15.04.2019

20 административно правовой статус органов исполнительной власти. Понятие административных правоотношений. Исполнительная власть в РФ понятие, признаки, принципы и тенденции развития


В действующем законодательстве термины «органы исполнительной власти » и «органы государственного управления » используются как равнозначные при определении административно-правового положения соответствующих органов. Деятельность этих государственных органов обеспечивает возможность реализации статуса иных участников административно-правовых отношений .

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата , имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом , использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества .

Признаки, перечисленные в данном определении, позволяют выразить сущность органов исполнительной власти и отличить их от других государственных (законодательных, судебных) и негосударственных органов.

Каждый государственный орган, в том числе орган исполнительной власти , представляет собой организацию, т. е. коллектив людей, соответствующим образом организационно оформленный. Для органов исполнительной власти характерно прежде всего то, что они состоят в основном из государственных служащих , которые должны отвечать установленным требованиям в отношении профиля и уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств.

Каждый орган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштаб деятельности и компетенцию.

Внутренняя структура органа исполнительной власти включает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управления и работников аппарата (структурные и другие подразделения).

Руководитель устанавливает полномочия своих заместителей и распределяет обязанности между ними, утверждает структуру, положения о структурных подразделениях и штатное расписание аппарата в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда . Так, Президент утверждает укрупненную структуру подразделений своего аппарата, устанавливает численность работников и месячный оклад. Правительство утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, численность и месячный фонд заработной платы управленческого персонала. И так — «сверху» «вниз» на федеральном и региональном уровнях управления.

Коллегиальный орган (коллегия, совет) оказывает существенное влияние на деятельность органа исполнительной власти. Коллегии создаются во всех министерствах, ведомствах, других органах управления. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности органа исполнительной власти. Ее решения проводятся в жизнь, как правило, приказами руководителя. Решения эти носят рекомендательный характер, но, будучи объявленными актами руководителя органа (например, указом Президента — решение Совета Безопасности), императивны.

Территориальный масштаб деятельности органа исполнительной власти связан с федеративным устройством Российской Федерации и означает пределы территории , на которую распространяется действие его актов управления.

Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов по реализации их задач, функций, полномочий и ответственности находит свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах. Например, постановлением Правительства от 24 ноября 1999 г. утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилишно-коммунальному комплексу, в котором определены его назначение, основные задачи, функции, права, обязанности и структура.

Государство — это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Его воздействие охватывает широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов. Посредством законов, правительственных программ и функционирования своего аппарата государство придает десяткам миллионов индивидуальных воль и усилий целенаправленность, согласованность и позитивную результативность.

Органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, повседневно выполняют значительный объем этой работы по практической реализации управленческих задач и функций государства . От других государственных (законодательных и судебных) органов они отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они специально созданы для того, чтобы осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Это вытекает из принципа разделения властей . Объекты их управления — экономическая, социально-культурная и административно-политическая сферы, их отрасли, комплексы, организации и т. п. Выполняя свои управленческие задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но вправе и сами издавать в пределах своей компетенции правовые акты управления , обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами , т. е. обладают гражданской правоспособностью.

Действуя в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными органами, органами прокуратуры , а также с негосударственными организациями осуществляется в различных организационных формах (представительства , согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).

Ясно, что органы исполнительной власти, являясь видом государственных органов, выступающих от имени государства, в этом своем качестве отличаются от исполнительных органов местного самоуправления , коммерческих и некоммерческих организаций , решающих иные задачи.

Организация и деятельность органов исполнительной власти характеризуются рядом принципов, представляющих собой общие положения, основополагающие требования, важнейшие из которых закрепляются в законодательстве.

Принцип верховенства закона (ст. 4, 15 Конституции) предполагает формирование субординированной правовой системы государства в соответствии с юридической силой тех или иных нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладает главный закон государства — Конституция России, которой должны соответствовать все другие нормативные правовые акты и акты применения права . Однако пока отсутствует комплексный правовой акт — закон, устанавливающий соподчиненность нормативных актов, определяющий правила их применения, вступления в юридическую силу и действия. Имеются лишь разрозненные акты, регламентирующие некоторые вопросы в этом направлении.

В условиях, когда в стране началась широкая правовая (и судебная) реформа, призванная обеспечить верховенство и торжество Закона во всех сферах жизни общества и государства, крайне важно выработать механизм поддержания законности и правопорядка . Недопустимо, чтобы субъекты Федерации отдавали приоритет своим нормативным правовым актам, а не актам общефедерального характера. Административное законодательство, находясь в совместном ведении Федерации и ее субъектов, не дает последним права на принятие собственных нормативных актов, противоречащих федеральным законам.

Поскольку этих органов много и они имеют разнообразное правовое положение, целесообразно классифицировать их по существенно важным признакам сходства и различия для того, чтобы точно и всесторонне охарактеризовать правовое положение каждого из них в отдельности. Четкая классификация позволяет избежать в законодательстве и практике его применения путаницы в определении функций органов, их полномочий и ответственности, предотвратить дублирование и вмешательство одних органов в дела других. В конечном итоге классификация призвана обеспечивать более эффективную деятельность этих органов (см. схему 9).

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Хотя формально, по действующей Конституции , Президент не является главой исполнительной власти , фактически он активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов. Это выражается в различных формах: прямо, поскольку многие из федеральных органов исполнительной власти подчинены ему непосредственно, или косвенно — через Правительство либо путем назначения на должности и освобождения от должностей, а также издания своих нормативных и распорядительных актов.

Полномочия Президента в сфере исполнительной власти огромны. В соответствии со ст. 83 Конституции он, в частности:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
  • принимает решение об отставке Правительства;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России и ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;
  • по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности;
  • утверждает военную доктрину;
  • формирует Администрацию Президента;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;
  • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
  • подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • осуществляет руководство внешней политикой страны;
  • ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; в соответствующих случаях вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания.

Президент издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории страны. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, а также приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом .

Совершенно очевидно, что существующая система федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов нуждается в дальнейшем совершенствовании, так как по ряду причин она не в полной мере отвечает современным требованиям.

25 мая 1998 г. Президентом утверждено Положение о региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти. Коллегия в пределах своей компетенции содействует согласованному выполнению территориальными органами стоящих перед ними задач; совершенствованию взаимодействия территориальных органов и субъектов Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Федерации, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа) избирается гражданами России, проживающими на территории субъекта Федерации, на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа) устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Федерации (например, президент республики, губернатор края, мэр города федерального значения).бюджета , а также проекты социально-экономического развития субъекта Федерации;

  • обеспечивает исполнение бюджета и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации;
  • формирует иные органы исполнительной власти субъекта Федерации (примерная структура органов краевой, областной администрации рекомендована постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г.);
  • управляет и распоряжается собственностью субъекта Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Федерации;
  • вправе предложить органу местного самоуправления , выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Федерации, а также вправе обратиться в суд ;
  • заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
  • осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.
  • Расширение прав и повышение самостоятельности регионов, которое наблюдается в последние годы, является объективным процессом в развитии федеративного государства . В то же время недопустим любой выход за пределы установленной им компетенции, так как это означает незаконное присвоение властных полномочий. В своей практической деятельности органы исполнительной власти субъектов Федерации должны строго руководствоваться ст. 73 Конституции, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

    Юридически органы исполнительной власти субъектов Федерации не находятся в организационном подчинении аналогичных федеральных органов. Поэтому последние вправе лишь координировать работу соответствующих их профилю органов исполнительной власти субъектов Федерации (министерств, управлений, комитетов, департаментов, отделов).

    Высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего органа исполнительной власти) издает указы (постановления) и распоряжения.

    Конституция РФ 1993 г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть». И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти.

    Действующее российское законодательство, наряду с широким использованием термина «органы исполнительной власти», часто содержит упоминания об «исполнительных органах», о «государственных органах управления». А Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» характеризует субъекты исполнительной власти как «органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление».

    Наконец, Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. допустил возможность использования в одном значении терминов «исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации» и «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации». Представляется, что в таком же значении могут характеризоваться и все органы исполнительной власти, включая федеральные.

    Во всех случаях речь идет об одном и том же, а именно -- о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. тех государственных органах, в чью компетенцию входит практическая реализация ее задач, функций и полномочий. Используя современную конституционную терминологию, мы говорим в подобном смысле о субъектах исполнительной власти или же, что по своей сути адекватно -- об органах исполнительной власти. Налицо тождественность понятий «субъект исполнительной власти» и «орган исполнительной власти».

    Действующее законодательство, опирающееся на Конституцию РФ, не отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой понятий, необходимых для характеристики того вида государственной деятельности, который в наши дни предназначен для осуществления в различных сферах нашей жизни исполнительной власти. В силу этого, говоря об органах исполнительной власти, мы подразумеваем органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность. Значит, есть все необходимые основания для того, чтобы не забывать о том, что они являются органами государственного управления. В то же время возможно использование и такого собирательного термина, как исполнительные органы, для обозначения всех субъектов государственно-управленческой деятельности.

    При этом, однако, следует учитывать, что исполнительными по своей сути являются вообще все органы, осуществляющие управленческие функции и за пределами государственно-управленческой деятельности, т.е. действующие в системе местного самоуправления, в управлении внутренней жизнью государственных предприятий и учреждений, а также общественных объединений. Таким образом, итоговые позиции, относящиеся к выяснению понятия и признаков органов исполнительной власти (исполнительных органов), выражаются в следующем.

    • 1. По точному конституционному смыслу под органами исполнительной власти подразумеваются лишь те звенья государственного аппарата, которые сопутствуют органам законодательной (представительной) власти в системе разделения властей. Подобное ограничительное их понимание приводит к необоснованному выводу о том, что якобы органы исполнительной власти функционируют только на уровне РФ и ее субъектов. Опровержение такого вывода содержится как в федеральном законодательстве, так и, в особенности, в законодательстве субъектов Федерации (например, нормы о территориальных и местных исполнительных органах). В то же время Конституция РФ не содержит нормы, по содержанию которых можно было бы судить о том, какие именно государственные органы являются субъектами исполнительной власти. По смыслу же ст. 110 Конституции исполнительную власть в стране осуществляет только Правительство РФ, что вообще снимает вопрос о иных органах исполнительной власти, которые, тем не менее, фактически существуют. Наконец, нельзя не учитывать отсутствие федерального закона об исполнительной власти и ее организации, что пока приводит к тому, что лишь на федеральном уровне определяется система и структура органов исполнительной власти. Что же касается дальнейших уровней государственно-управленческой деятельности, то их организационные формы (т.е. органы управления) отличаются крайним разнообразием и отсутствием должной упорядоченности. Это дает основания рассматривать в их качестве любые организационно-правовые формы проявления государственно-управленческой деятельности, т.е. характеризовать их в качестве исполнительных органов.
    • 2. Исполнительные органы представляют собой составную часть государственного аппарата с особой функциональной нагрузкой, суть которой заключается в практической реализации задач и функций исполнительной власти в процессе управления или регулирования в сферах экономической, социальной и административно-политической жизни. Соответственно своему специфическому, т.е. исполнительному, назначению эти органы осуществляют повседневную деятельность исполнительного и распорядительного характера.
    • 3. Органы исполнительной власти являются носителями определенного объема государственно-властных (юридически властных) полномочий. Эти полномочия выражаются прежде всего в издании исполнительными органами правовых актов в пределах своей управленческой компетенции и в обеспечении их исполнения имеющимися в их распоряжении организационными и юридическими средствами (включая средства административного, т.е. внесудебного, принуждения). Наличие определенного объема юридически-властных полномочий, выражаемых вовне, т.е. за пределами данного органа, -- наиболее существенный элемент компетенции органов исполнительной власти.

    Издаваемые исполнительными органами правовые акты не подменяют собой акты законодательных и судебных органов государственной власти. С одной стороны, они подзаконны, но предназначены для исполнения требований, содержащихся в законах. С другой стороны, правовые акты исполнительных органов отличаются от актов судебных органов, имеющих преимущественно негативно-юрисдикционный характер, и не выражают присущие судебным органам функции и полномочия правосудия.

    • 4. Исполнительные органы представляют собой разновидность государственных организаций, в числе которых действуют также государственные учреждения и предприятия. Но последние не являются носителями государственно-властных полномочий, не выполняют функции по реализации исполнительной власти, поскольку представляют собой не органы государства, а соответствующим образом организованные трудовые коллективы, основным назначением которых является создание материальных ценностей (например, завод), оказание тех или иных материальных услуг, наконец, осуществление социальных функций (например, больница, школа).
    • 5. Исполнительные органы также представляют собой определенные трудовые коллективы, формируемые государством в соответствии с их целевым назначением на базе определенной организационной структуры. Имеется в виду внутреннее построение органа, предполагающее наличие совокупности государственных должностей (штаты), распределение между ними обязанностей и ответственности, определение объема полномочий каждого работника (должностного лица), занимающего соответствующую государственную должность государственной службы. Именно государственные служащие составляют сердцевину штатной характеристики органов исполнительной власти (исполнительных органов).
    • 6. Органы исполнительной власти обладают оперативной самостоятельностью, границы которой устанавливаются закрепленной за ними компетенцией; последняя определяет основы правового положения данного органа либо в нормах Конституции РФ (например, Правительства РФ), либо в нормах конституций и уставов субъектов РФ, либо в нормах федерального и регионального законодательства, либо, наконец, в нормах индивидуальных положений о них, утверждаемых в установленном порядке. Компетенция исполнительного органа выражает его задачи, обязанности, полномочия и ответственность.

    В ее рамках исполнительные органы совершают юридически значимые действия, выражающие их административную право- и дееспособность. В этом смысле наиболее показательны различные варианты нормотворческой (установление правил поведения), правоисполнительной (обеспечение реализации законодательных и подзаконных правил поведения) и правоохранительной (наблюдение за правильностью проведения в жизнь правовых норм) деятельности.

    • 7. Характеризуя исполнительные органы в целом, необходимо учитывать, что практически от их имени действуют и, соответственно, представляют их в конкретных управленческих отношениях должностные лица, сами по себе, естественно, исполнительны ми органами не являющиеся.
    • 8. Каждый орган исполнительной власти имеет определенный для него действующим законодательством территориальный масштаб деятельности, учитывающий особенности федеративного устройства РФ.
    • 9. Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством РФ и ее субъектов, Президентом РФ, главами республик, входящих в состав РФ, либо по представлению глав администрации краев, областей и т.п. соответствующими представительными (законодательными) органами власти.

    Таковы наиболее общие черты, совокупность которых позволяет получить необходимое представление об административной правосубъектности органов исполнительной власти (исполнительных органов), или же органов государственного управления.

    Орган исполнительной власти -- структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

    Статус органа исполнительной власти - это наиболее характерный для административного права и специфический административно-правовой статус юридических лиц как субъектов отрасли. Зачастую для молодых специалистов, нерадиво относившихся к изучению нормативно-правового материала по курсу учебной дисциплины административного права, поступающих на службу во властные органы становится небольшим "открытием", что этот орган является юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, имеет собственный баланс, самостоятельно выступает в качестве истца и ответчика в судах, несет гражданско-правовые обязательства и т.п. Это действительно не главное, с точки зрения теории административного права, но забывать об этом, по нашему мнению, тоже не стоит. С учетом указанных обстоятельств станет более понятной и доступной и структура органа, и сущность его природы, исчезнет определенная сакральность из представлений об органах государства.

    Специфика данного административно-правового статуса заключается в его исключительности. Органы исполнительной власти - это специально создаваемые для целей реализации задач и функций государственного управления коллективные образования (организации, юридические лица), наделенные властными полномочиями в определенной сфере.

    Термин "орган" сам по себе обозначает организационное начало в системе государственного управления, как, впрочем, и любого другого. Органы человеческого организма - это тоже элементы функциональной организации клеток в теле человека. Органы государства - это структуры, объединяющие людей (как клетки) для выполнения функций государства. А.Ю. Тихомиров отмечает, что "государственные органы выступают главным носителем функций государства, обеспечивая как его устойчивость, так и приспособление к меняющимся условиям политического, экономического и социального развития" *(146).

    "Орган государства" (или "государственный орган") - это термин, являющийся родовым по отношению ко всем организационным структурам, выполняющим функции государства. Следовательно, органы исполнительной власти являются важным, но единственным элементом системы органов государства. В нее входят также органы законодательной власти, органы судебной власти, все те органы, которые по каким-либо причинам не отнесены Конституцией РФ к органам той или иной ветви государственной власти, а также организации, выполняющие отдельные государственные функции (например, Центральный банк РФ) и т.д. Сходным содержанием обладает и термин "государственный аппарат", понимаемый, в широком смысле, как совокупность всех организованных структур, выполняющих государственные функции.

    В научной литературе по вопросам административного права можно встретить и термин "ведомство". В действующем законодательстве указанный термин не употребляется собственно в прямом своем значении, однако, можно встретить многочисленные производные от него термины, такие как: "ведомственный жилой фонд", "внутриведомственный контроль", "ведомственная подчиненность" и т.п.

    Д.Н. Бахрах под административным ведомством понимает "систему организаций, организационно подчиненных одному органу исполнительной власти" *(147). Однако при этом данный автор отмечает, что наряду с административными существуют и иные государственные и негосударственные ведомства. Таким образом, термин "ведомство" носит универсальный характер, обозначая совокупность учреждений, предназначенных для обслуживания определенной отрасли государственного управления. В состав ведомства входят объединенные под началом органа исполнительной власти предприятия и учреждения, имущество которых, как правило, является государственной собственностью. Следовательно, "ведомственное" значит находящееся в ведомстве того или иного органа, административно подчиненное ему. "Подведомственность" означает нахождение в ведомстве конкретного органа исполнительной власти.

    Термин "исполнительный орган" не равнозначен термину "орган исполнительной власти", поскольку исполнительные органы имеет практически всякая социальная система (и коммерческая организация в лице генерального директора, президента и т.п., и система местного самоуправления в лице управы, местной администрации и т.д.). Исполнительный орган - орган, выполняющий непосредственно организующие, обеспечивающие функции в рамках управления системой. Органы исполнительной власти являются исполнительными органами государства, но не они одни. К исполнительным органам можно отнести в какой-то части и институт Президента РФ, не входящий в систему органов исполнительной власти. Кроме того, в его административно-правовом статусе сфокусированы разнообразные функции государства, в том числе и не носящие собственно исполнительного управленческого характера (например, функция по определению основных направлений внутренней и внешней политики России). Присутствующий в действующем законодательстве термин "исполнительный орган государственной власти" равнозначен термину "орган исполнительной власти", поскольку государственная власть в Российской Федерации реализуется в качестве исполнительных только органами исполнительной власти.

    Термин "исполнительный орган" родственен термину "управляющий (управленческий) орган", с тем лишь замечанием, что управление понимается применительно к данному термину в узком, собственном, смысле этого слова, как деятельность по реализации и организации управления. В противном случае управленческим можно назвать любой орган социальной системы, как отвечающий за одну из управленческих функций (включая функцию принятия стратегических решений о направлениях развития системы).

    Нужно отметить, что статус органа исполнительной власти и само введение в законодательство термина "исполнительная власть" вызывает ряд обоснованных претензий со стороны признанных специалистов административного права. Так, Ю.М. Козлов вполне закономерно указывал на то, что существовавшее ранее лишь в теории понятие "органы государственного управления", включавшее в себя полный спектр органов, созданных государством для осуществления государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности от имени государства, не вполне удачно заменено Конституцией РФ 1993 г. на понятие "органы исполнительной власти", которое связано с четко определенным кругом субъектов права, в который не входят, в частности, Президент РФ и Прокуратура РФ. *(148)

    Действительно, современная система органов государства, при всей своей видимой стройности отличается определенной размытостью. Вместо положенных трех систем государственных органов (органов исполнительной, законодательной и судебной власти) мы имеем указанные системы в сочетании с самостоятельными и независимыми от систем органами и организациями, выполняющими отдельные государственные функции. Такие видимые недостатки организации системы в каком-то смысле являются ее достоинствами, поскольку существование каждого "отрезанного ломтя" системы органов обусловлено необходимостью либо выведения органа из-под управляющего начала системы в целях обеспечения действия "системы сдержек и противовесов" и законности (как в случае с органами Прокуратуры РФ), либо осуществления государственного управления специфическими процессами с помощью определенных специфических же методов, реализация которых в рамках традиционной для системы структуры органа власти невозможна (как в случае с Центральным банком РФ), другими соображениями повышения эффективности государственного управления.

    Тем не менее в соответствии с Конституцией РФ и нормами некоторых других актов административного законодательства органы исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти имеют четкий и ярко набор прав и обязанностей. Прежде всего, статус органа исполнительной власти и всей системы органов определяется следующими нормами Конституции РФ:

    государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10);

    государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11);

    вопросы установления системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти, находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71);

    система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом; в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77);

    федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч.ч. 1 и 2 ст. 78);

    органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ч. 3 ст. 78);

    Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78);

    исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ст. 110);

    Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ст. 112).

    На основе указанных норм становятся очевидными несколько принципов, поясняющих место органов исполнительной власти в системе органов государства:

    1. Органы исполнительной власти - это та часть государственного аппарата, на которую непосредственно возложены задачи и функции исполнительной власти. Следовательно, органы исполнительной власти - это органы, специально созданные для целей исполнительной власти. Существуют также некоторые органы и организации, выполняющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями. В таком качестве, как правило, выступают органы, не отнесенные ни к одной из систем органов государственной власти, а также организации, наделенные властными полномочиями. Эти органы и организации не входят в систему органов исполнительной власти.

    2. Следует иметь в виду, что местное самоуправление самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

    Следовательно, органы местного самоуправления, которые по своему характеру также могут являться исполнительными, не являются органами исполнительной власти в том смысле, который придает этому термину Конституция РФ. По своей природе, отношения, возникающие в ходе реализации местного самоуправления, идентичны управленческим правоотношениям, регулируемым нормами административного права, т.е. отношениям в сфере государственного управления. Однако местное самоуправление - это институт гражданского общества, а не государственный институт. Органы местного самоуправления, по своей природе, не являются органами государства, поскольку формируются на местах. Их власть, предоставленная им местным населением, хотя и основана на нормах особой подотрасли конституционного права, является не государственной, а общественной.

    3. Принцип разделения властей, установленный в Конституции РФ и последовательно реализуемый в устройстве государственного аппарата обусловливает самостоятельность системы органов исполнительной власти, ее относительную независимость по отношению к органам, представляющим законодательную и судебную власть в Российской Федерации. Система сдержек и противовесов, предусматривает, что органы исполнительной власти, с одной стороны, не подчиняются организационно ни законодательным (представительным) органам, ни судам судебной системы России. С другой стороны, органы исполнительной власти не имеют никаких властных полномочий по отношению к судам и законодательным органам. Взаимодействие между самостоятельными системами органов различных ветвей власти осуществляется строго в соответствии с законодательными предписаниями, принимаемыми в соответствии с принципами организации государственной власти в стране, закрепленными в Конституции РФ.

    4. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеративным устройством государства как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Таким образом, принцип федерализма - один из центральных принципов организации системы органов исполнительной власти в нашей стране. На уровне каждого субъекта Федерации в отдельности и на федеральном уровне в целом осуществляются законодательная, исполнительная и судебная власть. Исполнительная власть реализуется на уровне субъектов Российской Федерации как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, созданными ими для осуществления своих функций, так и специально созданными органами исполнительной власти субъектов Федерации.

    5. По предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти, т.е. региональные органы функционально подчинены органам федеральным в случаях, когда управленческие проблемы возникают в сфере, которую Конституция РФ относит к предметам ведения Федерации или к предметам совместного ведения. Таким образом, органы исполнительной власти функционируют на основе принципа единства их системы.

    Орган исполнительной власти - сложное социальное явление, характеризующееся рядом специфических характеристик. С правовой точки зрения, эти характеристики складываются в отдельные элементы административно-правового статуса. В административном праве выделяют следующие элементы статуса органа исполнительной власти (признаки органа исполнительной власти):

    1. Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Это центральный признак органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти представляет собой совокупность полномочий органа по предметам его ведения. Полномочия, в свою очередь, это права и обязанности органа в отношении принятия правовых актов, а также осуществления других государственно-властных действий.

    Понятие компетенции - одно из самых сложных и важных понятий теории конституционного и административного права. Традиционно ученые обнаруживают четыре обязательных элемента компетенции органа исполнительной власти:

    цели и задачи деятельности;

    обеспечивающее решение поставленных управленческих задач функции органа;

    совокупность правообязанностей, т.е. полномочий органа, обеспечивающих, в свою очередь, реализацию функций органа;

    организационные формы и методы деятельности органа. *(149)

    Современное административное законодательство предлагает универсальную классификацию функций органов исполнительной власти. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено выделение пяти основных разновидностей функций федеральных органов исполнительной власти. Поскольку система федеральных органов исполнительной власти наиболее развернутая и отягощенная наибольшим числом управленческих задач, можно предположить, что приведенные ниже пять групп функций являются универсальным и исчерпывающим комплектом функций для любой системы органов государственного управления.

    а) Функции по принятию нормативных правовых актов: издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

    б) Функции по контролю и надзору:

    осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных общеобязательных правил поведения;

    выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

    регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

    в) Правоприменительные функции: издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

    г) Функции по управлению государственным имуществом: осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

    д) Функции по оказанию государственных услуг: предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения или иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

    С точки зрения теории права, указанная классификация страдает, как минимум, одним недостатком: неоправданно узко дает понятие правоприменительных функций, поскольку для юридически грамотного человека является очевидным то обстоятельство, что в правовом государстве абсолютно все функции органа власти, если они не являются правотворческими, являются правоприменительными.

    Структура полномочий органа исполнительной власти также неоднородна. В нее входят права и обязанности исполнительно-распорядительного, контрольно-надзорного, нормотворческого характера.

    Все перечисленные элементы компетенции находят свое отражение, как правило, в утверждаемых высшими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Правительством РФ, а иногда также Президентом РФ положениях о конкретных органах исполнительной власти.

    2. Орган исполнительной власти выступает от имени государства (Российской Федерации) или его субъекта (субъекта Российской Федерации), т.е. ни одно действие (бездействие), производимое органом исполнительной власти, его должностным лицом не может осуществляться "вне протокола", что обусловливает невозможность использования "административного ресурса" в личных целях руководства, должностных лиц органа исполнительной власти.

    3. Права органа исполнительной власти по применению мер воздействия на управляемых субъектов, включая принудительные меры, одновременно являются его обязанностями по отношению к государству, наделившему его соответствующими правами.

    4. Орган исполнительной власти является органом, прежде всего, правоприменительным, поскольку и его правотворческие полномочия - следствие предписаний действующего массива законодательства, в узком смысле этого слова, а вся его деятельность подчинена принципу законности.

    5. Орган исполнительной власти основан на принципах профессионализма. Ответственные должности в органах исполнительной власти занимают, как правило, лица, обладающие специальным административно-правовым статусом государственного служащего.

    6. Орган исполнительной власти является структурно организованной единицей государственного аппарата, системы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти разделяется на департаменты, управления, отделы в зависимости от функциональной направленности деятельности той или иной структурной единицы. Многие органы исполнительной власти имеют в своей структуре специальные совещательные органы (коллегии и т.п.).

    7. Деятельность органа исполнительной власти финансируется и иным образом материально обеспечивается Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. Очевидно, что власть в ее изначальном смысле означает силу, позволяющую диктовать волю властного субъекта. Сила же должна иметь свою материальную основу. Для того, чтобы бороться с преступностью, обеспечивать охрану правопорядка, контролировать исполнение закона в экономической, социальной, политической сферах, орган исполнительной власти должен обладать материальными ресурсами. Источником таких ресурсов является государство, а точнее: государственный бюджет, формируемый в основном за счет налоговых поступлений.

    8. Орган исполнительной власти в процессе реализации его компетенции принимает особые правовые акты - акты управления, отличающиеся от всех иных правовых актов своими юридическими свойствами, порядком принятия и вступления в силу, порядком действие и т.д.

    Сбалансированность всех указанных элементов статуса органа исполнительной власти является залогом эффективности его деятельности. Предметы ведения органа должны соответствовать предоставленным ему полномочиям, а профессионализм быть достаточно высоким для реализации таких полномочий. В то же время структура органа должна позволять профессиональным служащим использовать свои познания и навыки в наибольшей степени, а вся структура органов исполнительной власти обеспечивать оптимальное взаимодействие органов между собой в решении насущных задач государственного управления и рациональное распределение предметов ведения и полномочий между элементами системы.


    Введение 2

    1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти 3

    2. Административно - правовой статус органов исполнительной власти 6

    2.1.Президент РФ 6

    2.2. Правительство Российской Федерации 10

    2.3. Федеральные органы исполнительной власти 13

    2.4. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти 19

    2.5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 21

    Заключение 26

    Список литературы 27

    Введение

    Органы исполнительной власти (англ organs/bodies of executive) - в РФ органы гос-ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос-ное руководство и исполнительно-распорядительную деятельность в сфере гос-ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные органы (высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ; центральные федеральные О.и.в. - министерства, гос-ные комитеты и ведомства при Правительстве РФ); б) О.и.в. субъектов РФ (президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, гос-ные комитеты и ведомства). Они составляют единую систему О.и.в., возглавляемую Правительством РФ.

    О.и.в. либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением.

    О.и.в. осуществляют особый вид гос-ной деятельности - исполнительно-распорядительную. Они непосредственно реализуют акты представительных органов законодательной власти, указов Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, нормативных указов Президента и нормативных правовых актов руководителей глав администраций субъектов РФ, постановлений и распоряжений вышестоящих О.и.в.

    По характеру полномочий различают О.и.в.: общей компетенции (ведающие всеми или многими отраслями гос-ного управления, напр., Правительство РФ и правительства субъектов Федерации) и специальной компетенции (ведающие отдельными отраслями или сферами управления - министерства, гос-ные комитеты и др. ведомства Федерации и ее субъектов)

    1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

    Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

    Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

    1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

    2. Органы исполнительной власти - это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

    3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

    а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

    б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

    в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

    г) единство системы государственной власти;

    д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

    е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

    ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

    з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

    4.Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

    5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

    6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

    7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

    а) исполнительно-распорядительная деятельность;

    б) контрольно-надзорные функции;

    в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

    г) нормотворческая деятельность;

    д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

    8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

    9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой - результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

    10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

    11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

    12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

    13. Орган исполнительной власти - юридическое лицо - имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

    14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

    2. Административно - правовой статус органов исполнительной власти

    2.1.Президент РФ

    Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

    Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.
    Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает доктрину национальной безопасности и военную доктрину; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции).
    Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

    Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, непосредственно руководит деятельностью ряда таких органов. Положения о названных органах утверждаются Президентом. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Он вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему.

    Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.Исполнительная власть (2)Реферат >> Государство и право

    Государственного управления; · административно-правового статуса граждан (физических лиц);· административно-правового статуса органов исполнительной власти ; · государственной и муниципальной службы...

  • Исполнительная власть в РФ понятие, признаки, принципы и тенденции развития

    Реферат >> Государство и право

    Деятельности исполнительной власти - 15 Глава 2. Органы исполнительной власти - 20 2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти - 20 2.2. Виды органов исполнительной власти - 25 2.3. Система органов исполнительной власти ...

  • Исполнительная власть в РФ понятие, признаки, тенденции развития

    Курсовая работа >> Государство и право

    Существенный элемент компетенции органов исполнительной власти . Издаваемые исполнительными органами правовые акты не подменяют собой... И.А. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ. Хабаровск, 1999 15. Бачило И.Л.Исполнительная власть в...

  • Исполнительная власть в РФ (4)

    Реферат >> Государство и право

    Системы и структуры органов исполнительной власти , но и устанавливал правовой статус органов , входящих в эту... и установления правового статуса органов исполнительной вла­сти . Общие принципы организации органов государственной власти также содержатся...


  • © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча