16.03.2019

Требования к служебному поведению. Требования к служебному поведению гражданского служащего


Под информационным правом понимается, прежде всего, совокупность юридических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, предприятий, учреждений, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления) в информационной сфере. Однако если информационное право как совокупность юридических норм регулирует общественные отношения в информационной сфере, то наука информационного права исследует эти информационные нормы, отношения, возникающие при их применении, измеряет эффективность действия информационных норм, классифицирует, систематизирует и кодифицирует их, объединяет в правовые институты, формирует и оптимизирует систему информационного права.Наука информационного права только лишь формируется.

При определении предмета информационного права возникают некоторые трудности, поскольку четко отграничить сферу действия информационного права от смежных отраслей представляется довольно сложной процедурой. Ведь информация пронизывает все сферы жизнедеятельности людей, все отношения, регулируемые той или иной отраслью права.

Предмет правового регулирования информационного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.

Информационные правоотношения - это социальные отношения, параметры которых определены информационно правовыми и иными нормами, а объектом (основным или дополнительным) является циркулирующая в информационной сфере информация вне зависимости от ее формы и вида ее представления.

Особенностями информационных отношений является то, что они: 1) возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации; 2) опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере; 3) отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов 5 .

Публично-правовой аспект информационных отношений объясняется необходимостью обеспечения гарантий осуществления конституционных прав и свобод граждан в информационной сфере, государственного управления информационными процессами, формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.

Частноправовой аспект информационных отношений объясняется особенностями реализации информационных прав и свобод, в первую очередь имущественных прав и прав собственности на информационные ресурсы в информационной сфере, осуществление которых определяется особенностями информации как объекта правоотношений.


Как и любая другая отрасль права, информационное право имеет не только свой предмет, но и свои методы. Методы информационного права определяют то, каким образом или способом регулируется общественно-политическая и правовая жизнь в информационной сфере и как познается информационное право как наука. Методы предопределяются предметом самого информационного права, что, безусловно, является объективным фактором.

Под методом правового регулирования в информационном праве понимают совокупность способов воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.

При исследовании информационного права применяются главным образом методы правовой науки, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

Формально-догматический метод исследует «догму» информационного права. Обычно при исследованиях первым применяется именно этот метод, суть которого заключается в юридической обработке правового материала, догмы права. Этот метод включает такие процедуры, как описание и анализ информационно-правовых норм и правоотношений, их толкование, классификацию и систематизацию явлений, понятий, норм, правоотношений, актов, институтов. В результате классификации информационно-правовых явлений, понятий и норм, других элементов системы информационного права по определенным основаниям исследователю предоставляется возможность удобного и соизмеримого их сопоставления, а стало быть, более полного представления о них. Посредством классификации и систематизации разрозненные знания и представления об исследуемом предмете приводятся в порядок. В результате применения формально-догматического метода знания об информационном праве приводятся в систему, получают определенную, четкую форму их представления, удобную для их запоминания и последующего изучения.

Метод сравнительного правового исследования основан на сопоставлении двух или более однотипных элементов информационного права (институтов, норм, понятий и т.п.) с элементами иных национальных правовых систем (американской, европейской и т.п.) с целью выявления общих и отличительных характеристик таких элементов. Сравнение как логический прием предполагает, что в исследуемых элементах обязательно имеются сходные составляющие. Такое сопоставительное изучение позволяет получить важный материал для заимствования, классификации и в конечном итоге совершенствования системы информационного права.

Сравнительно-правовой метод представляет собой эффективное средство познания, раскрытия сущности информационно-правовых явлений и положений других национальных информационных правовых систем, выявление их преимуществ и перенесение этих преимуществ в российскую информационно-правовую систему.

Метод обращения к наукам , изучающим другие, смежные отрасли права, позволяет использовать и эффективно применять положения и выводы, разрабатываемые этими науками в системе информационного права. Так, с целью изучения информационного права эффективно могут использоваться методы общей теории права, конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права, уголовного права и других отраслей права. Для исследования информационного права удобно и достаточно эффективно применяются и естественные науки, например, информатика и правовая информатика, правовая кибернетика, семиотика и семантика.

Метод социологического исследования может применяться для наблюдения за деятельностью субъектов информационного права с целью оценки эффективности практики применения норм и предписаний информационного права в конкретных условиях. Средство исследования этого метода основывается на анкетировании и опросах субъектов конкретных правоотношений. Это один из наиболее эффективных методов оценки «качества» правовых норм, степени применимости конкретных норм, разработки рекомендаций и предложений по их совершенствованию.

Существенную роль в этом методе имеет личное наблюдение. Именно в процессе личного наблюдения собирается и накапливается фактический материал, который невозможно получить иным способом. Большое значение имеют приемы статистической обработки собранного материала, применение которых позволяет выявлять особенности и повторяемость явлений, событий, фактов в системе информационного права.

Сравнительно-исторический метод основан на анализе истории формирования и развития информационного права, его понятийного аппарата, отдельных институтов. Данный метод может активно применяться для исследования отдельных частей и элементов информационного права.

Методы алгоритмизации и моделирования активно применяются для исследования системы информационного права, описания структур и элементов этой системы, для описания поведения субъектов информационных правоотношений. Эти методы применяются, например, при описании модели информационной сферы, для построения модели самостоятельного оборота информации, для процессов законотворческой деятельности (регламента законотворчества) и т.п. Применение этих методов позволяет представлять структуры и элементы информационного права, информационные процессы в наиболее наглядном и удобном для изучения виде.

Метод системного подхода может применяться на всех стадиях и этапах изучения информационного права, ею элементов и частей как универсальный комплексный метод, основанный на подробном полном исследовании всех возможных путей, способов и вариантов решения задачи, а также последствий от применения методов и способов решения задачи исследования 6 .

Отличительной особенностью информационного права можно считать наличие особых объектов правоотношений, мало изученных, а вернее, почти не изученных правовой наукой. Это информация и информационные объекты как главные, основополагающие объекты информационных правоотношений. Применение методов правовой науки не обеспечивает в полной мере исследование этого сложного объекта, приходится применять другие методы естественных наук, прежде всего методы информатики, правовой информатики и правовой кибернетики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

Спортивный факультет

Кафедра теории и методики легкой атлетики и лыжного спорта

Реферат

Тема : Методы информационного права

Выполнила : студентка 2 курса, факультета ТиМ

Лыжного спорта, группы С13ФКЛС

Алексеева Маргарита

Введение

2. Информационные ресурсы

Заключение

Введение

Право, выполняя экономические и социально-политические функции и взаимодействуя с государством в лице уполномоченных на правотворчество органов, постоянно развивается, совершенствуется и изменяется.

Это связано с различными стратегическими задачами и целями, которые ставятся в тот или иной исторический период. Право как единая система правил поведения регулирует общественные отношения, различающиеся по объекту, содержанию, сущности, субъектному составу и другим критериям. Данная позиция предполагает деление системы права на отдельные отрасли и институты. Так, в недавнем прошлом при наличии объективной общественной и государственной потребности из гражданского права было выделено хозяйственное право.

В настоящее время возникла необходимость для выделения особой отрасли права информационного права. Сегодня некоторыми авторами отмечается тенденция становления информации в качестве фактора, определяющего чуть ли не все стороны жизни человека. Современный этап развития общества и государства характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующей движущей силой становления информационного общества. Анализ уже существующих норм, регламентирующих некоторые правила поведения в информационной сфере, показывает, что противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационном пространстве затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства, а также адекватность применения соответствующих норм на практике, в т. ч. судами и органами следствия и дознания.

Общеизвестно, что информация издавна существует в обществе как средство общения, получения новых знаний, передачи этих знаний другим лицам, влияния на некоторые цепочки взаимосвязанных вещей. Экономисты рассматривают информацию как товар, объект рыночных отношений. Если обратиться к истории, то информация как товар начала развиваться еще в период возникновения общественного разделения труда.

Информационное право -- новая, только лишь формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества XXI в. и в ближайшее время станет полноценной отраслью права.

В научной литературе последних лет можно выделить целый спектр понятий, с помощью которых авторы пытаются назвать эту новую отрасль права. К таким терминам можно отнести: «программное право», «правовая информатика», «право информатики», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право», «право знать», «право на доступ к информации», «право на информацию», а также «телекоммуникационное право» и «информационное право».

В последнее время чаще всего применяется термин «информационное право». Вероятно, «информационное право» так именуется исходя из основного объекта, по поводу которого или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, по аналогии с такими отраслями права, как, например, лесное, водное, аграрное, предпринимательское, экологическое право и т.п. В основе наименования этих отраслей также лежат объекты правоотношений -- лес, вода, аграрное производство, предпринимательство, экология и т.п.

За рубежом также активно формируется и развивается новая комплексная отрасль права -- информационное право. Там чаще всего она обозначается как Information Law, или Law, Relating to Information.

1. Понятие и классификация информации

Под термином «информация» в разное время скрывались разные значения. Длительное время под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом.

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова информация это:

1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

Информация, воздействуя на сознание человека, влияет на социальную структуру общества в целом. Надо упомянуть, что такой механизм воздействия и влияния информации на общественное сознание довольно успешно в настоящее время используется PR-компаниями. На основе в том числе и этих социальных институтов возникает проблема информационной безопасности и проблема информации как социального оружия.

Виды информации:

1) элементарная - на уровне атомов;

2) биологическая - создается живыми существами;

3) социальная - область человеческих отношений;

4) технико-кибернетическая - производная, созданная в результате деятельности машин и частично урегулированная правом.

С юридической точки зрения информация - сведения об окружающем мире, протекающих в нем процессах и сообщение о положении дел или о состоянии чего-либо.

Объектом правового регулирования может быть только та информация, которую человек извлекает из окружающей среды и отображает в своем сознании.

Выделяются следующие юридические свойства информации.

1. Физическая неотчуждаемость, так как отчуждение информации заменяется передачей прав на ее использование.

2. Обособленность - для включения в оборот информация используется в виде символов и знаков и таким образом она обособляется и существует отдельно от производителя.

3. Двуединство информации и носителя, т.е. понимание информации как вещи на материальном носителе.

4. Распространяемость - тиражирование.

5. Организационная форма информации - документ. Можно классифицировать информацию по различным основаниям.

Информация подразделяется:

1. По форме выражения - документированная.

Это особая организационная форма выражения информации, основанная на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения.

В Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» документ определен как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

В Федеральном законе от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

2. По источнику создания:

а) недокументированная - остается за пределами правового регулирования;

б) правовая - создается в результате правотворческой деятельности, правоприменительной и правоохранительной деятельности:

Нормативная правовая информация;

Ненормативная правовая информация;

в) неправовая - создается не как результат правовой деятельности, однако обращается в обществе в соответствии с предписаниями правовых норм.

3. По степени доступа открытая информация (вся неправовая; о выборах и референдумах; из официальных документов) и ограниченная информация (государственная тайна; служебная тайна; профессиональная тайна; личная тайна; коммерческая тайна; персональные данные; ноу-хау).

4. По кругу лиц массовая информация (предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы) и индивидуальная (информация является объектом гражданских прав).

2. Информационные ресурсы

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы, и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный накопитель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, организации на ее основе и хранении массивов документированной информации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информационных технологий.

С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернета и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них.

Применяются разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов. Держателями (обладателями) информационных ресурсов (владельцами и собственниками) могут быть как самостоятельные информационные центры, информационные организации, фирмы, предприятия, учреждения, обладающие статусом юридического лица, так и отдельные информационные структуры (управления, отделы, лаборатории и т.п.) в составе иных юридических лиц, а также физические лица.

3. Понятие, предмет, методы и принципы информационного права

3.1 Понятие информационного права

К информационному праву, его содержанию и структуре сегодня отношение неоднозначное. Специалистов, исследующих эти проблемы, можно разделить на две группы.

Первая группа рассматривает информационное право в широком смысле слова как науку, изучающую информационную сущность права вообще. Основоположником такого подхода можно считать А. Б. Венгерова, который вводит понятие «информационная концепция права», т.е. учения об информационной сущности права, поскольку право по своей сущности носит информационный характер и является одновременно и информационной системой, т.е. системой, формирующей, обрабатывающей и предоставляющей для использования правовую информацию (нормативную правовую информацию и ненормативную правовую информацию).

Второй, более узкий подход, основан на рассмотрении информационного права как отрасли права, регулирующей общественные отношения в информационной сфере так, как ее определил. Некоторые специалисты еще более сужают понятие информационного права; считая, что оно применимо только для регулирования отношений, возникающих при обработке документированной информации или обработке информации в системе телекоммуникаций и т.п.

Согласно Большому юридическому словарю: информационное право - это формирующийся межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации (информационных ресурсов). Выделение информационного права из общего массива законодательства обусловлено усиливающимися процессами информатизации современного общества и ростом важности информационных отношений, которые требуют специального комплексного регулирования. Понятие информационного права шире, чем компьютерное право, т.к. в сфере первого находится информация в любом виде, а не только в электронном.

Однако выделение информационного права из общей системы права не связано только с удовлетворением общественной и государственной задачи или потребности. Процесс формирования информационного права связан также с наличием у этой отрасли следующих конструкций:

1. Самостоятельный предмет правового регулирования;

2. Методы информационного права;

3. Понятийный аппарат, присущий только данной отрасли права.

Понятие «информационное право» появилось сравнительно недавно и трактуется различными учеными юристами по-разному. Однако в основу всех определений положен принцип предметной области информационного права, по отношению к которому или в связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию.

В информационном праве основным объектом, по поводу которого возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, является информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте.

Информационное право -- это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов.

3.2 Предмет информационного права

Определение предмета информационного права, как и любой другой отрасли, предполагает выявление определенной сферы общественных и иных явлений, институтов и других организационно-технологических упорядоченностей, которые она изучает. При определении предмета информационного права возникают некоторые трудности, поскольку четко отграничить сферу действия информационного права от смежных отраслей представляется довольно сложной процедурой. Ведь информация пронизывает все сферы жизнедеятельности людей, все отношения, регулируемые той или иной отраслью права.

Единого подхода к выявлению предмета информационного права среди лиц, занимающихся данной проблематикой, нет. Одни авторы считают, что информационное право это комплексная отрасль по методам правового регулирования. Другие рассматривают информационное право в качестве системы норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. Третьи утверждают, что информационное право это формирующаяся отраслевая юридическая наука, изучающая совокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к информационной деятельности в целом».

Нормы информационного права не всегда находятся в нормативных актах, которые с известной степенью условности можно отнести к так называемому информационному законодательству. Они разбросаны по великому множеству правовых актов, регулирующих такие отрасли как конституционное, гражданское, административное, финансовое и уголовное право. Это еще раз подтверждает то фактическое обстоятельство, что регламентация правил поведения в связи с деятельностью по информации является необходимой практически во всех сферах жизни человека.

Нормы Конституции Российской Федерации, например, устанавливают базовые положения информационного права. Так, п. 4 ст. 29 Конституции устанавливается право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Исходные правила информационного права содержатся также и в других нормах Конституции, например, ст. 24, которая гласит, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается и что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Конституция, являясь высшим по иерархической структуре нормативным документом, определяет действительно начальные, отправные положения информационного права, которым должны «подчиниться» другие источники этой отрасли.

Комплексность информационного права характеризует также еще и то, что его нормы регулируют все складывающиеся на подконтрольной территории отношения по поводу сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации. При современном характере общественных отношений данное положение имеет практическое значение. Осуществляя деятельность по информации (сбор, хранение) в различных сферах жизнедеятельности, физические и юридические лица обязаны соблюдать нормы информационного права. Несоблюдение их приведет к информационному хаосу, что, несомненно, негативно может сказаться, например, на коммерческой деятельности какой-либо фирмы и повлиять на ее финансовое положение на рынке.

В юридической литературе при определении предмета отрасли права зачастую отождествляются понятия «предмет правового регулирования» и «объект правового регулирования». В информационном праве данные категории рознятся и имеют различные содержательные стороны. В качестве объекта правового регулирования информационного права выступает информация особого рода документированная информация, т. е. зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Содержание и смысловая направленность информации не рассматривается в качестве объекта, поскольку это прерогатива предмета правового регулирования. Высокую степень актуальности имеет в настоящее время именно документированная информация (документ). Документы при формировании единого информационного пространства органов федерального, регионального и местного уровней циркулируют довольно активно (в последнее время больше в электронном формате). Огромное значение в целях сокращения траты времени имеет обмен информацией (документами) в предпринимательской (коммерческой) деятельности. Постоянно увеличивающееся внедрение в работу различных органов автоматизированных информационных систем ведет к формированию возможности несанкционированного доступа к банкам данных. В этом случае документированная информация как объект регулирования информационного права является весьма уязвимым местом в базе данных и нуждается в дополнительных механизмах защиты. Механизмы защиты документированной информации, т.е. различные перспективные информационные технологии, специальные технические средства, охраняют информацию именно как объект правового регулирования информационного права.

Информационное право это не столько отрасль права как составляющая системы права вообще, сколько совокупность определенных правил поведения, по которым должны «играть» участники информационного обмена. Данное положение не отрицает наличия у информационного права определенной структуры (норм и институтов), источников. Напротив, у любого явления жизни есть конкретная структура, логически объективные предпосылки возникновения, что в полной мере относится и к информационному праву.

3.3 Методы информационного права

Как и любая другая отрасль права, информационное право имеет не только свой предмет, но и свои методы. Методы информационного права определяют то, каким образом или способом регулируется общественно-политическая и правовая жизнь в информационной сфере и как познается информационное право как наука. Методы предопределяются предметом самого информационного права, что, безусловно, является объективным фактором. Многие авторы учебников и учебных пособий делят методы на общие, присущие многим юридическим наукам, и частные, которые используются в конкретной отрасли права.

Предполагается справедливым мнение о том, что все методы подразделяются на две группы:

Методы изучения (или познания) информационного права;

Методы непосредственно правового регулирования информационного права.

Обе указанные группы в свою очередь можно условно разграничить на общие и частные.

Методы изучения информационного права предполагают наличие субъективного фактора: для каждой теоретически разработанной доктрины важно, каким именно образом или способом изучаются отдельные положения информационного права, основные его институты, проблемы и явления.

К общим методам в этой группе следует отнести исторический, сравнительный методы, метод всесторонности, познания, восхождения от абстрактного к конкретному. Особо следует выделить метод абстрагирования.

К частным методам изучения информационного права необходимо отнести метод системного подхода и анализа практики, так как именно они позволяют рассматривать информационное право как совокупность основополагающих принципов политического устройства государства.

Методы правового регулирования информационного права также можно условно разделить на общие и частные.

Поскольку деятельность по информации вообще и информационное право в частности тесно взаимодействуют с другими отраслями права, то к общим методам правового регулирования можно отнести диспозитивные и императивные методы.

Императивные методы - это методы права, которые основываются на неравенстве участников правоотношений и установлении жесткой, однозначной модели их поведения.

К императивным методам относятся:

Метод повеления, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности совершать какие-либо действия (например, использование информации с особым правовым режимом);

Метод запрета, который заключается в возложении на участников информационных правоотношений обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий (обозначаются деяния, представляющие собой информационные нарушения).

Диспозитивные методы - это методы права, которые основываются на равенстве участников правоотношений и на их возможности самостоятельно выбирать модель возможного поведения в информационном праве.

К диспозитивным методам относятся:

Метод дозволения, который заключается в предоставлении участникам информационных правоотношений права совершать какие-либо действия либо не совершать их по своему выбору (чаще используется в сфере библиотечного и архивного дела);

Метод согласования, который применяется при регулировании правоотношений между равными субъектами для достижения какого-либо согласия между ними (применяется в сфере интеллектуальной собственности);

Частные методы данной группы включают в себя делегирующий, рекомендательный и санкционирующий методы.

3.4 Принципы информационного права

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного права позволяет формировать это право как самостоятельную отрасль.

Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Выделяют следующие основные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности. Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности. То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации. информационный право законодательство

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

7. Принцип ответственности.

8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).

9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя, основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.

4. Источники информационного права

Под источниками информационного права понимаются внешние формы выражения информационно-правовых норм. Основу источников информационного права составляют нормативные правовые акты информационного законодательства, которое ныне активно развивается.

По уровню принятия нормативных правовых актов информационного законодательства и их действию в пространстве можно выделить федеральные акты, акты субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления.

Федеральный уровень источников информационного права представляется информационно-правовыми нормами Конституции РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и нормативными распоряжениями Президента РФ, постановлениями и нормативными распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и ведомств.

Источники информационного права на уровне субъектов РФ - это законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Источники информационного права на уровне органов местного самоуправления представляются нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми в порядке применения норм федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации.

Структура информационного законодательства:

Информационно-правовые нормы международных актов;

Информационно-правовые нормы Конституции РФ;

Нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства;

Информационно-правовые нормы в составе других отраслей законодательства.

Наличие иерархии актов обусловлено тем, что на практике реализация правовых норм федерального закона нередко требует принятия правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов субъектов Федерации, иных нижестоящих по иерархии актов. Система актов дополняется актами органов местного самоуправления, как бы исполняющих предписания норм вышестоящих актов в конкретных условиях.

Такая иерархия актов выстраивается с учетом распределения предметов ведения в информационной сфере Российской Федерацией и субъектов РФ согласно ст. 71, 72 Конституции РФ.

Акты отрасли информационного законодательства:

Общая часть:

Законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации;

Законодательство о гражданском обороте информации (в стадии формирования);

Законодательство о документированной информации (об информационных ресурсах, информационных продуктах, информационных услугах);

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения;

Законодательство об информационной безопасности;

Особенная часть:

Законодательство об интеллектуальной собственности (информационные аспекты);

Законодательство о средствах массовой информации;

Законодательство о библиотечном деле;

Законодательство об архивном фонде и архивах;

Законодательство о государственной тайне;

Законодательство о коммерческой тайне;

Законодательство о персональных данных.

Заключение

Информация, ее движение вечны, а технические, программные, связные, телекоммуникационные и иные средства возникли и развиваются как средства, обеспечивающие и повышающие эффективность обработки, преобразования и передачи информации именно в текущий период времени. Конечно, эти средства будут постоянно совершенствоваться в процессе развития творческой мысли человека, но обязательно в связи с потребностями создания, преобразования, передачи, распространения и применения информации. При создании и применении таких средств могут действовать традиционные общественные отношения, а могут возникать и новые. Все это потребует пристального внимания специалистов правотворчества в этой области.

Информационное право это формирующаяся отрасль нового тысячелетия, и именно поэтому в настоящее время необходимо акцентировать свое внимание на формирующейся отрасли и предопределить критерии ее развития.

Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения.

Основу информационного права, его юридический базис, составляют информационные права и свободы, обеспечение гарантий которых является основной целью этой новой отрасли права.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ.

2. Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 2.

3. Большой юридический словарь. -- М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

4. Копылов В. А. Информационное право. М., 1997.

5. Копылов В. А. О структуре и составе информационного законодательства // Государство и право. 1996. № 6.

6. Разуваев В. Э. Информационное право: актуальные проблемы формирования новой отрасли // Материалы научно-практической конференции юридического факультета Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. 181 с.

7. Рассолов М. М. Информационное право. М., 1999.

8. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995.

9. Интернет ресурс: http://sbiblio.com/biblio/archive/kopilov_iform/01.aspx

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность понятия "информационное право". Принцип приоритетности прав личности. Принцип свободного производства и распространения любой информации. Основные субъекты информационного права. Система информационного права, структура общей и особенной части.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    Информация как объект правоотношений. Понятие и основной предмет правового регулирования информационного права. Сущность и субъекты информационных отношений. Источники, нормы, основные вопросы стандартизации и сертификации информационного права.

    реферат , добавлен 02.05.2011

    Органы исполнительной власти и муниципальное образование как субъекты информационного права. Основные задачи единой информационной политики Федерации независимых профсоюзов России. Правовое положение некоммерческих организаций в информационной сфере.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2015

    Развитие процесса становления информационного общества в России. Современные тенденции в развитии правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности и становления информационного общества, пути совершенствования законодательства.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2012

    Неприкосновенность права собственности как фундаментальный принцип гражданского права и законодательства. Формирование системы права под влиянием факторов (исторических, экономических социальных). Соотношение принципа права и начала законодательства.

    статья , добавлен 29.03.2014

    Сущность, предмет источники информационного права. Обеспечение конфиденциальности персональных данных. Электронная цифровая подпись как средство подтверждения подлинности электронного документа. Ответственность за правонарушения в информационной сфере.

    реферат , добавлен 25.04.2015

    Главный документ Российской Федерации, где определены права личного характера. Политические права и свободы, их принципиальные особенности. Экономические права, гарантирующие свободу трудовой деятельности. Социальные права согласно Конституции РФ.

    реферат , добавлен 21.11.2016

    Понятие и суть информации как нематериального блага, ее юридическая природа. Особенности института информационного права. Суть проблемы и перспективы правового регулирования информации. Связь информации со смежными объектами гражданских правоотношений.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2011

    Система источников трудового права и ее особенности. Международно-правовые акты, их место и роль в системе источников трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса РФ как основных актов трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2017

    Виды административных наказаний в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Сущность понятия "преступление", основные его признаки. Контроль и надзор за соблюдением экологического законодательства. Права и обязанности супругов согласно Семейному кодексу.

В древности была придумана очень умная пословица: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Сегодня суть этого высказывания можно наглядно увидеть. С каждым годом роль информации возрастает. Данный факт привёл к тому, что в XXI веке она стала незаменимым ресурсом человеческой жизнедеятельности наравне с нефтью, газом, водой и т. п. При помощи информационных ресурсов можно манипулировать сознанием масс, выигрывать войны, оказывать влияние на политические режимы и многое другое. Отсюда следует, что информация в любом виде является крайне ценной, поэтому нужен специальный алгоритм регулирования деятельности человека, по отношению к информации.

Как мы знаем, лучшим регулятором каких-то ни было отношений в государстве является право, так как именно оно наиболее тесно связано с людьми. Таким образом, была создана специфическая отрасль, которая регулирует правоотношения в сфере использования информации. Она имеет метод, принципы, а также источники, о чём пойдёт речь далее в статье.

Понятие об информационном праве

Информационное право РФ - это отрасль права, а точнее, совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения, непосредственно связанные с информацией, информационной деятельностью субъектов данной отрасли. Она является достаточно молодой и несформированной. Многие учёные не выделяют её вообще, ссылаясь на то, что информационное право - это всего лишь подотрасль административного или гражданского права.

Тем не менее она имеет не только большое количество форм, но ещё и определённое процессуальное выражение, что делает её важной составляющей общественной жизни человека. Отсюда следует, что все нормы, регулирующие или затрагивающие информационную среду, совершенно самостоятельны. Возможен тот факт, что в процессе регулирования информационная отрасль заимствует методы административного и гражданского права, но это уже другой вопрос. Помимо этого, понятие «информационное право» рассматривается ещё в двух аспектах: наука (совокупность теоретических знаний, концепций и т. п.) и научная дисциплина (программа подготовки юристов-практиков).

Предмет информационного права

В любой отрасли права предметом всегда буду общественные отношения, на которые непосредственно направлено регулирование.

Учитывая характерные особенности информационного права, приведённые выше, можно сделать вывод, что предметом являются отношения общественного характера, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе обращения ресурсов в информационной сфере. Таким образом, предметом можно также назвать общественные правоотношения, возникающие в информационном процессе.

Наука информационного права

Следует отметить важность науки информационного права, которая представлена системой научных знаний и концепций. В науке информационное право чаще всего представлено в виде составляющего элемента административного права, тем не менее, как уже говорилось ранее, данная теория является спорной. Помимо этого, учёные выработали фундаментальные новеллы о методах, предмете, субъектах, истории и перспективах развития, анализе правовых норм информационного права. Именно научная сфера деятельности, посвящённая данной отрасли права, позволяет её развиваться.

Методологическая база информационного права

Методы информационного права - это средства или же приёмы, при помощи которых производится изучение и влияние на конкретные правоотношения, информационные явления, процессы.

Невзирая на относительно молодой возраст информационной отрасли права, её методологическая база достаточно обширна, учитывая тот факт, что все методы подразделены на две основные группы: частные и общие.

Что касается общих методов, то они присущи большей части правовых отраслей и наук, а вот частные могут встретиться в достаточно узкой сфере. Именно при помощи частных методов осуществляется непосредственная регуляция предмета информационного права.

Общие методы

В информационном праве превалирует всего два общих метода, а именно:

1. Исторический. Благодаря историческому методу можно изучить всю совокупность многоаспектной проблематики информационного права. Он позволяет увидеть конкретные этапы развития отрасли, способы и формы регулирования, меняющиеся с годами, виды нормативных актов, которые используются, а также являются источником отрасли, взаимодействие информационного права с другими правовыми отраслями.

2. Системный подход также является специфическим методом, который использует информационное право.Системный метод - это совокупность теоретических положений, при помощи которых отрасль рассматривается, как система, в неразрывной взаимосвязи с другими правовыми нормами и институтами. Системный подход позволяет увидеть, как происходит регулирование информационно-правовой деятельности.

Частные методы

По сути, частные методы информационного права - это непосредственное регулирование. Нужно помнить, что каждый частный метод - это способ воздействия одного субъекта отрасли права на другого. При этом метод является связующим элементом воздействия, правоотношения. Частные методы, в свою очередь, подразделяются на две основных группы: императивные, диспозитивные.

1. Императивные методы основаны на том, чтобы возлагать на субъекта ряд обязательств. Помимо этого, они исключают любые вариации в поведении субъекта по отношению к регулируемым правоотношениям. Существует всего два основных императивных метода: запрет и повеление.

2. Диспозитивная группа - это полная противоположность императивным методам. В отличие от последних, диспозитивный подход дает возможность субъекту выбирать определенную линию своего поведения. В отрасли информационного права используются следующие диспозитивные методы: дозволение, согласование, рекомендации, поощрения.

Следует отметить тот факт, что информационное право развивается с каждым годом. Данный процесс, естественно, приводит к увеличению сферы правоотношений, которые регулируются данной отраслью. Совершенно неудивительно, если со временем отрасль существенно расширит свою методологическую базу.

Источники отрасли информационного права

Практически все источники информационного права -это законодательство России. Однако некоторые учёные также выделяют в виде их концепции и научные теории. Конечно, подобные работы можно охарактеризовать, как источник, но не правовой отрасли, а науки. Когда мы говорим об исходных началах именно отрасли информационного права, мы подразумеваем систему нормативных актов РФ, которые прямо или косвенно регулируют данную отрасль. Итак, на сегодняшний день выделяют следующие источники:

1. Конституция Российской Федерации - это основной нормативно-правовой акт государства, базис правовой системы. Таким образом, Основной закон является универсальным источником для всех отраслей права.

2. Международные нормативные акты.

3. Федеральные Законы: «О средствах массой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе» и т. д.

4. Указы президента Российской Федерации.

Источники в той или иной сфере регулируют отрасль информационного права, являются её отправной точкой дальнейшего развития.

Субъектный состав

В любой отрасли важно знать тот круг лиц, который может принимать участие в правоотношениях. Субъекты информационного права,как и в других отраслях должны обладать информационной правосубъектностью и дееспособностью. Только в этом случае они могут быть непосредственными участниками информационных правоотношений. Обязательным субъектом информационных правоотношений всегда будет государство, которое выступает в лице своих органов власти. Органы осуществляют деятельность на основе возложенных на них полномочий. Помимо этого, субъектами могут выступать учреждения, предприятия (юридические лица), а также отдельные граждане. При детальном анализе информационной сфере можно включить всех субъектов в три основные группы:

Производители информации;

Обладатели информации;

Потребители информации.

Следует отметить тот факт, что защита информационных прав происходит на основе тех правомочностей, которыми наделён, каждый субъект.

Принципы информационного права

Учитывая все вышеприведённые аспекты, мы выяснили, что важной частью социальной жизни является информация. Информационное право позволяет более детально регулировать эту сферу человеческой жизнедеятельности.

В правовых нормах отдельных законодательных актов, закреплены основополагающие положения, идеи, на основе которых происходит развитие информационного права и политики в Российской Федерации. Данные принципы придают системный характер нормам и институтам информационной отрасли, а также позволяют «настроить» механизм регулирования. Сегодня известны следующие принципы информационно права:

Приоритет государственных интересов.

Строжайшее соблюдение законности информационных отношений.

Равенство граждан.

Обеспечение информационной безопасности.

Единство государственной политики в сфере информации.

Программно-целевой подход к проблеме информатизации.

Заключение

В заключение следует добавить, что информационные технологии и правонеразрывно связаны между собой в современном мире. Правовой регламент не будет лишним в этой сфере человеческой активности, так как информационные ресурсы имеют не только социальную, но также стратегическую важность для нормального развития государства.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча