19.10.2019

Разработка плана пожаротушения. Порядок составления и отработка планов пожаротушения Оперативный план пожаротушения для предприятия кто разрабатывает


Диспетчерская служба ____________________________________________________________

Предусмотрена высылка сил и средств по рангу пожара № ____.

План тушения пожара составил: ________________

Приложение 5

Табель пожарного расчета

Номер пожарного расчета

Должность

Действия номера пожарного расчета при пожаре

Приложение 6

Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации, города, населенного пункта (района), ЗАТО

№№ п/п

Содержание задач

Ответственная служба

Привлекаемые должностные лица различных служб

Приложение 7

Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны

Время от начала развития пожара

Возможная обстановка пожара

Q тр л/с

Введено приборов на тушение и защиту

Q ф л/с

РС-50

РС-70

ПЛС

ГПС, СВП и т.д.

Приложение 8

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА

Таблица 1

Оперативно-тактическая характеристика здания №

Размеры геомет-

рические (м)

Конструктивные элементы

Предел огнестойкости, строительной конструкции (час)

Коли-

чество входов

Характе-

ристика лестничных клеток

Энергетическое обеспечение

Системы извещения и тушения пожара

Стены

Пере-

крытие

Пере-

городки

Кровля

Напряжение в сети

Где и кем отклю-

чается

Отопление

Таблица 2

Наличие и характеристика установок пожаротушения

№№ п/п

Наименование помещений, защищаемых установками пожаротушения

Наличие и места автоматического и ручного пуска установок пожаротушения

Таблица 3

Наличие и характеристика системы дымоудаления и подпора воздуха

№№ п/п

Наименование помещений, защищаемых установками дымоудаления и подпора воздуха

Вид и характеристика установки

Наличие и места автоматического и ручного пуска установок дымоудаления и подпора воздуха

Таблица 4

Пожарная опасность веществ и материалов, обращающихся в производстве и меры защиты личного состава

№№ п/п

Наименование горючих (взрывчатых) веществ и материалов

Количество (объем) в помещении, (кг, л, м 3)

Краткая характеристика пожарной опасности

Средства тушения

Дополнительные сведения

Таблица 5

Наличие АХОВ, радиоактивных веществ в помещениях, технологических установках (аппаратах)

№№ п/п

Наименование помещения, технологического оборудования

Наименование вещества, его количество

Краткая характеристика

Огнетушащее средство

Средства защиты л/с

Дополнительные сведения

Приложение 9

Сводные таблицы расчета сил и средств

Таблица 1

Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара

Вариант тушения

Прогноз развития пожара (площадь пожара, фронт пожара линейная скорость распространения, площадь тушения, объем тушения и т.п.

Требуемый расход огнетушащих веществ, л. с -1

Количество Приборов подачи огнетушащих веществ, шт.

Необходимый запас огнетушащих веществ, л

Количество пожарных машин, основных/ специальных шт.

Предельные расстояния для подачи воды, м

Численность личного состава, количество звеньев ГДЗС чел/шт.

Таблица 2

Силы и средства, привлекаемые на тушение пожара и время их сосредоточения

Ранг пожара

Подразделения, место дислокации

Количество и тип пожарных автомобилей, шт.

Численность боевого расчета, чел.

Расстояния от пожарных подразделений до объекта, км.

Время следования, зимнее/летнее мин.

Время развертывания сил и средств, мин.

Примечание

Приложение 10

КАРТОЧКА ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

(наименование организации (объекта), ведомственная принадлежность, адрес)

днем __________________

Оперативно-тактическая характеристика организации (объекта)

№№ п/п

Перечень показателей пожарно-тактической характеристики организации (объекта)

Значение показателей пожарно-тактической характеристики организации (объекта)

Детские, лечебные, культурно-зрелищные, повышенной этажности, общественно-административные, кабельные туннели; прочие

Степень огнестойкости здания

I, II, III, IV, V степень огнестойкости.

Количество находящихся людей в здании:

3.1.

в дневное время

Чел.; детей___ чел.; больных ___ чел.

3.2.

в ночное время

Чел.; детей ___ чел.; больных ___ чел.

Строительные и конструктивные особенности

4.1.

здания:

Этажей.

4.2.

этажность

Метров.

4.3.

общая высота

___×___ метров.

4.4.

размеры (геометрические)

есть, нет.

4.5.

наличие подвала

наличие чердака, тех. этажа

есть, нет.

Строительные конструкции:

5.1.1.

Наружные стены

Предел огнестойкости

Пожарная опасность

5.1.2.

Перегородки

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные)

5.1.3.

Перекрытия

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность

5.1.4.

Кровля

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные).

5.1.5.

Лестничные клетки

Предел огнестойкости _____ мин. (потеря несущей способности, потеря целостности, потеря теплоизолирующей способности).

Пожарная опасность (непожароопасные, малопожроопасные, умереннопожароопасные, пожароопасные).

5.2.

Строительные материалы:

5.2.1.

Перегородки

Горючесть:

Воспламеняемость:

Нераспространяющие, слабораспространяющие, умереннораспространяющие, сильнораспространяющие.

Дымообразующая способность:

Токсичность:

5.2.2.

Перекрытия

Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие.

Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые.

Распространение пламени по поверхности: нераспространяющие, слабораспространяющие, нереннораспространяющие, сильнораспространяющие.

Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью.

Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные.

5.2.3.

Кровля

Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие.

Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые.

Распространение пламени по поверхности:

Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью.

Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные.

5.2.4.

Лестничные клетки

Горючесть: негорючие, горючие (умеренногорючие, нормальногорючие, сильногорючие.

Воспламеняемость: трудновоспламеняемые, умеренновоспламеняемые, легковоспламеняемые.

Распространение пламени по поверхности: нераспространяющие, слабораспространяющие, мереннораспространяющие, сильнораспространяющие.

Дымообразующая способность: с малой дымообразующей способностью, с умеренной дымообразующей способностью, с высокой дымообразующей способностью.

Токсичность: малоопасные, умеренноопасные, высокоопасные, чрезвычайно опасные.

Предел огнестойкости и вид противопожарных преград

Стены:

Перегородки: тип противопожарной преграды ____; предел огнестойкости ____ мин.; тип заполнения проемов (двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) ___ ; тип тамбур-шлюза ____.

Перекрытия: тип противопожарной преграды ____; предел огнестойкости ____ мин.; тип заполнения проемов (двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) ____; тип тамбур-шлюза ____.

Пути эвакуации.

Незадымляемые лестничные клетки, наружные пожарные лестницы, выходы на кровлю, наружные переходы, балконы, лоджии.

Места отключения электроэнергии, вентиляции, дымоудаления.

Основные элементы опасности для людей при пожаре.

Отравление СО и продуктами разложения, воздействие высокой температуры, обрушение конструкций, взрывы, растекание горючих веществ, поражение электрическим током.

10.

Противопожарное водоснабжение.

10.1

количество пожарных водоемов, их емкость

Шт.; ________л.

10.2

пожарный водопровод, его вид, расход воды, количество гидрантов

тупиковый, кольцевой; ______л/с; ______шт.

10.3

наличие и количество внутренних пожарных кранов

есть, нет; _____шт.

10.4

тип соединения и диаметр внутренних пожарных кранов

Л/с.

требуемый расход воды на нужды пожаротушения

10.5

способы подачи воды

от автоцистерны; с установкой на водоисточник, подвоз воды, подача в перекачку.

11.

Помещения с наличием взрывоопасных веществ и материалов.

12.

Наличие УАПТ, УАПС

Примечание: В зависимости от особенностей организации (объекта) разделы таблицы могут быть дополнены данными, необходимыми для использования при организации тушения пожара.

УТВЕРЖДАЮ

(руководитель организации (объекта), муниципального образования, субъекта Российской Федерации)

(заверяется печатью)

УТВЕРЖДАЮ

(начальник подразделения

пожарной охраны)

"___________" _________________ 200__ г.

(заверяется печатью)

Карточка тушения пожаров для сельских населенных пунктов

________________________________________________________________________________

(название населенного пункта, района)

________________________________________________________________________________

Номера телефонов: _______________________________________________________________

ПЧ, ДПК, ДПО __________________________________________________________________

Расстояние от пожарной части ________________ км., маршрут следования _______________

________________________________________________________________________________

Число жилых домов ________________________________________ ______________________

Число жизненно важных объектов для сельского населенного пункта ____________________

Техника для целей пожаротушения _________________________________________________

Карточку тушения пожара составил: ________________________________________________

(должность, звание, Ф.И.О.)

Приложение 13

Оперативно-тактическая характеристика объектов

№№ п/п

Наименование объекта, адрес

Номер телефона

Степень огнестойкости

Этажность

Площадь в плане

Количество людей в дневное время, в ночное время

Вид и количество животных, способ содержания

Примечание: В зависимости от особенностей организации (объекта), муниципального образования разделы таблицы могут быть дополнены данными, необходимыми для использования при организации тушения пожара, а также могут разрабатываться иные справочные приложения.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ (КОРРЕКТИРОВКИ) И ПРАКТИЧЕСКОЙ ОТРАБОТКИ ПТП И КТП

4. УТВЕРЖДЕНИЕ И СОГЛАСОВАНИЕ, УЧЕТ ПТП И КТП

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ПТП

6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ КТП

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

      Общие требования к разработке планов тушения пожаров.

План пожаротушения – документ, прогнозирующий возможную обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара, на наиболее важных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектах.

Разработка плана пожаротушения позволяет в спокойной обстановке проиграть развитие пожара на объекте. Следовательно, еще до пожара проанализировать и учесть особенности возможной обстановки, рассчитать силы и средства для тушения развившегося пожара, определить порядок их быстрого сосредоточения, разработать типовые схемы действий ПП.

Основное назначение плана – помочь руководителю тушения пожара быстро сориентироваться в обстановке, правильно определить решающее направление, использовать силы и средства с учетом специфических особенностей развития пожара и предупредить тяжелые последствия, возможные в результате пожара, ускорить и облегчить постановку задач руководителям прибывающих подразделений и работникам, назначенным на отдельные участки работ на пожаре.

Планы пожаротушения позволяют всему личному составу более тщательно изучить объект в оперативно-тактическом отношении, выработать у начальствующего состава при проведении занятий и учений тактические навыки тушения пожаров на данном объекте.

ПТП и КТП предназначены для:

Обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

Предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;

Планирования основных действий по тушению пожаров;

Повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

Информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

В обязательном порядке ПТП составляются на:

    объекты нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м 3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м 3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа;

    объекты химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений;

    объекты электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных);

    объекты машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности;

    отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства.

    Предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы мощностью:

    по распиловке древесины – 100 тыс.м. 3 в год и более;

    по производству целлюлозы и бумаги – 100 тыс. тонн в год и более.

    Организации транспорта:

    автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно–троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств);

    многоярусные подземные автостоянки;

    железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции);

    авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы);

    водного (морские и речные порты, терминалы).

    Лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек.

    Общественно-административные здания и сооружения:

    административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 250 и более работающих;

    торговые центры, супермаркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 2000 м 2 и более;

    гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более;

    повышенной этажности (более 9 этажей);

    культовые сооружения.

    Учебные и детские заведения:

    общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования;

    детские сады (комбинаты) на 100 мест и более;

    летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более.

    Культурно-зрелищные сооружения:

    киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры;

    музеи, картинные галереи, аппаратно–студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки;

    дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы.

    Спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.).

    Объекты культурного наследия народов Российской Федерации.

    Предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения.

    Сельскохозяйственные организации:

    мелькомбинаты, комбикормовые заводы, производительностью 300 т/сутки и более;

    мельницы производительностью 200 т/сутки и более;

    элеваторы и хлебоприемные пункты емкостью 5000 т и более;

    животноводческие комплексы с количеством крупного рогатого скота на 2000 голов и более; свиней на 12000 голов и более; конюшни на 2000 голов и более; кошары на 15000 голов овец и более; птицеводческие комплексы на 500000 птиц и более.

    Жилые дома высотой более 70 метров.

    Иные объекты, на усмотрение начальника гарнизона пожарной охраны.

В обязательном порядке КТП составляются на:

    технологические установки;

    электроподстанции напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребыванием обслуживающего персонала;

    кабельные отсеки энергетических объектов организаций;

    на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школы;

    лечебные, культурно-зрелищные учреждения, общественно-административные здания, жилые здания повышенной этажности (свыше 9 этажей);

    отдельные единицы изделий (суда, самолеты, колонны, установки и т.п.);

    сельские населенные пункты.

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

Перечень объектов, на которые должны быть разработаны планы, определяет начальник гарнизона ГПС и по его указанию дополняется и корректируется ежегодно.

Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.

Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.

Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).

План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

ФЗ «О пожарной безопасности» предписывает владельцам объектов недвижимости в обязательном порядке составлять план тушения пожара, представляющий собой документ, в котором описываются порядок действий при тушении пожара, как должны применяться размещенные на объекте средства пожаротушения и как должны взаимодействовать пожарные и персонал объекта.

Разработка ПТП должна осуществляться компетентными специалистами. Такую услугу предоставляет РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ. Наши специалисты, обладающие громадным опытом разработки документации в сфере пожарной безопасности, составят план тушения пожара в полном соответствии с действующими правовыми нормами и отраслевыми стандартами.

Предоставление возможности составления плана тушения пожара компании или частному лицу, не являющемуся профессионалом в данной сфере, грозит нанесением крупного материального ущерба и даже гибелью людей. При выявлении нарушений частному лицу грозит вынесение предупреждения или наложение админштрафа в размере 1000-1500 рублей, должностное лицо может быть оштрафовано на 6000-15000 рублей, юрлицо – на сумму 150-200 тысяч рублей.

Разработка плана тушения пожара - ПТП является обязательным мероприятием для целого ряда объектов (предприятий разных сфер промышленности, агросектора, общественных зданий и т.д.).

ПТП разрабатывается в двух экземплярах, один из которых остается на объекте, а второй передается на ПОР (пост оперативного реагирования). ПТП состоит из текстовой и графической компонент.

В текстовой части указываются следующие сведения:

    Размещение и скорость реагирования близлежащих пожарных подразделений;

    Объемы наличия огнетушащих веществ на объекте;

    Места расположения пожароопасных участков, возможные сценарии распространения пожара;

    Наличие/отсутствие установок пожаротушения;

    Наличие/отсутствие пожарного водопровода, описание других доступных источников водоснабжения объекта, расположенные в зоне оперативной досягаемости;

    Наличие/отсутствие на объекте добровольной пожарной охраны, уровень ее оснащенности;

    Предложения пожарных органов в аспекте повышения противопожарной защиты.

В графической части указывается схема расположения объектов, тушение которых должно происходить в первоочередном порядке с указанием их предназначения и основных характеристик. Здесь же приводятся данные о входах/выходах, этажных планировках, пожарных водоемах, запасных выходах и других аналогичных сведениях.

Следует отметить, что процедура составление плана тушения пожара – одна из важнейших компонентов проектирования комплексной противопожарной защиты.

Замечания по составлению Плана тушения пожара

Согласно ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ. «Пожарная безопасность. Термины и определения» план пожаротушения объекта – это документ, устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара на объекте.
Методическими рекомендациями МЧС России от 29.09.2010 года «По составлению планов и карточек тушения пожаров», утвержденных Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом определено:
1. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП) возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.
2. ПТП на объект утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны, в районе выезда пожарного подразделения которого расположен объект и согласовывается с руководителем объекта.
3. ПТП составляется не менее чем в 3-х экземплярах, один из которых находится у собственника объекта.
Кроме того, по просьбе депутата Государственной Думы ФС РФ Н.А. Останиной в журнале «Охрана труда и социальное страхование» за 2011 год № 2 (февраль) был опубликован комментарий статс-секретаря - заместителя министра МЧС России В.А.Пучкова в котором он сказал: «Разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты) возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты)».

Согласно ФЗ-69 «О пожарной безопасности»:
ФЗ-69 Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
"Руководители организации обязаны:
...разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;"
ФЗ-69 Статья 21. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
"...Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей."
То есть, разработка планов пожаротушения является мерой пожарной безопасности и эта самая разработка является обязанностью руководителей организаций.

Получается, что в вышеупомянутых документах сказано о руководителях организаций которые обязаны разрабатывать ПТП и сказано о подразделениях пожарной охраны в лице начальников гарнизонов пожарной охраны, которые осуществляют общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учёту планов тушения пожаров (ПТП)

Но, руководителю организации по нашему мнению для разработки грамотного, полного и адекватного плана тушения пожара необходимы специальное пожарной образование, знание характеристик пожарной техники, знание конкретного района выезда близлежащей пожарной техники из местных пожарных частей согласно Расписанию выезда гарнизона пожарной охраны, который является документом для служебного пользования.

План тушения пожара является оперативным документом предварительного планирования, разработанным на основе комплексного анализа архитектурно-строительных, технических и противопожарных характеристик обслуживаемого объекта. Он устанавливает порядок реагирования в случае возникновения неконтролируемого возгорания, а также организацию мер пожаротушения и эвакуации людей из охваченных огнем помещений.

Разработка плана тушения пожара представляет собой сложный, многофакторный процесс, в котором принимается во внимание состояние системы противопожарной защиты на объекте, фактические ресурсы и средства для локализации и устранения возгорания, а также ряд других особенностей. Документ должен быть утвержден структурным подразделением МЧС, что становится возможным лишь в случае его полного соответствия нормативно-правовой базе пожарной безопасности. К составлению и содержанию плана предъявляются высокие требования, поэтому доверить его подготовку следует опытным экспертам.

Отличные услуги по разработке плана пожаротушения на оптимальных условиях предоставляет группа компаний «Ф-Метрикс».

Назначение плана пожаротушения

Основными функциональными задачами планов тушения пожара является выбор комплекса необходимых мер по борьбе с возможным возгоранием на объекте обслуживания, а также определение лиц, ответственных за обеспечение противопожарной защиты. Этим документам отводится важное место в процессе совершенствования методов теоретического и практического обучения в курсе охраны труда и пожарной безопасности сотрудников предприятий в разных сферах промышленности.

Составление и утверждение плана тушения пожара является обязательным для широкого круга объектов:

  • общественно-административных зданий;
  • учебных и медицинских учреждений;
  • культурно-развлекательных, торговых, спортивных комплексов открытого и закрытого типа;
  • предприятий транспортной, химической, нефтегазовой, энергетической, машиностроительной и металлургической промышленности;
  • сельскохозяйственных сооружений.

Согласно действующему законодательству, обязанности по подготовке документации пожаротушения возлагаются на владельцев объектов, относящихся к перечисленным категориям. Именно они становятся клиентами экспертов, для которых разработка плана тушения пожара является сферой профессиональной деятельности.

Структурные компоненты плана пожаротушения

Работа над данным документом пожарной безопасности предполагает создание текстовой и графической частей.

Текстовая часть содержит эксплуатационные и технические характеристики объекта, особенности системы пожарной безопасности, расчет пожарных нагрузок и прогноз вероятного распространения очага возгорания и неблагоприятного развития ситуации. Сюда также входят данные о потенциально опасных факторах, доступных средствах и ресурсах пожаротушения. Актуальными составляющими будут инструкции для ответственных за пожарную безопасность лиц, персонала объекта, прибывших на место пожара сотрудников пожарной службы.

Графическая разработка плана тушения пожара предполагает создание комплекта документов:

  1. Генплан расположения объекта на местности, в котором указаны расстояния между элементами объекта и соседними сооружениями, варианты оптимального размещения пожарной техники, расстановка источников воды для пожарных систем.
  2. Поэтажный план здания, и, как дополнение – разрезы основных построек, схемы обозначением проходов и подъездов.
  3. Схема расположения водоисточников с указанием доступного количества подаваемых средств пожаротушения, а также возможности их доставки из удаленных запасов.
  4. Схема организации аварийной связи в случае пожара.

Документы графической части оформляются с использованием общепринятых условных обозначений. Основными требованиями к их созданию являются точность, достоверность, легкость и доступность восприятия.

Особенности и этапы подготовки

Разработка плана тушения пожара требует выполнения ряда условий:

  1. Детальное описание актуальных методов борьбы с огнем в соответствии с индивидуальными, отраслевыми и другими особенностями объекта.
  2. Указание категории пожарного риска.
  3. Увеличенное внимание к наиболее опасным с позиции пожарной защиты участкам и подготовка особой стратегии действий для их обслуживания.

Спектр работ, проводимых для подготовки плана пожаротушения, состоит из нескольких этапов:

  1. Выезд специалистов на место монтажа для тщательного обследования объекта.
  2. Комплексная оценка пожарных рисков.
  3. Анализ технической документации по объекту.
  4. Экспертное составление прогнозов развития пожара в конкретных условиях.
  5. Описание стандартных и альтернативных методов пожаротушения.
  6. Оформление текстовой и графической документации.

Готовый план подлежит утверждению в пожарной инспекции, и лишь после этого его разработка может считаться оконченной.

Услуги компании «Ф-Метрикс»

У нас можно заказать комплексные услуги проектирования, монтажа и обслуживания систем пожарной безопасности, а также подготовку плана пожаротушения. Такой подход обеспечит качественный результат и выгодные условия сотрудничества. Также в числе преимуществ наших услуг:

  1. Слаженная работа команды квалифицированных специалистов.
  2. Применение современных методов и технологий.
  3. Понимание и соблюдение нормативных и законодательных требований.
  4. Индивидуальные решения для каждого клиента.
  5. Оперативное выполнение заказа для объектов любых масштабов.
  6. Строгое соблюдение договорных условий.
  7. Консультации по вопросам пожарной безопасности.
  8. Ответственность за результат и гарантия качества.
  9. Доступные цены, программы лояльности для постоянных клиентов.

Понадобилась разработка плана тушения пожара? Сотрудничество с компанией «Ф-Метрикс» станет залогом превосходного результата. Обращайтесь!

Быстрое подавление огня на объекте возможно лишь при слаженной работе сотрудников предприятия, пожарных служб и оставшихся внутри посетителей. Не всегда только функционирование автоматических систем пожаротушения обеспечивает устранение огня. Правильно скоординированные действия персонала зачастую помогают не меньше тушильного оборудования.

Оперативный план тушения огня - полноценный документ, в котором прогнозируется обстановка и решаются основные вопросы по организации подавления распространяющегося пожара.

План пожаротушения представляет собой утвержденный в установленном порядке документ, характеризующий порядок действий, принципы и технические мероприятия по устранению возгораний на предприятиях, в организациях или учреждениях.

Основная задача оперативного плана тушения огня заключается в организации максимально эффективной взаимосвязи пожарной бригады и сотрудников объекта для сгруппированного тушения пожара.

Структура оперативного плана пожаротушения

Оперативный план пожаротушения составляется в двух экземплярах в письменном виде. Один из документов передается на пожарную станцию, второй находится на объекте.

План тушения огня должен включать такие разделы:

  1. Титульный лист.
  2. Подробное содержание (обязательно требуется, если объем плана более 10 страниц).
  3. Основная часть.
  4. Приложения и дополнения.

Документ состоит из графической и текстовой частей.

Текстовая половина содержит описание особенностей объекта, места его расположения, обязанности и последовательность взаимодействия дежурных команд. Для прибывших пожарных бригад также имеется отдельный раздел.

В текстовой части обязательно указывается степень пожароопасности объекта и прилегающих участков.

Разработчик плана, опираясь на сведения о предприятии, его конструкции, материалах строительства и отделки, функциональное назначение и другие факторы, вырабатывает оптимальный алгоритм тушения огня.

Графическая часть представлена детальной схемой размещения наиболее важных элементов предприятия с анализом их значения в случае аварийной ситуации.

Также в этой половине плана отражаются такие данные:

  • расположение пожарных водоемов;
  • все имеющиеся входы, выходы и оконные проемы;
  • планировка помещений;
  • схема земельного участка.

Для оформления графической части используют условные обозначения. Схемы должны быть легкочитаемыми, доступными и достоверными.

Объекты, требующие разработки плана пожаротушения

План тушения пожаров обязательно составляется для таких объектов:

  • пожаровзрывоопасных с наличием радиоактивных и взрывчатых веществ;
  • технически и конструктивно сложных, с уникальными технологическими процессами;
  • высших органов власти;
  • являющихся культурным наследим страны;
  • детских и медицинских учреждениях;
  • транспортных компаний;
  • металлургических и машиностроительных заводов.

Обеспечение противопожарной защиты на таких объектах крайне важно, поэтому к составлению оперативного плана пожаротушения следует относиться внимательно.

Ответственный за разработку плана пожаротушения

Согласно закону корректировка плана тушения огня возлагается на специальные подразделения Федеральной противопожарной службы (ФПС), которые охраняют (обслуживают) конкретную организацию.

Документ согласовывается с руководством объекта и утверждается начальником Специального управления ФПС. После этого оперативный план пожаротушения изучается представителями администрации.

Ответственность за разработку документа, его качество и достоверность, налагается на руководителя и назначенного сотрудника.

Чтобы план пожаротушения был разработан качественно и грамотно, можно обратиться в специализированную организацию.

Квалифицированный специалист работает поэтапно:

  • тщательно изучает объект;
  • исследует нормативную литературу, аналитические и другие материалы, раскрывающие тонкости тушения пожаров на подобных объектах;
  • оценивает пожарные риски;
  • проводит экспертизу документов предприятия;
  • прогнозирует вероятные места возникновения наиболее сложных пожаров и варианты их развития;
  • разрабатывает альтернативные методики подавления пожаров.

В составленном плане разработчик обязан описать методы борьбы с возгораниями на конкретном объекте, указать категорию пожарного риска, а также уточнить самые опасные в отношении возникновения пожара участки.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча