04.03.2020

Новый декрет 3 о предупреждении социального иждивенчества. Что заставляет задуматься


МИНСК, 3 авг — Sputnik. Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что отменять декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" в стране не планируется, и поручил до 1 октября представить ему проект обновленного документа.

В четверг на совещании о демографической политике и занятости населения президент подчеркнул, что декрет направлен на те 300 тысяч граждан, которые должны работать, но официально нигде не трудятся и не платят налогов государству.

"Общество должно знать, что никакой отмены декрета №3 быть не может. Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тысяч мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тысяч где?" — задал вопрос президент. Его слова приводит пресс-служба главы государства.

Он подчеркнул, что именно этих людей надо "заставить работать". "Вот и вся идеология. Скрывать здесь от народа ничего не надо", — добавил Лукашенко.

Обновленный проект декрета — до 1 октября

Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества" был принят в апреле 2015 года и распространил свое действие на все отношения с 1 января того года. По нормам декрета, граждане, не участвующие в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, признавались плательщиками сбора в размере 20 базовых величин. От уплаты сбора был освобожден ряд категорий граждан. В марте 2017 года в Беларуси прошли массовые выступления против декрета, которые, в том числе, были огранизованы и белорусской оппозицией. После этого власти пообещали, что перечень категорий граждан, которые могут быть дополнительно освобождены от уплаты сбора, будет пересмотрен. Тогда же было принято решение о том, что действие декрета будет приостановлено: лица, которые трудоустроились в 2017 году, освобождаются от уплаты сбора за 2015-2016 годы, если в это время они официально нигде не работали.

Во время совещания президент заявил, что к 1 октября ждет от заинтересованных министерств и ведомств обновленного проекта декрета.

"Как мне доложили, уже завершена подготовка новой редакции декрета №3. Я хотел бы обстоятельного доклада на эту тему. К первому октября мы должны иметь этот документ", — сказал президент.

Лукашенко заметил, что о своих предпочтениях и концептуальных мыслях на эту тему он уже неоднократно высказывался.

"Еще раз повторюсь: местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на местах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения данной проблемы. Вот, что мы должны сделать и прописать в новой редакции декрета", — сказал глава государства.

Он выразил надежду, что, кроме правительства этим вопросом серьезно займутся депутаты. "Это их хлеб. Устраняться от этой проблемы депутату нельзя", — сказал он.

Кто хочет работать, должен иметь такую возможность

Президент подчеркнул, что государство обязано предоставить гражданам, которые желают трудиться, возможность зарабатывать себе на жизнь и платить налоги. По его словам, власть должна оказать помощь всем, кто в этом нуждается, в том числе заниматься переобучением безработных на востребованные на рынке труда специальности и содействовать им в организации своего дела.

"На эту тему слишком много рассуждений в нашем обществе. Поэтому я хотел бы расставить все точки над "i" — кому-то понравится это, кому-то нет. Еще раз подчеркиваю: каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет. И не надо вокруг этого нагнетать какие-то витиеватые процессы и страдать, что нам вот надо кого-то переучивать, потому что многие хотят работать, но не работают. Те, кто хочет работать, у нас работают", — констатировал Лукашенко.

"Вот этих господ надо заставить. Они не хотят работать. Пока только разговоры о желании работать. Поэтому больше всего надо акцентировать внимание на тех, кто сегодня не работает и работать не хочет, но должен", — убежден глава государства. Лукашенко также напомнил, что к октябрю необходимо подготовить и ряд других принципиальных документов, в том числе по развитию предпринимательской инициативы и облегчению условий ведения бизнеса.

Не работаешь — плати за госуслуги

По итогам совещания у президента министр труда и социальной защиты Ирина Костевич рассказала журналистам, что реализацией норм обновленного декрета №3 будут заниматься местные органы власти.

"Декрет №3 не отменяется, при этом правительство предлагает новые подходы по стимулированию занятости населения. Акцент делается на органах исполнительной власти на местах. Прежде всего, они работают с трудоспособными гражданами в плане активизации стимулирования и содействия занятости. Всем, кто хочет и может работать, органы исполнительной власти должны предоставить эту возможность и оказать содействие в трудоустройстве", — сказала Костевич.

Тем, кто не участвует в финансировании госраходов, предлагается платить за оказание государственных услуг, такие предложения внесло белорусское правительство.

Министр пояснила, что речь идет об оплате услуг, которые сегодня субсидируются из государственного бюджета. Перечень будет определять правительство, в настоящее время оно работает в этом направлении.

Костевич подчеркнула, что к разработке этого перечня услуг подключатся и местные органы власти. Возможно, они конкретизируют общий перечень, предложенный правительством, для своих регионов.

На ID-карту запишут все, чем занимается гражданин

Костевич также рассказала, что для реализации такого подхода к стимулированию занятости населения будут создаваться базы данных с информацией о роде деятельности каждого гражданина.

"Вы знаете, что к концу 2018 года стоит задача создать Белорусскую интегрированную сервисно-расчетную систему — ID-карту. Получение этой ID-карты и сопряжение через общегосударственную автоматизированную информационную систему на ведомственные базы данных позволит увидеть человека: работает он сегодня или нет. Если не работает, то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги", — пояснила она. Президент поддержал возможность рассмотрения такой концепции декрета, однако поручил доработать новую редакцию документа.

Глава государства подчеркнул, что реализация его норм должна уйти из центра на места — в компетенцию местных органов власти.

Лукашенко также поставил задачу как можно быстрее разработать в Беларуси интегрированную сервисно-расчетную систему, поскольку она будет задействована в различных сферах жизни общества.

Кроме того, было обращено внимание, что в новой редакции декрета необходимо сохранить норму, в соответствии с которой положения документа не будут распространяться на граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На совещании поднимались также темы декларирования доходов и имущества, уклонения от неуплаты налогов. Принято решение уделить им большее внимание.

Цели Декрета: активизация деятельности государственных органов по максимальному содействию гражданам (к гражданам относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь и вид на жительство в Республике Беларусь) в трудоустройстве, стимулирование занятости, проведение мероприятий, направленных на ресоциализацию лиц, ведущих асоциальный образ жизни.

В соответствии с п.1. Декрета одними из основных показателей эффективности работы руководителей местных исполнительных и распорядительных органов отныне считаются проведение эффективной политики содействия занятости населения, стимулирование трудовой занятости и самозанятости, поддержку предпринимательской инициативы, обеспечение легализации трудовой деятельности.

Согласно п.3 для реализации Декрета:
— местными исполнительными и распорядительными органами используется база данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике (далее — база данных), порядок формирования и ведения которой определяется Советом Министров Республики Беларусь;
— предоставление, сбор, обработка, хранение, использование персональных данных граждан осуществляются без их письменного согласия с соблюдением требований, определенных законодательными актами, по защите информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.

В соответствии с п.4 районными (городскими) исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются постоянно действующие комиссии. В состав комиссии включаются депутаты всех уровней, специалисты органов по труду, занятости и социальной защите, жилищно-коммунального хозяйства, внутренних дел, других подразделений районного (городского) исполнительного комитета (местной администрации). В состав комиссии также могут входить представители республиканских государственно-общественных объединений, иных общественных объединений.

Такая Комиссия действует на основании положения, утвержденного соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом. Примерное положение о комиссии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Особый интерес обоснованно вызывают следующие пункты Декрета №3 в новой редакции.

Так, согласно п.5 Декрета начиная с 1 января 2019 г. трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают услуги, определяемые Советом Министров Республики Беларусь, по ценам (тарифам), обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание (далее — услуги с возмещением затрат), после включения этих граждан в список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат.

Список трудоспособных граждан, не занятых в экономике, оплачивающих услуги с возмещением затрат, формируется комиссией и утверждается решением соответствующего исполнительного комитета (местной администрации). Данный список является основанием для предъявления указанным гражданам платы за услуги с возмещением затрат.

Между тем, понятие «трудоспособных граждан, не занятых в экономике» в самом Декрете не определяется .

Можно предположить, что данный вопрос должен быть решен на уровне Совета Министров Беларуси.

Пунктом 6 Декрета вышеуказанным комиссиям предоставлено право принимать решения по следующим ключевым вопросам:
1) полном или частичном освобождении граждан, не занятых в экономике, в связи с нахождением их в трудной жизненной ситуации (под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от гражданина, которое он не может преодолеть за счет имеющихся возможностей) от обязанности, предусмотренной в части первой пункта 5 Декрета, по заявлениям таких граждан или членов их семей;
2) необходимости направления трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, в лечебно-трудовые профилактории.

При этом, до 1 апреля 2018 г. Совет Министров Республики Беларусь должен утвердить примерное положение о комиссии, а также определить: услуги с возмещением затрат и условия их предоставления; порядок расчета и внесения платы за услуги с возмещением затрат и внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по: ограничению предоставления трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, безналичных жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений; совершенствованию законодательства в сфере профилактики правонарушений, о направлении граждан в лечебно-трудовые профилактории и нахождении в них.

В соответствии с п.2. Декрета №1 плательщики сбора на финансирование государственных расходов, основания для уплаты которого возникли до вступления в силу Декрета №1, освобождены от уплаты этого сбора. Тем, кто успел оплатить указанный сбор деньги должны быть возвращены в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, нельзя говорить о том, что Декрет № 3 от 2 апреля 2015 г. полностью отменен. Он всего лишь модифицирован Декретом от 25 января 2018 г. № 1.

Что радует: Радует то, что власть слышит свой народ, видит свои ошибки и пытается их исправить. Доказательством чего является отмена сбора.

Что заставляет задуматься:

1) Как быть, когда совокупный доход отдельно взятой семьи, в которой один или несколько членов не работают по трудовому договору, превышает доход среднестатистической белорусской семьи, в которой все ее члены работают. К примеру, в первой семье работает муж и получает 4000р, по понятным причинам жена занимается домашним хозяйством. Во второй семье трудятся оба супруга, и получают «по 500» (в долларах «конечно»). Получается, что первая семья платит в два раза больше налогов, чем вторая (грубо говоря). По какой причине тогда первая семья должна, оплачивать услуги в большем размере, чем вторая? Где обещанная справедливость?

2) Искусственное вмешательство в какие-либо закономерные процессы зачастую приводит не только к положительным, но и ко многим отрицательным результатам. В данной ситуации в след за жесткими мерами от государства может последовать не только недовольство части населения, но искусственное увеличение количества рабочих мест. Представляется, что многие из них могут быть просто «фиктивными». А на что влияет появление на предприятии (организации) нового «ненужного» рабочего места. Безусловно, увеличивается размер налоговых отчислений в бюджет. А с другой стороны? Урезается заработная плата других работников и (или) все ложится на себестоимость продукции (товаров, услуг). В конечном итоге увеличивается цена конечного продукта. Кто при этом страдает? Где справедливость?

3) Никак не получается забыть про НДС. Ведь все граждане являются потребителями тех или иных товаров и (или) услуг, приобретая которые, оплачивают, в том числе НДС. Как можно говорить, что кто-то из них может быть не занят в экономике?

Вопросов много, ответов мало. Но, будем надеяться, что в скором времени вопросы будут сняты.

Скачать, почитать полный текст Декрета Президента Республики Беларусь 25 января 2018 г. № 1 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где он 26.01.2018 был официально опубликован (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.01.2018, 1/17499). Ссылка http://www.pravo.by/document/?guid=12551&p0=Pd1800001&p1=1

2 апреля 2015 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал . Документом устанавливается обязанность граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, по уплате сбора в размере 20 базовых величин - 3,6 миллиона рублей.

Неуплата или неполная уплата сбора влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.

6 апреля во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА представители Минтруда, налоговой и МВД разъяснили нюансы нового документа. На вопросы отвечали заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Валерьевич Ковальков , начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Михайлович Рассолько , начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Юрьевич Бегун , а также специалисты Минтруда и соцзащиты, МНС, МВД.

Михаил Рассолько:
Декретом предусмотрено установление порядка взаимодействия государственных органов и организаций в целях создания базы данных плательщиков. Только после создания базы можно будет определить их количество.

Декретом предусматривается, что человек, уведомивший в период с 1 августа 2015 года по 31 мая 2016 года налоговый орган по месту регистрации о своем неучастии в финансировании государственных расходов и уплативший сбор не позднее 1 июля 2016 года, выигрывает 10% от суммы сбора. Как вы полагаете, много ли граждан воспользуется такой возможностью?

Михаил Рассолько:
Полагаем, что такой возможностью граждане воспользуются, но вместе с тем об их количестве мы узнаем только 31 мая 2016 года.

Как быть в этой ситуации фрилансерам? Они однозначно попадают в тунеядцы?

Михаил Рассолько:
Для целей декрета №3 гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) либо на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском (фермерском) хозяйстве или выполнения работ по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, на сумму не менее 70 базовых величин. В том случае если гражданин работает без официального оформления выполняемой работы и без уплаты налогов, то он будет являться плательщиком сбора.

Вместе с тем, от уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин.

При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

Таким образом, для физических лиц, уплативших за 2015 год подоходный налог с доходов от фрилансерства, предусмотрено уменьшение подлежащей к уплате суммы сбора на сумму уплаченного налога (пункт 8 декрета), а в случае уплаты подоходного налога за 2015 году в размере более 20 базовых величин уплата сбора не потребуется (подпункт 3.2 пункта 3 декрета).

В отношении плательщиков сбора налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль в сфере декларирования доходов и имущества и контроль за соответствием расходов гражданина его доходам. Хотелось бы уточнить, всех ли плательщиков сбора будут проверять налоговики?

Михаил Рассолько:
В первую очередь будут проверены граждане, не участвовавшие в финансировании государственных расходов, но при этом совершавшие дорогостоящие покупки.

Какой механизм создан для того, чтобы гражданин мог доказать в случае необходимости, что он не обязан платить сбор?

Михаил Рассолько:
Такой механизм предусмотрен пунктом 11 декрета. Так, гражданин вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы, пояснения, который свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соответствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора. Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца. Меры по взысканию сбора в это время приниматься не будут.

В указанный срок налоговый орган примет решение о подтверждении ранее врученного извещения, внесении в него изменений, либо аннулировании. В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов, пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.

Какие изменения будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс?

Алексей Бегун:
В Кодекс об административных правонарушениях будет внесен новый состав административного правонарушения, о котором идет речь в декрете №3 (неуплата или неполная уплата сбора). В Процессуально-исполнительном кодексе в основном будут дополнительно урегулированы вопросы отбывания административного ареста с обязательным привлечением к общественно полезным работам, дополнены обязанности административно арестованных.

Нужно ли будет уплачивать сбор на финансирование госрасходов гражданину, который официально трудоустроен, однако получает невысокую заработную плату и сумма подоходного налога не превышает Br3,6 млн? Не попадут ли под действия декрета работники предприятий, которые работают неполную рабочую неделю?

Михаил Рассолько:
Согласно пункту 5 декрета гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Таким образом, при осуществлении трудовой деятельности более 183 календарных дней в году, он не будет являться плательщиком сбора, независимо от суммы налога, уплаченного им в течение года.

Будут ли включаться в списки невыездных неплательщики сбора для тунеядцев?

Алексей Бегун:
Да, будут. Такой механизм предусмотрен ст. 7 закона "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь", которой определено, что право гражданина Беларуси на выезд из страны может быть временно ограничено, если он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь. Ограничения в праве на выезд за границу этой категории лиц будут осуществляться на основании решений суда.

Сколько, по оценке, постоянно проживающих в Беларуси иностранных граждан и лиц без гражданства, могут стать плательщиками сбора в размере 20 базовых величин? С подачи какого госоргана они попадут в списки и каков механизм взыскания с них этих сумм?

Алексей Бегун:
В настоящее время в Республике Беларусь проживает более 165 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство. По предварительной оценке МВД, около 10 тыс. иностранцев могут стать плательщиками сбора на финансирование государственных расходов.

МВД совместно с Фондом социальной защиты населения являются первичными источниками персональных данных граждан, которые будут обязаны возмещать государственные расходы. Механизм взыскания финансовых средств аналогичен установленному для граждан Беларуси.

Должен ли получатель пособия по уходу за инвалидом I группы платить сбор на финансирование госрасходов?

Валерий Ковальков:
Согласно п.п.5.17 пункта 5 декрета №3 период получения пособия по уходу за инвалидом I группы является периодом участия в финансировании государственных расходов. Таким образом, в период получения пособия вы не будете являться плательщиком сбора.

Как быть человеку, у которого нет денег на уплату сбора?

Валерий Ковальков:
Думаю, этому человеку все-таки необходимо предпринять усилия по трудоустройству либо занятию любым видом деятельности, не запрещенным законодательством и приносящим доход (заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу). Если самостоятельно не получается, рекомендую обратиться в службу занятости по месту жительства.

Будут ли платить налог бомжи?

Алексей Бегун:
Наличие или отсутствие регистрации по месту жительства у гражданина Республики Беларусь не освобождает его от выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, в том числе положениями декрета №3.

Попадут ли под действие декрета граждане, которые не работают потому, что осуществляют уход за тяжело больными родственниками? Какие документы им нужно предоставить? Как быть, если родственник, за которым осуществляется уход, не имеет статуса инвалида?

Валерий Ковальков:
В декрете заложена норма по освобождению от уплаты сбора лиц, которые ухаживают за инвалидами I группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста. Если родственник тяжело болен, возможно, есть смысл подумать над установлением группы инвалидности. Тем более что лицо, ухаживающее за инвалидом I группы, имеет право, при определенных обстоятельствах, на пособие по уходу.

Почему жители сельской местности фактически освобождены от уплаты налога при условии, что ведут домашнее хозяйство, а горожане - нет? Горожане также часто выращивают овощи и фрукты на своих дачах, некоторые продают их на рынках.

Валерий Ковальков:
Норма об освобождении от уплаты сбора лиц, проживающих в сельской местности или поселке городского типа и ведущих личное подсобное хозяйство, предусмотрена пунктом 5.11 декрета №3. В определенной мере такая категория граждан была освобождена от уплаты сбора, в том числе и с определенными сложностями при трудоустройстве. Сегодня из 27 тыс. заявленных вакансий 82% приходится на городскую местность.

Распространяется ли необходимость уплаты взносов на членов творческих союзов (журналистов, композиторов, писателей и т.д.), если они на протяжении длительного времени работают над созданием своих произведений? Речь идет о тех, чья трудовая книжка находится у них на руках.

Валерий Ковальков:
Подпунктом 5.9. пункта 5 декрета №3 к периоду участия в финансировании государственных расходов относится период осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертификатом, выдаваемым в соответствии с законодательством.

Порядок уплаты членских взносов определяется уставом общественного объединения (союза). Как правило, устав принимается на съезде общественного объединения (союза) и обязателен для исполнения всеми его членами.

Автору вопроса необходимо обратиться к руководителю общественного объединения (союза) за разъяснениями и для ознакомления с уставом объединения. Данный аспект также отражен в ст. 21 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях".

Хотелось бы уточнить, какие дисциплинарные взыскания могут применяться к тем, кто отказывается от выполнения общественно полезных работ во время административного ареста?

Алексей Бегун:
Общественно полезная работа - это работа без оплаты, для выполнения которой не требуется наличия определенных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы.

Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно полезные работы, конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполнительных и распорядительных органов.

Вопросы, касающиеся порядка привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами), в ближайшее время будут установлены постановлением Совета Министров.

В настоящее время ст.18.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий за невыполнение административно арестованными установленных для них обязанностей: выговор, внеочередное дежурство по уборке помещений, карцер или содержание в одиночной камере.

Когда налоговики начнут рассылать извещения о необходимости уплатить сбор? Кому эти извещения будут приходить в первую очередь?

Валерий Ковальков:
В соответствии с декретом гражданин в случае неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет обязан заплатить в бюджет за соответствующий год сбор в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января соответствующего налогового периода.

Извещение на уплату сбора налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. В первый раз - до 1 октября 2016 года, соответственно сбор нужно будет заплатить в срок до 15 ноября.

Декрет предусматривает уменьшение размера сбора в целях стимулирования к его самостоятельной уплате. Сумма будет уменьшена на 10% , если плательщики сбора с 1 августа и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неучастии в финансировании государственных расходов или участии в таком финансировании менее 183 календарных дней. На 10% меньше нужно будет уплатить и тем, кто на основании извещения рассчитался до 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Гражданин РФ проживает в Беларуси (имеет вид на жительство в Беларуси). Но при этом работает в Москве на удаленной основе, его трудовая книжка - у работодателя в Москве. Платятся все обязательные отчисления, подоходный налог и т.д. согласно законам РФ. Как будет происходить учет его налогов и трудовой деятельности? Подпадает ли он под нормы декрета? Если нет, какие документы он должен предоставить в налоговые органы?

Михаил Рассолько:
Плательщиками сбора на финансирование государственных расходов признаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде. Таким образом, гражданин Российской Федерации, получивший разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае его неучастия в Республике Беларусь в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде будет являться плательщиком сбора.

В соответствии с декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени (то есть на полставки или на полную ставку). А 0,1 ставки тоже освобождают от налога?

Обновленный Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» заработает в полном объеме с 1 января 2019 года. Об этом по итогам совещания у Президента Беларуси сообщил журналистам вице-премьер Василий Жарко.

«Самый важный подход – это стимулирование занятости. Чтобы максимально создать условия для стопроцентной занятости граждан, которые должны работать по своим возможностям», – сказал вице-премьер.

По словам Василия Жарко , Правительство определит соответствующие критерии и перечень услуг, стоимость которых те, кто подпадет под нормы обновленного декрета, будут обязаны возмещать в полном объеме.

Вице-премьер уточнил, что в связи с новыми подходами декрет будет изложен в новой редакции, изменится и название документа. «Реализация норм данного декрета о стимулировании занятости населения предусматривает два механизма их реализации – экономический и административно-управленческий», – сказал он.

Василий Жарко напомнил, что в Беларуси создаются дополнительные условия для реализации предпринимательской инициативы, стимулирования самозанятости. В этом направлении уже принят ряд документов, которые позволяют легализоваться и либерализировать условия ведения бизнеса. Кроме того, на местные органы власти возложена обязанность по созданию новых рабочих мест, доведены соответствующие поручения.

Таким образом, государство создает условия для вовлечения граждан в трудовую деятельность, а в отношении тех, кто «может и должен работать, но не хочет», будут включаться экономические рычаги. «Это предусматривает возмещение 100% затрат по тем услугам, которые определит Правительство, – пояснил вице-премьер. – Правительству отведен первый квартал следующего года для разработки перечня таких услуг, чтобы неработающие граждане, которые обязаны возмещать, понимали, за что они будут платить. Также Правительство определит критерии отнесения к плательщикам».

«С 1 января 2019 года будет возмещение по полной стоимости. А за этот год создастся информационная база. Ее будет вести Министерство труда и социальной защиты», – рассказал Василий Жарко.

Он подчеркнул, что работа в рамках новой редакции декрета будет предусматривать максимально индивидуальный подход. Основными ответственными исполнителями при реализации документа будут местные органы власти и комиссии, которые будут создаваться в администрациях районов и городов. Руководителями данных комиссий будут председатели районных Советов депутатов, а в состав войдут как представители органов исполнительной власти, так и общественных организаций.

Предусмотрено, что комиссия, прежде чем принимать решение о стопроцентном возмещении затрат гражданином, изучит все обстоятельства индивидуально, предложит трудоустройство или, возможно, выявит какие-то веские основания, чтобы исключить из перечня плательщиков.

Такие комиссии будут постоянно действующими и периодически пересматривать перечень лиц, которые отнесены к категории плательщиков. То есть при установлении факта трудоустройства человек будет исключаться из списка.

За какие именно услуги нужно будет возмещать полную стоимость, Василий Жарко не уточнил, отметив, что этот вопрос пока в стадии обсуждения. «Есть большой перечень услуг, который на сегодняшний день субсидируется из бюджета. И мы определим тот перечень, который будет предложен для возмещения», – сказал он.

Проектом декрета также предусматривается освобождение от уплаты сбора на финансирование госрасходов, что предусмотрено действующей редакцией документа.

Василий Жарко акцентировал внимание, что если в той или иной местности не будет рабочих мест, то задача по их созданию или обеспечению переподготовки незанятых граждан будет лежать на органах власти.

Алла СОПИКОВА, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:
– Если человек получает деньги в конверте и не платит налоги, если 30-летний мужчина сидит на шее у родителей, ни у кого не возникает сомнений в том, что социальное иждивенчество – это явление, с которым надо бороться.
Но есть и другие ситуации. Человек ищет работу, и не может ее найти. Родителям приходится оставлять работу из-за болезни детей. Семья переехала в другой город, и один из супругов не может устроиться по специальности. Молодому специалисту работодатель отказывает из-за отсутствия опыта работы. И таких ситуаций немало. Поэтому во всех районах созданы комиссии, которые каждую ситуацию рассматривают индивидуально и идут навстречу тем, кто обратился с обоснованным заявлением, освобождая их от уплаты сбора.
Относительно небольшой период действия Декрета №3 выявил ряд недоработок в его реализации. И в настоящее время по поручению Президента на правительственном уровне вносятся предложения по его корректировке с учетом возникших на местах ситуаций и проблем, с которыми люди обращались в региональные комиссии и к депутатам Палаты представителей.
Конечно, документ будет доработан. Но его основа останется прежней. И это – не финансовая составляющая. Его главная цель – предупреждение социального иждивенчества.

Валентин СЕМЕНЯКО, заместитель председателя райисполкома:

– На примере нашего района уже сегодня можно говорить о социальном эффекте, который несет в себе Декрет «О предупреждении социального иждивенчества». Многие люди, которые не имели легального дохода в 2015 году, пересмотрели свой правовой статус и официально оформили трудовую деятельность. Те, кто в состоянии изготовить что-то своими руками, зарегистрировались в качестве ремесленников. Многие, у кого не возделывались приусадебные участки, пришли к выводу, что они не должны пустовать, и стали обрабатывать землю, производить сельхозпродукцию. В большинстве случаев люди поняли, что обращение в службу занятости за предоставлением рабочего места – не пустая формальность, а обязанность заниматься поиском работы. Сам факт, что все эти люди задумались над вопросом, насколько они участвуют в финансировании государственных расходов, уже есть положительный момент.

– Работая в сфере социального обслуживания населения, я вижу, сколько граждан нуждается в социальной поддержке со стороны государства. И это не значит, что все те люди, которым нужна помощь, были тунеядцами. Многие честно проработали на своих трудовых местах, но в силу определённых причин не могут решить свои бытовые и жизненные проблемы самостоятельно. Общество должно помогать таким людям… через уплату налогов. Ведь никто не может быть уверен, что в старости и ему самому не понадобится помощь. Но когда видишь, как престарелые родители содержат своих трудоспособных детей, которые не работают и не стремятся найти работу, которым, при достижении ими пенсионного возраста, придётся оказывать помощь со стороны государства, понимаешь, для чего нужен Декрет №3. Я считаю, что не стоит платить за тех, кто не хочет работать, а живёт за чужой счет.

Татьяна ШОСТАК, старший инспектор уголовно-исполнительной инспекции районного отдела внутренних дел:
– Считаю, что Декрет №3 является не чем иным, как дополнительным стимулом граждан к трудовой деятельности. К примеру, на учете в нашей уголовно-исполнительной инспекции находится 163 жителя района, освободившихся из мест лишения свободы или осуждённых к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Из них 44 человека не заняты трудовой деятельностью. Подавляющее большинство лиц этой категории не способны на равных конкурировать на рынке труда. Как правило, во время самостоятельного поиска работы они сталкиваются с определёнными трудностями, и здесь им необходима поддержка. С этой целью по инициативе нашей инспекции регулярно проводятся ярмарки вакансий, участие в которых принимают представители заинтересованных районных служб. Кроме того, всех желающих направляем на переобучение. Одним словом, делаем все возможное, чтобы наши подопечные нашли работу. А будет работа – будут и средства для существования. А значит меньше будет совершаться преступлений.

Ирина МЕКЕНЯ, главный специалист районного Совета депутатов:
– Социально справедливым видится решение в течение года не взыскивать сбор на финансирование государственных расходов с трудоспособных граждан, которые не участво-вали в финансировании государственных расходов либо участвовали менее 183 дней в году. Оно направлено на избежание социальных перекосов и защиту прав граждан. Объявленная пауза даст возможность уточнить все списки на местах, ведь в них должны входить исключительно те, кто обязан платить сбор.
Важно помнить, что участие в финансировании госрасходов является конституционной обязанностью граждан. Расходы на образование, здравоохранение, безопасность предполагают покрытие, в том числе за счет поступлений в бюджет налогов, пошлин и иных платежей.

Лидия ЮРГЕЛЬ, специалист службы «одно окно»:

– Под каждую ситуацию невозможно написать закон. Жизнь еще раз подтвердила: сколько людей – столько судеб. И у каждого свои причины, очень часто объективные, которые не позволили участвовать в финансировании государственных расходов. А если у человека действительно трудное положение, ему обязательно пойдут навстречу. К каждому случаю члены комиссии подходят индивидуально, детально вникают в суть вопроса, учитывают аспекты, чтобы принятое решение было максимально объективным.

Алина СОЛУЯН, жительница г.п.Зельва:

– Я не работала несколько последних лет, в том числе и в 2015 году. Поэтому получила извещение от налоговой на уплату сбора.
Обстоятельства сложились так, что маме-пенсионерке понадобился уход. А меня как раз стало подводить здоровье – было тяжело совмещать работу и заботу о больной маме. Пришлось уволиться. А в прошлом году я вышла на заслуженный отдых. Свою жизненную ситуацию я подробно описала в заявлении. Приложила соответствующие документы. Что касается решения комиссии по моему заявлению, то я довольна результатом. На личном примере убедилась, что возможность быть услышанным есть у всех, кто получил извещение на уплату сбора. Очень хорошо, что районная власть готова строить цивилизованный диалог в решении ситуации и проблемы каждого человека.

Виктор ВАСИЛИЦКИЙ, председатель районного совета ветеранов:
– Я сам и наши ветераны считаем: декрет своевременный и очень правильный. Это ведь ни что иное как побуждение к труду.
В свое время мое поколение тру-
дилось не покладая рук. Знаю многих зельвенцев с солидным стажем. Некоторые не однажды были отмечены разными премиями и грамотами. Всем им не стыдно смотреть в глаза нынешней молодежи.
Но сегодня, чего греха таить, и среди моих земляков находятся такие, кто в буквальном смысле слова отлынивает от работы. А когда узнают, что нужно заплатить деньги государству, жалуются на несправедливость. Таких, естественно, нужно подстегивать, чтобы не сидели на шее у государства. Но есть люди, которых надо освободить от уплаты налога. И Декрет №3 – это не тот документ, который нельзя повернуть в пользу тех, кто нуждается в участии.

Александр БОЛТИК, инспектор РОЧС:
– Считаю, что необходимость принятия Декрета «О предупреждении социального иждивенчества» очевидна и объяснима. Если человек работает и приносит пользу обществу – ему нечего опасаться, ведь он выполняет граждан-ский долг. Если же нет, то придется пересмотреть свои взгляды на жизнь и что-то в них изменить. И Декрет №3 как раз-таки дает возможность направить тех социально пассивных людей, которые заняты лишь собственными делами, в новое русло и подтолкнуть к тому, чтобы они вышли «из тени». Это справедливо по отношению к другим членам общества, которые платят налоги и поддерживают государство.

Анатолий ДОРОЖКО, председатель Комитета государственного контроля Гродненской области:

– Документ очень важный и своевременный, работает в нужном направлении. Главная цель декрета – не административными, а экономическими методами побудить людей к официальному трудоустройству. Прежде всего, вывести из тени тех, кто работает нелегально и не платит налоги. Есть еще одна часть трудоспособного населения: одни работают в России и Польше, другие – промышляют челночным бизнесом. И те, другие не спешат легализировать свои доходы на территории нашей страны. Находятся и такие личности, которые могут работать, но не хотят трудоустраиваться и живут непонятно за чей счет. При этом все они должны вносить свой вклад в финансирование государственных расходов.

То, что действие декрета приостановлено, это правильно. Однако документу быть, и документу работать. В этой ситуации одной из важнейших задач остается создание рабочих мест. Я не говорю, что это сиюминутно произойдет. Однако тем, кто стремится работать, нужно помочь трудоустроиться.

С другой стороны граждане сами должны стремиться к этому. В нашем государстве есть много сфер приложения талантов и способностей. К примеру, развитие малого бизнеса. Любой человек, будь то горожанин или житель маленькой деревушки, может без всяких проблем организовать любую предпринимательскую инициативу. Тем более что государство выделяет под это дело стартовый капитал. Причем, безвозмездно. Сейчас разрабатываются подходы по упрощению ведения бизнеса в стране. Будут максимально сокращены ограничения и барьеры, которые мешают легальной работе малого и среднего бизнеса. Организуй свою самозанятость, зарабатывай деньги и производи отчисления в бюджет.

Владислав РОЩЕНКО, житель г.п.Зельва:

Я считаю так: платить налоги - обязанность каждого гражданина. Побывал за рубежом и увидел, что к этому относятся серьезно не только у нас. Взять, к примеру, коммунальные платежи. Никто на Западе даже не думает о том, чтобы не оплачивать их только из-за того, что не имеет официальной работы. Работники ЖКХ делают свое дело: ремонтируют, благоустраивают, досматривают, убирают - мы им платим. Налоги - примерно то же самое. Только от них зависит обеспечение некоторых общественно важных сфер жизнедеятельности. Я сам сейчас получаю зарплату именно потому, что кто-то честно заплатил свои налоги.

Николай ГОРДЕЙКО, председатель Зельвенского сельисполкома:
– Полностью согласен с позицией районной власти: прежде чем занести человека в списки неработающих, надо самым тщательным образом изучить его ситуацию. На территории нашего сельсовета есть разные семьи. Многие не смогли найти работу из-за того, что живут в отдаленных от производственных объектов населенных пунктах. Но они хотят трудиться на своих подворьях: выращивают картофель и овощи на огородах, некоторые держат скот, сдают излишки заготовителям. Кто-то вынужден постоянно находиться дома, потому что нужно ухаживать за больными родителями. Язык не повернется назвать этих людей иждивенцами. Но ведь есть и те, кто выпивает, живет за счет пожилых родителей. Эти люди не зарабатывают себе пенсии, не заботятся о своем будущем. Вот с них спрашивать нужно самым строгим образом.
В первую очередь, конечно же, заставить трудиться, а если будут отказываться, брать с них сбор на финансирование госрасходов. И платить они должны не с материнской или отцовской пенсии, а самостоятельно отрабатывать долг государству хотя бы на временных работах. Это, считаю, будет справедливо.

Ирина ПУЗАЧ, председатель районного объединения профсоюзов:
– Профсоюзы всегда отстаивали и отстаивают интересы трудящихся людей. Поэтому позиция нашего общественного объединения в отношении Декрета №3 понятна и открыта: для нас важно, чтобы человек был занят, чтобы он трудился и трудился легально.
Образование, здравоохранение и многие другие государственные услуги одинаково доступны для всех наших людей. Это создается за счет налоговых отчислений трудящихся белорусов, в том числе и зельвенцев. Многие из них закономерно задают нам вопрос: почему тот, кто работает на законных основаниях, за счет своих отчислений с заработной платы должен оплачивать социальные блага людей, получающих теневые доходы?
Считаю, что декрет направлен на тех, кто занят в теневом секторе экономики, и тех, кто не желает работать, имея для этого все необходимые возможности. Другой вопрос, что этот документ на сегодня еще не имеет широкой практики применения. Поэтому местным органам власти дано право освобождать людей от уплаты сбора, если они действительно попали в трудную жизненную ситуацию и по объективным причинам не могли работать. Важно, чтобы при вынесении решения учитывались все обстоятельства – от состояния здоровья до ситуации на рынке труда в конкретном регионе.

Ольга ДМИТРИЕВА, директор социально-педагогического центра:
– Уточняя практику применения Декрета № 3, Александр Лукашенко подчеркнул, что все платежи по сбору на финансирование госрасходов должны оставаться в местных районных бюджетах и до копейки идти на содержание детей.
В Зельвенском районе с каждым годом улучшаются условия проживания детей, которые находятся в приюте. Благодаря выделенным средствам из местного бюджета и спонсорской помощи реконструированы и отремонтированы столовая, пищеблок, медицинская комната и прачечная. В минувшем году поступившие средства от профсоюзной организации Волковысских электрических сетей, Слонимского мясокомбината и одного из строительных предприятий Гродненской области использованы на замену оконных рам и капитальный ремонт потолка в учебном классе. Были выделены деньги на приобретение письменных столов, ноутбуков, мебели для спальных комнат. Ряд проектов, к примеру, по ремонту санузла и игровой комнаты, осуществлен при поддержке отдела образования, спорта и туризма и СПК «Сынковичи». Много помощи оказывается приюту в рамках акции «Наши дети».
Наш центр ежегодно принимает от 20 до 24 ребятишек. Содержание одного ребенка в месяц обходится государству приблизительно в 200 рублей. В эту сумму входит сбалансированное витаминизированное питание, оплата коммунальных платежей и т.д. Кроме воспитателей с детьми работают и узкие специалисты, которые помогают воспитанникам адоптироваться в трудной жизненной ситуации.


Юлия ЛУЗЬКО, ответственная за организацию идеологической работы государственного предприятия «Каролино»:

– Время сейчас непростое. Проблем хватает. Но чтобы их решать и жить лучше – нужно работать. Именно через труд можно добиться многого. А Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» является дополнительным стимулом к трудовой деятельности. И не надо его бояться. Тем более что последние изменения в декрет подчеркивают его направленность исключительно против тех, кто сознательно уклоняется от обязанностей по уплате налогов.
Добросовестный труд во все времена объединял наш народ. Он и сегодня консолидирует молодежь. Юноши и девушки не хотят сидеть на шее у родителей. Многие из них и учатся, и работают, и зарабатывают.
Жанна КЕДАЛО, заведующий учебно-методическим кабинетом отдела образования, спорта и туризма:
– Считаю, что принятие Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» своевременно. Каждый добропорядочный гражданин отдает из заработка налоги, которые поступают в бюджет. А уже из бюджета средства направляются на строительство детских садов, школ, поликлиник – туда, где это сегодня нужно. Чтобы мы могли получить качественную медицинскую помощь, гулять по благоустроенному городу, не бояться преступников, чтобы дети обучались в комфортных группах и классах, занимались в кружках и спортивных секциях.
По-моему, правильно ставится вопрос о возмещении государственных затрат теми, кто не вносит посильный вклад и не платит налоги, зато сполна пользуется социальными благами.


Елена Кроткова, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:

– Принятие Декрета №3 считаю правильным и своевременным. В нашей стране все граждане имеют равные права и социальные гарантии, которые финансируются из бюджета, значит, и по участию в уплате налогов все должны быть равны. Действие декрета направлено на выявление скрытых доходов наших граждан. Увеличение налоговых поступлений будет способствовать увеличению государственных расходов на образование, здравоохранение, культуру, социальную адресную помощь и выплаты. Тем самым это окажет положительное влияние на качество и уровень жизни каждого гражданина нашей страны.

Также надо отметить, что данным декретом определяется дифференцированный подход к каждому человеку и выделено понятие «тяжелой жизненной ситуации».

При проведении мониторинга работы по реализации Декрета «О предупреждении социального иждивенчества» в Зельвенском районе мною отмечен высокий уровень ответственности местной исполнительной власти. Все обращения об освобождении от уплаты сбора на финансирование госрасходов районной комиссией рассматриваются в срок.



Руслан Архипчик, председатель Голынковского сельисполкома:

– Меры, предпринятые по предупреждению социального иждивенчества, считаю очень правильными. Возможно, это надо было бы сделать еще раньше. Но, хорошо, что государство и общество выстраивают принципиальную позицию в отношении людей, которые привыкли жить за «чужой счет». Действительно, почему кто-то должен трудиться, платить налоги, а другим все равно?

На территории нашего сельсовета располагается два сельхозпредприятия, рабочие руки нужны всегда. И потому невольно возникают вопросы в отношении к деревенским неработающим, что фактически сидят на шее у родителей-пенсионеров. Они должны не деньги тянуть со стариков, а сами зарабатывать и помогать родителям.

Ирина Шабаловская, заведующий сектором по охране детства отдела образования, спорта и туризма:

– По роду деятельности мне не однажды приходилось сталкиваться с людьми, которых Декрет №3 причисляет к социальным иждивенцам. Некоторые из них не в состоянии создать надлежащие условия для воспитания своих малолетних детях, потому что не работают. И государству приходится брать таких несовершеннолетних под защиту. Знаю семьи, где великовозрастные (30–40-летние!) дети сидят дома и живут за счёт стареньких родителей-пенсионеров.

Вместе с тем такие люди, наравне с нами, законопослушными плательщиками налогов, вызывают скорую помощь, приходят на прем в поликлиники, лечатся в больницах, пользуются коммунальными услугами, и не задумываются, что участвовать в финансировании государственных расходов – и их обязанность тоже.

Получается, что всех нас одинаково поддерживает государство в плане жизнеобеспечения, но взамен одни пополняют государственную казну, как положено, а другие не считают нужным платить налоги.

На мой взгляд, Декрет №3 будет способствовать самому главному – заставит работать тех, кто стремится жить за счёт других.

Инна Шевцова, первый секретарь РК ОО «БРСМ»:

Молодость - это прекрасный возраст для реализации себя в профессии, достижения определённых успехов в жизни. И большинство молодых людей идут по этому пути: стараются получить хорошее образование, найти работу по душе. Да, возможно время сейчас и не самое простое. Но чтобы решать проблемы и жить лучше - нужно работать. Справедливо, что Декрет №3 заставил тех, кто привык бездействовать, принимать участие в софинансирования госрасходов.
Важно при этом, что люди, которые оказались в трудной жизненной ситуации, решением местных органов власти освобождаются от уплаты сбора. Каждая ситуация рассматривается индивидуально, власти идут навстречу тем, кто обратился с обоснованным заявлением.

Ирина Полубок, жительница г.п.Зельва:

Декрет №3 стимулирует граждан, особенно тех, кто сознательно уклоняется от обязанностей по уплате налогов, к трудовой деятельности. С выходом документа многие задумались: что делать дальше? Годами нигде не работавшие и зарабатывающие «топливном бизнесе» в Польше люди сейчас озаботились поиском работы. Это правильно, ведь все мы одинаково обращаемся за медицинской помощью, водим детей в школы и сады, поэтому и отчисления в бюджет должны вносить наравне.

Ирина БОДАК , пенсионерка :
– Я поддерживаю Декрет №3 и считаю, что он издан для сохранения социальной справедливости. Я более 40 лет отработала педагогом, воспитывала подрастающее поколение, исправно платила налоги, а сейчас получаю заслуженную пенсию.
Приходится обращаться за медицинской помощью. И не понимаю, почему те, кто ничего не вносит в казну, пользуются такими же благами, как я. Либо почему скрытые предприниматели – здоровые крепкие люди, делающие ремонты, к примеру, – не участвуют в формировании госбюджета, пенсионного фонда.

Уверена, власть на местах разберется с каждым конкретным случаем объективно.

Светлана ЖАМОЙТИНА, директор центра социального обслуживания населения:
– Работая в сфере социального обслуживания населения, я вижу, сколько граждан нуждается в социальной поддержке со стороны государства. И это не значит, что все те люди, которым нужна помощь, были тунеядцами. Многие честно проработали на своих трудовых местах, но в силу определённых причин не могут решить бытовые и жизненные проблемы самостоятельно. Общество должно помогать таким людям… через уплату налогов. Ведь никто не может быть уверен, что в старости и ему самому не понадобится помощь. Но, когда наблюдаешь, как престарелые родители содержат своих трудоспособных детей, которые не работают и не стремятся найти работу, которым, при достижении ими пенсионного возраста, придётся оказывать помощь со стороны государства, понимаешь, для чего нужен Декрет №3. Считаю, что не стоит платить за тех, кто не хочет работать, а живёт за чужой счет.

Следующая новость


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча