06.04.2019

Как заводят уголовное дело. Если возбудили уголовное дело. Жалоба на неправомерное возбуждение дела


Неприятности, касающиеся уголовных дел - проблема не из легких. Поэтому, если вас это коснулось, и по какой-то причине на вас было заведено уголовное дело, первое, что вам просто необходимо сделать - это, конечно, обратиться за помощью к профессионалу (адвокату в области уголовных дел). Только грамотный специалист сможет разобраться в этом деле и помочь выйти из сложившейся ситуации. Но также нужно помнить и знать свои права.

Помните, что первоначально вас имеют право задержать на срок длительностью не более 48 часов. Часто случается так, что следователь использует это время в своих целях и в течение этих двух суток пытается оказать на вас давление. Лучше всего в этом случае просто молчать, не реагировать на провокации и не давать показаний, пока на место не пребудет ваш адвокат. Исключение составляют данные о вашей личности. Это право (хранение молчания) продиктовано статьей 51 Конституции РФ. Если права все же были нарушены, и на вас в ходе допроса со стороны следователя было оказано психологическое давление, потребуйте записать работника или запишите самостоятельно это в конце протокола, упоминая все угрозы в ваш адрес. Не забывайте обращать внимание на то, что именно заносится в протокол, так как любая фраза может впоследствии повлиять на ход дела. Вы имеете полное право в случае несогласия вносить поправки в протокол вашего допроса. Не забывайте об этом и активно применяйте на практике данное вам право. В момент задержания вам обязаны указать на причину, по которой это сделали, а также дать возможность позвонить и сообщить родственникам о происшествии. Согласно статье 96 УПК следователь в любом случае обязан будет уведомить их о вашем задержании не более, чем через 12 часов.

Хотелось бы оговорить случаи, когда даже после задержания, подозреваемого обязаны отпустить.

Если требования о задержании подозреваемого, указанные в 91 ст. УК РФ не было соблюдены. Вот эти требования: следователь вправе выполнить процедуру задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления только при наличии 1 из нижеперечисленных оснований:

  • Лицо застали на месте преступления либо во время, либо сразу после его совершения;
  • Очевидцы или потерпевший (потерпевшие) опознают преступника;
  • На коже, одежде, личных вещах, в жилище подозреваемого найдены бесспорные следы и вещественные доказательства преступления;
  • если есть иные причины либо данные, дающие основание следствию подозревать данное лицо как свершившее преступление и при этом: личность подозреваемого не была установлена/оно попыталось скрыться/не имеет определенного места жительства (ПМЖ)
  • С позволения руководителя следственного органа или прокурора в суд было направлено ходатайство о задержании данного лица.

Первоначальные подозрения в отношении задержанного лица не подтвердились.
- Нет причин для заключения подозреваемого лица под стражу. После истечения срока в 48 часов (2 суток), подозреваемого должны освободить, причем немедленно, если только суд не избрал для него иную меру наказания (заключение под стражу), или срок не был продлен. Конечно, если человек попадает в такую щепетильную ситуацию, можно забыть о статьях Конституции и всех своих правах. Именно поэтому первое, что необходимо сделать - это найти опытного адвоката. Друзья и родственники могут подключится к этому процессу, так как "на свободе" найти специалиста будет проще. Платный адвокат по уголовным делам будет надежнее, чем государственный, потому что заинтересованность последнего в выигрыше вашего дела у него будет минимальная. Бывают ситуации, что и вовсе такие адвокаты сотрудничают со следствием, и тогда ваше дело изначально будет обречено на провал. А грамотный и опытный специалист сможет вам помочь и найти пути, чтобы сделать ваше дело выигрышным.

Это первая стадия нашего уголовного процесса. Согласно российскому законодательству в данной сфере, следователь, дознаватель либо иной орган дознания имеют своей обязанностью проверить поступившие сведения относительно любого совершенного либо готовящегося преступления, а впоследствии принять соответствующее решение в течение трех дней, начиная с момента их получения.

Непосредственно возбуждение уголовного дела (оперативность данного процесса) – определяющий фактор дальнейшего успешного расследования. Именно законность и своевременность действий на данном этапе обеспечивают защиту государственных и социальных интересов, прав потерпевших от данного противоправного деяния, повлекшего общественную опасность. Стадия возбуждения уголовного дела очень часто сопряжена с волокитой и ошибками, приводящими к невосполнимой утрате доказательств.

Быстрое реагирование органов правоохранения на заявление о преступлении, своевременное принятие соответствующих решений обладают существенным воспитательным и предупредительным значением.

Однако, с другой стороны, обоснованный правомерный отказ в возбуждении уголовного дела - гарантия прав личности, ее ограждение от необоснованного привлечения к данного рода ответственности.

Возбуждение уголовного дела: сущность, значение

Суть – принятие компетентными лицами сообщений, заявлений касательно преступлений и возбуждение (отказ от него) по ним уголовных дел. Иначе говоря, стадия возбуждения уголовного дела – обоснованное и оперативное реагирование с использованием уголовно-процессуальных средств на все ситуации, связанные с обнаружением преступлений.

Рассматриваемый процесс имеет весомое процессуальное значение ввиду того, что лишь после него становится доступным производство комплекса следственных действий, использование мер принудительного характера процессуальной направленности.

Содержание рассматриваемой стадии – система процессуальных взаимосвязей, действий и решений, начиная с получения информации относительно совершенного (готовящегося) преступления и вплоть до возбуждения дела (или отказа в его возбуждении). То есть можно сказать, что содержание этого этапа не сводится исключительно к вынесению конкретного постановления. Оно подразумевает комплекс действий, ориентированных на рассмотрение ряда вопросов, которые предшествуют принятию окончательного решения по соответствующему заявлению либо сообщению касаемо преступления.

Правом на то, чтобы начать возбуждение уголовного дела (УК РФ), наделены вышеуказанные субъекты.

Поводы для возбуждения дела

Рассматриваемая стадия уголовно-процессуальной работы сопряжена с наличием ряда условий, а именно:

  • повода (законного);
  • основания (достаточного);
  • отсутствия обстоятельств, способных исключить производство по делу (уголовному).

Повод – это совокупность предусмотренных законом источников, предоставляющих компетентным должностным лицам информацию относительно совершенного либо готовящегося преступления.

В соответствии с российским уголовным законодательством существуют следующие поводы, которые являются достаточными для того, чтобы начать возбуждение уголовного дела, точнее:

1. Заявление о совершенном деянии, опасном для социума. Оно может быть представлено в устной либо письменной форме. Во втором случае заявление о возбуждении уголовного дела должно иметь подпись и личные данные заявителя. Устная форма предполагает занесение его в протокол, визирующийся заявителем (его обязаны предупредить об уголовной ответственности, которая наступает вследствие заведомо ложного доноса), а также лицом, которое принимало данное официальное сообщение. Анонимное заявление о возбуждении уголовного дела не расценивается как повод.

2. Явка с повинной – непринудительное (добровольное) сообщение субъектом о преступлении, которое он сам совершил. В этом случае заявление также может быть предоставлено в устной (с занесением его в протокол) либо письменной форме.

3. Сообщение о готовящемся (совершенном) деянии, опасном для социума. Оно оформляется соответствующим должностным лицом как рапорт об обнаружении ряда признаков преступления.

В ситуации, когда сообщение о преступлении распространено в СМИ, по поручению соответствующего субъекта проводится конкретная проверка, в ходе которой редакция обязана передать имеющиеся материалы, документы, выступающие подтверждением данного сообщения, а также информацию относительно лица, его предоставившего (исключение составляют ситуации, когда субъект пожелал остаться неизвестным).

Основания для возбуждения уголовного дела

Ими признаются данные, которые указывают на признаки определенного преступления. В связи с этим основания для возбуждения уголовного дела формируют фактические данные, выступающие свидетельством совершения деяния, опасного для социума. Стоит отметить, что для возбуждения дела устанавливать все признаки, характеризующие состав преступления, не требуется. Достаточным является определение наличия данных, касающихся его объективной стороны и тех, которые подтверждают совершение именно преступления. Отсутствие информации о преступном субъекте – не препятствие к дальнейшему возбуждению уголовного дела.

Совокупность обстоятельств, приводящих к исключению производства по делу

Согласно нашему законодательству в рассматриваемой сфере, к таковым относятся:

  • истечение установленных сроков давности преступления (уголовного);
  • отсутствие преступления;
  • гибель обвиняемого/подозреваемого (за исключением случаев реабилитации умершего);
  • отсутствие в противоправном деянии состава общественно опасного правонарушения;
  • отсутствие судебного заключения относительно наличия преступных признаков в деяниях таких субъектов, как депутат Госдумы, член Совета Федерации, российские судьи (Высшего, Верховного, Арбитражного, Конституционного и пр. судов), депутат законодательного органа госвласти субъекта РФ, адвокат, следователь, или отсутствие согласия Госдумы, квалификационной судейской коллегии, Совета Федерации, российского Конституционного суда на возбуждение уголовного дела относительно вышеперечисленных субъектов.

Лица и органы, наделенные правом возбуждать дела

Согласно нашему законодательству в сфере уголовного права, это может быть:

  • прокурор;
  • орган дознания;
  • следователь;
  • судья.

Возбуждение уголовного дела прокурором применимо ко всем преступлениям (вне зависимости от подследственности) ввиду наличия у него такой функции, как уголовное преследование.

Что касается органов дознания, то их право ограничивается установленной компетенцией, прописанной в соответствующем российском уголовном законодательстве, а деятельность осуществляется по следующим делам:


Возбуждение уголовного дела (РФ) следователем допустимо также в компетентных пределах, базирующихся на правилах подследственности. Они прописаны в российском уголовном законодательстве.

В ситуации, когда данные получены именно следователем, сначала он оформляет постановление о возбуждении уголовного дела, а затем его принимает для расследования к своему производству.

Данный правовой акт состоит из двух постановлений, относящихся к разным этапам уголовного процесса. Первое – это постановление о возбуждении уголовного дела на рассматриваемой стадии, а второе – постановление о принятии уголовного дела к производству – начало предварительного следствия. О своем решении по поводу возбуждения дела (уголовного) следователь должен уведомить прокурора.

В УПК прописано право судьи относительно рассматриваемой стадии, но в российском законодательстве произошли изменения касательно этого. В соответствии с постановлением российского Конституционного суда, функция уголовного преследования не может относиться к деятельности судьи, связанной с осуществлением правосудия ввиду того, что обратное противоречит таким принципам, как независимость, беспристрастность, объективность в рамках судопроизводства. В связи с этим возбуждение уголовного дела судом допустимо исключительно в рамках частного обвинения на основе жалобы потерпевшего. В этой области принято разграничивать судебную функцию отправления правосудия от функции обвинения, которая реализуется потерпевшим.

Жалоба потерпевшего – особый повод для начала рассматриваемой стадии непосредственно частного обвинения.

Обвинительный акт (становится возможным уголовное преследование). Важно отметить, что суд не вправе руководствоваться своими желаниями при вынесении решения относительно начала возбуждения уголовного дела рассматриваемого частного обвинения, данный госорган не наделен и правом принятия его к рассмотрению.

Таким образом, суд вправе лишь принять к рассмотрению предоставленную жалобу потерпевшего. В связи с этим можно говорить о том, что рассматриваемое понятие в рамках частного обвинения наделено иным юридическим смыслом, чем аналогичное, но касающееся уголовных дел из области публичного обвинения.

Жалоба на неправомерное возбуждение дела

В соответствии с нашей Конституцией, каждому гражданину гарантируется надлежащая защита его законных прав, свобод. Жалоба на возбуждение уголовного дела (противозаконное) рассматривается в судебном порядке относительно всех действий (бездействий), решений следователя, дознавателя, прокурора, которые принимаются в период досудебного производства (на рассматриваемой стадии), в ситуации, когда заявитель полагает, что их действиями (бездействием) затруднено наступление момента правосудия, или данные субъекты могут причинить ущерб существующим конституционным правам, законным свободам участников данного уголовного процесса.

В законодательном порядке было признано, что лицо, относительно которого возбуждено дело (уголовное), имеет законное право обжаловать в суде решение соответствующего органа (прокурора) о данном возбуждении.

Порядок возбуждения дела

Он прописан в соответствующем российском законодательстве. Итак, порядок возбуждения уголовного дела начинается с того, что результат рассмотрения полученного заявления (сообщения) о совершенном (готовящемся) деянии, опасном для социума, выливается в принятие одного из представленных ниже решений:

  1. Возбуждение дела (уголовного).
  2. Отказ в возбуждении уголовного дела.
  3. Передача заявления по подсудности (подследственности).

Возбуждение уголовного дела (образец постановления представлен ниже) – это решение, которое допустимо исключительно при условии наличия вышеупомянутого правомерного повода, основания, а также отсутствия обстоятельств, способных исключить производство по данному делу. Далее по его возбуждении прокурор, орган дознания, следователь, дознаватель (с одобрения прокурора) выносят определенное постановление. В нем указывается следующее:

  • дата;
  • место вынесения;
  • время;
  • лица, принимающее участие в его вынесении;
  • повод;
  • основание;
  • квалификация преступления.

Потом оно направляется (в ситуации, когда постановление вынесено дознавателем либо следователем) прокурору. К нему прилагаются необходимые материалы проверки полученного сообщения об опасном для социума противоправном деянии. Если осуществляется осмотр соответствующего места происшествия, судебная экспертиза, освидетельствование, судебная экспертиза, то еще прилагаются соответствующие постановления и протоколы.

Порядок возбуждения уголовного дела на данном этапе сводится к обязательству прокурора после получения постановления дать согласие на начало рассматриваемой стадии либо распорядиться о возврате материалов для дальнейшей дополнительной проверки. Обязательным считается уведомление о принятом решении по делу заявителя и лица, относительно которого оно возбуждено.

В ситуации, когда уголовное дело возбуждается относительно капитанов морских и иных судов дальнего плавания, руководителей геологоразведочных зимовок, глав дипломатических представительств, прокурор немедленно должен быть проинформирован касательно начатого расследования. Соответствующее постановление, материалы передаются ему при первой возможности.

Во второй ситуации (отказ о возбуждении дела) должно отсутствовать основание для этого и должны присутствовать обстоятельства, способствующие исключению производства по нему. Вышеупомянутые субъекты выносят соответствующее обоснованное постановление об отказе, где указываются: время, лица, составившие его, дата, содержание принятого заявления, факты, установленные в ходе проверки, основания и мотивы отказа, ссылка на конкретные статьи УПК РФ.

В ситуации, когда отказ в возбуждении дела был следствием результатов проверки поступившего сообщения, вышеупомянутые субъекты имеют своей обязанностью рассмотреть вопрос касательно возбуждения уголовного дела, связанного с заведомо ложным доносом, относительно лица, заявившего о нем.

Информация по поводу отказа в возбуждении конкретного дела, исходя из результатов проверки сообщения об опасном для социума деянии, распространенного СМИ, подлежит незамедлительному опубликованию.

Копия постановления о соответствующем отказе в течение суток должна быть доставлена прокурору и заявителю, причем последнему разъясняются его законное право относительно обжалования вынесенного постановления, порядок этой процедуры.

В случае неправомерного отказа в возбуждении дела соответствующий субъект - прокурор - имеет право все же его возбудить (порядок возбуждения уголовного дела представлен ранее) или вернуть материалы для дальнейшей дополнительной проверки.

В третьем варианте (передача заявления по подсудности либо подследственности) субъекты данного права могут направить материалы по конкретному делу в соответствующий орган, к чьей компетенции относится рассмотрение и последующее разрешение полученного заявления (сообщения) об опасном для социума противоправном деянии. К примеру, в случае совершения преступления военнослужащим сотрудник полиции, получивший сообщение о данном происшествии, обязан сначала зарегистрировать его, принять соответствующие меры, направленные на сохранение следов преступления, а далее направить данное дело по подследственности в распоряжение военной прокуратуры.

В рассматриваемом варианте выносится определенное постановление. Заявителю также разъясняется его законное право на обжалование вынесенного решения и его порядок.

Сроки рассматриваемой стадии

Она должна завершиться не позже трехдневного срока с момента получения сообщения об опасном для социума противоправном деянии (вышеупомянутые субъекты обязаны принять, затем проверить его и впоследствии вынести решение в вышеуказанный срок). Однако руководитель органа дознания и начальник следственного органа могут продлить сроки возбуждения уголовного дела вплоть до 10 дней. Это становится возможным по соответствующему ходатайству дознавателя либо следователя.

Если требуется провести документальные проверки, изучение документов, предметов, ревизии, сроки возбуждения уголовного дела могут быть продлены начальником следственного органа по ходатайству следователя или прокурором по соответствующему ходатайству (дознавателя) вплоть до месяца.

Субъекты возбуждения дела

Участниками рассматриваемой стадии могут быть:

  • орган дознания;
  • следователь;
  • начальник следственного отдела;
  • дознаватель;
  • руководитель следственной группы

Специфика возбуждения дел относительно специальных субъектов

Ими выступают:

  • Член Совета Федерации, депутат Госдумы. Дело возбуждает председатель российского следственного комитета при генпрокуратуре с их одобрения.
  • Генпрокурор . Дело также возбуждает 1-й замгенпрокурора на основании соответствующего коллегиального заключения трех судей российского высшего судебного органа, которое принято по представлению президента.
  • Первый замгенпрокурора. Дело возбуждает лицо, которое исполняет его обязанности, на основании того же заключения.
  • Судьи . Возбуждением дела занимается замгенпрокурора. В случае с судьями Конституционного суда еще требуется согласие данного судебного органа конституционного контроля, а с судьями Высшего Арбитражного суда и судов общей юрисдикции – согласие ВККС РФ (иными судьями – ВККС субъекта РФ).
  • Прокурор, начальник следственного органа, следователь. Дело возбуждает вышестоящий руководитель данного органа следственного комитета при прокуратуре РФ.
  • Адвокат . Возбуждение дела осуществляется начальником следственного органа следственного комитета при прокуратуре субъектов РФ.

Средства проверки

Повод к наступлению рассматриваемой стадии должен быть обязательно зарегистрирован. Принятие заявлений производится на основании разного рода НПА. В разных ведомствах существует ряд инструкций касаемо порядка приема, дальнейшей регистрации и последующей проверки, исходя из заявления об опасном для социума противоправном деянии.

В прокуратуре есть инструкция, в которой прописан единый порядок приема, регистрации, проверки таких сообщений в системе вышеупомянутого следственного комитета при нашей прокуратуре. Итак, должностное лицо, оформившее данного рода заявление, должно выдать заявителю специальный талон-уведомление о том, что оно принято, с указанием на нем времени и даты. Эти бланки – документы строгой отчетности.

Также существуют и книги регистрации таких сообщений и происшествий. Срок рассматриваемой доследственной проверки начинается с указанного в данном талоне времени.

Напоследок стоит напомнить, что порядок возбуждения уголовного дела зафиксирован в УПК РФ.

Любому расследованию - будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже - предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Но глубоко заблуждается тот, кто так считает - действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

Визит к Минотавру

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники - это явление, пока не характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, - это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, - возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. - Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются - процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу - издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

    приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;

    приказ Минюста РФ от 11.07.2006 г. № 250 «Об утверждении Инст­рукции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях»;

    приказ ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности»;

    приказ МЧС РФ от 02.05.2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

    приказ Минюста РФ от 02.05.2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях»;

    приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2006 г. № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации»;

    приказ МВД РФ от 01.12.2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной ­информации о происшествиях»;

    приказ МВД РФ от 22.09.2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».

Там, где служба и опасна, и трудна

Обычно первыми, к кому россияне обращаются по фактам правонарушений, являются сотрудники милиции. Поэтому рассмотрим процедуру возбуждения уголовного дела и работу с соответствующими обращениями граждан на примере МВД. По ряду причин здесь частенько приходится сталкиваться с ситуациями, когда человека, обратившегося с требованием возбудить дело и провести расследование, под разными предлогами ­выставляют за дверь, так и не начав расследования.

Кому-то пообещают разобраться в кратчайшее время, кого-то убедят, что его случай на общем криминальном фоне слишком малозначителен и лишь отвлечет доблестные органы от более важных дел. А у некоторых заявление принимается «как положено», но потом по надуманным основаниям в возбуждении уголовного дела отказывают . Не подумайте, что в милиции совсем не осталось порядочных сотрудников. Нет, их пока большинство, но и «паршивых овец», портящих «стадо», меньше не становится. А главная причина, побуждающая некоторых сотрудников любой ценой избегать официальной регистрации обращений, - это необходимость отчитаться перед начальством, необходимость показать высокую раскрываемость и т.п.

Итак, человек, - возможно, представитель фирмы - собирается в отдел милиции с просьбой найти или привлечь к ответственности неизвестного либо известного ему злодея. Тут надо руководствоваться простым правилом - если задержание правонарушителя возможно «по горячим следам», то, не теряя ни минуты, надо спешить за помощью. В милиции вам покажут образец, по которому надо написать заявление, или даже примут устное заявление, составив соответствующий протокол.

Но, когда подобная оперативность уже бессмысленна или, допустим, имеется обоснованное сомнение в адекватной реакции правоохранителей на ваше обращение, либо существует опасность преждевременно вспугнуть правонарушителя - спешка пагубна для интересов дела. Тут уж надо готовиться обстоятельно и, по меньшей мере, необходимо загодя написать заявление.

Схематично эту бумагу составляют следующим образом:

    кому (начальнику органа внутренних дел …);

    от кого (Ф.И.О., адрес);

    наименование документа (заявление);

    краткое изложение обстоятельств;

    просьбы, требования;

    подпись и дата.

Например, заявление гражданина, подвергшегося нападению неизвестных, будет выглядеть так.

Когда с заявлением обращается представитель юридического лица, то в обращении должны быть указаны реквизиты фирмы; подписывается бумага руководителем или уполномоченным им лицом.

К заявлению иногда целесообразно приложить документы, ­подтверждающие изложенные в заявлении факты.

Обычно первым на пути заявителя оказывается дежурный по отделу или его помощник. Приняв от посетителя заявление, он выдаст взамен номерной талон-уведомление. Но чаще с заявителем предварительно побеседует сотрудник, например, оперуполномоченный или один из руководителей отдела. Вне зависимости от содержания этих бесед помните, что покидать отдел можно, только имея на руках документальное подтверждение факта своего обращения. Кроме упомянутого выше талона-уведомления, таким документом может быть, например, завизированная копия заявления.

Но далеко не каждый заявитель получает на руки заветный документ. Кому-то приходится уходить с пустыми руками, уповая на то, что «уболтавший» его милиционер выполнит обещание и сделает все возможное для розыска преступника.

В свою очередь, изученная нами правоприменительная практика показывает, что большинство столкнувшихся с нежеланием принять заявление граждан сдается уже после первой неудачной попытки передать информацию о преступлении в ближайшее отделение милиции. Думается, что это неправильно, ведь таким образом мы сами поощряем бездеятельность сотрудников правоохранительных структур, создаем у них уверенность в безнаказанности такого бездействия. Между тем в министерских верхах отношение к «отфутболиванию» сограждан негативное. Во всяком случае, с ним боролись почти все министры внутренних дел, но, к сожалению, особых успехов не достигли…

Однако руководство МВД не унывает. Более года назад из недр МВД вышел очередной документ - приказ от 01.12.2005 г. № 985. Продолжая традицию предшественников, милицейский министр Нургалиев попытался покончить с нарушениями законности в органах внутренних дел при рассмотрении сообщений о правонарушениях и для этого утвердил специальную инструкцию. Называется она, как отмечалось выше, - «Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» (далее - Инструкция).

Так вот, все наши обращения в милицию Инструкция относит к определенным категориям в зависимости от содержания и формы поступления к адресату. Рассмотрим порядок прохождения таких обращений, как «заявление о преступлении» и «сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения».

Иную информацию о происшествиях в милиции тоже обязаны принимать, порядок приема аналогичен, а потому мы не будем на это отвлекаться.

Во-первых, обращаем внимание на пункт 5 Инструкции. Если дежурный в отделении милиции начнет «пудрить мозги» тем, что приходите, мол, завтра или в соседнее отделение, напомните ему содержание именно этого пункта. Там, в частности, сказано, что «поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и ему присвоен соответствующий регист­рационный номер». А пункт 7 Инструкции предписывает круглосуточно принимать заявления в любом органе внутренних дел вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также вне зависимости от полноты содержащихся в них сведений и формы представления.

Это еще раз подчеркивает и пункт 15 Инструкции, обязывая осуществлять регистрацию сообщений о происшествиях круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.

Во-вторых, человек, лично явившийся с заявлением в милицию, может указать дежурному и на пункт 22 Инструкции, согласно которому, а также в соответствии с частью 4 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса, одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в дежурной части органов внутренних дел «оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю». В свою очередь заявитель подписывается в получении талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Но при личной явке в отдел надо учитывать, что сотрудникам секретариата запрещается принимать и учитывать сообщение о происшествии, которое доставлено в орган внутренних дел непосредственно заявителем (абз. 2 п. 8 Инструкции). Проще говоря, если вы принесете жалобу на ­плохую работу участкового, то ее примут в секретариате, а если вы принесете сообщение о преступлении, то заниматься с таким посетителем должен только дежурный или его помощники.

И, наконец, в-третьих. Инструкция, перечисляя формы, в которых в милицию поступает информация о преступлениях, указывает, что протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации .

Всему на свете приходят сроки

Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно - Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ­ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.

Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции - ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования.

Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред - пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.

Не помогло такое обращение - смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:

    кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился;

    чем подтверждается факт обращения;

    в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника;

    чьи права и свободы нарушены, и какие именно;

    о чем просит лицо, подающее жалобу.

Иногда для достижения искомого результата достаточно одной жалобы. Но если и вышестоящая структура решила закрыть глаза на лень или нерадивость подчиненных, то заявитель вправе добиваться своего, обращаясь во все инстанции, включая Верховный Суд РФ.

Несколько слов о возбуждении уголовного дела

Все описанные выше шаги преследуют, по сути, единственную цель - принятие заявления правоохранительным органом, его регистрацию и возбуждение уголовного дела. Соответственно, начинается уголовное дело с поступления к уполномоченному на его возбуждение лицу ­соответствующей информации.

Многие читают Уголовный кодекс, указывают на статью и говорят, что надо, мол, посадить злодея за такое-то преступление. Однако не все так просто, как может показаться. Государство не сразу реализует свое право наказания преступника. Этому моменту предшествует многоступенчатая процедура, начало которой мы рассматриваем. В целом же она включает в себя такие элементы, как возбуждение уголовного дела, проведение расследования, судебное разбирательство и некоторые другие. Такая процедура детально регламентирована уголовно-процессуальным правом, ­подзаконными актами, которые упоминались выше.

Соответственно, возбуждение уголовного дела - это первая и обязательная стадия уголовного процесса. Можно сравнить эту стадию судопроизводства с фундаментом многоэтажного дома. Малейшая неточность при закладке фундамента приводит к тому, что огромная конструкция складывается как карточный домик.

Также и здесь: небольшая оплошность - и уголовное дело «развалится». И останется заявитель ни с чем. Правда, от заявителя здесь, собственно, и зависит-то не много. Он, пожалуй, может лишь проявить определенную настойчивость, требуя от сотрудника правоохранительного органа или надзирающего за ним прокурора скорейшего принятия решения по поданному заявлению. Требования свои можно предъявлять в любой форме: писать письма, жалобы, запросы, ходить на личный прием к руководителям правоохранительного органа.

Повторюсь еще раз - мы сегодня рассматриваем ситуацию, когда пришлось столкнуться с неквалифицированной работой сотрудников правоохранительных органов. Если же по заявлению гражданина или обращению от имени юридического лица работа правоохранителями ведется качественно, то честь им и хвала, а заявителю в подобном случае остается лишь по мере возможности помогать сотрудникам правоохранительных органов: являться по вызовам, приносить документы и т.п.

Так вот, когда вместо работы по вашему обращению вы видите бездействие должностных лиц, то предлагаемый сегодня материал может быть полезен. Ведь эффективное оспаривание столь специфического бездействия возможно только тогда, когда подающий жалобу человек понимает, в чем же суть стадии возбуждения уголовного дела.

А происходит на этом этапе работы правоохранительных органов следующее. Здесь компетентные органы и должностные лица должны проанализировать поступившую информацию - поводы для возбуждения уголовного дела, к которым, кроме рассмотренного выше заявления о ­преступлении, относятся:

    явка с повинной,

    сообщение о совершенном или готовящемся преступлении из иных источников (например, публикация в газете, рапорт сотрудника).

Если в таком источнике информации имеются сведения о признаках преступления, то есть о соответствии случившегося события описанию конкретного преступления в Уголовном кодексе, то должно быть вынесено постановление о возбуждении дела. Если таких признаков нет, то выносится другое постановление - об отказе в возбуждении уголовного дела. Возможна также передача сообщения по подследственности (то есть органу или ­должностному лицу, уполномоченному на разбирательство такого обращения).

Довольно часто бывает так: гражданин получает в ответ на свое заявление послание, где говорится, что в возбуждении дела отказано, поскольку, мол, не удалось обнаружить всех признаков преступления. Человек, далекий от уголовного судопроизводства, прочитав такой ответ, может растеряться, опустить руки. Но при получении подобного ответа можно смело писать жалобу прокурору или в суд, где указать, что Уголовно-процессуальный кодекс, регламентируя возбуждение дела, и не требует обнаружения всех до единого признаков преступления. В качестве обязательного условия для возбуждения уголовного дела необходим лишь тот минимум, который позволяет дать предварительную уголовно-правовую квалификацию содеянному.

Бывает и так, что заявителю из милиции или от прокурора приходит петиция, где говорится о невозможности начать судопроизводство, поскольку не установлен виновник. Это опять же отписка. В Уголовном кодексе имеется крайне мало составов, по признакам которых уголовное дело может быть возбуждено лишь при наличии данных о личности человека, совершившего противоправное деяние. Это, например, дела о получении взятки.

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела обычно не требуется установления лица, совершившего преступление. Необходимы лишь такие данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления. Ведь уголовное дело возбуждается по факту обнаружения объективных признаков преступления.

Между тем при определенных законом условиях (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению и некоторые другие) компетентные лица выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этом случае заявитель получает соответствующее уведомление, где в числе прочего ему обязаны разъяснить право на обжалование ­постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

В следующем номере мы расскажем о том, как обратиться в ФСБ.

1 По возбужденным уголовным делам с соблюдением законности тоже не все в порядке, но это - тема отдельного разговора.

2 Имеются в виду ч. 1, 2, 3 ст. 141-143 УПК РФ.


Мошенничество – один из самых распространённых видов преступлений, которое заключается в краже стороннего имущества или получении права собственности на стороннее имущество методом обмана и злоупотребления людским доверием.

Определение понятия

Согласно Уголовному кодексу РФ мошенничество является деянием наказуемым (ст. 159 УК). Максимальной мерой наказания для лиц, совершивших мошеннические преступления, является лишение свободы на термин до 10 лет.

Мошеннические преступления базируются на высоком уровне знаний психологии человека и его поведении в той или иной ситуации. Стратегические и тактические действия мошенников, как правило, продуманы до малейших мелочей. Они сконцентрированы на достижении цели с минимальным риском для злоумышленника. Методов обмана множество и все они разнообразны.

Зачастую это несложные и примитивные схемы, но в особых случаях при мошенничестве осуществляется сложнейший план, выполняемый организованной группой людей, которые последовательно направляют потенциальную жертву по заранее спланированному пути, вводя её в неосознанное заблуждение.

Для влияния на жертву мошенниками используется целый ряд нестандартных приёмов, которые реализуются в зависимости от конкретной ситуации.

Возбуждение уголовного дела по факту мошенничества

Уголовное дело по прецеденту мошеннического злодеяния возбуждается путём написания заявления пострадавшей особой в органы охраны правопорядка. После того как следственная проверка проведена и особенности преступления выявлены дело будет возбуждено уполномоченным служебным лицом.

Возбуждается уголовное дело следственными органами, но в качестве основания для принятия надлежащего постановления выступает письменное заявление каждого гражданина о совершённом правонарушении или о том, которое только готовится . Заявления следует подавать только в письменном виде, так оно позволяет произвести официальную регистрацию сразу же после обращения. Также не стоит делать анонимных заявлений, потому как они не являются достаточным основанием для открытия уголовного дела.

В заявлении о злодеянии требуется указать личные паспортные данные, а также все подробности проведения мошеннических операций. После того как заявление будет принято потерпевшему выдаётся талон, где указано время и дата принятия, порядковый номер дела, а также данные служебного лица, принявшего заявление.

Юридическое лицо

Самым распространённым способом мошенничества, проводимого юридическими лицами, является финансовая пирамида, где обещаются высокие доходы на длительный период времени.

Работает такая схема мошенничества за счёт непрерывного привлечения клиентов и соответственно немалых денег.

Самые первые участники пирамиды получают доход за счёт последующих вкладов. Расчёт с остальными клиентами стаёт заведомо невозможен.

В согласовании со ст. 159 УК РФ, юридические лица, которые привлечены к ответственности по факту мошенничества в крупных размерах, могут наказываться следующими мерами:

  • штраф с размером суммы до 1 млн. рублей;
  • лишение злоумышленников воли сроком на 6-10 лет (исправительные работы законом не предусмотрены).

Группировка

Одним из основных видов мошенничества, которое осуществляется группой лиц, является мошенничество с банкоматами.

Самые распространённые схемы:

  • «Ливанская петля» . Гнездо для банковской карты блокируется и она не выдаётся обратно. Злоумышленники, подсмотревшие как жертва вводила пин-код, советуют быстро бежать в отделение банка и, если человек по рекомендации уходит, мошенники вытаскивают блокиратор и полностью обналичивают все средства с карты.
  • Скимминг . На приёмник кредитки на банкомате монтируется мошенническое приспособление – скиммер, которое считывает все данные жертвы с магнитной полосы на карте банка. На клавиатуру ставится специализированная накладка, копирующая вводимые пин-коды. Затем, на основе украденных данных, злоумышленники изготавливают копии кредиток и снимают с них все деньги.
  • Ненастоящий банкомат . Вместо настоящего, группой мошенников, устанавливается пустой ненастоящий банкомат, оснащённый считывающими устройствами. Приняв кредитку жертвы банкомат выдаёт ошибку. Клиент забирает карту и уходит. Затем злоумышленники производят дубликаты карт и снимают с них все денежные средства.

Мошенничество, совершённое группой лиц, может быть наказано данными мерами:

  • взыскание штрафа в сумме до 300 тысяч рублей ;
  • общественные работы термином до 240 тысяч часов ;
  • исправительные работы на термин до 2 лет ;
  • лишение преступников воли сроком до 5 лет .

Физическое лицо

Самым распространённым видом мошеннических преступлений, осуществляемых физическими лицами, является телефонное мошенничество с целью выманивания данных о банковских картах. Данный тип мошенничества один из самых опасных и является так называемым «двойным», потому, что может опустошить не только карточный счёт жертвы, но и счёт мобильного телефона.

В начале мошеннической операции на телефон абонента приходит сообщение о том, что его банковская карта заблокирована или о том, что заявка на кредит одобрена банком. В сообщении указан короткий номер, якобы службы обслуживания абонентов. Взволнованный владелец карты не обдумывая набирает указанный номер, где в автоматическом режиме слушает дальнейшие инструкции. Через несколько минут звонок обрывается.

Затем оказывается, что набранный номер был высокооплачиваемым и все средства со счёта абонента исчезли. Также абоненту может поступить не сообщение, а входящий звонок от псевдопредставителя банка, который говорит о том, что для разблокировки вашей банковской карты ему нужны её данные – номер карты, CVS код, номер телефона, который привязан к данной карте. И если потенциальная жертва даст все выманиваемые данные, то через пару минут с указанной карты исчезнет вся имеющаяся сумма.

В соответствии со ст. 159 УК РФ, физическое лицо, привлечённое по факту мошенничества к ответственности, может подвергнуться следующим наказаниям:

  • штраф до 120 000 рублей ;
  • принудительные работы термином до 180 тысяч часов;
  • исправительные работы на термин до 12 месяцев ;
  • заключение под стражу термином до 4 месяцев ;
  • лишение воли сроком до 2 лет .

Старт делопроизводства

Последовательность делопроизводства по факту мошенничества:

  1. Если имеются основания, предусмотренные ст. 159 УК РФ, органы дознания с разрешения прокуратуры, а также прокуратура в рамках собственной юрисдикции выносят постановление о возбуждении дела. В вынесенном постановлении указываются:
    • место, точные дата и время его вынесения;
    • органы, которые его вынесли;
    • полный список причин для возбуждения дела;
    • статьи УК, на основе каких дело возбуждалось.
  2. Постановление органов дознания безотлагательно передаётся в прокуратуру. К нему прикладываются все материалы о проверке заявления потерпевшего, о проведении следственных мероприятий по определению личности правонарушителя и следов с места преступления, а также протоколы, подтверждающие все эти действия. Получив все материалы прокурор должен безотлагательно вынести решение о возбуждении дела или же о его отказе. Также все предоставленные материалы могут быть отправлены на дополнительную проверку. Заявитель и обвиняемое лицо должны быть проинформированы о вынесении решения в тот же день.

Подача заявления от потерпевшего

Заявление о факте мошеннического преступления может подаваться как в устной форме, так и в письменной. Устная подача заявления оформляется должным протоколом, где указаны данные потерпевшего и документы, которые заверяют его особу. Протокол должен заверяться персональной подписью заявителя. Заявитель заранее предупреждается о том, что за ложный донос предусматривается уголовная ответственность.

В письменном виде подаётся в органы охраны правопорядка по месту совершения преступления. Если в территориальном дежурном отделении отказываются принимать заявление, то в таком случае следует обратиться в органы прокуратуры. Но в любом случае, поданное заявление о факте мошенничества должно быть надлежащим образом оформлено, для чего существует специальный образец.

К поданному заявлению требуется приложить имеющиеся доказательства факта мошенничества – поддельные документы, долговые расписки, чеки оплаты и т.д. Также следует указать размер причинённого вам от преступления ущерба.

Органы прокуратуры обязаны на протяжении 3-х рабочих дней проверить достоверность фактов преступления и вынести заключение о возбуждении уголовного дела или о его отказе. В особых случаях этот срок может быть продлён до 10 дней. В случае отказа о возбуждении дела заявителю отправляется надлежащее постановление. Обжаловать отказ можно в суде или вышестоящих органах.

Без уведомления

Уголовное дело может быть возбуждено без уведомления при условии получения сообщения о факте мошеннического правонарушения не из заявления потерпевшего, а из прочих источников. Такими источниками могут выступать письменные сообщения от общественных организаций и любых учреждений, выпущенные в печать статьи, письма о преступлении, которое готовится или уже совершено, а также достоверные факты состава правонарушения, обнаруженные следователем, органами дознания или прокурором.

Органы прокуратуры имеют право возбудить дело без уведомления в тех случаях, когда потерпевший находится в беспомощном состоянии или по другому ряду причин не имеет возможности защитить свои законные права.

Согласно статьи 11 «Об оперативно-розыскной деятельности» итоги оперативно розыскных мероприятий также могут послужить в качестве предлога для возбуждения дела. На основе постановления главы органа итоги передаются в органы дознания или в суд, в предусмотренном законом порядке.

Рапорт о прямом выявлении признаков факта преступления также является одним из предлогов для возбуждения дела. Прямое выявление признаков правонарушения – непосредственные факты обнаружения служебным лицом в ходе должностной деятельности сведений, которые подтверждают подготовку или совершение неправомерных действий, о которых ранее заявление не поступало. Все обстоятельства преступления излагаются в предусмотренном рапорте.

Сфабрикованное обвинение

Статья «Мошенничество» (ст. 159 УК РФ) в правовой практике с настоящим мошенничеством имеет мало схожести. Эта статья является самой труднодоказуемой. Именно поэтому она безупречно подходит для того, чтобы фабриковать уголовные дела против соперников по бизнесу. Зачастую дела о мошеннических преступлениях фабрикуются и для того, чтобы не платить задолженность по крупным выплатам, кредитам или всю недостачу списать на продажную бухгалтерию. При этом судьба оклеветанного человека никого не волнует.

Дела по факту мошенничества фабрикуются, как правило, самым коррумпированным подразделением правоохранительных органов – УБЭП.

Пример из жизни:

Во время пожара сгорел частный дом ценой в 60 млн. рублей, который был застрахован у одной известной страховой компании. Один из работников службы безопасности компании, ранее работавший в УБЭП, требовал с хозяина дома взятку в объёме 6 млн. рублей за то, чтобы эпизод с пожаром был признан компанией страховым. Хозяин не согласился. Тогда сотрудник компании, воспользовавшись старыми связями, дал взятку в УБЭП за то, чтобы в отношении хозяина дома сфабриковали дело по факту мошенничества против страховой компании, которая оформляла полис. На основе данного дела хозяину было отказано в выплате страховых средств, а служба безопасности страховой компании, которая якобы выявила факт мошеннического правонарушения, была выдана премия в размере 10% от сэкономленных на выплате средств – 6 млн. рублей. Именно в таком размере требовалась изначальная взятка от хозяина сгоревшего дома.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ в статью 146 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения

1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Адвокат по уголовным делам

Согласитесь, весьма неприятно, когда заводится уголовное дело, и вы по воле судьбы оказываетесь главным подозреваемым. Тем более что многолетняя судебная практика показывает массу ярких примеров, когда правоохранительные органы заводили уголовное дело и обвиняли в совершении преступления абсолютно невиновного человека.

Оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам, в виде представительства и защиты по делам, как на стадии дознания и предварительного следствия, так и в судебных инстанциях является исключительным полномочием института адвокатуры.

АДВОКАТ (лат.

Дело уголовное это

1) юридическое основание для производства предварительного расследования и судебного разбирательства в связи с получением или обнаружением органом дознания, следователем, прокурором, судьей или судом достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Процессуальным актом, определяющим момент возникновения уголовного дела, является постановление органа дознания, следователя, прокурора, судьи или определение суда о возбуждении уголовного.

Посадят по звонку

Архив РИА Новостей. Фото: Сергей Гунеев/РИА Новости

Верховный суд России признал законным возбуждение уголовного сразу после телефонного звонка в полицию.

Когда информация серьезная — следователь не вправе ждать чего-то еще, начинать расследование надо немедленно. Дело должно завертеться до того, как следователь лично увидел потерпевших или побывал на месте преступления.

Подобное разъяснение включено в свежий обзор судебной практики.

Как заводится уголовное дело

Статья 94. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела. Поводами к возбуждению дела являются: 1) заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан; 2) сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, задержавших подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным; 3) явка с повинной; 4) сообщения, опубликованные в печати; 5) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления. Дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча