03.11.2019

Наземная зона охраны лесов от пожаров. Мероприятия по охране лесов от пожаров. Вред нерациональной вырубки деревьев


5.6. Лесные пожары.

К числу важных абиотических факторов, влияющих на характер образующихся в экосистеме сообществ, следует отнести пожары. Дело в том, что некоторые территории регулярно и периодически подвергаются пожарам. В хвойных лесах, произрастающих на юго-востоке США, и безлесых саванах, а так же в степной зоне пожары – весьма распространённое явление. В лесах, где пожары случаются регулярно, деревья обычно имеют толстую кору, которая делает их более устойчивыми к огню. Шишки некоторых сосен, например сосны Банкса лучше всего высвобождают семена, когда нагреваются до определённой температуры. Таким образом, семена высеваются в то время, когда другие растения кон курирующие с ними за жизненное пространство, гибнут в пожарах. В некоторых случаях почва после пожаров обогащается биогенными элементами, такими, как фосфор, калий, кальций, магний. В результате животные, пасущееся на подвергающихся периодическим пожарам участках, получают более полноценное питание. Человек, предотвращая естественные пожары, тем самым вызывает изменения в экосистемах, для поддержания которых требуется периодические выгорания растительности.

В настоящие время пожары стали весьма распространённым средством контроля за развитием лесных массивов, хотя общественное сознание с трудом свыкается с этой мыслью.

Число лесных пожаров в оном из районов Сибири за два столетия.



6. Защита лесов.

6.1. Защита лесов от пожаров

Леса Земли жестоко страдают от пожаров. Лесные пожары уничтожают ежегодно 2 млн. тонн органического вещества. Они наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы, ухудшаются почвенные условия. Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов.

Мировая статистика утверждает, что 97% лесных пожаров происходит по вине человека и лишь 3% - за счёт молний, главным образом шаровых. Пламя лесных пожаров уничтожает на своём пути и флору, и фауну.

В России уделяется огромное внимание защите лесов от пожаров. В результате принятых за последние годы мер по усилению профилактических противопожарных мероприятий и осуществлению комплекса работ по своевременному обнаружению и тушению

лесных пожаров силами авиационных и наземных лесопожарных подразделений площади лесов, пройденные огнём, особенно в европейской части России, значительно сократились.

Однако количество лесных пожаров всё ещё велико. Пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнём, из-за глубокого нарушения правил пожарной безопасности при проведении сельскохозяйственных работ. Повышенную опасность пожаров создаёт захламлённость лесных территорий.

В настоящие время значительно расширены права лесной государственной охраны по борьбе с нарушителями противопожарного режима в лесах, привлечению к ответственности должностных лиц и граждан, нарушающих требования пожарной безопасности. В обжитых районах с интенсивным лесным хозяйством, охрану лесов от пожаров обеспечивают лесохозяйственные предприятия и имеющиеся в их составе специализированные подразделения – пожарно-химические станции. Всего таких станций в стране около 2700.

Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости. Возникающие в лесу загорания обнаруживают в основном при помощи пожарно-наблюдательных стационарных пунктов, а так же работников лесной охраны при наземном патрулировании.

На вооружении лесопожарных подразделений - автоцистерны, вездеходы, грунтомеры и пеногенераторы. Широко используются шнуровые заряды взрывчатых веществ, а так же искусственно вызываемые осадки. Внедряется телевизионная аппаратура, облегчающая труд наблюдателей. Предусматривается использование инфракрасных авиадетекторов для обнаружения с воздуха очагов горения в условиях сильной задымлённости. Используется информация, получаемая с искусственных спутников Земли. Повышению оперативности в обнаружении и тушении лесных пожаров будет способствовать внедрение рассчитываемых с помощью компьютеров оптимальных режимов работы подразделений авиалесоохраны. В малонаселённых районах Севера, Сибири и Дальнего Востока для охраны лесов используется вертолёты и самолёты с командами парашютистов и десантников-пожарных.

Барьером на пути лесного пожара может быть раствор, своевременно внесённый в почву на границе горящего участка. Например, раствор бишофита, дешёвого и безвредного.

Важным разделом противопожарной профилактики является хорошо организованная противопожарная пропаганда с помощью радио, печати, телевидения и других средств массовой информации.

Работники лесного хозяйства знакомят население, рабочих лесных промыслов и экспедиций, отдыхающих туристов с основными требованиями правил пожарной безопасности в лесу, а так же с мерами, которые должны применяться в соответствии с действующим законодательством к лицам, нарушающим эти правила.

6.2. Защита леса от вредных насекомых и болезней.

Для защиты лесных насаждений от повреждений применяются профилактические мероприятия, направленные на предупреждение появления и массового размножения лесных вредителей и выявление болезней. Для уничтожения вредителей и болезней используется истребительные меры борьбы. Профилактика и истребительная борьба обеспечивают эффективную защиту насаждений при условии своевременного и правильного их применения.

Защитным мероприятиям предшествует лесоэнтомологическое обследование, установление мест распространения вредных насекомых и болезней. На основе полученных данных решается вопрос о целесообразности применения тех или иных защитных мероприятий.

Мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями леса делят по принципу их действия и технического применения на группы: лесохозяйственные, биологические, химические, физико-механические и карантинные. В практике эти способы лесозащиты используются комплексно, в виде системы мероприятий. Рациональное сочетание способов борьбы обеспечивает наиболее эффективное подавление жизнедеятельности вредных организмов в лесу.

Лесохозяйственные мероприятия в лесозащите имеют преимущественно профилактическое назначение: они предупреждают распространение вредных насекомых и болезней, повышают биологическую устойчивость растений. В период закладки питомников и создания лесокультур сортируется и отбирается высококачественный посевной и посадочный материал во избежании заноса вредителей и возбудителей болезней. Уделяется внимание агротехническим приёмам посева и посадки, так как при нарушении агротехники ухудшается приживаемость растений и создаются условия для их заболевания и повреждения насекомыми.

Большое значение приобретает микробиометод, основанный на использовании патогенных микроорганизмов. Предложен ряд бактериальных препаратов: дендробацилин, инсектин, таксобактерин, экзотоксин, битотоксибациллин, гомелин и др.

Защита леса от вредителей и болезней должна осуществляться способами методами, не наносящими вреда человеку и окружающей среде.

Химический метод борьбы с вредными насекомыми и болезнями основан на применении ядовитых веществ против насекомых – инсектицидов, против грибных заболеваний – фунгецидов. Действие инсектицидов и фунгецидов основано на химических реакциях их с веществами, входящими в состав клеток организма. Характер реакции и сила воздействия ядовитых веществ проявляется по-разному в зависимости от их химической структуры и физико-химических свойств, а так же от особенностей организма. Химические методы борьбы осуществляются с помощью наземных машин, самолётов и вертолётов.

Наряду с химическими и биологическими способами используются и физико-механические: соскабливание кладок яиц непарного шелкопряда, срезание паутинных гнёзд златогузки и побегов сосны, поражённых вертуном и пеговьюнами, сбор личинок пильщика и жуков майского, хруща и др. Эти приёмы трудоёмки, поэтому применяются редко и только на небольших участках.

7. Меры по охране леса

Основными задачами охраны леса являются его рациональное использование и восстановление. Всё большее значение приобретают мероприятия по охране леса малолесистых районов в связи с их водоохранной, почвозащитной, санитарно-оздоровительной ролью. Особое внимание должно уделяться охране горных лесов, так как они выполняют важные водорегулирующие, почвозащитные функции. При правильном ведении лесного хозяйства повторные рубки на том или ином участке должны проводиться не ранее чем через 80 – 100 лет, при достижении полной спелости. В 60 – 80-х годах ХХ столетия в ряде областей европейской части России к повторным рубкам возвращались значительно раньше. Это привело к потери их климатообразующего и водорегулирующего значения, возросло количество мелколиственных лесов. Важная мера по рациональному использованию лесов – это борьба с потерями древесины. Нередко при заготовке древесины происходят значительные потери. В местах рубок остаются ветви, хвоя, которые являются ценным материалом для приготовления хвойной муки – витаминного корма для скота. Отходы от рубки леса перспективны для получения эфирных масел.

Лес очень трудно поддаётся восстановлению. Но всё же лес восстанавливают на вырубленных территориях, сеют на непокрытых лесом площадях, реконструируют малоценные насаждения. Объёмы лесовосстановительных работ в России постоянно увеличиваются. Высокая агротехника обеспечивает хорошее качество лесных культур, основное место в составе которых в лесах государственного значения занимают хозяйственно-ценные породы: сосна (48-51%), ель (27-29%), кедр (2,5-3,2%), дуб (3-3,5%), орехоплодные и другие культуры. В пустынных и полупустынных районах Средней Азии и Казахстана ежегодно создаётся более 100 тыс. га культур пескоукрепительных пород – саксаула, черкеза, кандыма. Они закрепляют пески, преобразуют микроклимат и улучшают кормовые ресурсы этих крупных животноводческих районов. Значительное внимание уделяется культивированию плантационным методом ценных орехоплодных пород, дающих ценные пищевые продукты – орехи и древесину красивой текстуры.

Наряду с искусственным лесовыращиванием широко распространены работы по естественному возобновлению леса (оставление обсеменителей, уход за самосевом хозяйственно-ценных пород и др.). Большое внимание уделяется сохранению подроста в процессе рубки леса. Разработаны и внедрены в производство новые технологические схемы лесосечных работ, которые обеспечивают сохранение подроста и молодняка при лесоэксплуатации. Существенным фактором повышения продуктивности лесов и обогащение их состава является выведение новых ценных форм, гибридов, сортов и интродуцентов. Изучение формового разнообразия и отбор хозяйственно-ценных форм осуществляется на новой теоретической основе, на базе анализа фено- и генотипической структур естественных популяций и выделения на основе сравнительного анализа биотипов с определёнными ценными признаками.

При отборе ценных форм в природе и оценки гибридов обращается внимание на растения, имеющие не только высокую продуктивность к возрасту количественной или технологической спелости, но и растения, отличающиеся высокой интенсивностью роста в начальный период онтогенеза. Они необходимы для высокоинтенсивных плантаций с коротким оборотом рубки. Плантации – особая самостоятельная форма растениеводства в лесном хозяйстве для получения определённого вида продукции (древесины, прута, химических веществ, лекарственного сырья и т. д.). На плантациях применяются интенсивные агротехнические мероприятия. Они служат мощным рычагом интенсификации и специализации лесохозяйственного производства.

На долгие годы рассчитана программа выращивания лесов будущего. Лесов необычных, сортовых, высокопродуктивных, быстрорастущих. Перед лесными службами страны стоит задача по созданию постоянной лесосеменной базы на селекционной основе.

Первый этап этих работ – селекционно-генетическая ревизия лесов. Специалисты выявляют и отбирают элиту – самые лучшие представители древесных пород, так называемые плюсовые деревья. Взятые от них семена и черенки станут основой будущих массивов. В реестры внесено более 9 тыс. элитных деревьев и 3,3 тыс. плюсовых насаждений. На площади 1,4 тыс. га заложены первые семенные плантации, на 84 тыс. га – семенные участки.

При правильном ведении хозяйства леса не только не истощаются, а постоянно улучшаются, повышают свою продуктивность.

Щадящим должно быть отношение к северному лесу. В предтундровой полосе прирост древесины в два раза ниже, чем южнее, и переруб здесь особенно опасен. Это защитные леса, влияющие на климат края.

Сейчас в нашей стране предъявляются высокие требования к лесопользователям. Они обязаны более полно и рационально использовать переданные в рубку лесосеки, не оставлять на них недорубы и заготовленную древесину, вести работу способами, не допускающими эрозии почвы и обеспечивающими хорошие условия для восстановления лесов.

В России закреплено правовое требование о рациональном, бережном использовании лесосырьевых ресурсов. Регламентируется порядок установления и соблюдения научно обоснованных оптимальных норм ежегодной рубки леса. С учётом экологической роли лесов и экономических факторов для каждой группы лесов предусматривается определённый режим лесопользования.

Удовлетворить растущий спрос не за счёт резкого увеличения вырубки, а путём более полного использования древесины. Основное направление – внедрение малоотходной и полностью безотходной технологии. Это, разумеется, даёт и дополнительный экологический выигрыш.

В нашей стране повысились темпы реконструкции предприятий лесной индустрии. Возросли мощности по производству древесных плит, мебели, обновлен и расширен ассортимент продукции из вторичного древесного сырья – так называемых отходов древесины.

Рубить лес меньше, а использовать его полнее – основная тенденция в мировой индустрии.

Заключение.

Лес – один из основных типов растительного покрова земли, источник самого древнего на земле материала – древесины, источник получения полезных растительных продуктов, среда обитания животных. Мы должны его беречь, потому что без леса и растений на Земле не будет жизни, так как в-первую очередь лес источник, необходимого нам, кислорода. Но почему-то, об этом мало кто вспоминает, рубя лес на продажу и пытаясь нажиться на этом. Всё, что было изложено выше, это просто высокие слова о том, что мы заботимся о лесе, бережём его и так далее. Любой человек, который хотя бы несколько раз выезжал за город, просто посмеётся над этими словами, потому что мы видим как вырубаются наши леса. Например, под Выборгом лес рубят на продажу в Финляндию, это надо видеть в каком состоянии остаётся вырубка: везде валяется кора, ветки, гнилые стволы, всё заезжено машинами; на этой вырубке наврядли что-то вырастит в будущем.

Я считаю, что в нашей стране много говарят об этой проблеме, но реально ничего не делается, так как правительство занято «более важными» вопросами, а лес может и подаждать. А пока другие страны, которые более внимательно относятся к своим лесным ресурсам, скупают наш лес по бросовым ценам.

Когда у нашего правительства появится время на решение этого вопроса, будет уже поздно.

Список литературы.

    Винокуров Н. Ф., Камерилова Г. С., Методическое пособие по курсу природопользование, Москва: «Просвещение», - 1996, - с. 205.

    Новиков Ю. В., Природа и человек, Москва: «Просвещение», - 1988, - с. 223.

    Новиков Ю. В., Никитин Д. П., Окружающая среда и человек, Москва: «Высшая школа», - 1986, - с. 415.

    Ревель П., Ревель Ч., Среда нашего обитания, Москва: «Мир».- 1994, - с.340.

    Степановских А. С., Охрана окружающей среды, Москва: «Юнити», - 2000, - с.560.

    Голуб А., Струкова Е. . Природоохранная деятельность в переходной экономике/Вопросы экономики,1995.№1

    Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1995 году"/Зеленый мир,1996.№24

    Данилов-Данильян В. И. (под ред.) Экология, охрана природы и экологическая безопасность./МНЭПУ, 1997

    Реферат >> Экология

    Опустынивание и многое, многое другое . Основные проблемы в возможностях планеты справиться... компонент естественной экологической системы и одновременно ценнейший биологический ресурс . Очень... транспортных путей. Сырьевые ресурсы лесов этой группы недостаточны, ...

  1. Экологические проблемы почвенных ресурсов района им. М. Жумабаева

    Реферат >> Экология

    Наиболее значимые экологические проблемы почвенных ресурсов района М. ... лесами с богатым травянистым покровом. В таких лесах ... района. Экологическая проблема заключается в нарушении биологического круговорота веществ... . Дополняя друг друга , такие расчеты...

  2. Экологические проблемы РФ в области использования природных ресурсов

    Курсовая работа >> География

    Земельных ресурсов ………………… Земельные ресурсы мира……………………………………… Земельные ресурсы России……………………………………. Изучение состояния и использования земель в РФ Экологические проблемы ...

  3. Биологические ресурсы и перспективы их использования

    Курсовая работа >> География

    Он постулировал существование экологиче­ских закономерностей в... окружающей сре­де и друг к другу . Современная биосфера... зоны (соответствующие лесам и пахотным землям... продовольственной проблемы определяется со­стоянием имеющихся биологических ресурсов и...

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417. Функция пожарного надзора первоначально была закреплена за Федеральным агентством лесного хозяйства Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г.

N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства".

Данная функция была исключена из текста Положения Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений". Одновременно полномочиями по государственному пожарному надзору в лесах наделили Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

См.: Постановление Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 315 "О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений".

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах. Они являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются МПР России. В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

мониторинг пожарной опасности в лесах; разработка планов тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Арендаторами лесных участков (на основании проекта освоения лесов) реализуются следующие меры пожарной безопасности:

противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров; содержание этих систем и средств;

формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей пожарной опасности лесов (природной и по условиям погоды) устанавливаются МПР России.

Правила выделяют:

общие требования пожарной безопасности в лесах;

требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений;

требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы;

требования пожарной безопасности в лесах при осуществлении рекреационной деятельности;

требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог;

требования пожарной безопасности в лесах при добыче торфа;

требования пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых;

требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов; требования к пребыванию граждан в лесах.

Рассмотрим наиболее важные общие требования. В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:

а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, окаймленных минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;

б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;

д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим.

Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, может производиться вблизи леса только на специально отведенных местах при условии, что:

а) места для сжигания мусора (котлованы или площадки) располагаются на расстоянии не менее:

100 м от хвойного леса или отдельно растущих хвойных деревьев и молодняка;

50 м от лиственного леса или отдельно растущих лиственных деревьев;

б) территория вокруг мест для сжигания мусора (котлованов или площадок) должна быть очищена в радиусе 25 - 30 м от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов и окаймлена двумя минерализованными полосами шириной не менее 1,4 м каждая, а вблизи хвойного леса на сухих почвах - двумя минерализованными полосами шириной не менее 2,6 м каждая, с расстоянием между ними 5 м.

В период пожароопасного сезона сжигание мусора разрешается производить только при отсутствии пожарной опасности в лесу по условиям погоды и под контролем ответственных лиц. Запрещается выжигание травы на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и озеленительным лесным насаждениям, без постоянного наблюдения.

Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:

а) хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и окаймление минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м;

б) при корчевке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления не менее чем за 10 дней до их начала, прекращать корчевку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;

в) соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные МПР России, в период пожароопасного сезона содержать средства пожаротушения в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;

г) тушить лесные пожары, возникшие по их вине;

д) немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления;

е) направлять работников (для юридических лиц), пожарную технику, транспортные и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством РФ.

Перед началом пожароопасного сезона юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров. Организации, осуществляющие авиационные работы по охране и защите лесов, обязаны информировать обо всех обнаруженных нарушениях правил пожарной безопасности в лесах органы государственной власти или органы местного самоуправления. 3.

Статья 52. Охрана лесов от пожаров

1. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

2. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности").

3. Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "О пожарной безопасности".

Статья 53. Пожарная безопасность в лесах

1. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

2. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

3. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.



Статья 53.1. Предупреждение лесных пожаров

1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

6) проведение работ по гидромелиорации;

7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

4. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.

5. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:

1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;

3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

6. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 53.2. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров

1. Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;

2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;

3) организацию патрулирования лесов;

4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах.

3. По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

4. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 53.3. Планы тушения лесных пожаров

1. Органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие:

1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах;

3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров;

4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов;

5) иные мероприятия.

2. В случае, если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

3. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4. Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти на основании планов тушения лесных пожаров разрабатывает межрегиональный план маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

Статья 53.4. Тушение лесных пожаров

1. Тушение лесного пожара включает в себя:

1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара;

2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно;

3) локализацию лесного пожара;

4) ликвидацию лесного пожара;

5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание;

6) предотвращение возобновления лесного пожара.

2. Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

3. Правила тушения лесных пожаров устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Среди многочисленных проблем у лесоводов одной из важных является охрана лесов от пожаров. Повреждения и уничтожение лесов пожарами приводит к глубоким физиологическим и морфологическим изменениям лесной растительности, сопровождается снижением продуктивности, ухудшением эстетических свойств и нередко их гибелью. Устойчивые низовые и верховые пожары приводят к смене пород, снижению плодородия почвы, способствуют развитию водной и ветровой эрозии, ухудшают режим стока в реках, изменяют структуру лесных биогеоценозов. При лесных пожарах повреждаются и уничтожаются не только древесные и травянистые растения, но и создаются благоприятные условия для размножения и распространения вредителей и болезней. В огне пожара гибнут полезные насекомые, гнездовья птиц, места поселения ценных зверей и другие.

В настоящее время в различных странах мира, в том числе в Беларуси, охрана лесов от пожаров и ликвидация их последствий являются важнейшими составными частями мероприятий по сохранению устойчивости лесных экосистем и биологического разнообразия растительного и животного мира.

Ежегодно на земном шаре возникает около 400 тыс. лесных пожаров, повреждающих более 0,5 % общей площади лесов. При этом в атмосферу выбрасываются миллионы тонн продуктов горения и в том числе радиоактивных веществ. Нередки случаи гибели людей и технических средств при тушении лесных пожаров. Последнее обстоятельство обязывает работников государственной лесной охраны осваивать и применять безопасные методы работы при выполнении всех операций по тушению. В последние годы прослеживаются две тенденции: увеличивается количество лесных пожаров и уменьшается площадь на один пожар.

Успешное решение проблемы охраны лесов от пожаров возможно только при постановке на научную основу всех мероприятий связанных с профилактикой, обнаружением, тушением и ликвидацией последствий лесных пожаров, при знании теории горения, использовании достижений физики, химии, метеорологии, лесоводства, охраны труда, механизации, авиации и космической техники.

Познание природы лесных пожаров в сочетании с возможностью использования моделирования и программирования позволяет разрабатывать научно обоснованную стратегию, тактику и технику борьбы с ними и формировать современную пожарную службу охраны леса.

Наиболее важными практическими задачами охраны являются: совершенствование диагностики и классификации лесных пожаров, профилактических противопожарных мероприятий, способов обнаружения и тушения, методов борьбы с ними, организации пожарной службы в лесах. Требует всестороннего анализа и обобщения опыта использования при обнаружении и тушении лесных пожаров авиации и космических средств.

Научные исследования по охране лесов от пожаров в ближайшей перспективе должны быть направлены на дальнейшее изучение природы лесных пожаров, физики и химии горения; прогнозирование возникновения и распространения лесных пожаров, определение пирологических свойств лесных горючих материалов; разработку дистанционных методов обнаружения и тушения лесных пожаров, определение классификации горельников; совершенствование методики прогнозирования пожарной опасности в лесах; разработку системы машин и механизмов для тушения лесных пожаров на небольших площадях; разработку методики более полного определения ущерба от лесных пожаров и экономического обоснования оптимального уровня расходов на охрану лесов от пожаров в различных регионах республики.

Общую координацию мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляют Министерство лесного хозяйства РБ и областные советы народных депутатов через специальные пожарные комиссии.

В условиях чрезвычайной горимости лесов, когда пожары принимают характер стихийного бедствия, на помощь лесной охране привлекаются персонал и техника местных предприятий, формирования гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, воинские части, местное население. Для централизованного руководства работой всех подразделений при пожарных комиссиях создаются оперативные штабы из работников исполнительных комитетов, органов лесной охраны и МЧС. Они осуществляют мобилизацию необходимого количества ресурсов для ликвидации лесных пожаров, организуют их доставку к местам непосредственного выполнения работ по борьбе с огнем, разрабатывают планы тушения крупных лесных пожаров и обеспечивают их выполнение.

Основным документом нашей страны – Конституцией Республики Беларусь – предусмотрена охрана природных ресурсов, составной частью которых является охрана лесов от пожаров. В Конституции отмечено, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства, которое осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов, охраной лесов от пожаров и улучшением окружающей среды.

Лесное законодательство Республики Беларусь по охране лесов от пожаров основывается на Конституции Республики Беларусь и включает Лесной Кодекс Республики Беларусь, Правила пожарной безопасности в лесах, Указания по противопожарной практике и регламентации работы лесопожарных служб, Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, Положение о пожарно-химических станциях, Инструкцию по авиационной охране лесов, пакет нормативно-технических документов, декреты и указы Президента Республики Беларусь, Концепцию устойчивого развития лесного хозяйства РБ до 2015, Стратегический план развития лесного хозяйства и др.

В Концепции устойчивого развития лесного хозяйства РБ предусмотрено повышение устойчивости лесов, увеличение объемов противопожарных мероприятий, обнаружение лесных пожаров с использованием автоматизированных систем, синтезирование новых химических составов для тушения лесных пожаров, строгое выполнение санитарных правил, совершенствование средств обнаружения и тушения лесных пожаров.

Основные положения Концепции нашли отражение в Лесном Кодексе Республики Беларусь (2005) и пакете нормативно-технических документов, разработанных службами лесного хозяйства, Стратегическом плане развития лесного хозяйства на перспективу до 2015 года.

Стратегическим направлением по охране лесов от пожаров предусмотрено: «создание многоуровневой системы предупреждения, раннего обнаружения и оперативного тушения лесных пожаров на основе модернизированных наземной и авиационной охраны лесов, укомплектованных высококвалифицированными кадрами и оснащенных современными эффективными средствами обнаружения и борьбы с различными видами лесных пожаров, которая будет обеспечивать существенное снижение уровня горимости лесов, социальных, экологических и экономических потерь.

Лесные пожары на загрязненных радионуклидами территориях являются серьезной международной проблемой. Зола, недожог и дымовые аэрозоли, образующиеся при лесных пожарах на загрязненных радионуклидами лесных и не покрытых лесом землях, являются открытыми источниками ионизирующих излучений. Концентрация их в золе и недожоге достигает сотен тысяч и миллионов бекерелей на 1 кг их массы. Тушение пожаров в таких условиях усложняется тем, что на тушильщиков влияет психологический фактор и боязнь работать на загрязненных площадях. Предупреждение и тушение лесных пожаров в таких условиях – очень серьезная проблема, которая требует незамедлительного решения.

В соответствии с Правилами (2002) и рекомендациями ИЛНАНБ все леса, независимо от плотности загрязнения радионуклидами по режиму охраны относятся к I классу природной пожарной опасности. Регламент работы лесопожарных служб наземной и авиационной охраны независимо от фактической пожарной опасности по условиям погоды, устанавливается как для дней с IV–V классами пожарной опасности. Охрана лесов в таких условиях должна осуществляться путем дистанционного обнаружения и тушения лесных пожаров, разработки и использования эффективных способов тушения лесных пожаров с целью снижения экологических и материальных потерь и предупреждения тяжелых последствий для людей.

Я уже много раз говорил о специфике охраны лесов от пожаров и не побоюсь еще раз повторить как решать эту задачу.

С увеличивающейся антропогенной деятельностью в районах нефтегазового комплекса в Западной Сибири возросла частота лесных пожаров. Многие лесные массивы, которые могли бы быть освоены, разрушены преждевременно пожарами по вине человека, в связи с этим роль огня как стабилизирующего фактора усилилась. В настоящее время противопожарная служба лесов при ее нынешнем техническом оснащении уже не справляется со своими задачами и в связи с этим она должна быть конструктивно реорганизована.

Противопожарная служба до сих пор пытается равномерно следить за всей территорией, регистрирует пожары путем авиапатрулирования и при возможности их локализует. Следует отметить, что такая технология слежения без предварительной оценки состояния территории с точки зрения ее пожароопасности имеет недостаточную эффективность, ее можно значительно повысить, если располагать банком базовой информации для проигрывания различных сценариев развития пожарной опасности. Для этого необходимы карты горючих растительных материалов и пожарной опасности, содержащие показатели для расчета вероятных ситуаций возникновения пожаров при изменяющихся синоптических условиях. На основе метеорологических данных и состояния горючих материалов, связанного с погодой, можно постоянно ранжировать ландшафты по степени пожарной опасности, передавая информацию потребителю в виде прогнозных электронных карт. Располагая такими данными, можно целенаправленно осуществлять авиапатрулирование только в пожароопасных районах и готовиться к локализации тех пожаров, которые могут нанести экономический и экологический ущерб.

Целесообразно отказаться от патрулирования и тушения пожаров в лесах, не доступных для освоения, в лесных заповедниках и в лесах, проектируемых под рубки главного пользования в отдаленной перспективе, а также в лесах, которые в силу естественного развития природных процессов неизбежно сгорят. Локализуя в таких лесах пожары, нет смысла искусственно создавать пожароопасную среду путем накопления горючего материала в виде лесной подстилки, что способствует образованию условий для возникновения катастрофических пожаров на больших пространствах, и все потуги по борьбе с ними будут сведены к нулю. При этом следует также учесть, что скопление спелых и перестойных монодоминантных лесов в структуре лесного покрова приведет к снижению разнообразия форм жизни, оскудению лесной растительности и искусственному нарушению сбалансированной возрастной структуры лесного покрова.

Принятие этого подхода в качестве руководства к действию позволит направить освободившиеся людские и технические ресурсы на более эффективную борьбу с пожарами в районах интенсивной антропогенной деятельности и в лесах, подлежащих освоению.

В отдельных районах Западной Сибири на больших пространствах скопилось в настоящее время колоссальное количество спелых и перестойных хвойных и лиственно-хвойных насаждений. Накопленная органическая масса в лесной подстилке этих лесов периодически просыхает в засушливые годы и становится активным проводником огня. В связи с этим в результате возникших пожаров спелые и перестойные насаждения сгорают ежегодно на сотнях тысяч гектаров. Причем огонь, не встречая на своем пути никаких препятствий, распространяется с большой быстротой. В данных случаях, как показывает практика, современные средства тушения пожаров не эффективны. Единственным реальным методом борьбы с лесными пожарами остается создание системы противопожарных разрывов, размещенных на территории таким образом, чтобы свести ущерб от пожара к минимальному. При этом роль противопожарных разрывов могут выполнять лесосеки шириной 100-150 м, в пределах которых должны проводиться сплошные рубки с полной минерализацией территории и оставлением ее под естественное возобновление. Такие лесосеки будут выполнять роль противопожарных разрывов до тех пор, пока в возникших насаждениях не накопится лесная подстилка, способная быть проводником горения. До возникновения этих условий следует создать новый противопожарный разрыв подобного типа и т. д. до полного освоения спелых и перестойных лесов. В районах скопления хвойных лесов, в частности на территории нефтегазового комплекса, имеются все технические возможности такого противопожарного обустройства лесов.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча