24.09.2019

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей. Физиологические основы эмоции. Развитие эмоций у детей и подростков


Все люди на земле обладают самым обширным и понятным языком общения-эмоциями. Эмоции свойственны не только взрослым, но и детям. Даже у крохи, рожденного неделю назад вы можете уже обнаружить целый спектр эмоций: удовольствие, когда он посасывает мамину грудь, радость,когда слышит ее ласковый голос и разочарование, когда ему одиноко и сыро. Эмоциональное развитие зависит и от того, как проходили роды или беременность, какие были семейные взаимоотношения в вашей семье.


Поэтапное эмоциональное развитие у детей с рождения.

Если вы внимательно понаблюдаете за лицом крохи, то поймете, что он способен выражать свой интерес, чувства нежности и недоверия или непонимание.

Пытаетесь понять, что чувствует кроха? Наблюдайте, он вам даст понять это всем своим телом: движениями ручек и ножек, выражая это голосом или мимикой лица. Состояние, при котором ваш малыш начинает улыбаться - самое завораживающее зрелище собственного ребенка, которое только можно увидеть. Ни один родитель этого зрелища не может спокойно перенести. И каждый малыш обладает своими неповторимыми улыбками. Развитие эмоций у детей различается от одного ребенка к другому. Если ваши роды прошли легко и спокойно, без травм для матери и ребенка, то малыш начинает улыбаться сразу после рождения, хотя и неосознанно. Вы не задумывались о том, насколько полезна для крохи улыбка? Ведь в этом процессе участвует куча мышц лица, которые активизируют правую часть мозга способствуя развитию творческой направленности и интуитивных знаний малыша. А когда ваш малыш начинает улыбаться, то это происходит гораздо спокойнее и не так эмоционально, а следовательно, активизируется левая половина мозга, которая отвечает за логику и аналитику. А как стимулировать вашего малыша на улыбку, да просто- улыбайтесь сами.
Самое главное, что может выразить ваш малыш- это чувство сопереживания. Вы расстроены, кроха это чувствует; вы злитесь-он то же это поймет. Если малыш общается с несколькими взрослыми, то он от каждого берет понемногу и учиться сопереживанию каждому.

Не будьте слишком сдержаны, иначе кроха не научиться чувствовать и сочувствовать, ведь крохе неоткуда взять этот опыт. Эмоциональное развитие происходит постепенно, малыш учиться постепенно, начиная с более легких эмоций и постепенно приобретая более сложные эмоциональные проявления. В 10 лет эмоции малыша более или менее сформированы. Если вы с радостью ждали вашего малыша, легко родили кроху и после выражали ему свои позитивные эмоции, то он практически сразу становиться жизнерадостным, ведь в своей маленькой жизни, они получают огромное количество любви и нежности.
Некоторые мамы спят с ребенком, чтобы моментально чувствовать каждую потребность своего малыша, поэтому-то такие малыши и чувствуют себя в большей безопасности, они с большим интересом изучают все, что их окружает, более смелые и им все интересно.

Если вы желаете видеть своего ребенка более эмоциональным, чем вы. Напрягитесь и станьте сами более эмоционально отражать свою реакцию на все. Положительные эмоциональные проявления закрепляются, если вы постоянно будете показывать эмоциями свои чувства на своем лице. Вторите ему, и он начнет отражать ваши волнения. Малыши очень любят радовать мамочку своими достижениями и будут повторят это вновь и вновь. Иначе ваш малыш может вырасти сухим и черствым. До того, как ребенку исполниться год, он должен изучить все эмоции.

Воспитывая сына или дочку важно запомнить, что их необходимо воспитывать по-разному, к них разное восприятие действительности, ни все делают иначе. Многие родители интуитивно чувствуют разницу, воспитывая разнополых детей, используют разные эмоциональные проявления и мимику. Но не всегда это вызвано тонким чувствованием ребенка, порой поведение родителей продиктовано стереотипами, принятыми в культуре. Исследования показали, что даже совсем маленьких мальчиков родители наказывают и ругают сравнительно чаще, и гораздо реже берут на ручки. Все общение построено в повелительном наклонении, с указаниями и соответственно ожиданиями четких действий. При общении с девочками, родители чаще выражают чувства, применяя красочные прилагательные.

А к мальчикам более сухи и строги, поощряют мальчиков чаще только словом. А девочек, кроме добрых, светлых и ласковых слов еще и поцелуями, объятиями, поглаживанием по головке, маленькими подарками. Но ведь абсолютно всем малышам нужна ваша ласка, любовь и внимание. Обнимите своего маленького сыночка, прижмите и поцелуйте и вы получите огромную бурю эмоций.

По-разному дети реагируют и на оценку. Расскажите конкретно,что вы конкретно оценили в делах мальчика,для него это крайне весомо. Мальчик воспримет оценку, даже отрицательную, если она действительно имеет для него значение. Девочки, наоборот, способны воспринять любую оценку. Мальчики крайне быстро реагируют на все эмоции,но спустя несколько мгновений уже забудут обо всем. Слова - "молодец" подходит мальчикам, для девочек в качестве похвалы лучше использовать другие слова, имеющие более яркую эмоциональную окраску, например - "умница" и другие.

Мальчишки, чтобы не перегреться, просто отключаются, и эмоционально напряженная информация не доходит до их сознания. Поэтому, если собрались поругать мальчика за что-то, изложите все крайне коротко и конкретно, скажите, что вас не устраивает словами, причем красочно. Девочкам свойственно повторно переживать эмоции. Здесь-то эмоциональное развитие у малышей и различается по половому принципу.

Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребенка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе кото¬рых формируются основы социальных чувств.
Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства - моральные (в процессе игр, когда ребенок приучается подчинять свое поведение общим требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов и т. д.), эстетические (в процессе занятий музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием познавательных интересов и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада).
Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей, у них постепенно развивается уме¬ние владеть своими эмоциями, хотя самые младшие школьники еще не могут сдерживать проявление эмоций. Обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Неумением сдерживать свои эмоции объясняется также и возникновение у детей аффективных состояний, их склонность к крат-ковременным бурным проявлениям радости и горя. Правда, такие Эмоциональные состояния у младших школьников нестойки. Дети так же легко успокаиваются, как возбуждаются.
Возникновение эмоций у младших школьников связано с кон¬кретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и пережи¬вания - все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции. Всякого же рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, обычно не вызывают у них нужных эмоциональных откликов. Это важно учитывать и в учении: эмоционально окрашенные факты запоми¬наются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому эмоциональная приподнятость должна служить основой всякой воспитательной работы. Чем младше ребенок, тем это положение имеет большее значение.
Учение и коллективная деятельность способствуют развитию у детей высших чувств. У младшего школьника интенсивно форми¬руются такие моральные чувства, как чувство любви к Родине, со¬чувствие к угнетенным и ненависть к их угнетателям, чувство кол¬лективизма, товарищества. Выполнение определенных обязанно¬стей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллек¬тиве. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.
Особенность младшего школьного возраста та, что формиро¬вание нравственных чувств часто опережает знание ребенком норм морального поведения. Школьник не всегда может объяс¬нить, почему надо вести себя соответствующим образом в той или иной обстановке, но моральное чувство, сформировавшееся на основе предыдущего жизненного опыта, нередко правильно подсказывает ему, что такое хороший или дурной поступок. Поэтому при воспитании моральных чувств детей необходимо опираться на их практический опыт морального поведения, созда¬вать условия для расширения и обогащения этого опыта.
Что касается эстетических чувств, то у младших школьни¬ков они более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при восприятии художественных произведений. Рисуя, младшие школьники учатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно. Ребенок узнает, что сильное впе¬чатление производят одни сочетания цветов, например сочетание светло-зеленого с красным, а другие сочетания цветов выглядят мрачно, например сочетание черного с фиолетовым. Но при восприятии картины дети обращают внимание прежде всего на ее содержание и не видят других художественных достоинств.
При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются и углубляются эстетические пережива¬ния детей, им становится понятным и содержание некоторых музыкальных произведений. Например, учащиеся II класса на вопрос учителя, какая бывает музыка о героях, отвечали: «Торже¬ственная - это когда идут в наступление, когда какая-нибудь победа; веселая - когда бойцы освобождают паши города и поют песни; воинственная - когда идут в бой; грозная - когда разгорается бой; грустная - когда бойцы хоронят своего то¬варища».
Большие возможности для формирования эстетических чувств предоставляет знакомство с природой, особенно когда это соче¬тается с изучением произведений искусства (слушанием соответ¬ствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, рассмат¬риванием картин и репродукций и т. д.). Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит детей лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства.
Интеллектуальные чувства развиваются у Младших школьни¬ков постепенно. Начинается с удовольствия, которое испытывает школьник, размышляя над читаемым рассказом, с чувства удов¬летворения от выполненного задания, от удачного решения за¬дачи, потребовавшей значительного умственного напряжения. Интеллектуальные чувства у младших школьников, естественно, больше связаны с предметами, с наглядными образами и пред-ставлениями, чем с абстрактными мыслями и идеями.
В подростковом возрасте в связи с ростом самосознания и Солее высоким уровнем учебной и общественной деятельности создаются условия для существенного развития эмоционального отношения к действительности. Основная особенность - нара¬стание роли сознания в эмоциональных переживаниях и рост моральных чувств.
Важный момент в воспитании эмоций и чувств у школьников - необходимость научить их управлять чувствами, подчинять их разуму и воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой, упражнением. Путем упражнения развивается и совершенству¬ется у ребенка и чувство долга. Начинаются такие упражнения с малого: «Я должен сначала выучить урок, а потом идти гу¬лять». Это уже зачатки чувства долга.
Учитель должен стремиться к тому, чтобы ребята обогаща¬лись эмоциональными переживаниями, которые имеют положи¬тельное жизненное значение.
Упражнение чувств содействует формированию более совер¬шенных отношений человека к окружающему миру, природе и человеческому обществу.

Вопросы для повторения

1. Что такое эмоции и чувства, в чем их значение?
2. Чем вызываются эмоции человека?
3. Какие физиологические механизмы определяют протекание эмоций у человека?
4. Какая разница между настроениями и аффектами?
5. Что такое стрессы?
6. Охарактеризуйте высшие чувства человека.
7. В чем состоят особенности формирования эмоций и чувств у школь¬ников?
8. Как можно использовать литературу и искусство в формирования высших чувств у школьников?

Практические задания

1. Понаблюдайте у школьников проявления какого-либо одного чувство и опишите, как оно протекает.
2. Постарайтесь вызвать у детей чувство удовлетворения и радости от хорошо выполненной работы или удачно проведенной с ними игры. Опишите характер протекания чувств.

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции (крик, плач) выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша (голоден, болен, т.д.). Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Удовлетворение органических потребностей младенца снижает число отрицательных эмоций, однако чувство радости прямо не порождает. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода, наполняет жизнь ребенка разнообразными впечатлениями и проявляет к нему заботу и любовь. После третьей недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция - улыбка, она проявляется в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо . В 3 месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» - специфического поведения в отношении взрослого. Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, - это главное коммуникативное средство общения в довербальный (доречевой) период. Другого средства пока у него нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные переживания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздействовать на взрослого, даже научившись говорить. На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к ним. В атмосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, переживания глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости малыша. Дети способны реагировать на эмоциональные состояния, переживания близких людей и как бы «заражаются» ими (ссора у родителей вызывает у ребенка плач). В целом эмоции ребенка младенческого возраста очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение, и даже плач, который вновь переходит в радость. Расширение круга общения младенца, дифференциация своих и чужих, избирательность чувств приводит к формированию любви и симпатии к близким, которые впоследствии станут основой для развития товарищества, дружбы, гуманности, чувства долга и ответственности. Важным моментом в развитии эмоций и чувств выступает появление к концу первого года жизни ребенка чувства удивления, что говорит о зарождающейся высшей духовной потребности - познавательной . На первом и даже на втором году жизни дети часто, к удивлению взрослого, спокойно протягивают руки к собаке, трогают ее, пытаются схватить за хвост. Они еще не знают повадок зверей и поэтому не испытывают страха. Если животное зарычит или оцарапает ребенка, он в дальнейшем будет пугаться приближения собаки или любого другого животного. Следовательно, чувство страха является приобретенным , оно - результат личного опыта ребенка, возникший как условный рефлекс на раздражитель, получивший отрицательное подкрепление. Заметные изменения чувств происходят на 2-3 годах жизни . Они обусловлены двумя основными факторами: развитием самостоятельности детей в передвижении и действиях с предметами и вызванным этим расширением общения ребенка с людьми. Начиная со второй половины второго года жизни особенно ярко дети обнаруживают чувство радости и гордости от собственных достижений.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства или состояния. Их вызывает красивая музыка, ребенок радуется нарядному платью и много другое. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде переживания. Но очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное. На вором и третьем годах жизни изменяются и познавательные чувства детей. Удивление сменяется элементарной любознательностью . Освоение речи ведет и к осознанию ребенком некоторых переживаемых им чувств. Успех действий приносит ребенку радость и новое чувство самоутверждения, самооценки. Вместе с ростом самостоятельности и самосознания возникают и новые чувства: обиды, если кто-то обманул; чувство смущения, стыда; какие-то элементарные проявления зависти, если у другого есть то, что него нет. Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все их поведение. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и прочее) или после него они становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды, игрушек, долго не могут заснуть. В группе раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают другие. Отрицательные эмоции чаще всего вызывают : нарушение режима дня; неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания спать, умывания; недостаточно продолжительное и эмоциональное насыщенное общение со взрослым; отсутствие условий для самостоятельной игры; возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи; отсутствие единства требований к ребенку и рассогласования в приемах его воспитания. Эмоции во многом определяют поведение ребенка раннего возраста. Он действует, не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивами поведения, которые поэтому импульсивны (А. Н. Леонтьев). В тоже время в возрасте от года до трех лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере :

  • 1) эмоции и чувства освобождаются от ситуативности и могут быть связаны с теми объектами, которые не видят перед собой в данный момент;
  • 2) значительно обогащается содержание переживаний, поскольку для ребенка расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг общения;
  • 3) переживания ребенка перестают быть подражательными, у него все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.

Эмоции детей раннего возраста тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Ребенок переживает степень освоения действия, достигнутый результат. Таким образом, происходит дальнейшая социализация эмоций. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве.

К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки, радуется красивой одежде. Восторг вызывает все яркое и блестящее, но он учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от негармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Зарождаются новые нравственные чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. В тоже время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстников чувство симпатии, которое проявляется через сострадание, сочувствие. Под влиянием воздействий на малыша положительной и отрицательной оценки взрослого возникает чувство стыда, которое является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными и обобщенными. Слово помогает ребенку управлять своими эмоциями. Первые попытки сдержать свои чувства, например, внешнее их проявление - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Старший дошкольник в известной степени начинает контролировать выражение эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Вместе с тем, дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно. В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества.

Краткое содержание: Эмоциональный мир дошкольника. Эмоциональное развитие ребенка. Статьи по детской психологии.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти - семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6 процентов).

Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам.

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.

На протяжении дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный психологический факт.

Ребенок познает мир прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым, давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо "плотнее", чем наше.

Постигая что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те образы, которые у него уже сложились. Отвлеченные словесные рассуждения взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко.

В играх дошкольников предметы претерпевают удивительные превращения, и сам малыш будто по мановению волшебной палочки превращается в "капитана", "космонавта", "доктора". Постепенно становятся возможными игры, которые целиком происходят в воображении ребенка.

Шестилетний мальчик расставляет вокруг себя игрушки, ложится и тихо лежит целый час. Мать спрашивает: "Что ты делаешь? Ты заболел?" - "Нет, я играю". - "Как же ты играешь?"" - "Я на них смотрю и думаю, что с ними происходит".

Непосредственность поведения, живая игра чувств, яркость образов - составляют ли они силу или, напротив, слабость дошкольника? Любой однозначный ответ на этот вопрос, пусть и подкрепленный вескими доводами, привел бы нас к неправильным выводам.

Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту - слезы. Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Не умеет он таиться, как взрослый человек, - у малыша все на виду. Пятилетняя девочка спрашивает отца: "Когда ты что-нибудь теряешь, ну, галстук, книгу, ты плачешь?"" - "Нет, - отвечает отец, - я ищу и стараюсь найти". - "А я плачу". - "Разве это помогает найти?"" - "Нет, но слезы сами выскакивают".

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него разнообразные чувства: радость, гордость, обиду и т. д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра) пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся им и на персонажей художественных произведений - сказок, рассказов; он сочувствует несчастью Красной Шапочки немногим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду.

Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали ее дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения, вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребенок берет на себя роль героя.

"Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы "мать - дитя"".

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному стульчику, гневается на ударивший его (ребенка) камень.

Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха . Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Типичными являются случаи, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу. По их мнению, ребенку постоянно грозит опасность. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряжения, тревоги и страха.

Чувство страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающих страх, бывает необычное изменение знакомого лица (когда, например, лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т. д.).

От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит . Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки, которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становится длительная привязанность к сверстнику , хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы . При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатии друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям ("Вова знает много игр"; "С ним весело"; "Она добрая").

Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве - увеличение их "разумности", связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Развитие "разумности" чувств охватывает не только чувства, относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с собственным поведением ребенка.

Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в их знаниях. Они смеются над глупостью волка, одураченного хитрой лисой, над наивным Незнайкой, Мастером-ломастером и т. п. В шутках детей появляется скрытый смысл, попытки "поймать" собеседника на ответе, несоответствующем действительности. Так, шестилетний Андрюша спрашивает маму: "Мама, ложка потонет?" - "Конечно". - "А деревянная?"

Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство прекрасного , вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы, произведениями искусства. Для трех-четырехлетнего дошкольника красивое - это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений. Чем лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от трехлетнего, пяти-шестилетний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т. п. Во-вторых, он усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же касается всего богатства средств выражения чувств, то они имеют общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

Есть и еще одна, пожалуй, наиболее важная особенность эмоционального развития пяти-семилетнего ребенка: все его эмоциональные проявления становятся четким отражением поступков, которые в свою очередь имеют четкую выраженную мотивацию. Существовала, да и сейчас существует старая и исключительно правильная формула криминалистики: "ищи кому выгодно". Перефразируя это выражение, справедливым будет говорить в отношении ребенка: меняется настроение - ищи почему. Все эмоциональные проявления ребенка именно в этом возрасте становятся четко и обоснованно мотивированными.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного возраста. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний мальчик - чтобы помочь матери по хозяйству. И в том, и в другом случае - это эмоционально окрашенный поступок, однако эмоциональный ответ ребенка на оценку его поступка взрослым будет разным. В случае запрета взрослым трехлетний малыш просто огорчится - его оторвали от интересного занятия, шестилетний обидится - его неправильно поняли.

Можно выделить несколько видов мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на эмоциональную окраску поведения детей. Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые.

Другая группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, - мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый.

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и другими детьми. В отличие от трехлетнего ребенка, который может провоцировать (сознательно!) конфликтную ситуацию, просто чтобы, так сказать, посмотреть на результат (для него это тоже своего рода эксперимент!), ребенок возраста пяти - семи лет будет, не имея серьезной на то причины, любым образом конфликтных ситуаций избегать.

Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Более того, малышу важно не только понимать, чувствовать, что к нему хорошо относятся, но и слышать об этом, и связывать это хорошее отношение именно с собой как с личностью, а не только с позитивной оценкой поступка.

Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Особенно стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе. Мы уже выше немного затрагивали тему симпатий-антипатий, теперь же можем добавить, что ребенок в большинстве случаев, и в этом его огромное преимущество перед нами, взрослыми, достаточно прямо и открыто выражает свое отношение к другому, в этом отношении дети удивительно честны и искренни.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. И они, конечно, тоже теснейшим образом связаны с эмоциями. Исходный пункт этих мотивов - возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одно из проявлений стремления к самоутверждению - притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы. К концу дошкольного возраста преобладающим у детей становится вопрос "Почему?", и это один из самых эмоционально окрашенных вопросов, который является к тому же источником-акцептором эмоционального отношения к миру. Нередко дети не только спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести эксперимент. Постепенно под влиянием взрослых ребенок начинает все больше интересоваться окружающим, стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. К старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действия ребенка, начинает направлять его поведение. Старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают неудачи.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения (например, утверждение: "Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их"). К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в поступках литературных персонажей.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или салфеточку в подарок маме. Для этого нужно, чтобы дети хорошо представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок.

По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее, когда уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим (старшие дошкольники говорят: "Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним", "Я люблю маму, поэтому помогаю", "Чтобы помочь маме и все уметь"). По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют так, чтобы обеспечить успех всей команде.

Складывается иерархия мотивов : одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, и тут же он отнимает у него приглянувшуюся игрушку. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Появляется система, которую мы в дальнейшем будем называть эмоциональной характеристикой личности.

Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание стремления лично получать удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими может привести к серьезным нарушениям в поведении ребенка. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок не обязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов.

Важной особенностью эмоционального развития является также тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.

К шестому году, как правило, дети могут нормально взаимодействовать с окружающими по правилам, нормам. Определенный уровень уже пройденной социализации позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других. К шести-семи годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль. Но этот сложный процесс еще впереди, а пока симпатия и антипатия более значимы для малыша, чем нормы и правила.

Эмоциональное развитие в период от пяти до семи лет имеет и еще одну особенность, которая в конечном итоге будет определять всю систему реакций ребенка, а потом и подростка, и взрослого, и других людей. Эмоциональные реакции ребенка пяти - семи лет формируются, преломляясь через призму общения, связываясь всегда с ситуацией непосредственного взаимоотношения с другим человеком.

Эмоциональная коммуникативность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам и одновременно оценивать эти правила и нормы, соответствующим образом реагируя на них.

В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир , который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей - организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые: их поступки, взаимоотношения. При этом, конечно, важнейшей составляющей влияния взрослого на ребенка служит его, взрослого, собственная система эмоциональных реакций, оценок, характеристик.

Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями: наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе. Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами.

Решающий момент в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребенка людей, - та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно.

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать даже неодушевленные предметы. Прослушав историю о мальчике, который заблудился в лесу и был спасен крестьянином-дровосеком, ребенок пяти лет говорит. "Дядя хороший, он мальчика нашел, а лес плохой, он его заблудил". Прослушав ряд русских сказок об Иванушке-дурачке, шестилетний мальчик спросил: "Мамочка, дураки хорошие или плохие?"

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил.

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как "хорошему" и первичной идентификации со своим полом у ребенка появляется стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным. Позитивная сторона стремления быть признанным - пробуждающееся нравственное чувство, или совесть . Совесть выражается в житейских отношениях между людьми словом "должен". Чувство долженствования как высшее достижение духовной культуры человечества через воспитание становится достижением конкретной личности. Нравственное формирование личности организуют знания, которые получает ребенок, нравственные привычки поведения, которые он усваивает в процессе общения с окружающими людьми, эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с другими людьми.

На протяжении дошкольного возраста изменяется степень осознанности, с которой дети начинают выполнять правила поведения. Дети младшего и среднего дошкольного возраста привыкают выполнять правила и обнаруживают иногда даже чрезмерную "любовь к порядку", не соглашаясь с малейшим его нарушением. К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения. В этот период дети не только сами начинают подчиняться правилам, но и следят за их выполнением другими детьми.

Большое значение в усвоении образцов поведения и правил поведения имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.

Если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успехам и сопереживает неудачам, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений с взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.

Любовь другого и любовь к другому человеку для ребенка выступает как первейшая, острейшая потребность. Особое место занимает любовь ребенка к родителям. Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального благополучия. Ребенок нуждается в непосредственных проявлениях любви со стороны матери и старается всеми способами привлечь ее внимание. С отцом эмоциональные взаимоотношения, как правило, сложнее, но нередко и глубже, а главное - они не менее (а иногда и более) значимы. Это почти всегда сравнительные, оценочные отношения.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Положительные и отрицательные формы воздействия на ребенка должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения самого взрослого), а превратиться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок.

Уже не раз говорилось о том, какую важную роль в развитии личности ребенка-дошкольника играет влияние, оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверстниками. Эту потребность хорошо выразил шестилетний ребенок, который, возражая матери, предложившей заменить собой отсутствующего товарища, сказал: "Мне надо ребенков, а ты не ребенок". Заканчивая разговор об эмоциональном развитии ребенка пяти-шестилетнего возраста, еще раз хочется подчеркнуть, что именно в этой сфере будет лежать способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом "счастье".

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Развитие и особенности положительных эмоций у ребенка

Для младенцев положительные ощущения достигаются с помощью простого контактного взаимодействия, но с возрастом эмоциональная структура детей усложняется. Чем старше человек становится, тем он лучше контролирует свои эмоции. Дети же не способны скрывать своих истинных чувств, они не могут управлять своими эмоциями, которые неизбежно выплескиваются наружу. Источником переживаний для ребенка может явиться любой предмет, вызывающий интерес и непосредственно касающийся его. Благополучие относительно эмоционального состояния непосредственно влияет на развитие личности и правильных личностных качеств, вызывает ощущение защищенности, поэтому очень важно не только предотвратить появление условий для формирования отрицательных эмоций, но и создать благоприятные для положительных.

Положительные эмоции у детей

Взаимоотношения со своей семьей и чужими людьми оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие у детей. Ребенок остро чувствует ласку, доброту, и эти ощущения способствуют формированию позитивных чувств и эмоционального благополучия. На злость и критику по отношению к нему малыш отвечает той же монетой. Детям необходимо ощущать добрые намерения со стороны окружающих, также важно не только ощущать, но и слышать о них.

Так, ребенок должен связывать похвалу не только с положительной оценкой своего действия, но и со своей личностью.

Таким путем достигается эмоциональное благополучие, которое в свою очередь обеспечит веру в себя, свои возможности и высокую самооценку.

Детям для позитивных эмоций надо немного

Очень важно, чтобы малыш в полной мере ощущал себя нужным и любимым, чтобы он был объектом чьей-то любви и направлял свою любовь на кого-то, иначе он вырастет скупым в эмоциональном плане. Ответственность за младших детей в семье или за домашнего животного поспособствует формированию эмоциональной чуткости, способности к сопереживанию и отзывчивости.

Если ребенок будет самостоятельно отвечать за кого-то и проявлять заботу, то это создаст плодотворную почву для приобретения положительных качеств в его характере и поощрит их развитие.

Отрицательные эмоции зарождаются, как правило, из-за неправильного воспитательного подхода родителей. Одно из наиболее ярких негативных чувств – чувство страха – находит развитие в спектре переживаний ребенка непосредственно из-за неадекватного поведения взрослых и воспитания. Типичным примером является ситуация, когда родитель по любому поводу накручивает себя, считая, что его детям постоянно грозит опасность. Из-за этого ребенок находится в гнетущей атмосфере тревоги и напряжения. Однако у детей чувство страха может возникнуть и без участия взрослых, например, при столкновении ребенка с чем-то новым и неизведанным или заметное внешнее изменение знакомых ему взрослых.

Негативные эмоции портят характер ребенка

Существует другая форма страха, которая вызывает скорее положительные ощущения, нежели отрицательные. Страх за жизнь и благополучие близких людей влияет на развитие таких важных качеств, как сочувствие и сопереживание.

Основная проблема отрицательных эмоций ребенка состоит в том, что родители не понимают, как обеспечить ему развитие положительных. Частая ошибка родителей в стремлении порадовать своих детей – огромное количество различных подарков и игрушек. Это способствует тому, что ребенок перестает испытывать радость от получения новых игрушек и обладания ими, это кажется ему естественным процессом.

Из-за избытка подарков дети перестают их ценить, начинают относиться к ним небрежно, ведь в случае их поломки или утери родители все равно обеспечат их новыми.

Советы родителям о поведении с детьми

Этот неправильный подход со стороны родителей напрямую влияет на развитие безответственного отношения к вещам у ребенка, который не будет ценить то, что имеет и будет воспринимать все знаки внимания как должное. В будущем такое отношение распространится на чужие и общественные вещи. Небольшое количество игрушек вызывает много радости от их обладания, а ребенок бережет и ценит их. Впоследствии это формирует не только аккуратность и бережливость как личностные качества, но и прививает уважение к труду.

Особенности положительных эмоций, формирующихся в детстве

В этот период ребенок переживает интенсивное умственное развитие, познает окружающий мир и собственное я, учится отвечать за свои поступки, и поэтому чувства, испытанные им, становятся более разумными.

Занятия любимым творчеством вызывают позитивные эмоции

Начинает развиваться чувство прекрасного, которое порождают позитивные эмоции от созерцания явлений природы или произведений искусства. Трехлетнего ребенка восхищает блестящая игрушка, но уже к шести годам ребенок чувствует красоту в музыке и гармонии красок. Чем он старше, тем глубже познает окружающий мир, а, следовательно, причины, вызывающие у него чувство прекрасного, становятся более многогранными.

На протяжении этого периода чувства детей приобретают глубину, они могут проявлять настолько взрослые чувства, как искренняя забота и беспокойство о близких.

Также ребенок извлекает много позитивных ощущений из длительной дружбы и привязанности к сверстникам. На формирование дружбы влияют уже не внешние обстоятельства, а взаимная симпатия.

Общение с сверстниками вызывает много эмоций

Формируется чувство комического, напрямую влияющее на накопление положительных эмоций. Ребенок начинает находить недостатки в поведении людей, пытается подловить собеседника на ответе и находит это забавным.

Изменением подвергаются и внешние проявления эмоциональности - с возрастом ребенок все лучше контролирует свое выражение чувств, осваивает искусство мимики и жестов.

Формированию положительных эмоций наиболее продуктивно способствует организованная творческая деятельность, такая как рисование, лепка, аппликация.

С помощью занятий такого рода у ребенка появляется возможность не только выразить свои чувства и переживания, воплотить их в необычной форме, но и увидеть настроение других детей.

Дети очень гордятся результатами своего труда

Хорошо влияют на эмоциональное развитие и занятия музыкой, которые вызывают различные ассоциации, способствуют появлению новых чувств, связанных с восприятием музыки. Ребенок прочувствует спектр разных ощущений: радость от бодрого звучания марша, грусть от печальной мелодии. Труд очень важен для развития положительных эмоций, ведь когда малыш видит результат своей деятельности, то сразу испытывает эмоциональный подъем и удовлетворение от достигнутого. В процессе же деятельности он чувствует собственную общественную значимость, испытывает много радости от общения, одобрения взрослых и детей.

  1. У ребенка сформируется высокая самооценка и ощущение собственной значимости от ласки и повторяющихся знаков внимания в виде одобрения, поощрения. Слишком частое выражение недовольства ребенком и излишняя критика не только поспособствуют возникновению негативных ощущений, но и создадут почву для низкой самооценки.
  2. Просьбы, требования и упреки даже в строгой форме должны быть наполнены любовью, которую ребенок сможет почувствовать.
  3. Не следует оставлять ребенка одиночестве на время наказания, всегда нужно находиться рядом с ним, иначе наказание из воспитательной меры перерастет в угрозу для эмоционального благополучия.
  4. Никогда не стоит беседовать с ребенком с безразличным видом, нужно проявлять участие в его жизни и любых мелочах, составляющих ее.

А главное - любовь родителей!

Положительные эмоции наполнят вашу жизнь и жизнь ваших детей, если вы заведете свои позитивные ритуалы общения.

Источник:
Развитие и особенности положительных эмоций у ребенка
Развитие положительных эмоций у ребенка наиболее продуктивно вызывает поддержка родителей и окружающих, организованная творческая деятельность.
http://detki.guru/razvitie-rebenka/razvitie-polozhitelnyh-emotsij.html

Развитие эмоций

На базе врожденных реакций и инстинктивных схем у ребенка формируется и развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. В дальнейшем под влиянием усложняющихся социальных контактов формируются эмоциональные процессы.

Конечно самые ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями и особенностями:

— проявления удовольствия или неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п.,

— негативные эмоции страха и гнева.

Вначале эти проявления носят безусловный характер. Если взять в руки новорожденного ребенка и поднять его вверх, затем быстро опустить вниз, то можно увидеть, что ребенок весь сожмется, хотя он еще не имел в своей жизни опыта падения и — соответственно — воспоминаний о боли, которая может следовать за падением. Сжимание — инстинктивное реакция группирования, с тем чтобы получить минимум травм.

Первые проявления гнева также безусловны. Обычно они являются результатом сильного неудовольствия. Гнев — также имеет инстинктивное происхождение, по сути он является угрозой, предупреждением окружающим живым существам. Пусть малыш еще не способен никому причинить вреда, тем не менее его гневные интонации способны изменить поведение родителей, дать им сигнал, что что-то далеко не в порядке.

Дети довольно рано начинают понимать мимику других людей. Во многом это тоже носит инстинктивный характер. Для животных принципиально важно знать настроение другого животного. Ошибка может стоить жизни. Если животное не поймет угрожающую позу другого животного, то это закончится дракой с непредвиденным исходом. Ошибка другого рода — неумение распознать дружелюбное настроение. Существование союзника очень сильно облегчает борьбу за выживание. Поэтому у всех более-менее развитых животных заложено в инстинктах распознание враждебного, дружелюбного или нейтрального настроения.

В два-три года дети могут уже проявлять сострадание, сочувствие по отношению к другим людям, животным.

Большое значение в развитии эмоций имеет игра ребенка и его исследовательское поведение. В процессе такой деятельности ребенок сначала получает эмоции лишь от конечного результата, но постепенно у него получается получать удовольствие/неудовольствие и от самого процесса деятельности. Благодаря этому взаимопроникновению эмоций и деятельности первые обогащаются, становятся значительно разнообразнее. Также в игре оттачиваются заимствованные эмоции — те, которые раньше ребенок мог лишь наблюдать у других детей, взрослых (или в реальной жизни, или в фильмах). Так, например, к ребенку может прийти спортивный азарт или эмоции, связанные с самопожертвованием.

Эмоциональная сфера ребенка развивается и за счет развития умения предвосхищать удовольствие. Понимая, что скоро он может получить что-то приятное, ребенок приходит в хорошее настроение (то есть эмоции как бы «отпускаются в кредит»). Это тоже значительно разнообразит эмоциональную жизнь. Появляется эмоция разочарования (фрустрации): когда на смену положительным ожиданиям внезапно приходят неприятные результаты.

Со временем ребенок начинает осознавать роль воображения в возникновении эмоций. Оказывается, что просто воображая что-то можно испытать удовольствие или неудовольствие. В итоге ребенок начинает обильно фантазировать, воображая получение разного рода благ. Формируется даже своего рода зависимость от фантазий. Если в реальной жизни ребенок часто подвергается тем или иным психологическим травмам, он может совсем замкнуться, уйти в мир своих и заимствованных фантазий.

На формирование эмоций большое влияние оказывает окружение ребенка, представления этого окружения о допустимости или недопустимости тех или иных эмоций. Например, на мальчика может оказываться давление в стиле «мужчины не плачут». Сами по себе эмоции ярости, гнева обычно не приветствуются. Под влиянием окружения ребенок учится контролировать и управлять собственными эмоциями.

Большое значение для развития личности имеют эмоции, связанные с достижением. Чем раньше ребенок испытает удовольствие от того, что сам поставил какую-то сложную цель, сам ее добился, приложив изрядно усилий, тем конструктивнее его будет развитие в целом. Ранний опыт самостоятельных достижений закладывает на всю жизнь высокий уровень мотивации достижения. Поэтому любой, даже самый строгий, родитель должен оставлять своему ребенку хотя бы маленькую лазейку для проявления самостоятельности.

Стиль воспитания вообще оказывает очень большое влияние на структуру эмоций подрастающего человека. В семьях, где принято довольно жестко наказывать за проступки, чаще вырастают дети, склонные к внезапным всплескам агрессии, ярости, гнева. В семьях, где наказания вообще не применяются, чаще вырастают дети, слабо контролирующие свои эмоции и поведение в целом, склонные к сугубо гедонистическому образу мыслей и действий.

Огромное влияние на формирование эмоций имеет усваиваемая система ценностей, этические принципы (что такое хорошо и что такое плохо). С одной стороны эмоции обогащаются за счет того, что появляются эмоции и чувства, связанные с пониманием долга, ответственности, взаимопомощи, сострадания и т.д. С другой стороны ребенок понимает, что некоторые эмоции (например обиды или зависти) сами по себе — это плохо. Просто переживая обиду или зависть, желая зла кому-то, можно тем самым совершать плохой поступок. Характер долга носит для ребенка весьма смутный характер. В своем воображении он проигрывает разные сценарии, в некоторых он поступает плохо, после чего наступает какое-то смутное возмездие. Несмотря на эту смутность, а где-то и благодаря ей, ребенок испытывает страх.

Эмоции развиваются и за счет появления эстетических чувств. Прослушивание музыки, наблюдение красивых вещей и людей с одной стороны развивает вкус к прекрасному, а с другой — обогащает эмоциональный мир ребенка. В созерцании прекрасного ребенок понимает, что удовольствие не всегда связана с очевидным (едой, питьем, забавными играми), но в нем может быть элемент загадочности.

Уже с детского сада у ребенка начинают формироваться эмоции, связанные с социальным статусом его семьи. Материальное благополучие, полная или не полная семья, должности родителей и их образ жизни — все это может быть как предметом гордости, так и стыда. В значительной мере это сказывается на формировании самооценки ребенка. При этом любые изменения в самооценке — как в большую, так и в меньшую сторону — сопровождаются выплеском эмоций, положительных или отрицательных. Сила подобных эмоций может определить характер человека, особенности его эмоциональной сферы на всю жизнь.

С приходом ребенка в школу активно развиваются когнитивные эмоции. У ребенка появляются любимые и нелюбимые школьные предметы. Радость познания может быть эпизодической, но может целиком поглотить ребенка. Успехи в обучении также очень сильно влияют на самооценку ребенка.

Источник:
Развитие эмоций
На базе врожденных реакций и инстинктивных схем у ребенка формируется и развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. В дальнейшем под влиянием усложняющихся социальных
http://azps.ru/articles/cmmn/razvitie_emociy.html

Развитие эмоций и чувств

Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Под влиянием усложняющихся контактов формируются эмоциональные процессы. Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями.

У детей также очень рано проявляются сочувствие и сострадание. Так, двухлетний ребенок может плакать, когда ему показывают плачущего человека. Некоторые трехлетние дети чутко реагируют, когда обижают животных.

Положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно, через игру. Исследования К. Бюлера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается от радости до удовольствия в момент получения результата в процессе игры, у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия.

С формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Первые представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», связаны с личными интересами как самого ребенка, так и других людей. К началу школьного обучения у детей отмечается высокий уровень контроля за своим поведением, тесно связанный с развитием нравственных чувств (чувство ответственности, стыда).

Эстетические чувства начинают формироваться достаточно рано, источником их развития являются занятия рисованием, пением, музыкой, посещение театров, картинных галерей, концертов. Однако дошкольники и учащиеся младших классов в ряде случаев еще не могут должным образом оценить художественные произведения.

В школьном возрасте меняются жизненные идеалы, появляются новые источники проявления чувств. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их носителя. Такое развитие может проходить в трех направлениях:
1) при включении в эмоциональную сферу переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей;
2) в повышении уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств;
3) при постепенном включении в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча