовое мышление). Следует согласиться с Г. И. Муромцевым в том, что технико-

    правовое мышление необходимо рассматривать исключительно как элемент профессионального правосознания1 . Действительно, обыденное правосознание, как правило, сводится к правовой психологии (чувствам, эмоциям, переживаниям), профессиональное же правосознание характеризуется высокоразвитымкогнитивным компонентом . В большинстве случаев граждане именно потому обращаются за профессиональной юридической помощью, что у них недостаточно специальныхзнаний инавыков реализации права, другими словами, потому, что онине владеют ЮТ .

    Итак, ЮТ – это техника коммуникации в юридической среде. Владение ЮТ в литературе справедливо рассматривается как грамотность юриста, основа его профессионализма. Деятельность юриста состоит в том, чтобы достигать поставленной цели юридическими средствами . Насколько он владеет этими средствами, насколько он технически искушен – настолько и успешен в своей профессиональной деятельности.

    В юридической науке принято относить ЮТ к достижениям мировой цивилизации . Как правило, чем выше уровень развития правовой системы того или иного общества, тем совершеннее используемые в нем приемы создания, толкования, применения, систематизации правовых норм. Кроме того, в современном мире можно говорить о том, что уровень ЮТ являетсяпоказателем качества правовой культуры общества . От того, насколько профессионально работают юристы2 ,

    1 См.:Муромцев Г. И . Юридическая техника (некоторые теоретические аспекты) // Правоведение. 2000. № 1. С. 19.

    2 Естественно, нельзя все сводить только к профессионализму юристов. Н. А. Колоколов, например, замечает: «Для организации эффективного судопроизводства одних только профессиональных судей недостаточно, навыки участия в судоговорении должны иметь представители сторон; органы судебной власти должны иметь соответствующее не только кадровое, но и материальное обеспечение; судебная система должна быть доступной для тех, кто в ней нуждается; деятельность судов должна отличаться ясностью и прозрачностью» (Колоколов Н. А. Судебная власть как общеправовой феномен. Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 15). От ЮТ, таким образом, зависит очень многое, но далеко не все.

    Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

    Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

    Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

    Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

    К техническим правилам относятся:

    • 1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
    • 2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
    • 3) последовательность в изложении юридической информации;
    • 4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

    Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

    Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

    законодательная (правотворческая);

    систематизация нормативных актов;

    учет нормативных актов;

    правоприменительная.

    Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.

    В последние годы в отечественной правовой литературе заметно усилилось внимание к проблемам юридической техники.

    Юридическая техника все чаще вводится самостоятельной темой в учебники и учебные пособия по теории государства и права, отраслевые правовые дисциплины. В десятках вузов читаются спецкурсы по юридической технике под разными наименованиями: "юридическая техника", "нормотворческая техника", "законодательная техника" и т.п. Возрождается интерес к герменевтике. На стыке юриспруденции и лингвистики получает свое развитие новая отрасль научного знания - юрислингвистика. Все активнее развивается деятельность "юридических клиник", в рамках которых большое внимание уделяется искусству составления, толкования и применения юридических документов. За последнее время в стране активно предпринимаются усилия по созданию действенной системы организации мониторинга законодательства и правоприменительной практики, постоянного анализа качества нормативных правовых актов и их применения. Важную роль в этой работе призвана сыграть юридическая техника.

    Научный и практический интерес к юридической технике не случаен и вызван целым рядом объективных и субъективных факторов.

    Во-первых, радикальным обновлением всей системы законодательства, необходимостью повышения его эффективности, обеспечения внутренней согласованности правовой системы в рамках федеративного государства, создания правового государства.

    Во-вторых, расширением границ регулирующего воздействия на общественные отношения с помощью закона как акта высшей юридической силы, потребностью нового подхода к качеству "отделки" законодательного материала, его структурирования, выработки механизмов реального воздействия на общественные процессы. В Послании Президента России Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005 г. в качестве первоочередной поставлена задача дальнейшего повышения роли закона.

    Высокий технико-юридический уровень правовых документов - один из важнейших показателей общей и правовой культуры общества.

    "Уровень юридической техники, - считает С.С. Алексеев, - один из показателей уровня юридической культуры в стране". Недооценка структурно-композиционного построения, внешнего оформления, требований логики, стиля изложения ведет к декларативности, противоречивости, неясности правовых актов, что создает благоприятные возможности для различных манипуляций с ними и, в конечном итоге, - к снижению уровня законности и правопорядка.

    В-третьих, сближением правовых систем в условиях интернационализации права, утверждением приоритета норм и принципов международного права перед национальным правом, вступлением нашей страны в Совет Европы, признанием обязательной юрисдикции Европейского Суда и необходимостью в связи с этим унификации многих отраслей и институтов права, правовой терминологии, использования законотворческих и правоприменительных процедур и режимов. Усилия по улучшению качества законодательства носят всеобщий характер.

    В-четвертых, массовым распространением информационных правовых систем, что требует строгой классификации и унификации законодательства, более четкой его рубрикации. Решить все эти вопросы без юридической техники практически невозможно.

    И, наконец, в-пятых, растущей ролью законодательства в защите прав и свобод человека и гражданина. Нынешние условия требуют высокой правовой грамотности и знания юридической техники не только от государственных служащих, но и рядовых граждан. Юридическая техника становится действенным инструментом в реализации прав и законных интересов граждан. Важно ведь не только знать свои права, но и уметь их защищать, добиваться осуществления на практике. Современный гражданин все активнее вовлекается в сферу действия права. Он все чаще имеет дело с многочисленными юридическими документами, судебными и административными процедурами.

    Стоит обратить внимание еще на одно обстоятельство. В процесс развития законотворчества вовлечено большое число государственных органов и должностных лиц, общественных объединений, юристов, специалистов разных отраслей знаний. Профессиональными стали парламент страны, представительные органы субъектов РФ, основной формой деятельности которых является законотворчество. И если раньше республики имели какой-то опыт в этой сфере, то края, области, автономные округа, автономная область, города федерального значения столкнулись с этим впервые при практическом отсутствии специалистов по правотворчеству. Ведь подготовка юристов в недавнем прошлом была ориентирована, главным образом, на правоприменение.

    В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой юридическая техника рассматривается как совокупность правил, приемов, способов и средств разработки, оформления, систематизации, толкования и применения наиболее совершенных по форме и содержанию нормативных правовых актов и других юридических документов и сводится главным образом к законодательной технике.

    Вместе с тем есть авторы, рассматривающие юридическую технику как технику, с помощью которой создаются только тексты нормативных правовых актов. Другие же выходят за рамки таких представлений и рассматривают юридическую технику как технику, применяемую в юридической деятельности вообще. Ведутся споры и по поводу состава элементов юридической техники, составляющих ее содержание. Существуют определения юридической техники в широком и узком смыслах. В широком смысле юридическая техника - это наука законотворчества, законодательная политика и законодательная техника (А. Нашиц). В узком смысле - это технические средства и приемы построения правовых норм (В.К. Бабаев).

    Обозначены, но пока не исследованы различия в подходах к пониманию юридической техники в странах общего права и в странах континентального права. Ведется спор о том, имеет ли юридическая техника только прикладной характер или же она является более сложным явлением, объединяющим инструментальный и фундаментальный подходы. Интересные соображения по этому поводу высказаны Д.А. Керимовым, С.С. Алексеевым, Л.Д. Воеводиным, А.С. Пиголкиным, А.Ф. Черданцевым, Г.И. Муромцевым, В.М. Барановым, В.Н. Карташовым, Л.А. Морозовой, Н.А. Власенко и др. Так, Б.В. Чигидин считает, что в отечественной литературе сложились статический и динамический подходы к содержанию понятия юридической техники. Для статического подхода характерно раскрытие содержания понятия юридической техники через перечисление ее элементов - методов, способов, приемов, средств. Динамический же подход рассматривает юридическую технику не только как совокупность названных элементов, но и как деятельность, то есть совершение определенных действий.

    Представляется, что юридическая техника имеет в основном прикладной, инструментальный характер. Но это вовсе не означает ее "второсортности", подчиненности, несамостоятельности. Это "чрезвычайно существенное знание, - отмечал Д.А. Керимов, - имеющее относительно самостоятельное значение в системе правоведения».

    Будучи научно-прикладной, инструментальной отраслью знания, она использует достижения не только правоведения, но и других наук - логики, документоведения, лингвистики и т.д. и, конечно же, большое число своих собственных, выработанных практикой приемов и средств, с помощью которых достигаются цели правового регулирования.

    В качестве самостоятельных видов юридической техники иногда также рассматриваются: техника судебной речи, нотариальной деятельности, следственных действий и т.д. И хотя все направления юридической деятельности, в совокупности образующие юридическую технику, имеют важное значение, особая роль принадлежит законотворчеству и, соответственно, - законодательной технике, используемой при разработке законодательных актов. Именно этот вид юридической техники имеет наибольший научный и практический интерес.

    Несмотря на различные нюансы во взглядах ученых, сложилось определенное представление об общепринятых правилах, приемах и средствах юридической техники. Вместе с тем следует отметить, что каждый вид юридической техники в различных отраслях права (помимо общих) имеет свои особые технико-юридические приемы и средства выражения.

    К числу основных общих правил юридической техники чаще всего относят:

    • 1) наиболее полное, адекватное выражение воли законодателя;
    • 2) рациональную организацию и логическую последовательность изложения нормативных предписаний, помещаемых в нормативном правовом акте;
    • 3) отсутствие пробелов и противоречий в нормативных правовых актах и во всей системе законодательства;
    • 4) краткость и компактность изложения правовых норм при достаточной глубине и всесторонности отражения их содержания;
    • 5) ясность, простоту и доступность языка нормативных правовых актов, точность и определенность используемой терминологии;
    • 6) сведение к минимуму количества нормативных правовых актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им;
    • 7) своевременное обнародование и вступление в силу законов и других правовых актов в соответствии с установленным порядком.

    В действующем обширном правовом массиве важно, чтобы каждый юридический документ имел свое "лицо", свои реквизиты, то есть такие внешние обозначения, которые бы отражали предмет регулирования, сферу действия и другие параметры, облегчающие оперативный поиск и использование нужной правовой информации. Речь идет прежде всего о форме акта - закон, указ, постановление и т.д.; его наименовании - закон о ветеранах, закон об акционерных обществах и т.п.; территориальном масштабе действия - федеральный закон, закон субъекта РФ, решение органа муниципального образования; месте и времени принятия, подписания, регистрационном номере, а также о должностных лицах, подписавших эти документы. Употребление этих на первый взгляд несложных обозначений имеет свое своеобразие и различные варианты написания. Например, место принятия документа можно обозначить как "город Москва", "г. Москва" и просто "Москва".

    Сейчас большинство принимаемых законов имеют более или менее стройную логическую структуру. Однако все еще немало законодательных актов, где, например, фигурирует такая формальная запись об ответственности за нарушение устанавливаемых предписаний, как запись "в соответствии с действующим законодательством".

    Отдельную и довольно обширную тему в рамках юридической техники составляет язык законодательных актов. Своеобразие нормативно-правового стиля языка состоит в том, что он выражает волю законодателя, формирует официальные документы. Его характерными чертами являются безличность, нейтральность, точность, конкретность, простота и лаконичность. Язык закона, других правовых документов строг, стандартен, официален. Отметим, что образцом блестящей лаконичности и афористичности, но одновременно непревзойденной точности и глубины мысли до сих пор является язык законов Древнего Рима. Сегодня во многих странах установлены нормативные предписания по формулированию текстов законов, использованию определенного словарного арсенала в юридических конструкциях. Характерным примером в этом отношении может служить "Справочник по нормотворческой технике" Германии.

    Основные требования к стилю и языку нормативных правовых актов выражаются, в частности, в необходимости использования в тексте закона терминов с четким и строго очерченным смыслом, употребления слов и выражений в прямом и непосредственном их значении, отказа от неоправданных неологизмов, неустоявшихся терминов, жаргонизмов, перебора с иностранной лексикой. В ряде стран, например, во Франции, Великобритании, Канаде, Испании и др. огромное внимание уделяется бережному отношению к национальным языкам не только в духовно-культурной сфере, но и в административно-государственной деятельности, законотворчестве, правовой практике.

    Важным элементом юридической техники является юридическая терминология - словесное обозначение государственно-правовых понятий. Она имеет своеобразную классификацию и состоит из определенных подвидов: общеупотребительная терминология, специальная юридическая терминология и специальная неюридическая терминология.

    В ряде стран требования юридической техники закреплены нормативно, а их использование является обязательным. Такие правила изложены, например, в уже упоминавшемся "Справочнике по нормотворческой технике" Германии, "Принципах законодательной техники" Польши, "Законотворческих конвенциях единообразного права Канады" и др. Минюст России особо подчеркнул необходимость разработки и применения в нашей стране общих правил законопроектной работы, в том числе технико-юридических, которые должны быть установлены Правительством Российской Федерации.

    Большой интерес представляют рекомендации Европейской Ассоциации содействия законодательству, официальный тезаурус Европейского парламента, модельные правовые акты Межпарламентской ассамблеи стран СНГ, регулярно проводимые на базе российского парламента научно-практические семинары по эффективности законодательных процедур, развитию юридической техники. Все это способствует взаимному обмену опытом, разумной унификации подходов к применению технико-юридических процедур.

    В нашей стране требования юридической техники получили нормативное закрепление в Регламентах Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Трудно переоценить роль, которую призваны сыграть в развитии юридической техники недавно подготовленные по инициативе Правового управления Аппарата Государственной Думы Главным государственно-правовым управлением Президента РФ, Правовым управлением Аппарата Правительства РФ, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации и Министерством юстиции РФ Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов. Этот документ, безусловно, окажет положительное влияние на преодоление ошибок, связанных с содержанием и формой законопроектов, устранение разнобоя реквизитов и рубрик законодательных актов, утверждение стереотипной структуры, единого стиля изложения, тщательной отработки механизма действия законов.

    Юридическая техника чаше всего определяется как совокупность способов, средств, приемов, институтов, позволяющих обеспечивать высокое качество юридических актов, рационализировать юридические документы. При этом многие ученые подчеркивают, что юридическая техника представляет собой отрасль знаний о методах, способах, средствах, приемах ведения юридической деятельности и создания в процессе ее осуществления различных юридических документов. Таким образом, правила и требования юридической техники имеют своим назначением обеспечение правильного составления и оформления правовых документов, что позволяет, в свою очередь, разрабатывать эффективно действующие юридические документы, рационально их использовать на практике при принятии юридически значимых решений и иных профессиональных действиях. От того, насколько юрист владеет юридической техникой, зависит успешность его профессиональной деятельности, следовательно, овладение юридической техникой есть непременное условие достижения высокого мастерства юриста.

    Несмотря на важное значение юридической техники в профессиональной подготовке юристов, определение ее места в системе юридических наук в разное время не оставалось неизменным. Считается, что юридическая техника обязана своим возникновением праву, процессу правообразования, зарождению правовых отношений и выступает инструментом материализации права, привязки его к реальным условиям жизни общества. Это объясняется также потребностями систематизации и структуризации правовых установлений, предписаний, норм права. Можно утверждать, что в конкретно-исторических условиях той или иной эпохи становления права одновременно шло параллельное развитие доктринальных и технических его основ.

    Как известно, римские юристы - большие знатоки практического решения юридических казусов не создали теории юридической техники, а также научных основ юриспруденции в целом. Это объяснялось приоритетом юридической практики в деятельности римских юристов и отсутствием у них навыков научного познания, без чего невозможна любая научная работа.

    Соотношение права и юридической техники всегда было подвижным, однако со временем технические начала стали занимать в юриспруденции служебное, подчиненное положение по отношению к его догматической (теоретической) части. Это нисколько не принижает роли юридической техники, которая составляет серьезный аспект профессиональной юридической деятельности. На нынешнем этапе развития юридической науки превалирует подход к юридической технике как прикладной, вспомогательной учебной дисциплине, которая получила развитие в рамках обшей теории государства и права. Предложения некоторых ученых оценивать юридическую технику как самостоятельную юридическую науку не получили всеобщего признания. Содержание этой дисциплины служит ярким свидетельством указанной позиции: она во многом заимствована из теории государства и права, хотя и с оговоркой о том, что речь идет о технических правилах, средствах, приемах применения к общетеоретическим категориям, понятиям, институтам и т. д.

    Внимание российских и зарубежных ученых всегда привлекали вопросы юридической техники - способы языкового оформления права, создания совершенного законодательства, основанного на строгих правилах и принципах и обеспечивающего необходимый правопорядок в обществе. При этом подчеркивалась необходимость придерживаться строгой экономии нормативного материала и правовых средств его изложения, простоты, сжатости, определенности и точности изложения законодательства, однозначности применяемых юридических категорий, понятий, терминов.

    В западноевропейской юридической науке выделяют пять главных подходов к назначению юридической техники. Первый подход (И. Колер, Ж. Рипер) основан на противопоставлении юридической науки и юридической техники. В нем отмечается, что наука изучает абстрактные принципы, а юридическая техника воплощает их в жизнь посредством правотворчества, правоприменения, толкования и других видов юридической деятельности. Сторонники второго подхода (В. Штаммлер) видят назначение юридической техники в логической систематизации норм права. Третий подход (Л. Дюги) характеризуется сопоставлением юридической техники с правом. Назначение юридической техники видится в обеспечении реализации права и его зашиты посредством технических методов, средств, приемов. Четвертый подход (Р. Иеринг, Ф. Жени) связывает возникновение юридической техники с потребностями общества. Следовательно, юридическая техника выступает средством перевода социальных потребностей на язык права. Наконец, пятый подход (М. Ориу) состоит в отрицании необходимости юридической техники.

    Среди дореволюционных русских юристов вопросами юридической техники занимались М. М. Сперанский, Ф. В. Тарановский, Б. Н. Чичерин, Г. Ф. Шершеневич, С. А. Муромцев и др. В советский период эти проблемы разрабатывали И. С. Перетерский, М. М. Гро-зинский, И. Б. Новицкий, Л. И. Дембо, И. Л. Брауде, Л. С. Явич, И. С. Самощенко, А. А. Ушаков, А. С. Пиголкин и др.

    В 2000-е гг. исследования в области юридической техники значительно активизируются. Одновременно предлагается изменить название данной учебной дисциплины и именовать ее юридической технологией. При этом она должна охватывать совокупность принципов, приемов формирования и реализации всех видов юридической практики, состояние которой определяется достигнутым уровнем развития экономических, политических, правовых, культурных и иных отношений в конкретном государстве. Предлагается также включать в юридическую технологию, помимо названных компонентов, последовательность способов целенаправленного преобразования социально значимой информации в новый правовой акт. Таким образом, несмотря на предлагаемое изменение названия, сущность и назначение юридической техники остаются неизменными.

    Были предложения именовать юридическую технику техникой юриспруденции (С. С. Алексеев), существенно расширить ее содержание, включив в нее технику ведения юридических дел, например расследования преступлений, иных правонарушений, составления процедурных документов. Однако данное название также не прижилось.

    Одним из важных является вопрос о видах юридической техники. Чаще всего в учебной литературе указывают на два вида юридической техники: правотворческую (законотворческую) и правоприменительную (правореализационную). Соответственно в первом из названных видов выделяют методы, средства, приемы и выражения воли законодателя, а во втором - выражение воли субъектов индивидуального акта. Однако в последнее время в качестве относительно самостоятельных видов выделяют интерпретационную технику, или технику толкования, и систематизаторе кую технику, т. е. технику систематизации и кодификации актов. Называют и другие виды юридической техники: договорную, контрольно-надзорную, правообеспечительную, отраслевую, процессуально-правовую и др. Но наибольшее признание получили четыре вида юридической техники, а именно: правотворческая, правоприменительная, интерпретационная, система-тизаторская. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

    Правотворческая техника включает следующее.

    • 1. Правила построения нормативных правовых актов. Они предполагают логическую последовательность изложения нормативного материала, в частности выделение общих предписаний (общая часть) и конкретных установлений (особенная часть). Важна также структуризация материала по разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, подпунктам, частям. При этом недопустимы противоречия между содержанием различных частей и разделов акта. Крупные акты должны иметь вводную часть (преамбулу). Она необходима, например, при кардинальном изменении правового регулирования общественных отношений.
    • 2. Правила оформления актов. Каждый акт должен иметь название, указание на издавший его орган, дату и место его принятия, подпись соответствующего должностного лица, регистрационный номер, печать.
    • 3. Средства и приемы формулирования норм права и иных нормативных предписаний. К ним относятся терминологическая строгость, единство и стабильность используемых терминов, адекватное выражение в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и юридических понятий и т. д.

    Различают термины: а) общеупотребительные, которые обозначают принятые в литературном языке категории - «жилое помещение», «родители и дети», «семья», «родственники» и др.; б) специально-юридические, используемые для обозначения юридических понятий, - «обязательная доля», «истец», «ответчик», «правосубъектность» и проч.;

    в) специальные неюридические, или специально-технические, применяемые в биологии, медицине, строительстве и т. п.

    Средствами формулирования правовых норм являются также юридические конструкции - построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Типичной юридической конструкцией служит юридический состав правонарушения.

    К средствам формулирования правовых норм относят правовые дефиниции, классификации, оговорки, примечания, отсылки, а также правовые символы, которые рассчитаны на эмоциональное восприятие определенных материальных предметов, имеющих юридическое значение, например герб, флаг, гимн государства, мантия судьи.

    С точки зрения юридической техники норма права должна содержать все ее структурные элементы - гипотезу, диспозицию, санкцию. Это делает норму права ясной, точной, однозначной для ее применения.

    • 4. Язык и стиль нормативного правового акта. Они во многом определяют эффективность правового регулирования. Главные требования к языку и стилю нормативных правовых актов состоят в следующем:
      • а) краткость, концентрированность, однозначность и доступность для понимания юридического языка;
      • б) необходимость избегать метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, а по возможности - заимствований иностранных слов. Допускается использовать только полностью освоенные иностранные слова, например конвенция, декларация, кредит, референдум;
      • в) формулирование норм посредством долженствующе-предписы-вающего и констатирующе-предписывающего способов, поскольку нормативным правовым актам присущи директивность и официальность стиля. Чем четче слова соотносятся с предметами, явлениями, событиями социальной жизни, тем более понятен их смысл и обеспечено правильное восприятие юридических категорий и понятий.
    • 5. Правила опубликования нормативных правовых актов. К ним относятся источники опубликования, сроки, перевод с одного языка на другой. Последнее особенно важно для международных договоров и других соглашений, так как они не всегда имеют русский аутентичный текст. Между тем международные договоры играют ключевую роль в защите прав и свобод человека.

    Данные правила включают также порядок вступления в юридическую силу нормативных актов, обратную силу законов, действие акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные моменты.

    Правоприменительная техника состоит:

    а) из правил оформления и построения правоприменительных актов - протоколов, приговоров, других судебных решений и т. д. Каждый правоприменительный акт должен содержать такие атрибуты, как название, место, время его принятия, орган, от которого исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен, и иметь определенное юридическое содержание. По общему правилу язык и стиль правоприменительного акта не должны отличаться от языка и стиля нормативного правового акта.

    Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде утвержденных соответствующими органами бланков или типовых образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.);

    б) способов легализации документов , т. е. придания им юридической силы. Среди этих способов наибольшее распространение получили нотариальное удостоверение и государственная регистрация. Например, сделки с недвижимостью требуют не только нотариального удостоверения, но и регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом момент возникновения, перехода и прекращения соответствующих прав определяется моментом регистрации. Придать легальный характер некоторым документам могут также органы записи актов гражданского состояния (загсы), архивы, органы юстиции. Предприятия, учреждения, организации обязаны свидетельствовать копии документов (дипломов, аттестатов и др.), представляемых гражданами в эти организации, если не предусмотрено их удостоверение в нотариальном порядке.

    В отношении иностранных документов существуют такие способы легализации, как консульская легализация (удостоверение консулом соответствующего государства) путем проставления апостиля (специального штампа, удостоверяющего подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, или подлинность печати, скрепляющей документ) либо на условиях, предусмотренных международным договором между конкретными государствами;

    • в) способов разрешения коллизий в праве, преодоления пробелов;
    • г) способов процедурно-процессуального оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной.

    Интерпретационная техника имеет целью с помощью определенных юридических средств и приемов уяснение и разъяснение правовых явлений, установление подлинности содержания и формы правовых понятий, предписаний, правовых актов и включает следующие компоненты.

    • 1. Общесоциальные, специально-юридические и технические средства толкования. К общесоциальным относятся части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т. д.), слова и словосочетания, знаки препинания, разнообразные социальные нормы и др. Специально-юридические средства образуют юридические понятия, конструкции, правовые предписания, выработанные юридической наукой и практикой. Технические средства - это множительная техника, компьютеры и иные средства, широко используемые в интерпретационной практике и обеспечивающие единообразное понимание, объяснение и применение права.
    • 2. Способы (правила) толкования : грамматический, логический, историко-политический, системный, телеологический (целевой), функциональный и др.
    • 3. Объем толкования: буквальное (когда содержание юридической нормы и смысл предписания совпадают со словесным их выражением), ограничительное (когда содержание толкуемого предписания уже его текстуального выражения), расширительное, или распространительное (при котором действительное содержание предписания шире его словесного оформления).
    • 4. Виды (типы) толкования: официальное (всегда имеющее письменную форму и включенное в форму конкретного правового акта) и неофициальное (которое дается в виде совета, рекомендации и не обладает обязательной юридической силой).

    Кроме того, официальное толкование подразделяется на такие подвиды, как нормативное (рассчитанное на многократное и непер-сонифицированное использование) и казуальное (которое дается по конкретному юридическому делу). В официальном нормативном толковании принято выделять аутентичное (авторское, которое дается органом, издавшим данный нормативный правовой акт) и делегированное (легальное, принадлежащее органу, наделенному соответствующей компетенцией толковать акты, принятые другими органами).

    Неофициальное толкование подразделяется на обыденное (дается на уровне бытового представления о правовых явлениях и процессах), компетентное, или профессиональное (исходит от лиц, имеющих профессиональную юридическую подготовку), и доктринальное (например, научный комментарий к кодексу, составленный группой ученых или практических работников).

    • 5. Стадии интерпретационного процесса. Они зависят от конкретного процессуального режима. Различают относительно простой процессуальный режим (например, разъяснение заявителю отделом социальной защиты принятого решения) и сложный (характерный для интерпретационной деятельности Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ).
    • 6. Принципы интерпретационной деятельности. Их перечень разнообразен. К числу наиболее распространенных относятся принципы беспристрастности, обоснованности интерпретационных выводов, законности, научности, объективности, профессионализма, оперативности, стабильности и др. Все они взаимосвязаны и взаимодействуют. Их правильное использование обеспечивает эффективность интерпретационной деятельности.
    • 7. Оформление акта толкования. Речь идет в первую очередь об официальном толковании, поскольку оно требует соответствующей документальной формы и вызывает определенные юридические последствия. Интерпретационные акты относятся к категории подзаконных правовых актов, осуществляющих индивидуально-правовое регулирование общественных отношений.

    Что касается конкретной формы, в которую облекается интерпретационный акт, то она зависит от вида толкования. Например, если речь идет об аутентичном толковании, то здесь возможна только форма нормативного правового акта соответствующего ранга. Так, толкование закона можно давать только в форме закона, если это аутентичное толкование, т. е. оно исходит от органа, принимавшего толкуемый закон.

    Любой правовой акт требует определенных реквизитов, что придает ему распознаваемость и отграничивает его от других актов. Это относится и к интерпретационным актам.

    Систематизаторская техника предназначена для упорядочения правовых актов разнообразных видов (нормативных, правоприменительных, интерпретационных и др.) в целях придания им определенной системы и устранения дефектов (пробелов, противоречий, дублирования и иных погрешностей).

    В структуре данного вида юридической техники выделяются следующие компоненты.

    1. Основания правосистематизирующей деятельности, т. е. фактические и юридические обстоятельства, обусловливающие необходимость упорядочения правовых актов по тем или иным критериям.

    К фактическим основаниям относятся, во-первых, экономические, политические, социальные и иные обстоятельства, требующие реформирования действующего законодательства и иных преобразований нормативного материала; во-вторых, накопление большого объема правовых актов устаревших, противоречивых, пробельных, что затрудняет работу юридических учреждений и организаций.

    Юридическим основанием служит издание компетентным органом или должностным лицом нормативного акта об организации и о проведении конкретной систематизаторской работы. Например, таков был Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. № 94 «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации» (ныне утратил силу).

    • 2. Планирование систематизаторской работы. В такого рода планы включаются цели и задачи систематизаторской работы, последовательность главных стадий (этапов) ее проведения, конкретные сроки для отдельных мероприятий, ответственные исполнители и др. Так, ряд отечественных юристов при намечавшихся подготовки и издании Свода законов Российской Федерации считали целесообразным предварительно принять закон, где были бы определены принципы формирования материалов Свода, его схема, а также разработать Государственную программу подготовки Свода, в которой сформулировать поручения отдельным организациям и учреждениям и решить иные вопросы организационно-технического и материально-финансового характера.
    • 3. Учет, консолидация, инкорпорация и кодификация нормативных правовых актов. Три последние формы носят правотворческий характер.

    Различают журнальный, картотечный и автоматизированный учет нормативных и иных правовых актов. В последние годы используется главным образом автоматизированный учет.

    Консолидация представляет собой укрупнение множества правовых актов по одному и тому же вопросу в новый единый акт. Инкорпорация - это объединение актов в хронологическом, предметном и ином порядке без изменения содержания этих актов. Примером хронологической официальной инкорпорации может служить «Собрание законодательства Российской Федерации».

    Кодификация чаше всего характеризуется как особая содержательная форма упорядочения нормативного правового материала. Вместе с тем отдельные ученые полагают, что это разновидность правотворчества. Существует позиция, согласно которой, кодификация относится к смешанным формам, т. е. ей присущи черты и правотворчества, и официальной правосистематизаторской деятельности.

    • 4. Правосистематизирующие действия и операции, осуществляемые по стадиям. Они совершаются в определенной последовательности и включают:
      • а) принятие уполномоченным субъектом решения о проведении работы по систематизации нормативного материала;
      • б) выбор объектов и участников данной работы;
      • в) определение критериев и форм систематизации;
      • г) анализ массива действующих правовых актов;
      • д) отмену устаревших и недействующих актов или их частей, норм, предписаний;
      • е) приведение в систему действующих актов и утверждение результатов систематизации;
      • ж) опубликование новых актов.
    • 5. Принципы систематизаторской деятельности. К ним относятся принципы научности, законности, профессионализма, доступности, гласности, целесообразности, ответственности и др. Так, принцип научности предполагает обязательное включение в систематизатор-скую работу ученых-юристов, научных коллективов, использование результатов научных исследований и т. д. Принцип профессионализма означает, что этой работой должны заниматься специалисты, имеющие соответствующие знания и умения, обладающие, к примеру, правотворческим мастерством.

    Таким образом, это те же принципы, которые присущи любой правотворческой работе, поскольку формы систематизации действующего законодательства и других актов правового характера, как указывалось выше, обладают правотворческой природой. Следовательно, данный вид юридической работы требует высокого профессионализма и ресурсообеспечения. Кроме того, систематизаторская деятельность служит предпосылкой укрепления законности и правопорядка в обществе, а также имеет направленностью прогрессивное развитие правовой системы в целом.

    В юридической технике принято выделять в качестве самостоятельной части технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции и преюдиции.

    Правовая аксиома - это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств в силу его очевидности, убедительности и истинности, т. е. бесспорное положение: «закон обратной силы не имеет», «субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность», «никто не может быть судьей в собственном деле», «из двух актов по одному и тому же вопросу действует акт, принятый вышестоящим органом, и акт, принятый позже, чем предыдущий».

    Правовая презумпция представляет собой предположение о наличии и (или) об отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.

    Презумпции всегда носят предположительный характер. Это предположение не достоверное, но вероятное. Наиболее распространенными презумпциями являются презумпция невиновности (закреплена в ст. 49 Конституции РФ), презумпция знания закона (если он официально опубликован), презумпция истинности действующего нормативного правового акта и др.

    Выделяют два вида презумпций: общеправовые и отраслевые. К общеправовым презумпциям относятся те, которые приняты во всех или многих отраслях права и фактически стали правовыми принципами. Кроме перечисленных, их образуют презумпция добропорядочности гражданина, презумпция правосубъектности вступающих в правоотношения физических и юридических лиц и т. д. Отраслевые презумпции, как правило, не достигают уровня презумпций-принципов и имеют отраслевую принадлежность. Это, например, презумпция равных долей имущества супругов, нажитого в браке (в семейном праве); презумпция отказа истца от своих требований при повторной неявке в суд без уважительных причин (в гражданском процессе).

    Презумпции действуют до тех пор, пока они не будут опровергнуты, например презумпция невиновности. Но существуют неопровержимые презумпции, например презумпция непонимания несовершеннолетним (до 14 лет) общественной опасности своего деяния, если даже в силу раннего развития подросток мог сознавать общественную опасность совершенного им преступления. Однако УК РФ исходит из презумпции неосознания до 14 лет характера совершенного деяния.

    Юридические фикции - это несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве существующего (истинного) и ставшее в силу такого признания общеобязательным.

    Фикции широко применяются в действующем законодательстве. Так, согласно п. 3 ст. 21 ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного судом умершим, считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда. В п. 2 ст. 18 ГК РФ установлено время начала безвестного отсутствия лица. Это тоже юридическая фикция, так как человек мог исчезнуть значительно раньше или позже. В уголовном праве юридической фикцией является положение о снятии судимости, если она погашена в установленном законом порядке. К фикциям можно отнести и освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии лица, хотя преступление им совершено.

    Юридические фикции как прием юридической техники представляют собой конструирование условной реальности, которая охраняется законом, закрепляется в нормативном правовом акте и является обязательным предписанием. Юридические фикции позволяют внести определенность в правовые отношения, так как с этими фактами связаны возникновение и прекращение правоотношений.

    Преюдиции (лат. «отношение к предыдущему судебному решению») означают обязательность для всех судов, государственных органов, учреждений, организаций принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором суда.

    Так, если судебным решением, вступившим в законную силу, установлена ответственность владельца источника повышенной опасности за причиненный вред, то в случае предъявления регрессного (встречного) иска владельцем этого источника к непосредственному причинителю вреда (например, при пользовании автомашиной по доверенности) факты, установленные в первом судебном процессе, имеют преюдициальное значение, т. е. не подлежат оспариванию. Другой пример: осуждение лица за хищение имущества может служить основанием для судебного решения по гражданскому иску о возмещении ущерба, причиненного данным хищением.

    В УПК РФ преюдиция характеризуется как обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, которые признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки, если эти обстоятельства не вызывают сомнений у суда. При этом такой приговор не может предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле (ст. 90).

    Таким образом, факты и правоотношения, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не могут оспариваться в другом процессе. При вступлении в законную силу решения стороны данного процесса и другие лица, участвовавшие в процессе, не могут вновь заявлять в суд те же исковые требования и на том же основании.

    Данное правило действует только в отношении участвовавших в процессе сторон. Если же третьи лица имеют самостоятельные требования и по уважительным причинам не вступили в процесс, то в отношении этих лиц предыдущий судебный процесс не имеет преюдициального значения. Иначе говоря, третьи лица могут оспаривать факты, установленные предыдущим решением суда, в заседании которого они не участвовали.

    Но преюдициальность может вообще отпасть при пересмотре вступившего в законную силу решения по вновь открывшимся обстоятельствам.


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча