15.04.2019

Дорожно-транспортные травмы



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26

с углублённым изучением отдельных предметов»

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ

И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Подготовлен заместителем директора по УВР

Виноградовой О.А.

Заслушан на педсовете 07.11.2008 г.

Старый Оскол


ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В настоящее время важное значение приобретают вопросы по созданию информационного, организа­ционного и учебно-программного обеспечения деятельности администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

На сегодняшний день предлагаются к внедрению в школьную практику социально-образовательный проект «Я и дорога», проектно-программные ориентиры по созданию комплексной системы работы, направленной на формирование культуры безопасности жизнедея­тельности, рекомендации и разработки занятий по изучению правил дорожного движения, которые в комплексе позволяют руководителям и педагогам образовательных учреждений реали­зовать современные технологии управления деятельностью воспитания и обучения детей безопасному поведению на улицах и дорогах.

С возрастанием активности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях в мире погибает 1 млн 200 тыс. человек. На долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами и увечьями. Эти данные приводятся в докладе Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения». Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершено по вине пешеходов. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения.

Ежедневно под колесами автомобилей в России погибает до 15 детей. От травм, полученных в результате ДТП, умирает до 1,5 тысячи детей, более 20 тысяч получают травмы и увечья.

Всемирная организация здравоохранения назвала детский травматизм «бичом общества». Повреждения в результате ДТП относятся к наиболее тяжким и нередко приводят к печальным последствиям. Детский травматизм в результате ДТП составляет 21,9% всех детских травм.

К сожалению, остается сложной обстановка с ДДТТ и в Старооскольском городском округе. За 9 месяцев 2008 года зарегистрирована 31 авария с участием ребят. В них 37 детей получили различные травмы. Редко какая неделя обходится без того, чтобы под колесами автомобиля не оказался ребенок. В последний день перед осенними каникулами утром в районе моста ГТП водитель «ВАЗа» совершил наезд на подростка. В результате ребенок получил травму таза, сотрясение головного мозга и был доставлен в городскую больницу. По статистике в Старооскольском городском округе более 60% всех ДТП с участием детей происходит по вине самих пострадавших. По этой причине за 9 месяцев произошло 15 аварий. Чаще всего такие ДТП происходят на территории города – 23 случая.

Самые распространенные нарушения ПДД детьми:


  1. Неожиданный выход на проезжую часть.

  2. Переход проезжей части в неустановленном месте.

  3. Переход проезжей части на красный сигнал светофора.
Печальные статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников прави­лам дорожного движения (ПДД). Даже раздаются голоса общественности (как стало известно из сообщений по телевидению) с нереальным предложением – заменить автомобили на велосипеды, или, что более реально, но вряд ли возможно, повсеместно кооперироваться автолюбителям по 2-4 человека, чтобы добираться на работу, в целях улучшения экологии городов и сокращения ДТП (дорожно-транспортных происшествий). Нам же пока, даже в масштабах нашего небольшого города, на уменьшение автомобилей в ближайшее время надеяться не приходится.

Как известно, участниками дорожно-транспортного движения являются пешеходы и автомобилисты. Безопасность дорожно-транспортного движения во многом зависит от того, какого пешехода мы воспитаем. Мы – это школа, семья и общественность.

Поэтому в основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте, изучению правил дорожного движения лежит педагогика сотрудниче­ства.

Целью каждого учебного заведения, а значит и нашей школы, являются:

Создание оптимальных условий для снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ);

Вовлечение наибольшего числа обучающихся в изучение ПДД;

Создание информационного, кадрового, организационного и программно-


методического обеспечения по вопросам профилактики ДДТТ.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким обра­зом, чтобы у каждого педагога, родителя сформировалась жизненно важная по­требность не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.

Важно, чтобы педагогический коллектив школы проводил свою работу в тесном контакте с работниками ГИБДД, родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми правил дорожного движения и их пропаганды, создавая при этом собственную педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы.

Приоритетом системы является личность каждого воспитанника, ее защита и развитие.

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма состоит административной, организаторской и учебно-методической деятельности, а именно из


  • анализа состояния вопроса;

  • подготовки нормативно-правового обеспечения;

  • планирования;

  • разработки содержания, форм и методов предстоящей деятельности;

  • методической помощи в форме памяток, советов, рекомендаций;

  • организации контроля, анализ хода и результатов деятельности.
    Работа должна быть представлена по всем направлениям и со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса по предупреждению ДДТТ: с учителями, родителями, обучающимися.
Как составную часть такой работы можно представить программу «Воспитание культуры пове­дения пешехода», которая помогает организовать работу образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, возрастанием интенсивности движения на дорогах повышается ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров. Обеспечение безопасности движения - важная государственная задача. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, кото­рых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и которым предстоит жить при несравненно большой интен­сивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являют­ся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил до­рожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные сами себе, дети, особенно учащиеся младшего школьного возраста, не умеют управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникно­вения опасности в быстро меняющейся дорожной oбcтaновкe, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естествен­ным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста и на протяжении всей учебы в школе.

Для того чтобы наладить работу по профилактике ДДТТ в каж­дой школе, необходимо создать и организовать работу отрядов юных инспекторов движения (ЮИД). В нашей школе функционирует отряд ЮИД. Его деятельность становится с каждым днём все активнее, что, безусловно, помогает в работе по предупреждению ДДТТ.

Юные инспекторы движения - это школьники, которые прово­дят большую работу по пропаганде правил дорожного движения дошкольников и младших школьников.

ЮИДовцы используют в своей деятельности для пропаганды правил дорожного движения различные формы работы: организуют беседы и кинолектории «Зеленый огонек», конкурсы «Красный, желтый, зеленый», выступления агитбригад «Светофор»; игры с малышами, соревнования велосипедистов, участвуют в создании агитплощадок и в строительстве детских автогородков безопасности движения и во многом другом.

Отряд ЮИД планирует работу на год. Работу ЮИД организует таким образом, чтобы обучающиеся чувствовали её важность для школы. Нарушение обучающимися правил дорожного движения не должны оставаться и не остаются без внимания. Их необходимо обсуждают на сборах отрядов, собраниях класса и т. д.

Если было допущено особо грубое нарушение ПДД, ставшее причиной дорожно-транспортного происшествия, в результате которого ученик получил травму или погиб, необходимо, чтобы это дорожное чрезвычайное происшествие получило широкий резонанс. Линейка, беседы в каждом классе, «молния» или «тревожный сигнал» в уголке отряда ЮИД, сигнал ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения) - вот далеко не полный перечень мер, которые должна принять и принимает школа по случаю конкретного дорожного происшествия.

Эффективным воспитательным средством является приглашение нарушителей правил дорожного движения в штаб отряда ЮИД. Члены штаба проверяют, знает ли ученик правила, почему допустил нарушение, в случае необходимости ученику даётся срок, в течение которого он должен повторить правила дорожного движения.

Если же ученик, несмотря на неоднократные замечания отряда, продолжает нарушать правила дорожного движения, то администрация школы должна вмешаться, призвав его к порядку. Члены штаба могут, в крайнем случае, также побывать дома у нарушителя. Естественно, что в проведении этой работы необходима помощь со стороны классного руководителя.

Бывает, родители оправдывают поведение дочери или сына, не желая понять, что в результате подобных нарушений их сын или дочь могут поплатиться своим здоровьем или жизнью. В этом слу­чае педагогический коллектив школы ведет разъяснительную работу с родителями. Если же и это не дает результатов, то можно обратиться за помощью в ГИБДД.

В плане работы школы предусмотрен раздел «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». При организации учебно-воспитательной работы по безопасности движения школа руководствуется комплексным планом мероприятий по профилактике ДДТТ Старооскольского городского округа.

Ежегодно в школе назначается из числа преподавателей ОБЖ школьный общественный инструктор по безопасности движения.

Совместно с органами ГИБДД организовываются методические занятия и инструктажи по правилам дорожного движения с учителями начальных классов и классными руководителями.

В школе оформлены стенды «Уголок по правилам дорожного движения» и «Школа – дом – школ» (в зданиях основной и начальной школы (филиал)), которые по мере необходимости пополняются оперативной информацией по теме безопасности движения детей и деятельности отряда юных инспекторов движения.

Особое внимание обращается в школе на безопасность движения первоклассников, с ними изучаются маршруты от дома до школы, организовывается сопровождение их через перекрёстки родителями, юными инспекторами движения. Администрацией школы обсуждается вопрос о совместном с шефствующим предприятием оформлении постоянного перекрёстка для проведения практических занятий по изучаемой теме. Для практических занятий отводится одна вторая часть каждого урока по ПДД. Планируется на прилегающей к школе территории нанести велофигуры по программе соревнований «Безопасное колесо». Недавно депутат Старооскольского городского округа Носов Е.Н. помог в оборудовании 2 «лежачих полицейских» на территории школы.

Беседы учителей и преподавателей, членов отряда ЮИД, встречи с работниками ГИБДД, водителями транспорта, ознакомление с плакатами и другими агитационными материалами ГИБДД, демонстрация соответствующих фильмов, тематические утренники, игры, конкурсы и викторины – таковы основные способы внедрения правил уличного движения в сознание детей, которые используются в школе.

Целью данного материала является способствование борьбе за безопасность поведения юных пассажиров и пешеходов на улице и включает ряд мероприятий:


  1. В начале учебного года издается приказ об организации в школе работы по предупреждению ДДТТ.

  2. Назначается ответственный по школе по безопасности движения.

  3. Организовывается обязательное систематическое изучение правил дорожного движения по 10-часовой программе согласно «Правилам безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах», утвержденных Министерством образования РФ.

  4. Совместно с работниками ГИБДД планируется работа по предупреждению ДДТТ в общешкольном плане и в планах классных руководителей, воспитателей и т. д.

  5. Оборудуются в школе кабинет безопасности движения, транспортные площадки (в школе и на улице).

  6. Проводятся тематические утренники, конкурсы, соревнования, игры, викторины и т.д.

  7. К проведению мероприятий по предупреждению детского травматизма привлекаются работники ГИБДД, медицинские работники, инженерно-технический и водительский состав автотранспортных предприятий.

  8. Доводятся до сведения родителей, детей и учителей случаи нарушений детьми правил дорожного движения.

  9. Учителя на последних уроках проводят 1-2 минутные беседы-напоминания о соблюдении ПДД (Приложение 1).

  10. Создается отряд юных инспекторов движения и организовывается работу согласно «Положению об отрядах юных инспекторов движения».

  11. Ежегодно проводится месячник по безопасности движения.

  12. Совместно с работниками ГИБДД систематически обсуждается состояние детского транспортного травматизма на совещаниях, педсоветах и т.п.

  13. В кабинете заместителя директора по ВР собираются необходимые материалы в помощь педагогам, родителям по изучению и пропаганде ПДД и по тематике «Безопасность движения», в частности фильмы по ПДД.

  14. Ежегодно опыт работы педагогов по предупреждению детского транспортного травматизма обсуждается с коллегами.

  15. Перед каникулами во всех классах проводятся специальные занятия по безопасности движения.

  16. Оформляются или обновляются уголки по безопасности движения.

  17. В планы работы с родителями включаются вопросы профилактики детского транспортного травматизма.

  18. Систематически проводится методическая работа с педагогами по их подготовке к занятиям ПДД.

  19. Организовано проведение ежегодных игр «Светофор» (для 5-6 классов), «Безопасное колесо» (для 7-8 классов).
Осуществление перечисленных мероприятий предполагает применение следующих форм работы по предупреждению транспортного травматизма среди учеников:

  1. Обсуждение вопроса по обеспечению безопасности движения на заседании педагогического коллектива школы:
а) разработка школьных мероприятий по безопасности движения;

б) заслушивание отчетов школьного общественного инспектора по безопасности движения, отдельных учителей о работе по профилактике уличного травматизма;

в) ознакомление учителей с руководящими документами УО.

2. Проведение в школе для учителей начальных классов, классных руководителей и воспитателей групп продлённого дня семинара на тему «Роль и задачи учителя в профилактике детского уличного травматизма» с участием работников ГИБДД.

3. Ознакомление родителей обучающихся с динамикой и причинами автодорожных происшествий с детьми; последующее обсуждение задач родителей по воспитанию детей в духе строгого выполнения правил уличного движения.

4. Обмен опытом работы учителей на заседаниях методических объединений по предупреждению несчастных случаев с детьми на улице.

5. Разработка конспектов для проведения занятий с обучающимися по 10-часовой программе.

6. Разработка и подготовка силами обучающихся различных наглядных пособий по безопасности движения: красочных таблиц, моделей или макетов светофоров, дорожных знаков, жезлов милиционеров-регулировщиков.

7. Разработка и оборудование «Уголка по безопасности движения» в вестибюле школы.

8. Проведение с обучающимися занятий по 10-часовой программе.

9. Участие отряда ЮИД в игре-викторине «Светофор».

10. Подготовка инструкторов для проведения бесед по ПДД с обучающимися 1-2 классов.

11. Создание и организация работы кружка «Светофор» по изучению правил уличного движения.

12. Подготовка и проведение КВН по вопросам безопасности движения.

13. Организация и проведение диспута старшеклассников на тему «Пешеход, автомобиль, улица».

14. Организация встреч обучающихся с регулировщиками дорожного движения и старейшими водителями города.

15. Организация и проведение тематических викторин по безопасности движения.

16. Общешкольный зачет по знанию правил дорожного движения.

17. Создание на школьном участке «площадки безопасности» для практических занятий с учащимися по 10-часовой программе.

18. Проведение игры «На перекрестке».

19. Сопровождение детей после уроков по наиболее безопасным участкам улицы, прилегающей к школе.

20. Экскурсия на автобусе по наиболее оживлённым улицам с остановками и разъяснениями детям особенностей и характера движения на отдельных участках (Приложение 2).

21. Выступления в школьных стенгазетах с заметками по вопросам безопасности движения.

Выше уже было сказано, что одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является работа с родителями. И она не менее важна, чем работа с детьми и педагогами. Как же организовать эту работу? Каково ее содержание?

Исследования показали, что подавляющее большинство родителей (в основном те, у кого нет автомобиля) не знают правил дорожного движения. Известна крылатая фраза о том, что только сев за руль своего автомобиля, человек становится примерным пешеходом. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде, основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению детей на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог школы должен обеспечить и работу с родителями. Предлагаются три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах, и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. Осенью дети идут школу, отвыкнув за лето от движения транспорта на улицах. Дети теряют бдительность накануне каникул и в каникулы, когда предоставлены сами себе. Согласно статистике чаще всего в автоаварии попадают дети в возрасте от 8 до 12 лет. Как показал анализ, самое большое количество ДТП с участием детей происходит в апреле-мае и в июле-августе.

На занятиях педагог дает следующие установки родителям:


  • постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, идут по тротуару;

  • при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Чтобы профилактика была целенаправленной, разрабатывается тематический план учебных занятий. На лекции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины. Лекция по основным дорожным понятиям, знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения школьников на улицах и дорогах нужна для того, чтобы родители сами научились ориентироваться в дорожных условиях.

Педагог должен настроить родителей на желание взаимодействовать со школой, убеждает их в необходимости оказывать помощь школьникам дома.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРОВЕДЕНИЕ «МИНУТОК» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ДОРОГЕ

«Минутка» - занятие-напоминание по безопасности дорожного движения, которое проводится ежедневно в конце последнего урока.


Примерный перечень вопросов для проведения «минуток»:

  • Почему надо переходить дорогу только на перекрестке и на пешеходном переходе?

  • Почему опасно перебегать дорогу?

  • Почему опасно переходить дорогу наискось?

  • Что означает надпись «Опасно на повороте», написанная на задней части автобуса?

  • Как ходить по дороге, на которой нет тротуара?

  • Чем опасны кусты и деревья на дороге?

  • Чем опасен для пешеходов момент, когда разъезжаются две встречные машины?

  • Сколько метров машина будет ехать при торможении, если водитель захочет остановиться?

  • Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый свет?

  • Как определить, далеко или близко машина?

  • Опасно ли школьнику на той стороне улицы увидеть товарища, подругу или родных? Почему?

  • Как определить, что машина собирается повернуть направо?

  • Почему опасно ходить по улицам группами?

  • Чем опасен для пешеходов момент, когда одна машина обгоняет другую?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

наблюдению во время целевых экскурсий на улице


    1. Обучение оценивать обстановку.
Группа движется по тротуару, подходит к пешеходному переходу, останавливается и внимательно осматривает дорогу. Учитель объясняет обстановку на проезжей части: когда нельзя переходить и почему, а когда можно.

    1. Обучение оценивать скорость и направление движения машин.
Дети стоят у нерегулируемого перекрестка. Учитель обращает внимание детей на движущуюся машину, появляющуюся вдали. Все вместе наблюдают за ней и вслух считают, пока машина не проезжает мимо них. При этом счете дети учатся следить за машиной и предвидеть её дальнейшее движение. Для тех машин, которые проезжают мимо, на счете «пять», «шесть», «семь» учитель обращает внимание, что эти машины едут быстро, поэтому переходить дорогу очень опасно. При проведении этого занятия учат также детей по сигналу указателя поворота автомобиля определять, какая машина готовится сделать поворот.

    1. Обучение предвидеть скрытую опасность.
На перекрестке или у пешеходного перехода ведется наблюдение за крупногабаритными машинами, приближающимися к перекрестку. Учитель обращает внимание детей на то, что из-за этих машин не видно других машин, меньших по размеру.

Во время наблюдения следует обратить внимание и на ситуацию, когда «машина выезжает из-за машины», значит, и в этом случае нужно быть внимательным.

После проезда автобуса или грузовика через перекресток ведется наблюдение за его удалением. Учитель обращает внимание детей на то, что в первый момент проехавшая машина закрывает обзор дороги по отношению к встречным машинам. Некоторые ребята, не увидев эти машины, начинают переходить дорогу, сразу пропустив машину, и попадают под встречную.

Во время наблюдения следует подчеркнуть все нарушения правил дорожного движения пешеходами и объяснить опасность этих нарушений.

Конспект занятия КО «ЮИДД»

«Дорожно-транспортный травматизм.

Основные причины происшествий с детьми»

Часть 1

Цели урока: знакомство учащихся с причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий и правилами поведения при ДТП.

Время: 2 часа

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация «Безопасность на улицах и дорогах», проектор, компьютер, экран, карты с дополнительными заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие проходит в этом кабинете, думаю и дальше мы так же продолжим заниматься в нем. Здесь и места больше, и более комфортно.

II. Подготовительный этап.

Социологический опрос: при входе в кабинет учащимся предлагается ответить на вопрос «Нарушали ли Вы ПДД», обозначив ответ на листе формата А3 красным (при ответе «да») или зеленым (при ответе «нет») стикером. Затем лист убирается, без анализа и оглашения результатов до момента обсуждения причин ДТП.

Слайд 1 (тема урока)

Тема безопасности дорожного движения далеко не нова, но актуальности своей не утратила. Ежедневно мы слышим о событиях на дороге, уносящих чьи-то жизни. Самое трагичное и печальное то, что среди них и жители нашего города, соседних населенных пунктов, наши знакомые.

Что происходит на дороге?

Почему гибнут молодые люди, дети, взрослые?

Почему это происходит?

Именно это нам и предстоит сегодня выяснить. Итак, тема урока «Дорожно–транспортные происшествия их причины и последствия»

3. Усвоение новых знаний.

Но прежде, чем мы выясним причины ДТП, надо разобраться, что же такое «дорожно-транспортное происшествие»?

    Итак, «д орожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб». (слайд 2)

    Определяют 9 видов ДТП :(слайд 3)

    • Столкновение

      Опрокидывание

      Наезд

      • на стоящее транспортное средство

        наезд на препятствие

        наезд на пешехода

        наезд на велосипедиста

        наезд на гужевой транспорт

    • Падение пассажира

      Иной вид ДТП.

Посмотрите на слайд – здесь приведена статистика за 2014 и 2015 год (слайд 4)

Давайте послушаем историю и статистику о ДТП за 8 месяцев 2016 года (Анастасия Тетеревлева)

(3 минуты на сравнение/Ответы детей)

Неизбежны ли дорожно-транспортные происшествия? Слайд 5

Чтобы ответить на этот вопрос, надо опять обратиться к причинам дорожно-транспортных происшествий. Каковы они, можно ли их ликвидировать? Если причины ДТП устранимы, то, значит, ДТП не неизбежны? А если причины возникновения ДТП устранить невозможно, значит, они неизбежны? Попробуем разобраться.

Слайд 6

Причин ДТП много, но, как бы они ни были разнообразны, 85-90% из них происходят по вине человека – водителя или пешехода. Оставшиеся 10-15% ДТП происходят по другим причинам.

Специалисты пришли к выводу, что безопасность движения в решающей степени зависит от трех взаимосвязанных составляющих. Это человек, автомобиль и дорога.

Значит, нужно, каким-то образом воздействуя в отдельности на каждую из этих составляющих, добиться, чтобы они перестали быть источниками опасности. Как это можно сделать?

Воздействие на самый главный параметр безопасности - на самого человека - кажется как будто бы наиболее простым делом, не требующим особых усилий. В действительности же именно при воздействии на человека приходится сталкиваться с основными трудностями.

Мы выделим основные причины получения травм на дорогах именно среди детей: (Слайд 7)

Основными причинами (факторами) получения травм детьми являются: (слайд 8/9)

несоблюдение Правил дорожного движения (дети в возрасте с 7 до 12 лет попадают в ДТП, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом);

неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружения, стоящего транспорта и иных препятствий (как правило, это дети от 4 до 10 лет);

неспособность детей оценить степень опасности от видов транспорта (дети не осознают, что машину нельзя быстро остановить, не учитывают возможно низкой квалификации водителя и т. д.);

переоценка своих физических возможностей (дети часто неправильно определяют расстояние до приближающегося транспорта);

безнадзорность детей (3/4 родителей не имеют возможности провожать детей в школу)

    Предлагаю обратиться к опросному листу «Нарушали ли вы ПДД?» (Слайд 10)

    Каких стикеров больше? (из опыта работы – красных)

    Что это значит?

    А значит, что основная причина в нас самих.

    Кто не знает правила перехода проезжей части? Тогда почему количество красных стикеров превышает количество зеленых?

    Все дело в нас самих! Низкая культура участников дорожного движения – основная проблема. И покуда мы, каждый из нас, это не осознает, ждать улучшения ситуации на дорогах не придется.

Слайд 11 (картинка)

Убедить человека, будь то пешеход, пассажир или водитель, относиться к Правилам с должной серьезностью, выработать у него совершенно необходимую в наши дни устойчивую, постоянную привычку соблюдать их требования всегда и везде, в большом и малом оказывается очень и очень непростым делом. Еще раз вспомните свое поведение на дороге, вспомните поведение своих товарищей, да и взрослых тоже. (Слайд 12)

Казалось бы, проще всего воздействовать на водителя. Есть всякие способы его наказать, в конце концов, его можно просто не выпускать на дорогу, а как быть с пешеходом? Его, правда, тоже можно наказать, например, оштрафовать. Но как же не выпустить его на дорогу?

Слайд 13 (наказание)

Порядок будет надежным и постоянным, если его соблюдают не из опасения подвергнуться штрафу или оказаться под колесами, а по глубокому внутреннему убеждению. Проще говоря, если человек будет соблюдать Правила не по принуждению и не из страха, а по желанию, потому что будет понимать, что это надо для его же безопасности. (Слайд 14 наезд на пешехода)

Из всех видов ДТП чаще всего случаются наезды на пешеходов. Пешеходы и являются обычно причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия и др.) также могут происходить (и происходят) в результате действий пешеходов-нарушителей. Виновниками нарушений ПДД также являются в большинстве случаев пешеходы.

Ролик

Игра «ДА или НЕТ»

Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе») , надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим») , покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

Основные причины аварий на транспорте (Слайд 15)

Школьники не всегда осознают связь между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение на дороге является причиной ДТП. Сюда можно отнести: (Слайд 16)

- неумение прогнозировать дорожную обстановку (неумение предвидеть опасность);

- незнание основ безопасного поведения;

- отсутствие навыков безопасного поведения;

- нежелание соблюдать правила безопасности, пренебрежительное отношение к ним;

- следование опасным привычкам поведения на улице;

- неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения;

- беспечность, потеря бдительности, недисциплинированность.

В поведении школьников на дороге проявляется неумение : (Слайд 17)

- осматривать проезжую часть;

- замечать транспортные средства;

- оценивать скорость и направление движения транспортных средств;

- предвидеть возможность появления транспортного средства из-за другого транспорта, из-за деревьев, кустов и других объектов.

Все это является причиной таких распространенных нарушений ПДД школьниками, как: (слайд 18)

- переход проезжей части перед близко идущим транспортом;

- переход проезжей части в неустановленном месте;

- неожиданный выход из-за транспортного средства, сооружения, зеленых насаждений и т. п.;

- переход дороги на запрещающий сигнал светофора. Эти и другие подобные нарушения часто приводят детей к попаданию в так называемые дорожные «ловушки».

Последствия дорожно-транспортных происшествий (Слайд 19)

Дорожно-транспортные происшествия никогда не проходят бесследно, а тяжесть последствий соответствует серьезности самих ДТП.

Каждый день в нашей стране случается более 1000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 1500. (слайд 20)

На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня здесь гибнут столько человек, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом. Примерно 5% погибших в ДТП - это дети. Количество погибших детей ежегодно увеличивается на 15%, а более 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Каждый год их число растет более чем на 3000 человек. (слайд 21)

Ущерб, наносимый обществу вследствие дорожно-транспортных происшествий, непоправим. Помимо унесенных и покалеченных жизней, следует отметить материальные потери.

Каждое ДТП может иметь непосредственные последствия:

1. Временная дезорганизация движения.

2. Материальные потери:

- выплата пособий по инвалидности;

- расходы на лечение;

- расходы на восстановление аварийных транспортных средств;

- расходы на ремонт;

- другие расходы.

3. Нанесение ущерба здоровью участников ДТП.

4. Летальный исход (гибель) всех или некоторых участников ДТП

5. Психические травмы и заболевания участников ДТП и их родственников.

Слайд 22 (заставка)

Презентация 2 (викторина)

Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» с мячом

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой.
Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

Ролик 2

III. Итог урока

Закрепление темы урока

1. От каких трех основных причин зависит безопасность на дороге? (человек/автомобиль/дорога)

2. Каковы основные причины аварий на транспорте?

3. Какие из последствий ДТП являются самыми опасными?

Д/З работа в парах - Подготовить презентации «Правила для водителя», «Правила движения пешехода», «Правила для пассажиров». Форма презентации и тема – по выбору .

Как говорят специалисты, главной причиной практически всех несчастных случаев с детьми на дороге, является несоблюдение участниками правил дорожного движения, а также отсутствия культуры поведения на дороге. Это касается не только водителей, но самих детей, которые не умеют вести себя на проезжей части, не могут ориентироваться в сложной обстановке на дороге.

Поэтому-то так и важно предупреждение детского дорожного травматизма. А ведь именно он уже давно стал огромной проблемой для нашего общества. Потому-то многие и думают о том как уйти от него, снизить показатели страшной статистики… По видимому, тут важна работа и с пешеходами и с водителями:

Важно начинать обучать детей правильно вести себя возле проезжей части и на самой дороге с самого раннего возраста;
- формировать дисциплинированность;
- проводить профилактическую, разъяснительную работу среди водителей.

Основные нарушения, допускаемые детьми

Чаще всего дети и подростки совершают следующие нарушения.

Переходят дорогу не в установленных для этого местах
- Не замечают запрещающий сигнал светофора
- Перебегают дорогу перед приблизившейся автомашиной
- Нарушают правила управления велосипедами, мопедами, мотоциклами.

Предупреждение детского дорожно транспортного травматизма

Педагогические принципы профилактики:

Разъяснение важности правил дорожной безопасности, непрерывное обучение правильному поведению на дороге.

Обязательное ознакомление детей с правилами дорожного движения, как с основами дорожной безопасности. Обучение правилам должно быть обязательным, постоянным, начиная с дошкольного возраста, а заканчивая ВУЗом.

При этом не стоит просто бездумно заучивать правила. Следует вдумчиво изучать каждое из них, проникать в его смысл. Только так формируется умение сознательного применения правил.

В средней, старшей школе нужно проводить занятия по изучению психологии поведения всех участников дорожного движения, которое должно быть обязательно дисциплинированным, предсказуемым, управляемым.

Следует изучать причины возникающих ДТП, а не только фиксировать их последствия. Следует прививать детям сознательное уважение к закону, а не только принудительно заучивать его.

Следует объяснять важность взаимного уважения всех участников, всех сторон дорожного движения.

В период обучения правильному поведению на дороге, следует не столько добиваться от детей полного усвоения материала, сколько формировать у них культуру безопасного поведения на проезжей части всю дальнейшую жизнь.

Разъяснительная работа среди водителей

Профилактика детского дорожного травматизма невозможна без соответствующей разъяснительной работы среди водителей (как профессиональных, так любителей). Ведь их сознательная гражданская ответственность, безукоризненное соблюдение ПДД, в значительной мере способствует снижению детского травматизма на дороге.

Кроме того, следует принять меры по улучшению подготовки водителей всех категорий в автошколах. Нужно уделять больше времени обучению вождению при сложных ситуациях. Вырабатывать в них умение сориентироваться, избежать аварийной ситуации при дефиците времени, не допустить травмоопасной ситуации.

Необходимо проводить разъяснительную работу о пользе здорового образа жизни, сохранению, укреплению здоровья. Одновременно разъяснять вред факторов, непосредственно влияющих на увеличение травмоопасных ситуаций на дороге. Это: злоупотребление алкоголем, нахождение за рулем в состоянии болезни, длительно без сна.

Взаимодействие с ГИБДД

Проблема предупреждения проблемы детского дорожного травматизма стала объединяющей между представителями ГИБДД и работниками образования. Еще совсем недавно каждая из названных структур решала ее собственными методами. Но в последние годы проявилась наиболее эффективная тенденция совместного сотрудничества.

Эта совместная работа направлена, прежде всего, на организацию мероприятий, открытых уроков, практических занятий, направленных на предупреждение детского травматизма. Данные мероприятия проводятся образовательными учреждениям совместно с ОГИБДД УВД-ОВД, а также с другими заинтересованными ведомствами.

Как мы видим, профилактика, предупреждение травматизма детей на дорогах - серьезная, длительная, многоплановая работа. Ее успех зависит от неформального подхода, тесного, успешного взаимодействия всех заинтересованных структур административно-хозяйственных органов, профсоюзных комитетов, органов здравоохранения, а также родителей, самих детей и подростков.

Взаимодействие, сочетание всех аспектов профилактики будет активно способствовать снижению случаев детского травматизма на дороге, снижению тяжести их последствий.

  • Ежегодно в результате дорожно-транспортных аварий умирает около 1,35 миллиона человек.
  • В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. сформулирована масштабная задача: к 2020 г. вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате ДТП.
  • Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта.
  • Более половины умирающих на дорогах мира принадлежат к «уязвимым пользователям дорог» - пешеходам, велосипедистам и мотоциклистам.
  • 93% случаев смерти на дорогах происходит в странах с низким и средним уровнем доходов, хотя на эти страны приходится примерно 60% всех транспортных средств в мире.
  • Дорожно-транспортные травмы являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5–29 лет.

Ежегодно в результате дорожно-транспортных аварий обрывается жизнь около 1,35 миллиона человек. От 20 до 50 миллионов человек получают несмертельные травмы, многие из которых приводят к инвалидности.

Лица, пострадавшие в результате дорожно-транспортных травм, их семьи и страны в целом несут значительные экономические убытки. Эти убытки связаны со стоимостью лечения, а также с утраченной продуктивностью тех, кто погиб или стал инвалидом из-за полученных травм, а также членов их семей, которым необходимо время, свободное от работы или учебы для ухода за родственниками, получившими травмы. ДТП обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта.

Кто подвергается риску?

Социально-экономическое положение

Более 90% случаев смерти в результате дорожно-транспортных травм происходит в странах с низким и средним уровнем доходов. Наиболее высоки показатели смертности от дорожно-транспортных травм в Африканском регионе. Даже в странах с высоким уровнем доходов вероятность попадания в ДТП выше среди лиц, занимающих более низкое социально-экономическое положение.

Возраст

Травмы в результате дорожно-транспортных происшествий являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5-29 лет.

Пол

Мужчины, начиная с молодого возраста, с большей вероятностью попадают в ДТП, чем женщины. Около трех четвертей (73%) всех случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий происходит среди молодых мужчин в возрасте до 25 лет, у которых вероятность погибнуть в автомобильной аварии почти в три раза превышает аналогичный показатель среди молодых женщин.

Факторы риска

Безопасный системный подход: учет человеческого фактора

«Безопасный системный подход» к дорожному движению направлен на создание безаварийной системы передвижения для всех пользователей дорог. Такой подход учитывает уязвимость людей к получению тяжелых травм в результате дорожно-транспортных аварий и исходит из того, что система должна проектироваться с допуском на человеческую ошибку. Важнейшими принципами такого подхода являются безопасные дороги и обочины, безопасные скорости, безопасные транспортные средства и безопасные пользователи дороги — все эти аспекты должны быть обеспечены для ликвидации ДТП с летальным исходом и сокращения тяжелого травматизма.

Превышение скорости

  • Превышение средней скорости напрямую связано как с вероятностью аварии, так и с тяжестью ее последствий. Так, например, повышение средней скорости движения на 1% приводит к увеличению риска ДТП со смертельным исходом на 4% и риска серьезных аварий на 3%.
  • Риск смерти пешеходов, сбитых машиной, быстро возрастает (риск при скорости 65 км/час в 4,5 раза превышает аналогичный показатель при скорости 50км/час).
  • Риск смерти водителей и пассажиров в результате боковых ударов машин при скорости 65 км/час составляет 85%.

Вождение под воздействием алкоголя и других психоактивных веществ

  • Вождение под воздействием алкоголя и любых психоактивных веществ или наркотиков повышает риск аварии, приводящей к смерти или тяжелым травмам.
  • При вождении в нетрезвом виде риск попадания в аварию на дороге возникает при низком уровне содержания алкоголя в крови (САК) и резко возрастает, если САК у водителя составляет 0,04 г/дл и выше.
  • При вождении под воздействием наркотиков риск совершения аварии возрастает в различной степени в зависимости от употребленного психоактивного вещества. Например, у лица, употребившего амфетамины, риск попадания в аварию со смертельным исходом возрастает примерно впятеро по сравнению с тем, кто их не употреблял.

Неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств

  • Правильное использование шлемов может способствовать снижению риска смертельных травм на 42% и риска травм головы на 69%.
  • Пристегивание ремнями безопасности снижает риск смерти среди водителей и пассажиров, сидящих на переднем сидении, на 45-50% и риск смерти и тяжелых травм среди пассажиров, сидящих на заднем сидении, на 25%.
  • Использование детских удерживающих устройств может способствовать снижению смертности на 60%.

Рассеянное вождение

Существует много отвлекающих внимание факторов, которые могут негативно сказываться на вождении. Все большую обеспокоенность с точки зрения безопасности на дорогах вызывает отвлечение внимания на мобильные телефоны.

  • Вероятность попадания в аварию водителей, пользующихся мобильными телефонами, примерно в четыре раза выше, чем у водителей, которые ими не пользуются. Использование телефона при вождении приводит к замедлению реакции (в первую очередь, при торможении, но и при реагировании на указатели дорожного движения), к нарушению способности держаться в правильном ряду и сохранять дистанцию между транспортными средствами.
  • Телефоны системы «свободные руки» не намного безопаснее, чем телефоны, которые необходимо держать в руке, а обмен текстовыми сообщениями значительно повышает риск аварии.

Небезопасная дорожная инфраструктура

Устройство дорог может значительно влиять на их безопасность. В идеальном случае дороги должны проектироваться исходя из требования безопасности всех участников движения. Для этого они должны надлежащим образом оборудоваться для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Такие элементы, как пешеходные дорожки, велосипедные трассы, безопасные переходы и другие средства замедления движения транспорта, могут иметь важнейшее значение для уменьшения риска травматизма среди этих участников движения.

Небезопасные транспортные средства

Безопасность транспортных средств является непременным условием предотвращения аварий и снижения вероятности серьезных травм. Существует ряд правил ООН в отношении безопасности транспортных средств, которые при включении в национальные промышленные и производственные стандарты могли бы спасти множество жизней. Они, в частности, требуют от производителей соблюдать нормы, касающихся воздействия боковых и передних ударов, предусматривать электронный контроль устойчивости (для предотвращения заносов) и оснащать все автомобили подушками и ремнями безопасности. Без соблюдения этих базовых стандартов существенно возрастает риск получения дорожно-транспортных травм теми, кто находится как внутри, так и вне автомобиля.

Неадекватное оказание помощи после аварии

Тяжесть травм усугубляется задержками в выявлении лиц, попавших в ДТП, и оказании им помощи. После того как произошла авария, своевременность помощи пострадавшим имеет решающее значение: минутное промедление нередко диктует разницу между выживанием и гибелью. Для улучшения медицинской помощи после аварий необходимо обеспечить доступ к своевременной добольничной помощи и улучшить качество как добольничной, так и больничной помощи, например в рамках программ по подготовке специалистов.

Неэффективный контроль за соблюдением правил дорожного движения

Если соблюдение правил дорожного движения в части вождения в нетрезвом виде, использования ремней безопасности, скоростных ограничений, шлемов и детских удерживающих устройств не контролируется, эти правила не могут обеспечить ожидаемого сокращения смертности и травматизма, которые происходят из-за определенных тенденций поведения на дороге. Так, если контроль за соблюдением правил дорожного движения отсутствует, или распространено мнение, что он не практикуется, правила вряд ли будут выполняться и, скорее всего, не повлияют на поведение людей.

Эффективное правоприменение предполагает принятие, регулярное обновление и контроль соблюдения на национальном, муниципальном и местном уровне законодательства, учитывающего перечисленные выше факторы риска. Оно также предполагает установление надлежащих санкций за нарушения.

Что можно сделать для борьбы с дорожно-транспортным травматизмом

Дорожно-транспортный травматизм можно предупреждать. Правительствам необходимо принимать меры для обеспечения безопасности на дорогах на основе целостного подхода. Он требует участия широкого круга секторов, таких как транспорт, полиция, здравоохранение, образование, а также мероприятий по повышению безопасности дорог, транспортных средств и участников движения.

Эффективные меры включают в себя проектирование более безопасной инфраструктуры и обеспечение учета требований к безопасности дорожного движения в ходе территориального и транспортного планирования, совершенствование систем безопасности транспортных средств, улучшение оказания помощи жертвам дорожных аварий, принятие законодательства в отношении ключевых рисков и контроль его исполнения, а также повышение информированности общественности.

Деятельность ВОЗ

Предоставление технической поддержки странам

ВОЗ ведет работу с широким кругом стран, применяя межсекторальный подход в партнерстве с национальными заинтересованными сторонами из различных секторов. Ее цель состоит в оказании поддержки государствам-членам в планировании, реализации и оценке политики и в области дорожной безопасности.

Кроме того, ВОЗ взаимодействует с партнерами для оказания технической поддержки странам. Например, в настоящее время ВОЗ сотрудничает с Инициативой Блумберга по обеспечению безопасности дорожного движения во всем мире (BIGRS) в 2015-2019 гг. в целях сокращения смертности и травматизма в результате ДТП в отдельных странах и городах с низким и средним уровнем доходов.

В 2017 г. ВОЗ выпустила документ «Спасти ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ: пакет технических мер по безопасности дорожного движения», в котором обобщаются основанные на фактических данных меры, с помощью которых можно значительно сократить смертность и травматизм в результате ДТП. Основное внимание в пакете мер «Спасти ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ» уделяется регулированию скорости движения, вопросам руководства, проектированию и совершенствованию инфраструктуры, стандартам безопасности транспортных средств, контролю за соблюдением правил дорожного движения и выживанию лиц, попавших в ДТП.

В пакете мер выделено шесть стратегий и 22 мероприятия по противодействию указанным выше факторам риска, и приводятся рекомендации для государств-членов по их реализации и выполнению задачи по обеспечению безопасности на дорогах и двойному сокращению во всем мире числа смертей и травм в результате ДТП к 2020 году.

Координация Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения

ВОЗ является ведущей организацией — в сотрудничестве с региональными комиссиями Организации Объединенных Наций — в области безопасности дорожного движения в рамках системы ООН. ВОЗ также является председателем Сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций в области безопасности дорожного движения и выполняет функции секретариата Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 годов. Десятилетие действий было провозглашено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и началось в мае 2011 г. в более чем 100 странах в целях спасения миллионов человеческих жизней за счет осуществления Глобального плана для Десятилетия действий.

ВОЗ играет также ключевую роль в направлении глобальных усилий, продолжая проводить информационно-разъяснительную работу на самых высоких политических уровнях с целью обеспечения безопасности дорожного движения; собирая и распространяя информацию о передовых методах профилактики травматизма, сбора информации и оказания травматологической помощи; предоставляя общественности информацию о рисках и способах снижения этих рисков; и привлекая внимание к необходимости дополнительного финансирования.

Мониторинг прогресса на основе докладов о состоянии безопасности дорожного движения в мире

В выпущенном ВОЗ «Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2018 г.» представлена информация о безопасности дорожного движения из 175 стран. В докладе — четвертом в этой серии — приводится обзор глобальной ситуации в области безопасности дорожного движения. Эти доклады являются официальным инструментом для мониторинга прогресса в рамках Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения.

Опыт работы воспитателя ДОУ. Организация работы в детском саду по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Государство берёт на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей безопасности является дорожная безопасность. И именно дорожная безопасность, как показывает статистика, является в настоящее время наиболее проблемной. Особенно тревожно то, что в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают травмы дети, подчас и дошкольного возраста. И как мы понимаем, в этих случаях виноваты взрослые.
Субъектами, осуществляющими деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, являются: подразделения Госавтоинспекции, средства массовой информации, дошкольные и другие образовательные учреждения. От того, насколько сами взрослые будут подготовленными, очень многое зависит.
Взрослым надо знать:
- правила дорожного движения, относящиеся к движению пешеходов, велосипедистов, перевозке пассажиров;
- основные дорожные знаки, касающиеся участников дорожного движения;
- сигналы светофора, регулировщика;
- требования безопасности при перевозке групп детей автобусами, при движении колонной.
В нашем детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить их к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего микрорайона.
Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах являются наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной информации от взрослого (как педагога, так и родителей).
Кроме этого широко используются:
- рассматривание иллюстраций, картин;
- моделирование дорожных ситуаций;

- изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной безопасности;
- художественно-творческая деятельность детей;
- театрализованные представления по данной тематике и многое другое.
Для организации в дошкольных учреждениях таких форм работы с детьми необходимо создание соответствующей среды.


В нашем детском саду мы используем:
- комплекты дорожных знаков;
- макет улицы с транспортными средствами;
- схема маршрута безопасного движения в детский сад;
- наглядно-иллюстрированный материал;
- обучающие и развивающие игры;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;
- детскую художественную литературу;
- альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой микрорайон»;
- уголок «Безопасности».
Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди не соблюдают правила дорожного движения. Для детей родители являются образцом поведения на улице, дорогах, транспорте.
Дорогие родители, соблюдайте правила дорожного движения!

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча