27.06.2019

Гособоронзаказ. "Подводные камни" поставки товара с использованием специального счета. Государственный оборонный заказ 275 фз проблемы


Действующий сегодня федеральный закон (ФЗ) 275 о государственном оборонном заказе (ГОЗ) вместе с многочисленными последними изменениями призван усовершенствовать процессы в сфере, также он выполняет обеспечение данной системы эффективным государственным контролем. Указанный основной правовой документ отрасли является реакцией законодателей на ряд выявленных недостатков в отрасли (по аналогии с , рассматривающим вопрос аудиторской деятельности).

ФЗ 275 о государственном оборонном заказе

Этот российский нормативный акт действует с декабря 2012 г. (тот же декабрь является моментом, когда Дума приняла его). Дата вступления в силу последней редакции — июль 2017 г.

Федеральный закон 275 изменения 2018

Законодательный орган РФ в последнее время существенно модернизирует этот отдельный акт, то есть внесение новшеств происходит массово, применение свежей версии должно было начаться в мае 2017 г. Но из-за того, что был не затронут какой-то важный вопрос регулирующий контроль, то новый текст отправлен на доработку — так говорят новости из Думы, выполнение изменений будет закон закончено в ближайшие месяцы. Датой вступления изменений в силу называют июль 2017 года.

Практически все прошлогодние новшества, а также планируемые нововведения этого года касаются контроля за исполнением заказов, то есть исполнение положений ФЗ должно стать более точным, прозрачным.

Также читайте основные положения статьи 158 УК РФ часть 4

Комментарии к 275 ФЗ о государственном оборонном заказе с последними изменениями 2018

Ввиду существенных сложностей в исполнении документа больше поможет опытный консультант, его плюс в том, что он сможет объяснить практику применения акта, а также разъяснит сложные вопросы, что не может сделать неидеальное методологическое обеспечение со стороны Минобороны.

Настоящий Федеральный Закон значительно усовершенствовал порядок формирования ГОЗ, также ряд положений рассказывают, как происходит размещение, выполнение. Получить заказ будущий исполнитель может только через торги. Прописано правило, которое раскрывает принцип определения цены при торгах и, когда потенциальное предприятие-поставщик единственное. Сказано, что Правительство РФ может изменить цену контракта. Деньги, которое перечисляет заказчик могут тратиться только на выполнениеГОЗ.

Чтобы избежать какой-либо проблемы с не целевым использованием средств, каждому исполнителю открывают спецсчета, то есть деньги могут находиться только на них, исключения не делаются и для бюджетных организаций. Прибыль может находиться, где угодно. Документ устанавливает все положения, например, что такое контракт ГОЗ, прочие.

Перечень уполномоченных банков по 275 ФЗ о государственном оборонном заказе

Самостоятельное положение ФЗ разрешает банковский вопрос, то есть там сказано, что при работе сГОЗ можно пользоваться услугами финансовых учреждений, соответствующих критериям, то есть по платежеспособности, достаточности капитала, причем Банк России (ЦБ) должен предоставить, что банк имеет не меньше 100 млрд рублей. Также учреждение должно иметь лицензию, которая свидетельствует, что в организации смогут хранить секретность, если используемая информация не для всех. Кроме того, когда надо, то финансистами должна предоставляться банковская гарантия, а еще такое учреждение должно выполнять надзор за перемещением средств, которые попали на специальный счет. Ними должны проводиться консультации, сопровождение сделок (бесплатное).

Ввиду того, что такой список требований отсеивает большинство желающих учреждений, то перечень уполномоченных банков короткий, там есть Сбербанк, ВТБ, ВЭБ и еще несколько менее известных организаций.

Как работать в соответствии с 275 ФЗ государственном оборонном заказе

Чтобы, какая-либо организация имеющая промышленный потенциал получила заказ, нужно участвовать в торгах, выиграть их, получив об этом уведомление, затем открыть спецсчет, получить на них деньги от заказчика, использование которых обеспечит выполнение обязательств. Также нужно знать, что регулирование выполнения ГОЗ подразумевает предоставления ряда документов при выполнении каждой операции с деньгами.

Поскольку победа в тендере, реализация заказа во многом зависят от того, как предприятие изучит законодательство в данной сложной сфере, то лучше пройти обучение, которым может быть семинар, часто он проводится в разных крупных городах, причем это не только Москва, СПБ, например, в начале лета 2016 г. он пройдет в Сочи, также есть курсы по ГОЗ, особенность их в том, что они не только помогут изучить закон, но и дадут навыки определять заранее «подводные камни», а их здесь много, что поможет вызывать меньше авралов, стрессов, так как схема по которой выполняется работа станет понятней.

К нему, подготовлен Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями во исполнение перечня поручений Президента РФ по итогам совещания по вопросу соответствия качества вооружения и военной техники современным требованиям развития Вооруженных Сил РФ и военно-технического сотрудничества от 11 ноября 2009 г. N мк 2340.

Уточнение круга государственных заказчиков (возможность осуществления заказов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах разработки вооружения и военной техники, а также по созданию новых технологий их производства государственными заказчиками оборонного заказа, не имеющими в своем составе войск и воинских формирований), а также обязанностей государственных заказчиков, головных исполнителей (исполнителей) гособоронзаказа в целях повышения их ответственности за обеспечение эффективного размещения и выполнения оборонного заказа.

Предоставление права государственному заказчику при определенных условиях не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта;

Определение требований к конкурсной документации, в соответствии с которыми при размещении оборонного заказа на продукцию, принятую на вооружение (снабжение, в эксплуатацию), конкурсная документация (документация об аукционе) должна содержать указание на товарные знаки или наименование продукции;

Определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении оборонного заказа путем проведения торгов, а также определение цены государственного контракта в случае размещения оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в порядке, определяемом Правительством РФ;

Возможность изменения цены заключенного в соответствии с государственной программой вооружения государственного контракта на поставку продукции с длительным производственным циклом по решению Правительства РФ при утверждении оборонного заказа на очередной год или при уточнении оборонного заказа на текущий год.

Законопроектом определены основные принципы и методы государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по оборонному заказу, в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного исполнения оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя (исполнителя). При этом порядок регулирования цен и полномочия федеральных органов исполнительной власти в этой области устанавливаются Правительством РФ.

Законопроектом предусмотрены антимонопольные требования, применяемые к исполнителям гособоронзаказа, в целях контроля за изменением (повышением) цен на комплектующие изделия, сырье и материалы, используемые при производстве продукции, поставляемой по оборонному заказу. Установлена ответственность за нарушение норм комментируемого и иных нормативных правовых актов РФ в области гособоронзаказа.

Авторами законопроекта также указано, что его принятие позволит улучшить взаимодействие государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа, обеспечить контроль за использованием бюджетных средств, повысить эффективность решения задач по укреплению обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Статья определяет предмет регулирования комментируемого Закона или, говоря иначе, - сферу его применения. С общетеоретических позиций определение предмета регулирования законодательного акта представляет собой определение общественных отношений, которые урегулированы нормами этого акта и которые в силу этого становятся правовыми отношениями.

Во-первых, установление правовых основ государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением гособоронзаказа;

И, во-вторых, определение основных принципов и методов государственного регулирования цен на товары, работы, услуги (при этом для их обозначения введено сокращенное обозначение "продукция") по гособоронзаказу.

Устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения гособоронзаказа и регулирует отношения в этой области. Как видно, о принципиальном изменении предмета регулирования основного законодательного акта в сфере гособоронзаказа говорить не приходится.

При работе над проектом комментируемого Закона предмет его регулирования предлагалось изложить несколько в ином виде. Так, по одной из поправок предлагалось предусмотреть, что устанавливает основы государственного регулирования отношений, связанных с прогнозированием и планированием нужд обороны страны и безопасности государства, формированием, утверждением, особенностями размещения, выполнением и финансированием государственного оборонного заказа, осуществлением мониторинга в сфере государственного оборонного заказа, федерального государственного контроля (надзором) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере формирования, размещения, финансирования и выполнения государственного оборонного заказа, определяет основы государственного регулирования цен товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу.

По другой поправке предмет регулирования предлагалось указать в таком виде - Закон устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с прогнозированием, планированием, формированием, утверждением, особенностями размещения, исполнения, мониторинга, контроля и финансирования государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу. Соответственно, вместо указания на регулирование отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и исполнением гособоронзаказа, определение основных принципов и методов регулирования цен на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу предлагалось ввести указание на регулирование отношений, связанных с прогнозированием, планированием, формированием, утверждением, особенностями размещения, исполнения, мониторинга, контроля и финансирования государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на продукцию по гособоронзаказу.

Кроме того, предлагалось закрепить норму о цели комментируемого . Так, предлагалось определить, что целью Закона является создание правовых и организационных основ для реализации государственной политики в области ресурсного обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Однако, данные поправки отклонены как выходящие за рамки концепции законопроекта, принятого в первом чтении. При этом отмечено, что проблема, регулируемая поправками, должна стать предметом регулирования законопроекта "О государственной политике в области ресурсного обеспечения обороны страны и безопасности государства".

В определена система нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование отношений в сфере гособоронзаказа. Закон 1995 г. о гособоронзаказе такого регулирования не содержал.

Статьи в качестве основы такой системы нормативных правовых актов определяет Конституцию РФ. Речь идет в т.ч. о положениях Конституции РФ, относящих к исключительному ведению Российской Федерации такие вопросы, как установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти (п. "г"), установление правовых основ единого рынка (), оборона и безопасность (), оборонное производство (п. "м"), определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (п. "м"). В соответствии с Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ . Речь идет в т.ч. о норме данного Кодекса (в ред. от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ), предусматривающей, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

Федеральные законы в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для федеральных государственных нужд, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд;

Федеральными законами в области обороны и безопасности Российской Федерации, поставок продукции для федеральных государственных нужд, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд являются.

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

  • не имеет задолженностей по налогам,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • не состоит в РПН.

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. К ак и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

    Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

    После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

    Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

    Платить налоги и сборы,

    Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.
Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.

275 ФЗ о государственном оборонном заказе - это закон, регулирующий сферы государственного оборонного заказа. Рассмотрим основные положения Закона о гособоронзаказе, его сферу регулирования, а также изменения, произошедшие в 2019 году.

ФЗ-275 регулирует сферу исполнения оборонного заказа. Он предусматривает использование собственной системы терминов и понятий, устанавливает нормы, по которым осуществляется формирование, размещение и выполнение заказа, а также вводит обязательность госконтроля, основания и условия проведения проверок контролирующего органа. Закон в 2019 году претерпел серьезные изменения.

Общие положения

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 275 от 29 декабря 2012 года, целью которого, в первую очередь, является упорядочение торгов в Российской Федерации в области государственного оборонного заказа. Закон о гособоронзаказе представляет собой нормативный правовой акт, содержащий правила осуществления закупочных процедур в сфере оборонно-промышленного комплекса, устанавливает отношения между заказчиком и исполнителем.
Итак, гособоронзаказ представляет собой установленные Правительством РФ задания (необходимость) на определенную продукцию, работы или услуги для целей обеспечения безопасности и обороны страны, а также поставку товаров в сфере военного сотрудничества с зарубежными государствами.

Основные понятия

Статьей 3 ФЗ-275 закреплены основные понятия, используемые в указанном нормативном правовом акте. Так, среди лиц, участвующих в процессе гособоронзаказа, Законом названы: заказчик, головной исполнитель, исполнитель.
Заказчиками в сфере гособоронзаказа являются «Росатом», «Роскосмос», а также федеральный орган исполнительной власти. Необходимо обратить внимание на то, что головной исполнитель — это то лицо, с которым у заказчика заключен контракт, при этом исполнитель — лицо, которое входит в состав кооперации головного исполнителя.

Принципы

Среди принципов регулирования цен на товары в рамках оборонного заказа можно выделить следующие:

  • применение антимонопольных мер;
  • прибыльность поставок продукции;
  • рациональность и правомерность затрат исполнителей;
  • общее нормативно-правовое регулирование действий всех участников гособоронзаказа;
  • поощрение к сокращению расходов на поставки товаров;
  • соблюдение равновесия интересов между участниками.

Изменения Закона о государственном оборонном заказе в 2019 году

C 01.01.2019 275-ФЗ применяется с изменениями, внесенными в него Федеральным законом № 263-ФЗ от 29.07.2018. Этим документом пересмотрена терминология нормативного акта. В частности, изменилось значение терминов «уполномоченный банк» и «отдельный счет». Так, ранее уполномоченным банком могла стать только кредитная организация, выбранная головным исполнителем. Теперь же такой статус может получить и банк, определенный Правительством в рамках правил, установленных 275-ФЗ.

Функции отдельного счета пополнены операциями, разрешенными на основании п. 16 ст. 8.4 275-ФЗ, но только после исключения такой кредитной организации из категории уполномоченных банков.

Основные обязанности исполнителя оборонного заказа установлены в ст. 8 275-ФЗ. ФЗ-263 внес в их перечень изменения: в частности, теперь указано, что головной исполнитель обязан предоставлять госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта. Такая обязанность исполняется головным исполнителем в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

Статья 6 закона об оборонном госзаказе также изменена, но уже Федеральным законом № 571-ФЗ от 27.12.2018, вступившим в силу 08.01.2019. Норма дополнена новым правилом. С момента вступления законодательного акта в силу закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

Уже сформирован законопроект об очередных изменениях в закон об оборонном госзаказе. 26.11.2018 он был опубликован на официальном сайте проектов нормативных актов Министерством обороны. Проект вносит изменения, призванные обеспечить соблюдение принципа целевого расходования средств при выполнении государственного оборонного заказа, и прозрачность операций, осуществляемых головными исполнителями.

Важно отметить, что необходимость изменения законодательства в рассматриваемой нами сфере назрела давно. Первый нормативный правовой акт в данной области был принят в 1995 году. Важным шагом в регулировании гособоронзаказа стало включение указанной сферы в рамки ранее действующего Закона о размещении заказа. Также в 2017 году данный акт подвергался не единожды изменениям.

Итак, какие нововведения включает в себя 275-ФЗ о государственном оборонном заказе-2018?
Необходимо отметить, что изменился предмет регулирования указанного акта (появилась контролирующая функция). Также в рамках ФЗ № 275 теперь осуществляют закупки такие органы власти, как МЧС, ФСБ, МВД, ФСИН.

Кроме того, фз 275 о госзакупках (последняя редакция 2019), содержит следующие нововведения:

  • к основным обязанностям заказчика добавилось информирование об отнесении банка к банкам, которые вправе осуществлять банковское сопровождение в соответствии с требованиями норм ФЗ № 275;
  • норма 8.1 Закона № 275-ФЗ о банковском сопровождении также подпала под изменения. В 2019 года банк должен обладать соответствующей лицензией в целях работы в сфере гособоронзаказа. При принятии Правительством РФ положительного решения банк вносится ЦБ в специальный перечень. В процессе осуществления заказа исполнитель (головной) обязан выбрать из указанного перечня тот банк, который в течение всего времени действия контракта будет осуществлять банковское сопровождение.

Особое внимание следует обратить на принятые в 2019 году подзаконные нормативные правовые акты в области гособоронзаказа.

Во-первых, к данным документам относится Постановление Правительства № 353 (от 30.03.2018) . Постановление № 353 вступило в силу с 11.04.2018 и закрепило ограничение о недопущении предоставления субсидий лицам, которые были привлечены к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения договора (в случае, если таковая процедура для них являлась обязательной).

Во-вторых, необходимо упомянуть и о Приказе Минфина № 6н (от 15.01.2018) . Данный документ начал свое действие с 01.04.2018 и определил порядок предоставления выписок из заключенных контрактов (содержащих сведения, относимые к гостайне).

Важно отметить, что контрольным органом в сфере гособоронзаказа является Федеральная антимонопольная служба. С 2019 года ведомство осуществляет контроль, а также вправе выдавать предписания и накладывать штрафы. При этом по-прежнему функцией контроля наделен департамент по обеспечению государственного оборонного заказа.

13.07.2015 г. начала действовать новая редакция Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (далее по тексту - №275-ФЗ), положения которого в настоящее время применяются лишь к некоторым контрактам, абсолютную силу же они будут иметь только с 01.01.2017 года. Но наша задача не рассмотреть эти положения, а выявить ключевые противоречия в самом тексте закона и проблемы, которые они могут вызвать.

1. Первое важное противоречие можно поименовать вопросом - сколько счетов открывать ?

Флагманским новшеством в законе является введение особого правового режима использования денежных средств, полученных на исполнение государственного оборонного заказа (далее по тексту - ГОЗ). Следствием такого новшества явилась необходимость заключения всеми головными исполнителями, исполнителями договоров банковского сопровождения для открытия отдельных счетов. Несмотря на существование множества вопросов по использованию названных отдельных счетов (их рассмотрение не охватывается рамками настоящей статьи), проблемы возникают еще на начальном этапе - их открытии.

П.3. ч.1 Ст. 8 №275-ФЗ говорит о том, что договор о банковском сопровождении обязывает открывать для каждого контракта отдельный счет. Смотрим типовой договор о банковском сопровождении, предлагаемый и опубликованный в открытом доступе банком РОССИЯ (далее в статье будем использовать именно этот договор): «Счет [открываемый по договору - прим. О.И.] предназначен для проведения расчетов, осуществляемых в рамках сопровождаемого контракта». Т.е. для операций по одному контракту с одним контрагентом. Такое условие нас якобы вынуждает для каждого исполнителя, с которым мы будем работать в рамках ГОЗ, открывать новый отдельный счет, а, следовательно, и на каждый Счет заключать такой великолепный договор с банком. И вот только психологически приготовились к открытию неограниченного количества отдельных счетов, к увлекательной работе с ними, как видим в тексте договора другое условие: «Взаиморасчеты между Клиентом и всеми входящими в кооперацию головного исполнителя исполнителями в ходе исполнения контракта осуществляются через Счет и отдельные счета исполнителей». Т.е. компании все же достаточно одного счета и одного договора для работы со всеми участниками ГОЗ, что вполне разумно.

Казалось бы, проблемы не возникает, разобрались. Но вот только в контракты упорно включают цитируемое из закона условие, что сторона обязуется открывать для каждого контракта отдельный счет. Опять же, ничего страшного, но лишь до тех пор, пока не включают все в тот же контракт следующее условие одностороннего внесудебного расторжения договора : «Нарушение существенных условий контракта, при этом стороны договорились считать любое нарушение настоящего контракта существенным». Перспективы такой путаницы видятся в бестолковых судебных разбирательствах, которые следует предупреждать, работая в контрактной сфере. Именно по этой причине считаем формулировку «открывать для каждого контракта отдельный счет» неудачной, вводящей в заблуждение.

2. Второе противоречие поименуем так - бюрократический ритуализм на пути движения денежных средств.

Объективно, главной задачей каждого исполнителя ГОЗ всегда было, есть и будет извлечение прибыли. Но вот только государство стремится преломить такой взгляд на контракт и устанавливает жесткий контроль над денежными средствами, выделенными на его исполнение.

Повторюсь, в рамках настоящей статьи не рассматриваем все особенности правового режима использования отдельного счета, а лишь некоторые, наиболее важные моменты.

Рассмотрим два условия контракта, которые закон допускает, но их действия ставит в зависимость от присутствия в тексте договора. Речь пойдет о компенсационных выплатах и прибыли .

Компенсационные выплаты предназначены для возмещение после исполнения контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на Счете) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа дополнительно к требованиям, указанным в 3.1.15 Договора, указывать сумму платежа в распоряжении, не превышающую сумму расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, предусмотренного условиями контракта, реквизиты (дата/номер) акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг), соответствующие реквизитам таких документов, представляемым в БАНК одновременно с распоряжением согласно п.3.1.16 Договора.

Прибыль

Пп.«в» п.2 ч.1 ст. 8.3 №275-ФЗ говорит о том, что прибыль перечислить можно после представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) . Именно такой закрытый перечень документов устанавливается законом.

При этом существует общее правило, установленное п.2 ч.2 ст.8.5 №275-ФЗ, согласно которому «к документам, являющимся основанием для составления распоряжений, относятся акты приема-передачи товара (акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и иные документы, подтверждающие исполнение получателем средств своих обязательств по контракту (за исключением распоряжений на авансирование)». Явно следует, что при проверке банк должен истребовать не конкретные документы, а любые те, что подтверждают исполнение получателем средств своих обязательств по контракту.

В договоре. Дополнительно к предусмотренным п.3.1.15 требованиям, указывать в распоряжениях на перечисление денежных средств в оплату поставленных товаров, работ, услуг реквизиты (дата, номер) акта приема-передачи (акта сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг), товарно-транспортной накладной, счета, счета-фактуры и иных обосновывающих документов, соответствующие реквизитам документов, являющихся основанием для составления распоряжения и подтверждающих исполнение получателем своих обязательств по контракту, представляемых в БАНК одновременно с распоряжением согласно п.3.1.16 Договора

Типовой Договор банковского сопровождения предусматривает условие, что при перечислении исполнителю прибыли в распоряжении, помимо прочего, необходимо указывать «реквизиты (дата/номер) акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг) и других документов, подтверждающих исполнение получателем средств своих обязательств по контракту и позволяющие Банку осуществить проверку соответствия наименования поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), указанных в акте приема-передачи товара (акте выполненных работ, оказанных услуг) предмету контракта».

И последнее, о чем хочется коротко сказать, встречается в условиях контрактов, которые включают юристы, неправильно понявшие запретительные действия исполнителей. настолько абсурдно, что назову соответствующе - то, что нельзя, все же можно.

Ч.3 ст.8 №275-ФЗ запрещает действия (бездействия), влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по ГОЗ, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта. К таким действиях п.3 ч.3 ст.8 №275-ФЗ относит использовать полученных по государственному контракту, контракту средства на цели, не связанные с выполнением ГОЗ. При включении данного условия в текст контракта важно сохранить такую целостную формулировку, не оставляя в отрыве запрет на использование полученных денежных средств на цели, не связанные с выполнением ГОЗ.

В терминологии Мертона Р.К., как поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации/


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча