09.07.2019

Кто охраняет российские посольства. Лавров: Спецназовцы будут охранять российские посольства. «В перекрестье прицелов»


Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что российские посольства в скором времени будут охранять спецназовцы. По словам главы МИД РФ, ведомство достигло договоренности с правительством, осталось лишь решить «финансовую сторону вопроса», информирует «Российская газета ».

Лавров подчеркнул, что для охраны посольств требуются несколько сотен сотрудников пограничной службы ФСБ, однако пока они находятся в дефиците.

Глава МИД страны добавил, что в государствах, где наблюдается «опасная военно-политическая обстановка», уже работают спецназовцы. В качестве примера Лавров привел Ливию и Ирак. В целом, заявил министр, в последние десять лет Россия старается привлекать к охране посольств кадровых сотрудников пограничной службы ФСБ.

Стоит отметить, что Лавров вспомнил недавний случай, произошедший в столице Польши Варшаве, где российское консульство подверглось нападению со стороны националистов. Как подчеркнул министр, Москва предупреждала польских коллег, что не стоит прокладывать маршрут шествия через посольство, поскольку это может плохо закончится, однако Варшава не приняла к сведению эти рекомендации, заверив, что «все будет в порядке».

Напомним, во время «Марша независимости» группа польских националистов напала на представительство России в Варшаве. Инцидент произошел 11 ноября. Демонстранты забросали здание посольства камнями и петардами. Утихомирить молодежь удалось полицейским, из которых двое получили ранения. Впоследствии польские власти принесли извинения Москве за действие своих граждан.

В ответ на нападение на консульство посольство Польши в Москве закидали фаерами и дымовыми шашками. Полицейским удалось задержать лишь четырех человек – остальным участникам нападения на дипмиссию удалось сбежать.

Мало кто знает, что в столичной полиции есть спецподразделение, сотрудники которого охраняют границу 155 государств мира! Но это ещё не всё: они вправе пересечь кордон - для предотвращения или пресечения противоправных действий в отношении диппредставительства или его персонала. Правда это только в исключительных случаях. И с разрешения главы дипмиссии и командования полка по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств ГУ МВД России по г. Москве. Об истории службы, которая в следующем году отметит свое 80-летие, а также о трудовых буднях его сотрудников корреспондент «Щита и меча» узнал от помощника командира полка, начальника отделения по работе с личным составом майора полиции Ивана Снежко.

В полк берут только лучших


Днём образования подразделения считается 25 апреля 1937 года, когда был издан приказ Народного комиссариата внутренних дел СССР № 00211 «О передаче 4-го отделения 1-го отдела ГУГБ», что означало переход полномочий по охране дипломатического корпуса 2-му отделу Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Правда назвать существовавшую в то время систему охраны (милиционеры в течение дня объезжали на мотоциклах посольства) полноценной было сложно. Требования к охране диппредставительств ужесточились после принятия Венской конвенции о дипломатических сношениях в 1961 году, а также Венской конвенции о консульских сношениях в 1963 году. Согласно международным договорам странам пребывания вменялась обязанность обеспечить безопасность иностранных представительств. А 18 марта 1969 года приказом начальника УВД Мосгорисполкома командиром оперативного полка милиции по охране дипломатических представительств был назначен полковник милиции Степан Корнеевич Бондарчук. С его приходом подразделение стало активно развиваться.

Сначала Бондарчук искал сотрудников для полка среди милиционеров. Руководителей ОВД тогда обязали выделить для службы в новом подразделении лучших людей, - рассказывает майор полиции Снежко. - Однако руководство быстро осознало, что предстоящая работа имеет отличную от милицейской специфику и для неё больше подойдут люди, прошедшие службу и жизненную школу по охране границы Союза. Тогда с разрешения штаба Главного управления погранвойск КГБ СССР Бондарчук приступил к отбору людей в погранокругах и погранзаставах. Так, после армейской службы в погранвойсках в наш полк пришёл и ныне действующий министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев, который начинал службу в органах внутренних дел с охраны посольства Ливанской Республики.

Вступать в разговоры запрещено!


Сейчас полк - это сплочённый и дружный коллектив. Офицеры работают в режиме круглосуточной охраны объектов - сменами по 12 часов. Поступить на такую службу достаточно сложно.

У нас строгий профотбор: оценивается внешний вид, строевая выправка, знание нормативно-правовых актов и физическая подготовка кандидата, - утверждает помощник командира полка по работе с личным составом Иван Снежко. - Ведь полицейский - первый человек, с которым здороваются сотрудники посольства, выходя за ворота диппредставительства. Кстати, служебной необходимости в знании языков у наших сотрудников нет: по приказу нам не разрешено вступать в разговоры с сотрудниками представительства без служебной необходимости, да и в самом посольстве есть достаточный штат переводчиков.

За каждым новым сотрудником закрепляется наставник - наиболее подготовленный офицер из числа старших инспекторов. Он обучает новичка во время стажировки, и он же курирует его в течение первого года службы. Каждый новобранец проходит специальный курс обучения. Занятия проводятся не только в Центре профессиональной подготовки столичного управления, где слушателям даются общие полицейские навыки, но и в подразделении, где опытные офицеры полка, сотрудники ФСБ и МИД обучают специальным навыкам обеспечения безопасности иностранных дипломатических представительств, в том числе отрабатывают методы противодействия возможным террористическим и экстремистским атакам. Пока кандидаты на офицерские должности учатся, командиры изучают их моральные и деловые качества, а также формируют у стажёров понимание высокой степени ответственности и важности государственной службы.

Зона ответственности - периметр


Под круглосуточной охраной полка находится 155 объектов - это не только посольства и консульства, но и резиденции послов, военных атташе, представительства международных организаций, в том числе ООН и ЕС. Зона ответственности полицейских - периметр объекта, прилегающая к нему территория. Всё, что находится внутри, считается территорией иностранного государства, которая охраняется службой собственной безопасности посольства.

Как правило, сотрудник несёт службу на одном и том же объекте. Перед каждым заступлением на смену с офицерами проводится инструктаж, во время которого помимо обычных вводных обсуждается алгоритм действий сотрудника в случае обострения обстановки на контролируемой территории. О возникающих проблемах полицейский обязан доложить не только в дежурную часть, но и командиру взвода, который контролирует охрану 12-13 объектов. В случае чего в течение 5-10 минут он подъедет на пост и окажет постовому помощь. Кроме того, в распоряжении сотрудников полка есть резервная группа, которая в случае необходимости оперативно реагирует на вызов.

С годами специфика происшествий сильно изменилась, - констатирует Иван Снежко. - Например, в 90-е годы после развала СССР было много перебежчиков, пытавшихся укрыться в иностранном государстве или передать в посольство информацию. Помню, как наш постовой задержал гражданина, который перекинул на территорию турецкой миссии рюкзак и пытался сам перелезть через забор. Сейчас мы больше сталкиваемся с различного рода акциями - реакцией людей на происходящие в мире события. Когда речь идёт о трагедиях, согласовываем с посольствами места для возложения цветов, устанавливаем барьеры для организации прохода. Одним из самых напряжённых объектов сегодня является посольство Таджикистана. После введения нормы о въезде граждан стран СНГ в Россию по заграничным паспортам посольство Таджикистана ежедневно посещают две-три тысячи человек в день.

Разумеется, инспекторы полка не просто охраняют территорию диппредставительства. Они зорко следят за происходящим на улицах города и всегда готовы прийти на помощь гражданам. Вот недавно инспектор службы лейтенант полиции Игорь Ильютченко дежурил у консульского отдела Республики Чили, когда его коллега - постовой соседнего посольства - Габонской Республики сообщил о произошедшем на его глазах ограблении. Полицейский передал по рации приметы преступника и направление его бегства. Не прошло и пяти минут, как Ильютченко обезоружил вооружённого преступника.

Владислав ГАЛЕНКО


14.07.2016

РОСА-Орел пишет:

Привет Всем! Только что вернулись из Ирака, наших погранцов видел только в Шереметьево, придирчивые откормленные и невменяемые, смотрели на нас как на жирных наемников..., но это отдельная тема...Наше посольство в Багдаде охраняют ребята из "заслона", нормальные парни из совершенно официальной структуры. Кстати об арабской вязи на снаряжении и экипировке - "руси" - Россия. Наша группа, на этот раз, работала в провинции Басра, на станции Наджибия...

Внутреннюю охрану посольств осуществляют сами россияне. Согласно законодательству России в "мероприятиях по обеспечению безопасности учреждений" и "дипломатических представительств за границей" участвуют Служба внешней разведки (СВР) , Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная пограничная служба (с 2003 г. в составе ФСБ) , а также Департамент безопасности МИД.
Департамент безопасности МИД выполняет:
координирующие и инспекционные функции,
а также обеспечивает посольство техническими средствами защиты общего назначения: бронированными автомобилями, аппаратурой сигнализации, камерами слежения и видеозаписи, системами допуска и контроля.
Представители ФСБ отвечают:
за охрану государственных секретов в рамках деятельности посольства. Это в частности включает в себя защиту связи и пресечение попыток внедрения прослушивающей аппаратуры (до 2003 г. эти функции выполняло Федеральное агентство правительственной связи).
Сотрудники пограничной службы ФСБ отвечают:
за обеспечение физической защиты посольства и его персонала.
И наконец самая важная роль в обеспечении безопасности диппредставительства, особенно в условиях военного времени, отводится
"Управлению К" внешней контрразведки СВР, доставшейся этой службе от Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР.

По свидетельству Виктора Буданова, бывшего начальника "Управления К" еще в 1984 году его служба имела секретны контакты с ЦРУ на предмет взаимодействия против захвата иностранных заложников шиитскими террористами в Ливане (газета Сегодня, февраль 2000 г.). В настоящее время, особенно в иракских условиях, внешняя контрразведка СВР отвечает за контрразведывательное обеспечение безопасности посольства и его сотрудников. Как и прежде, это включает в себя:
негласное сотрудничество с иностранными спецслужбами, но в первую очередь, ведение агентурной разведки среди населения, в частности сотрудников силовых структур, членов террористических группировок и деятелей духовенства, с целью выявления потенциальных угроз для посольства и его персонала. Любой выезд работников за пределы диппредставительства становится для сотрудников внешней контрразведки целой спецоперацией. С помощью местных информаторов, они обязаны не только иметь сведения о возможных акциях против дипломатов, но и заранее определить общую степень опасности по маршруту их передвижения. На этом основании, до выезда из посольства, представители внешней контрразведки готовят отчет по оперативной обстановке в районе предстоящей поездки. Они же участвуют в определении времени выезда и возвращения в посольство, а также маршрута передвижения. С учетом предоставляемой ими информации, может быть принято решение об отмене запланированного мероприятия.
Полная статья

Приказ МВД РФ от 26 мая 2008 г. N 460
"Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

В целях совершенствования деятельности подразделений по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации приказываю:

Утвердить прилагаемое Типовое положение о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Регистрационный N 11836

Подразделения органов внутренних дел РФ по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств входят в структуру милиции общественной безопасности. Они создаются по согласованию с Департаментом охраны общественного порядка МВД России при открытии в субъектах РФ дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, аккредитованных при МИД России.

Указанные подразделения находятся в оперативном подчинении начальников милиции общественной безопасности МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ. По своему структурному положению и штатному расписанию они делятся на отдельный взвод, отдельную роту, отдельный батальон и полк. Они

Основными задачами подразделений являются обеспечение охраны и безопасности представительств и консульств с целью их защиты от несанкционированного проникновения, противоправных действий и иных преступных посягательств, а также охрана общественного порядка на территории, непосредственно прилегающей к представительствам и консульствам.

Приказ МВД РФ от 26 мая 2008 г. N 460 "Об утверждении Типового положения о подразделениях по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации"


Регистрационный N 11836


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Наиболее надежным способом доставки дипломатической почты является ее пересылка в сопровождении дипломатического курьера. Дипломатические курьеры хотя и состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующих государств, но, как правило, не имеют дипломатических рангов и не входят в состав персонала представительств. Этим объясняется сравнительно небольшой объем иммунитетов дипломатических курьеров.

На практике, с одной стороны, существует тенденция предоставлять дипломатическим курьерам в основном те же иммунитета, которыми наделены дипломаты. Однако, с другой стороны, недостаточная урегулированность статуса дипломатических курьеров нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Много конфликтов возникает в связи с незапрещаемым Конвенцией личным досмотром дипкурьеров и их багажа при прохождении таможенного контроля. Возможность такого досмотра предусмотрена законодательством ряда стран.

Не урегулирован Конвенцией и на практике вопрос о возможности технического контроля дипломатических курьеров в аэропортах, который также предусматривается законодательством ряда государств.

В дипломатической практике встречаются случаи ограничения государствами пребывания свободы передвижения дипломатических курьеров, что не противоречит Конвенции, при условии, однако, что такие ограничения не препятствуют свободной доставке дипломатической почты. Вопросы статуса дипломатического курьера затрагиваются в проекте статей Дополнительного протокола.

В нем впервые регулируются вопросы назначения, документирования, гражданства дипломатического курьера, устанавливаются его функции, порядок прекращения функций, возможность объявления курьера персоной нон грата. Протокол предусматривает предоставление курьеру личной неприкосновенности, неприкосновенности временного жилого помещения, служебного иммунитета от уголовной, гражданской и административной юрисдикции, таможенного и налогового иммунитетов .

В ст. 17 ("Неприкосновенность временного жилого помещения") предусматривается, что, хотя "временное жилое помещение дипломатического курьера неприкосновенно", согласие дипломатического курьера на вступление в эти помещения местных властей "может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты" (п. 1).

В п. 3 этой же статьи устанавливается, что временное жилое помещение дипломатического курьера может быть подвергнуто досмотру или обыску при наличии "серьезных оснований предполагать, что в нем находятся предметы, обладание, импорт или экспорт которых запрещен законом или карантинными правилами"; "такой досмотр или обыск должен проводиться только в присутствии дипломатического курьера" и при условии, что не будет нарушена личная неприкосновенность курьера, неприкосновенность дипломатической почты, а также не будет задержки или препятствий в доставке дипломатической почты.

Положения о временном жилом помещении дипкурьера представляют новацию в дипломатическом праве, обусловленную главным образом стремлением сторон к законченному и всестороннему урегулированию статуса дипломатических курьеров, а не потребностями практики, поскольку на практике каких-либо инцидентов с временными жилыми помещениями, по существу, нет.

В ст. 18 ("Иммунитет от юрисдикции") проекта протокола устанавливается, что дипломатический курьер пользуется служебным иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания (п. 1 и п. 2).

В особых случаях представительство может поручить доставку документа одному из своих сотрудников с выдачей ему специального курьерского листа. Такой сотрудник рассматривается как дипкурьер "ad hok", т.е. имеющий временный характер, функции которого прекращаются с момента доставки документов по назначению .

Дипломатическая почта может также быть вверена командиру экипажа гражданского самолета. При этом он должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту. Однако он сам не считается дипломатическим курьером, что следует учитывать при формировании отправляемой с ним почты.

Усиление террористической деятельности в западных странах, в частности участившиеся в последние годы случаи захвата посольств террористами, похищения и убийства дипломатов, стали причиной создания многими государствами внутренней охраны в дипломатических и иных представительствах.

Принципиальное решение об утверждении внутренней охраны было принято американским конгрессом еще в 1932 году; с 1948 года в американских представительствах за рубежом несут постоянную охрану морские пехотинцы США. Численность подразделений морской пехоты в посольствах США в Лондоне и Париже достигает 35 человек .

В настоящее время внутренняя охрана создана в представительствах большинства государств. В последние годы выявилась тенденция к резкому усилению аккредитующими государствами режима безопасности в дипломатических представительствах, увеличению численности сотрудников внутренней охраны.

Общее руководство сотрудниками внутренней охраны осуществляют, как правило, офицеры безопасности дипломатических представительств. Внутренняя охрана обычно вооружена огнестрельным оружием, а в некоторых странах располагает даже тяжелым вооружением. Известно много прецедентов, когда внутренняя охрана применяла оружие при нападениях на дипломатические представительства.

Будучи первоначально созданной главным образом для защиты представительств от нападения террористов, на практике внутренняя охрана активно используется и для противодействия местным спецслужбам. Эта мысль была отчетливо выражена государственным секретарем США Д. Шульцем на слушаниях в сенатском комитете по разведке 23 апреля 1987 г., где он следующим образом сформулировал две главные задачи в усилиях по обеспечению безопасности американских представительств:

"- обеспечение физической безопасности наших представительств от насилия толпы, атак террористов и несанкционированного вторжения;

Обеспечение технической безопасности наших представительств и нашей коммуникационной сети .

В доктрине международного права вопросы, связанные с внутренней охраной, насколько это известно, никем не исследовались.

Действующими договорными нормами вопрос об организации и статусе внутренней охраны в дипломатических представительствах прямо не регулируется в силу того, что создание внутренней охраны - сравнительно новое явление в дипломатической практике.

В силу международного обычая дипломатические представительства пользуются привилегией на организацию внутренней жизни по своему усмотрению и в соответствии с традициями и обычаями своей страны. Ссылкой на эту привилегию можно объяснить и допустимость создания внутренней охраны в дипломатических представительствах, при условии, однако, что ее организация и деятельность будут связаны с сугубо внутренними делами представительства. Осуществление каких-либо охранных функций, выходящих за рамки организации внутренней жизни представительства, будет представлять собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, к каковым относится предусмотренное в п. 2 ст. 22 Конвенции выполнение "специальной обязанности" по обеспечению безопасности иностранных дипломатических представительств. Ссылка на указанную привилегию дает возможность лишь в самом общем виде обосновать правомерность существования внутренней охраны и определить сферу ее деятельности.

Важно отметить, что организация внутренней охраны в дипломатических представительствах стала в настоящее время широко распространенной практикой, которая почти не встречает возражений со стороны государств пребывания.

Аккредитующие государства нередко направляют сотрудников внутренней охраны открыто, прямо указывая в запросах на визы и в нотной переписке должности этих лиц. Более того, в нотной переписке иногда даже прямо указывается, какие функции выполняют те или иные сотрудники внутренней охраны. Многие государства пребывания, будучи, видимо, не в состоянии обеспечить необходимую защиту иностранных дипломатических представительств, сами выражают заинтересованность в организации внутренней охраны в этих представительствах .

В целом настоящий вопрос недостаточно урегулирован нормами международного права на современном этапе. Необходимо заключение многостороннего договора, который мог бы на основе существующей практики содержать следующие положения:

возможность учреждения внутренней охраны;

ее количественный состав (квота);

примерный объем ее компетенции (в пределах помещений представительства);

наличие оружия у сотрудников внутренней охраны (количества оружия, виды, порядок ввоза и регистрации, ношение лишь в пределах помещений представительства);

координация деятельности и организация сотрудничества внутренней охраны с местными правоохранительными органами.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча