15.02.2019

Престольный праздник в бывалино. Детский приют Бывалино: глазами очевидцев и прокуратуры


28 сентября 2017 года прошли торжественные мероприятия, посвященные дню памяти великомученика и чудотворца Никиты Готфского, в честь которого освящен один из престолов Бывалинского храма.

25 лет минуло в этом году с начала восстановления Никитского храма, с начала возрождения прихода и приходской жизни. Много событий было в новейшей его истории. Одно из них – возрождение дореволюционной традиции торжественной организации престольного праздника со всем торжеством его Богослужения, широтой ярмарки и красочностью праздничного концерта.

Следуя церковной традиции, праздник начался со всенощного бдения, совершаемого накануне вечером. Особую торжественность придает этой службе пение акафиста святому великомученику Никите перед его чудотворной иконой.

В самый день праздника с утра настоятелем храма священником Андреем Филиппенко в сослужении клирика храма протодиакона Евгения Шевчука был совершен водосвятный молебен. Затем была совершена божественная литургия, помолиться за которой собралось, несмотря на будний день, много прихожан и гостей. Богослужение совершали клирики храма в сослужении настоятеля Покровско-Васильевского монастыря игумена Андрея (Тонкова), а также клириков Павлово-Посадского благочиния Московской епархии и представителей Владимирской и Пензенской епархий.

Затем была отслужена заупокойная лития на могиле игумена Амвросия (Шевчука), трудами которого и был возрожден храм и приход.

Традиционная праздничная трапеза уже ждала прихожан и паломников. Ответственный по социальному служению и благотворительности в Павлово-Посадском благочинии священник Павел Филиппенко благословил «ястие и питие» в трапезной на территории детского лагеря «Никита», где полноценно пообедать в этот праздничный день мог каждый, кто пришел сюда молитвенно почтить память святого великомученика Никиты.

Концертная часть программы, как всегда, проходила на открытом воздухе. Сцена работала целый день. Выступали здесь и местные творческие коллективы, и гости, и никитята. Детский образцово-показательный оркестр имени А.Васильева из г. Балашихи уже не в первый раз выступал на приходской сцене.

Широкая ярмарка, на которой были представлены самые разнообразные товары, привлекала внимание гостей. Здесь можно было приобрести кованые изделия, изделия из бересты и глины, подушки, одеяла и постельное белье, а также авторские работы рукодельниц мастерской «Шмель», игрушки и сувениры, сладкую вату и молочные коктейли, и, конечно же, выпечку Бывалинских поваров.

Несколько достаточно объемных шедевров кузнечного искусства привлекали к себе желающих сфотографироваться.

Для детей были организованы мастер-классы по бисероплетению, изготовлению мягкой игрушки, кузнечному делу. На детской площадке разместились аттракционы русских забав «Закрутиха».

Очень красивыми костюмами и мастерством управления лошадьми порадовал зрителей конный клуб «Готфы». Свои номера показали и гости - СДЮШОР «Белка».

Завершали этот праздник дорогие гости – профессиональные артисты -друзья Юрия Лозы. Не обращая внимания на достаточно прохладную погоду до позднего вечера сверкала огнями Бывалинская сцена.

Завершающим штрихом гуляний стал торжественный праздничный фейерверк.

После 13 лет благополучной работы . В подмосковной прокуратуре считают, что здесь серьёзно нарушены санитарные нормы. После визита в Бывалино специалистов СЭС суд принял постановление о закрытии приюта. Корреспонденты православной телестудии Неофит несколько раз ездили в детский приют в Бывалино. Вот каким они увидели приют:

“Детский подарок Патриарху” скачать видеосюжет

“Масленица в Бывалино” скачать видеосюжет

“Богослужение в поле” скачать видеосюжет

Война приюту

Подмосковный детский православный приют “Никита”, существующий уже 13-й год, – один из самых знаменитых в России. Его основателя и руководителя – игумена Амвросия Святейший патриарх Алексий II наградил орденом, а губернатор Московской области Борис Громов – почетным знаком. И вот этот игумен бьет в набат – прокуратура Павлово-Посадского района добивается фактической ликвидации приюта, где живут 30 ребятишек.

2 февраля 2007 года в прославленный приют в деревне Бывалино пожаловали санитарные врачи. Они-то и обнаружили, что число писсуаров, унитазов и ногомоек несколько ниже нормы. В пищеблоке не хватает разделочных столов и моечных ванн для кухонной и столовой посуды, да и помещения устроены неправильно. Не на все продукты есть “удостоверения качества”. Словом, множество нарушений. В тот же день райсуд рассмотрел дело о нарушении статьи 6.3 (нарушение санитарных правил) КоАП и вынес отцу Амвросию предупреждение. Но районной прокуратуре такое наказание показалось недостаточным, и она внесла протест в областной суд, указав, что “предупреждение” – это только для физических лиц, а если к ответственности привлекается юридическое лицо, то его деятельность должна быть приостановлена на срок до 90 суток.

В переводе с юридического на русский это означает, что приют должен быть закрыт. Игумен Амвросий рассказывает, что в прокуратуре уже готовились “изымать детей”, но позиция районного суда стала сюрпризом. А областной суд решение первой инстанции отменил, и теперь приют можно ликвидировать в любую минуту.

Отец Амвросий – человек смиренный:

– Пожарные распорядились перевести спальни из деревянной мансарды в кирпичное помещение. Перевели. Сигнализацию пожарную сделали. Учения проводим – уже за 2 минуты эвакуироваться научились. И предписания СЭС мы тоже готовы выполнить, но перестройка здания требует времени и денег.

Монахини, живущие и работающие в приюте, нередко являются официальными опекунами воспитанников. При оформлении опекунства департамент образования составляет акты обследования условий проживания в приюте. Вот один из них: “Дом для детей отвечает современным требованиям, просторные спальни, есть большая столовая, 2 душевые и ванная, туалеты, 5 000 книг, к детям приходит хореограф, дети обучаются в школе неподалеку от храма, обеспечены питанием, одеждой, обувью, а также “необходимыми условиями для всестороннего развития”. А еще в доме теплые полы.

Я мог бы написать и о выпускниках приюта, становящихся солдатами и музыкантами… Но, по-моему, и так очевидно – эта история очень похожа на дело учителя Поносова, о котором президент сказал – “чушь собачья”.

Особенно для Павловского Посада, где коммунальная катастрофа стала нормой жизни, а СЭС и прокуроры в приюте писсуары пересчитывают.

В деревне Бывалино Павлово-Посадского района Подмосковья уже 12 лет работает православный детский приют «Никита». 12 лет десятки детей, которые могли бы побираться по подвалам и вокзалам, находят здесь дом, любовь, судьбу. С обитателями «Никиты» познакомился корреспондент журнала “Нескучный сад” диакон Федор КОТРЕЛЕВ.

«Никитины» дети

Жила-была в Москве девушка, православная. Духовник у нее был, она с ним советовалась. А работала она в одном из московских домов ребенка. И вот как-то раз увидела она маленького мальчика Сашу, аутиста, родители от него отказались еще в роддоме. Мальчик так понравился девушке, что она прямо загорелась его усыновить. Стала даже документы оформлять. Приходит к духовнику, а он ей и говорит неожиданно: не надо, у тебя ничего не получится. Куда деваться такой девушке? Она знала куда. Она приехала в Бывалино к игумену Амвросию в приют «Никита»: «Батюшка, вот духовник не благословил, но так уж жалко мальчика! Давайте я подстрахуюсь вами, вы у меня будете как тыл». В Бывалине никого не прогоняют, это принцип, и отец Амвросий согласился быть тылом. Девушка оформила свою маму опекуном над Сашей, и все было бы прекрасно, если бы тот московский батюшка не оказался - в данном случае - прозорливым. Через какое-то время девушка попала в секту и с тех пор исчезла. Ни мать, ни отец, ни бабушка не знают, где она. А мальчика Сашу привезли в Бывалино, и так в «Никите» стало еще одним воспитанником больше.

С виду «Никита» напоминает не сельский приходской храм, а настоящий монастырь. Несколько церквей, двухэтажные жилые корпуса, часовни с куполами и крестами и хозяйственные постройки окружают главный храм во имя великомученика Никиты - отсюда и название приюта. Все это еще обрамлено основательной оградой с красивыми воротами. Внутри ограды глаз отмечает две особенности: порядок и чистоту и продолжающееся строительство. По всему видно, что здесь много замыслов уже воплощено, но еще больше вынашивается.

Дети живут в отдельном корпусе - детском. Воспитатели «Никиты» сознательно избегают называть его детским домом, чтобы не напоминать ребятам о грустном. И это правильно: большинству воспитанников «Никиты» есть что вспомнить. Но вспоминать они не любят.

Вот 14-летний Володя. Жил он в одной деревне с родителями, а те страшно пили. Сестренку 11-месячную простудили, и она умерла от воспаления легких. Володю с братом органы опеки отправили в детский дом. Володя очень скучал по дому, несколько раз сбегал, скитался по улицам и вокзалам, как-то добирался до родной деревни, но всякий раз его возвращали опять в детский дом. До тех пор, пока его не встретили православные люди и не отправили в «Никиту». Отсюда мальчик пока убегать не собирается: «Вырасту, буду батюшкой, как наш батюшка. А еще я хочу и спецназовцем стать. Не знаете, можно это совместить?» Я рассказал Володе о Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами, и он остался доволен.

А Сережиным прежним местом жительства был подвал одного из домов Павловского Посада. Сережа жил между трубами: с одной стороны - горячего отопления, а с другой - холодного. Дом, где еще раньше Сережа жил с мамой и младшими братом и сестрой, сгорел. Мальчик убежал в подвал, где его и обнаружили воспитатели из «Никиты», а младшие все еще живут с мамой. Но скорей всего рано или поздно тоже переселятся к отцу Амвросию, поскольку мама пьет не просыхая.

Каждый воспитанник приюта имеет за плечами историю, очень похожую на Володину и Сережину. Здесь вообще нет детей со счастливым прошлым. Зато у них довольно счастливое, во всяком случае, вполне благополучное настоящее. И вот как оно выглядит.

В «Никите» 26 младших детей и шестеро старших. Младшие - это девочки и мальчики в возрасте от семи месяцев до 14 лет. Все они живут в детском корпусе, размещаясь в двух - для мальчиков и для девочек - больших спальнях. Обстановка в спальнях немного напоминает казарменную: ряды двухэтажных железных кроватей вдоль стен. Но непринужденность интерьера, картинки по стенам, рамки для вышивания с неоконченными творениями юных мастериц, ковры на полу, иконы в красном углу - все это делает обстановку спален теплой. Старшим же воспитанникам уже по 15-16 лет, и они живут не в детском корпусе, а в отдельных кельях, как большие и самостоятельные люди. Воспитателей в «Никите» шесть: все женщины, кто-то в монашеском постриге, кто-то просто миряне.

Школьники ходят в несколько окрестных школ, обычных и коррекционных, то есть предназначенных для тех детей, которые отстают в психическом развитии. Первоклассники занимаются прямо в «Никите» - так удобнее готовить их к выходу в свет, в школу. Еженедельно в «Никиту» приезжают преподаватели компьютерного дела и английского языка. Многие дети ездят в Павловский Посад в музыкальную школу. Воспитанники «Никиты» играют на скрипках, виолончели, домре и аккордеоне.
Одним словом, вздохнуть некогда.

Но такова воспитательная концепция директора «Никиты» игумена Амвросия: «Если мы не загрузим этих деток даже не на 24, а на все 25 часов в сутки, если мы скажем: гуляй смело, занимайтесь, дети, чем хотите, - они найдут чем заняться, я вас уверяю! У нас и так уже есть “товарищи”, которые прекрасно знают, в каком доме в деревне гонят самогон, а в каком торгуют паленой дешевой водкой». И «Никита» загружает своих деток. Помимо учебы, экскурсий в музей и развлечений ребята выполняют множество послушаний по хозяйству. Это и скотный двор, на котором стоят две лошади, пожертвованные знаменитым Пав лово-Посадским платочным заводом за ненадобностью, две коровы, теленок, две козы, а также довольно большие стаи кур, гусей, индюков и уток. Это и кухня, на которой дети зачастую готовят еду сами. Один из воспитанников «Никиты», 13-летний Саша, приехавший из Южной Осетии, из-под Беслана, умеет даже печь лепешки.
История этого мальчика поразительна.

До прошлого года он жил в школе-интернате под Бесланом, родителей нет. Неожиданную роль в его жизни сыграла бесланская трагедия: после нее в Осетии началась стихийная борьба не только с террористами, но и заодно с «причиной террора», то есть с русскими. Однажды в интернат пришли люди с автоматами и велели воспитателям и детям поскорее убираться вон. 400 детей оказались без крыши, к счастью, позже власти разобрались, в чем дело, и выделили интернату маленькое здание детского сада. Сейчас воспитатели пытаются удержать детей от побегов из интерната. Сашу не удержали, и он после многих приключений оказался в «Никите».

Никакого клея!

Как же воспитатели «Никиты» справляются с этими детками, отведавшими приключений и вокзалов? Помощница отца Амвросия монахиня Василия рассказывает: «Метод у нас простой: общение, общение и общение. В первый день, когда ребенок приезжает, мы предупреждаем: дорогой, здесь у нас режим. Здесь никакой водки, никаких сигарет, никакого клея! И что вы думаете? Постепенно дети привыкают. Дети ведь прекрасно чувствуют, где им хорошо, а где плохо. Все дети по самой своей природе тянутся к добру».

В «Никите» есть свои традиции, которые отец Амвросий считает очень важными. «Каждый вечер, - рассказывает он, - перед сном у нас бывает крестный ход вокруг храма. Самые послушные дети - впереди с иконами, с хоругвями. Кто похуже вел себя днем - плетутся сзади. После крестного хода все подходят ко мне под благословение, а потом бывает разбор полетов: кто провинился, кто отличился. Вечером такие беседы проводить удобнее: я всегда на месте, а утром много всяких дел».
Сотрудники «Никиты» заботятся о своих подопечных и когда те вырастают. Одна из бывших воспитанниц, Людочка, отучившись на регентских курсах во Владимире, вернулась в приют организовывать детский клирос. Правда, по распределению ей надлежало отправиться регентом на один из приходов Павлово-Посадского района, но отец Амвросий устроил так, что девушка стала помогать «Никите»: и настоятелю спокойнее, и приюту полезнее.

Кто-то из выпускников уехал в Москву учиться, кто-то поступил в семинарию во Владимире. Со всеми есть связь у воспитателей из Никиты. Правда, бывают и печальные истории. «Была у нас, - рассказывает отец Амвросий, - проблемная семья в Павловском Посаде. А в ней была проблемная девочка. Взяли мы ее к себе, жила у нас года три, стала даже помощницей вожатого в нашем летнем лагере. Но, к сожалению, став взрослой, она пошла по той же дорожке, что и ее мать: пьет, гуляет и тому подобное. И вот стала она сама мамой. Один раз стала, другой, третий. Каждый год она становится мамой! Еще, слава Богу, что рожает, а не делает аборт. Все же какое-то воспитание мы ей, наверное, дали. Так вот, эти детки все попадают к нам. Одна из них - Полина, ей семь месяцев - самая юная наша воспитанница».

Приюту «Никита» уже 13 лет. А начиналось все с обыкновенной воскресной школы. В 1992 году молодой иеромонах Амвросий (кстати, батюшка происходит из большого священнического рода: практически все близкие и дальние родственники служили или служат в алтаре) был направлен восстанавливать сельский храм в деревне Бывалино. Человек суперэнергичный и очень любящий детей, отец Амвросий сразу же решил, что при храме должна быть большая воскресная школа. Пришло лето - появилась мысль о летнем лагере. Раздобыли у военных армейские батальонные палатки, пару полевых кухонь и стали организовывать православный детский отдых. Но в какой-то момент наступил кризис. «Я увидел, что воскресная школа перестает быть средством воцерковления и начинает восприниматься как очередное развлечение для детей - как секция по теннису или кружок по рисованию. Родители остаются совсем в стороне. Стал думать, как жить дальше, а тут к нам стали поступать просьбы позаботиться о “трудных” детях.

Дата публикации или обновления 05.02.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению -
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Церковь Великомученика Никиты

    Село Бывалино.

    В вотчине Троице-Сергиева монастыря, на погосте Никитском у р. Дрозны, в 1577 г. стояла деревянная церковь Пророка Божия Илии, построенная «клецки». В книге братьев Холмогоровых «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII столетий. Вохонская десятина» значится - церковь Великомученика Никиты на погосте Никитском, на речке Дрозне, в 1577 г. находилась Московскаго уезда, в Вохонской волости, в вотчине Троицко-Сергиева монастыря, «а в церкви образы, и книги, и ризы, и колокола все строенье мирское».

    В летописи Никитской церкви записано: «До начала семнадцатого столетия по преданию, в сем приходе существовал храм во имя Пророка Илии, на месте престола которого находится каменный столп. Что церковь была Ильинская - это подтверждается сохранившимся благочестивым обычаем совершать молебствия сему святому в день его памяти одним селением Бывальнею, и еще подтвердилось всеобщим желанием прихожан устроить престол в новом каменном храме в честь Илии Пророка , дабы навсегда сохранить в потомстве память о существовавшем Ильинском храме».

    В писцовых книгах 131-132 (1623-1624) гг. о погосте Никитском, на речке Дрозне, записано: «...у церкви на церковной земле во дворе поп Игнатий, во дворе церковный дьячек Парфенка Васильевич, во дворе просфорница Марьица, пашни середние земли 4 четверти, лесом поросла 12 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена по речке Дрозне и на Бывальне 30 копен».

    В 1881 г. во внимание к благопоспешным трудам по созиданию и благоукрашению нового каменного храма священник Тихон Матфеев Александров награжден фиолетовою скуфьею. В сем году по примеру прежних лет была обносима икона Иерусалимской Божией Матери. 7-го ноября в д. Логиново был пожар, сгорело два двора крестьян: Григория Алексеева и Александра Федотова.

    В октябре месяце был обносимы в приходе иконы Тихвинская Божией Матери и преподобного Стефана Махрищского из Махрищской пустыни, Александровского уезда, Владимирской губернии.

    Священник Тихон Александров. Диакон Михаил Лебедев. Псаломщик Александр Соколов. Смотрено декабря 7 дня 1893 г. благочинный протоиерей Павел Доброкпонский.

    В 1895 г. крестьянином Теренинской волости, д. Ефимовой Иоакимом Ивановым Чуварзиным и крестьянкой д. Бельковой той же волости, Ириной Евсевиевой Родиной вновь сделана и позлащена риза на икону Трех Святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы и сделана с одного угла этой иконы серебряная, позлащенная риза на икону Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также подсвечник медный посеребрянный и серебряная, вызолоченная лампа. Ими же устроен иконостас на сию икону.

    В сем году была обносима икона Иерусалимской Божией Матери по селениям прихода.

    1896 г. В сем году по случаю открытия мощей Святителя Феодосия Архиепископа Черниговского, усердием прихожан была написана его икона и установлено в память Святителя праздновать 9-го сентября. В сем году была обносима по селениям прихода икона Иерусалимской Божией Матери.

    1897 г. В сем году усердием прихожан устроены иконостасы на иконе Св. Великомученика Никиты и Святителя Феодосия. В сем же году по случаю тяжелой болезни местный священник Тихон Матвеевич Александров ноября 12-го дня вышел за штат, а на его место по резолюции в Бозе почившего Митрополита Сергия, определен в священника к сей церкви воспитанник Вязнинской Семинарии Алексий Михаилов Виноградов.

    В 1900 г. в октябре в Никитский приход приносима была Иерусалимская икона Божией Матери из г. Бронниц. Священник Алексей Виноградов. Диакон Иоанн Троицкий. Псаломщик Александр Соколов.

    Существующая до сего времени в д. Логиновой школа грамоты 26 октября сего года преобразована в церковно-приходскую школу . Учительницей назначена Анна Николаевна Гараздина, а законоучителем диакон Иоанн Алексеевич Троицкий. Священик Алексей Виноградов. Диакон Иоанн Троицкий.

    1902 г. 13-го октября в 9 с половиной часов вечера умер псаломщик Александр Михайлович Соколов - 39 лет, прислуживавший при сей церкви 19 лет, а 17 ноября умер диакон Лебедев. 20-го октября избран в церковного старосту на второе трехлетие крестьянин Семен Никитин Миронов.

    1903 г. В конце сего года диакон Иоанн Троицкий определен в священника в с. Новленское Бронницкого уезда.

    1904 г. В сем году начата постройка каменного двухэтажного здания для школы и сторожки. В ноябре скончался бывший настоятель местного храма - священник Тихон Матфеевич Александров: погребен при каменном храме, полевую сторону главного алтаря.

    1905 г. Продолжение постройки каменного храма.

    1906 г. Школа-сторожка постройкою в сем году окончена.

    Местный священник Алексей Михайлович Виноградов Владыкою Митрополитом переведен на другое место в ноябре месяце.

    1 декабря последовало назначение настоятелем местного храма священника Христорождественской церкви, Московского уезда Михаила Владимировича Садикова. На место уволенного за штат диакона Николая Лаврова назначен диаконом в приход Никитского храма псаломщик Подольского уезда Василий Андреевич Вознесенский. Главными недостатками прихожан являются - вино и наряды, то и другое, а особенно первое разоряют крестьян материально и развращают их нравственно. Священник Михаил Садиков.

    1908 г. В сем году в приходской жизни и в церкви все обстояло по-прежнему. Весна была очень дождлива, по осени суха.

    1909 г. В сем году в июле месяце по деревням прихода была обносима икона Божия Матерь Иерусалимская - из города Бронниц.

    По храму никаких преображений не было, так как все уплачиваются долги за постройку сторожки и школы. С июня текущего года казенная винная в нашем приходе при д. Теренино по ходатайству крестьян была прикрыта. Теперь в приходе, благодарение Богу, не имеют ни одного заведения с продажею спиртных напитков. В октябре месяце умер бывший староста церкви и строитель каменного храма - крестьянин д. Ефимовой Иван Евсеевич Чуварзин.

    В 1910 г. в мае было построено собственное здание церковноприходской школы д. Логиново. В том же месяце вступил в должность новый церковный староста - крестьянин д. Козлово Максим Федотович Колонии. По храму никаких приобретений не было, так как все еще продолжается уплата долгов по постройке школы - сторожки. В октябре месяце построен дом псаломщику на церковный счет, на что израсходовано 700 руб. и взято из церковной дачи 100 корней лесу.

    В 1913 г. в приходской жизни изменений никаких не было. Нравственность народа быстро идет под уклон. Фабрики, трактиры развращают народ более, чем того можно было бы предположить. Удержать приход от падения рядовой священник не в силах, его мало слушают, больше берут под сомнение. В приходской деятельности каждый шаг священника, хотя бы благонамеренный и на пользу прихода клонящийся, старались истолковать в другую сторону, объясняя его корыстолюбием или честолюбием. Винить в таком отношении прихожан к своему священнику одних только их было бы несправедливо: в большей или меньшей доле, но все-таки повинно в том и духовенство, своим непростительным равнодушием к чисто пастырской деятельности.

    1914 г. В сем году никаких улучшений по храму не было. Весь доход церковный внесен был в уплату долга. За пол весь долг погашен. В конце июля открылась Великая Отечественная война. Мобилизация была небывалая - собраны чуть ли не все запасные. Из нашего прихода собрано запасными человек около 150.

    1915 г. В течение всего года война продолжалась, было еще несколько наборов запасных. Небывало много выбрали у нас людей. Тяжело, очень тяжело переносить народу такую войну, но духом он не падает, хотя и весь год на войне был для нас неудачный. В сем году дал себя особенно почувствовать другой враг народный: свой домашний всех положений и рангов, пользуясь временем тяжелым, поднял цены на все необходимые продукты до небывалых размеров. Мешок ржаной муки стоил до войны 6-7 руб., теперь 11-12 руб. Пуд крупы стоил 2.80-3 руб., теперь 4 руб. - 4.20, гречневая крупа до войны продавалась по 5 коп. фунт, а теперь 9-10 коп. и так во всем. Если принять к сведению, что и муки и крупы и сахару и других первейших предметов продовольствия у нас на Руси своих изобилие, и что за границу теперь из них уже почти ничего не идет, то по неволе удивишься - откуда могла появиться такая дороговизна, как могли люди ее создать. Хитер и селен враг людской и много еще среди нас грешных верных его и послушных приспешников. Но, несмотря на такую дороговизну, народ живет по старому, если не лучше.

    В середине года стало замечаться отсутствие звонкой монеты, и чтобы придти на помощь народу Правительство выпустило замен серебряной монеты марки в 10, 15 и 20 коп. В конце года по той же нужде и с той же целью были выпущены бумажные мелкие монеты в 1, 2, 3 и 5 коп.

    1916 г. В сем году война продолжалась с прежним напряжением. Дороговизна всяких продуктов тоже возрастала. Приходская жизнь протекала по старому.

    1917 г. Мая 21 дня избран приходской совет, который начал свою работу с 21 августа. Сентября 15 дня торжественно отпраздновали 200-летний юбилей древнего деревянного храма. На торжестве присутствовали: с. Троицкого Алексей Иоаннович Никольский, Пятницкого погоста Василий Архангельский, с. Севостьяново - священник Александр Помиранцев и с. Юркино священник Александр Филиппов».

    Но вот пришла пора, о которой в 1917 г. в летописи храма служивший тогда протоиерей Михаил Садиков сделал следующую запись: «В октябре месяце произошел Государственный переворот, власть перешла к партии социалистов-большевиков (коммунистов). Началась ломка не только государственных порядков, но и социального строя, что от этого произошло - это дни Истории. Одно только считаю нужным заключить, что весь народ разбился на два лагеря - буржуи и пролетарии, причем последние были больше чем полноправные граждане, а первые - меньше чем рабы».

    1918-1921 гг. «В 1918 г. последовал декрет об отделении церкви от государства. На церковной жизни прихожан этот декрет нисколько не отразился, еще не было ни одного случая, чтобы прихожане обходились без церковнаго благославления в важныя минуты жизни.

    В 1920 г. было открыто Богородское викарианстство и Епископом Богородским назначен Преосвященный Никанор из Архимандритов Никольского единоверческого Московскаго монастыря.

    В 1919 г. церковный староста П.М. Колонии от должности отказался, 11 мая был избран новый - крестьянин д. Стремянникова Иван Яковлевич Павлов.

    За эти годы хозяйственная жизнь народа быстро разрушалась, а вместе с тем росла дороговизна на все. К концу 1921 г. цены стояли следующие: пуд муки - 140 000 тысяч рублей, картошки - 20 000, пуд капусты - 18 000 руб., 1 фунт растительного масла - 20 000 руб., 1 фунт сахару - 35 000 руб. Корова стоит - 3 000 000 руб. и более, лошадь то же в этих ценах, 1 фунт соли 2500 р., 1 коробка спичек 1800 руб., простой нож 10 000 руб. и т.п. Священник Михаил Садиков.

    1922 г. Страшный голодный год. Вместе со всеми голодали и мои прихожане. Зимою сильно свирепствовал тиф, особенно в д. Логиново, а весною дизентерия. Голод и страшная эпидемия много народу уложило в могилу. За хлебом ездили по всей России: поездки сопровождались нечеловеческими муками, которыя, конечно, будут описаны на страницах истории.

    1923 г. Народ стал оправляться от голода, государственная жизнь понемногу налаживается. Антирелигиозная пропаганда ведется с особою настойчивостью. Церковь подавлена и молчит и со скорбию смотрит на безумия человеческие. В сем году, к великому прискорбию верующих, правящая церковь разделилась на два враждующих лагеря - на обновленцев и «тихоновцев».

    1924 г. Разделение в приходе продолжается, но вражда между верующими значительно сокращается. Приходит отрезвление, раздаются голоса о необходимости объединения. В нашем храме старостою церковным избран крестьянин д. Козлова - Семен Прокопиевич Горячев, проходит свою службу с особым усердием. Безумный натиск безбожия продолжается: сеет много, а пожинают очень мало. Церковь вынужденно молчит: духовенство - самые бесправные обыватели, хотя разные налоги взыскиваются более чем аккуратно и при том налоги очень внушительные. Епископы часто сидят в тюрьмах, или же пребывают в Соловках, Коми и других курортах прекраснаго севера. В настоящее время в Соловках находится наш Богородский Епископ Преосвященный Платон, назначенный в 1923 г. после смерти Епископа Никанора.

    1925 г. В деревянном храме паперть между храмом и колокольней устроена в 1817 г.: в том же году весь храм был покрыт железом, при чем последнего было куплено на 2214 рублей. Плотникам отдано 475 руб., кровельщикам 110 руб. (1817 год). Иконостас поновлен и позолочен в 1818 г., на что расходу последовало 2775 руб. Церковь расписана внутри в 1819 г. Израсходовано в первом году 512 руб. 55 коп. и во втором 537 руб. Обшита церковь тесом в 1825 г.: в том же году и окрашена: всего израсходовано приблизительно 3500 руб. Относительно ограды и фундамента в приходо-расходных книгах за эти годы упоминаний нет. Следовательно, они были сооружены раньше 1808 г. В сем 1925 г. крыша храма и стены выкрашены масляными красками, на что потрачено 1200 рублей.

    1926 г. В начале сентября сего года избран церковный староста гражданин д. Логинова Семен Поляков.

    1927 г. За 210 лет существования храма в сем году впервые в нем было архиерейское служение: служили Преосвященный Никита 10 января и 15 сентября. В сентябре же месяце Преосвященный Никита перемещен в Нижний Тагил Уральской области. К престольному празднику были реставрированы три иконы: Спасителя, Божией Матери и Пр. Сергия. Реставрировал художник-реставратор Петр Иванович Орлов за 500 руб. В последние месяцы года весь храм внутри был выкрашен, и пол - все работы стоили 750 рублей.

    1928 г. Иеромонах Иоанн - в мире протоирей Московский Георгиевской, что на Малой Дмитровке, церкви Иоанн Александрович Соколов 28 сентября /11 октября 1928 г. в Московской Харитониевской, что в Огородниках, церкви за Божественной Литургией Преосвященными: Митрополитом Нижнегородским Сергием, Архиепископом Оренбургским Дионисием, Хутынским Алексием, Рязанским Ювеналием, Вятским Павлом, Звенигородским Филиппом, и еп. Дмитровским Амвросием, содействующу Св. Духу, рукоположен во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

    В ночь на 3 октября злоумышленники, выпилив входную дверь, проникли в храм и похитили следующее: дарохранительницу, крест напрестольный и ризы с икон - Св. Николая, Воскресения Христова и иконы Божия Матери Ахтырской - все вещи серебряные

    В д. Бывалино 17 января 1917 г. в крестьянской семье родился Василий Павлович Мишин (1917-2001), академик, заместитель С.П. Королева (сменивший его затем на посту Генерального конструктора ракетных комплексов боевого и научного назначения), ученый в области машиноведения, организатор ракетно-космического инженерного образования.

    К 2000-летию Рождества Христова силами общины церкви Великомученика Никиты в с. Логиново была построена на месте разрушенной в годы гонений часовни новая, каменная часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Часовня строилась по проекту архитектора Андрея Казначеева.

    Деревня Логиново известна по документам с конца XVI в., когда писцы Троице Сергиева монастыря составляли опись всех сел и деревень Павловской волости, пожалованной царем Иоанном Грозным монастырю: «Деревня Логинова на речке Дрозне пашни паханые серой земли 50 четей да лесом поросло 24 чети с осмотром в поле, а в дву потомуж, сена 40 копен... крестьянских 10 дворов, да бобыльских 8 дворов, в том числе 2 вдовы и 2 приходца».

    Соседняя с Логиновым очень большая д. Данилово была населена как православными, так и раскольниками. В Данилово была каменная православная часовня, сломанная в советское время, и деревянный Никольский и Казанской иконы Божией Матери старообрядческий храм, уничтоженный в 1930-х гг. Данилово входило в земельное владение помещиков Никольского, Загарья тож. Уже в 1794 г. д. Данилово была населенней всех окрестных деревень и сел, тогда в ней было 44 двора с населением 381 человек. В 1876 г. в Данилово было 21 заведение по обработке металлов (в основном бронзы - литьё и последующая обработка) со 160 работниками, выпускавшими товара на 81 050 руб. в год.

    В 2003 г. в поселке Мехлесхоз была построена деревянная часовня Святителя Филиппа митрополита.

    В приходе Никитской церкви с. Бывалино была и д. Козлово.

    В приходе храма с. Бывалино находится и д. Теренино. Деревни Логиново и Теренино разделяет река Дрезна, а Теренино и Ефимово сейчас почти слились друг с другом.

    В приходе храма с. Бывалино была и д. Ефимово. Здесь стояла каменная часовня, разрушенная в советское время.

    Стремянниково тоже принадлежало к приходу Никитской церкви в Бывалино. В Стремянниково сохранилась каменная часовня, построенная в конце XIX - начале XX в. Эта дерев ня известна по писцовым книгам конца XVI в.

    В Назарьево часовня построена в 1912 г., на средства крестьян, владельцев фабрики в д. Филимоново, Ивана и Александра Сокольниковых. Первое упоминание о Назарьеве мы находим в писцовых книгах конца XVI в.

    В 1885 г. в Назарьево открыта земская школа. Попечителем школы был крестьянин Артемий Урин, законоучителем священник Александр Львов, учителем Сидорова.

    В 1903 г. в школу д. Назарьево поступает учителем Зинаида Павловна Розанова. Дочь священника с. Рязанцы (ныне в Щелковском районе Московской области). Она родилась в 1887 г., в 1896 г. поступила в Московское епархиальное Филаретовское училище, которое окончила в 1903 г. со званием домашней учительницы. В 1918 г. школа переехала в дом купца Урина.

    Часть населения Назарьева принадлежала к старообрядцам - неокружникам. В 1883 г. в Назарьево ими была построена моленная.

    28 сентября в день памяти святого великомученика Никиты Готфского митрополит Ювеналий возглавил Божественную литургию в Никитском храме деревни Бывалино Павлово-Посадского благочиния. Его Высокопреосвященство встречал почетный конный эскорт Православного конно-спортивного клуба «Готфы», ученики школ прихода.

    Воспитанники детского корпуса «Никита» и воскресной школы храма приветствовали владыку своим выступлением и хлебом-солью. За Божественной Литургией Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный церквей Павлово-Посадского округа протоиерей Александр Хомяк, благочинный Богородского церковного округа протоиерей Михаил Ялов, настоятель Покровско-Васильевского монастыря игумен Андрей (Тонков), настоятель храма игумен Амвросий (Шевчук), священник Валерий Волков (Сердобская и Спасская епархия), духовенство благочиния и Московской Епархии. На богослужении присутствовали исполняющий обязанности главы района О. Б. Соковиков, глава города Павловский Посад В. В. Бунин, глава компании «ИНС» И. Н. Серёгин, благотворители.

    По окончании Литургии был совершен Крестный ход счтимой иконой великомученика Никиты и чтением молитвы святому.

    По окончании Литургии Его Высокопреосвященство приветствовал настоятель храма игумен Амвросий (Шевчук). Он поблагодарил владыку за отеческое внимание и заботу не только о храме и приходе, но и о воспитанниках детского корпуса «Никита», отдых которых этим летом сопровождался особым попечением и молитвой архипастыря.

    В своем приветственном слове митрополит Ювеналий поздравил присутствующих с престольным праздником и высоко оценил труды и попечение о детях-сиротах настоятеля храма игумена Амвросия (Шевчука): «Дорогой отец Амвросий, всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братья и сестры. Я сердечно поздравляю вас с престольным праздником этого святого храма, днем памяти святого великомученика и чудотворца Никиты. Мы вчера прославляли крест Христов, вспоминая вольные нас ради и нашего ради спасения Страдания, которые Господь за грехи мира претерпел на Кресте. И вот прошло много веков с тех пор, а в памяти Церкви, в памяти верующих людей эти крестные страдания Христа являются вдохновляющими для нашей веры, для наших добрых дел. С тех пор и по ныне многие возгорались и возгораются любовью к Господу и ближним, вспоминая Крест Христов. Память святого великомученика Никиты тоже об этом свидетельствует, потому что, подумайте только, 17 веков тому назад он жил, а его подвиги, его вера, его мужество вдохновляет нас и сегодня. Он исполнил не только свой воинский и гражданский долг, но и как христианин был непреклонен в вере Христовой. Господь за это дал ему возможность напоминать о своих подвигах через чудотворения. Каждый, кто прибегал к его молитвенному покрову, за все эти 17 веков повторял, что он поистине чудотворец. Все это нас вдохновляет, обязывает нас повторять этот подвиг и благословенный путь. Говорю это под впечатлением встречи с вами, возлюбленные о Господе. Редко встретишь такой приход, где сегодня мы слышали перед причащением Святых Христовых Таин как множество младенцев давали о себе знать своими голосами и мы видели, что это молодость и будущее нашей святой Церкви. Но не только это радует, а радует то, что отец Амвросий, настоятель этого храма, по своей воле, я бы сказал, по-своему призванию принял на себя подвиг служения тем детям, которые лишены родительского крова, или родительского внимания. Через это он стал здесь подлинным духовным отцом этого прихода и тех детей, которые нашли здесь дом родной и где возрастают в мудрости, любви и благочестии. Не может этот пример не умилить, не может он не вдохновить. Я специально это говорю, чтобы услышали об этом приходе все в нашей Московской епархии. Наше духовенство, наши монашествующие должны брать с него пример, потому что мы не можем, именуясь христианами, жить только для себя. Мы должны видеть нужды других людей и стремиться уврачевать их чем можем: и словом, и добрыми делами. Я хотел бы поблагодарить и детей, которые всю службу молились с нами, и тех, кто участвовал активно в службе, и поприветствовать и заверить их, что мы и впредь будем уделять нашу любовь и внимание тем, кто нуждается в духовной и прочей помощи нашей святой Церкви. Я хотел бы, отец Амвросий, символически передать вам и пожертвование от наших приходов Московской епархии, которое используйте по своему благоразумному усмотрению.

    Но мне хотелось бы еще сказать о том, что в этом году и в эти дни мы отмечаем 200-летие Бородинской битвы и Отечественной войны 1812 года. Мы, анализируя историю, можем со всей уверенностью сказать, что не силой оружия, а верой, мужеством, любовью к Богу изгнали мы врага, который шел не только с завоевательной, но и разрушительной безбожной миссией на нашу святую Русь. Эта история вдохновляет нас на любовь к ближним, любовь к своему отечеству. Святейший Патриарх Кирилл учредил по этому случаю юбилейную медаль, на которой есть изображение Смоленской иконы Божией Матери, перед которой молились наши военоначальники и победоносное воинство наше. По благословению Святейшего Патриарха я передаю эту медаль, Вам дорогой отец Амвросий, за Ваше усердие, воспитание и совершение благих дел. Аксиос!

    Я хотел бы поблагодарить и тех, которые, вдохновляясь делами отца Амвросия, также усердно, по-христиански помогают здешнему детскому приюту. Я еще раз поздравляю, дорогие и возлюбленные отцы братья и сестры, руководителей этой благословенной земли с праздником и горжусь по-человечески этим приходом и вами, потому что вы веру свою доказываете делами своими, как это заповедано Господом и святыми апостолами. Пусть благословение Божие, благословение святого великомученика и чудотворца Никиты пребывает со всеми вами. Храни вас всех Господь!»

    Владыка вручил епархиальные медали и грамоты труженикам храма и детского корпуса «Никита». За труды в деле воспитания подрастающего поколения были отмечены наградами полковник С.Н.Мельников, подполковник полиции Г.В.Озерова, генерал-лейтенант полиции В.В.Горшуков.

    После общей фотографии Его Высокопреосвященство принял рапорт почетного конного эскорта и встретился с бывалинскими кузнецами, от лица которых Игорь Алексеевич Чижов преподнес Владыке в подарок посох из титана собственной работы. Собравшиеся воспитанники детского корпуса «Никита» получили от Владыки архипастырское благословение и подарки.

    За братской трапезой Владыка сердечно поздравил отца настоятеля и всех прихожан с престольным праздником и пожелал им крепкой веры, сил духовных и телесных, пламенного рвения в деле христианского служения во славу Божию и на благо Церкви и Отечества.

    Вторая часть праздничного дня сопровождалась ярмаркой и мастер-классами, трапезой, буфетом, батутом и выступлениями со сцены детских коллективов прихода, Никитят и гостей из Павловского Посада и Орехово-Зуева. Показали свою бравую выучку ОМОНовцы.

    Вручали награды и призы победителям традиционного творческого конкурса. Особых медалей удостоены прихожане храмаТамара Петровна Кривенкова и её супруг Владимир Иванович к 40-летнему юбилею брака.

    Конный клуб «Готфы» показал свои лучшие номера. А всё действо в этот момент отсняли на фото и видео с вертолёта матушка Капитолина (Филиппенко) и фотограф храма Лидия Петрова.

    Юрий Лоза и Николай Трубач представляли на сцене Осмолова и Гулькину, Салтыкова и Демарина, Преснякова-старшего и Гию Гагуа, «Любовные истории», и многих других. Кстати, первую часть концерта вёл знаменитый московский конферансье Валерий Москалёв.

    И фейерверки завершиливсё это праздничное действие!

    Всех с праздником!

    P.S. Кстати, в этот день отец Амвросий был приглашён Владыкой Митрополитом вместе с детьми прибытьназавтра в Кремль и сослужить правящему Архиерею в Успенском соборе Кремля, в том самом, где венчались на царство русские Цари и президенты.

    Но это другая история.


    © 2024
    art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча