29.05.2019

Возможность изменения вида исправительного учреждения предоставлена. Изменение вида исправительного учреждения


Изменение вида исправительного учреждения

Комментарий к статье 78 УИК РФ:

1. В основу исполнения наказания в виде лишения свободы заложена прогрессивная система исполнения наказаний. Сущность этой системы заключается в том, что в период отбывания наказания правовое положение осужденного, условия отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного, его отношения к труду, учебе, воспитательной работе и иных факторов может изменяться. При этом изменения возможны как в лучшую (расширение круга прав, предоставление льгот, улучшение условий отбывания наказания), так и в худшую сторону (дальнейшее ограничение в правах, более строгие условия отбывания наказания). Реализация такой системы обусловлена целями исполнения наказания, важнейшей из которых является исправление осужденного, т.е. позитивное изменение его личности, мировоззрения, формирование социально полезных установок и т.д., результатом которых должно стать правопослушное поведение после освобождения от наказания. Для достижения этой цели используются различные средства и методы. К их числу можно отнести и стимулирование социально полезного поведения осужденного в форме предоставления возможности улучшить свое положение, условия отбывания наказания путем перевода в исправительное учреждение с менее строгими условиями отбывания наказания. Подобная возможность и регламентируется нормами комментируемой статьи. Одновременно нормами этой статьи предусмотрена возможность и ухудшения положения осужденного в случае отрицательного поведения. Таким образом, помимо стимулирования поведения правопослушного, дается негативная оценка поведению, направленному на нарушение порядка и условий отбывания наказания.

2. Кроме того, изменение вида исправительного учреждения в определенной мере решает также и задачу дифференциации исполнения наказания, обеспечивая возможность распределения по исправительным учреждениям разных видов осужденных с различным поведением и степенью социальной опасности личности.

3. В период отбывания наказания именно поведение осужденного служит основным критерием оценки его личности, поэтому изменение вида исправительного учреждения закон соотносит в первую очередь с поведением. В то же время изменение вида исправительного учреждения связано и с отбытием осужденным определенной части срока наказания, назначенного судом. Таким образом, применение рассматриваемой статьи обусловлено двумя критериями: материальным (поведение в период отбывания наказания) и формальным (отбытие установленной законом части срока наказания). При этом наличие формального критерия необходимо только в случае изменения вида исправительного учреждения на учреждение с более мягкими условиями отбывания наказания.

4. Поведение осужденного подлежит оценке со стороны администрации исправительного учреждения и суда. Принимаются во внимание все показатели, характеризующие поведение осужденного: наличие поощрений и взысканий, отношение к труду и выполнение норм выработки, стремление приобрести профессию, повысить квалификацию, отношение к учебе, участие в работе самодеятельных организаций и т.п. Здесь следует отметить, что отношение к труду не может устанавливаться только на основании факта выполнения или невыполнения осужденным норм выработки. Это обусловлено тем, что в настоящее время значительное число осужденных не обеспечиваются работой или обеспечиваются на условиях неполной занятости, что также должно приниматься во внимание. Но об отношении к труду можно судить и по отношению осужденного к выполнению бесплатных работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Комплексная оценка многих критериев, характеризующих личность осужденного, необходима потому, что какие-либо отдельные критерии не могут привести к объективной оценке. В связи с этим оценка личности осужденного осуществляется и с учетом его характера, жизненной позиции. Так, осужденный может не принимать активного участия в работе самодеятельных организаций из нежелания быть на виду, отсутствия черт лидера. Другой осужденный, напротив, стремится показать свое желание исправиться, активно участвует во всех мероприятиях колонии, но эта активность является проявлением приспособленчества при сохранении осужденным антиобщественных установок. Поэтому только совокупность многих факторов с наибольшей степенью достоверности может свидетельствовать о действительной жизненной позиции осужденного.

5. Установление в законе формального критерия изменения вида исправительного учреждения также связано с решением задачи оценки личности осужденного. Ведь, для того чтобы изучить личность, необходимо достаточно продолжительное время, соответственно, администрация исправительного учреждения, а в дальнейшем суд могут составить верное мнение о личности осужденного, лишь основываясь на данных о его поведении за достаточный период времени. Но, кроме того, установление возможности изменения вида исправительного учреждения на учреждение с более мягкими условиями отбывания наказания только после отбытия определенной части наказания обусловлено еще и требованием справедливости наказания, строгость которого определяется с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и других обстоятельств дела. Поэтому отбытие достаточно большой части наказания в условиях, установленных законом и вытекающих из приговора суда, необходимо и в целях восстановления социальной справедливости.

6. Изменение вида исправительного учреждения на учреждение с более мягким режимом не относится к числу объективных прав осужденного. В ч. 1 ст. 78 УИК РФ говорится, что осужденный может быть переведен в учреждение с другим видом режима. Решение этого вопроса, хотя во многом зависит от самого осужденного, связано также с позицией других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Так, вопрос об изменении вида исправительного учреждения рассматривается на комиссии этого учреждения. При его положительном решении администрация исправительного учреждения готовит в суд представление, а также другие необходимые документы. Но суд может и не согласиться с позицией администрации, поэтому отсутствие взысканий, отбытие установленного законом срока, наличие представления еще не являются гарантией положительного решения вопроса об изменении вида исправительного учреждения.

7. В зависимости от вида исправительного учреждения, где осужденные отбывают наказание, положительно характеризующиеся могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение с более мягкими условиями содержания по отбытии не менее одной четверти, одной трети, половины или не менее двух третей срока, назначенного по приговору суда. Указанные сроки отбывания наказания, определяемые для изменения вида исправительного учреждения, исчисляются со дня заключения осужденного под стражу.

8. Наряду с установлением возможности для основной массы осужденных улучшить свое правовое положение путем перевода в исправительное учреждение другого вида, в том числе в колонию-поселение, закон в отношении отдельных групп осужденных содержит запрет на перевод в колонию-поселение. Основанием такого запрета является то, что в колониях-поселениях предусмотрен полусвободный режим отбывания наказания, в них осужденные не находятся под охраной, в пределах дислокации колонии обладают правом свободного передвижения, контактируют со свободными гражданами. Поэтому переводить в колонию-поселение осужденных, совершивших опасные преступления, представляющих угрозу для общества, явно нецелесообразно и это может повлечь за собой серьезные негативные последствия.

9. К числу осужденных, не подлежащих переводу в колонию-поселение, закон относит прежде всего осужденных при особо опасном рецидиве преступлений. Наличие особо опасного рецидива уже само по себе свидетельствует о повышенной общественной опасности личности осужденного, который, несмотря на применяемое к нему ранее исправительное воздействие, вновь совершил преступление, которое к тому же относится к категории тяжкого или особого тяжкого.

Исходя из степени общественной опасности личности осужденного запрещается переводить в колонию-поселение осужденных к пожизненному лишению свободы, которым этот вид наказания в порядке помилования заменен лишением свободы на определенный срок. Этот запрет распространяется по тем же основаниям на осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.

Не могут быть переведены в колонию-поселение и осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа. Установление запрета на перевод в отношении этой категории осужденных обусловлен несколькими факторами. Во-первых, перевод больных осужденных в условия, при которых они широко общаются с населением, может привести к заражению здоровых лиц. Особенно это относится к больным открытой формой туберкулеза. Во-вторых, осужденные, требующие лечения, как правило, не могут быть трудоустроены, а следовательно, и обеспечить себя материально. Между тем одним из основных условий отбывания наказания в колонии-поселении является обеспечение своих нужд за счет труда.

И наконец, не могут быть переведены в колонию-поселение осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод. Запрет на перевод осужденных в колонию-поселение без их согласия вытекает из обязанности государства по соблюдению и защите прав и законных интересов осужденных. Дело в том, что несмотря на достаточно льготные условия отбывания лишения свободы в колонии-поселении, перевод в учреждение этого вида может быть связан и с отдельными негативными факторами. В частности, колонии-поселения нередко дислоцируются в северных районах, отдаленных местностях (например, так называемые лесные колонии), труд в колониях-поселениях достаточно тяжел, а заработки могут быть невелики (примером могут служить сельскохозяйственные колонии). Далее, перевод в колонию-поселение нередко означает перевод на территорию другого субъекта Федерации, отрыв от родственников, семьи. Кроме того, следует иметь в виду и то обстоятельство, что сроки и основания перевода осужденных в колонию-поселение и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания практически идентичны. Поэтому для осужденного более целесообразно быть условно-досрочно освобожденным. Исходя из вышеперечисленных факторов, не для всех осужденных перевод в колонию-поселение является желательной мерой улучшения своего правового положения. Поэтому законом и установлено требование о согласии осужденного на перевод.

10. Как отмечалось выше, изменение вида исправительного учреждения может влечь за собой не только улучшение правового положения осужденного, но и его ухудшение.

11. Подобное изменение возможно в отношении осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Понятие злостного нарушения раскрывается в ст. 116 УИК РФ. Злостность нарушения определяется с учетом характера нарушения (употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения и т.д.), повторностью нарушения и видом примененного взыскания. Признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания осуществляется постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.

12. Вопрос об изменении вида исправительного учреждения инициируется администрацией исправительного учреждения, которая вносит в суд представление о предлагаемом изменении вида учреждения. В представлении должны быть указаны основания изменения вида учреждения, данные о личности осужденного (возраст, число судимостей, состояние здоровья и др.), о совершенном преступлении, о назначенном и отбытом сроке наказания. В содержание представления в обязательном порядке включаются данные о поведении осужденного в период отбывания наказания, данные о поощрениях и взысканиях. Помимо представления в суд направляется личное дело осужденного. Вопрос об изменении вида исправительного учреждения решается судом по месту отбывания наказания.

Статья 78. Изменение вида исправительного учреждения

  • проверено сегодня
  • кодекс от 27.10.2017
  • вступила в силу 01.07.1997

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 16.05.2014 14.12.2012 27.03.2009 17.04.2006 16.04.2005 11.12.2003 14.03.2001 01.07.1997

В зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.

Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

  • а) из тюрьмы в исправительную колонию - по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;
  • б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима - по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;
  • в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;
  • г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, - по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений - по отбытии не менее двух третей срока наказания.

Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осуждённого под стражу.

Осужденный, которому может быть изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения. Ходатайство об изменении вида исправительного учреждения осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором он отбывает наказание в соответствии со статьёй 81 настоящего Кодекса. Администрация такого учреждения или органа не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осуждённого об изменении вида исправительного учреждения направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осуждённого. В характеристике должны содержаться данные о поведении осуждённого, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осуждённого к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причинённый ущерб или иным образом загладил вред, причинённый в результате преступления. В характеристике на лицо, которое на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы признано страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, должны также содержаться данные о примененных к осужденному принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с ходатайством такого осуждённого в суд направляется заключение его лечащего врача.

Администрация учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьёй 81 настоящего Кодекса, в соответствии с частью второй настоящей статьи вносит в суд представление об изменении вида исправительного учреждения в отношении положительно характеризующегося осуждённого. В представлении об изменении вида исправительного учреждения должны содержаться данные о поведении осуждённого, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осуждённого к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причинённый ущерб или иным образом загладил вред, причинённый в результате преступления. В представлении об изменении вида исправительного учреждения на лицо, которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и признано на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, должны также содержаться данные о примененных к нему принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с представлением на такого осуждённого в суд направляется заключение его лечащего врача.

В случае перевода осуждённого для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое администрация исправительного учреждения, в которое переведен осужденный, незамедлительно уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя, если в личном деле осуждённого имеется копия определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

Не подлежат переводу в колонию-поселение:

  • а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
  • б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определённый срок;
  • в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
  • г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
  • д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

  • а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;
  • б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;
  • в) из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трёх лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившимся от получения предписания, предусмотренного частью первой статьи 75.1 настоящего Кодекса, или не прибывшим к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима.

Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом.


Ваш вопрос *

Как уже отмечалось, одной из основных задач классификации осужденных к лишению свободы является определение вида ИУ, в котором они будут отбывать назначенное наказание. Законодатель устанавливает общее правило, согласно которому осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном ИУ (ч. 1 ст. 81 УИК).

Такой подход призван создать условия для тщательного изучения личности осужденного, эффективной организации исполнения наказания и применения средств исправления осужденных. Однако на практике нередко возникает необходимость изменения условий отбывания наказания и перевод осужденного в другое ИУ. Возможность изменения условий отбывания наказания, правового положения осужденного в зависимости от его поведения и отношения к труду является одним из важных принципов исполнения наказания в виде лишения свободы, который закреплен в ст. 78 УИК РФ. Институт изменения условий отбывания наказания отнесен законодателем к мерам поощрения и мерам взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы (ст. 113 и 115 УИК). Такое изменение может осуществляться как в пределах одного ИУ, так и путем перевода осужденного в другое с целью смягчения либо ужесточения режима отбывания наказания, что несет за собой наиболее значимые изменения правового статуса осужденного.

Изменение вида ИУ, предусматривающее улучшение условий отбывания наказания, осуществляется судом по трем основаниям: а) позитивное поведение осужденного; б) его добросовестное отношение к труду; в) отбытие осужденным установленного законом срока наказания. Вывод о позитивном поведении следует из данных о выполнении возложенных на осужденного обязанностей, соблюдении им правил отбывания наказания, досрочного возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, бережного отношения к государственному имуществу т.п. Добросовестное отношение к труду может выражаться в выполнении и перевыполнении норм выработки или установленных заданий, соблюдении трудовой дисциплины и т.д.

Закон определяет, что положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию при отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда:

б) из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение по отбытию осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее 1/3 срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся не отбытой части наказания - не менее 2/3 срока наказания.


Уголовно-исполнительное законодательство определяет категории осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение, с учетом общественной опасности личности осужденного. К ним относятся осужденные:

а) при особо опасном рецидиве преступлений;

б) к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

г) не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

Законодательное закрепление запрета на перевод осужденных, требующих обязательного и специального лечения, связано прежде всего с тем, что в колониях-поселениях осужденные фактически обеспечивают свое содержание за счет труда, как правило, на предприятиях лесной промышленности или сельскохозяйственных. Разумеется, что больным осужденным такая работа непосильна. Кроме того, указанное ограничение объясняется и тем, что осужденные в колонии-поселении пользуются правом свободного передвижения в пределах административного района ее дислокации, где проживают и свободные граждане. Поэтому направление в данные учреждения больных осужденных, особенно инфицированных, может привести к заражению населения.

Введение нормы о запрете перевода в колонии-поселения без письменного согласия самого осужденного направлено на защиту его законных интересов. Нередко возникают ситуации, когда осужденные по разным причинам (территориальная удаленность, характер производства и т.п.) не заинтересованы в переводе в колонию-поселение.

Законодатель предусматривает перемену вида ИУ с мягким видом режима на другое - с более строгим режимом. Такой вид изменения предусматривается в отношении осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (п. 4 ст. 78 УИК РФ). Понятие злостного нарушения дано в ст. 116 УИК РФ. Критерием его являются, например, употребление наркотиков, мелкое хулиганство, угроза, неповиновение представителям администрации или их оскорбление, мужеложество, лесбиянство, организация забастовок и др. Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения.

а) из колонии-поселения в исправительную колонию, режим которой был ранее определен судом;

б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

в) из исправительных колоний общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свыше 3 лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были отправлены в тюрьму.

Закрепление законодателем института перевода злостных нарушителей режима на более строгий режим содержания имеет важное значение для обеспечения правопорядка в ИУ, исключения отрицательного влияния нарушителей на основную часть осужденных.

В целом же институт изменения вида ИУ направлен на реализацию принципов уголовно-исполнительного законодательства: а) дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; б) стимулирование правопослушного поведения осужденных.

Изменение вида ИУ осуществляется судом по представлению его администрации.

В процессе отбывания наказания в виде лишения свободы осужденным может быть изменен вид исправительного учреждения в зависимости от их поведения и отношения к труду.

Изменение вида исправительного учреждения осуществляет суд по месту отбывания наказания по представлению администрации учреждения.

Такие переводы могут быть направлены как на облегчение условий отбывания наказания осужденным – перевод из тюрьмы в исправительную колонию и из исправительной колонии в колонию-поселение, так и на их ужесточение.

Изменение вида исправительного учреждения, предусматривающее улучшение условий отбывания наказания, осуществляется судом по трем основаниям:

1) хорошее поведение осужденного;

2) добросовестное отношение осужденного к труду, обучению;

3) отбытие осужденным установленного законом срока наказания.

Вывод о хорошем поведении осужденного вытекает из психолого-педагогических показателей, требующих индивидуального подхода к оценке личности осужденного.

Добросовестное отношение к труду и обучению может выразиться в выполнении или перевыполнении норм выработки или установленных заданий, соблюдении трудовой дисциплины, стремлении получить общее и профессиональное образование.

Из исправительных колоний общего режима осужденные могут быть переведены в колонию-поселение – по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее 1/4 срока наказания.

Из исправительных колоний строгого режима по таким же основаниям осужденные могут быть переведены в колонию-поселение – по отбытии ими не менее 1/3 срока наказания, если осужденный отбывает наказание в облегченных условиях содержания.

Осужденные, ранее условно-досрочно освобождавшиеся от отбывания лишения свободы и совершившие новые преступления в период оставшейся не отбытой части наказания, при хорошем поведении и добросовестном отношении к труду могут быть переведены в колонию-поселение после отбытия не менее 1/2 срока наказания, а осужденные за совершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее 2/3 срока наказания.

При наличии совокупности трех названных выше оснований возможен перевод осужденного из тюрьмы в исправительную колонию – по отбытии осужденными в тюрьме не менее 1/2 срока, назначенного по приговору суда. Замена тюремного заключения содержанием в исправительной колонии не распространяется на осужденных, переведенных в тюрьму за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Из исправительной колонии особого режима осужденные могут быть переведены в исправительную колонию строгого режима – по отбытии половины срока наказания.

Не подлежат переводу в колонию-поселение:

– осужденные при особо опасном рецидиве преступления;

– осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

– осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Таким образом, существует четкий закрепленный перечень лиц, приговоренных к лишению свободы, которым могут изменить вид исправительного учреждения.

Статья 78. Изменение вида исправительного учреждения

Комментарий к статье 78

1. В основу исполнения наказания в виде лишения свободы заложена прогрессивная система исполнения наказаний. Сущность этой системы заключается в том, что в период отбывания наказания правовое положение осужденного, условия отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного, его отношения к труду, учебе, воспитательной работе и иных факторов может изменяться. При этом изменения возможны как в лучшую (расширение круга прав, предоставление льгот, улучшение условий отбывания наказания), так и в худшую сторону (дальнейшее ограничение в правах, более строгие условия отбывания наказания). Реализация такой системы обусловлена целями исполнения наказания, важнейшей из кото-рых является исправление осужденного, т.е. позитивное изменение его личности, мировоззрения, формирование социально полезных установок и т.д., результатом которых должно стать правопослушное поведение после освобождения от наказания. Для достижения этой цели используются различные средства и методы. К их числу можно отнести и стимулирование социально полезного поведения осужденного в форме предоставления возможности улучшить свое положение, условия отбывания наказания путем перевода в исправительное учреждение с менее строгими условиями отбывания наказания. Подобная возможность и регламентируется нормами комментируемой статьи. Одновременно нормами этой статьи предусмотрена возможность и ухудшения положения осужденного в случае отрицательного поведения. Таким образом, помимо стимулирования поведения правопослушного, дается негативная оценка поведению, направленному на нарушение порядка и условий отбывания наказания.
2. Кроме того, изменение вида исправительного учреждения в определенной мере решает также и задачу дифферен-циации исполнения наказания, обеспечивая возможность распределения по исправительным учреждениям разных видов осужденных с различным поведением и степенью социальной опасности личности.
3. В период отбывания наказания именно поведение осужденного служит основным критерием оценки его личности, поэтому изменение вида исправительного учреждения закон соотносит в первую очередь с поведением. В то же время изме-нение вида исправительного учреждения связано и с отбытием осужденным определенной части срока наказания, назначен-ного судом. Таким образом, применение рассматриваемой статьи обусловлено двумя критериями: материальным (поведение в период отбывания наказания) и формальным (отбытие установленной законом части срока наказания). При этом наличие формального критерия необходимо только в случае изменения вида исправительного учреждения на учреждение с более мягкими условиями отбывания наказания.
4. Поведение осужденного подлежит оценке со стороны администрации исправительного учреждения и суда. Прини-маются во внимание все показатели, характеризующие поведение осужденного: наличие поощрений и взысканий, отноше-ние к труду и выполнение норм выработки, стремление приобрести профессию, повысить квалификацию, отношение к уче-бе, участие в работе самодеятельных организаций и т.п. Здесь следует отметить, что отношение к труду не может устанавливаться только на основании факта выполнения или невыполнения осужденным норм выработки. Это обусловлено тем, что в настоящее время значительное число осужденных не обеспечиваются работой или обеспечиваются на условиях неполной занятости, что также должно приниматься во внимание. Но об отношении к труду можно судить и по отношению осужденного к выполнению бесплатных работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.
Комплексная оценка многих критериев, характеризующих личность осужденного, необходима потому, что какие-либо отдельные критерии не могут привести к объективной оценке. В связи с этим оценка личности осужденного осуществляется и с учетом его характера, жизненной позиции. Так, осужденный может не принимать активного участия в работе самодеятельных организаций из нежелания быть на виду, отсутствия черт лидера. Другой осужденный, напротив, стремится показать свое желание исправиться, активно участвует во всех мероприятиях колонии, но эта активность является проявлением приспособленчества при сохранении осужденным антиобщественных установок. Поэтому только совокупность многих факторов с наибольшей степенью достоверности может свидетельствовать о действительной жизненной позиции осужденного.
5. Установление в законе формального критерия изменения вида исправительного учреждения также связано с реше-нием задачи оценки личности осужденного. Ведь, для того чтобы изучить личность, необходимо достаточно продолжитель-ное время, соответственно, администрация исправительного учреждения, а в дальнейшем суд могут составить верное мнение о личности осужденного, лишь основываясь на данных о его поведении за достаточный период времени. Но, кроме того, установление возможности изменения вида исправительного учреждения на учреждение с более мягкими условиями отбывания наказания только после отбытия определенной части наказания обусловлено еще и требованием справедливости наказания, строгость которого определяется с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и других обстоятельств дела. Поэтому отбытие достаточно большой части наказания в условиях, установленных законом и вытекающих из приговора суда, необходимо и в целях восстановления социальной справедливости.
6. Изменение вида исправительного учреждения на учреждение с более мягким режимом не относится к числу объек-тивных прав осужденного. В ч. 1 ст. 78 УИК РФ говорится, что осужденный может быть переведен в учреждение с другим видом режима. Решение этого вопроса, хотя во многом зависит от самого осужденного, связано также с позицией других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Так, вопрос об изменении вида исправительного учреждения рас-сматривается на комиссии этого учреждения. При его положительном решении администрация исправительного учреждения готовит в суд представление, а также другие необходимые документы. Но суд может и не согласиться с позицией администрации, поэтому отсутствие взысканий, отбытие установленного законом срока, наличие представления еще не являются гарантией положительного решения вопроса об изменении вида исправительного учреждения.
7. В зависимости от вида исправительного учреждения, где осужденные отбывают наказание, положительно характе-ризующиеся могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания в исправительное учреждение с более мягкими условиями содержания по отбытии не менее одной четверти, одной трети, половины или не менее двух третей срока, назна-ченного по приговору суда. Указанные сроки отбывания наказания, определяемые для изменения вида исправительного учреждения, исчисляются со дня заключения осужденного под стражу.
8. Наряду с установлением возможности для основной массы осужденных улучшить свое правовое положение путем перевода в исправительное учреждение другого вида, в том числе в колонию-поселение, закон в отношении отдельных групп осужденных содержит запрет на перевод в колонию-поселение. Основанием такого запрета является то, что в колониях-поселениях предусмотрен полусвободный режим отбывания наказания, в них осужденные не находятся под охраной, в пределах дислокации колонии обладают правом свободного передвижения, контактируют со свободными гражданами. Поэтому переводить в колонию-поселение осужденных, совершивших опасные преступления, представляющих угрозу для общества, явно нецелесообразно и это может повлечь за собой серьезные негативные последствия.
9. К числу осужденных, не подлежащих переводу в колонию-поселение, закон относит прежде всего осужденных при особо опасном рецидиве преступлений. Наличие особо опасного рецидива уже само по себе свидетельствует о повышенной общественной опасности личности осужденного, который, несмотря на применяемое к нему ранее исправительное воздейст-вие, вновь совершил преступление, которое к тому же относится к категории тяжкого или особого тяжкого.
Исходя из степени общественной опасности личности осужденного запрещается переводить в колонию-поселение осужденных к пожизненному лишению свободы, которым этот вид наказания в порядке помилования заменен лишением свободы на определенный срок. Этот запрет распространяется по тем же основаниям на осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.
Не могут быть переведены в колонию-поселение и осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также тре-бующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа. Установление запрета на перевод в отношении этой категории осужденных обусловлен несколькими факторами. Во-первых, перевод больных осужденных в условия, при которых они широко общаются с населением, может привести к заражению здоровых лиц. Особенно это относится к боль-ным открытой формой туберкулеза. Во-вторых, осужденные, требующие лечения, как правило, не могут быть трудоустрое-ны, а следовательно, и обеспечить себя материально. Между тем одним из основных условий отбывания наказания в коло-нии-поселении является обеспечение своих нужд за счет труда.
И наконец, не могут быть переведены в колонию-поселение осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод. Запрет на перевод осужденных в колонию-поселение без их согласия вытекает из обязанности государства по со-блюдению и защите прав и законных интересов осужденных. Дело в том, что несмотря на достаточно льготные условия от-бывания лишения свободы в колонии-поселении, перевод в учреждение этого вида может быть связан и с отдельными нега-тивными факторами. В частности, колонии-поселения нередко дислоцируются в северных районах, отдаленных местностях (например, так называемые лесные колонии), труд в колониях-поселениях достаточно тяжел, а заработки могут быть невелики (примером могут служить сельскохозяйственные колонии). Далее, перевод в колонию-поселение нередко означает перевод на территорию другого субъекта Федерации, отрыв от родственников, семьи. Кроме того, следует иметь в виду и то обстоятельство, что сроки и основания перевода осужденных в колонию-поселение и условно-досрочного освобождения от отбывания наказания практически идентичны. Поэтому для осужденного более целесообразно быть условно-досрочно освобожденным. Исходя из вышеперечисленных факторов, не для всех осужденных перевод в колонию-поселение является желательной мерой улучшения своего правового положения. Поэтому законом и установлено требование о согласии осужденного на перевод.
10. Как отмечалось выше, изменение вида исправительного учреждения может влечь за собой не только улучшение правового положения осужденного, но и его ухудшение.
11. Подобное изменение возможно в отношении осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Понятие злостного нарушения раскрывается в ст. 116 УИК РФ. Злостность нарушения опре-деляется с учетом характера нарушения (употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения и т.д.), повторностью нарушения и видом примененного взыскания. Признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания осуществляется постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.
12. Вопрос об изменении вида исправительного учреждения инициируется администрацией исправительного учреждения, которая вносит в суд представление о предлагаемом изменении вида учреждения. В представлении должны быть указаны основания изменения вида учреждения, данные о личности осужденного (возраст, число судимостей, состояние здоровья и др.), о совершенном преступлении, о назначенном и отбытом сроке наказания. В содержание представления в обязательном порядке включаются данные о поведении осужденного в период отбывания наказания, данные о поощрениях и взысканиях. Помимо представления в суд направляется личное дело осужденного. Вопрос об изменении вида исправительного учреждения решается судом по месту отбывания наказания.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча