23.06.2020

Неустойка: составные части понятия и порядок расчета в различных случаях нарушения обязательств сторонами по контрактам. Помощь юриста по спорам о начислении неустойки подрядчику по государственному контракту Пеня устанавливается по 44 фз


Разберемся, в каких случаях взыскивается штраф, а когда пеня, и как рассчитывается неустойка по контракту по 44-ФЗ в соответствии с новыми правилами, действующими с 09.09.2017.

Понятие и правовое регулирование

Понятие неустойка по 44-ФЗ статья 34 и определяют как денежную сумму, которую выплачивает сторона договора, нарушившая свои обязательства. Неустойка бывает двух видов: штраф и пеня.

В соответствии с нормами статьи 34 закона 44-ФЗ, в договор в обязательном порядке включаются нормы, регулирующие удержание неустойки из суммы контракта 44-ФЗ. Штраф — это фиксированная денежная сумма, определенная договором и взыскиваемая в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств, кроме просрочки. Пеня начисляется в случае просрочки и представляет собой определенный процент от стоимости невыполненных обязательств, умноженной на количество дней просрочки.

Неустойка по государственному контракту 44-ФЗ определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства от 30.08.2017 № 1042 .

Практика применения

Рассмотрим некоторые ситуации на конкретных примерах.

Пример 1. Товар поставлен (услуга оказана) с нарушением срока и ненадлежащего качества (например, брак). Заказчик взыскивает пени и штраф.

Пример 2. Товар не поставлен в срок, и заказчик расторгнул договор в одностороннем порядке. Заказчик имеет право взыскать и пени за каждый день просрочки, рассчитанной до даты расторжения договора, и штраф за невыполнение обязательств (п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе, утв. Презид. Верх. Суда РФ 28.06.2017).

Пример 3. Заказчиком установлен факт нескольких самостоятельных нарушений исполнения договора, не связанных со сроком. Возможно взыскание нескольких штрафов (п. 37, там же.)

Пример 4. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ. Позиция судов и контролирующих органов противоречива (Постановление Арбитражного суда Волого-Вятского округа от 28.03.2016 по делу № А38-4251/2015, Письмо Минэкономразвития России от 15.02.2016 № Д28и-416). Представляется, что в случае, если в банковской гарантии прописано обеспечение обязательств по выплате неустойки, а подрядчик отказывается его выполнить, заказчик вправе предъявить такое требование к банку-гаранту.

Как рассчитывается неустойка для заказчика

Постановление о штрафах и неустойках по 44-ФЗ от 30.08.2017 регламентирует порядок определения санкций как к заказчику, так и к исполнителю.

Размер пеней заказчику рассчитывается в соответствии с ч. 5 ст. 34 по формуле:

Сумма пеней = 1/300 × Размер ставки рефинансирования на дату начисления пеней × Размер невыплаченной суммы × Количество дней просрочки.

Размер штрафов определен в виде фиксированной суммы и зависит от цены контракта:

Как рассчитывается неустойка для поставщика

Пени рассчитываются по формуле:

Сумма пеней = 1/300 × Размер ставки рефинансирования на дату начисления пеней × Цена контракта, уменьшенная пропорционально выполненному объему × Количество дней просрочки.

Отсчет дней просрочки начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязательств.

Штраф рассчитывается как процент от цены контракта:

Для СМП и СОНО (закупка в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 закона 44-ФЗ):

За неисполнение обязательства, стоимость которого невозможно определить:

В случае непривлечения субподрядчика СМП или СОНО по ч. 6 ст. 30 взыскивается штраф в размере 5 % от объема привлечения по договору.

Общая сумма неустоек должна быть не более цены контракта.

Перечисление неустойки в бюджет по 44-ФЗ

Ведение претензионной работы является не правом, а обязанностью заказчика. В каждом случае учреждение обязано зафиксировать нарушение и направить претензию исполнителю. Непривлечение исполнителя к ответственности может квалифицироваться контролирующими органами как неэффективное расходование бюджетных средств. Взысканная заказчиком неустойка является неналоговым доходом бюджета и подлежит зачислению в соответствующий бюджет, КБК «Прочие поступления от денежных взысканий и иных сумм в возмещение ущерба» (Письмо Минфина от 17.09.2015 № 02-08-07/53443).

В случае неисполнения или некачественного выполнения обязательств по исполнению контракта и Заказчик, и Исполнитель несут полную ответственность в виде налагаемых штрафов. В связи с обновлением постановления в действующей статье под номером 34 в 44 Федеральном Законе, мы видим новый принцип расчета пени.

1. Ключевые нововведения в системе расчетов штрафов и пени по контракту 44-ФЗ

Начиная с сентября 2017 года Исполнитель и Заказчик, которые являются двумя сторонами заключившими между собой контракт, должны рассчитывать пени по новой системе в случае невыполнения обязательств. В нововведения входят такие пункты как:

1. Произошло изменение размера штрафов, который накладывался на Исполнителя при неисполнении им своих обязательств при стоимости контракта больше, чем 500 млн.р, исключения составляют - просрочка исполнения взятых обязательств.

2. СМП, среднего предпринимательства и СОНКО в этом плане однако выигрывают, штрафы которые накладываются на них стали куда ниже по сравнению с иными компаниями.

3. Установили фиксированную сумму, накладываемую на победителя, который предложил наибольшую сумму контракта.

4. Определили денежные штрафы для Исполнителей по контрактам, которые не имеют стоимости.

5. Так же как и для Исполнителей, Заказчики будут платить фиксированную сумму, которая будет зависеть от ценовой стоимости заключенного контракта в случае, если Заказчик откажется от выполнения обязательств.

6. Изменения принципа расчета штрафов, которые оплачивает Исполнитель в случае нарушения срока выполнения договора.
Данные нововведения созданы с целью упрощения системы расчетов пени и добиться того, чтобы она была более понятна, поскольку произойдет сокращения спорных вопросов в случае неправильно начисленной неустойки.

2. Правила расчета неустойки для поставщика по контракту 44-ФЗ.

Исходя из новых правил расчета пени для поставщика - пени начисляются за каждый из дней просрочки выполнения обязательств по договору. Объем штрафных санкций определяется по ставке рефинансирования Центробанка, действующая во время произведения расчетов, которая уменьшена на фактическую величину исполненных обязательств. Именно поэтому расчет пени для Исполнителей и Заказчиков - одинаков.

Расчет пени, которые должен заплатить Исполнитель в случае, если он не соблюдал сроки поставки, определяет данная формула:



Значение ставки на день расчетов нужно уточнять именно в этот день, поскольку она ежедневно изменяется. Начиная с 12 февраля и до 26 марта 2017 года она была на уровне 7,5%. Значит для того, чтобы рассчитать ставку на 2017 год, нужно вычислить коэффициент: 7,5% : 100 = 0,075.

Рассчитывая дни просрочки не надо учитывать день, в который был подписан контракт. В расчет входят все дни в календаре до момента выполнения обязательств, в том числе и праздники и выходные.


Пример расчета


1. Контракт заключен на суммарную стоимость в 1 миллион 200 тысяч рублей.

3. Исполнителем было передано товара на общую сумму 850 тысяч рублей.

Отсюда имеем следующее:

1.

2. Теперь давайте вычислим размер обязательств которые были не выполнены:

Сумма контракта - Стоимость поставленного товара = сумма обязательств.

1 200 000 - 850 000 = 350 000 рублей.

3. Теперь выясним дни просрочки, у нас их 12.

Теперь требуется узнать сумму пеней, которую должен заплатить Исполнитель:

Сумма пени: 1/300 * 0,0775 * 350 000 * 12 = 1085 рублей.

3. Правила расчета неустойки для заказчика по контракту 44-ФЗ.

Исходя из новых правил расчета пени для Заказчика - пени начисляются за каждый из дней просрочки выполнения обязательств по договору. Объем штрафных санкций определяется по ставке рефинансирования Центробанка, которая действует во время произведения расчетов, которая уменьшена на фактическую величину исполненных обязательств. Формула выглядит вот так:


Кроме всего выше указанного, в данном постановление указано, что вся сумма совокупности штрафов, может в конечном итоге не может быть куда больше, чем стоимость самой сделки.

Пример расчета

Давайте посмотрим на одну из ситуаций, которая может произойти между Исполнителем и Заказчиком. Дано:

1. Была заключена сделка на суммарную стоимость 500 тысяч рублей.

3. Заказчиком было оплачено в срок всего лишь 250 тысяч рублей.

Отсюда имеем следующее:

1. Рефинансирование на 2017 год в это время - 7,75%, следовательно, коэффициент у нас будет 0,0755.

С 14 августа 2019 года в Постановление Правительства №1042 был внесен ряд изменений, касающийся порядка расчета и размера штрафов и пени. В частности, размер штрафа более не определяется по контракту в виде фиксированной суммы.

Как определяют штраф по новым правилам

Для контрактов, заключенных без применения преференций (статья 30), никаких изменений не произошло. Если контракт заключается с представителем СМП или СОНКО, то теперь он составляет 1% от цены контракта, но не менее 1000 рублей и не более 5000 рублей (раньше была «вилка» с зависимостью размера штрафа от цены контракта).

При заключении контракта, цена которого прошла нулевую отметку и пошла на повышение (цена за право заключения контракта – в этом случае победитель платит вам окончательную сумму, предложенную им в ходе торгов) появляется разделение. Если предложение победителя не превышает НМЦК заказчика, то штраф определяется, как процент от НМЦК по отношению к итоговой цене контракта (например, было 10% НМЦК, если НМЦК не превышает 3 млн рублей, стало 10% НМЦК, если цена контракта (не начальная!) не превышает 3 млн рублей).

Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Узнать результат

Если предложение победителя превышает НМЦК, то штраф считается, как процент от цены контракта по отношению к цене контракта (например 10% цены контракта (итоговой), если цена контракта (итоговая) не превышает 3 млн рублей). Предыдущей редакцией постановления эта ситуация не предусматривалась.

Также предусматривается порядок начисления штрафа, отличный от того, что прописан в данном Постановлении. При установлении такого порядка, то при подсчете неустойки следует руководствоваться законодательством РФ.

Расчетчик пени онлайн от Ассистента заказчика

Калькулятор рассчитает пени за просрочку исполнения обязательств поставщиком для закупок, извещения о которых размещали в ЕИС начиная с 10 сентября 2017 года. Введите цену контрккта, выполненный объем, количество дней просрочки и день оплаты пени. Нажмите рассчитать и через 1 секунду получите результат расчетов.

Касается это только тех контрактов, документации к которым были размещены в ЕИС, начиная с 14.08.2019 года. Просрочка обязательств, допущенная до вступления в силу новой редакции постановления, рассчитывается по старым условиям, прописанным в контракте.

Из текста Постановления было убрано все, что касается начисления пени, так как расчет пени больше не регулируется данным постановлением.

Что поменялось в расчете пени

Ответ на этот вопрос дается в частях 5, 6 и 7 статьи 34 44-ФЗ. Пеня по-прежнему начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств. Считаться они начинают со дня, следующего за тем, в который обязательства должны быть исполнены (поставка товара по 31.08, с 01.09 пойдет отсчет для начисления пени). Сумма считается от суммы контракта за вычетом суммы исполненных обязательств (цена контракта 50 тыс. рублей, поставка по 31.08. До указанной даты поставщик поставил товар на сумму 30 тыс. рублей. Следовательно, с 01.09 начнут начисляться пени на сумму 20 тыс. рублей). Главное изменение – размер пени составляет 1/300 ключевой ставки или другое значение, если это предусмотрено специальным законодательством.

14 августа 2019 поменяли порядок работы по штрафным санкциям в контрактах. Узнайте в статье, как рассчитать штрафы и пени по новым правилам, если поставщик нарушает условия контракта. Универсальная схема расчета неустойки покажет, как действовать шаг за шагом.

Пошаговая инструкция

Пример

Извещение было опубликовано в ЕИС после 14.08.2019 года. Итоговая цена контракта по итогам торгов составила 80 000 рублей. Поставка товара должна быть осуществлена в течение 30 дней с момента заключения контракта (до 15.10.2019). Часть товара на сумму 50 000 рублей была поставлена в срок, товар на сумму 10 000 поставлен 17.10.2019, а оставшаяся часть поставлена 21.10.2019.

Теперь рассчитаем пени. Просрочка по первой (П1) накладной составила 3 дня, по второй (П2) – 7 дней. Ключевая ставка равна 7%.

П1=(80 000-50 000)×3×0.07×1/300=21
П2=(80 000-50 000-10 000)×7×0,07×1/300=32,67

Общая сумма пени, которую должен заплатить поставщик, составляет 53,67 рублей.

Аналогично будет производиться расчет пени со стороны поставщика по отношению к заказчику при нарушении сроков оплаты. В общем доступе в сети Интернет есть большое количество онлайн калькуляторов, которые помогут произвести расчет. Для поставщика расчет будет производиться немного иначе (смотрите в примере выше).

Обращаем ваше внимание на то, что начисление пени и штрафов не являются взаимоисключающими. Если контрактом была предусмотрена поэтапная поставка, либо же поставка товара в один этап, то за каждый факт нарушения поставщиком обязательств поставки заказчик должен наложить на него штрафные санкции.

Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

Ответственность заказчика

Пеня

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ).

Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту

Шкала цены контракта сформулирована не совсем корректно, поэтому возникает вопрос: какой размер штрафа необходимо прописать, если цена контракта составляет, допустим, ровно 50 млн руб. – но предсказать поведение заказчика в этому случае нетрудно: скорее всего, в контракте будет закреплен меньший размер штрафа. Кстати, такая же проблема возникает и при определении размера штрафа поставщика.

Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика)

Пеня

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, пеня рассчитывается по гораздо более сложной схеме в сравнении с расчетом пени в отношении недобросовестных заказчиков. В самом общем виде формула определения размера пени выглядит следующим образом ():

П = (Ц – В) x С ,

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту (определяется на основании документов о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов);

С – размер ставки.

И если с первыми компонентами – Ц и В – вопросов не возникает, то расчет ставки (С ) производится в несколько этапов. Сама по себе формула определения размера ставки достаточно проста ():

С = С ЦБ x ДП ,

С ЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К ;

ДП – количество дней просрочки.

Как мы видим, появляется еще коэффициент К, величина которого зависит от того, насколько серьезную просрочку допустил поставщик. Сам по себе этот коэффициент тоже рассчитывается довольно несложно ():

К = (ДП / ДК) x 100% ,

ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

Следующий этап – это определение величины, на которую надо умножить ставку рефинансирования (этот показатель определяется исходя из размера коэффициента К ), чтобы получить С ЦБ ():

Таблица 2. Правила определения коэффициента, на который умножается ставка рефинансирования (в зависимости от величины коэффициента К)

Величина коэффициента К Размер ставки рефинансирования (С ЦБ)
0-50% 0,01 ставки рефинансирования
50-100% 0,02 ставки рефинансирования
100% и более 0,03 ставки рефинансирования

Здесь мы снова сталкиваемся с некорректным определением диапазонов шкалы – например, совершенно непонятно, как рассчитать ставку, если коэффициент К равен 50%. Скорее всего, со временем шкала величин этого коэффициента будет приведена в более привычный и однозначный вид: 0-49%, 50-99%, 100% и более.

Рассчитаем размер пени на конкретных примерах.

    ПРИМЕР 1

    Допустим, цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, период просрочки – 9 дней, вовремя контракт не был исполнен даже частично.

    Сначала определим коэффициент К :

    К = (9 / 30) x 100% = 30%

    Поскольку это значение попадает в диапазон "0-50%", то в формуле расчета ставки С мы будем использовать С ЦБ , равный 0,01 значения (напомним, сегодня ее размер составляет 8,25%):

    С = (0,01 x 0,0825) x 9 = 0,007425 (или 0,74%)

    Наконец, можно переходить к расчету собственно пени (у нас значение В будет равно нулю, поскольку частичного исполнения контракта не было):

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,74% = 3700 руб.

    Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

    П = (500 000 руб. – 200 тыс. руб.) x 0,74% = 2220 руб.

    ПРИМЕР 2

    Представим, что данные те же (цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, частичного исполнения нет), но просрочка составила 18 дней. Снова начинаем с конца, с расчета коэффициента К :

    К = (18 / 30) x 100% = 60%

    Автоматически меняется значение коэффициента К , который надо учитывать: он попадает в диапазон "50-100%", а следовательно, значение ставки рефинансирования (8,25%) нужно умножить на 0,02:

    С = (0,02 x 0,0825) x 18 = 0,0297 (или 2,97%)

    Итоговая ставка, с помощью которой исчисляется пеня, значительно подросла в сравнении с первым примером, и размер пени, конечно, тоже увеличится:

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 2,97% = 14 850 руб.

    ПРИМЕР 3

    Наконец, рассчитаем пеню для случая серьезной просрочки исполнения контракта, превышающей весь срок его исполнения, – например, 42 дня:

    К = (42 / 30) x 100% = 140%

    Снова изменился диапазон значений коэффициента К , теперь он составляет "100% и более" – то есть значение ставки рефинансирования (8,25%) надо умножить на 0,03:

    С = (0,03 x 0,0825) x 42 = 0,104 (или 10,4%)

    Соответственно, итоговый размер пени будет равен:

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 10,4% = 52 000 руб.

Штраф

Предусмотрены для поставщиков и штрафы, которые применяются во всех случаях ненадлежащего исполнения обязательств, за исключением просрочки.

Таблица 3. Размеры штрафа, взыскиваемого с поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту (п. 4 Правил)

Размеры штрафов выглядят более внушительными по сравнению с размерами просрочки, что может не очень благоприятно повлиять на исполнение контракта. К примеру, если срок его исполнения подходит к концу, а подрядчик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в недоделанном виде нет смысла: намного "дешевле" будет исполнить контракт с просрочкой.

К тому же, если некачественный результат работ в таком случае все-таки будет сдан, то поставщику придется не только уплачивать штраф, но и исправлять недостатки. Это с большой долей вероятности приведет к тому, что качественно работа будет выполнена уже после истечения срока исполнения контракта – а следовательно, заказчик может взыскать еще и пеню за просрочку, прямого запрета на это не содержат на , ни .

Совсем-совсем недобросовестно

Правила не определяют, каким образом должен быть установлен штраф за неисполнение обязательств, речь идет только о ненадлежащем исполнении контракта или просрочке его исполнения.

При принятии Закона № 44-ФЗ в первоначальной редакции законодатель вообще забыл упомянуть об ответственности за неисполнение контракта – соответствующие поправки были внесены в , только в конце 2013 года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ " "). В результате этими нормами предусмотрено, что штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту должен быть закреплен в контракте в виде фиксированной суммы, которая определяется с учетом требований , – но в самих Правилах речь идет только о ненадлежащем исполнении или просрочке.

Понятно, что в случае неисполнения контракта интересы заказчика будут гарантированы обеспечением исполнения контракта (например, выплатой по банковской гарантии в соответствии со ), а поставщик будет занесен в реестр недобросовестных поставщиков ().

Но это не освобождает заказчика от обязанности предусмотреть в проекте контракта ответственность за неисполнение в виде фиксированной суммы штрафа (). Самое простое, что можно сделать в такой ситуации для предупреждения претензий ФАС России по формальному основанию – изменить формулировку контракта таким образом, чтобы фиксированная сумма штрафа распространялась на "неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей по контракту".

В условиях неопределенности

Фиксированный размер штрафа необходимо рассчитать уже на этапе разработки конкурсной документации. Однако сделать это трудно, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.

Поэтому можно включить в контракт пункт с незаполненными полями, например: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере ____ % от цены Контракта, определенной в п. ____ настоящего Контракта, что составляет ____ руб.". Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения.

Если заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон (см. табл. 1, 3) (например, в документации о закупке – 3,5 млн руб., а по итогам конкурса победителем будет признан участник, предложивший 2,9 млн руб.), то можно сразу указать конкретный процент.

Кстати, размер пени Закон № 44-ФЗ также требует прописать в контракте () – очевидно, в этом случае можно просто продублировать положения .

Исключение из правил

В заключение напомним, что в соответствии с заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика:

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ();
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия ();
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты ().

Штрафные санкции по 44 ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).

Постановление о штрафах и неустойках 44 ФЗ — Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017. Оно регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства. В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа. По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

Расчет неустойки для заказчика

Если заказчик нарушил сроки оплаты по госконтракту на поставку ТРУ, то он обязан выплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой) от невыплаченной суммы (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Начало отсчета просрочки наступает в день, следующий за предельным сроком исполнения договорных условий. Расчет для организации-заказчика производится по следующей формуле:

Пени = Цена контракта × 1/300 ставки рефинансирования × Кол-во дней просрочки.

Расчет неустойки для поставщика

В соответствии с ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, действует новый регламент определения штрафных санкций для поставщика. Штрафы для исполнителя за ненадлежащее исполнение контрактных положений устанавливаются в виде фиксированной суммы. А пени за просрочку осуществления поставщиком своих обязательств по договору начисляются за каждый день просрочки, начиная с момента, следующего за днем образования такой просрочки, в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату перечисления пени.

Начисленная неустойка не может быть больше ЦК, а ее фиксированный размер определяется в зависимости от различных ситуаций:

  • за ненадлежащее исполнение поставщиком действий, определенных контрактом, ему вменяется штраф фиксированного размера в соответствии с п. 3 Правил (ПП РФ № 1042);
  • за недобросовестное выполнение условий поставщиком, с которым заключен контракт, ему назначается фиксированный штраф в размере, установленном п. 4 Правил;
  • за недобросовестное выполнение договорных условий поставщиком, который победил в закупке, предложив наивысшую цену, виновное лицо привлекается к материальной ответственности согласно п. 5 Правил;
  • за ненадлежащую реализацию своих обязательств по контракту, который не имеет стоимостного выражения, поставщик обязан выплатить штраф в размере, установленном п. 6 Правил.

На основании ст. 313 ГК РФ может быть установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств перечисление неустойки в бюджет по 44-ФЗ может быть возложено на организацию-заказчика (Письмо Минфина РФ № 09-04-08/80112 от 30.12.2016). При возникновении подобной ситуации заказчик имеет право перечислить исполнителю оплату по контракту, удержав величину штрафных санкций, то есть за вычетом уплаченной ранее получателем средств неустойки в бюджетную систему РФ. В платежном поручении ПБС-заказчик должен указать поставщика, за которого он производит оплату штрафов.

Можно ли взыскать упущенную выгоду

Обеспечение исполнения контракта — это денежные средства, которые поставщик предоставляет в качестве гарантии реализации возложенных на него обязательств. Зачастую в качестве такого обеспечения предлагается банковская гарантия, выданная банком на величину авансового платежа по контракту. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ возможно только по решению суда. Организация-заказчик имеет право установить в договоре условие о том, что банковская гарантия может использоваться как источник средств для покрытия задолженности по штрафным санкциям. Если же в договорной документации такой пункт отсутствует, то банковская гарантия не может быть использована до момента принятия судебного решения.

Пункт 2 статьи 15 ГК РФ позволяет пострадавшей стороне возместить упущенную выгоду.

Если заявка участника торгов, который по всем критериям выполнял условия ЗД и становился победителем закупки, незаконно отклонена, то при положительном решении уполномоченных органов (ФАС, суды) исполнитель может взыскать с заказчика сумму упущенной выгоды. Главное условие для возмещения убытков — наличие официально вынесенного решения, в котором подтверждается факт нарушения прав исполнителя со стороны организации-заказчика и наличие причинно-следственной связи между отказом и понесенными убытками, а также размер непосредственных убытков (Постановление Конституционного Суда РФ № 25-П от 12.10.2015, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015).

Исполнитель также может потребовать возмещение убытков при уменьшении заказчику ПБС лимитов бюджетных обязательств. Если финансирование по договору снижено, то стороны должны подписать соглашение об изменении сроков выполнения работ и, при необходимости, других существенных обуславливающих параграфов договора. При этом подрядчик имеет право потребовать от организации-заказчика возмещения упущенной выгоды, образовавшейся в связи со сдвигом сроков работ.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча