02.04.2019

Понятие и система местного самоуправления. Проблемы активизации местного населения в решении местных вопросов


Вариант I

1. Согласно Европейской хартии о местном самоуправлении, под местным самоуправлением понимается:

1.самостоятельная и под ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действую в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

3.форма осуществляется народом своей власти... самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

4.самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Согласно ФЗ №131, под местным самоуправлением понимается:

1.самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2.право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

3. форма осуществляется народом своей власти..., самостоятельная и под свою ответственность решение населением непосредственно и(или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

4.самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и, распоряжение муниципальной собственностью.

3. Какая форма отсутствует в ФЗ №131:

1.построение двухуровневой модели МСУ

2.определение численности депутатов представительного органа

3. введение контрактной системы для главы МСУ

4.отнесение к органам местного самоуправления только представительного органа

4. Какой принцип территориальной организации МСУ закреплен в российском законодательстве?

1. Территориальный

2.Поселенческий

3.Социально экономический

4.Централизованного управления

5. Муниципальный правовой акт - решение, принимаемое:

1.только по вопросам местного значения

2. По вопросам значения, а также по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ федеральными законами и законами субъектов РФ

6. Статьи 130-132 Конституции РФ устанавливают:

1.гарантированность МСУ со стороны государства

2. самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий

3.обособленность МСУ от органов государственной власти

4.правовое положение человека и гражданина в системе МСУ

7. Что из нижеперечисленного не относится к вопросам местного значения, закрепленных в ФЗ №131?

1.утверждение, исполнение муниципального бюджета и контроль за исполнением данного бюджета;

2.установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3.определание порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности

4. установление порядка деятельности предприятий всех форм собственности на территории муниципального образования

8. Кака я ветвь власти в соответствии с Конституцией РФ, не является обязательной в системе органов МСУ?

1. исполнительная 2.представительная 3. судебная 4.контрольная

9.Назовите три основных исторически сложившихся типа местного

самоуправления:

1.Англо-саксонский, германский, смешанный.

2 .Англо-саксонский, континентальный, смешанный.

3.Англо-саксонский, традиционный, смешанный.

10. Основной нормативно-правовой акт, устанавливающий принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

1.Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ».

2.Закон РФ «О местном самоуправлении в РФ»

3. Конституция РФ.

4.Европейская хартия местного самоуправления.

11. Является ли обязательным наличие у муниципального образования выборных органов?

1.Является, при условии закрепления соответствующего положения в уставе муниципального образования.

2.Является, если формируются также и исполнительные органы.

3.Являются, при отсутствии исполнительных органов.

4. Является в любом случае

12. Какой документ устанавливает основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением?

1 .Устав местного самоуправления.

2. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ».

3.Уголовный кодекс РФ

4.Административный кодекс РФ.

5.Органы местного самоуправления не могут быть привлечены к ответственности

13. Как называется свод бюджетов нижестоящих уровней и бюджета субъекта РФ?

1.Сводный бюджет.

2. Консилидированный бюджет

3.Объединенный бюджет

4.Общий бюджет субъекта федерации

14. Каким образом, согласно Конституции РФ, определяется структура органов местного самоуправления?

1.Федеральными законами.

2. Населением самостоятельно.

3.Примерным положением о структуре органов местного самоуправления.

15. Обязательное условие вступления в силу актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и свободы человека согласно законодательству.

2.Рассмотрение в исполнительных органах власти.

3.Утверждение представительным органом местного самоуправления.

16. В структуру какого органа входит местная милиция?

1.Местного органа исполнительной власти.

2. МВД РФ.

3.Штат исполнительного органа местного самоуправления.

17. Может ли быть муниципальное образование подчинено другому муниципальному образованию?

1.Может, если это решение принято путем референдума и население обоих муниципальных образования выразило свое согласие.

2. Может, если это решение утверждено органом законодательной власти субъекта федерации.

3.Может, если это решение утверждено Указом Президента РФ.

4.Не может.

Вариант II

1.Высокая степень централизации управления присуща следующей зарубежной модели местного самоуправления:

1.англосаксонской модели

2. континентальной модели

3.немецкой модели

4.японской модели

2.Континентальная модель местного самоуправления в настоящее время действует:

1.В Канаде, Австралии, Новой Зеландии

2. На Ближнем Востоке, в Латинской Америке

3.В России

4.В Германии

3.Какие отношения характерны для модели муниципального управления «Слабый мэр - совет» (США)

1 .Слабый мэр может избираться всем населением муниципального образования

2.Сильный совет, который доверяет мэру назначение всех чиновников на должности

3.Сильный совет, который берет на себя нормотворчество, общее руководство и контроль над работой чиновников

4. Мэр не может назначать муниципальных чиновников

4.Какая из перечисленных моделей муниципальных систем управления не существует?

1.Англосаксонская

2.Континентальная

3.Смешанная

4. Пропорциональная

5.Что характеризует англосаксонскую модель муниципального управления?

1. Местные органы управления полностью автономны от центральной власти

2.Местные органы представляют составную часть государственного управления, но представительные органы выступают как автономно действующие

3.Местные органы управления подчиняются центральным государственным органам непосредственно и по всем вопросам

4.Местные органы управления существуют параллельно государственным

6. Что характеризует модель управления «Совет - менеджер» (США)?

1. Менеджер назначается советом

2.Менеджер избирается населением на 4 года

3.Менеджер назначается мэром

4.Менеджер избирается населением и подбирает работоспособный состав совета

7. Что характеризует советскую модель местного управления

1.Отсутствие иерархической подчиненности органов управления

2. Разделение властей

3.Полновластие представительных органов власти на территории

4.Альтернативные выборы на основе партийной конкуренции

8. Характерной чертой современной модели МСУ в России является:

1.выделение органов МСУ из системы органов государственной власти

2. функционирование органов МСУ в системе органов государственной власти

3.придание органам МСУ статуса общественных организаций

4.ни один ответ не верен

9. Принцип ultra vires (действовать с превышением полномочий) характерна для:

1.континентальной модели МСУ

2. англосаксонской модели МСУ

3.итальянской модели МСУ

4.немецкой модели МСУ

10. Правило Дилона - это:

1.Д. правило, по которому муниципальным органам разрешены все действия, не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции других органов

2. правило, по которому муниципальные органы вправе делать лишь то, что им прямо разрешил закон

3.правило, регулирующее действия муниципальных органов в социальной сфере

ФЗ №131 в ст.1 дает нормативное определение местного самоуправления – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Европейская хартия местного самоуправления также дает определение местного самоуправления – это право и способность ОМС регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ч.2 ст.3 Конституции РФ.

В соответствии со ст.131 Конституции РФ структура ОМС определяется населением самостоятельно. Посредством этой конституционной нормы обеспечивается опосредованное участие населения в управлении.

Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти.

Хоть местное самоуправление не входит в систему ОГВ, действующее законодательство предусматривает возможность вмешательства органов государственной власти в дела местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность. Речь идет о позитивной ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население.

Муниципальное образование само отвечает по своим обязательствам принадлежащем ему на праве собственности имуществом.

ФЗ №131 предусматривает различные вопросы местного значения для разных видов МО. Конкретный перечень вопросов для каждого МО закрепляется в его уставе.

В соответствии с данным понятием вопросы местного самоуправления (местного значения) могут решаться только населением или ОМС, без какого-либо давления или вмешательства со стороны других органов.

КС РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 г. №15-П («Курское дело») указал, что передача ОМС полномочий по решению вопросов местного значения органам государственной власти недопустима.

МС осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций.

В целом МС – достаточно многозначное явление, которое можно рассматривать в нескольких значениях:

1. Одна из основ КС, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве;

2. МС – право граждан, проживающих на определенной территории, на самостоятельное решение вопросов местного значения;

3. МС – деятельность населения по решению вопросов местного значения;

4. МС – одна из форм народовластия, предусмотренных Конституцией (ст.3);

5. МС – один из видов социального управления. ОМС осуществляют ту разновидность публичной власти, которая называется местной или муниципальной. Муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти, среди них такие, как возможность принимать самостоятельные решения, обеспечивать их исполнение и т.д. Однако, данные признаки подчеркивают не столько государственное начало местной власти, сколько отражают её публичный характер. Данная позиция нашла своё отражение в Постановлении КС РФ от 15 января 1998 г. Рассматривая вопрос о местных органах власти в Республике Коми, КС указал, что местные органы, согласно закону РК, являются органами власти, что само по себе не свидетельствует тем не менее об их государственной природе. Публичная власть может быть и муниципальной. Поэтому КС высказал позицию, в соответствии с которой ОМС осуществляют не государственную, а местную власть и их природа не является государственной, следовательно, муниципальная властьпубличная власть особого рода, которая отличается от государственной следующими признаками:

a. Территориальной ограниченности;

b. Широким спектром форм непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

c. Системой принуждения (упор сделан на убеждение; принуждение тоже может быть, но оно носит государственных характер);

d. Законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства;

e. Подконтрольностью государству реализацией передаваемых местной власти государственных полномочий;

f. В сфере местного управления преобладает хозяйственная составляющая, а не властная.

Исходя их понятия МС, представляется возможным дать его содержательную характеристику:

1. МС имеет свой субъект;

2. МС занимает особое место в механизме управления обществом и государством;

3. МС имеет свой объект управления, каковым выступают вопросы местного значения (ст.14,15,16 ФЗ №131);

4. Самостоятельность МС, которая гарантируется государством;

5. Ответственность МС;

6. Всё осуществляется в интересах местного населения;

7. В МС находят отражение исторические и иные местные традиции.

Пространственные рамки МС

Вопросы местного значения решаются в рамках МО, под которым признается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией или иная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В трактовке понятия местного самоуправления следует различать также три аспекта:

1. Социальный – здесь основным является вопрос о субъекте (основной субъект – территориальный коллектив);

2. Функциональный – основное в нем – содержание и классификация функций местного самоуправления (2 группы функций: функции местного самоуправления и функции, которые осуществляются и характерны для государственного управления, но они же могут выступать функциями местного самоуправления);

3. Институциональный – в этом аспекте МС понимается как система демократических институтов, посредством которых осуществляется местное самоуправление и решаются вопросы местного значения, т.е. это есть не что иное как система организации МС.

МС может выступать и выступает как конституционный принцип.

МС можно рассматривать и как конституционное право местного сообщества, которое является естественным, коллективным притязанием населения на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения.

ВоПрОс: а может ли население отказаться от данного права? Как отметил КС в постановлении по «Курскому делу», это не только право, но и конституционная обязанность населения решать соответствующие вопросы местного значения, поэтому от данного права отказаться нельзя.

Право населения на местное самоуправление включает в себя:

1. Право на самоорганизацию и на признание городских и сельских поселений в качестве территорий;

2. Право на самостоятельное осуществление власти (ст.3 Конституции РФ);

3. Право на самостоятельность организации власти на своей территории и определение её структуры (ст.131 Конституции РФ);

4. Право на проведение местных референдумов (ст.3 Конституции РФ);

5. Право на муниципальные выборы, проводимые в соответствии с общими принципами (ст.3 Конституции РФ)

6. Право на осуществление законодательной инициативы и реализацию правотворческих инициатив (ФЗ №131);

7. Право на обладание местным бюджетом (ст.132 Конституции РФ);

8. Право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом (ст.130 Конституции РФ);

9. Право на установление местных налогов и сборов (ст.132 Конституции РФ);

10. Право на осуществление охраны правопорядка (ст.132 Конституции РФ);

11. Право на судебную и иные формы защиты (ст.133 Конституции РФ);

МС осуществляется в рамках децентрализации властных полномочий.


Похожая информация.


Местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной террито­рии, направленная на решение вопросов местного значения в интере­сах жителей данной территории. Его суть заключается в автономности, самостоятельности насе­ления от органов государственной власти в решении местных про­блем и вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм местного самоуправления (территориальное общественное самоуправление), через выборные и другие органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами: структура и компетенция этих органов определяется населе­нием самостоятельно; обладают полномочиями на решение вопросов местного зна­чения; в пределах своей компетенции издают правовые акты; являются юридическими лицами; не входят в систему органов государственной власти.

При всем многообразии систем органов местного самоуправле­ния Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделя­ются выборные органы, наличие которых признается обязательным. Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы. Представительный орган (законодательное собрание Тверской области) состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тай­ном голосовании, число которых определяется уставом муниципаль­ного образования. К компетенции представительного органа местного самоуправ­ления относятся: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении, принятие планов и программ развития муниципально­го образования, установление местных налогов и сборов, установле­ние порядка управления и распоряжения муниципальной собствен­ностью, контроль за деятельностью всех других органов и должност­ных лиц местного самоуправления. Представительные органы мест­ного самоуправления обладают правом законодательной инициати­вы в законодательном (представительном) органе субъекта Россий­ской Федерации.

В структуре органов местного самоуправления уставом муници­пального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования - выборного должностного лица, возглав­ляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава. Он наделяется собственной компетенцией в соответствии с уставом му­ниципального образования. Претворением в жизнь решений пред­ставительных органов местного самоуправления и местных рефе­рендумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соответствии с уставом муниципального образова­ния и законами субъектов Федерации.

Недостаток, в Республике Беларусь вопросы местного значения не определены ни в Конституции, ни в другом законодательстве.

Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов (далее - Советы), органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.

В международных стандартах определение местного самоуправления другое. В рамках СНГ принята Декларация «О принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества» . В части 1 ст. 2 Декларации «под местным самоуправлением понимается система организации деятельности населения (местных территориальных сообществ) для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения в соответствии с законами государства» . Отметим, что в Декларации первичным субъектом местного самоуправления признается население, проживающее на соответствующей территории. Это определение местного самоуправления является достаточно общим.

Помимо Декларации в рамках СНГ на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ принят также модельный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (постановление № 10-17 от 6 декабря 1997 года) . Согласно части 1 ст. 2 Закона «под местным самоуправлением понимается форма реализации власти народа, осуществляемая посредством самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения в соответствии с конституцией и законами государства». В этом определении ключевым моментом является указание на то, что местное самоуправление является одной из форм власти народа, а также то, что оно осуществляется населением. В нем не перечислены некоторые другие субъекты местного самоуправления. Полагаем, что такое определение местного самоуправления также нельзя признать образцовым.

Государства члены Совета Европы 15 октября 1985 г. приняли Европейскую хартию местного самоуправления . В ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Следует обратить внимание на то, что речь в статье идет о таком субъекте местного самоуправления как органы местного самоуправления. Именно им отдается приоритет при определении местного самоуправления. Кроме того, местное самоуправление трактуется как право и реальная способность органов местного самоуправления значительную часть публичных дел. Такое определение местного самоуправления, на наш взгляд, не является удачным, демократическим.



Полагаем, что определение местного самоуправления может быть следующим. Местное самоуправление в Республике Беларусь – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь и законами самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, местное самоуправление:

закреплено в разделе V «Местное управление и самоуправление» Конституции Республики Беларусь;

обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно или через избираемые ими органы;

осуществляется исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан;

осуществляется в границах административно-территориальных единиц;

осуществляется на собственной материально-финансовой базе.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча