30.10.2019

Положительный эффект иммиграции в принимающей стране. Почему развитым странам выгодно принимать мигрантов. Отрицательное влияние миграции


Воздействие миграции рабочей силы на экономику принимающей страны
Страна в целом выигрывает: В целом страна проигрывает:
повышение кон­курентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабо­чей силы теряют рабочие в результате снижения цены труда на национальном рынке рабочей силы;
иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания отрицательное воздействие на государственный бюджет (выплата пособий по бедности, возможная перегрузка общественных школ);
положительное влияние на государственный бюджет (растут налоговые поступления) возможны межнациональные конфликты;
при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку возможен рост преступности, особенно при нелегальной иммиграции.
иностранные рабочие часто рассматриваются как определен­ный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены; иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ;
Воздействие миграции рабочей силы на экономику экспортирующей страны:
выигрывают рабочие, получающие более высокую заработную плату; возникают дополнительные источники валютных поступлений за счет переводов эмигрантов; теряют предприниматели за счет повышения цены труда; финансовая система несет потери в налоговых поступлениях;
в страну возвращаются «обогащенные» передовым опытом трудовые ресурсы страна теряет эффект от инвестиций в подготовку квалифицированной рабочей силы – «утечка умов»
смягчаются экономические и социальные проблемы, связанные с ростом безработицы

Разработку международной политики и программ в области трудовых отношений осуществляетмеждународная организация труда (МОТ) – межправительственная международная организация, создана в 1919 году в соответствии с Версальским мирным договором как автономное учреждение Лиги Наций. После Второй мировой войны МОТ существует в качестве специализированного учреждения ООН.

МОТ реализует принципы трехстороннего представительства, т.е. системы регулирования трудовых отношений, в которой государство, предприниматели и трудящиеся выступают в качестве независимых сторон.

Раз в год МОТ со­зывает Международную конференцию труда. Постоянно дей­ствующим органом организации является Международное бюро труда, штаб-квартира которого находится в Женеве. Также имеются отделения и филиалы более чем в 150 странах мира. Членами МОТ являются около 170 государств.

Фото: Depositphotos.com/salamissvverve

Однако в принимающих странах иммиграция - это болезненная тема: правительства стараются ввести нормы, которые позволили бы экономике пожинать выгоды миграции, но при этом избегать сопутствующих ей издержек.

Особенно в Европе и США иммиграция стала первостепенной темой политических дебатов. Но даже в Японии, где границы для мигрантов в целом закрыты, необходимость поиска путей решения проблемы быстро стареющего населения в последнее время привела к оживлению дискуссии по данному вопросу.

Во всех этих странах миграционные дебаты, как правило, можно свести к трём основным позициям. Первую позицию разделяет незначительное меньшинство, у неё нет серьёзной политической поддержки: иммиграция фундаментально выгодна развитым странам, потому что приезжие помогают смягчить демографические проблемы и способствуют расширению профессиональной базы экономики.

Вторая позиция - полная противоположность первой: иммиграцию надо предотвращать любыми доступными способами. Защитники этих взглядов обычно рассуждают о том, что мигранты негативно влияют на уровень зарплат, особенно в нижней части пирамиды распределения доходов, и понижают качество жизни местных жителей. Они также говорят, что мигранты разрушают культуру и традиции страны, а экономисты нередко недооценивают значение подобных утверждений с эмоциональной окраской.

Третья позиция находится где-то посередине между этими двумя крайностями. Её сторонники отчасти признают потенциальные выгоды иммиграции, но призывают к проведению строгих профессиональных проверок, гарантирующих, что только мигранты, способные восполнить нехватку квалифицированных кадров в стране, могут в неё въехать. Благодаря таким действиям, иммиграция будет способствовать повышению качества предложения на рынке труда и конкурентоспособности компаний, не создавая культурных проблем.

Данный подход, конечно, выглядит совершенно иначе с точки зрения родной страны мигрантов, которая теряет не только ценные квалифицированные кадры, но и все ресурсы, затраченные на их подготовку, например, через систему образования. Хотя такой стране, в принципе, могут быть полезны денежные переводы мигрантов на родину, все выгоды от переезда мигрантов достаются только им самим.

Так или иначе, когда развитые страны решают принимать лишь небольшое число квалифицированных мигрантов, это означает, что они ничего не делают для смягчения проблем, являющихся причиной возникновения этих миграционных потоков. А эти потоки в основном состоят из людей, у которых нет навыков, нужных их новой стране. И это миграционное давление является очень мощным, о чём свидетельствует трагическая ситуация в Средиземном море, где на опасном пути из Африки в Европу только за первые четыре месяца этого года погибли более тысячи беженцев.

Если ничего не делать для смягчения этого давления, многие мигранты, так или иначе, найдут свой путь в страны развитого мира. Иммиграционные либералы правы, утверждая, что мигранты помогают смягчить демографические проблемы в принимающих странах, но и сторонники запретов правы в том, что приезжие создают серьёзный культурный стресс в новом для себя обществе, особенно в Европе.

Именно поэтому любые решения проблем миграции должны фокусироваться на стимулировании развития на родине мигрантов. Внимание Европы должно сосредоточиться на Африке, главном источнике миграционных потоков. Ускорение экономического роста в Африке со временем приведёт к значительному снижению миграционного давления, с которым сейчас столкнулась Европа. С точки зрения долгосрочного развития, Африке, конечно, требуется повышение политической стабильности и мир; но уже сейчас есть меры, которые могла бы предпринять Европа, чтобы подстегнуть темпы роста африканской экономики.

У Африки есть множество природных ресурсов, но ей не хватает капитала и знаний, необходимых для существенного ускорения темпов экономического роста. Государственных ресурсов просто не хватает, чтобы предоставить основную часть требуемых капиталов. В последнее время появилось понимание, что инвестиции должен обеспечивать частный сектор, равно как и критически важные профессиональные навыки, а также доступ к рынкам более развитых стран. Но для привлечения частных инвестиций нужно, чтобы госсектор предпринял несколько побудительных шагов (вместе с благотворительным сектором, который также способен помочь значительными ресурсами).

Это не означает, что государственные инвестиции и средства благотворительности должны неизбежно направляться на субсидирование убыточных проектов. Наоборот, в долгосрочной перспективе такая политика всем вредна. Целью должно стать выявление таких проектов, которые, несмотря на свою экономическую прибыльность, не привлекают инвесторов из-за институциональных и иных барьеров. После выявления подобных препятствий необходимо будет начать работу над их устранением.

Одним из ключевых барьеров на пути частных инвестиций в Африку является риск. Когда инвестиционный климат считается нестабильным (а так обстоят дела в большинстве развивающихся стран), инвесторы требуют премию за риск практически в любых проектах, даже в тех, где имеется потенциально высокий уровень отдачи от вложений. В таких условиях становится очень сложно измерить риски конкретного проекта.

Госсектор может помочь мерами по объединению рисков в общий пул, например, беря на себя некоторые транши рисков или предоставляя страховые гарантии. Такое объединение рисков, сопровождающееся строительством институтов во всех секторах экономики (а не только в здравоохранении и образовании), могло бы серьёзно помочь стимулированию роста экономики и развития в Африке и других регионах мира.

Позитивное влияние такого подхода будет весьма далекоидущим (начиная со снижения миграционного давления). Но его эффект усилится, если новые инвестиции будут направляться в зоны, на которые приходится наибольшее число перемещённых лиц и лиц, готовящихся к миграции. Именно такой подход предлагается новой «Комиссией по вынужденным перемещениям».

Рост экономики, опирающийся на инвестиции, не может стать заменой урегулированию конфликтов и политической стабилизации; напротив, первое не может быть устойчивым без прогресса во втором. Но повышение темпов экономического роста могло бы стать важным источником столь необходимой надежды, запуская цикл позитивных изменений, ведущих к миру и процветанию.

Свободное перемещение людей из страны в страну позволяет более рациональным образом перераспределять население по территории Земли, осваивать новые территории и включать их в мировое хозяйство, снимать социальную и экологическую нагрузку на территории, создавать новые рынки сбыта продукции.

Последствия миграции для стран иммиграции (принимающей страны).

Позитивные последствия:

Повышение кон­курентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабо­чей силы;

Иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

При импорте квалифицированной рабочей силы принимающая
страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку.

По некоторым оценкам, США сэкономили на создании 12 новых медицинских факультетов за счет привлечения иностранных медицинских работников;

Иностранные рабочие часто рассматриваются как определен­ный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;

Иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ;

§ иностранная рабочая сила, как правило, оплачивается ниже, да­вая экономию фирмам.

§ большую роль иммигранты играют в омоло­жении трудовых ресурсов. В конце 1970-х годов в литературе появля­лись оценки, по которым удельный вес самого трудоспособного воз­раста среди иностранцев в ФРГ составлял около 80%, а для коренного населения – 50%;

§ за счет потребления иммигрантов расширяется емкость внутрен­них товарных рынков принимающей страны, а аккумулированная на их счетах в сберкассах значительная сумма денег может быть исполь­зована как дополнительный источник накопления.

§ та часть заработ­ной платы, которую иностранцы переводят на родину, создает пред­посылки для спроса на товары принимающей страны в государствах их происхождения. В отдельные годы турецкая община переводила домой до 1 млрд марок, что способствовало появлению дополнитель­ного платежеспособного спроса на западногерманские товары в Тур­ции.

Вместе с тем с иммиграцией связан и ряд проблем и противоре­чий не только экономического плана (занятость, жилье и т. п.), но и социально-политического и нравственного.

Негативные последствия:

1) целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;


2) происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

3) провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;

4) иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Практически во всех странах иммиграции существует недовольство коренного населения (рабочие теряют заработок в результате снижения цены труда на национальном рынке рабочей силы), которое в годы экономических спадов проявляется довольно бурно. Возможны межнациональные конфликты, рост преступности, особенно при нелегальной иммиграции

Последствия миграции для стран эмиграции (экспортирующей страны).

Воздействие на эмиг­рационные потоки оказывают не только безработица и разница в за­работной плате, но и специальная эмиграционная политика стран происхождения.

Позитивные последствия:

1. Эмиграция облегчает положение в случае напряже­ния на внутреннем рынке труда.

2. После работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие.

3. Пере­воды эмигрантов для некоторых стран являются основным источни­ком получения иностранной валюты. Например, Йеменская Араб­ская Республика в отдельные годы получала от своих эмигрантов по­рядка 1,3 млрд долл., что во много раз превышало активное сальдо от экспорта товаров.

Имеется три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

Налоги с прибыли фирм-посредников;

Переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

Личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

Вместе с тем эмиграция наносит странам происхождения и опре­деленный ущерб.

Негативные последствия:

1. Потеря части трудовых ресурсов, причем в наибо­лее трудоспособном возрасте, приводит к старению возрастной структуры трудящегося населения.

2. Теряются затраты, которые стра­на произвела на подготовку покинувших ее кадров.

3. Предприниматели теряют за счет повышения цены труда, финансовая система несет потери в налоговых поступлениях, страна теряет эффект от инвестиций в подготовку квалифицированной рабочей силы – «утечка умов».

Особенно отри­цательны последствия оттока квалифицированных специалистов – «утечка умов» для развивающихся стран.

«Утечка мозгов » – международная миграция высококвалифицированных кадров и членов их се­мей.

Промышленно развитые страны, импортирующие этих специалистов, получают значительный экономический эффект. Так, по имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в Канаде от эксплуа­тации «чужих умов», в 7 раз, а у Великобритании в 3 раза превышает стоимость объемов помощи, оказываемой странам периферийной экономики.

Характерной особенностью международной миграции в современ­ных условиях является также значительный рост нелегальной мигра­ции . Нелегальная миграция особенно возрастает в периоды кризи­сов. Страны используют как относительно мягкие методы борьбы с нелегальной иммиграцией (выплата премий иммигрантам за возвра­щение на родину, создание системы их профессиональной подготовки и др.), так и жесткие принудительные меры, вплоть до насильственной высылки из страны.

На базе национальных рынков рабочей силы по мере интернацио­нализации хозяйственной жизни возникают региональные рынки ра­бочей силы, а затем и принципиально новое образование – международный рынок труда (рабочей силы).

Мировой рынок рабочей силы (МРРС) представляет собой совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и оказывающий заметное влияние на уровень, характер и размещение производительных сил в рамках национальной и мировой экономики.

Он представляет собой не просто сумму национальных рынков, а качественно новое, по существу наднацио­нальное образование, основанное на неуклонном росте спроса и пред­ложения иностранной рабочей силы, которая может соединяться с капиталом двояким образом:

– путем перемещения самой рабочей силы в места повышенного спроса на нее из одной страны в другую;

– путем перемещения капитала в районы избыточного предложения рабочей силы.

Это – открытые формы проявления международного рынка труда.

Но есть также и скрытые формы: временная работа по контрак­там за рубежом, работа в совместных с зарубежными фирмами пред­приятиях, на импортном оборудовании и по программам, представля­ющим интерес для зарубежного капитала, и др.

Огромную роль в формировании и развитии международного рынка труда играют транснациональные корпорации (ТНК), в рамках кото­рых действуют специфические формы перемещения квалифициро­ванных кадров. ТНК оказывают воздействие на развитие междуна­родного рынка труда различными способами, прежде всего путем переноса производства и капитала из страны в страну и даже с одного континента на другой. Кроме того, своей производственной, технико-экономической политикой они способствуют изменению от­раслевой и квалификационной структур рабочей силы национальных рынков труда. Огромный финансовый и производственный потенци­ал ТНК позволяет им отбирать на международном рынке труда са­мую высококвалифицированную рабочую силу и, более того, форми­ровать ее в соответствии со своими целями.

Причины и мотивация, выгоды и потери стран - участниц международной трудовой миграции

Масштабы и направление международных потоков рабочей силы обусловлены многими причинами, мотивами и факторами, воздействующими на эмиграцию (выезд) и иммиграцию (въезд) трудовых ресурсов. Основной причиной международной миграции рабочей силы является неравномерность социально-экономического развития стран и регионов; различия между странами по темпам экономического роста, уровню развития производительных сил, качеству жизни, доходам и занятости, обеспеченности трудовыми ресурсами.

Международные потоки рабочей силы устремляются в наиболее благополучные страны с высокими темпами роста, высокими доходами и высоким уровнем занятости. Разрыв между странами по уровню социально- экономического развития является главным фактором в определении направления трудовых потоков не только между развитыми и развивающимися странами, но и между самими развитыми странами, развивающимися странами и странами с формирующимся рынком.

Основными показателями экономического разрыва между странами служат: валовый внутренний продукт (ВВП) и валовый национальный доход (ВИД) на душу населения, национальная производительность труда, оплата труда, уровень безработицы и др. В 2012 г. среднемировой ВВП на душу населения (тыс. долл.) составил - 11,97; в США - 49,9, Великобритании - 36,9, Японии - 36,3, России - 17,7, Беларуси - 15,6, Бразилии - 11,9, Китае - 9,2, Украине - 7,4, Узбекистане - 3,5 тыс. долл.

В соответствии с классификацией Всемирного банка к странам с высоким уровнем дохода относятся страны, имеющие ВНД на душу населения от 12 616 долл. и выше; со средним уровнем дохода - от 1036 до 12 615 долл., с низким уровнем дохода - от 1035 долл. ВНД на душу населения и ниже. В 2012 г. ВНД на душу населения (тыс. долл.) в США равнялся 50,1, Великобритании - 38,2, Португалии - 20,6, России - 12,7, Казахстане - 9,7, Китае - 5,7.

В 2010 г. производительность труда в обрабатывающей промышленности Японии по добавленной стоимости на одного занятого в ценах 2005 г. составила 115 414 долл., США - 88 189, Германии - 82 362, России - 19 908 долл. Минимальная годовая зарплата (долл.) в Великобритании равнялась 16 188, США - 13 488, России - 3816, Китае - 1728. Разница между средним доходом высокообеспеченного и малообеспеченного населения в развитых странах, но экспертным оценкам, составляет 5-10 раз (в США 14 раз), в развивающихся странах - 15-20 раз.

На потоки трудовых мигрантов оказывают влияние различия в предложении труда и спросе на него на родине и в принимающей стране. Это определяется темпами роста, структурой производства, демографической ситуацией, плотностью населения, темпами прироста населения, различиями в уровнях безработицы. Направление трудовых потоков связано с перенаселенностью, высоким приростом населения в развивающихся регионах и низким приростом населения в развитых странах.

Основная часть эмигрантов выезжает по экономическим мотивам, имея в виду разрыв в уровнях доходов на родине и в стране назначения и ожидаемой выгодой от разрыва в заработках. Уезжают, как правило, наиболее образованные люди, со сроком обучения больше, чем у остальных соотечественников. Для эмигрантов из Африки эта разница достигает

10,8 лет, разрыв составляет 15,4 и 4,6 лет, Азии - 8,6 лет (14,4 и 5,8), Латинской Америки - 6,6 лет (12,5 и 5,9 лет). Обследование мигрантов в США показало, что многие зарабатывали на родине не менее 1 тыс. долл. в год, что превышало 15 тыс. долл. по паритету покупательной способности (ППС).

Большое влияние на мобильность трудовой миграции оказывают развитие и удешевление средств транспорта и связи. Формирование глобальных информационно-коммуникационных систем способствует расширению человеческих контактов в режиме реального времени, что обеспечивает широкий доступ к международной информации по трудоустройству и сокращает "эмоциональный отрыв" от родины.

На направление миграционных трудовых потоков влияют исторические связи и географическая близость стран исхода и приема мигрантов. Мигранты из стран Латинской Америки направляются преимущественно в США, а также Испанию и Португалию; из Северной Африки в Южную Европу; из Тропической Африки - в Бельгию, во Францию и другие бывшие метрополии; из Польши - в Германию; из стран СНГ - в Россию. На географию людских перемещений влияет совокупность и других обстоятельств - различия в состоянии политической и правовой среды, что стимулирует поток вынужденных мигрантов, беженцев.

Идет поток мигрантов и по таким причинам, как угроза жизни, военные конфликты, этнические конфликты, разгул преступности, преследования по политическим, национальным, религиозным и другим мотивам. Наибольшее число беженцев из Афганистана, Судана, Бурунди, Сомали, Демократической Республики Конго направляется в другие развивающиеся страны.

Трудовая эмиграция все больше опирается па семейную стратегию, нацеленную на пополнение семейных доходов. В связи с этим увеличивается женская трудовая миграция, особенно из Юго-Восточной Азии, где доля женщин как наиболее надежных помощников остающейся на родине семье достигает 60-80% трудовых мигрантов. Для выезжающих в эмиграцию, особенно одиноких и малоквалифицированных мигрантов, важно присутствие в стране назначения родственников и диаспор соотечественников.

Складывающиеся сети социальных отношений базируются на родственных и дружеских связях и приобретают все возрастающее значение в расширении миграционных потоков. Со второй половины 1970-х гг. иммиграция приняла форму поселения, в том числе и в западноевропейских странах, что сделало эмиграцию безвозвратной в отношении значительной части людских потоков. Поселенческий характер современной иммиграции проявляется в преобладании доли постоянных жителей в общем количестве международных мигрантов.

По статистике ОЭСР, в 2010 г. в развитых странах около 70% населения иностранного происхождения проживало в принимающей стране более 10 лет. Доля репатриантов среди мигрантов с длительным сроком вида на жительство и с 5-летним сроком проживания в стране приема составляет от 20 до 50%. Статус постоянного иностранного жителя или гражданина ограничивает возможности репатриации.

Поселенческая иммиграция генерирует последующие людские потоки, приобретая цепной, саморазвивающийся характер. Иностранные резиденты с правом на постоянное место жительства (ПМЖ) притягивают потоки воссоединяющихся членов семей. Обосновавшиеся диаспоры, сплетение

ими сетей социальных связей с соотечественниками притягивает нелегалов и лиц, ищущих убежища.

Страны Западной Европы, не склонные к ассимиляции мигрантов и поселенческой иммиграции, неоднократно пытались сократить миграционные потоки и общее количество международных мигрантов, особенно во времена рецессий и кризисов. В условиях нефтяного кризиса 1970-х гг. в западноевропейских странах предпринимались усилия для репатриации мигрантов, осуществлялся перевод ряда производств в развивающиеся страны. Однако миграционное движение в Европу продолжало пополняться воссоединяющимися членами семей, беженцами, ищущими убежища, а также мигрантами по гуманитарным соображениям.

Международная трудовая миграция сопровождается неуклонным повышением доли интеллектуальной рабочей силы в результате массовой миграции деятелей науки и культуры, преподавателей и других высококвалифицированных специалистов. Международная мобильность людей тем выше, чем выше уровень образования, они легче и быстрее адаптируются, у них меньше трудностей в преодолении языкового барьера. По данным ЮНКТАД, общее число эмигрировавших специалистов за послевоенный период составило 2 млн чел. Высококвалифицированные мигранты руководствуются потребностями самореализации, профессионального роста; для них важен уровень научных исследований, техническая обеспеченность, творческая среда, уровень и качество жизни.

Международная миграция высококвалифицированных специалистов стимулируется иммиграционной политикой принимающих стран, в которой отдается предпочтение образованным и квалифицированным мигрантам. Большинство западноевропейских государств являются экспортерами интеллектуального потенциала в США, одновременно, привлекая "умы" из стран Центральной и Восточной Европы, бывших колоний, Китая, стран Юго- Восточной Азии.

Иммигранты вносят огромный вклад в создание инноваций, развитие высоких технологий в США и других развитых странах. Из 3000 фирм в Силиконовой долине США, созданных с 1980 г., более трети основаны выходцами из Индии, Китая, России. Многие иностранные выпускники американских университетов (студенты и аспиранты) работают в США. Американские социологи считают, что высококвалифицированный труд в расчете на одного работника создает ежегодно прибавочную стоимость в размере 400-450 тыс. долл., а труд ученых и инженеров - 800 тыс. долл.

"Утечке умов" способствует глобализация образования и научных исследований. Глобализация сферы образования стимулируется соглашениями между университетами разных стран; она проявляется в гармонизации образовательных стандартов и программ, особенно на уровне бакалавров и магистров; зарубежных стажировках студентов и преподавателей, обучении за рубежом, создании филиалов университетов в других странах.

Страны - участницы мирового миграционного процесса получают выгоды и несут потери, которые они стараются минимизировать. Мигранты содействуют росту производства в странах происхождения, поскольку через мигрантов и репатриантов передаются инвестиции, инновации и опыт. Эмиграция снижает напряженность на национальном рынке труда, как правило, повышает доходы и уровень жизни мигрантов и их семей, а также родственников, проживающих на родине. Денежные переводы мигрантов иногда являются основным источником притока валюты в страну происхождения.

Крупными получателями валютных переводов из-за рубежа являются Турция, Греция, Индия, Пакистан, Йемен, Иордания, Таиланд, Мексика, многие страны СИГ. В среднем денежные переводы мигрантов оцениваются в 2% ВВП стран-получателей; в 2008 г. учтенные переводы на родину составили 443 млрд долл., в том числе в развивающиеся страны - 325 млрд долл., увеличившись с 2003 г. в 2,4 раза. Личные переводы из России в другие страны СНГ, по данным Центрального банка РФ, за 2005-2012 гг. увеличились в 4,9 раза и составили 20,1 млрд долл., в том числе в Узбекистан - 6,2 млрд долл., Украину - 3,4, Таджикистан - 3,1, Молдову - 2, Киргизию - 1,7, Армению - 1,4, Азербайджан - 1,1, Беларусь - 0,8, Казахстан - 0,3 млрд долл.

Эмигранты платят налоги в госбюджет своей страны, если это оговорено в национальном законодательстве и межправительственных соглашениях. В Турции, например, молодые эмигранты вносят специальные платежи в национальный госбюджет за отсрочку от военной службы. Вернувшиеся эмигранты, как правило, обладают высокими профессиональными знаниями и навыками; многие возвращаются с капиталом для предпринимательства, создают малые и средние предприятия; вкладывают средства в отечественные ценные бумаги.

Отрицательные последствия эмиграции очевидны: уезжают наиболее предприимчивые и конкурентоспособные работники; массовый отток специалистов и молодых рабочих обескровливает национальную экономику, при этом теряются затраты на их образование, обучение и отдача в последующие годы. Отток научно-технической интеллигенции отрицательно влияет на научный и образовательный потенциал страны происхождения. Массовый отток мужчин и женщин в детородном возрасте отрицательно влияет на демографическую ситуацию в стране-экспортере.

Политика стран традиционной и массовой эмиграции направлена, во-первых, на сдерживание оттока специалистов; с этой целью вводятся лимиты на выдачу загранпаспортов, квоты на выезд определенных профессий. Во-вторых, власти стран-экспортеров озабочены устройством своих мигрантов за рубежом. Они готовят кадры для эмиграции; определяют платежи за трудоустройство, регулируют отъезд, пребывание за границей и возвращение на родину; выделяют приоритетные регионы для эмиграции и т.д.

В-третьих, главная цель эмиграционной политики - это вернуть доходы, заработанные эмигрантами. Страны происхождения эмигрантов определяют ставки обязательных валютных переводов; совместно с банками для иммигрантов в странах-реципиентах разрабатывают программы по производственному использованию валютных поступлений и созданию фондов развития.

Трудящимся эмигрантам предлагаются различные льготы для перевода средств на родину - более высокий процент по депозитам, свободное изъятие средств с депозитов; льготы при покупке государственных ценных бумаг, дешевый кредит. Репатриантам предоставляется приоритетный режим при приобретении земельных участков под индивидуальную застройку, строительство промышленных и инфраструктурных объектов; предпринимателям - освобождение от налогов в начальном периоде.

Страны иммиграции имеют большие выгоды от притока людских ресурсов, увеличивая численность населения, пополняя его экономически активную часть и улучшая структуру за счет молодых возрастов и т.п. Они получают неквалифицированную, но дешевую рабочую силу; экономя на обучении и подготовке, привлекают высококвалифицированных исследователей и специалистов, повышающих интеллектуальный потенциал общества и производства.

Возможны нежелательные последствия от притока людей более низкой культуры, другой религии, которые плохо адаптируются к новой социальной среде, что нередко порождает недовольство коренного населения и социальные конфликты.

Влияние миграции на рынок труда

Для упрощения анализа представим мир в виде модели двух стран, включающей страну I с высоким уровнем жизни и страну II с низким уровнем. Допустим также, что:

1) миграция не влечет за собой никаких издержек;

2) единственной причиной миграции является разница в заработной плате;

3) ни в одной стране законы не препятствуют иммиграции.

При данных условиях рабочие из страны II будут эмигрировать в страну I до тех пор, пока заработная плата в двух странах не установится на одинаковом уровне. Простая экономическая схема миграции представлена на рис.8.1.

Рис.8.1. Механизм функционирования мирового рынка рабочей силы

(ЗП - заработная плата, долларов в час; ЧР - число рабочих, млн.)

Спрос на рабочую силу в стране I обозначен D I , а спрос на рабочую силу в стране II D II . Более высокий спрос на рабочую силу в стране I обусловлен рядом причин.

Рабочие из страны II будут эмигрировать в страну I , пока заработная плата не установится на одинаковом уровне W E . До того, как установится это равновесие, F С(= f с) миллионов рабочих эмигрируют из страны II в страну I . Средний уровень заработной платы в стране I упадет с W I , до W II . Объем же национального продукта в этой стране увеличится с 0 abc до 0 adf . В стране II , напротив, средний уровень зарплаты повысится с W II до W E , а объем национального продукта уменьшится с 0АВС до DF .

Признавая, что прирост национального продукта cbdf в стране въезда превышает потери FDBC , можно сделать вывод, что реальный объем национального продукта во всем мире увеличился.

Приток иммигрантов увеличит доходы предпринимателей в стране въезда. Доходы предпринимателей в стране выезда, соответственно, уменьшатся. Объем национального продукта страны I до иммиграции был равен b с , общий фонд заработной платы (ставки заработной платы, умноженные на число рабочих) – 0 W 1 bc . Оставшийся треугольник W 1 ab представляет доход бизнеса. В стране II потери бизнеса составляют W E AD .

Проанализированная модель содержит ряд упрощающих допущений. Освободимся от некоторых из них и посмотрим, как это повлияет на наши выводы.

Перемещение требует от мигрантов и экономических, и психологических издержек. Они чувствуют себя оторванными от друзей и родственников, ощущают неуверенность в незнакомой стране. Это имеет столь важное значение, что далеко не все решатся на перемещение. Поэтому следует предусмотреть сохранение разрыва в уровнях заработной платы даже при существовании полной юридической свободы передвижения. Эта модель представлена на рис.8.2.

Когда миграция не разрешена (точка А на обеих диаграммах), рабочие страны I получают 4,5 доллара в час, рабочие аналогичного уровня квалификации страны 1,25 доллара в час.

Если все формальные барьеры к миграции устранены, рабочие страны II могут отправиться в страну I .

Поскольку перемещение требует от мигрантов определенных издержек, лишь незначительное число лиц сочтет выигрыш в заработной плате достаточным, чтобы компенсировать издержки миграции. Приток мигрирующей рабочей силы, таким образом, снизит уровень зарплаты в стране I только до 4 долларов в час в точке В , а утечка этих же рабочих из страны II приведет к росту часовой ставки заработной платы здесь до 1,6 доллара. Новое равновесие в точке В означает, что число желающих мигрировать из страны II точно соответствует спросу на дополнительных рабочих в стране I при плате 4 доллара в час.

Рис.8.2. Влияние свободы передвижения на рынок труда

(ЗП - заработная плата, долларов в час; ЧР - число рабочих, млн.)

Решившиеся на переезд получают в новой стране 4 доллара в час, но этот час стоит лишь 1,6 доллара в прежней стране, а разницу составляют различные издержки переезда и работы за рубежом.

Чтобы измерить чистый выигрыш мигрантов, необходимо измерить область под кривой спроса на труд мигрантов между старым и новым уровнем зарплаты – 1,25 и 1,6 доллара в час, или областей d и е .

Рабочие, оставшиеся в стране II (кривая предложения их труда – S iI ), выигрывают благодаря тому, что снижение конкуренции за рабочие места повышает часовые ставки зарплаты с 1,25 до 1,6 доллара. Выигрыш рабочих составит эквивалент площади с .

Их наниматели теряют часть прибылей, поскольку вынуждены платить работникам более высокую зарплату. Потери предпринимателей страны выезда составят область (с+ d ) .

Предприниматели страны въезда выигрывают от дополнительного предложения труда. Снижение часовых ставок зарплаты с 4,5 до 4 долларов приносит им область (а+ b ) .

Рабочие страны въезда теряют область а , так как снижаются ставки их зарплаты.

Таким образом, некоторые группы абсолютно выигрывают, а некоторые абсолютно теряют в результате введения свободы передви жения между странами.

Страна въезда, безусловно, выигрывает: выигрыш предпринимателей (и всех потребителей, покупающих их продукцию) явно перевешивает потери рабочих – область b ) не может быть меньше, чем область а . Отсюда следует вывод, что идею ограничения иммиграции никак нельзя обосновать чистыми экономическими потерями для страны.

Страна эмиграции после отъезда мигрантов определенно теряет: потери предпринимателей (с+ d ) не могут быть меньше, чем выигрыш рабочих с .

Мир в целом выигрывает, потому что свобода миграции позволяет людям переехать в ту страну, где они могут внести более весомый вклад в мировое производство. Миграция дает прирост эффективности. Она позволяет всему миру произвести больший объем национального продукта при том же объеме ресурсов.

Наши модели предполагали полную занятость как в принимающей стране, так и в стране выезда. Причиной миграции являлась разница в оплате труда в странах. Однако во многих случаях не низкая заработная плата «выталкивает» эмигрантов с родины, а хроническая безработица или неполная занятость. Данное допущение приводит нас к иным выводам.

Если выехавшие лица были в своей стране безработными, то страна только выигрывает от их эмиграции, потому что эти безработные не вносят никакого вклада в национальный продукт страны и живут на трансфертные платежи за счет остальных рабочих. Благосостояние остальных рабочих увеличится на сумму этих трансфертных платежей, если безработные эмигрируют.

Если же рабочие-иммигранты не смогут найти работу в стране въезда и будут получать средства к существованию в виде трансфертных платежей за счет работающих в принимающей стране, то реальные доходы коренных жителей снизятся.

Последствия миграции для государственного бюджета.

Мигранты перестают платить налоги в своей родной стране, но сталкиваются с необходимостью платить новые налоги в принимающей стране. Они пользуются в новой стране такими благами, как национальная оборона, система безопасности и охрана порядка, природная среда, система государственного образования, отказываясь от аналогичных услуг в своей стране. Они также получают новые права в сфере таких трансфертных платежей как страхование по безработице, выплаты по социальному страхованию и обычные пособия по бедности.

Каков же общий баланс этих воздействий? В стране эмиграции потери в связи с отсутствием будущих налоговых поступлений от мигрантов превышают выигрыш, получаемый в результате сокращения приходящихся на них государственных благ и услуг.

В стране иммиграции мигранты выплачивают в виде налогов много больше, чем их приезд стоит бюджету.

Этот баланс в пользу принимающей страны еще больше усиливает ее общий выигрыш от миграции, показанный на рис.8.2 (область b ).

Однако данный анализ не учитывает, что страна-экспортер имеет также прямые источники доходов от экспорта рабочей силы . Это:

1) налоги с прибыли фирм-посредников,

2) налоги с непосредственных переводов мигрантов на родину для поддержки семей и родственников

3) личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);

4) капиталы из стран-импортеров рабочей силы, идущие на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу;

5) прямые платежи эмигрантов, если это предусмотрено законодательством (в Турции молодые мигранты вносят в государственный бюджет специальную сумму за предоставленную отсрочку от воинской службы).

Экспорт рабочей силы может быть источником валютных поступлений. Расчеты показывают, что валютный эффект от экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта Поэтому многие страны специализируются на экспорте трудовых услуг.

Миграция рабочей силы порождает международное движение денежных средств, так как экспорт рабочей силы неизбежно вызывает денежные переводы эмигрантов.

Переводы эмигрантов включаются в статью «Частные невостребованные переводы». Частные переводы включают:

– поступления от эмигрантов (составляющих более 98% этой статьи)

– возврат налогов, уплаченных гражданами данной страны;

– другие налоги и сборы, не обусловленные договором;

– субсидирование различных политических группировок;

– пенсии;

– семейная помощь и др.

Для основных мировых экспортеров рабочей силы переводы эмигрантов довольно значительны.

Таким образом, миграция рабочей силы – явление сложное, неоднозначное, оказывающее многостороннее воздействие на экономику стран.

Принимающие трудовых мигрантов страны получают следующие выгоды:

1) экономия на зарплате (иностранные рабочие оплачиваются ниже уровня зарплаты национальных кадров);

2) повышение конкурентоспособности их товаров вследствие уменьшения издержек производства;

3) за счет иммигрантов расширяется емкость внутреннего рынка предметов потребления. Тем самым оказывается мультипликационный эффект, стимулируется дополнительную занятость;

4) дополнительные налоговые поступления в бюджет;

5) экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку квалифицированных работников-иммигрантов;

6) повышение эластичности рынка труда в результате использования труда иностранцев;

7) иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы, т.к. они первыми могут быть уволены;

8) иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации социальных программ (однако способствуют увеличению доходов бюджета страны);

9) в индустриальных странах при низком уровне рождаемости и уменьшении числа занятых с помощью иммигрантов надеются поддержать на должном уровне пенсии и социальные выплаты.

К отрицательным моментам, связанным с импортом рабочей силы, можно отнести:

Появление дискриминации по отношению к иностранцам, межнациональная неприязнь;

Перенаселенность;

Недовольство коренного населения, возникновение элементов социальной напряженности.

Для стран-доноров эмиграция приносит следующие преимущества:

1) уменьшается давление избыточных трудовых ресурсов, частично снижается безработица и социальная напряженность в стране;

2) страны получают валютные переводы от своих граждан, работающих за рубежом;

3) после работы за границей в страну возвращаются более квалифицированные работники, владеющие передовой организацией труда. Эмигранты проявляют большую готовность к новым видам деятельности, принимают активное участие в развитии новых форм экономики;

4) происходят существенные сдвиги в отраслевой занятости возвращающихся мигрантов (эмигранты переходят в малый бизнес);

5) традиционные партнеры предоставляют странам-экспортерам рабочей силы крупные кредиты и осуществляют инвестирование в их экономику. Международные организации также активно подключаются к решению многих проблем этих стран.

Недостатки эмиграции состоят в следующем:

Отток части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте;

Потеря части понесенных затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов (при «утечке умов»);

Потери будущих налоговых поступлений.

Побочными эффектами миграции являются:

1. Получение знаний. Миграция ведет к международному переносу знаний, обладающих значительной экономической ценностью (независимо от того, из какой области эти знания).

2. Перенаселенность. Иммиграция, как и любой другой источник роста населения, может вызвать такие внерыночные издержки, как излишний шум, конфликты, рост преступности.

3. Социальные трения.

Из перечисленных аргументов только два (перенаселенность и социальные трения) можно использовать против либерализации иммиграционной политики. Экономические аргументы работают на поощрение иммиграции.

Предыдущая

© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча