26.04.2019

Армяне могут пересекать российско белорусской границе. Какие правила проезда границы с белоруссией


Минск раскритиковал решение России создать пограничные зоны на границе с Белоруссией. Меры направлены против граждан третьих стран, уверяют в Москве. Однако они могут затронуть и граждан двух стран, а принятое решение может быть политическим, говорят эксперты

Приказы ФСБ

Первого февраля на интернет-портале правовой информации были опубликованы Федеральной службы безопасности Александра Бортникова, в соответствии с которыми устанавливается пограничная зона на границах Смоленской, Псковской и Брянской областей с Белоруссией. Пограничные зоны устанавливаются для «создания необходимых условий охраны государственной границы РФ», говорится в документах.

Региональные управления ФСБ в трех областях должны будут установить места и время для въезда и прохода лиц, а также транспортных средств в пограничную зону, организовать установку предупреждающих знаков. Ранее пограничных зон на границах субъектов России с Белоруссией не было.

Решение об установлении пограничной зоны на границе России и Белоруссии является превентивной мерой против возможных пересечений границы гражданами третьих стран, заявил в четверг журналистам посол России в Минске Александр Суриков. Он подчеркнул, что для граждан России и Белоруссии установление пограничной зоны ничего не меняет. Вводить пограничный контроль в поездах, прибывающих из Белоруссии, пока не планируется, также заявил он. «Речь идет о гражданах третьих стран. Например, соседней Украины», — настаивает председатель комитета по международным делам Совета Федерации Константин Косачев (цитата по «Интерфаксу»).

​Пограничная зона существовала до 1995 года и была упразднена после подписания Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Белоруссией. С 1995 года страны так и не согласовали правила въезда для граждан из других государств: в Россию можно было попасть через территорию Белоруссии, не имея необходимой для этого визы, объясняет собеседник РБК, знакомый с работой пограничной службы ФСБ. По его словам, не был организован и досмотр грузов, которые следовали из Белоруссии в Россию, что позволяло обходить ограничения по ввозу в страну санкционной продукции. Кроме того, отсутствие контроля на границе позволяло фигурантам уголовных дел и должникам покидать Россию и через Белоруссию уезжать в другие страны, отмечает источник. Базы у правоохранительных органов двух стран синхронизированы не в полной мере, поэтому человек, к которому были претензии у российских силовиков, мог пересечь границу, пройти контроль в аэропорту Минска и улететь. Теперь погранзона между Россией и Белоруссией будет организована так же, как и с другими странами: так, появятся пункты пропуска для автомобилей.

Взаимные претензии

Представители России в четверг, 2 февраля, также указывали на то, что принятые меры являются ответными на решение Белоруссии о введении с 12 февраля безвизового режима посещения страны для граждан почти 80 стран. О введении безвизового режима для туристов из США, стран Евросоюза и других президент Белоруссии Александр , а приказы Бортникова датированы 29 декабря 2016 года. Безвизовый режим будет действовать пять дней для прибывающих самолетом. Новый порядок не будет распространяться на лиц, намеревающихся осуществить вылет в аэропорты России, и лиц, прилетающих из российских аэропортов. «Мы уважаем суверенитет Беларуси, но нас немножко настораживает этот указ о безвизовом въезде в национальный аэропорт граждан 80 стран», — заявил посол Суриков.

Белорусская сторона резко прокомментировала решение Москвы. «Российская сторона приняла решение без предварительного уведомления», — заявила Мария Ваньшина, начальник отдела пресс-службы МИД Белоруссии. Это противоречит всем существующим договоренностям по охране госграниц двух стран и порядке их пересечения, сказала она. По ее словам, это не первый подобный случай: «Схожая ситуация произошла в начале 2016 года, когда Россия фактически начала вводить ограничения на въезд граждан третьих стран через границу Беларуси и России».

Вопрос ужесточения пограничного режима между Россией и Белоруссией возник осенью 2016 года. Как сообщала газета «Коммерсантъ» , в сентябре автобус с австрийскими туристами не пустили из Белоруссии в Россию через КПП на трассе М1, им пришлось ехать в объезд. В начале ноября официальный представитель МИД России Мария Захарова рассказала, что на протяжении многих лет иностранные граждане свободно пересекали российско-белорусскую границу, не проходя паспортный контроль, но ситуация в мире кардинально изменилась. По словам Захаровой, иностранцы могут въезжать в Россию лишь через специализированные пункты пропуска. Однако КПП для международного сообщения на российско-белорусской границе не были оборудованы.

Внутренним делом России назвал решение о погранзонах официальный представитель Госпогранкомитета Белоруссии Антон Бычковский. С белорусской стороны пограничников и пограничной зоны нет, напомнил он.

Союзность под вопросом

«У многих складывается впечатление, что эти действия ведут к восстановлению полноценного контроля на белорусско-российской границе, отмененного более двадцати лет назад. А это идет вразрез целому ряду существующих договоренностей», — обратила внимание в своем заявлении Ваньшина. Упрощенный порядок передвижения, фактически отсутствие границы — одно из самых очевидных и удобных для граждан достижений в отношениях двух стран, говорил ранее РБК собеседник в дипломатических кругах Белоруссии.

Проблема с передвижением не единственная в двусторонних отношениях. В 2016 году Москва и Минск не смогли договориться об условиях поставки газа, Россия ограничивала поставки мясо-молочной продукции с нескольких белорусских предприятий, что вызывало критику со стороны Минска. Проблемы появились и на уровне интеграционных объединений. В течение прошлого года президент Лукашенко не раз критиковал Евразийский экономический союз и Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ) за низкую эффективность, а в конце года . Однако речи о выходе Минска из указанных объединений не идет, заверил РБК источник, близкий к руководству Белоруссии. В секретариат ОДКБ от Белоруссии не поступало никаких обращений по выходу, под председательством страны регулярно проводятся заседания постоянного совета ОДКБ, заявил РБК пресс-секретарь ОДКБ Владимир Зайнетдинов.

Однако, признает источник РБК в белорусских дипломатических кругах, в отношениях Москвы и Минска накопилось немало проблем и снизился уровень доверия.

Как заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству Михаил Емельянов, президент Белоруссии ведет «опасную игру». «Если Лукашенко продолжит свою «многовекторную политику», то отношения с Белоруссией будут меняться не в самую лучшую сторону», — спрогнозировал депутат (цитата по «Интерфаксу»). Кроме решения о предоставлении безвизового режима для иностранных туристов Минск договорился с ЕС о строительстве за европейские средства в Белоруссии центра содержания мигрантов. В прошлом году с белорусских чиновников были сняты европейские санкции.


Александр Лукашенко (Фото: Alexander Zemlianichenko/AP)

«Между Москвой и Минском есть вполне понятные экономические противоречия: это вопросы цены на энергоресурсы, доступа белорусских товаров на российский рынок и ведения согласованной экономической политики, — рассказал РБК белорусский политолог Вадим Гигин. — Однако противоречия между странами периодически возникают, и всегда находится механизм для их преодоления». Гигин ожидает, что по итогам правительственных и экспертных консультаций, а затем и встречи лидеров двух стран текущие проблемы будут решены. Встреча президентов может состояться в первой половине февраля, сообщал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Решение ФСБ о введении пограничных зон​, по мнению доцента РГГУ Александра Гущина, является демонстративным шагом, причина которого кроется в наслоении нескольких кризисов в двухсторонних отношениях. Однако политолог не исключает, что действия Москвы станут предметом торга в ходе грядущих двусторонних переговоров, в частности на президентском уровне. «У России и Белоруссии слишком тесные взаимоотношения, и понять, кто из них кому нужнее и чьи переговорные позиции будут более выгодны, довольно трудно, — пояснил РБК политолог, доцент РГГУ Александр Гущин. — Минск зависит от России и старается диверсифицировать свои международные связи, чтобы не попасть под полное политическое влияние. Но и Москве нужна Белоруссия: например, в военно-стратегическом плане и с точки зрения интеграционных процессов».

История конфликтов между Россией и Белоруссией

· 2006 год — под видом белорусского сахара из свеклы в Россию завозили тростниковый из Латинской Америки. Сахар, произведенный в Белоруссии из импортного сырца, должен был облагаться пошлиной в размере $340 за тонну. Россия ограничила ввоз. В ответ Минск остановил импорт алкоголя и кондитерских изделий из России. В начале 2007 года ограничения были сняты.

· Январь 2007 года — Россия ввела пошлину на продажу белорусской нефти. В ответ Минск ввел пошлину на транзит нефти из России, а Москва прекратила поставки. После телефонных переговоров президентов Белоруссия отменила ограничения, согласившись с российскими условиями.

· Начало июня 2009 года — запрет на ввоз в Россию сотен наименований молочной продукции из-за невыполнения белорусской стороной технического регламента по ней. Минск в ответ усилил таможенный контроль. Поставки белорусского молока в Россию возобновились во второй половине июня после переговоров.

· Июнь 2010 года — Россия сократила поставки газа в Белоруссию из-за задолженности. Белоруссия погасила долг за счет предоставленного Азербайджаном кредита.

· Сентябрь 2015 года — Владимир Путин поручил подписать соглашение о создании российской авиабазы на территории Белоруссии. В ответ Александр Лукашенко заявил, что эта тема не обсуждалась. Позднее Лукашенко пообещал обсудить вопрос с Путиным. Как сообщал пресс-секретарь последнего Дмитрий Песков, президенты обсудили эту тему в октябре 2015 года. В апреле 2016 года глава МИД Белоруссии Владимир Макей заявил, что вопрос на данный момент закрыт.

· Май 2016 года — между Белоруссией и Россией возникли противоречия из-за несвоевременной и неполной оплаты за газ, поставленный в Белоруссию. В июне 2016 года президенты двух стран поручили главам энергетических ведомств решить спор о цене на газ. 10 октября президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что вопрос урегулирован. Несмотря на это, к январю 2017 года задолженность достигла $550 млн. При этом в августе 2016 года Россия сократила поставки нефти в Белоруссию, после чего официальный Минск увеличил тариф на транзит российской нефти (на 20,5% в среднем).

В 2019 году правила въезда в Белоруссию для россиян остаются без изменения. С 1997 года между государствами действует соглашение о безвизовом режиме. При поездке в республику на срок до 90 дней, оформлять визу не нужно. Въезд в Белоруссию осуществляется на основании внутреннего российского или заграничного паспорта.

Россияне освобождены от необходимости заполнять миграционные карточки, анкеты или какие-либо другие документы. Если срок проживания не превысит 30 дней, то и в регистрации нет необходимости. Путешествие через территорию республики в случае следования в третью страну осуществляется свободно: транзитная виза также не требуется. Граница практически отсутствует, путешествие в эту страну напоминает поездку в соседнюю область.

  • Свидетельство о рождении;
  • Внутренний паспорт, если ребенку уже исполнилось 14 лет;
  • Либо заграничный паспорт при наличии.

Правила въезда республики не исключают возможность путешествия несовершеннолетних по заграничным паспортам родителей, при условии, что информация о детях вписана в эти документы.

Согласие на выезд из РФ с нотариальным заверением от второго родителя не требуется , если ребенок путешествует только с мамой или папой. Однако в ситуациях, когда несовершеннолетний выезжает из РФ в сопровождении третьих лиц или самостоятельно, согласие на выезд из России нужно получить от обоих родителей. Последнее правило закреплено в российском законодательстве.

Медицинская страховка

В Белоруссии не действует полис обязательного медицинского страхования, принятый в России. Тем не менее экстренную и скорую помощь при необходимости россияне получат. Но за дальнейшее лечение в стационаре придется платить по действующим тарифам. Поэтому перед поездкой в республику имеет смысл заранее позаботиться о покупке страхового полиса. В таком случае расходы на оплату медицинских услуг лягут на плечи страховой компании.

Как добраться до Белоруссии?

Существует несколько вариантов доехать до Беларуси. Перечень необходимых для путешествия документов остается неизменным. Единственное - есть нюансы при въезде на личном автотранспорте.

На самолете

Простой и быстрый способ добраться до республики - перелет на самолете. Стоимость билета из Москвы в Минск составляет порядка 9000-10000 рублей. Время перелета - 1 час 20 минут. Цена билета зависит от выбранной авиакомпании. В Белоруссию ежедневно совершают рейсы из столицы РФ три авиакомпании: «Белавия», «Ютэйр» и S7 Airlines. Есть варианты прямого перелета из Санкт-Петербурга, Краснодара, Самары, Новосибирска, Сочи, Екатеринбурга.

На поезде

Второй вариант - отправиться в республику на поезде. Добраться до Минска из Москвы можно за 8-10 часов. Билет в плацкартном вагоне стоит от 3000 рублей, в купе - от 5000 рублей. Регулярные поезда ходят из многих областей России.

На автобусе

Автобусы курсируют из всех приграничных с Белоруссией российских областей. Также поток транзитного транспорта через республику связывает Россию и Европу. Время в пути - от 10 до 12 часов. Стоимость билета варьируется от 1400 до 1800 рублей.

Поездка в Белоруссию на автомобиле

Поездка в Белоруссию на автомобиле - наиболее удобный способ попасть в страну. К тому же, если планируется осмотр как можно большего количества достопримечательностей, поездка на личном транспорте - идеальный, практичный и наиболее экономичный вариант. Расстояние между Москвой и Минском - 700 км. На его преодоление уйдет около 7-8 часов.

Камер видео- и фотофиксации много как на российской стороне, так и на белорусской. Превышение скоростного режима на более чем 30 км/ч может привести к штрафу до 7000 рублей. При повторном нарушении есть вероятность расстаться с правами на срок до года.

Дороги в республике качественные и не такие загруженные, как в России. Особо готовится к пересечению границы не нужно, ее фактически нет. Пограничного контроля между Белоруссией и РФ практически не существует. Проверке подвергаются только большегрузные автомобили. Физических лиц на личных легковых автомобилях на пропускном пункте останавливают редко. Однако по возвращению в Россию документы все-таки проверяют, но это не занимает много времени.

Документы для авто поездки:

  1. Внутренний или заграничный паспорт;
  2. Водительское удостоверение;
  3. Свидетельство о регистрации на авто;
  4. Страховка «Зеленая карта»;
  5. Доверенность на автомобиль, если его собственником является другой человек.

Рекомендуется заранее обменять российские рубли на белорусские. Сделать это, например, на заправочной станции будет проблематично. До 01 марта 2015 года заправляться за рубли разрешалось, но позже эту возможность отменили.

Видео: проезд границы России и Белоруссии на автомобиле (без остановки!)

«Зеленая карта»

Green сard - международная система страхования, действующая в 47 странах мира, это большинство государств Европы, Азии и Африки. «Зеленую карту» можно приобрести как заранее (такую услугу оказывают многие российские страховые компании), так перед границей. Страховка защищает интересы водителя, если он попал в дорожно-транспортное происшествие в другом государстве. Нанесенный материальный ущерб выплачивается страховой компанией.

Есть два варианта полисов:

  • Для путешествия по государствам-участницам «Все страны»;
  • Для поездок по Украине, Белоруссии или Молдове.

Гражданам России выгоднее приобретать полис, действующий только в Белоруссии, его стоимость дешевле в 3-4 раза, чем тариф «Все страны».

Цена полиса пересматривается каждые три месяца. Если намечается непродолжительное путешествие по Белоруссии, экономически оправданно покупать полис на короткий срок. Минимальный период страхования составляет 15 дней. Если визиты в страну носят регулярный характер, есть смысл приобрести «Зеленую карту» сразу на год, это позволит сэкономить на ежеквартальных подорожаниях.

К примеру, стоимость «Зеленой карты» на 2019 год для легкового авто составляет: около 920 рублей - на 15 дней, 1230 рублей - на 30 дней, 6150 рублей - 12 месяцев . Цена полиса существенно возрастет для грузовых автомобилей и тягачей.

Когда требуется разрешение на проживание

Бывают ситуации, когда специальное разрешение необходимо. Например, планируется длительное проживание в республике (свыше 90 дней), ведение предпринимательской деятельности, работа или обучения.

В таких случаях оформляется вид на жительство, для получения которого понадобятся документы:

  1. заявление о выдаче ВНЖ;
  2. внутренний или заграничный паспорт;
  3. 4 фотографии размером 4х5 см;
  4. документ о регистрации по месту проживания;
  5. медсправка, подтверждающая отсутствие опасных заболеваний;
  6. документация о необходимости длительного проживания в стране (трудовой договор, пригласительное письмо от близких, подтверждение о зачислении в образовательное учреждение и так далее).

Первоначально ВНЖ выдается на 2 года и в дальнейшем продлевается.

Таможенные правила

Впервые с 2011 года Россию и Белоруссию разделит не формальная, а настоящая граница. Такое решение приняла Москва вслед за решением Александра Лукашенко о безвизовом режиме для иностранцев, которые могли бы теперь спокойно попасть в Россию. Однако у такого решения есть и более глубокая подоплека.

В среду директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников приказал установить на границах Смоленской, Псковской и Брянской областей с Белоруссией пограничную зону. Позднее планируется определить порядок и время прохода людей и въезда транспортных средств в пограничную зону, где будут установлены предупреждающие знаки.

Согласно документу, меры приняты для «создания необходимых условий охраны государственной границы России». Ранее пограничной зоны на границах российских регионов с Белоруссией не было.

Отметим, что пограничный контроль на границе двух республик, в том числе и на трассе М1 (Москва – Минск), был упразднен еще 20 лет назад с появлением Союзного государства. Однако до 2011 года там еще действовал таможенный контроль. Де-факто все пересекающие границу должны были предъявлять документы – правда, не пограничникам, а только таможенникам. В последние 6 лет исчез и фактический контроль – так, легковые автомобили с российскими и белорусскими номерами пересекают границу вообще без остановки, лишь немного сбросив скорость по требованию дорожных знаков. Контролю подвергались только фуры.

Белоруссия ввела режим погранзоны вдоль белорусско-российской границы еще в сентябре 2014 года указом президента. Впрочем, указ оказался пустой формальностью - белорусских пограничников на границе с Россией так не появилось. Об этом в среду РИА «Новости» напомнил представитель Государственного погранкомитета Белоруссии Антон Бычковский.

Однако теперь, похоже, все изменится - и тем, кто едет в Белоруссию на машине или на поезде, придется предъявлять документы как минимум российским пограничникам. Напомним, 9 февраля в силу вступает указ президента Белоруссии Александра Лукашенко о пятидневном безвизовом режиме для граждан 80 стран, в том числе США, ЕС, Бразилии, Японии. Поэтому иностранцы, приезжающие в Белоруссию, получили возможность попасть на российскую территорию без прохождения необходимых процедур. В связи с этим ФСБ начала с начала года проверять документы у всех пассажиров, прибывающих в аэропорты Москвы из Минска.

Впрочем, уже в сентябре автобус с 30 туристами из Австрии, которую принимала в России калининградская компания, был вынужден поменять маршрут и от пункта пропуска под Смоленском сделать крюк в 800 километров, чтобы въехать в Россию. Официальная причина - в связи с отсутствием в этом месте постов погранконтроля для пропуска граждан третьих стран. Туристам рекомендовали въезжать в Россию через Латвию или Украину, где действуют полноценные, обычные международные пункты пропуска. В октябре Российский союз туриндустрии предупредил, что пункт пограничного пропуска «Красная Горка» под Смоленском не будет пропускать граждан всех государств, кроме представителей России и Белоруссии , жителей Союзного государства.

В ноябре представитель МИД РФ Мария Захарова предупреждала о том, что к пересекающим границу России и Белоруссии иностранцам могут применяться санкции, так как на ней нет международных пунктов пропуска. Она объяснила это кардинальным изменением ситуации в мире. «Резко возросли риски, связанные с террористическими, миграционными вопросами», - говорила Захарова.

По ее словам, российскими компетентными органами на этом участке границы регулярно задерживались лица, которые не имели оснований для въезда в РФ и представляли угрозу безопасности.

В Минске чувствуют нажим

В Минске, однако, сомневаются в названных Москвой причинах восстановления границы. Глава минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Юрий Царик считает происходящее давлением России, «стремлением обеспечить те действия белорусской стороны, прежде всего в военно-политической сфере, в которых заинтересована Москва».

«Мы знаем все официальные обоснования и позиции, связанные с так называемым погранично-миграционным вопросом. Исходя из логики аргументации российской стороны, мы должны признать, что, либо предыдущие 20 лет, когда все соглашения нормально работали, въезд иностранцев через Белоруссию в Россию осуществлялся незаконно, либо то, что аргументы российской стороны являются надуманными и, скорее всего, политически мотивированными», - сказал Царик газете ВЗГЛЯД.

«Ситуация была ожидаема», - отметил эксперт. Политолог напомнил, что базовый конфликт между странами длится еще с середины 2015 года, когда вновь встал вопрос о размещении на территории Белоруссии российской авиабазы. Когда этот вопрос начал обсуждаться более детально, то «всплыли аспекты, связанные не только с авиационной, но и с сухопутной базой».

«Россия хотела бы превратить Белоруссию в свой военно-стратегический плацдарм и стремится разместить здесь свои войска на постоянной основе. Белоруссия на это не согласна, поскольку это несовместимо с суверенитетом страны. Все, что происходит вокруг этого: и газ, и нефть, и так далее – на наш взгляд, является инструментарием по отношению к главному противоречию», - подытожил эксперт.

Напротив, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия») в разговоре с газетой ВЗГЛЯД приветствовал решение ФСБ . Он сказал о том, что Россия делает все возможное, чтобы «полностью гарантировать защиту государства и граждан от любых непредвиденных обстоятельств, конфликтов».

«Белоруссия для нас - одно из самых ближайших государств, и мы ничего плохого с этой стороны не ожидаем. Но тем не менее, мы хотим мира, спокойствия и безопасности для нашего общества. Мы видим, что делается в мире, на границе Белоруссии с Польшей и с другими государствами», - сказал депутат.

Выборный заверил, что у россиян и белорусов, которые привыкли свободно ездить через границу, проблем не будет. «Это наше Союзное государство. Белоруссия также входит в ОДКБ. У нас крайне близкие и тесные политико-экономические отношения, культурные связи. Но вопрос безопасности – категория иного измерения, она всегда должна быть на самом высоком уровне и отвечать интересам нашей национальной безопасности», - подытожил Анатолий Выборный.

Как писала газета ВЗГЛЯД, с декабря вновь растет напряженность в отношениях Минска и Москвы. Так, Александр Лукашенко пропустил саммиты ОДКБ и ЕАЭС в Петербурге, тем самым лишив их кворума (из-за этого, например, не удалось выбрать нового генсека ОДКБ). Кроме того, в декабре в Минске были взяты под стражу четыре известных пророссийских блогера. Вопреки личным призывам Сергея Лаврова, Минск решил выдать Азербайджану одного из них - россиянина, известного путешественника Александра Лапшина. Вина Лапшина заключается в том, что он ранее посещал Карабах без разрешения Баку. «Лукашенко забылся и вошел во вкус », – заявили по этому поводу газете ВЗГЛЯД в Госдуме, добавив, что «подобная рептильность» напоминает очередной антироссийский жест.

Глава МИДа Сергей Лавров прямо призывал Минск не выдавать Лапшина, напомнив, что «у нас с Белоруссией» Союзное государство, в рамках которого принято принципиальное решение выравнивать права граждан одной и другой стран во всех без исключения областях. Это обстоятельство «требует, среди прочего, определения единых списков лиц, которые нежелательны и желательны, это также требует единой политики в области экстрадиции».

Российско-белорусская граница может преподнести неподготовленному человеку много неожиданностей. В первую очередь следует знать, что требования к путешественникам зависят от способа передвижения и возраста туристов. Впрочем, вне зависимости от того, добираетесь ли вы один или с семьёй, на самолёте, поезде или личном автомобиле, для прохождения таможенного контроля вам потребуются документы. Процесс их проверки можно ускорить, если вы «дружите» с электронными устройствами.

Основные правила

Перед тем как пересечь границу с Белоруссией, следует определиться со способом передвижения. Содержание пакета документов зависит от того, какое транспортное средство вы предпочли для поездки. Путешественники родом из России, в том числе прибывающие транзитом из Украины, стран СНГ и прочих государств, расположенных на материке Евразия, добираются до Белоруссии тремя способами:

  • на поезде;
  • на самолёте;
  • на автомобиле (или мотоцикле).

Какой бы вариант ни был избран, абсолютно для всех желающих попасть в Беларусь остается актуальным вопрос о визе. Если вы гражданин страны, входящей в СНГ, этот документ вам не потребуется. Так что можете не беспокоиться, если являетесь гражданином одного из государств:

  • Россия;
  • Украина;
  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Молдавия;
  • Туркменистан;
  • Таджикистан;
  • Узбекистан.

Кроме того, перед поездкой необходимо проверить, есть ли у вас запрет на выезд . Мы рекомендуем качественный сервис невылет.рф, который поможет узнать информацию о наличии задолженности по кредитам, штрафам, алиментам, услугам ЖКХ и проч., а также оценить вероятность запрета вылета за границу.

Достаточно предъявить заграничный или внутренний паспорт. А вот гражданам прочих государств предстоит оформить въездную визу, собрав пакет документов и обратившись в консульство.

В целом пересечение границы Россия – Белоруссия на поезде - самый лёгкий способ: сотрудники иммиграционной службы не останавливают поезда, чтобы устроить досмотр личных вещей пассажиров и свериться с документами. Так что официальные бумаги вам потребуются не на границе, а на вокзале при посадке.

А вот водителям и тем, кто собрался не доехать, а долететь до Белоруссии, потребуется пройти таможенный контроль. В любом случае, если вы законопослушный гражданин, уладить формальности не составит труда. Задержать на границе могут лишь в одном случае - если на вас распространяется запрет на выезд из Российской Федерации (или другого государства).

Таможенный контроль: суть процедуры

Таможенный контроль на границе России и Белоруссии - вынужденная мера, призванная обеспечить безопасность населения страны. Так что на границе у вас проверят паспорта и документы на транспортное средство, а если дело происходит не на трассе, а в аэропорту - досмотрят багаж и, возможно, зададут несколько вопросов о содержимом чемоданов и сумок.

На самом деле таможенным контролем правильно называть только процедуру декларации средств или товаров. Всё, что касается досмотра вещей, - это контроль безопасности. Но многие путешественники не видят разницы между этими понятиями. Поэтому мы расскажем обо всех процедурах, которыми сопровождается переход границы Белоруссия – Россия.

Таможенный контроль в аэропорту

Как сообщает официальный сайт Минского аэропорта, белорусскую таможню можно пройти двумя способами - по «зелёному» и «красному» коридорам. «Зелёный» коридор, то есть проход для пассажиров, не собирающихся декларировать наличные либо товары, доступен всем, чьи вещи не представляют особенной ценности. Но если вам необходимо получить документ, подтверждающий, что вы перевезли груз за границу, или если у вас с собой наличные либо таможенные чеки, стоимость которых превышает 10 000 долларов США, придётся воспользоваться «красным» коридором. В остальном людям, прибывшим в Белоруссию по воздуху, необходимо пройти стандартные процедуры, такие как:

  • регистрация на рейс;
  • получение талона на посадку;
  • сдача багажа;
  • досмотр перед полётом;
  • пограничный контроль (проверка личных документов и законности пересечения границы).

Естественно, вышеперечисленные правила касаются путешественников, уже улетающих из Белоруссии. Но отправляясь за рубеж, люди проходят подобные процедуры и в аэропортах родной страны. Поэтому не рискуйте и не надейтесь на лазейки в законах: не стоит утаивать от сотрудников иммиграционной службы наличие у вас крупных сумм денег и тем более пытаться вывезти запрещённые предметы или вещества.

Проверка документов у автомобилистов

Пройти проверку документов на границе, если вы едете на собственном автомобиле (или даже мотоцикле), не так сложно. Но иногда из-за наплыва путешественников, технологических сбоев, аварий или просто погодных условий на границе образуются многокилометровые очереди. Поэтому перед тем как приехать к границе, следует прочитать новости и, исходя из полученной информации, выбрать самый удобный маршрут. А ещё - проверить, чтобы при вас были:

  • внутренний или заграничный паспорт;
  • международные права;
  • свидетельство о регистрации ТС;
  • страховой полис.

Если на вашем автомобиле установлены особые средства радио- и спутниковой связи, при вас должно находиться специальное разрешение на их использование. К счастью, обыкновенных навигаторов и видеорегистраторов это не касается. Зато существует другая трудность: получение так называемой «зелёной карты», необходимой всем, кто пересекает границу на транспортном средстве, зарегистрированном не в Республике Беларусь.

«Зелёная карта»

Документ, который принято называть «зелёной картой», позволяет путешественнику легально пересекать границы многих государств и просто ездить по другим странам. Она не нужна тем, кто собирается арендовать автомобиль в официальном пункте проката. Но если вы запланировали путешествие на собственном транспортном средстве, перед поездкой нужно воспользоваться одним из трех способов получения карты:

  • в родной стране в центре страхования;
  • на границе Белоруссии (процедура займёт 10–15 минут без учёта ожидания в очереди);
  • онлайн.

Оформление «зелёной карты» - не просто формальность. Если за рубежом с вами произойдёт ДТП и вы будете не виноваты в сложившейся ситуации, вам выплатят компенсацию, исходя из норм, принятых страной посещения. И даже если вы сами нарушите правила, уплатить штраф с подобным документом будет гораздо проще. Вам не придётся изъясняться на чужом языке, разбираясь с сотрудниками дорожных служб, - страховая компания предложит инструкции, как исчерпать инцидент.

Если с вами едет ребёнок

Правила пересечения границы Белоруссия - Россия для несовершеннолетних немного отличаются от взрослых. Поскольку детям до 14 лет по законам РФ паспорта не выдают, потребуется другой документ, подтверждающий личность. В такой роли могут выступить:

  • свидетельство о рождении;
  • заграничный паспорт;
  • свидетельство об усыновлении.

Если малыш едет за границу не с родителями, нужна нотариально заверенная доверенность на сопровождающего. В исключительных случаях ребёнка, достигшего 14-летнего возраста, могут отправить в Белоруссию и одного. Для этого необходимо написать соответствующее разрешение.

Пограничная зона: временное пребывание автомобилистов

На границе России и Белоруссии существует 19 пунктов пересечения, где можно пройти паспортный и таможенный контроль. Также вы можете добраться до страны через территории других государств, но перед этим стоит узнать, потребуются ли вам дополнительные документы. Что касается самой Республики Беларусь, если вы едете через это государство в другое, специальную транзитную визу можете не оформлять. В таблице вы найдете перечень всех пограничных пунктов, а где они находятся, подскажет карта (начиная с России, пункты отмечены против часовой стрелки).

Страна, с которой граничит Белоруссия Название пограничного пункта
Россия Веселовка–Сеньковка
Селище 1-е–Камень
Перелевка–Верхличи
Самотевичи–Медведи
Смольки–Беляни
Горня–Осинка
Звенчатка–Понятовка
Коськово–Клюкино
Ляды–Красный
Редьки–Красное
Лиозно–Рудня
Колышки–Узгорки
Стайки–Сеньково
Шлыки–Дрозды
Езерище–Лобок
Краснополье–Стайки
Горбачево–Клиновое
Юховичи–Долосцы
Кострово–Байдаково
Латвия Бигосово–Патерниеке
Урбаны–Силене
Литва Видзы–Тварячус
Мольдевичи–Адутишкис
Лынтупы–Попяляке
Котловка–Лаворишкес
Лоша–Шумкас
Каменный Лог–Мядининкай
Клевица–Уряляй
Геранены–Кракунай
Бенякони–Шальчининкай
Дотишки–Эйшишкес
Поречье–Латежарис
Привалка–Райгардас
Польша Брузги–Кузница Белостоцка
Берестовица–Бобровники
Песчатка–Половцы
Козловичи–Кукурыки
Варшавский мост–Тересполь
Домачево–Славатыче
Томашовка–Пулемец
Украина Олтуш–Пища
Мокраны–Доманово
Мохро–Дольск
Невель–Прикладники
Верх Теребежов–Городище
Глушкевичи–Майдан Копищанский
Новая Рудня–Выступовичи
Александровка–Вильча
Комарин–Славутич
Новая Гута–Новые Ярыловичи

Возле всех этих пунктов формируется очередь на российско-белорусской границе. Вы можете за незначительную плату (560–700 рублей в зависимости от дня недели) ускорить процесс, заранее зарегистрировавшись онлайн. Зайдите на и займите место в очереди, указав желаемый час: это можно сделать хоть за 90 дней до поездки, но не позже чем за 3 часа.

Автомобилистам на заметку

Если вы оформили «зелёную карту» и прошли пограничный и таможенный контроль, считайте, что граница России и Белоруссии на машине успешно преодолена. Но в какую сумму это вам обойдётся, зависит от места регистрации автомобиля, а также от дороги, которую вы выбрали. Обратите внимание, что трасса М-1/Е30 (Брест (Козловичи) – Минск – граница РФ) считается платной для некоторых категорий водителей. На 2019 г. от обязательного сбора на этой дороге освобождены владельцы транспортных средств из стран Таможенного союза из собственно Белоруссии, а также России, Казахстана, Армении и Киргизии.

Если ваша машина или мотоцикл зарегистрированы в другой стране, вам придётся заплатить по 3 евро на каждом из четырёх пунктов взимания платы. Ставка увеличится, если высота автомобиля превышает 210 см.

Преодолевая границу на грузовой машине, приготовьтесь заплатить:

  • если у автомобиля две оси - 4 (если вы из страны Таможенного союза) или 5 евро (в остальных случаях);
  • три оси - 10 евро;
  • четыре оси - 15 евро.

Пересечение границы Россия – Белоруссия: Видео

Отчет о поездке на машине в Беларусь на майские праздники в 2017 году. Несвижский замок, Минск, "Линия Сталина", Курган Славы, Хатынь.

Предисловие

Беларусь — страна, в которой мы с мужем любим бывать вне зависимости от времени года, места и цели путешествия. Манит она, во-первых, потому что пропитана "советскостью", дружелюбием и в целом позитивом, во-вторых, напоминает о юных годах жизни, проведенных здесь, а в-третьих, гладкими дорогами, ухоженными, уютными улочками, приветливыми местными жителями, относительной дешевизной цен.

Объехать всю страну, если задаться целью, можно буквально за 10-15 дней. Мы пока такого марш-броска не совершили, но во многих городах уже побывали (Витебск, Гродно, Гомель, Борисов, Могилев, Дзержинск, Брест, Минск, Кобрин).

По славной семейной традиции, незадолго до ухода на длительные, связанные с праздниками, "каникулы" мы начинаем планировать отдых. В мае большое количество праздников, сам Бог велел отправиться в поездку. Давно хотелось побывать в белорусских замках, одним из наиболее привлекательных для меня оказался Несвижский, судя по отзывам и описанию в интернете (находится в городе Несвиж, неподалеку от Минска по направлению на юго-запад), а заодно муж предложил посетить достопримечательности, связанные с Великой Отечественной войной — площадь победы в центре белорусской столицы, Курган Славы, Хатынь и музей под открытым небом, историко-культурный комплекс, под названием "Линия Сталина".

Подготовка

Готовиться к поездке мы начали еще в конце апреля, поскольку планировали отправиться в дорогу на первые майские праздники. Муж купил зеленую карту, рассчитанную на 15-дневное пребывание на территории Беларуси, и тщательно исследовал машинк на предмет его технического состояния. Благо, супруг — механик, поэтому обошлись своими силами, каких-то особенных затрат касательно ремонта не понесли. К слову, машина не новая — Volkswagen Passat 1993 года выпуска, зато надежная.

Дату поездки пришлось отложить по причине неблагоприятных погодных условий: аккурат 29, 30 апреля и 1 мая намечались дожди в Минске. Провести все эти дни в машине или каких-либо забегаловках не очень хотелось, поэтому пришлось подождать наступления следующих праздников (6, 7, 8, 9 мая).

Зато оставалось время собраться с мыслями, определиться с маршрутом, временем выезда, изучить праздничную программу в музеях и т.д. Планировали в субботу 6 мая выехать из Москвы поздно вечером, пересечь границу Беларуси через 5-6 часов, остановиться на ночлег на любом из попавшихся по пути кемпингов, пожарить шашлыки, а наутро 7 мая быть в Несвиже как раз к открытию музея, а оставшийся день погулять по городу и замку.

Затем планировали переночевать в гостинице в Минске, 8 мая посмотреть достопримечательности, посетить Национальную библиотеку, Курган Славы, "Линию Сталина" и Хатынь. 9 мая нужно было с утра отправиться домой. Для того, чтобы не пользоваться лишний раз интернетом на территории Республики Беларусь, мы скачали на телефон Maps.Me, загрузили карту страны и вполне успешно ею пользовались всю дорогу.

Накануне отъезда, в пятницу 5 мая, начались сборы. Набор необходимых вещей у нас для поездок всегда стандартный — документы, зарядные устройства, инструменты, постельные принадлежности, навигатор, теплая одежда и обувь, мангал с решеткой для барбекю, термос, еда, посуда.

Дорога и граница с Беларусью

От Москвы до Минска есть прямая дорога — . Именно на нее мы и выехали, направляясь в столицу Беларуси. Как и планировали, около 19 часов вечера мы отъехали от дома. Путь пролегал через Одинцово, Можайск, Вязьму, Сафоново, Смоленск.

Как таковой границы между нашими странами нет. Единственное, зачем могут остановить российские пограничники - показать документы (паспорт), после просмотра с миром отпускают. На белорусской же границе останавливают крайне редко. Забегу вперед и скажу, что зеленую карту мы ни разу никому не показали.

На границе с Беларусью

Около часу ночи мы оказались неподалеку от Орши. На одной из заправок, совмещенных с кемпингом, решили заночевать. Белорусские кемпинги заслуживают отдельного разговора — обычно это просторные, всегда чистые площадки, оборудованные скамьями, столиками и бесплатными туалетами, напоминающими душевые кабинки. Иногда на территории есть кафе, иногда кемпинги объединены с заправками.

Пока что все шло по намеченному плану, разве что кроме шашлыков — ночью было совершенно не до них. Наутро мы отправились дальше — в Несвиж. Дорога пролегала через Борисов, Жодино, Минск и Дзержинск. Замок, в который нам не терпелось попасть, — главная достопримечательность маленького городка. Дорога к самому Несвижу после поворота с основной трассы мне показалась похожей на американскую, а-ля местная Флорида. Только вместо пальм по обочинам возвышались тополя, создавая совершенно уютную, ни с чем не сравнимую атмосферу.

Панорама Несвижского замка

Как только попадаешь в город, сразу видишь направление. Несвижский замок находится в центре и возвышается на небольшом рве так, что его видно, наверное, из любого конца и с любой улицы. Проехав по мощеной дороге пару километров, мы оказались возле ворот, за которыми скрывалась главная достопримечательность. Справа возвышался храм, который находился на реставрации.

Удачно припарковавшись, мы направились к замку. Сначала во дворике прошли мимо всевозможных завлекаловок — лавок со всякой всячиной типа магнитиков и брелоков, зазывал, приглашающих выковать именные монетки, и прочих предпринимателей. Затем оказались у здания с надписью "касса", купили билеты (на наши деньги: по 500 рублей на человека). К слову, при оплате мы воспользовались обычной российской картой, обмен валют нас даже не интересовал, поскольку в Беларуси можно рассчитываться безналом даже в непримечательных деревенских магазинчиках.

Туристов, покупающих вместе с нами билеты, было не очень много, однако у самого входа в музей мы обнаружили достаточно большое скопление людей. Мало кто добирался сюда своим ходом. В основном, были организованные группы с гидом, приехавшие на автобусах из России. К одной из таких мы незаметно и присоединились — изучили весь замок, тайком подслушивая рассказы экскурсовода.

Время, проведенное в музее, пролетело незаметно, но оно был очень насыщенным. Замок в пору существования Литовского княжества (в состав которого входила Беларусь) принадлежал роду князей Радзивиллов вплоть до середины 20 века. Каждая комната в нем — это целый мирок, целая эпоха.

Бильярд и чучела животных

Еще охотничьи трофеи

Здесь князья Радзивиллы обедали

Богатый интерьер впечатляет

Музей не похож ни на какой другой, все здесь дышит каким-то европейским духом, чем-то манящим. 7 мая (день, когда мы как раз посетили Несвижсий комплекс) — день его возведения. По такому событию актеры даже разыграли сценку из жизни князя Радзивилла, повествующую о рождении семьи и рода в целом.

Сказать, что мы были в восторге, когда вышли из замка — не сказать ничего. Продлить его помогли прогулки по территории близлежащего парка, увитого изумрудной зеленью, обрамленного прудиком, по которому летом совершают лодочные прогулки.

Прогулки по Минску

Было уже около 17 часов вечера, когда мы нагулялись по замку и парку и решили двигаться дальше, в Минск. На подъезде к городу зашли в местный супермаркет Евроопт — сеть очень распространена во всех городах страны. Мы купили продукты, чтобы самостоятельно приготовить в гостинице и перекусить.

Гостиниц в Минске не так уж и много, при этом многие из них весьма бюджетные. На одну из таких прямо неподалеку от Большого театра оперы и балета, напротив Острова Слез, мы случайно набрели. Называется гостиница "Апартаменты на Богдановича", находится по адресу ул. Богдановича, 23, вот ссылка на Booking . Номер на двоих в ней стоил 1500 рублей. Комната совершенно обычная, с двумя кроватями, не очень просторная и напоминает советский санаторий. Но комната эта чистая, со свежим постельным бельем и даже телевизором.

Утром 8 мая мы отправились гулять по городу. В Минске за последние 3 года мы были раз 5, и каждый раз столица Беларуси раскрывается для нас с новой стороны. От многих знакомых, побывавших здесь, мы слышали эпитет "домашний". Поспорить сложно — здесь настолько уютно, настолько свободно, спокойно и непринужденно, что действительно ощущаешь, будто находишься дома в безопасности.

В этот раз нашей целью была Национальная библиотека, в которой можно "прокатиться" на стеклянном лифте до смотровой площадки и полюбоваться городом с высоты птичьего полета.

Одна из центральных улиц Минска

Ничего сверхъестественного, вид совершенно обычный. Но тут можно еще раз убедиться, что Минск — чистый, зеленый и не по-столичному уютный город.

Ради интереса мы заехали на площадь Победы, посмотреть, идет ли подготовка к 9 мая. Несмотря на дождь, она шла полным ходом — ребята репетировали танец под очень проникновенную песню и под бдительным присмотром руководителей, стоящих под зонтиками.

День второй. "Линия Сталина" и Курган Славы

В этот день (8 мая) наша программа была еще более насыщенной. Мы посетили сразу три знаковых места — "Линию Сталина", Курган Славы и Хатынь.

Чтобы добраться до "Линии Сталина", нужно было выехать на трассу Р28 и двигаться по направлению к селу Лошаны. Мы ориентировались по указателям. Входной билет на территорию комплекса стоил 500 рублей на человека. По программе намечалось представление — реконструкция боя за Берлин.

Реконструкция боя за Берлин

Сама территория представляет собой большую площадку с небольшим уклоном, сверху расположена боевая техника, снизу — ложбина для демонстрации реконструкций. На представление собралось большое количество зрителей, в их числе были даже иностранные делегаты.

После просмотра реконструкции организаторы приглашали всех желающих пострелять из пулеметов, пистолетов и другого оружия военного времени. Была даже возможность проехаться на танке и отведать полевой кухни. Вся эта атмосфера не может не вызвать скорбные чувства. Задача актеров и организаторов — приобщить общественность к изучению истории — выполнена на отлично.

Как от Кургана Славы, так и от Хатыни направляться в Москву одинаково удобно. Добраться до Кургана Славы из Минска можно за 30-40 минут по трассе М2. Сам комплекс представляет собой возвышенность, на которой расположены ступеньки и стела.

Близлежащая территория засажена деревьями, рядом есть кафе. На парковке мы встретили иностранцев — французов, совершающих на нескольких автомобилях вояж из Франции через Беларусь по всей России. Это счастливые и обеспеченные европейские пенсионеры, решившие устроить себе такое захватывающее путешествие, при этом не зная ни слова по-русски.

"Мы не хотели умирать...". Хатынь

Что касается Хатыни — ее мы уже посещали в 2013 году, но почему-то снова захотели приехать на это место. Добраться до нее можно по дороге на Логойск, трасса Минск-Витебск, 54 километр (М3). В этот раз мы поехали по дороге от Кургана (Р80) до МКАД-2 (Минская кольцевая) и повернули на М3 (там еще был указатель на Силичи — горнолыжный спорткомплекс). Дорога заняла около часа. На подъезде к мемориалу установлен указатель — большие бетонные буквы "Хатынь". После поворота остается проехать несколько километров.

Комплекс представляет собой две части. Первая — парковка, кассы для оплаты услуг экскурсовода (сам вход бесплатный), вторая — мемориалы в виде печных труб на местах сгоревших домов.

На них расположены небольшие колокола, звонящие через небольшой промежуток времени. По центру установлен памятник кузнецу, держащему на руках своего погибшего сына.

Памятник кузнецу

Без слез там находиться невозможно. Кажется, здесь каждый клочок земли пропитан кровью и слезами людей, погибших от рук фашистов. Здесь о войне помнят каждый день.

Именно эта территория приняла на себя первый удар в далеком 1941 году.

Мемориальные послания в Хатыни

Хатынь стала завершающей точкой нашего белорусского путешествия. Отсюда по трассе М3, а потом Р63 (М1) мы вернулись назад в Москву утром следующего дня, 9 мая.

Оба дня, проведенные нами в Беларуси, ознаменовались дружелюбной и солнечной погодой. Столица России же встретила неожиданно выпавшим снегом. Каникулы закончились, а воспоминания остались.

Итоги и финансы

В целом, мы проехали около 1500 километров. Бензин выгоднее покупать в России, он здесь заметно дешевле. Однако перевозить его в канистрах через границу нежелательно. Если вас остановят белорусские пограничники, можно нарваться на неприятности.

Следует быть внимательным на трассе от Смоленска — камер очень много, одна из них нас сфотографировала. В самой Беларуси также следует соблюдать скоростной режим, особенно в населенных пунктах — штрафы существенные, при этом в качестве залога могут забрать права.

  • бензин: около 5000 рублей (туда и обратно);
  • зеленая карта: 800 рублей;
  • билеты: 2000 рублей (в Несвижский замок и на территорию "Линия Сталина");
  • продукты: около 3000 рублей;
  • проживание в гостинице: 1500 рублей;
  • мелкие траты (магнитики, кофе в кафе): около 500 рублей.

Итого: 13 000 рублей. Очень бюджетно и насыщенно.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча