10.10.2019

Религиозный. Священные места


July 22nd, 2016

“Четыре великих святых места буддизма связаны с рождением Будды Шакьямуни, достижением Просветления, первым поворотом Колеса учения и уходом в Паринирвану. Земля, где родился Будда, раньше принадлежала Индии, но если мы посмотрим на современную карту мира, то увидим, что сейчас она находится в Непале, однако сохранила старое название Лумбини.

Королевский дворец царя Шуддходаны - отца Будды Гаутамы - находился в городе Капилавасту, относительно месторасположения которого существуют споры: некоторые утверждают, что настоящее Капилавасту - в Индии, другие считают, что в Непале. Почему же все-таки существует два Капилавасту и два мнения на этот счет? Согласно одной истории давным-давно этот город находился на территории Индии и принадлежал роду Шакья. Но в результате войны многие выходцы из знаменитого рода погибли, а часть оставшихся в живых вынуждена была бежать в Непал, где основала второй город под названием Капилавасту.

Через двести лет после ухода Будды Шакьямуни в Паринирвану родился император Ашока, который установил во всех святых местах каменные колонны. Современный Лумбини соответствует историческому месту рождения Будды, и границы города точно определены. Если вы купите билет, войдете в заповедную зону Лумбини, окруженную охранными стенами, и пройдете чуть ниже, то увидите застекленное помещение, внутри которого находилось дерево Бодхи: говорят, что оно возникло чудесным образом на месте рождения Будды. Однако это дерево в свое время было продано непальцами японцам за очень большие деньги.

Если говорить о таком чудесном деянии Будды Шакьямуни, как его рождение, то нужно упомянуть королеву Махамайу - супругу царя Шуддходаны, отца Будды Сиддхартхи. Когда она была беременна Сиддхартхой, то попросила своего мужа позволить ей отправиться в гости к своему отцу. После разрешения Шуддходаны она на повозке отправилась по дороге из города Капилавасту в Лумбини - отцовское владение. Преодолев довольно длинный путь, Махамайя захотела отдохнуть и прогуляться в красивом парке. Там королева неожиданно ухватилась руками за ветки дерева, и Будда родился из ее правого бока.

Следующее место, связанное с жизнью Будды, а точнее с достижением им Просветления, зовется Бодхгая. Рядом с ним есть святое местечко Шесть лет аскезы, название которого говорит само за себя: там Будда совершил еще одно свое чудесное деяние - провел шесть лет аскетической жизни в джунглях, которые помогли осознать ему истину Срединного пути.

Родители были очень обеспокоены тем, что их сын решил заняться аскетическими практиками, отречься от мирской жизни и встать на путь монаха. В течение шести лет они направляли сотни своих подданных и родственников, чтобы те помогали Будде выживать в лесу. В результате возле Будды Гаутамы собралось много посланных его родителями людей, которые присоединись к аскетическим практикам своего молодого хозяина.

История гласит, что из более двухсот подданных, направленных отцом, и двухсот пятидесяти, отправленных матерью, с Буддой осталось только пять человек, которые стали его учениками; остальные вернулись домой. Изнуряя себя голодом в течение шести лет, шестеро аскетов довели себя до истощения: они постоянно уменьшали количество принимаемой пищи, и их тела стали невероятно сухими. Вы, наверное, видели статуи и изображения Будды, отражающие этот период. Ожидаемые результаты не приходили: спустя шесть лет Будда понял, что если он и дальше будет отказываться от пищи, изнемогать от телесных страданий, то не сможет достичь состояния Будды, потому что для этого необходима телесная сила. Он отверг аскетический путь как неверный и осознал, что истина находится посередине, что не нужно впадать в крайности, что еда и одежда способны помочь на духовном пути. Будда вошел в реку Нирагьяна, которая раньше была полноводной, но сейчас обмелела, омыл свое тело и принял пищу. Когда другие ученики увидели, что Будда ест и купается, то стали упрекать его в предательстве, в отказе от практики. Но тем не менее Будда твердо осознал принцип Срединного пути. Позже пятеро учеников признали правильность суждений Будды и последовали за ним.

Благодаря аскетической практике Будда подошел к состоянию Просветления и вечером одного из дней прибыл в Бодхгаю, сел под деревом Бодхи на траву куша. Духи различных классов, обеспокоенные тем, что Будда близок к Просветлению, пытались чинить ему препятствия, однако в этот же день, в первую треть ночи он сумел одержать победу над вредоносными демонами. Затем он вошел в состояние медитативного сосредоточения - самадхи и на рассвете следующего дня, когда только начинает светать и можно разглядеть узор на ладони, достиг состояния Просветления. Мы до сих пор отмечаем этот день, это чудесное деяние как большой буддийский праздник.

Те ученики, которые не стали следовать за Буддой после совместной аскетической жизни, увидев идущего вдали Будду Гаутаму, решили, что не станут проявлять к нему уважение как к своему учителю. Однако когда он, уже обладающий всеми признаками Просветленного существа, подошел к ним, и они увидели невероятное сияние, исходящее от его тела с золотым отливом, то начали вставать и делать поклоны. Во время этой встречи Будда сказал, что открыл учение, которое позволяет избавиться от страданий.

В Бодхгае рядом друг с другом находятся дерево Бодхи и очень высокая ступа, олицетворяющая собой достижение Буддой состояния Просветления , по четырем сторонам окруженная более маленькими ступами. Существуют разные версии относительно того, когда она была установлена. Известно, что еще при жизни Будды в Бодхгае была маленькая ступа, Будда сам видел ее. Есть и другая версия о том, что эта величественная ступа была установлена позже царем Ашокой и не была такой высокой, как сейчас. Однако затем из поколения в поколение буддийские цари делали ее все выше и выше, и она стала такой, какой мы видим ее в настоящее время.

Пройдя во внутреннее помещение ступы, вы увидите статую Будды Шакьямуни, а также темный каменный квадрат со старинными узорами. История этого камня связана с известным буддийским археологом, который, проводя в этом месте раскопки, обнаружил, что под ним находится еще один камень, а под ним и другие пласты, относящиеся к разным историческим датам. Там же он нашел кувшин со старинными золотыми монетами, которые датировались примерно 2-3 столетием, и различные предметы времен до прихода императора Ашоки. Раскопки показали, что история этой ступы очень древняя.

Каковы же были следующие действия Пробужденного, нашедшего «нектар учения, который может освободить от страдания и привести к освобождению»? Не сразу Будда решился отрыть его людям, думая, что постигнутое им учение вряд ли кто-то сможет понять: настолько оно обширно и глубоко. В течение семи недель Будда пребывал в молчании, но важно упомянуть, что в этот период он посещал различные места, находящиеся в Бодхгае.

С просьбой даровать учение для блага всех живых существ к Будде обратились божества Индра и Брахма: Брахма поднес Просветленному золотое тысячеспицевое колесо, а Индра - белую раковину. При первом Повороте Колеса учения, а точнее проповеди о Четырех благородных истинах, присутствовало множество живых существ, однако пять ближайших учеников Будды были основными слушателями. Это деяние Будды произошло в городе Варанаси, в местечке Сарнатх.

На самом деле у этих пяти учеников были очень сильные связи с Буддой. Скорее всего в прошлых жизнях они уже слушали его учение. Один из них по имени Каутеная, присутствуя на учении о Четырех благородных истинах, достиг состояния видения. Ученики внимали Будде, пока он давал это учение разными способами, и постепенно все ученики проходили различные стадии реализаций. В результате все они достигли состояния архатства, и их одежды сами собой превратилась в монашеские рясы шафранового цвета.

После того, как Будда Шакьямуни прочел первую проповедь, сформировалось три колесницы - шраваков, пратьекабудд и Бодхисаттв. В практике всех трех колесниц занимаются реализацией учения о пустоте - очень глубокого и сложного для понимания, но необходимого для тех, кто стремится стать архатом или Буддой. Что же отличает колесницу Махаяны или колесницу Бодхисаттв от колесницы Хинаяны? Учение о бодхичитте.

В Сарнатхе находится очень известная старинная ступа, на месте которой, согласно одной из версий, первоначально находилась небольшая ступа, которая со временем надстраивалась с приходом власти все новых и новых царей. Если вы посетите это место, то заметите колонну, установленную императором Ашокой, а вокруг ступы, справа и слева, очень много старинных монастырей и храмов. Самый старинный из них, служащий центром этого святого места в Сарнатхе, вы можете узнать по количеству золотых пластин, которые привозят многочисленные паломники и делают ими подношения, наклеивая на стены. Развалины этого храма хранят подлинную историю жизни Будды. Недалеко стоит шриланкийский храм Махабодхи, основанный Анукрикой Дхармапалой. В нем хранится одна из реликвий Будды Шакьямуни.

Место, где Будда достиг Паринирваны, называется Кушинагар. Здесь также много храмов и ступ.

Помимо эти основных перечисленных мною святых мест, есть и другие, такие, как например, местечко Раджгир возле Бодхгаи, где находится Гора коршунов: здесь Будда вскоре после Пробуждения провел около четырех или пяти лет и даровал учение Праджняпарамиты. Здесь же - бамбуковая роща, которая была поднесена Будде королем Зунчен Нингпо. В этом красивом месте когда-то был горячий источник.

Еще одна святыня - большой монастырский университет Наланда , существовавший тысячелетие тому назад. Его руины покоятся неподалеку от Бодхгаи. В те времена существовало три крупных университета, дающих образование по всем аспектам буддийского учения. Наланда особенно выделялся среди них. Чем же он был знаменит? Воспитанники Наланды получали образование с точки зрения всех философских школ - Вайбхашики, Саутрантики, Читтаматры, Мадхьямики; здесь также давались знания по Тантре. Все, что составляет учение Будды, было включено в программу этого монастырского комплекса, и каждый мог получить образование в соответствии со своим желанием. Более того, преподаватели разъясняли и небуддийские труды, а также обучали ремеслам и наукам, таким как грамматика, метафизика и другим. Когда человек выпускался из Наланды, он получал статус пандита - мудреца или того, кто имеет обширные знания. Важно отметить, что в Наланде были знатоки, которые пользовались уважением и со стороны небуддистов.

Мотивация, с которой необходимо ехать в Индию, должна быть схвачена с Бодхичиттой, однако породить ее очень сложно, потому что когда мы говорим о Бодхичитте, то, прежде всего, подразумеваем приоритет счастья других живых существ перед нашим собственным. В каждом из нас присутствует себялюбие: мы всячески заботимся о себе, добиваемся личного счастья и очень сильно любим себя. Бодхисаттве же - существу, практикующему Бодхичитту, присуща замена установки заботы о себе на установку заботы о другом.

Если мы породим Бодхичитту, то станем Бодхисаттвами, но еще не достигнем полного состояния Пробуждения: необходима еще и мудрость, которая в буддизме связана с прямым постижением пустоты. Мудрость бессамостности - это то, что помогает нам освобождаться от двух видов завес - завес к омрачениям и завес к всеведению.

Я думаю, что тем людям, которые отправятся в паломничество, полезно было бы иметь в качестве мотивации Бодхичитту, устремленность к Просветлению; немаловажно и понимание того, что Будда - это необычная, святая личность. Паломники должны знать, что они встречаются с местами, связанными с жизнью самого Будды Шакьямуни. Поэтому необходимо порождать в своем сердце очень чистую веру, начитывать молитву кьябдо - Прибежище, молиться о том, чтобы достичь состояния Просветления ради блага всех живых существ. Почему это так важно? Существует два вида благословения: первый - когда личность благословляет место (в данном случае это Будда) и второй - когда место благословляет человека, приезжающего в эти места. Поэтому так важно молиться.

Я хочу от всего сердца поблагодарить тех людей, которые будут совершать паломничество. На самом деле, я думаю, что они имеют очень благие кармические отпечатки, созданные в прошлых жизнях. Благодаря этим кармическим отпечаткам у них появилась возможность совершить паломничество. Я также хочу сказать, что у вас есть возможность встретиться с самим Его Святейшеством Далай-ламой, послушать учение из его уст, накопить добродетели. Со своей стороны я буду молиться о том, чтобы из жизни в жизнь вы следовали этому чистому пути и не становились на ложный путь. Пусть удача вам сопутствует всегда, и пусть вы продолжаете практику буддийского учения и в последующих жизнях. Я буду молиться об этом. Спасибо”.

Перевод: Хонгр Эльбиков

Фото: настенные росписи калмыцкого хурула “Гедден Щуддуб Чойкорлинг” (”Святая обитель теории и практики школы Гелуг”)

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Буддизм в наше время настолько распространен, что, наверное, в любом уголке нашей планеты найдется человек, который если не исповедует его, то хотя бы явно интересуется им. Эта статья расскажет, в каких странах исповедуют буддизм, а также поведает о его особенностях в зависимости от расположения на карте и национального менталитета.

Буддизм на карте мира

Самая старая из мировых религий появилась еще в середине первого тысячелетия до н.э. За это время она успела укорениться у своих истоков – в Индии, ослабнуть из-за появления там индуизма, «растечься» по всей Азии и донести свои знания, как ручейки, до многих государств в мире.

Еще в IV веке дошел до Кореи. К VI столетию он достиг Японии, а в VII – ворвался в Тибет, где превратился в особое направление философской мысли. Острова Юго-Восточной Азии буддизм покорял постепенно – примерно со II века, и к началу второго тысячелетия получил широкое распространение.

«Взятие» Монголии этой религией длилось долгие века – с VIII по XVI вв., а уже оттуда к XVIII веку она достигла границы России в лице Бурятии и Тувы. В последние два столетия буддийское учение преодолело десятки тысяч километров и заинтересовало жителей Европы и Америки.

Сегодня буддизм стал государственной религией Таиланда, Камбоджи, Бутана и Лаоса. Он во многом затронул жизни людей из большинства стран Азии. По количеству последователей можно составить рейтинг стран:

  1. Китай
  2. Таиланд
  3. Вьетнам
  4. Мьянма
  5. Тибет
  6. Шри-Ланка
  7. Южная Корея
  8. Тайвань
  9. Камбоджа
  10. Япония
  11. Индия

Помимо этого, последователей Будды много в Бутане, Сингапуре, Малайзии, Бангладеш, Пакистане, Индонезии.

Что любопытно, в каждой стране буддизм принимал свои, не похожие на другие, очертания, появлялись все новые формы этой философии, направления мысли. Это объяснялось народными особенностями, существовавшими там ранее религиями, культурными традициями.


В Европе буддизм распространялся в наиболее крупных и могущественных странах. Здесь еще в начале XX в. появились первые буддийские организации: Германия (1903), Великобритания (1907), Франция (1929). А сегодня в США по числу последователей буддизм может похвастаться почетным четвертым местом, следуя за христианством, иудаизмом и атеизмом.

Существует Всемирное Братство Буддистов, целью которого является распространение и поддержка буддийской мысли в мире. В него входит 98 центров из 37 государств. Местом для штаб-квартиры этой организации выбран Таиланд.

Топ буддийских стран

Даже ученым сложно сказать, сколько буддистов живет на планете. Кто-то называет «скромные» цифры в 500 миллионов, а кто-то говорит, что их количество колеблется от 600 миллионов до 1,3 миллиардов. Все эти люди родом из десятков разных стран. Это было сложно, но мы составили список самых интересных стран-«буддистов».

Индия

Индия открывает этот список благодаря своему статусу родины буддизма. Два с половиной тысячелетия тому назад на северо-востоке этой страны появился принц Сиддхартха Гаутама, и сейчас эти места — сами по себе святыни. Многие буддисты совершают паломничества сюда и будто возвращаются в прошлое.


Здесь, в месте под названием Бодх-Гай с его храмом Махабодхи – Сиддхартха понял, что такое просветление. Вот город Сарнатх – Будда прочитал первую проповедь. Дальше – Кушинагар – и святой достиг полной нирваны. Однако сегодня среди верующего населения Индии доля буддистов составляет меньше одного процента.

Таиланд

Каждый, кто был в Таиланде, знает, какая в стране распространена религия больше всего и как сильно тайцы ее любят. Буддистских , статуй и прочей атрибутики в этой экзотической стране не перечесть.

Буддизм здесь принят как государственная религия. Согласно Конституции, король в обязательном порядке должен быть буддистом.


Тайское направление этой философской мысли еще именуют как «южный буддизм». На уклад жизни людей очень влияет сильная вера в законы кармы. Мужчины обязаны проходить через монашество. В столице – Бангкоке – созданы специальные буддийские университеты.

Шри-Ланка

Легенды гласят, что Будда самолично приплыл на бывший Цейлон для изгнания недобрых духов. Так он зародил здесь новую религию, которую сейчас исповедует больше 60% населения. Даже нынешние достопримечательности и культурные памятники имеют религиозный подтекст.


Вьетнам

Во Вьетнаме правит социализм, и формально главной религией в стране считается ее отсутствие – атеизм. Но среди вероисповеданий буддизм стоит на первом месте: примерно одна десятая 94-миллионного населения так или иначе признает учение махаяны. Сторонники встречаются на юге и насчитывают десятки тысяч.


Тайвань

Основная религия Тайваня – буддизм, его исповедует около 90% населения острова. Но это учение больше похоже на симбиоз с и даосизмом. Если говорить о строгом буддизме, то его придерживается 7-15% людей. Самая интересная особенность тайваньского направления мысли – это отношение к питанию, а именно вегетарианство.


Камбоджа

Историю буддизма в Камбодже можно назвать по-настоящему трагической. Но, забегая вперед, можно сказать, что все закончилось хорошо.

В стране насчитывалось больше трех тысяч буддистских храмов, пока к власти не пришел политический деятель Пол Пот и не устроил «культурную революцию». Ее результатом стало причисление монахов к низшему классу и их последующие репрессии и уничтожение. Немногим из них суждено было спастись.


После того, как была создана Республика Кампучия, все силы властей были брошены на восстановление буддийской религиозной мысли среди населения. В 1989 году она была признана государственной религией.

Китай

В Китае – один из компонентов, наряду с конфуцианством и даосизмом, так называемого Сань Цзяо – «трех религий» – на котором держатся религиозные взгляды китайцев.

В начале 90-х годов прошлого века наблюдался конфликт власти с тибетским буддизмом, который она хотела подавить, занявшись «патриотическим воспитанием» монахов. Сегодня государственные структуры Китая жестко контролируют деятельность религиозных организаций, в том числе и буддистских.


Мьянма

Абсолютное большинство, а именно 90% жителей Мьянмы считают себя буддистами. Это такие народности, как бирманцы, моны, араканцы, и их можно отнести к нескольким школам тхеравады.

Буддийские идеи бирманцев – последователей этих школ – смешиваются с существовавшим ранее культом духов. Махаяну поддерживают в основном китайцы, живущие в Мьянме.


Тибет

Буддизм пришел в Тибет из Индии, и, вобрав в себя идеи и традиции древней тибетской религии бон, прочно укоренился здесь, став основной религией страны. Три основные школы — Гелуг, Кагью и Ньингма — считаются самыми влиятельными.

В середине XX века страну захватил Китай, начались гонения на монахов, многие храмы и монастыри были разорены оккупантами, а Далай-лама XIV со своими сторонниками вынужден был бежать в Индию.

Тем не менее, тибетцы, как живущие на родине, так и бежавшие от китайских властей за границу, бережно хранят и поддерживают буддийские традиции и образ жизни.


Япония

Японский буддизм охватывает большую часть жителей, но он делится на огромное количество направлений и течений. Одни из них взяли в основу буддийскую философию, вторые – чтение мантр, третьи – медитативные практики.

Переплетаясь между собой, они образовывали все новые школы, которые пользуются успехом среди разных слоев населения. Их все можно условно разделить на две группы: классические школы и необуддизм.


Именно японские проповедники, изучающие буддийское учение, наиболее активно несут эти знания в «небуддистский» мир, в первую очередь в Европу и Америку.

Россия

Даже в России идеи буддизма хорошо знакомы, а в таких национальных республиках, как Калмыкия, Бурятия, Тува они и вовсе почти полностью завладели умами людей.

Большинство относится к тибетским школам гелуг и карма кагью. В самых крупных городах – в Москве, Санкт-Петербурге – давно существуют общины буддистов.


Заключение

Буддийское учение за долгие века своего существования полностью изменило сознание евразийского общества. И с каждым днем эта философия расширяет свои границы, в первую очередь – в умах людей.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, будем искать истину вместе.


Буддизм - религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна, «малая колесница») буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны («большая колесница»), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению «истинной реальности».

Буддизм был единственной мировой религией, получившей широкое распространение в Китае (ни христианство, ни ислам никогда не были там популярны, оставаясь достоянием лишь незначительного меньшинства). Однако специфические условия Китая и характерные черты самого буддизма с его структурной рыхлостью не позволили этой религии, как и религиозному даосизму, приобрести преобладающее идейное влияние в стране. Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял свое место в гигантской системе религиозного синкретизма, которая сложилась в средневековом Китае во главе с конфуцианством.

Гиганские Будды и Первый буддийский храм в Китае

108 метровая Буддистская статуя , расположена в самой маленькой провинции Китайской народной республики Хайнянь, на южном побережье страны.


71 метровая статуя Будды была высечена в скале во времена правления империи Тан в Лешане(Leshan).

Эмэйшань — горы в провинции Сычуань. Эмэйшань наряду с Путошань, Утайшань и Цзюхуашань является одной из четырёх священных гор китайских буддистов (3077 м над уровнем моря). Бодхисаттвой этой горы считается Самантабхадра, называемый по китайски Пусянь-пуса. По преданию он улетел с вершины Эмейшаня на своём белом трёхголовом слоне. С тех пор гора рассматривается как место его вечного пребывания. В первом веке нашей эры на горе был построен первый буддистский храм Китая. В Ваньняньсы, буквально «Храм десяти тысяч лет»), самом старом из ныне сохранившихся на горе храмов (реконструированном в девятом веке), находится статую Бодхисаттвы Самантабхадра на своём слоне, также примерно IX-X века.


С буддизмом связано в истории Китая очень многое, в том числе и, казалось бы, специфически китайское. Вот, например, легенда о возникновении чая и чаепития. Чань-буддисты в состоянии медитации должны были уметь бодрствовать, оставаясь неподвижными, в течение долгих часов. При этом уснуть в таком состоянии прострации считалось недопустимым, постыдным. Но однажды знаменитый патриарх Бодхидхарма во время медитации уснул. Проснувшись, он в гневе отрезал свои ресницы. Упавшие на землю ресницы дали ростки чайного куста, из листьев которого и стали затем готовить бодрящий напиток. Конечно, это лишь легенда. Однако фактом остается то, что искусство чаепития действительно впервые возникло в буддийских монастырях, где чай использовался как бодрящее средство, а затем чаепитие стало национальным обычаем китайцев.

Буддийские божества

Искусство круглой скульптуры было известно в Китае задолго до буддизма. Однако именно индо-буддийская скульптура, генетически восходящая к эллинисти-ческо-кушанскому прототипу, с характерными для будд, бодисатв и буддийских святых канонами изображений, поз и жестов завоевала популярность и получила наибольшее распространение в Китае. В каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, техника изготовления и оформления которых так или иначе восходит к индо-буддийской. Вместе с буддизмом пришла в Китай и практика скульптурного изображения льва - животного, которое в Китае до буддизма практически не было известно.Далее вашему вниманию предлагаю посмотреть антикварные буддийские божества из бронзы,дерева, позолоченные и инкрустированные драгоценными камнями.

Число приверженцев этого учения растет с каждым годом во всем мире. И конечно, чтобы почувствовать дух буддизма, нужно посетить святые места буддистов, ощутить их энергетику, для чего многие буддисты и отправляются в паломничество по буддийским местам. Такие святые места есть в разных странах: прежде всего в Индии и Тибете, но также и в Китае, в Бурятии.

Святые места буддистов расположены в первую очередь в Индии, эту страну можно назвать главным местом их паломничества. В штате Бодхгайа растет знаменитое дерево Бодхи, под которым медитировал Будда, задаваясь вопросом о том, почему на долю человечества во все времена выпадает так много страданий. Именно в Бихаре(второе название Бодхгайи) Будда достиг Нирваны.

Второе по посещаемости буддийское место в Индии – город Капилаваст, где Будда провел свое детство. Здесь он впервые столкнулся с неприглядными сторонами человеческого существования – болезнями, горем, страданиями, смертью. Встретив в Горакхпуре садху, который выглядел счастливым и светлым, принц Гаутама принял решение об отречении от мира с целью постичь истину и найти путь спасения.

Большое значение для буддистов имеет Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), расположенный южнее Патны. На холме Гридхакута Будда проповедовал свое учение, здесь его ученики стали впервые записывать его проповеди. До ступы, построенной японцами, туристы и паломники могут добраться по канатной дороге. Раджхир буквально окружен разного рода достопримечательностями.

И, конечно же, важнейшее из святых мест для буддистов - это Сарнатх, расположенный недалеко от Варанаси, где Будда прочитал свою первую проповедь.

В Тибете буддизм появился примерно около 5 века нашей эры, ассимилировав местные религиозные культы и традиции, тибетский буддизм превратился в мощное религиозное течение. Возникло множество монастырей, которые одновременно являлись университетами, хранилищами знаний и мудрости. Буддийские места в Тибете, посещаемые паломниками в первую очередь, это Лхаса - тибетская столица, где они любуются дворцовым комплексом Потала, здесь же находятся известные монастыри и святые места буддистов. Лхаса в переводе с тибетского значит «Обитель богов». Две священные статуи Будды, с давних времен хранящиеся во дворце Потала, привлекают сюда множество паломников со всего мира. К святым местам буддистов в Тибете относится также храм Джокханг, здесь также хранится древняя священная статуя Будды.

Паломники отмечают, что учение Будды освобождает, а путешествие по святым местам буддизма помогает очистить душу, прикоснувшись к древним святыням, ощутить энергетику, особую духовную атмосферу этих мест.

В Непале находится еще одна известная буддийская реликвия – ступа, построенная в 6 веке, по соседству располагаются тибетские монастыри. Основание ступы символизирует землю, каждая из ступеней является символом определенной стихии.

Много святых буддийских мест находится в Бурятии. В Бурятии буддийские храмы называются дацаны. Главный из них – Иволгинский дацан, расположен недалеко от Улан-Удэ. Это храм радости, буддисты считают, что он дарует счастье всем, кто его посещает. Тем, кто просит об исцелении от болезней, монахи помогают, применяя древнее тибетское искусство лечения травами, секреты которого хранятся в тайне. На расстоянии четырех километров от курорта «Нилова пустыня», на горе Холма-Урла, находится Ниловский дацан. По легенде, в древние времена сюда спустился бог Хан Шаргай, здесь была сооружена первая деревянная постройка, где располагался первый дацан.

Будда Шакьямуни

На территории храмового комплекса Махабодха расположены многочисленные культовые места, связанные с именем и достижениями Будды Шакьямуни.

История перерождения Будды – Джатак, содержит наиболее популярную версию того, где и при каких условиях Благословенный достиг Просветления.

Будда находился в поисках истины в течение 49 дней после Просветления. Каждую неделю происходило какое-нибудь важное событие, последствия которых отражены в одном из семи главных достопримечательностей комплекса. Все объекты идентифицированы при помощи табличек, на которых имеется подробное описание всех событий.

Дерево Бодхи – так в буддизме называется легендарный баньян, который растет на территории штата Бихар в местечке Бодх-Гая (Бодхгая). Под этим деревом, в первую неделю медитаций, тогда еще принц из царственного рода шакьев Сиддхартха Гаутама, расположившись в «позе лотоса» на «Алмазном троне», достигал Просветления (бодхи) и становился Буддой. Считается, что в этой легенде говорится о вполне подлинном дереве, которое принадлежит к реально существующему виду Ficus religiosa.

Живая реликвия, которая сейчас расположена на территории храма, была выращена из семени дерева Шри Маха Бодхи, растущего в городе Анурадхапура на острове Цейлон (сейчас Шри-Ланка). Этимология его названия происходит от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл Просветление Будда.

История жизни самого дерева очень познавательна. Дело в том, что в настоящее время, в том месте, где Будда достиг Просветления, произрастает четвертый потомок знаменитого баньяна. Но обо все по порядку. В III веке до нашей эры легендарный правитель империи Мауриев Ашока Великий попытался уничтожить священное дерево на ритуальном костре. Но в его замыслы вмешалась сила проведения и помешала осуществиться коварному плану – дерево не загорелось, а начало излучать яркий свет. Пораженный таким ходом событий и уверовав во Всевышнего, Ашока Великий раскаялся и обратился из индуизма в новую для себя религию - буддизм. Он вернул дерево к жизни, отмочив его корни в воде и молоке. Но супруга царя не разделяла его «увлечение» и предприняла свою попытку по устранению предмета спора. Чтобы защитить объект поклонения от своей благоверной, Ашока Великий вынужден был возвести вокруг него каменную стену высотой в три метра.

Храм Драгоценной Прогулки.
Всю третью неделю после Просветления Будда провел в размышлениях «путешествуя» по небольшому пятачку, который был вымощен из кирпича и находился недалеко от священного дерева Бодхи. Согласно легенде, после каждого шага Великого Учителя из земли произрастал лотос (их число соответствует 19) и превращался камень. Изначально, на платформе располагался ряд колонн, которые поддерживали каменный свод. Но через некоторое время он был демонтирован.

Затем, вдоль южной стороны платформы, была возведена одна из первых построек храмового комплекса Махабодхи - Храм Драгоценной Прогулки (Chankramana Chaitya), который символизирует прогулку Будды.

Озеро Мучалинды.

В течение всей шестой недели своих «испытаний» Будда медитировал на берегу озера Мучалинды (Mucalinda Lake). Однажды над водоемом поднялась сильная буря. Волны озера достигали огромных размеров и мешали священному процессу. Тогда Король Нагов - Мучалинда восстал со дна озера, обвился семь раз вокруг тела Будды и накрыл его своим капюшоном, чтобы дождь не капал на святую Голову. По прошествии семи дней и семи ночей буря утихла, и король Нагов вернулся в родную пучину.

Сегодня, берег священного водоема украшает небольшой храм, а в центре озера установлена скульптурная композиция, отображающая борьбу Будды и короля нагов с природной стихией.

Еще в начале XX века основными обитателями водоема были кровожадные аллигаторы, но сегодня здесь проживают огромные прожорливые сомы. Если подойти к озеру и кинуть что-нибудь съедобное в воду, озеро начинает «закипать» - это у рыбин срабатывает природный рефлекс, и они с темного дна устремляются к снадобью.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча