28.09.2019

Курсовая работа Россия и США: интересы в Азии. Характеристика Центральной и Восточной Азии


ОБЩАЯ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЗИИ

Зарубежная Азия - самый крупный по площади и населению регион мира, причем это первенство он сохраняет, по существу, на протяжении всего существования человеческой цивилизации.

Площадь Зарубежной Азии - 27 млн. км 2 , она включает более 40 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире.

Зарубежная Азия - один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей и научных достижений. В основном в состав региона входят развивающиеся страны.

Географическое положение. Общий обзор.

В состав региона входят разные по размеру страны: две из них относятся к странам-гигантам, остальные, в основном, к довольно крупным странам. Границы между ними проходят по хорошо выраженным природным рубежам.

ЭГП стран Азии определяется их соседским положением приморским положением большинства стран, глубинным положением некоторых стран.

Первые две особенности оказывают благоприятное воздействие на их хозяйство, а третья затрудняет внешние экономические отношения.

Политическое устройство стран весьма разнообразно: Япония, Малайзия, Таиланд, Непал, Бутан, Иордания - конституционные монархии, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бруней, Оман - абсолютные монархии, остальные государства - республики.

Природные условия и ресурсы.

Район крайне однороден в отношении тектонической структуры и рельефа: в его пределах отмечается наибольшая на земле амплитуда высот, здесь расположены как древние докембрийские платформы, так и области молодой кайнозойской складчатости, грандиозные горные страны и обширные равнины. Вследствие этого минеральные ресурсы Азии очень разнообразны. В пределах Китайской, Индостанской платформ сосредоточены основные бассейны каменного угля, железной и марганцевой руд, нерудных ископаемых. В пределах альпийско-гималайского и тихоокеанского складчатых поясов преобладают руды. Но главное богатство региона, определяющее также и его роль в МГРТ, - это нефть. Запасы нефти и газа разведаны в большинстве стран Юго-Западной Азии, но основные месторождения находятся в Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Иране.

Агроклиматические ресурсы Азии неоднородны. Обширные массивы горных стран, пустынь и полупустынь мало пригодны для хозяйственной деятельности, за исключением животноводства; обеспеченность пашней мала и продолжает сокращаться (так как растет население и увеличивается эрозия почв). Но на равнинах востока и юга создаются довольно благоприятные условия для земледелия.

В Азии находится 3/4 орошаемых земель мира.

Население.

Численность населения Азии - 3.1 млрд. чел. Все страны региона, за исключением Японии, относятся ко 2-му типу воспроизводства населения, причем сейчас они находятся в состоянии так называемого "демографического взрыва". Некоторые страны борются с этим явлением, проводя демографическую политику (Индия, Китай), но большинство стран не проводит такой политики, быстрый рост населения и его омоложения продолжаются. При нынешних темпах роста населения оно может удвоиться за 30 лет. Среди субрегионов Азии Восточная Азия дальше других отошла от пика демографического взрыва.

Этнический состав азиатского населения также исключительно сложный: здесь живет более 1 тыс. народов - от мелких этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира. Четыре народа региона (китайцы, хиндустанцы, бенгальцы и японцы) составляют более 100 млн. каждый.

Народы Азии относятся примерно к 15 языковым семьям. Такого лингвистического разнообразия нет ни в одном другом крупном регионе планеты. Наиболее сложные в этнолингвистическом отношении страны: Индия, Шри-Ланка, Кипр. В Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана, характерен более однородный национальный состав.

Сложный состав населения во многих частях региона (Индия. Шри-Ланка, Афганистан, Ирак, Турция и др.) приводит к острым межнациональным конфликтам.

Зарубежная Азия - родина всех крупнейших религий, здесь зародились все три мировые религии: христианство, буддизм, мусульманств. Среди других национальных религий необходимо отметить конфуцианство (Китай), даосизм, синтоизм. Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозной почве.

Размещено население зарубежной Азии неравномерно: плотность населения колеблется от 1 до 800 чел. на 1 км 2 . В отдельных районах она достигает 2000 чел. на 1 км 2

Темпы роста городского населения региона настолько велики (3,3%), что этот рост стал называться "городским взрывом". Но, несмотря на это, по уровню урбанизации (34%) Зарубежная Азия стоит на предпоследнем месте среди регионов мира.

Для сельского расселения наиболее характерна деревенская форма.

Хозяйство

Роль зарубежной Азии в целом в мировом хозяйстве в последние десятилетия значительно возросла. Но различия в уровнях развития и специализации отдельных стран выражены здесь лучше, чем в зарубежной Европе.

    Можно выделить 6 групп стран:
  1. Япония - занимает обособленное положение, так как это "держава № 2" западного мира, единственный член "большой семерки" в этом регионе. По многим важным показателям занимает лидирующие позиции среди экономически развитых стран Запада;
  2. Китай и Индия - также добились больших успехов в экономическом и социальном развитии за короткое время. Но по душевым показателям их успехи пока невелики;
  3. новые индустриальные страны Азии - Республика Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур, а также входящие в АСЕАН Таиланд и Малайзия. Сочетание выгодного ЭГП и дешевых трудовых ресурсов сделало возможным при участии западных ТНК провести в 70-80-х гг. перестройку экономики по японскому образцу. Но их экономика ориентирована на экспорт;
  4. нефтедобывающие страны - Иран, Ирак, Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива, которые благодаря "нефтедолларам" за короткий срок сумели пройти путь развития, на который им потребовалось бы несколько столетий. Сейчас здесь развивается не только добыча нефти, но и нефтехимия, металлургия и другие отрасли;
  5. страны с преобладанием в структуре промышленности горнодобывающих отраслей или легкой промышленности - Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания;
  6. наименее развитые страны - Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен - в этих странах современная промышленность практически отсутствует.

Сельское хозяйство

В большинстве стран Азии основная часть ЭАН занята в сельском хозяйстве. В целом для региона характерно сочетание товарного и потребительного хозяйства, помещичьего землевладения и крестьянского землепользования, резкое преобладание в посевах продовольственных культур. Продовольственная проблема во многих странах еще не решена, в Южной и Юго-Восточной Азии десятки миллионов людей находятся на грани голода.

В соответствии с распределением агроклиматических ресурсов, населения и традиций сложились 3 крупных района сельского хозяйства: район рисосеянния (охватывает муссонный сектор Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии) в сочетании с выращиванием чая в более высоких частях; район субтропического земледелия (побережье Средиземноморья); на остальной территории преобладает выращивание пшеницы, проса, пастбищное животноводство.

Экология

В результате невысокой культуры ведения хозяйства отрицательное антропогенное воздействие в зарубежной Азии принимает угрожающие размеры. В результате интенсивной добычи полезных ископаемых без проведения природоохранных мероприятий, экстенсивного ведения сельского хозяйства, увеличения численности жителей происходит загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, эрозия почв, отчуждение земель, сведение лесов, оскудение естественных биоценозов. Частые конфликты и войны в регионе только усугубляют ситуацию. Например, война в Персидском заливе привела к возникновению кислотных дождей, пыльных бурь, массовому загрязнению сажей и нефтью вод и почв, нанесла непоправимый урон фауне и флоре региона. Не менее печальной известностью пользуется и экоцид во время американской агрессии во Вьетнаме, когда в течение нескольких лет были намеренно уничтожены леса на площади около 0,5 млн. км 2 .

Рисунок 9. Субрегионы Зарубежной Азии.

Примечания

  1. Палестинские территории (Западный берег реки Иордан и сектор Газа) оккупированы Израилем в 1967 г.
  2. В мае 2002 г. Восточный Тимор получил независимость.
  3. Территория Аомынь (Макао), находящаяся под португальской администрацией, пользуется внутренним самоуправлением.

Задачи и тесты по теме "Общая экономико-географическая характеристика Азии"

  • Климатические пояса Земли - Общая характеристика природы Земли 7 класс

    Уроков: 5 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: показать разнообразие культурных миров, моделей экономического и политического развития, взаимосвязь и взаимозависимость стран мира; а также убедиться в необходимости глубокого понимания закономерностей общественного развития и тех процессов, которые происходят в мире.

Основные понятия: западноевропейский (североамериканский) тип транспортной системы, портово-промышленный комплекс, "ось развития", столичный регион, промышленный пояс, "ложная урбанизация", латифундия, шипстейшнз, мегалополис, "технополис", "полюс роста", "коридоры роста"; колониальный тип отраслевой структуры, монокультура, апартеид, субрегион.

Навыки и умения: уметь оценивать влияние ЭГП и ПГП, историю заселения и развития, особенности населения и трудовых ресурсов региона, страны на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, уровень экономического развития, роль в МГРТ региона, страны; определять проблемы и прогнозировать перспективы развития региона, страны; выделять специфические, определяющие черты отдельных стран и давать им объяснение; находить черты сходства и различия в населении и хозяйстве отдельных стран и давать им объяснение, составлять и анализировать картосхемы и картограммы.

Центральной Азией именуется регион, который охватывает достаточно обширную территорию Он не имеет выхода к океану, а в его состав входят многие государства, какие-то частично, какие-то полностью. Страны Центральной Азии очень различны по своей культуре, истории, языкам и национальному составу. Этот регион выделяется только как географическая единица (в отличие от Древнего Востока, который был культурной областью), поэтому каждую его территорию будем рассматривать отдельно.

Какие державы входят в состав географической области

Итак, для начала рассмотрим все страны и столицы Центральной Азии, чтобы сформировалась полная картина того, какие земли входят в ее состав. Сразу отметим, что некоторые источники выделяют Среднюю Азию и Центральную, а другие в это время полагают, что это одно и то же. Средняя Азия состоит из таких держав, как Узбекистан (Ташкент), Казахстан (Астана), Таджикистан (Душанбе) и Кыргызстан (Бишкек). Получается, что регион образован пятью бывшими советскими республиками. В свою очередь, страны Центральной Азии насчитывают эти пять держав, плюс западный Китай (Пекин), Монголию (Улан-Батор), Кашмир, Пенджаб, северо-восточный Иран (Тегеран), Северную Индию (Дели) и Северный Пакистан (Исламабад), Также сюда входят азиатские области России, которые находятся южнее таежной зоны.

История и особенности региона

Впервые страны Центральной Азии как отдельный географический регион выделил географ и историк Александр Гумбольдт в конце 19-го столетия. Как он заявлял, историческими признаками этих земель были три фактора. Во-первых, это этнический состав населения, а именно - тюрки, монголы и тибетцы, которые на протяжении веков не утратили своих особенностей и не ассимилировались с другими расами. Во-вторых, образ жизни, который был присущ практически каждому из этих народов (за исключением тибетцев). На протяжении столетий они вели войны, расширяли границы своих держав, но, несмотря на это, сохранили самобытность и уникальность своей нации и традиций. В-третьих, именно через страны Центральной Азии проходил знаменитый Шелковый путь, который был основой торговых отношений Востока и Запада.

Средняя Азия или часть СНГ

На сегодняшний момент пять бывших советских республик представляют регион Средней Азии, в котором испокон веков были своя культура, религия и особенности бытия. Исключение всегда составлял лишь Казахстан, так как на этих территориях всегда уживались совершенно разные люди. Изначально, при создании Советского Союза, даже было принято решение сделать это государство частью России, однако позже оно стало все-таки частью исламских республик. Сегодня Казахстан и страны Центральной Азии - это весомая часть региона, которая полна полезными ископаемыми, богатой историей и вместе с тем в ней уживаются многие религии мира. Это одно из немногих мест, где нет официального верования, и каждый может свободно исповедовать свое Божье Слово. К примеру, в Алма-Ате рядом расположены Центральная мечеть и Вознесенский православный собор.

Другие страны Средней Азии

Общая площадь региона составляет 3 994 300 квадратных километров, и при этом большинство городов, даже самых крупных, не особо густо заселены. Из столиц и прочих важных мегаполисов этих стран массово стали уезжать русские после того, как распался Союз, что повлекло за собой демографический спад. Самой распространенной расой региона считаются узбеки. Они проживают не только в Узбекистане, но и являются национальными меньшинствами всех остальных четырех государств. Кроме того, сам Узбекистан на фоне всей Средней Азии можно выделить и по наличию огромного количества культурных и архитектурных памятников. В стране сосредоточено достаточно много медресе и исламских колледжей, куда приезжают учиться со всех уголков планеты. Также на территории государства находятся города-музеи - Самарканд, Хива, Бухара и Коканд. Тут очень много мусульманских старинных дворцов, мечетей, площадей и смотровых площадок.

Азия, которая простирается на самый Восток

Отделить регион Центральной Азии от Дальнего Востока по культурным и историческим причинам просто невозможно. Эти державы формировались, можно сказать, в единстве, они как вели войны друг с другом, так и заключали различные договора. Сегодня страны Восточной и Центральной Азии поддерживают дружеские отношения, а также характеризуются схожими расовыми признаками и некоторыми обычаями. Сама по себе Восточная Азия включает в себя такие развитые державы, как Китай, Монголия (спорный вопрос - она и в Центральной части региона, и в Восточной), Ю. Корея, Тайвань, КНДР и Япония. Отличается эта географическая область в первую очередь религией - здесь все буддисты.

Заключение

В самом конце можно сказать, что страны Центрально-Восточной Азии - это синтез культур, который смешивался на протяжении веков. Здесь проживают представители огромной расовой семьи - монголоидной, в состав которой входит множество подгрупп. Также отметим мелочь, но факт - местные жители очень любят рис. Они его выращивают и потребляют практически каждый день. Тем не менее, окончательно единым этот географический регион не стал. В каждой стране есть свой язык, свои особенности и расовые отличия. Каждая религия имеет свое отличное направление, каждый вид искусства также уникален и неповторим. На территории Центральной и Восточной Азии рождались самые интересные которые распространились по всему миру и стали символом этих стран.

Государства Центрально-Азиатского региона.

Регион Центральной Азии, до революции 1917 г. называвшийся Туркестаном, а в советское время – Средней Азией, объединяет 5 южных республик бывшего СССР к востоку от Каспийского моря – Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Таджикистан и Киргизию. Общая площадь региона – 4 млн кв. км. Общая численность населения – 56 млн чел. С севера он примыкает к России, на юге и юго-востоке граничит с Ираном, Афганистаном и Китаем. Страны региона объединяют следующие главнейшие особенности:

1. Этническое и культурно-религиозное родство. Коренные этносы этих стран сложились в основном в результате смешения тюркских и ираноязычных племен, а также европеоидной и монголоидной рас. Поскольку в древности и в средние века Центральная Азия была ареной завоеваний более могущественных держав и народов (начиная с древнего Персидского царства, Александра Македонского и гуннов и кончая арабами, монголами и турками-сельджуками), а также одним из магистральных путей Великого переселения народов, на формирование ее современных этносов наслоилась сложная смесь различных влияний.

Все они объединены мусульманской религией (исламом), принесенной в регион арабами, причем титульные нации всех 5 республик исповедуют ислам суннитского толка. Арабы оказали определяющее влияние и на начальный этап формирования культуры и письменности этих народов. Эти факторы оказали решающее воздействие на их дальнейшее культурно-историческое развитие, формирование национальных традиций и уклада жизни.

Вместе с тем, такая общность отнюдь не устраняет племенные и межэтнические раздоры, отголоски которых сохраняются по сей день (наиболее натянутые отношения существуют между узбеками и киргизами).

2. Полиэтничность стран региона. Проведенное после революции в 20-х годах национально-территориальное размежевание было в значительной степени условным, и хотя титульные нации составляют, как правило, большинство населения в своих республиках, практически в каждой из них проживают крупные (порой численностью 1–2 млн) и компактные диаспоры соседних народов. И этот фактор местами еще более осложняет межэтнические отношения.

3. Страны этого региона традиционно были наиболее отсталыми в социально-экономическом развитии среди национальных окраин бывшей Российской империи и затем СССР. До революции русское влияние вообще было весьма слабым, выражаясь лишь в присутствии русских войск и в имперской администрации – и то последняя была установлена лишь в части региона, непосредственно включенной в состав империи (Туркестанское генерал-губернаторство), тогда как в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате, властители которых признали себя вассалами русского императора, было сохранено автономное местное управление. Что касается культурного развития, то, несмотря на древнюю культуру отдельных народов (узбеков, таджиков), она была достоянием очень узкого верхнего слоя: по общему же уровню грамотности народы Туркестана занимали последние места в империи, ниже их стояли лишь малые народности Крайнего Севера.



В советское время влияние метрополии значительно усилилось, выразившись прежде всего в ускорении экономического развития. Были заложены основы промышленности, проложены сети железнодорожного транспорта. Однако, несмотря на вложения больших средств, регион оставался по преимуществу дотационным, уровень жизни в нем искусственно «подтягивался» за счет постоянных вливаний из союзного бюджета.

И хотя индустриальное развитие привело к сильному притоку русского населения (оседавшего, как правило, в городах), а русский язык стал обязательным для изучения, в своей основе русские оставались чужеродным элементом. Оказав мощное влияние на промышленное развитие Средней Азии, осуществив ликвидацию неграмотности и создав сеть учебных заведений (в том числе и высших), они мало изменили культурные и социально-бытовые традиции ее народов. Хотя исчезли наиболее варварские пережитки старины и произошла определенная европеизация бытовых отношений, все это было весьма поверхностным: глубинные корни национального уклада и психологии повсеместно сохранились. Этническая ассимиляция русских с коренным населением через смешанные браки была довольно незначительной. Все это, в свою очередь, предопределило незавидную участь русских в процессе и после распада Советского Союза и к массовой волне миграций и беженства на историческую родину.

Экономическая отсталость привела все страны Центральной Азии к тяжелому положению после распада СССР. Лишившись привычных союзных дотаций, они были вынуждены искать пути выхода из кризиса собственными силами. И до сих пор в них сельское население преобладает над городским, крупных городов немного, с населением более миллиона – всего 2: Ташкент и Алма-Ата. Полупустынный ландшафт и засушливый климат требуют больших затрат на орошение полей.

Что касается социальных отношений, то в странах региона до сих пор сохраняются клановые и родоплеменные традиции, элементы патриархального уклада жизни, особенно в сельских кишлаках (в частности, приниженное положение женщины). И хотя все 5 республик являются светскими государствами и последовательно борются с исламским фундаментализмом, национальные традиции остаются в силе.

4. В отличие от большинства республик бывшего СССР, охваченных демографическим кризисом, в странах Центральной Азии сохраняется традиционная для мусульманских стран высокая рождаемость, и рост численности населения в них не только продолжается, но и идет высокими темпами, несмотря на экономические трудности (исключение составляет лишь Казахстан, где общая депопуляция объясняется высоким процентом русского населения, в советскую эпоху преобладавшего в республике).

5. Во всех государствах Центральной Азии после распада СССР установились авторитарные политические режимы. При них допускается лишь декорация политической оппозиции; реальная оппозиция либо подвергается дискриминации, либо прямым репрессиям (как в Узбекистане и Туркмении). При всех различиях в экономической политике этих режимов (от либерально-рыночных реформ в Киргизии до сохранения контроля государства над крупными предприятиями в Узбекистане и Туркмении, вплоть до твердых цен в Туркмении), их политические системы роднит однозначное преобладание исполнительной власти, ущемление (вплоть до полного подавления) демократических свобод и фактическое отсутствие альтернативных выборов. В наиболее классическом виде это проявляется в Туркмении, где утвердился типичный тоталитарный режим по образцу СССР сталинской эпохи или современной Северной Кореи.

Все это объясняется той же отсталостью и полным отсутствием традиций демократии, характерным для большинства мусульманских стран. Данная особенность предопределила дистанцирование республик Центральной Азии от западного мира, особенно после событий «оранжевой революции» в Киргизии 2005 г., вызванной прозападным курсом ее тогдашнего президента А. Акаева. С другой стороны, светский характер установившихся в них режимов определил и их дистанцирование от панисламистских государств, враждебность исламскому экстремизму. Во внешней политике они лавируют между Россией, США, исламским миром и Китаем.

В отношении природных условий можно добавить, что, помимо общего для стран региона жаркого полупустынного климата, большая часть его находится в сейсмически опасной зоне и нередко подвергается землетрясениям. Самые мощные из них зафиксированы в 1948 г. в Ашхабаде и в 1966 г. в Ташкенте, разрушившие эти города почти до основания.

Центральной Азией называется район внутреннего (неокеанического) стока рек, простирающийся от Китая и Индии до Ближнего Востока. В советское время понятие «Центральная Азия» относилось к району вокруг Монголии, и от него отделялось понятие «Средняя Азия» (последняя не включала Казахстан). С точки зрения терминологии современных международных отношений «Центральная Азия» – это самоназвание, возникшее после распада СССР, которое объединяет пять постсоветских республик (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан). Однако есть и альтернативные определения, например, американское – «Большая Центральная Азия», которое может включать в себя Афганистан и даже часть Пакистана. Существует много других культурно-исторически, геоэкономически и геополитически обусловленных названий региона. Их борьба представляет собой символико-идеологическое измерение «новой Большой игры», участники которой – великие державы – борются за региональное влияние . ЦАР занимает обширную (около 4 млн кв. км) территорию, не имеющую выхода к океану. Население региона, в совокупности насчитывавшее в июле 2010 г. свыше 61 млн. (4) не столь значительно по мировым меркам. Но ЦАР обладает богатыми запасами сырья (нефть, газ, золото, медь, алюминий, уран и пр.). Серьезными вызовами безопасности становятся в Центральной Азии неурегулированные пограничные споры. Они затрагивают большинство республик региона, но особенно Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан, где отсутствие общепризнанных границ усугубляется дефицитом земельных и ― что еще более важно в условиях засушливого климата ― водных ресурсов, придавая периодически возникающим конфликтам отчетливо выраженную социально-экономическую окраску. Обострившиеся в последние годы отношения между этими тремя центральноазиатскими республиками не исключают возникновения новых этнотерриториальных конфликтов, социальную почву для которых создает продолжающийся прирост населения и сложное социально-экономическое положение. Кроме того, конфликты провоцируются здесь трудными процессами наци строительства и формирования государственных идеологий, компонентом которых часто становятся территориальные претензии к соседям.

Глава 3. Предпосылка возникновения конфликта

Начало конфликта

Современные границы Центральной Азии обусловлены в результате становления новых независимых государств при сохранении сложной и противоречивой этнической структуры. В 1989 г. произошли столкновения между таджикским населением Исфаринского района Таджикистана и киргизским населением Баткенского района Киргизии, в основе которого лежал конфликт по поводу распределения земель. Безрезультатные попытки урегулировать противоречия, в ходе которых выдвигались требования о передаче земель Таджикистану, продолжались вплоть до 1991 г., грозя перерасти в открытый конфликт между двумя советскими республиками.

Вопрос делимитации и демаркации границ

В 2002 году была создана таджикско-кыргызская комиссия по делимитации и демаркации государственной границы. С 2002 по 2006 годы стороны осуществляли поиск правых основ для проведения делимитации. В рамках Межправительственной комиссии по делимитации и демаркации границы в качестве правовых основ приняты материалы 1924-1927 годов. Вместе с тем, Кыргызская Республика настаивала на проведении делимитации по материалам национального размежевания 1989 года, которые не прошли процедуры правового оформления. В конечном итоге, стороны приняли за основу при проведении делимитации оба документа. В рамках комиссии была проделана большая работа. На сегодняшний день 505 км (51,2 %) от общей границы прошли процедуру делимитации. Но к сожаленью, до сих пор этот вопрос остается не решённым, вследствие чего приводит к стычкам между соседними государствами.

Выполнил:
учащийся 111 группы

Балашов 2010
Введение………………………………………………………… …………...……3
Глава 1. Характеристика региона Центральной Азии (географическая, экономическая, политическая)…………………….…………………… ………..4
1.1.Географическая характеристика региона Центральной Азии……………...4
1.2. Экономическая и политическая характеристика региона Центральной Азии…………………………………………………………………… …………7
Глава 2. Экономические интересы США и России……………………………14
2.1. Россия и ее интересы в Азии………………………………………….……14
2.2. США и ее интересы в Азии……………………………………… ………...21
Глава 3. Политические интересы США и России……………………………24
3.1.Политические интересы России в центральной Азии…………………….24
3.2.Политеческие интересы США в центральной Азии…......................... .......29
Глава 4. Остальные страны и их интересы…………………………………….33
4.1. Интересы Ирана с Таджикистаном, Казахстаном, Туркменистаном……33
4.2. Интересы Ирана с Узбекистаном, Кыргызстаном, Афганистаном……...37
Заключение…………………………………………….…… ……………………42
Список литературы…………………………………………………… …………45

Введение
Актуальность темы исследования - в начале 90-х гг. XX века в мировом развитии произошли кардинальные перемены, которые серьезно изменили геополитическую структуру мира. Современный мир постепенно становится все более взаимозависимым и одновременно более уязвимым.
Объектом исследования - определена Центральная Азия как единый регион со своими геополитическими, территориальными, демографическими, политическими, экономическими, социальными, ресурсными и другими параметрами, а также внешнеполитическая деятельность России и США в отношении Центральноазиатского региона.
Предметом исследования - выступают геополитические интересы России и США в Центральной Азии, формы международного сотрудничества России и Китая, а также США, Турции, Ирана, Пакистана с государствами Центральной Азии, с учетом специфики интересов каждого государства этого региона.
Целью исследования - является попытка выявить основные тенденции, которые, возможно, в дальнейшем будут определять характер развития взаимоотношений России и Центральной Азии, государств Центральной Азии и США, а также характер взаимоотношений России и США в Центральной Азии.
Для раскрытия данной цели подразумевает выполнение ряда задач:
- выявить основные направления в геополитических интересах России и США в Центральной Азии;
- проанализировать экономические и политические интересы России и США в Центральной Азии;
- рассмотреть остальные страны и их интересы.
Методы исследования, применяемыми в данной работе являются: анализ и синтез, сравнения и аналогии, изучение и анализ учебной, научной литературы, периодических изданий.

Глава 1. Характеристика региона Центральной Азии (географическая, политическая, экономическая)
1.1. Географическая характеристика региона Центральной Азии
Центральная Азия - обширный, не имеющий выхода к океану регион Азии. Включает в себя пять бывших советских республик Средней Азии: Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, районы азиатской России южнее таёжной зоны, а также Монголию, Западный Китай, Пенджаб, северную Индию и северный Пакистан, северо-восточный Иран и Афганистан.
Однако, на постсоветском пространстве, под названием Центральная Азия в настоящее время чаще всего подразумевается именно бывшее, принятое в СССР, определение "Средняя Азия".

Регион имеет значительные запасы полезных ископаемых. Здесь разрабатываются месторождения газа, нефти, каменного угля, руд цветных металлов, особенно медных и полиметаллических, ртути, сурьмы, золота. Уникальное значение имеют запасы минеральных солей залива Кара-Богаз-Гол.
Запасы углеводородов Центральной Азии сконцентрированы в районе Каспия. Поэтому Азербайджан является основным игроком, несмотря на то, что он находится на Кавказе. Эта страна владеет значительными нефтяными и газовыми ресурсами и является центральным звеном нероссийского энергетического транзитного маршрута из Центральной Азии на Запад. Большая часть углеводородов Центральной Азии и Каспия находится в Казахстане, Азербайджане, Узбекистане и Туркмении 1 .
Нефтепроводы Центральной Азии: трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), пропускной способностью более 1 миллиона баррелей в день, идет от азербайджанского побережья Каспийского моря к средиземноморскому побережью Турции.
Самые большие запасы газа среди центрально-азиатских стран у Туркмении и Узбекистана, хотя довольно богатые месторождения есть и в Казахстане.
Территория Центральной Азии расположена в зонах степей, полупустынь и пустынь умеренного пояса. На юге поднимаются молодые горные массивы Памир, Тянь-Шань, Копетдаг, Гиссарcкий хребет, занимающие свыше трети территории региона. В степях и полупустынях традиционным занятием населения издавна было кочевое скотоводство. В оазисах южной части региона, принадлежащей к районам древнего освоения, развивалось орошаемое земледелие.
Промышленность в Центральной Азии. С топливно - энергетическим и металлургическим комплексами тесно связана химическая промышленность, являющаяся одной из ведущих отраслей в регионе. Развиты отрасли основной и горной химии, базирующиеся на запасах глауберовой соли Кара-Богаз-Гола (йод, бром), производство минеральных удобрений 2 .
Машиностроение ориентировано на отрасли, определяющие специализацию в региональном разделении труда. Это производство оборудования для угольной, нефтяной, строительной промышленности и АПК. Получили развитие среднее и точное машиностроение, особенно электротехническая промышленность (Киргизстан), что позволяет занять в

1 Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней Под ред. А.С. Орлова. М., 2008 г.
2 3адохин А.Г. Экспорт-ресурсов в:национальном развитии молодых государств Центральной Азии//Вестник Каспия. №4, 2007 г.

общественном производстве существующий избыток рабочей силы.
Агропромышленный комплекс опирается на развитое сельское хозяйство. В пределах комплекса четко выделяются два направления специализации:
а) степная, сочетающая зерновое хозяйство и молочно-мясное скотоводство, распространена в северной части;
б) оазисная, развивающаяся на монокультуре хлопчатника в южной части региона.
С выращиванием хлопчатника и переработкой хлопка связаны текстильная (хлопчатобумажная), маслобойная, машиностроительная (хлопкоуборочные комбайны) промышленность. В оазисах выращивают также овощи, фрукты, виноград, бахчевые культуры. Соответственно специализируются и перерабатывающие отрасли АПК: мукомольно-крупяная, сахарная, мясная на севере, плодоовоще - консервная, винодельческая - на юге. Животноводство представлено скотоводством и овцеводством отгонно-пастбищного типа. На высокогорьях Памира разводят яков, на Алтае - маралов. Почти повсеместно - верблюдов. Шерсть и каракуль также являются продукцией отрасли (Туркменистан).

1.2. Экономическая и политическая характеристика региона Центральной Азии
Центральноазиатский регион объединяет страны переходной экономики. Большинство из них - аграрно-индустриальные, и только Казахстан - индустриально-аграрная страна.
Сегодня Центральная Азия все больше и больше выходит на передний план в современных международных отношениях. В настоящее время в Центральной Азии переплелись в один узел локальные, региональные и глобальные интересы различных государств. К началу 2003 года в Центральной Азии имеют свои интересы как мировые (США, Россия, Китай), так и региональные державы, расположенные по периметру региона и в непосредственной близости от него. Это Иран, Пакистан, Турция и Индия 3 .
Формирование новой ситуации в Центральной Азии связано, прежде всего, с трансформацией Центральной Азии в один из ключевых регионов в системе геополитических координат Евразийского пространства. Существует ряд факторов, которые определяют новую роль Центральной Азии:
- Центральная Азия расположена в центре Евразийского континента, что стратегически имеет важное значение с точки зрения влияния Центральной Азии на безопасность и стабильность значительной части материка;
- баланс сил на огромном пространстве евразийского континента зависит от направленности развития ситуации как в каждом государстве Центральной Азии, так и во всем регионе;
- в регионе сосредоточено огромное количество природных, прежде всего углеводородных, ресурсов мирового значения.
Контроль за топливно- энергетическими ресурсами и путями их транспортировки дает возможность контролировать ситуацию в Центральной Азии.
- Центральная Азия расположена на стыке евроазиатских транспортных
______________________________ ___
3 Матяш В.Н. Россия США: нефть и геополитика (политологический анализ). М.: Научная книга, 2004 г.

коридоров и на территории региона имеются широкие транспортно- коммуникационные сети. Через Иран центральноазиатский регион имеет выход к Персидскому заливу, через Афганистан и Пакистан есть выход к Индийскому океану, а через Китай есть выход в Азиатско-Тихоокеанский регион.
- На рубеже ХХ - XXI веков мировое сообщество объявило войну международному терроризму, религиозному экстремизму и наркобизнесу. Центральная Азия оказалась в самом центре этой войны и приобрела еще одно важное значение в формирующейся новой системе международных отношений.
В широком стратегическом контексте новая геополитическая ситуация в Центральной Азии характеризуется следующими моментами:
во-первых, необходимость принятия мировым сообществом действенных и решительных мер по устранению угрозы международного терроризма, исходящей из Афганистана, привела к активному присутствию Запада в регионе Центральной Азии;
во-вторых, проявилась долгосрочная американская политика в Центральной и Южной Азии, которая увязывается ее идеологами с национальной безопасностью США в целом;
в-третьих, как результат обозначенных выше процессов, а также вследствие значительного ослабления воздействия внешних угроз, ранее исходивших из Афганистана, в Центральной Азии начинают формироваться уникальные возможности для комплексного развития и модернизации региона при действенной поддержке мирового сообщества.
Однако после проведения антитеррористической операции в Афганистане, с нейтрализацией режима «Талибан» и созданием нового коалиционного правительства с включением в него представительства практически всех заинтересованных сторон в Афганистане, открылись новые возможности для реализации пакистанских интересов в Центральной Азии.
Можно выделить две основные сферы интересов Пакистана в Центральноазиатском регионе - политическую и экономическую. Среди факторов политической привлекательности государств Центральной Азии для Пакистана - это, прежде всего, возможность их влияния на урегулирование пакистано- индийского конфликта. Как и в любом другом межгосударственном конфликте, стороны стремятся заручиться поддержкой как можно большего количества государств. Конечно, роль Центральноазиатских государств в данном случае не определяющая, но их географическая близость к зоне противостояния, господствующая религия и постепенно возрастающий международный авторитет заставляют Исламабад и Дели предъявлять свои аргументы для обоснования своих позиций с учетом мнения этих государств.
Что касается экономического сотрудничества, то главный интерес Пакистана к государствам Центральной Азии основан на сырьевом потенциале региона. Ввиду этого для Пакистана одним из основных приоритетов в экономической сфере является формирование транспортных коридоров с Центральной Азией и создание магистральных путей через Афганистан.
Для государств Центральной Азии в отношении Ирана очень важными являются следующие два момента:
- Желательно, чтобы развитие процесса либерализации и деклерикализации иранского общества шло по пути наименьшей конфронтации между реформаторскими и консервативными силами.
- Центральная Азия заинтересована в том, чтобы Иран как можно быстрее восстановил нормальные политические отношения с Западом, и прежде всего с США, что позволило бы ускорить решение каспийских проектов и в целом положительно повлияло бы на ситуацию в регионе.
В свою очередь политическая активность Ирана в Центральной Азии определяется следующими стратегическими интересами:
- Обеспечение безопасности своих северных границ;
- использование Центральной Азии как союзника для нормализации отношений с ЕС и государствами Юго-Восточной Азии (прежде всего с Китаем и Японией);
- механизмом реализации этих целей для Ирана является, прежде всего, нерешенная проблема Каспия. Для Ирана, владеющего значительной частью нефтяных запасов Персидского залива, освоение залежей каспийского шельфа не является первоочередной задачей. Всемирный интерес к Каспию дает возможность Ирану усилить свое дипломатическое значение.
Для реализации своих интересов Иран стремится максимально использовать свое выгодное геополитическое положение в качестве наиболее удобного маршрута транспортировки нефти и газа, что самым благоприятным образом может сказаться на развитии торгово- экономических отношений между Ираном и государствами Центральной Азии.
И все же основная роль в геополитике региона принадлежит России и Китаю, непосредственно граничащих с Центральной Азией, а также США, которые в результате размещения своих военных баз и активного
вмешательства в дела региона превратились сегодня в реальную военно-политическую силу в Центральной Азии.
После распада СССР позиции США в Центральной Азии стали заметно усиливаться. Заинтересованность Соединенных Штатов Америки в Центральной Азии была обусловлена тем, что регион расположен между Россией, Китаем и исламскими государствами, а также тем, что Центральная Азия обладает богатыми природными и в первую очередь углеводородными ресурсами.
В целом интересы США в Центральной Азии можно охарактеризовать следующими приоритетами:
- Установление и расширение присутствия США в регионе является элементом общей стратегии США по упрочению своего глобального лидерства в долгосрочной перспективе.
- США заинтересованы в обеспечении своего доступа к природным ресурсам Каспийского региона.
- США стремятся обеспечить доступ к политическому и. экономическому потенциалу государств Центральной Азии в целях проведения политики сдерживания Китая и влияния на Иран.
- США стремятся не допустить ситуации, когда группа держав таких, как Россия и КНР, будут доминировать в регионе, тем самым исключая в Центральной Азии присутствие США.
- США заинтересованы в использовании территории Центральной Азии для формирования (передового базирования, чтобы оказывать поддержку своим союзникам и создать угрозу для таких государств как Северная Корея и Иран, которые США относят к числу «проблемных» государств;
- США заинтересованы в Центральной Азии как в рынке сбыта промышленных товаров из США 4 .
США будут стремиться удержать государства Центральной Азии в контексте своей региональной и глобальной стратегии. Если попытаться сделать некоторые прогнозы относительно политики США в Центральной Азии, то можно говорить примерно о следующем направлении развития ситуации. США будут использовать свое военно-политическое присутствие в Центральной Азии для всестороннего укрепления отношений со всеми государствами региона. Также США будут стремиться к созданию таких условий, при которых другие заинтересованные государства не смогли бы контролировать ситуацию в Центральной Азии в ущерб американским интересам. Поэтому США будут расширять и модернизировать свои военные базы, расположенные на территории Центральноазиатского региона. В этой связи Штаты будут заинтересованы в ослаблении Шанхайской Организации.
Сотрудничества как системы региональной безопасности. Естественно, что в случае необходимости, США могут использовать свое военное
______________________________ ___
4 Стрешнев Р. В. Центральная Азия в планах США. http://w ww.redstar.ru/2009г.

присутствие в Центральной Азии для политического нажима на Китай. Для усиления своего влияния на общественное мнение жителей Центральной Азии США сделают ставку на поддержку демократических процессов в регионе. Они будут стремиться к обеспечению доступа к топливно-энергетическим ресурсам региона американскому бизнесу, и, следовательно, к открытию в Центральной Азии рынка для американских инвестиций, товаров и услуг.
Распад СССР также положил начало новому этапу развития отношений между странами Центральной Азии и Китаем. Внешняя политика Китая в отношении Центральной Азии в основном придерживается традиционной для Китая сдержанной внешнеполитической тактики. Отстаивая свои интересы на международной политической арене, Китай не проводит жесткого курса, предпочитая почти всегда выдерживать тактическую паузу. Придерживаясь этих позиций, Китай стремится реализовать свою внешнеполитическую стратегию в регионе с учетом следующих основных национальных интересов:
- Китай заинтересован в спокойной границе с государствами
Центральной Азии, общая протяженность которой составляет около 3700 км. В большей степени опасения Пекина связаны с возможным обострением проблемы уйгурского сепаратизма. И в этой связи одним из основных направлений внешней политики Китая в Центральной Азии является противодействие развитию сепаратизма.
- Китай стремится создать необходимые условия для воплощения своих планов развития западных районов Китая, а именно, снижения разрыва в экономическом развитии прибрежных и внутренних районов. Таким образом Китай надеется решить многие проблемы Синьцзян - Уйгурского автономного района (СУАР), уничтожить экономические предпосылки национального сепаратизма, в том числе и за счет усиления торгово- экономического сотрудничества своих западных провинций со странами Центральной Азии.
- Китай стремится обеспечить доступ к источникам энергии для своей растущей промышленности, так как потребность Китая в нефтяных и газовых ресурсах постоянно возрастает.
- Китай заинтересован в формировании надежных транспортных коридоров для выхода на рынки стран СНГ и Европы. Территория стран Центральной Азии является важным сухопутным коридором и одним из наилучших транспортных каналов для осуществления товарообмена со странами СНГ и Европы.
- Китай стремится распространить свое влияние в Центральной Азии для противодействия доминирующему положению США на экономическом, политическом и военном уровнях в регионе. Военное присутствие США в непосредственной близости от границы Китая создает потенциальную угрозу его национальной безопасности и территориальной целостности, в том числе и для реализации программы развития западных районов Китая.
В свете этих предпосылок Китай уделял Центральной Азии самое пристальное внимание. Можно говорить о том, что Китай будет стремиться к усилению экономических связей с государствами Центральной Азии, прежде всего в нефтяной и газовой сфере, и с целью своего политического укрепления в Центральной Азии. Китай будет продолжать активно сотрудничать с Центральной Азией в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества для сохранения своего влияния в регионе и противодействия нарастающему присутствию в Центральной Азии США и ее союзников, а также для борьбы с экстремизмом и терроризмом, прежде всего в контексте противодействия уйгурскому сепаратизму в Синьцзян - Уйгурском автономном районе Китая 5 .

______________________________ ___
5 Чернявский СИ. Политика России в Центральной Азии и Закавказье в 1992 2002 годах Южный фланг СНГ. Центральная Азия Каспий Кавказ: возможности и вызовы для России М., МГИМО (У), 2003. 49.Ян Шу. Китай и Каспий Континент. №21(34) 1 ноября 14 ноября 2006.

Глава 2. Экономические интересы США и России
2.1. Россия и ее интересы в Азии
Политика России в Центральной Азии во многом будет зависеть от характера взаимоотношений Азии и России.
Центральная Азия традиционно входит в зону интересов Российской Федерации. Основные направления российской политики в Центральной Азии базируются на следующих факторах:
- Центральная Азия для России является важных регионом в контексте обеспечения безопасности южных границ.
- Особую значимость региона для России определяет нефтяной фактор и желание России сохранить влияние на Каспии.
- Большое значение для России имеет территория Центральной Азии в качестве зоны базирования силовых средств защиты.
- Большое внешнеполитическое и экономическое значение для России имеет обеспечение контроля над основными транспортно- коммуникационными путями и трубопроводами региона.
- В центральной Азии проживает большое число русского и русскоязычного населения. Как правопреемница СССР Россия несет ответственность за русскоязычное население, сохранение русского языка и культуры.
После событий 11 сентября 2001 года геополитическая ситуация в Центральной Азии претерпела значительные изменения - возникла совершенно новая военно- политическая обстановка в регионе, при которой произошло ослабление позиций России по ряду направлений.
Во-первых, Россия перестала быть доминирующей в военно- политическом плане силой в Центральной Азии, поскольку США активно расширяют свое влияние посредством военно-политического присутствия.
Об этом свидетельствует развертывание американских военных баз в этом регионе.
Во-вторых, США все больше претендуют на выполнение функций гаранта экономического развития и модернизации региона, тем самым занимая нишу, которая до этого была закреплена только за Россией.
В-третьих, возможно, что присутствие вооруженных сил антитеррористической коалиции в регионе делает проблематичным дальнейшее развитие коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) государств - участников Договора о коллективной безопасности на ближайшую перспективу, так как КСБР создавались именно с целью снятия угрозы из Афганистана. Со стратегической точки зрения сеть военных баз стран НАТО в Афганистане и Центральноазиатских государствах обеспечивает США достаточно полный контроль над регионом и дает возможность оперативно управлять ситуацией.
Эти новые обстоятельства, связанные с радикальными изменениями в системе международных отношений, усилили присутствие США, Пакистана, Ирана в Центральноазиатском регионе, повлекли за собой выработку новых подходов к странам Центральной Азии их ближайших соседей и традиционных партнеров России и Китая.
На сегодняшний день, ослабленные позиции России в регионе поставили Москву перед необходимостью, переосмысления своей внешней политики и нового построения отношений с партнерами в Центральной Азии уже с учетом присутствия в регионе США.
Как развиваются сегодня и будут развиваться в перспективе эти отношения - вопрос актуальный, имеющий не только теоретическое, но и практическое значение для выработки стратегии внешнеполитической деятельности российского государства. С этой точки зрения для российской дипломатии важен учет политики Китая, который может стать стратегическим союзником России в этом регионе.
Для России Центральная Азия имеет качественно иное понятие, чем для Запада. РФ связана с государствами Центральной Азии сотнями тысяч различных связей.
Именно поэтому Россия имеет широкие возможности для укрепления своего влияния в Центральной Азии. Но для этого ей необходимо не ограничиваться вопросами энергетического и военно-политического сотрудничества, а участвовать в решении всего круга актуальных для данного региона проблем. Среди проблем, которые Россия может предложить для совместного решения, необходимо выделить:
1) проблемы региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом и сепаратизмом, наркопреступностью;
2) экологические проблемы региона.
Более активная позиция России в реализации проекта переброски части стока сибирских рек в регион Центральной Азии могла бы обеспечить серьезное продвижение в решении данного вопроса.
В свою очередь, решение проблемы дефицита воды в ЦА помогло бы снять возможные в будущем предпосылки для возникновения так называемых водных конфликтов в регионе;
3) проблемы нелегальной миграции рабочей силы, теневых капиталов;
4) освоение внешних рынков, развитие транспортных коммуникаций, транзита энергоресурсов, занятие достойного места в иерархии международных отношений;
5) эффективное развитие интеграционных связей между странами СНГ;
6) решение проблем внутреннего развития отдельно взятого государства.
Из вышеперечисленного вытекает, что Россия имеет достаточно много точек общего соприкосновения интересов со странами региона.
Россия имеет в потенциале и низкозатратные механизмы реализации задач своего влияния в ЦА. Среди них:
1) возможность использования общего информационного пространства. Россия пока не использует целенаправленно имеющийся приоритет;
2) использование потенциала пророссийски настроенной части национальных элит стран региона. Необходимо учесть, что данный фактор имеет свои временные рамки: большинство общественности в странах ЦА ещё помнит о временах совместного проживания, однако уже подрастает молодое поколение, всё больше ориентирующееся на Запад;
3) оказание Россией технической и гуманитарной помощи странам ЦА. Например, Узбекистан испытывает потребность в модернизации своих ГРЭС и других народнохозяйственных сооружений, построенных российскими специалистами ещё в советское время. В свою очередь, это позволит загрузить производственные мощности российских предприятий и обеспечить занятость населения. Для получения рентабельности данных проектов возможен вариант долевого участия России в акционировании узбекских производственных объектов. Россия оказывает техническую и гуманитарную помощь Афганистану, Ираку и др. Конкуренцию России в данной области в ЦА всё больше составляют США, Япония и другие зарубежные страны, что снижает популярность России в регионе;
4) активизация гуманитарного сотрудничества России со странами ЦА. Развитие культурных связей может явиться благодатной основой для большего взаимопонимания, что, в свою очередь, повлечет усиление политического и экономического сотрудничества между данными странами;
5) втягивание стран ЦА во все организуемые Россией культурные и экономические мероприятия. Более частое общение на различных уровнях создаст необходимый фон для реального сближения национальных интересов;
6) использование пока ещё общего для России и стран ЦА менталитета, устоявшихся традиций и привычек, присутствия в регионе большого количества русскоязычного населения (не только представителей коренной, но и русской национальности);
7) активная политическая и организационная поддержка сохранившихся кооперационных хозяйственных связей между Россией и странами региона;
8) стимулирование участия стран ЦА в интеграционных группировках на пространстве СНГ;
9) опосредованное воздействие на страны ЦА через активизацию российского сотрудничества с сопредельными с ними странами (Китаем, Ираном, Пакистаном) и использование их влияния в регионе. Крупные государства региона исходят из общности региональных проблем;
10) активное развитие военно-технического сотрудничества России с Малайзией, Индией, Китаем, Вьетнамом, Объединенными Арабскими Эмиратами и другими странами региона. Создание региональной зоны российских стандартов вооружений, охватывающей страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, позволит охватить полукольцом страны Центральной Азии, создав трудности для распространения в регионе ЦА западных стандартов вооружений;
11) стимулирование трудовой миграции из стран ЦА в Россию. Трудовые мигранты из южных государств СНГ готовы выполнять любую трудоемкую работу за весьма умеренную плату, на которую не соглашаются россияне. В практике трудовой миграции присутствует сильный политический компонент: люди, прибывшие в Россию зарабатывать на жизнь, более лояльно относятся к этой стране.
Россия ориентируется на продолжение сотрудничества с существующими властями государств ЦА, поддерживая дееспособность институтов государственной власти этих стран, и недопущение демократизации и либерализации режимов по западным стандартам. Аргументируется это тем, что в условиях наличия зон нестабильности в Центральноазиатском регионе, нередко отсутствия понимания цивилизованных демократических норм, активные либеральные процессы западного образца легко могут привести к дестабилизации положения в этих странах, что создаст широкий очаг нестабильности вдоль южных рубежей России.
Возможно, что ряд имеющихся в регионе Центральной Азии проблем
Россия будет стремиться решать совместными усилиями, особенно с участием таких влиятельных государств как Китай, Иран. Участие в региональных процессах именно этих государств, связанных друг с другом и с другими сопредельными государствами Содружества региональными интересами, может дать наибольший эффект.
Пока наибольший интерес в Центральной Азии Россия проявляет к объектам военного стратегического назначения и инфраструктуре, связанной с энергоресурсами. Экономику Узбекистана активно осваивают такие крупные российские компании как "Газпром", "Лукойл", "Итера", планирующие вложить в энергосектор республики свыше 2,2 млрд. долларов. На этом фоне мизерными выглядят инвестиции в узбекскую экономику российских компаний "Вимм-Биль-Данн", Черкизовского мясо-молочного комбината и российской компании сотовой связи Golden Telecom (в сумме - чуть больше 21 млн. долл.) 6 .
Подписанный 16 июня 2004 года Договор о стратегическом партнерстве между Россией и Узбекистаном определяет магистральные направления экономического сотрудничества: топливно-энергетический комплекс; энергетика; мирное использование атомной энергии; транспорт и коммуникации; авиастроение; банковская сфера. Что касается транспорта и коммуникаций, то Россия в первую очередь будет развивать транзитную сеть нефте - и газотрубопроводов, а также остальную коммуникационную инфраструктуру, связанную с транспортировкой энергоресурсов. Относительно авиастроения, компетентный источник в правительстве России не исключил, что, возможно, будет рассматриваться вопрос о передаче единственного в Центральной Азии авиационного завода в Ташкенте в собственность России в счет погашения государственного долга Узбекистана.
Упомянутый Договор о стратегическом партнерстве между Россией и Узбекистаном также юридически обосновывает возможное создание в Узбекистане российской военной авиабазы, которая формально будет
______________________________ ___
6 Богатуров А.Д. Центрально-Восточная Азия в современной международной политике Восток. 2005 г
считаться базой ОДКБ. Статья 8 Договора гласит: «В целях обеспечения безопасности, поддержания мира и стабильности стороны в необходимых случаях предоставляют друг другу на основе отдельных соглашений право использования военных объектов, находящихся на их территории». А ещё раньше, 16 февраля 2004 года президент РФ подписал распоряжение №65-рп, которым, в соответствии с предложением Минобороны России, согласованным с Узбекистаном, снимается пометка «Для служебного пользования» с «Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан о совместном применении Военно-воздушных сил Российской Федерации и Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил Республики Узбекистан в интересах обеспечения безопасности воздушного пространства Российской Федерации и Республики Узбекистан от 19 октября 2001 года». 16 июня того же года Владимир Путин подписал Федеральный закон о ратификации данного соглашения, принятый Государственной Думой 2 июня 2004 года и одобренный Советом Федерации 9 июня 2004 года. В начале декабря 2004 года между государствами состоялся обмен ратификационными грамотами по упомянутому Соглашению 7 .
Таким образом в целом же, политика России направлена на активизацию военно-политического сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это может усилить доминирование российских военных стандартов в Центральной Азии, что не выгодно Западу. Однако, страны центральноазиатского региона, видимо, готовы пойти на такое сотрудничество, что вызвано необходимостью противостояния реальным угрозам: терроризму и экстремизму, наркобизнесу, транснациональной преступности.

______________________________ ___
7 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий Независимая газета 30 декабря 1999 г. Ю.Совместная декларация Президента В.В. Путина и Президента Дж. Буша о новых стратегических отношениях между РФ и США от 24 мая 2002 г. Внешняя политика и безопасность современной России. Т. IV. М., 2003 г.
2.2. США и ее интересы в Азии
Соединенные Штаты применяют различные методы для того, чтобы отстоять свои интересы в Центральной Азии. Регион, который включает в себя пять постсоветских государств - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан, а также Афганистан и Каспийский бассейн - играет важную роль в американской глобальной стратегии в силу его близости к России, Китаю, Индии, Пакистану, Ирану и другим ключевым региональным игрокам. Особую важность представляют этноконфессиональный состав региона и богатые запасы нефти, газа, угля и урана.
Американские интересы в Средней Азии можно выразить в трех простых словах: безопасность, энергия и демократия. Соединенные Штаты ведут настойчивую борьбу, чтобы оградить Запад вообще и Америку в частности не только от террористических угроз, исходящих из Афганистана, а также по причине неуверенности в стабильности источников углеводородов на Ближнем Востоке. Необходимо отдельно отметить, что американская внешняя политика не отдает приоритет одному из направлений в ущерб другого.
Ключевым моментом в американской национальной безопасности, вызывающим тревогу, является диверсификация источников энергии, а также Каспийский регион - важный альтернативный источник ископаемого топлива. Однако чтобы более полно представить ситуацию, необходимо сказать об объеме добычи на Каспии, который сопоставим с общей добычей Ирака и Кувейта, но намного меньше добычи всех стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Объем добычи, как ожидается, в 2015 году достигнет 4 миллионов баррелей в день. Для сравнения: страны ОПЕК в этом году добудут до 45 миллионов баррелей. Центральная Азия не самый крупный в мире источник нефти и газа, вдобавок их добыча затруднена. Доступу на рынки препятствуют политические и географические условия, включая продолжающееся российское влияние, ограниченный доступ к водным путям, за исключением Каспийского моря, и плохо развита экспортная инфраструктура.
Однако это регион весьма важен с геополитической и геоэкономической точек зрения. Россия контролирует большинство нефтяных экспортных маршрутов из Центральной Азии и Каспийского бассейна. Однако прежние и нынешние усилия основных западных нефтяных компаний (стоит упомянуть трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, так же как сегодняшние запланированные инвестиции Индии и Китая в центрально-азиатский нефтяной сектор) привели к тому, что появилось множество вариантов нероссийских экспортных маршрутов и богатый выбор клиентов. Эти события могут помочь нарушить российскую монополию на транзит энергоносителей, но они также способствуют (вторжению в регион) и усилению борьбы других экономических систем, испытывающих энергетический голод.
Китай демонстрирует устойчивый интерес к энергосектору, как показывает приобретение нефтяной компании PetroKazakhstan у канадской компании Nations Energy китайской компанией China Internаtional Trust and Investment Corporation (CITIC) осенью 2006 года и подписание нескольких важных соглашений по строительству трубопроводов 8 . Россия и Китай скооперировались, чтобы ослабить американское влияние в регионе, и теперь, поскольку они аккумулируют большинство энергетических активов Центральной Азии, будут иметь больше рычагов для предотвращения американского вторжения в их потенциальные сферы влияния.
Соединенным Штатам необходимо проводить в Центральной Азии политику, которая позволит им продолжать увеличивать количество вариантов поставок энергоносителей, размещать их военные силы в непосредственной близости к районам, где существует реальная угроза (их
______________________________ ___
8 Морозов Ю.В., канд. воен. наук, ведущий научный сотрудник Центра военно-стратегических исследований ИСКРАН


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча