19.02.2019

Свободное русское слово. Русский или Россиянин? Новая национальность в Российской Федерации


Письма президенту

Г-н президент, на днях вы предложили принять новый закон. В Астрахани вы сказали: «Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать, прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать, - это закон о российской нации». Раз вы предложили - значит, примут. Куда ж они денутся? Но всё же давайте «прямо подумаем».

Четверть века в Кремле искали национальную идею. Возможно, даже бюджеты и гранты проели-пропили. Но идею не нашли. Неудивительно. Найти идею сложно; обычно это озарение гениального одиночки, а не коллективно слепленный документ. Закон написать проще, можно суконным канцелярским жаргоном. А идея должна сиять.

Нация определяется по языку, культуре и гражданству. Всё остальное (в том числе анализ крови и форма носа) — раскол.

Когда кто угодно — президенты, писатели, политики и политтехнологи, — когда все они (к месту и не к месту) — произносят главное слово нашего времени — РОССИЯНЕ — делается противно.

Ни разу не слышал, чтобы слово «россияне» произносили буднично. Всегда с легкой (а иногда и нелегкой) истерией. «С чувством боли за...» «Взывая к...»

Но кто ж эти россияне? Откуда взялись? 25 лет назад их не было.

Мы были советские. Везде так и говорили, и писали, и пели: советские. Советский поэт, советский актер, советский ученый, советские рабочие, инженеры, техники, советский офицер. И главный герой всей планеты — Советский Человек.

Если писатель стал известен до Великой Октябрьской революции, то в энциклопедии о нем говорилось так: «Толстой Ал. Ник. — русский, советский писатель».

В этой формуле слово «русский» вовсе не означало национальность (расовую принадлежность) писателя. Просто фиксировалась смена режима. До 1917-го — русский, после 1917-го — советский. В этой хитрой советской формуле слово «русский» означало «имперский» (принадлежащий империи, но не императору). Если составители натыкались на Мандельштама или, того хуже, Пастернака — писали точно так же: «русский, советский».

Советский человек (старательный интернационалист) до конца своих дней (т.е. до декабря 1991-го) делился на армян, башкир и т.д. по алфавиту вплоть до якутов. Это были нации, почти уже слившиеся в новую историческую общность — советский народ, но теперь разлившиеся обратно с помощью установок «град», ракет «земля—воздух» и прочей хирургии (то есть политики).

Общеизвестно (но почему-то мало кем осознается), что смешать всегда легче, чем разделить обратно. Сладкий чай вам подаст любая проводница, но попробуйте разделить его обратно на воду, сахар и заварку.

Скажем, какая-нибудь арийская прапрапрабабушка предалась минутной похоти с недочеловеком и родила ребёнка, даже не сознавая, что совершает расовое преступление. Уму непостижимо, сколько сегодня потребуется сил, чтобы очистить землю от всех официальных и неофициальных потомков того кровосмешенья! Сколько полу- и четверть-недочеловеков, зачатых случайно (без надлежащего оформления, вне брака), останутся живы, избегнут чистки. Сколько непорочных (в расовом смысле) будет убито, ибо молодые арийки, пребывая замужем за недочеловеками, изредка гуляют налево с арийцами, и тогда совершенно арийское (по крови) дитя — по документам будет сочтено ублюдком и...

Да, ужасная каша варится тысячи лет; и потому любые претензии прохановых (имею в виду идеологию, а не личности) на расовую чистоту стоят не более чем справка из ЖЭКа, цена которой — бутылка пива.

Советский человек был хорош одним — в термине не содержалось кровной составляющей. Ни одна нация не могла предъявить претензию, что она, мол, более советская, чем другая.

Но вот рухнул Советский Союз. И советский человек поспешно стал оформлять себе национальные одежды: деньги, флаги, мову, гербы и посольства. В душе, конечно, каким он был, таким он и остался. И даже, лишившись майки лидера всей планеты, с горя сам себя назвал совком.

Потребовалось новое имя для граждан новой России.

Казалось, оно лежит на поверхности — красивое, знаменитое, известное всему миру и принятое во всём мире — РУССКИЙ!

Потому что Запад, несмотря на все усилия наших вождей, продолжал звать наш балет — русским балетом, наши танки — русскими танками, и всякий советский человек, прибыв на Запад, обнаруживал, что его называют русским, будь он эстонцем, евреем или узбеком.

Говорили-то мы все на русском языке. А не на советском. И кино про нас было «Русские идут!». А не советские.

И Пушкин — русский поэт, и Менделеев — русский химик, и Левитан (Исаак!) — русский художник, и Барклай де Толли — русский полководец, и лучший русский словарь создал Даль.

Царская Россия не грешила излишним интернационализмом, различала внутри себя инородцев, но граждане России все были русские.

Увы, возрождать Россию досталось тем же, кто ее уничтожал, — коммунистам. Как всегда у них водится: сгоряча, дуриком, тяп-ляп.

— А как, понимашь, будем обращаться к гражданам? Русские? — спрашивал первый президент.

— Нет, Ваше Президентское Величество — никак нельзя: татары обидятся, якуты обидятся, евреи (вы же их знаете) жутко обидятся.

— А надо не по крови, а по территории. Живут в России — пущай будут россияне.

Сыграло привычное лицемерие, привычное желание приукрасить, отличиться, угодить (и вождю, и народу).

А главное — сыграл комплекс неполноценности. Подсознательный (да и вполне сознательный) шовинизм толкал притворяться интернационалистами. Все, мол, россияне; все, мол, равны.

Вышло у Ельцина и его команды — как и всегда у коммунистов — наоборот. Получилось, что в России живут русские и россияне.

Русские — это россияне первого сорта, остальные — второго. Или так: русские — это россияне «в квадрате», а прочие — просто. В общем, опять юберменш и унтерменш.

И что, Проханов — русский писатель, а Веллер — российский?

Был советский человек, стал российский человек — порочная смесь из русского и советского. (У Гитлера был немецкий человек.)


Если услышим, что французы стали употреблять выражение «французский человек», можно будет не сомневаться: во Франции экономическая катастрофа, а к власти идут (или пришли) нацисты, которые, не умея ничего делать, кроме как кричать «фас!», не сегодня-завтра позовут французов в бой за возвращение алжирской губернии. Во Франции все граждане — французы; никаких национальных губерний (по-ихнему департаментов) нет. В США все граждане — американцы; никаких национальных (мексиканских, негритянских) штатов нет.

Слово «россияне» несет в себе мощный дикарский (языческий, склонный к кровавым человеческим жертвам) заряд на отделение и разделение всех народов России. Сепаратизм — тяжелое хроническое заболевание. Он убил Югославию, чуть не убил Грузию. Причем «окончательное решение» никогда не наступает. Покончив с евреями и цыганами, людоеды никогда не объявляют голодовку.

Одна из гениальных сцен фильма «Андрей Рублев» — «Набег». Русский князь вместе с красивым, наглым ордынцем ведёт русско-татарскую кавалерию на Владимир. И вот погром, насилие, убийства, татарские всадники гарцуют в алтаре Владимирского собора, а на дворе русский воин орудует ножом в безоружном русском гражданине.

— Что ж вы делаете?! Вы же русские!

— Я тебе покажу «русские», сволочь владимирская! — стервенеет «рязанский человек» и засаживает нож поглубже.

Это очень печально, что «сволочь владимирская» произносится с той же ненавистью, что и «жидовская морда», но это не кинофантазия, а отечественный реализм. В хулиганские 1950-е в большой моде были районные патриотические походы. Собрать сто-двести пацанов на Ордынке и поехать бить сволочь таганскую было нормой жизни. (Потом эти юные силы востребовала бандитская коммерция и кланы болельщиков.)

«Россияне» — термин, ущемляющий и русских. Он отделяет их от собственной страны. Унаследована и усугублена ситуация, когда в СССР все «большие» нации имели свои компартии, свои ЦК. Только русские не имели своей русской компартии, завидуя латышам и узбекам.

Теперь — еще более мучительный, национально оскорбительный, непереносимый парадокс: все «малые» нации России имеют свою именную территорию. Русские — нет. Опять русский — старший брат — «государствообразующая нация» и — опять бездомный: он везде и нигде.

У татар — Татария, у башкир — Башкирия, а у русских нет своей отдельной национальной территории.

Можно, конечно (чтобы не отстать от калмыков и якутов), — переименовать (любимое занятие): «Русская Смоленская область», «Русская Тверская»... Что из этого выйдет: очередное всемирное посмешище или очередная кровавая каша? Доживем — увидим.

Некоторые отмахиваются: мол, «россияне» — всего лишь слово. Но это пренебрежительное «всего лишь» могут себе позволить только те, кто никогда не держал в руках Библию. Евангелие от Иоанна начинается гениально и точно: «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО». Всё остальное было потом.

Нет чистых русских. И чистильщик доберется в конце концов до собственной матери. А значит — до себя самого.

Нет чистых русских, господин российский президент, как нет чистых украинцев, чистых евреев. Сотни лет египетского рабства, десятки лет вавилонского плена уж, наверное, разбавили иудейскую кровь не меньше, чем трехсотлетнее татарское иго — русскую. По планете прошли гунны, по Германии многонациональная Советская армия, и всюду победители делали детей.

Исторические события, захватывающие весь народ, плюс склонность мужчин и женщин всех наций к индивидуальным прогулкам налево — никому не прошли даром. Римляне еще до Рождества Христова прошлись по чистым французам в Галлии и по чистым англичанам в Британии. (Эстония осталась на обочине, а то бы и эстонским дамам солдаты Цезаря сделали бы полезную для горячих эстонских парней прививку.)

Где бы ни жили народы — в рабстве, в плену, в почете, в нищете, в богатстве или просто как равные, — где бы они ни жили, всюду по Божьей воле и законам природы шло (в основном по ночам и в обеденные перерывы) неустанное, непрерывное кровосмешение. В нациях полно другой крови.

Сохранить чистоту может лишь дикарь, бирюк: сидит в своем углу, в джунглях — ни сам никуда, ни к себе никого. Но ежели кто ездит воевать, торговать, играть в Олимпийские игры, кто отправляет жен и дочек отдыхать на теплые побережья — тот забудь о национальной чистоте.

Нацисты, которые проявляют безумную, хрипящую от ярости ненависть к «чужакам», должны бы задуматься. Ведь так люто, как они, ненавидеть можно только близких родственников.

Все в СССР любили негров (угнетаемых расистами в США), ах как мы их любили, пока не поднялся железный занавес и они не поехали к нам учиться и не повели наших девушек гулять, и не появились мулатики в домах брошенных младенцев. И чем роднее (по крови) становились здесь негры, тем сильнее здесь их не любили. И — по опросам — расизм советских людей (россиян) — давно превзошел расизм алабамский.

Люди пусть считают себя кем хотят: татарами, чукчами, калмыками. Но Родина не должна разделять. Для России все граждане должны быть русскими. Тогда все будут патриотами своей страны, а не автономий, не территорий компактного проживания.

Когда-то в начале 1990-х графу «национальность» правильно убрали из паспортов и — тоже правильно — оставили гражданам право любить свое кровное происхождение и иметь вкладыш, удостоверяющий эту любовь. Но упразднить национальное деление России тогдашний президент (с рейтингом, стремящимся к нулю) не мог, даже если бы захотел.

Г-н президент, придя к власти в 2000 году, имея реальную поддержку большинства, имея рабски покорных чиновников-бандерлогов (до смерти перепуганных вашим ледяным взглядом), вы могли сделать великий исторический шаг: уничтожить национальное деление страны. Которое на самом деле — гражданское разделение. Вы могли приказать, чтобы вся Россия стала русской. Чтобы она состояла из губерний и перестала считать, сколько в Татарии татар, полутатар, четвертьтатар... Вы могли. Власть у вас абсолютная.

И что? Отменили выборы губернаторов, вернули выборы губернаторов; отменили зимнее время, вернули зимнее время. Убавили зимние каникулы (которые сами же увеличили ради горных лыж) и прибавили майские (ради народа).

Только одно достижение не повернёте вспять. В полтора раза увеличен президентский срок. Смысла в этом очень много, но величия в этом мало.

March 19th, 2015 , 07:33 pm

В последнее время опять много говорят о наличии/отсутствии национальной идеи, путаясь при этом постоянно в понятиях русский/россиянин. Точнее, официальные власти хотят утвердить в общественном сознании термин "россиянин" — человек, который имеет гражданство Российской Федерации и формальную привязанность к территории государства. При этом человек может быть любой национальности, конфессии, мировоззрения.

А кто же тогда русские?
Есть интересное мнение, что русский — это не национальность вовсе. Русский — это человек русского языка и русской культуры. Например, слово "русский" можно считать прилагательным, то есть характеризующим определенным образом людей, проживающих в России. И не важно, какие у тебя при этом этнические корни. Мнение интересное, но очень спорное.

По другой версии, русскими в исконном смысле следует считать великороссов, так как это самый большой восточнославянский народ (потому и "велико" — большой, значительный), и русскими до 2017 года называли великороссов, малороссов и белоруссов вместе. Очевидно, что великороссы внесли значительный вклад в становление русской нации, воспринимая и обогащая многие другие культуры. Согласно такой версии, русские — это непосредственные потомки великроссов.

Часто в истории встречались люди, называющие себя русскими разного происхождения. В том числе и славянского, и скандинавского, и грузинского. И любого другого. Многие полководцы, поэты, художники. То есть, русский в таком понимании — это больше специфическая связь с русским мировоззрением и, возможно, гражданство, нежели этническая принадлежность.

А Солженицын писал следующее: "Русские представляют собой как бы основу ковровой ткани — населения всей страны, неразрывно связанную с ней исторически и ментально, оказавшую огромное влияние на другие нации в составе России, которой и самой пришлось претерпеть влияние других народов".

Таким образом, понятие "русский" можно рассматривать и в этническом смысле, и в культурно-мировоззренческом, и в смысле гражданственности. А можно и во всех сразу. Стоит отметить очевидный факт: этнические корни русских так или иначе являются результатом смешения многих племен: славянских, тюркских, финно-угорских, любых других. Русские — это скорее суперэтнос, то есть слияние многих этносов.

При все при этом, кого-то из представителей национальных автономий может обидеть, если его назовут русским. А вот россиянином — нет (и то, не факт). Но никакой правильности в этом вопросе быть не может. Все зависит лишь от трактовок, которых огромное множество.

Я не националист, но то что сегодня происходит в РФ заставляет задуматься на тему национальность.

В молодости мне пришлось,как наверно многим из Вас пожить в общежитиях. Но общежития бывают разные. В Набережных Челнах меня поселили в так называемое "семейное общежитие" Это трехкомнатная квартира(хрущевка). Нас, трое, молодых парней жили в проходной комнате(гостиной),в других комнатах жили семейные пары с детьми. Через нашу проходную ходили дети, женщины, мужчины и мы не могли даже закрыться шторами(запрет коменданта).

К чему этот экскурс в историю, спросите, Вы? Мне, кажется, что сегодня часть РФ, где проживает большинство русских представляет собой именно проходную комнату.Проходя мимоходом через гостиную, можно и не поздороваться или не обратить внимания на то,что там происходит. Почти у всех основных национальностей, населяющих РФ, есть свои национальные квартиры, кроме русcких.

Есть своя территория, свой Президент,свое Правительство,свой Парламент, своя Конституция. А у русских из этого набора нет ничего! Избирали президента, так ведь это президент всех россиян. Исходя из этого национальности русский нет, есть национальность Россиянин!

В Татарии и Башкирии проживает не меньше 40% русских. Давайте посмотрим состав правительства этих республик.

Татарстан: Правительство состоит из 25 человек из них русских 3 человека

Башкирия: Правительство состоит из 33 человек из них русских 6 человек

Почему такая непропорциональность, или русские умом в этих республиках оскудели? Нет, это политика наших правителей "Разделяй и властвуй" Так,наверно проще, командовать народонаселением Российской Федерации. Я понимаю,что национальный вопрос сложный, много разных углов в этом вопросе. У меня много друзей татар, башкиров, и других национальностей, никогда между нами не возникал вопрос "о том что ты другой" Значит на бытовом уровне мы можем договориться, а вверху нет или нет желания!

Кончили Советский Союз, ввели должности губернаторов. Изменили название городов Ленинград стал Санкт-Петербург, а область Ленинградская; Свердловск стал Екатеринбург,а область Свердловская. Так если сказали А, то говорите Б. Почему не убрать все эти национальные республики, а сделать разделение на губернаторство. И было бы Казанская губерния, Уфимская губерния, Пермская губерния.

Ведь ни кто не покушается на Ваши национальные признаки. Хотите иметь татарский театр,имейте. хоть в Москве. Хотите иметь школы на башкирском языке,имейте. Хотите петь песни на своем языке, пойте. Но законы будут едины во всей стране, а то страна медленно,но упрямо превращается в конфедерацию или в сообщество мелких княжеств по национальному признаку. После такого изменения в стране все национальности будут равны и не будет проходных комнат.

Конечно, может я в чем-то перегнул палку, может что-то не сказал. Но эту тему надо поднимать, в том или другом формате разговаривать друг с другом.

Информационная поверхность обсуждения недавно озвученной инициативы о законодательном закреплении понятия «российская нация» вновь всколыхнулась после нескольких недель относительно затишья. Поводом для общественного бурления стало заявление народного артиста России Станислава Говорухина. В интервью «Вестям» известный кинорежиссёр высказал своё отношение к понятию «российская нация», и именно это мнение, в котором применительно к термину «россияне» было использовано слово «отвратительно» и вызвало информационный шквал.

Станислав Говорухин:

«Россиянин» - само слово отвратительно. Может, оно и прижилось, но «россиянка», «россияне» даже чисто лингвистически отвратительно звучит. Но вполне возможно, что мы были много веков русским народом, а теперь станем россиянами.


Как видно, Говорухин, мягко говоря, не в восторге от инициативы законодательного закрепления понятия «российский народ». Тем временем обсуждение этой инициативы уже начато в Государственной Думе на экспертном уровне, и есть все основания полагать, что парламентарии действительно придадут понятию «российский народ» правовой (во всех смыслах) статус.

Казалось бы, это далеко не та проблема, обсуждение которой выглядит сегодня крайне злободневной, ибо куда более серьёзных проблем в стране хватает. Но раз уж вопрос поднят на самом высоком уровне, то обсудить его в общественном формате всё же стоит. И любой шанс того, что к мнению общественности всё же могут прислушаться «верхи», необходимо использовать.

Итак, россияне... Выскажу, конечно же, сугубо личную и ни на что не претендующую точку зрения: несмотря на то, что в ушах до сих пор стоит ельцинское «да-ра-гие ра-ссе-я-не» с выплясыванием под градусом, от которого, честно скажу, исключительно негативные эмоции, для меня ничего «отвратительного» и предосудительного в самом понятии «россиянин» нет. Нет хотя бы потому, что термин этот достаточно широко использовался и задолго до того, как на развалинах СССР появилась Российская Федерация. Вот лишь несколько примеров использования понятия «россияне» во времена существования Российской империи. Александр Сергеевич Пушкин в своих «Воспоминаниях о Царском селе»:
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян (...)

Михайло Васильевич Ломоносов:
Академия моя! Блаженна ты, ежели во мраке невежества вознесёшь светоч разума, ежели в сердцах россиян возгнетишь любовь к наукам!

Правда, такие примеры, скорее, единичны, и куда более активно наши великие соотечественники прошлого использовали в своих произведениях термин «русские». Кстати, в тех же пушкинских «Воспоминаниях о Царском селе» есть и такие строки:
Сразились. Русский - победитель!
И вспять бежит надменный галл.

Да, по большому счёту Александра Сергеевича вполне можно считать человеком, который и сегодня вполне может выступить примирителем всех тех, кто готов начать ломать копья относительно единого названия народов России.
Тот же А.С.Пушкин в том же собственном произведении – вуаля... уже о россах:
В Париже росс! - где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.

Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
Грядёт с оливою златой.

Перед нами, можно считать, настоящий исторический образец того, что сама попытка выбрать что-то одно в плане национального названия в стране, которая именовалась и Русью, и Россией, и Российской Империей, и Российской Федерацией выглядит, откровенно говоря, не более чем политическим пиаром со стороны определённой группы людей. Привлечь к себе внимание – то да... Идеологи переименований, ковыряний в названиях, а проще говоря – политиканы, считающие, что занимаются насущной проблематикой, в нашей стране были во все времена. Есть такие индивиды и сегодня, и их, делающих вид, что не зря едят чиновничий хлеб, ой как немало.

На этом основании можно высказать следующую мысль: насколько вообще важно обсуждение вопроса о том, как называться гражданам России, если мы (граждане России) в большинстве своём твёрдо стоим на своих позициях? Или задача - непременно убедить друг друга, что русский – неправильно, а россиянин – правильно? Россиянин – неправильно, русский – правильно?..

Да ведь если человек своим трудом добился определённых успехов в жизни, создал семью, обзавёлся детьми, работает без отвращения к своему месту работы, приносит общественную пользу, ни к кому не лезет в душу с советами и требованиями, то, по большому счёту, это его личное дело – считает он себя россиянином или русским в широком смысле этого слова (русским татарином, русским казахом, русским евреем и т.п.) А уж если человек не просыхает, вспоминая о «гражданской позиции» исключительно после очередного привода, простите, в «обезьянник», то в таком случае философия на тему русский он или россиянин превращается в демагогию, которая такому человеку, что называется, по боку.

В советское время все знали, что каждый – представитель огромного советского народа, но при этом в паспорте каждого значилась его национальная принадлежность. И нормальный человек этим гордился. Гордился тем, что он часть великой страны, и вместе с тем у него есть своё национальное самосознание, отражённое не только в душе, но и в законодательстве, плюс в личном документе. Сегодня указание национальной принадлежности в паспорте, видите ли, определёнными лицами воспринимается чуть ли не как преступление, ущемление прав и свобод... Низззя, мол... Человек моГЁт оскорбиться... Зато откуда-то сверху пытаются спустить директивный вариант того, как нам себя называть при наличии «высокоунифицированных» удостоверений личности.

На этом основании можно и нужно констатировать, что народное единство директивами оформить невозможно, будь то даже вопрос национального статуса. Оно во все времена складывалось не из того, что там решат бояре, царь-батюшка или сенат с синодом, а из тех вех, через которые проходила Россия. Победа (над врагом, над коррупцией, над своими слабостями и пороками) – вот главный «цемент», фундамент для единства. А в остальном можно сколько угодно бодаться по поводу того, кем ты себя ощущаешь и нравиться ли тебе быть русским или непременно россиянином, в любом случае это не приведёт к большему многонациональному сплочению, к которому привело, например, воссоединение с Крымом.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча