14.04.2019

Судебная практика потерпевший в уголовном процессе. Администрация Вологодской области. Министерство внутренних дел Российской Федерации


В июле 2008 года Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации совместно с правозащитным движением «Сопротивление» подготовил Специальный доклад «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений», который был опубликован в «Российской газете».

В докладе нашли отражение наиболее актуальные и значимые вопросы защиты прав потерпевших от преступлений. Анализ действующего законодательства показал, что Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации из-за содержащихся в нем пробелов не способен обеспечить надлежащую защиту участников уголовного процесса. В связи с этим Уполномоченный внес ряд предложений по совершенствованию уголовного законодательства.

Выжившие или затронутые члены семьи могут также иметь право на ограниченную компенсацию. Как правило, жертвы обращаются в программу компенсации штата, в котором они проживают, или где произошло преступление. Компенсация может быть выплачена, даже если никто не арестован или не признан виновным в совершении преступления.

Право на участие Прямые жертвы насильственных преступлений или их оставшихся в живых членов семьи. Жертвы серьезных финансовых преступлений требуют компенсации расходов на консультирование. Те, кто оплачивает медицинские или похоронные расходы жертвы, должны иметь право на прямое возмещение из программы компенсации.

Специальный доклад был направлен в Федеральное Собрание Российской Федерации, Администрацию Президента Российской Федерации, Верховный и Конституционный Суды Российской Федерации, Главам Администраций и Законодательных собраний субъектов Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации и ряд других государственных структур.

Чтобы иметь право на участие, жертва, как правило, сообщала о преступлении и сотрудничала в судебном преследовании по делу. Они также должны подать заявку на компенсацию в течение определенного периода времени. Жертвы могут быть неприемлемыми, если их собственное неправомерное поведение способствовало их травмам - например, если они получили ранения во время совершения преступления. Компенсационные расходы. Программы компенсаций будут оплачиваться медицинскими расходами, расходами на консультирование, потерей заработной платы и оплатой расходов на похороны.

В настоящее время к Уполномоченному приходят отзывы на Специальный доклад, в которых подчеркивается актуальность поднятой темы и отмечена масштабность социально-правовой проблемы защиты участников уголовного судопроизводства, а также содержатся дополнительные рекомендации по защите прав потерпевших.

Выдержки из отзывов на Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений»

Такое участие является основным средством, с помощью которого жертвы играют активную роль в процессе уголовного правосудия. Когда лицу, совершившему преступление, разрешено выступить на слушании приговора или представить заявление о последствиях жертвы в отношении воздействия преступления на потерпевшего и семью жертвы, в системе уголовного правосудия признается личный характер преступления и о нанесенном ущербе.

Передача с Прокурором Прокурора для получения взглядов потерпевшего до окончательного решения о том, включает ли это соглашение о признании вины, увольнение по обвинению или досудебное утешение обвиняемого. Прокурор для удостоверения суду о том, что он или она консультировался с потерпевшим до объявления мольбы, может быть принят.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

«…По-нашему мнению, актуальность поднятой в докладе проблемы дальнейшего законодательного обеспечения защиты прав потерпевших более чем очевидна, она давно является головной болью правоохранительных служб и источником напряженности в обществе. Ваше мнение о необходимости ратификации Конвенции о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений, принятой Советом Европы 24 ноября 1983 года, заслуживает внимания, поскольку она обязывает государства разработать и внедрить систему возмещения государством ущерба потерпевшим на той территории, где были совершены эти преступления, особенно в тех случаях, когда преступник не известен или не имеет средств. В 2007 году ущерб от преступлений, определенный по приговорам и решениям судов, составил 17,5 млрд. рублей. В соответствии с положением Конституции Российской Федерации вопросы внешней политики относятся к компетенции Президента Российской Федерации, и поэтому ратификация вышеизложенной Конвенции должна решаться исключительно по его инициативе. По нашему мнению, заслуживает внимания поднятый Вами вопрос о пересмотре положений статьи 107 «Удержание из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы» Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В Государственной Думе со 2 ноября 2005 года на рассмотрении находится законопроект по данной проблеме, согласно которому возмещение осужденными расходов по их содержанию предлагается производить после удержания алиментов, взыскания по исполнительным листам и другим исполнительным документам, удержания налога на доходы физических лиц, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Однако 2 ноября 2007 года принят Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно статье 100 которого взыскание по исполнительным документам производится из заработка граждан, отбывающих наказание, за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию. В связи с этим инициатору вышеназванной законодательной инициативы Воронежской областной Думе рекомендовано отозвать законопроект. К сожалению, у нас, как не было, так и нет государственного фонда поддержки людей, оказавшихся в экстремальной ситуации, зачастую по вине самого государства. Совершенно не развиты спонсорские и частные фонды милосердия и благотворительности, популярные за рубежом. Данный вопрос требует глубокой проработки как со стороны законодателей, так и правительственных органов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» в органах внутренних дел Российской Федерации образованы подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, на которые возложены функции по применению мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, а также по обеспечению сохранности их имущества. Что же касается Ваших предложений по внесению изменений в Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленных на дальнейшую защиту прав потерпевшего от преступлений, то они приняты к сведению, будут рассмотрены в установленном порядке наряду с другими предложениями по изложенным в докладе проблемам и могут быть использованы Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам в работе по совершенствованию действующего законодательства».

Связь с Судом или другим Органом. Жертвы имеют право быть заслушанными судом при вынесении приговора. Предоставить жертвам или их семьям право на уведомление о важных, запланированных уголовных процессах и результатах этих разбирательств. Уведомлять жертв, когда слушания были отменены и перенесены. Общая информация, предоставляемая жертвам.

Уведомление о событиях и разбирательствах в процессе уголовного правосудия. В обычном уголовном судопроизводстве существуют десятки событий или разбирательств, для которых уведомление может потребоваться в соответствии с уставом. Это право может принимать форму общепризнанного права на защиту или может включать конкретные защитные меры. Наиболее определенными являются уголовные преступления, связанные с запугиванием жертв или свидетелей.

Председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам А.Г. Лысков

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации:

«…Содержащиеся в специальном докладе предложения направлены на защиту социальных и имущественных прав потерпевших, обеспечение безопасности потерпевших в ходе уголовного судопроизводства и после его завершения и предполагают внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство. …Вместе с тем, полагаю, что совершенствование законодательства о защите прав потерпевших от преступлений, заслуживает поддержки с учетом возможностей федерального бюджета. Сообщаю, что указанный специальный доклад направлен для сведения в адрес председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов».

Защитные меры Меры по защите жертв преступлений принимают различные формы. Он также может ссылаться на возвращение или ремонт имущества, похищенного или поврежденного в ходе преступления. Суды приказали реституции осужденными правонарушителями в качестве части их приговоров.

Реституция не будет охватывать такие вещи, как боль и страдания или эмоциональные расстройства, но может покрыть разумно ожидаемые будущие потери, такие как текущие медицинские или консультационные расходы. При расчете реституции, суд должен смотреть на потери жертвы.

Генеральный директор А.В. Гусев

Администрация Президента Российской Федерации:

«…В связи с тем, что указанные в докладе предложения требуют детальной проработки, в частности по вопросам финансирования и их реализации, руководством Администрации Президента Российской Федерации принято решение направить Ваш доклад на рассмотрение в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и заинтересованные министерства и ведомства (ФСБ, МВД, Минюст, Минфин, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации)».

Суд должен также рассмотреть влияние задержки на потерпевшего. Механизмы принуждения У потерпевших должно быть «правовое положение», чтобы отстаивать свои права. Поскольку жертва преступления не является «стороной» по делу, этот статус ограничен обвиняемым и юрисдикцией судебного преследования. Должностное лицо для жертв должно быть автоматическим и должно быть обеспечено законом или постановлением суда.

Помимо общего «стояния» для утверждения прав, некоторые юрисдикции имеют другие ограниченные варианты судебных решений для обеспечения соблюдения. Они могут разрешить жертве искать приказ о мандале, судебный приказ, направленный агентству для соблюдения закона, или разрешить другие ограниченные действия.

Начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан Д. Жуйков

Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном Округе:

«…В настоящее время потерпевший, обладая широким кругом прав, фактически же по многим процессуальным позициям поставлен в неравное положение с подозреваемым и обвиняемым, а также не может рассчитывать на возмещение вреда, причиненного преступлением, в случае, если преступник не установлен или установлен, но скрывается от следствия. …Подготовленный Вами проект Федерального закона РФ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» является своевременным и необходимым. Многие его положения заслуживают одобрения и не требуют каких-либо дополнений и изменений. Однако ряд законодательных предложений, на наш взгляд, требуют корректировки с учетом других норм Уголовно-процессуального кодекса РФ. Вы предлагаете изложить в новой редакции п. 59 ст. 5 и ч. 1 ст. 43 УПК РФ, где формулируете понятие частного обвинителя как субъекта уголовного процесса. При этом в двух статьях данные понятия отличаются друг от друга. …Целесообразнее было бы сформулировать понятие частного обвинителя единожды, к примеру, в ч. 1 ст. 43 УПК РФ, в следующей редакции: «частный обвинитель — потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения, а также по уголовным делам, по которым государственный обвинитель отказался от поддержания обвинения от имени государства в суде». Предложение о предоставлении потерпевшему права на самостоятельное поддержание обвинения в суде при отказе государственного обвинителя от обвинения считаем актуальным и с небольшими поправками согласны с предложенной редакцией ст. 22; ч. 1 ст. 43; ч. 7 ст. 246 и п. 2 ч. 1 ст. 254 УПК РФ. Считаем нецелесообразным внесение в ст. 146 УПК РФ положения о признании лица, пострадавшего от преступления, потерпевшим к моменту возбуждения уголовного дела, а также о признании лица, которому причинен вред, гражданским истцом одновременно с возбуждением уголовного дела. Действительно, закон не устанавливает срок, в течение которого пострадавшее лицо должно быть признано потерпевшим, а лицо, которому причинен имущественный вред — гражданским истцом. Этот пробел в законодательстве действительно влечет в правоприменительной практике по ряду уголовных дел признание лица потерпевшим на завершающем этапе предварительного расследования, а признание гражданским истцом — даже на стадии судебного разбирательства. Вместе с тем, вменение в обязанность следователю одновременно с возбуждением уголовного дела признавать лицо потерпевшим или гражданским истцом может привести к неумышленному нарушению им уголовно-процессуального закона ввиду невозможности выполнения этого требовании. Не отрицая права потерпевшего на участие в расследовании и получение информации о решениях, принятых по уголовному делу, считаем, что реализация этого права не должна нарушать тайну предварительного следствия и препятствовать расследованию по делу. Поэтому, не может быть поддержано предложение об исключении в п. 9 ч. 2 ст. 42 УПК РФ слов «с разрешения следователя или дознавателя». Тем более что отказ следователя в допуске потерпевшего к участию в следственных действиях в ряде случаев может быть оправдан интересами самого же потерпевшего. Предложенные изменения в ч. 9 ст. 166 УПК РФ о зашифровке в протоколах следственных действий личных данных участников процесса для обеспечения их безопасности имеет практический смысл только при внесении изменений во все рабочие нормы, регламентирующие производство всех процессуальных действий об указании сведений о лицах в решениях следователя под псевдонимом. Необходимо учесть, что в решениях, протоколах процессуальных действий (например, в протоколах допросов свидетелей, постановлении о возбуждении уголовного дела и др.), которые принимались и проводились до принятия решения о применении мер безопасности к потерпевшему, могут уже содержаться какие-либо данные о потерпевшем (его имя, фамилия, даже место жительства). Должна быть предусмотрена обязанность изменения и этих документов, но извлечение всех материалов из уголовного дела, которые содержат данные о потерпевшем, и непредставление их обвиняемому для ознакомления на защиту».

Создание назначенного лица для получения, расследования и попытки разрешить жалобы жертв преступлений. Должен быть омбудсмен или защитник государственной жертвы; в других - это комитет или совет. Дайте следственному органу возможность наложить последствия для преступных агентств или должностных лиц, которые, как установлено, нарушили права жертвы.

Право жертвы и жертвы полиции имеют право требовать улучшения обслуживания. Потерпевшие вину члены широкой общественности оказывают давление на полицейских администраторов, чтобы изменить порядок приоритетов, перераспределять ресурсы и передислоцировать сотрудников. Руководителям правоохранительных органов трудно открыто противостоять этим призывам для большей отзывчивости со стороны людей, которым они поклялись защищать и служить. Когда эти лица, принимающие решения, выступают против инициатив жертвы, они утверждают, что их отдел не имеет трудовых ресурсов или денег; или что для обоснования таких перераспределений недостаточно случаев; или что требования непрактичны или необоснованны с точки зрения дополнительных рабочих нагрузок.

Заместитель Полномочного Представителя Президента Российской Федерации В. Крупкин

Министерство внутренних дел Российской Федерации:

«Анализ положений представленного доклада позволяет сделать вывод об актуальности и значимости большинства предложений, в нем содержащихся. Так, заслуживает поддержки предложение о дополнении статьи 189 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — «УПК») частью шестой, предусматривающей возможность проведения допроса потерпевшего по уголовному делу о преступлении против половой неприкосновенности и половой свободы личности, по возможности, лицом одного пола с потерпевшим. Кроме того, представляется актуальным предложение о разработке методики определения размера компенсации за причиненный моральный вред и размера выплат в связи со смертью гражданина Вместе с тем полагаем, что нуждаются в дополнительном анализе следующие предложения о внесении изменений в УПК. 1. Предложение о выплате за счет государственных средств компенсации за вред, причиненный потерпевшему от преступления. Представляется, что с учетом высокого уровня преступности в стране реализация данного предложения потребует существенных финансовых затрат и необходимости его проработки с Минфином России. Одновременно отмечаем, что ранее уже была предпринята попытка на законодательном уровне установить положение о возмещении государством ущерба, причиненного потерпевшему преступлением. Так, в соответствии с частью третьей статьи 30 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» ущерб, нанесенный собственнику преступлением, возмещался государством по решению суда. Понесенные при этом государством расходы взыскивались с виновного в судебном порядке в соответствии с законодательством РСФСР. В течение последующих двух лет суды вынесли решения о возмещении государством ущерба на сумму, превышающую в несколько раз возможности бюджета. Экономическая и организационная необоснованность введенной нормы не позволил ее применить, в этой связи действие пункта третьего статьи 30 указанного Закона было приостановлено законами о федеральном бюджете на соответствующие годы, а с вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации эта норма утратила силу. 2. Предложение о внесении изменения в статью 44 УПК в части признания жертвы преступления, которой причинен имущественный вред, одновременно с возбуждением уголовного дела гражданским истцом в целях своевременного принятия уголовно-правовых мер обеспечения иска. Полагаем, что указанное процессуальное действие будет преждевременным, поскольку на момент возбуждения уголовного дела следователь или дознаватель не всегда располагает данными, подтверждающими размер ущерба, причиненного заявителю, или о стоимости имущества, утраченного в результате совершения преступления. Кроме того, размер ущерба за время предварительного расследования может возрасти. Одновременно следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 44 УПК вынесение следователем или дознавателем постановления о признании гражданским истцом возможно только после предъявления лицом требований о возмещении имущественного вреда, а также при наличии достаточных оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Также необходимо принять во внимание, что лицо, которому причинен ущерб, вправе самостоятельно решать вопрос о том, в рамках какого именно судопроизводства ему будет возмещен вред — уголовного или гражданского. 3. Предложение об уведомлении потерпевших органами следствия об освобождении осужденного из мест лишения свободы. Следует отметить, что органы предварительного следствия не располагают подобной информацией. Кроме того, представляется, что подобная мера может способствовать развитию ситуаций, указанных Вами в пятом разделе доклада, в части совершения потерпевшими «правосудия» своими руками в меру собственного его понимания».

Заключение Борьба жертв за получение формальных прав в системе уголовного правосудия продолжается по многим направлениям. И, как показывает представленный выше анализ, препятствия, с которыми сталкиваются жертвы, происходят из многих сторон. Сопротивление якобы имеющимся союзникам жертв в системе уголовного правосудия имеет тенденцию к низкому профилю и принимает форму перетаскивания ног, кооптации и возражений на прагматичных основаниях.

Криминалисты и жертвователи обнаружили в своих исследованиях и оценках, что недавно полученные права мало влияют, и этот бизнес продолжается, как обычно. Возможны две реакции на все эти боли жертв. Первой реакцией, как угрожающей, так и крайне нежелательной, может быть отказ от кампании за формальные права в рамках системы и поворот к тонкому одобрению незаконного, беспризорного уличного правосудия. Второй вариант, гораздо более перспективный, может заключаться в том, что все большее число жертв перенаправляет свое внимание и энергию на изучение потенциала новой области неформальной справедливости.

Статс-секретарь — заместитель Министра Н.А. Овчинников

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России):

«…Заслуживают внимания предложения о внесении изменений в ряд законодательных актов по вопросам компенсации вреда жертвам от преступлений, признания лица потерпевшим, а также гражданским истцом одновременно с возбуждением уголовного дела, организации обеспечения личной безопасности потерпевшего после завершения судебного процесса и некоторые другие. Полагаю, что повышение правового статуса потерпевших от преступлений, принятие государством обязательств по возмещению ущерба, причиненного преступлением, с последующей компенсацией за счет осужденного в порядке регресса, являются важным условием усиления правовой защиты интересов потерпевших, стабилизации состояния законности и правопорядка».

Практика на уровне соседства, эта альтернатива формальному судебному решению опирается на принципы разрешения конфликтов, используя методы посредничества для достижения целей реституции потерпевших, реабилитацию правонарушителей, взаимное примирение и общинную гармонию.

Билль о правах жертв в Массачусетсе. В случае возбуждения уголовного дела против вашего нападающего, Билль о правах жертв в Массачусетсе предусматривает следующие дополнительные права. Право на информацию о системе уголовного правосудия. Вы имеете право быть проинформированным о том, как через систему проходит уголовное дело, какая ваша роль находится в процессе, что от вас ожидается, и почему. Вы имеете право на получение информации о правах и услугах для жертв в судебный процесс. Вы имеете право на помощь в предоставлении социальных услуг, финансовой помощи и сертификации для получения информации о преступнике. Право на информацию по уголовному делу, связанное с вами.

Директор ФСИН России Ю.И. Калинин

Глава Республики Коми:

«Проблемы, изложенные в докладе, востребованы временем. Их решение, когда одной из основных задач государства будет обеспечение и защита прав граждан, пострадавших от преступлений, станет историческим поворотом в деятельности российской правоохранительной системы. Предложения, изложенные в разделе 7 вышеназванного доклада, предусматривающие ряд мер по обеспечению эффективной защиты всего комплекса прав потерпевших от преступлений, поддерживаю и считаю необходимыми к реализации».

Вы имеете право на своевременное уведомление о любых изменениях в расписании для выступлений в суде, за которые вы были приказаны. Вы имеете право быть уведомлены о окончательном решении дела, включая объяснение типа приговора и копию условий испытательного срока, если таковые имеются. Вы имеете право быть уведомленным Наблюдательным офицером по пробации, когда преступник пытается изменить порядок реституции. По запросу у вас есть право быть ознакомленным с существенными событиями в деле. . Право быть услышанным и присутствовать при судебном разбирательстве.

Глава Республики Коми В.А. Торлопов

Президент Чеченской Республики:

«Внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, с учетом Ваших предложений, несомненно, будет способствовать приведению действующего законодательства Российской Федерации на уровень требований международных актов по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, существенно изменит процесс отправления правосудия в нашей стране, и, одновременно, укрепит доверие людей к государственным и судебным органам».

Вы и члены вашей семьи вправе представить в суд заявление о влиянии на потерпевших о физических, эмоциональных и финансовых последствиях преступления на вас и о вашем мнении относительно вынесенного приговора. Вы имеете право представить свое влияние на потерю Заявление в Совет по условно-досрочному освобождению как часть его записей о правонарушителе. Вы имеете право быть заслушанным в любое другое время, которое сочтено подходящим судьей. Право участвовать в ключевых этапах судебного процесса.

Вы имеете право навещать с Прокурором до начала дела до того, как дело будет отклонено, и до вынесения приговора. Вы имеете право навещать сотрудника службы пробации о влиянии преступления на вас, прежде чем сотрудник подаст в суд полный отчет о присутствии правонарушителя. Право на финансовую помощь.

Президент Чеченской Республики Р.А. Кадыров

Администрация Вологодской области:

«Проблемы, поднятые в Докладе, связанные с недостатками законодательного обеспечения защиты прав потерпевших, считаем весьма актуальными и требующими серьезного отношения к ним со стороны Государства».

Заместитель Губернатора Вологодской области В.В.Касьянов

Вы можете подать заявку на компенсацию жертвы за определенные личные расходы, такие как медицинские, консультационные или похоронные расходы, или потерянная заработная плата, понесенная в результате преступления. Вы имеете право взимать плату за свидетеля за каждый день что вы должны быть в суде. Вы имеете право потребовать, чтобы судья распорядился, чтобы преступник выплатил реституцию за ваши потери, связанные с преступностью, и получить копию расписания реституции правонарушителя. Вы можете быть в состоянии преследуют гражданский иск за ущерб, причиненный в результате преступления, путем консультаций с частным адвокатом. Право на уведомление о выходе правонарушителя.

Администрация Калужской области:

«Рассмотрев представленный Вами специальный доклад «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений», поддерживаю Вашу обеспокоенность сложившейся в настоящее время в Российской Федерации ситуацией, связанной с правовым положением потерпевших от преступлений. …Считаю возможным согласиться с мнением, изложенным в докладе, о том, что действующее законодательство не в полной мере обеспечивает права потерпевших, гарантированные Конституцией Российской Федерации. …Вместе с тем считаю своевременными и обоснованными Ваши предложения по внесению изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в части установления норм, регулирующих правовое положение потерпевших и направленных на защиту их прав. В случае направления Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, регулирующих указанные правоотношения, в высший исполнительный орган государственной власти Калужской области данные законопроекты будут рассмотрены и поддержаны».

По запросу у вас есть право предварительного уведомления, когда правонарушитель перемещается на менее защищенную коррекционную установку. По запросу вы имеете право заранее уведомлять, когда нарушитель получает временное, временное или окончательное освобождение из-под стражи. У вас есть право быть информированным Советом по условно-досрочному освобождению о правопреемстве правонарушителя. Вы можете получить дополнительную информацию о преступнике, такую ​​как судимость или соблюдение правонарушителем условий приговора. Право на другие виды защиты в системе уголовного правосудия.

Заместитель Губернатора Калужской области Е.Л.Кениг

Правительство Курганской области:

«…Считаем, что тема Специального доклада является актуальной и требующей однозначного пересмотра действующего законодательства в части максимального восстановления прав потерпевших от преступлений при осуществлении правосудия. Правоприменительная практика свидетельствует о недостаточном правовом регулировании механизма возмещения вреда потерпевшему при отсутствии возмещения лицом, причинившим вред. Государство, как гарант обеспечения прав граждан, должно в определенных случаях самостоятельно осуществлять возмещение вреда или восстановление иных прав потерпевших от преступлений».

Вы имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов от вреда или угрозы вреда в качестве результат вашего сотрудничества с судебным процессом. Вы имеете право на безопасную зону ожидания, которая отделена от подсудимого и семьи подсудимого во время судебного разбирательства. У вас есть право требовать от работодателя и кредитора ходатайства прокуратуры, если преступление или ваше участие в судебном процессе вызывает проблемы с работодателем или в выполнении финансовых обязательств. Вы имеете право на любое имущество, изъятое в качестве доказательств, возвращенных вам, как как можно скорее, когда это больше не понадобится для правоохранительных целей. Вы имеете право на немедленное рассмотрение дела, связанного с вами. . Целевая задача нового законодательства была сосредоточена на укреплении прав жертв в уголовном судопроизводстве.

Первый заместитель Губернатора Курганской области А.И. Бухтояров

Администрация Курской области:

«Безусловно, действующее уголовное законодательство, сконцентрированное на наказании и его исполнении, четко определяет права подозреваемых, обвиняемых и осужденных и строго стоит на их соблюдении, в то время как потерпевшим от преступлений, к сожалению, такого государственного внимания не уделяется. Обеспечение потерпевшим возможности доступа к правосудию на сегодняшний день, похоже, не входит и в число приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов. При этом каждый человек не имеет гарантий завтра не стать потерпевшим. Согласен с Вашей позицией, что конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, должна сопровождаться ответственностью при ненадлежащем выполнении данной обязанности, в том числе и в виде возмещения материального ущерба, и в виде защиты от давления и угроз. Предложения, изложенные в Вашем специальном докладе, о приведении российского законодательства в части защиты прав потерпевших в соответствие с международными нормами и стандартами и внесении соответствующих изменений, касающихся прав потерпевших и обязанностей правоохранительных органов, в норма¬тивно-правовые акты, думаю, станут отправной точкой для системного решения поставленной проблемы».

И.о. Губернатора Курской области Н.А.Ткачёв

Администрация Ленинградской области:

«…проблемы, затронутые в докладе, являются актуальными, считаю целесообразным вынесение указанных рекомендаций на рассмотрение Федеральному Собранию Российской Федерации. Наиболее актуальной считаю рекомендацию, в которой предлагается дополнить Гражданский кодекс Российской Федерации нормой, в соответствии с которой государство должно взять на себя обязательства по компенсации вреда потерпевшим от преступлений, а также иждивенцам тех потерпевших, которые умерли или стали недееспособными, с последующим возмещением выплаченных сумм с осужденного в регрессном порядке, так как в настоящее время ущерб потерпевшим не возмещается».

Вице-губернатор Ленинградской области А.Д.Бурлаков

Губернатор Магаданской области:

«Считаю, что доклад в полной мере отразил остроту поднимаемых проблем. В связи с этим необходимо совершенствование законодательной базы по обеспечению эффективной защиты прав потерпевших от преступных действий лиц, совершивших преступления, а также принятие неотложных мер, пресекающих противоправные деяния. Уверен, полученные материалы найдут практическое применение на территории Магаданской области, в деятельности действующего при губернаторе области общественного органа — Комиссии по содействию развитию гражданского общества и правам человека».

Губернатор Магаданской области Н. Дудов

Администрация Омской области:

«Ко мне нередко обращаются жители области, пострадавшие от преступных посягательств, с просьбами помочь привлечь преступников к ответу, с жалобами на невозможность взыскать причиненный материальный ущерб, на волокиту следствия и суда и бесправное положение потерпевших в судебном процессе. Иные прямо говорят и пишут, что к пострадавшему правоохранительная система относится хуже, чем к преступнику. А в основе всего этого лежит явно недостаточное законодательное обеспечение защиты прав потерпевших от преступлений. Вы правы, неудовлетворительное выполнение государством задачи по эффективной защите прав потерпевших девальвирует саму идею правосудия, что не может не вызывать озабоченности и тревоги у граждан. Причиненный преступлениями материальный ущерб гражданам, согласно приговорам судов, возмещается в лучшем случае наполовину. Следует учитывать, что до 40 процентов корыстных преступлений вообще не раскрываются и потерпевшие остаются один на один со своими проблемами. Поэтому рекомендации доклада Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству по изменению законодательства заслуживают поддержки. Полагаю своевременным и Ваше предложение о создании специализированных подразделений по защите прав потерпевших в субъектах Российской Федерации».

Губернатор Омской области Л.К.Полежаев

Администрация Смоленской области:

«Отмечая всю важность и актуальность затронутых в докладе проблем правового положения потерпевшего в уголовном процессе, нарушения его прав как участника уголовного процесса, неравенства объема прав у потерпевшего и у подозреваемого и обвиняемого, Администрация Смоленской области считает особенно значимыми и требующими внимательного изучения и решения вопросы, связанные с защитой прав потерпевшего в связи с оказанием на него давления. Администрация Смоленской области поддерживает мнение о необходимости обеспечения государством эффективной защиты всего комплекса прав потерпевших от преступлений. … Принятие федеральных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности защищаемых лиц после завершения судебного процесса, информирования потерпевшего о факте освобождения осужденного из мест лишения свободы, реабилитации жертв насильственных преступлений, возмещения материального ущерба, позволит более эффективно осуществлять борьбу с преступностью и последствиями преступной деятельности. …Проведенный Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации анализ происходящих процессов и правоприменительной практики обозначил масштабность социально-правовой проблемы обеспечения защиты участников уголовного судопроизводства. … Изучение и проработка обозначенных в докладе вопросов позволяют качественно развивать деятельность по законодательному закреплению конкретных мер государственной защиты участников уголовного процесса».

И.о. Губернатора Смоленской области А.И. Логутов

Администрация Ямало-Ненецкого Автономного Округа:

«Тема доклада действительно актуальна. В настоящее время права потерпевшего, по сравнению с правами обвиняемого и подсудимого, защищены недостаточно. Об этом свидетельствует и отсутствие права воспользоваться услугами бесплатного защитника, и отсутствие законодательно урегулированного комплекса мер по обеспечению безопасности защищаемых лиц после завершения судебного процесса, и многое другое. Считаю рекомендации, предложенные Вами, необходимыми и достаточными для улучшения сложившейся ситуации на федеральном уровне».

Заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого Автономного Округа С.Н. Казарез

10 января 2014 года в силу вступил Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ " " (далее – Закон). Документ принят с целью расширения процессуальных прав потерпевших, что должно создать условия для реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве и обеспечить защиту их прав и законных интересов. Как отмечают разработчики , до его принятия вопросы защиты прав потерпевших в российском законодательстве были урегулированы недостаточно полно.

В связи с этим, изменению подверглись как общие процессуальные права потерпевших, так и права несовершеннолетних потерпевших, гарантии возмещения потерпевшим вреда, причиненного преступлениями. Также скорректированы особенности осуществления административного надзора в отношении осужденных за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, меры государственной защиты потерпевших, положения об информировании потерпевших о перемещениях осужденного и ряд других. Отдельные положения , тем не менее, вступят в силу только с 1 января 2015 года. В основном это нормы, направленные на защиту прав несовершеннолетних потерпевших.

Новые процессуальные права потерпевших

"Данная норма должна защитить права потерпевшего, прежде всего его права, закрепленные в , согласно которой он должен иметь реальную возможность обжаловать в суд по решения, затрагивающие его права. Однако если мы не придем к реально независимому суду на всех уровнях, то данные изменения в лучшем случае не будут реально обеспечивать права потерпевшего", – отмечает Ахмат Глашев , советник АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

По мнению Антона Матюшенко , расширение перечня процессуальных документов, которые должны вручаться потерпевшему, крайне позитивное, так как нередки случаи, когда потерпевший или представитель узнают о вынесенных по делу решениях только при ознакомлении с материалами по уголовному делу, теперь же потерпевший имеет право получать копии документов в ходе производства по делу.

Отдельный блок изменений связан также с правами потерпевшего в связи с проведением судебной экспертизы. Так, в отличие от действовавших ранее норм, следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы в том числе и потерпевшего, его представителя и разъясняет им права, предусмотренные . Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением ().

При назначении и производстве судебной экспертизы потерпевший или его представитель и его представитель вправе ():

  • знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;
  • заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту;
  • присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта предъявляются следователем, в том числе, потерпевшему, его представителю. При этом им разъясняется право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы ().

"Новелла, связанная с расширением прав потерпевшего в связи с проведением судебной экспертизы, на мой взгляд, носит позитивный характер. Потерпевший получил всю совокупность прав, благодаря которым он может полноценным образом участвовать в производстве экспертизы (одного из важнейших следственных действий), до этого многим потерпевшим приходилось проводить независимую экспертизу за собственный счет", – отмечает Антон Матюшенко .

"Это действительно существенный момент. Ибо часто потерпевший не может добиться справедливости именно виду ограниченности своих прав в связи с назначением судебных экспертиз. Это особенно касается случаев нанесения побоев, тяжких телесных повреждений. Опять же скажу, что они будут эффективными, если суды первой инстанции будут реально независимыми. Но это, по сравнению с другими новшествами, действительно существенное", – комментирует изменения Ахмат Глашев .

  • о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания;
  • о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы;
  • о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы в случае, если потерпевший или его законный представитель сделает соответствующее заявление до окончания прений сторон.

Если до окончания прений сторон потерпевший (его законный представитель) изъявил желание получать в обязательном порядке упомянутую информацию, суд одновременно с постановлением обвинительного приговора выносит определение или постановление об уведомлении потерпевшего (его законного представителя). Копия документа направляется вместе с копией обвинительного приговора в учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания.

В случае выезда осужденного к месту жительства или получения им разрешения на выезд за пределы исправительного учреждения, администрация уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя незамедлительно ( и ч. 6.1 ). Основание направления таких уведомлений – наличие в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ " "). В свою очередь органы внутренних дел теперь должны в письменной форме уведомлять потерпевшего и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора (п. 7 ч. 1 ).

Усиление ответственности потерпевшего

Закон устанавливает, что потерпевший не имеет права уклоняться от прохождения освидетельствования , от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

Возмещение вреда потерпевшему и охрана тайны его личности

По мнению Ахмата Глашева , описанные выше изменения в части введения дополнительных гарантий возмещения вреда потерпевшему можно расценивать как положительные, если они не станут механизмом давления на осужденного (обвиняемого).

"Но здесь очень велик соблазн манипулировать этим для своих целей", – отмечает эксперт.

Меры по защите прав несовершеннолетних потерпевших

С 1 января 2015 года по ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 16 лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, участие адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом. В этом случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета (). При этом законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего может быть отстранен от участия в уголовном деле , если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего потерпевшего. Это будет происходить на основании постановления дознавателя, следователя, судьи или определению суда. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего (ч. 2.2 ). Кроме того, ч. 3 дополнена положением о том, что разглашение данных о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 14 лет, без согласия его законного представителя не допускается.

С 1 января 2015 года также вступят в силу нормы, определяющие особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего (поправки к ). Так, обязательным станет участие педагога или психолога, если указанные следственные действия проводятся: с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля:

  • не достигшего 16 лет;
  • достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

По уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно в обоих случаях (ч. 4 ). При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Напомним, что сейчас присутствие таких специалистов обязательно только для детей, не достигших 14 лет.

Также с 1 января 2015 года применение видеозаписи или киносъемки станет обязательным в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Исключения составят случаи, когда несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки будут храниться в уголовном деле. Кроме того, оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также фото- и видеоматериалов, сделанных в ходе допросов, осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса. Тем не менее, по ходатайству сторон или по собственной инициативе суд сможет выносить мотивированное решение о необходимости допросить несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля повторно (ч. 6 ).

Меры государственной защиты потерпевших

Значительные изменения также произошли в сфере государственной защиты, в том числе и потерпевших. Так, меры государственной защиты могут быть применены после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера. Наряду с этим, при переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ему за счет средств федерального бюджета будет оказываться материальная помощь и возмещаться расходы, связанные с переездом (ч. 5 , Федерального закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, далее – закон о государственной защите).

Кроме того, для избрания в отношении защищаемого лица мер безопасности, предусмотренных , соответствующий орган теперь в обязательном порядке должен заключать с ним договор, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, права и обязанности самого органа и защищаемого лица при ее применении. Также орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица (см. ).


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча