02.07.2020

Какие обязанности у ребенка в семье, в школе, в общественных местах по закону. Семейные обязанности: роль мужчины и женщины в семье, список обязанностей Домашние обязанности четырехлетнего ребенка


Взрослых в отношении детей. Например, у школьника может быть право самому решать, когда он будет делать уроки, и право ожидать от родителей, что они обеспечивают ему нормальные условия жизни.

Сколько прав у ребенка? Какие это права?

Если всерьез, то у ребенка никаких прав нет. У ребенка появляются только права, которые подарили ему старшие (родители подарили сами или передали в соответствии с культурными нормами, принятыми в обществе). В плохих семьях дети сами захватывают себе права и садятся на шею родителям, а позже и всем окружающим.

Природного "права ребенка" не существует, как в принципе никаких естественно присущих " " нет ни у кого. Если группы людей, настаивающих на своих правах, и есть группы людей, соглашающиеся с требованиями первых. Или не соглашающиеся - и проводящие свою политику.

Когда сила у взрослых, права детей определяют они. Цивилизованное общество сочло возможным подарить детям права, которые отражены в Декларации о правах ребенка . Это не природные права детей, а решение взрослых, с помощью которого они реализуют свою политику в отношении детей.

Аналогично, все обязанности ребенка также определяются его родителями. Нормально, если ребенок оказывается в семье не только игрушкой и предметом поклонения, тем более не источником криков и беспорядка, а источником радости и пользы. Уже можешь убрать за собой игрушки - убери. Можешь помочь маме - помоги. Любящие родители назначают ребенку обязанности, которые полезны в первую очередь ему самому и заботятся о его будущем. Маме на кухне проще все сделать самой, но мудрая мама позовет дочку ей помочь, чтобы скоро вся готовка стала уже обязанностью не мамы, а дочки. У умных родителей все должны делать дети, а родители должны заботиться только о том, чтобы дети все это делать умели и любили.

Когда сила в большей степени у ребенка (а в некоторых семьях это вполне возможно), свои права и обязанности взрослых определяет он, ребенок. В проблемных семьях есть две крайности: либо взрослые нагружают ребенка обязанностями, не давая ему никаких прав, либо дают детям много прав, беря все обязанности только на себя. Это и называется - избаловать .

Интересен опыт в общине Януша Корчака, где был свой Суд, перед которым были равны и взрослые, и дети. Смотри «Перед судом равны все»

В нормальный ситуации взрослые дают права детям в обмен на некоторые обязательства и ответственность, которую они на себя возьмут. Собственно, это есть основной педагогической прием приучения детей к ответственности: «Ты хочешь прав? Пожалуйста, бери, если взамен готов взять на себя такую-то ответственность».

  • Ребенок хочет сам класть пищу себе в тарелку? «Я сам!» - Замечательно, если ты готов делать это аккуратно (учиться делать это аккуратно).
  • «Меня нельзя наказывать!» - Конечно, наказывать нехорошо. А как нам с тобой договариваться без , чтобы ты не обижал младшую сестру?
  • Ребенок настаивает, что это его право решать - работать ему или нет. «Это моя жизнь!» - Прекрасно, если ты готов сам себя обеспечивать в свои 20 лет. Ты готов жить на собственные средства?

В мудрых семьях ребенок приучается к этому постепенно, это делается через систему статусов детей. Например, это может быть система статусов "Пупс", "Младший ученик" и "Старший ученик".

Что такое Пупс? Это милое, всеми любимое существо, у которого нет обязанностей и нет прав. Ребенок находится в статусе пупса примерно до 4-х лет, пока не может делать регулярные домашние обязанности. Пупс может участвовать в семейном совете, а именно может высказывать благодарности и говорить свои пожелания и просьбы. Это он может, но он не может голосовать. То есть он конечно может голосовать, но поскольку он только Пупс, его голос игрушечный и пока не учитывается.

Если ребенок хочет взрослеть, родители по его готовности могут дать ему звание "Младший ученик". В отличие от Пупса, он может уже всерьез голосовать в семейном совете, его голос действительно учитывается, а, кроме того, он является Наставником Пупсов, и Пупсы обязаны его слушаться. А еще можно больше вкусняшек и его чаще берут в поездки с собой, хотя бы потому, что он уже умеет вести себя в Супермаркетах, там не кричит, не плачет и не берет ничего без спросу. С другой стороны, у него появлятся обязанности, а именно: регулярные обязанности по дому, он должен хорошо слушаться всех старших в семье и обязательно участвует в домашних уроках (Пупс имеет право не участвовать).

Как ребенок начинает ходить в школу, он (как правило) получает статус "Старший ученик". У него становится существенно больше обязанностей по дому, но и больше прав - он может уже гулять один. Расширяются его права на Семейном Совете: он может уже не только голосовать, но и выносить предложения на голосования: предложения куда-то поехать, как-то провести выходные, а также предложения что либо купить. А еще Старший ездит с родителями почти во все поездки (заграница, экскурсии), его могут брать на взрослые мероприятия и праздники, а самое главное - он может даже ездить с мамой на работу и там ей помогать!

Вы понимаете, что это описание реальной семьи с реальными детьми. Описание чудесной семьи с чудесными детьми... Мечта! Впрочем, может быть, вы её реализуете?

А что делать с ребенком, которого вы уже упустили и который уже убедил себя, что в его детские права серьезная работа не входит? Вопрос слишком большой. Пока рекомендую книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку, или о дрессировке животных и людей» - и небольшую историю, рассказанную моей дистантницей Ольгой И.:

Летние каникулы - конечно, это время отдыха. Но жизнь и дела по дому никто не отменял, поэтому каждое утро мы всей семьей обычным образом составляем список дел. У моей девятилетней дочери Дианы есть свой дневничок "Дела дня", куда мы вместе с ней записываем 5-8 несложных заданий на день: помыть посуду, почитать, собрать ягоду, решить примеры или переписать текст, промыть пол, заполнить "Дневник чтения", постирать свои небольшие вещи или прополоть грядку. Вечером, вернувшись с работы, я любуюсь результатами ее работы, восхищаюсь успехами, хвалю, мы вместе радуемся как много полезного сделала дочка и какая она стала взрослая и самостоятельная. После этого она радостная бежит на улицу играть с друзьями.

Но на этой недели у нас гостил племянник, то есть весь первый день только лежал на диване и играл в планшет. Когда я хвалила Диану, я заодно спросила и его: "Ваня, а что ты сделал полезного? Для семьи, для себя? Сколько страниц ты прочитал?" Выяснялось, что совсем мало или вообще не читал. Я решила, что это неправильно, и стала действовать!
Первое, что я сделала, это попросила его маму забрать у него планшет. А после этого стала давать ему такие же задания, как и Диане. Действительно, он же у нас живет, значит порядки здесь наши. И все справедливо: сегодня пол моет Диана, а посуду моет Ваня. Диана собирает ягоду, Ваня помогает Диана выполоть траву за домом.
Теперь: иногда детям приходилось оставаться одним с больной лежачей бабушкой, и тогда я назначала кого-то из них за старшего. Первые разы это была Диана. Я знала, что Ване это очень сильно не понравится: он и по возрасту старше ее, и в принципе он любит быть главным - в смысле любит покомандовать, чтобы его слушали.
Когда он в очередной раз сделал обиженное лицо, я ему объяснила: "У нас в семье такое правило - кто больше полезных дел для семьи делает, тот имеет больше прав и остаётся за старшего". Ваня задумался...
И когда в конце недели детям снова пришлось остаться одним, Ваня поставил вопрос: "А кто сегодня будет за старшего?" Я, конечно, поинтересовалась, что вчера он сделал полезного, и Ваня с готовностью перечислил: он мыл посуду, относил траву на компостную яму, кроме того прочёл 2 главы из книги и сделал 2 страницы упражнений в комплексных заданиях на лето!". Отлично! Я сказала, что мне это кажется достойным, и спросила мнение дочки: как она считает? Дочка со мной согласилась.
Ура, ура, ура! Когда за ним приехал отец, Ваня с гордостью рассказывал, как он мыл посуду, полол огород и читал!

Кто такие, по сути, подростки? Это подрастающие дети. А точнее – взрослеющие. И с взрослением как раз связаны основные проблемы подросткового возраста. Физическое, умственное, нравственное, социальное взросление, к сожалению, не идут в ногу, и такая неравномерность развития ведет к психологическим противоречиям, так характерным для детей в возрасте 11-17 лет.

Что происходит на практике? Подрастающий ребенок ощущает и осознает свое физическое взросление и свою возросшую потребность и способность воспринимать информацию. Он чувствует, что в этих проявлениях он приблизился к взрослым, и хочет как можно скорее выровняться с ними в правах. Но из-за нравственной и социальной незрелости подросток не может порой осознать, что, кроме прав, у него есть еще и обязанности.

Пользуясь сильным желанием подростков везде и всюду отстаивать свои права, специалисты из соответствующих областей (юристы, психологи и т.д.) создают целые организации: всевозможные центры правовой помощи несовершеннолетним. И это совсем не плохо, при условии, что работают там настоящие профессионалы, желающие действительно помочь. В противном случае дело иногда доходит до нелепейших прецедентов, таких, как, например, судебный процесс против школьных учителей, «заставлявших» учеников убираться в классе.

Как объяснить подростку его обязанности?

Что ж, если вы поняли, что ваш подрастающий ребенок слишком уж хорошо знает права, игнорируя при этом обязанности, пришла пора объяснить ему взаимосвязь прав и обязанностей подростка. Если традиционные, «дедовские» средства вроде притч и поговорок («любишь кататься – люби и саночки возить») не помогают, попробуйте поговорить об этой взаимосвязи на примере государственного устройства. Подростки любят факты и любую «умную» информацию. Расскажите своему «бунтарю» об официально действующем во всех демократических государствах принципе единства (взаимосвязи) прав и обязанностей – о нем можно прочитать в любом учебнике по конституционному праву. Объясните, что каждый человек – не только подросток, но и взрослый – имеет, наряду с правами, и обязанности. И, кстати, взрослые имеют гораздо больше обязанностей, чем подростки.

Затевая такой разговор, избегайте дидактических интонаций. Скажите, что вы и сами хотите разобраться, а какие права и обязанности теперь имеет вступивший в новый возраст гражданин. Изучите вместе такие правовые документы, например, как Декларация и Конвенция ООН о правах ребенка (соответственно, 1959 и 1989 гг.). Кстати, первый документ гласит, что любое лицо, не достигшее возраста 18 лет, является ребенком. Так что, как можно убедиться, весь мир считает, что подросток – это все-таки еще ребенок. Читая список прав, не поленитесь заостриться на каждом, спросить ребенка, как он считает, соблюдается это право по отношению к нему или нет. Возможно, уже на этом этапе и вы узнаете много нового для себя.

Ну а теперь можно перейти к вопросу о том, какими обязанностями обладает подросток. Тут, конечно, ваша задача несколько усложняется тем, что не существует отдельного правового документа, декларирующего обязанности детей и подростков. Тем не менее, эти обязанности прописаны в отдельных законах, которые можно легко найти в интернете. Вот только некоторые из них:

  • обязанность получить основное общее образование, т.е. закончить 9 классов средней школы (прописана в Законе «Об образовании»);
  • обязанность быть законопослушным гражданином, т.е. не совершать преступлений, правонарушений, других действий, могущих нанести вред другим людям, не пользоваться и не носить при себе оружие, включая кастеты, бумеранги, складные ножи с выбрасывающимся лезвием (прописана в Административном и Уголовном Кодексах, Законе «Об оружии);
  • обязанность соблюдать права других людей, т.е. осуществлять свои права не в ущерб интересам других (прописана в Конституции).

Обязанности подростка в семье

Теория и правовые документы – это хорошо, но пора перейти к практическим задачам и поговорить об обязанностях подростка по дому. Не будем приводить здесь списки возможных конкретных обязанностей – в этом нет необходимости. Достаточно будет перечислить основные правила, которым подчиняются и обязанности подростка, а их не много:

Дом, семья – это первое место, где ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими людьми. От того, как выстроятся отношения подростка с родными, во многом зависит то, как во взрослой жизни он будет чувствовать себя в окружении людей. Если в семье все уважают друг друга, ответственно выполняют свои обязанности, если царит атмосфера добровольного сотрудничества и взаимопомощи, то и выросший в этой семье ребенок, что называется, «не пропадет» в жизни.

Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том, как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь. Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы, поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».

Почему дети не хотят брать на себя часть работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?

Почему подростки не хотят помогать по дому?

На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…

Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,

Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там! », или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»

Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.

Зачем родители заставляют детей помогать по дому?

Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка . Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:

  • Родители выполняют семейную программу . «Со мной так поступали, значит, так надо!»
  • Способ взаимодействовать с ребенком . «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
  • Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
  • Стремление облегчить свою взрослую родительскую жизнь . «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»

Эту последнюю причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.

А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.


Выполнение семейной программы

Я, конечно, за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?

Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком! » А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали ».

То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.

Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей

Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают . Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть! «

Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес? !» и пошло поехало…

Ребенок в глухой обороне или в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою . Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.

На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).

Беспокойство за ребенка

Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой? » Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает.
Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить. Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.

Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.

Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.

Из личного опыта

В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…

Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.

Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах

Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь . Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!

Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову. Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше. И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».

Как заставить детей помогать родителям по дому?

  • Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.

Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах . Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду !» А вот если звучит такая фраза: «Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой », это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.

  • Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот! И возникает только тогда, когда человек знает, что за него (уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!

Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.

психолог
Юлия Головкина

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  1. почта [email protected]
  2. скайп golovkinau
  3. телефоны +380952097692; +380677598976
  4. Viber +380952097692

P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.

Правовой статус подростка:

права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия

С рождения ребенок имеет права:

    на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ);

    на гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

    жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

    на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

    на защиту (ст. 56 СК РФ);

    получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).

Ответственность:

    перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, преподавателями.

С 6 лет добавляются:

Права:

    совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвоз-мездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;

    совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения. (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ).

Обязанности:

    слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления;

    получить основное общее образование (9 классов);

    соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

    перед родителями и лицами, их заменяющими/п.1.ст.64 СК РФ/.

    перед воспитателями и преподавателями/уставы конкретных воспитательных и образовательных учреждений/.

    за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, наркотических средств, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

C 8 лет добавляются:

Права:

    на участие в детском общественном объединении.

Обязанности:

Ответственность:

    соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

C 10 лет добавляются;

Права:

    на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ);

    быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

    давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ),

    на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ),

    на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

    выбирать, с кем жить после развода родителей/п.2 ст.24, ст.57 СК РФ/.

C 11 лет добавляются:

Ответственность:

    помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении).

До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи (ст. 15 Федерального Закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ).

С 14 лет добавляются:

Права:

    получить паспорт гражданина Российской Федерации (п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);

    самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ст. 56 СК РФ);

    требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

    давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»);

    требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);

    работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей не более 4х часов в день с легкими условиями труда (ст. 92 ТК РФ);

    заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;

    вносить вклады в банки и распоряжаться ими (ст. 26 ГК РФ);

    участвовать в молодежном общественном объединении.

Обязанности:

    выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового - распорядка и трудовым законодательством;

    соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.

Ответственность:

    исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;

    самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

    возмещение причиненного вреда;

    ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

    уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное нанесение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств сообщения и другие) (ст. 20 УК РФ).

С 15 лет добавляются:

Права:

    работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ). законодательством (ст. 92 ТК РФ);

С 16 лет добавляются:

Права:

    вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ст. 13 СК РФ);

    работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ);

    быть членом кооператива (ст. 26 п.4 ГК РФ);

    управлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля (п.2 ст. 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»;

    быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).

Ответственность:

    ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»);

    ответственность за совершение всех видов преступлений (ст. 20 УК РФ).

С 17 лет добавляются:

Обязанность:

    встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ст. 9 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В 18 лет человек становится совершеннолетним

    т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Дальнейшие ограничения прав по возрасту связаны с занятием ответственных государственных должностей:

    Стать депутатом Государственной думы можно с 21 года.

    Стать судьей федерального, районного и мирового суда можно с 25 лет при наличии стажа работы по юридической специальности не менее 5 лет.

    Стать Президентом РФ можно с 35 лет.

Права и обязанности 14-летних

Согласно российскому законодательству, подросток, достигший 14 лет, обязан получить паспорт. Вместе. с этим документом приобретаются права и обязанности 14-летнего гражданина РФ:

    С 14 лет наступает неполная дееспособность. В этом возрасте уже налагается уголовная ответственность за целый ряд преступлений: кражу, разбой, хулиганство, убийство и т.п.

    14-летние подростки уже совершают любые сделки и несут за них материальную ответственность. Например, если ребенок является собственником недвижимости или одним из собственников, то он имеет право подписывать договор купли-продажи. Однако для этого нужно получить письменное разрешение родителей.

    Также с согласия родителей можно выбрать место жительства и устроиться на работу для выполнения легкого труда.

    С 14 лет появляется право самостоятельно распоряжаться личными доходами: стипендией и заработком. Уже можно открывать вклады в банках, получать личные пластиковые карты и совершать мелкие бытовые сделки. Под последними подразумевается купля-продажа на небольшую сумму с целью удовлетворения каждодневных потребностей.

    Творческие граждане, наконец-то, могут узаконить права на свои произведения. Некоторые дети не только рисуют, пишут стихи и прозу, но еще и занимаются изобретательством. Эта интеллектуальная собственность может быть запатентована и защищена законом.

    Наступают новые права и касательно семейных отношений. Подросток вправе требовать отмены усыновления.

    В некоторых субъектах РФ с 14 лет разрешается жениться.

С 15-16 лет

    С 15 лет наступает право самостоятельно заключать трудовой договор на легкий труд, а с 16 – устраиваться по договору на любую работу. Гражданин уже признается полностью дееспособным, если работает по найму или с согласия родителей занимается предпринимательством. При наличии веской причины (беременность, рождение ребенка) с разрешения местных органов управления можно вступать в брак.

    16-летние подростки допускаются к управлению мототранспортом: мотоцикл, мотороллер и т.п.
    С 18 лет
    С 18 лет россиянин становится совершеннолетним. Теперь можно все, что не противоречит законодательству. Некоторые торопятся открывать свое дело, параллельно учатся и женятся. Такое возможно при материальной поддержке родителей. Кроме того, банки выдают кредиты малому бизнесу. Однако большинство 18-летних россиян все же просто учатся или служат в армии.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча