2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.
Наименование - федеральная целевая программа "Пожарная
Наименование - федеральная целевая программа "Пожарная |
Программы безопасность в Российской Федерации на |
период до 2012 года" |
Дата принятия - распоряжение Правительства Российской |
решения о разработке Федерации от 31 октября 2007 г. N 1532-р |
Программы |
Государственный - Министерство Российской Федерации по |
заказчик - делам гражданской обороны, чрезвычайным |
координатор ситуациям и ликвидации последствий |
Программы стихийных бедствий |
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 06.08.2008 |
N 1128-р государственными заказчиками данной федеральной целевой |
программы являются Минкомсвязь РФ, Минздравсоцразвития РФ и |
Госкорпорация "Росатом". |
Государственные - Министерство Российской Федерации по |
заказчики Программы делам гражданской обороны, чрезвычайным |
ситуациям и ликвидации последствий |
|
образования и науки Российской Федерации, |
Министерство связи и массовых коммуникаций |
Российской Федерации, Министерство |
здравоохранения и социального развития |
Российской Федерации, Федеральное |
агентство лесного хозяйства, |
Государственная корпорация по атомной |
энергии "Росатом", Федеральная |
служба по надзору в сфере транспорта, |
Федеральная служба по экологическому, |
технологическому и атомному надзору |
Основные - Министерство Российской Федерации по |
разработчики делам гражданской обороны, чрезвычайным |
Программы ситуациям и ликвидации последствий |
стихийных бедствий, Министерство |
образования и науки Российской Федерации |
Цель и задачи - целью Программы является снижение риска |
Программы пожаров до социально приемлемого уровня, |
включая сокращение числа погибших и |
получивших травмы в результате пожаров |
людей к 2012 году по сравнению с 2006 |
годом на 40 процентов, и снижение ущерба |
от пожаров на 44 процента. |
Основными задачами Программы являются: |
развитие инфраструктуры пожарной охраны, |
в том числе в населенных пунктах |
Российской Федерации, на объектах, |
критически важных для национальной |
безопасности Российской Федерации, и в |
закрытых административно-территориальных |
образованиях, проведение исследований по |
совершенствованию системы их оснащения и |
оптимизации системы управления; |
развитие инфраструктуры объектов системы |
подготовки пожарных и проведение |
исследований по разработке и внедрению |
новых информационных образовательных |
технологий; |
развитие экспериментальной базы пожарно- |
технических научно-исследовательских и |
образовательных учреждений, а также |
разработка и внедрение новых |
инновационных технологий в области |
обеспечения пожарной безопасности; |
развитие материально-технической базы |
объектовых противопожарных подразделений |
и их оснащение новыми средствами спасения |
и пожаротушения, обнаружения пожаров и |
оповещения населения; |
реализация мероприятий по обеспечению |
противопожарным оборудованием, в том |
числе проведение исследований по |
совершенствованию противопожарной защиты |
объектов и подготовки обслуживающего |
персонала, учреждений здравоохранения и |
социальной защиты, учреждений |
профессионального образования и |
общеобразовательных учреждений; |
разработка и реализация мероприятий, |
направленных на соблюдение правил |
пожарной безопасности населением, в том |
числе проведение исследований по вопросам |
обеспечения пожарной безопасности жилых |
зданий и зданий с массовым пребыванием |
людей и внедрение новых технологий в |
области обучения населения по вопросам |
пожарной безопасности |
Важнейшие целевые - эффективность реализации Программы |
показатели оценивается с использованием групп |
Программы целевых показателей, характеризующих |
снижение показателей обстановки, |
касающейся пожаров, в том числе снижение |
по отношению к показателю 2006 года: |
количества зарегистрированных пожаров; |
количества погибших людей; |
количества населения, получившего травмы; |
экономического ущерба; |
|
|
пожарной безопасности |
Сроки и этапы - Программа будет реализована в течение 5 |
реализации лет в 3 этапа. |
Программы На 1-м этапе (2008 год) предусматривается |
решение первоочередных задач Программы по |
обеспечению пожарной безопасности за счет |
финансовых средств субъектов Российской |
Федерации и организаций, а также |
разработка механизмов координации их |
деятельности. |
На 2-м этапе (2009 - 2010 годы) |
предусматривается решение следующих задач |
Программы: |
организация и проведение работ по созданию |
|
|
|
создание научных основ для реализации |
мероприятий Программы по разработке и |
внедрению новых инновационных технологий в |
области обнаружения и тушения пожаров, |
оповещения населения о пожарах, а также |
для создания новых средств спасения людей |
при пожарах и средств пожаротушения. |
На 3-м этапе (2011 - 2012 годы) |
планируются: |
завершение работ по созданию |
инфраструктуры системы обеспечения |
пожарной безопасности во всех населенных |
пунктах Российской Федерации; |
укрепление материально-технической базы |
системы обеспечения пожарной безопасности |
в Российской Федерации; |
внедрение пилотных проектов по |
противопожарной защите образовательных |
учреждений, учреждений социальной защиты и |
здравоохранения; |
создание систем обнаружения пожаров и |
мониторинга обстановки в районах крупных |
техногенных и лесных пожаров |
Объемы и источники - всего в 2008 - 2012 годах: |
финансирования за счет средств федерального бюджета - |
Программы 29212,7702 млн. рублей, |
из них: |
на научно-исследовательские и опытно- |
конструкторские работы - 1886,7515 млн. |
рублей, в том числе работы гражданского |
назначения - 401,9 млн. рублей; |
на капитальные вложения - 26624,0882 млн. |
рублей; |
на прочие нужды - 701,9305 млн. рублей; |
за счет средств бюджетов субъектов |
Российской Федерации - 111813,2 млн. |
рублей; |
за счет средств организаций - 54867,1 млн. |
рублей |
Ожидаемые конечные - достижение социально и экономически |
результаты приемлемого уровня пожарной безопасности, |
реализации создание эффективной скоординированной |
Программы и системы противодействия угрозам пожарной |
показатели опасности, укрепление материально- |
социально- технической базы и обеспечение |
экономической благоприятных условий для функционирования |
эффективности различных видов пожарной охраны; |
сокращение в 1,5 - 2 раза количества |
пожаров на объектах образовательных |
учреждений, учреждений социальной защиты, |
здравоохранения и других объектах с |
массовым пребыванием людей. |
Социально-экономическая эффективность за |
период реализации Программы составит |
252,6 млрд. рублей. |
В результате реализации Программы |
планируется достичь снижения основных |
показателей обстановки, касающейся |
пожаров, в том числе снижения по отношению |
к показателю 2006 года: |
количества зарегистрированных пожаров (на |
7 тыс. единиц в год); |
количества погибших при пожарах людей (на |
6,8 тыс. человек в год); |
количества населения, получившего травмы |
(на 5,2 тыс. человек в год); |
экономического ущерба (на 41 млрд. рублей |
в год); |
количества населенных пунктов, в которых |
не обеспечивается требуемый уровень |
пожарной безопасности (на 100 процентов) |
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.
В Российской Федерации в 2006 году произошло более 218 тыс. пожаров, в результате которых погибли 17065 человек и были травмированы 13379 человек, материальный ущерб составил более 90 млрд. рублей.
Более 70 процентов пожаров происходит в жилом секторе. Огнем уничтожается около 1,2 млн. кв. метров жилья. Размеры уничтоженной огнем жилой площади составляют более 3 процентов объемов вводимого жилья.
В 2006 году на пожарах спасено более 96 тыс. человек. При этом уровень риска пожаров в Российской Федерации выше, чем в других экономически развитых странах. Базовые параметры риска пожаров в 2006 году имели следующие значения:
Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в стране. Частота пожаров отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельности надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками.
Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническую оснащенность, обученность личного состава и др.).
Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.
Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации, осуществляемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий, в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.
Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на 1 кв. метр.
В Российской Федерации не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы прироста таких систем весьма низкие. В первую очередь это относится к объектам жилого фонда, в которых происходит основная масса пожаров (более 70 процентов).
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы до 2017 года приоритетным задачам социально-экономического развития Российской ФедерацииII. Предварительный анализ итогов реализации Программы до 2012 года
III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
VI. Ориентировочный срок и этапы решения проблемы программно-целевым методом
VII. Предложения по целям и задачам Программы до 2017 года, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам на вариантной основе
VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы до 2017 года
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
X. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы до 2017 года
XI. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы до 2017 года
XII. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы до 2017 года
ХIII. Предложения по механизмам формирования Программы до 2017 года
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы до 2017 года
Приложение № 1. Целевые значения показателей федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"
Приложение № 2. Распределение объемов финансирования по направлениям федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"
Приложение № 3. Объемы и источники финансирования федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (второй вариант)
Приложение № 4. Объем финансирования по направлениям федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (второй вариант)
Приложение № 5. Основные направления работ государственных заказчиков федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"
Приложение № 6. Распределение объемов финансирования федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" между государственными заказчиками
Государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 300. Ответственный исполнитель государственной программы - МЧС России, соисполнители - Минздрав России, Минстрой России и Ростехнадзор, участники - 15 федеральных органов исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Российская академия наук.
Реализация государственной программы рассчитана на период до 2020 г. В рамках реализации государственной программы задействованы ресурсы всех субъектов Российской Федерации, а также бизнес-сообщества.
Подпрограммы
Федеральные целевые программы
Целью введения института государственных программ Российской Федерации (далее - государственные программы) является переход к формированию и исполнению федерального бюджета в программном формате, начиная с бюджета 2014 года.
В Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах от 13 июня 2013 года отмечается, что модель постоянного роста бюджетных расходов, основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы к настоящему моменту исчерпала свои возможности.
В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
В новых макроэкономических реалиях при формировании проекта бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов для достижения среднесрочных целей бюджетной политики особое внимание следует уделить развитию программно-целевых методов управления.
Государственные программы Российской Федерации должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование. Проект федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, бюджеты некоторых субъектов Российской Федерации будут сформированы в структуре государственных программ. В то же время конечная эффективность «программных» бюджетов зависит от качества государственных программ, механизмов контроля за их реализацией.
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от августа 2010 г. № 588. Порядок не распространяется на государственную программу вооружения, предусмотренную Федеральным законом "О государственном оборонном заказе".
Государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Государственные программы утверждаются актом Правительства Российской Федерации.
Государственная программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие ведомственные целевые программы и основные мероприятия органов государственной власти. Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках государственной программы.
Разработка и реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее - ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - соисполнителями и участниками государственной программы.
Перечень государственных программ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1950-р и включает более 40 программ.
МЧС России определено ответственным исполнителем государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах », которая включает практически весь бюджет МЧС России и Ростехнадзора (соисполнителя программы) и 6 федеральных целевых программ.
Кроме того МЧС России является участником еще 9 государственных программ в качестве государственного заказчика федеральных целевых программ или исполнителя отдельных мероприятий государственных программ.
О проекте концепции федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийПучков Владимир Андреевич
2
ЦЕЛИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Целью Целью обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров. Ключевые мероприятия Ключевые мероприятия ФЦП направлены на сокращение числа погибших и травмированных при пожарах людей, а также на уменьшение количества пожаров, числа населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, увеличение числа спасенных при пожарах людей и снижение экономического ущерба. 4
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» создание и реконструкция многофункциональных пожарных депо на объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации, и в закрытых административно- территориальных образованиях; разработка новых образцов пожарной техники, робототехнических средств, средств мониторинга, экипировки, снаряжения пожарных, медицинского оборудования и средств для оказания помощи пострадавшим в результате техногенных ЧС и природных пожаров; разработка современных образцов роботизированных технических комплексов для выполнения операций по ликвидации пожаров; разработка инновационных инструментальных методов контроля за состоянием систем противопожарной защиты; развитие материально-технической базы системы подготовки профессиональных и добровольной пожарной охраны, а также другие. 5
Основные направления реализации ФЦП 6 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 317,5 млн. руб. Разработка специализированных материалов по формированию навыков противопожарного поведения населения Создание видеофильмов, видеороликов и телепередач по вопросам пожарной безопасности Развитие интернет-сайта «Пожарная безопасность» Разработка инновационных технологий и специализированных материалов по формированию навыков пожаробезопасного поведения населения
Основные направления реализации ФЦП 7 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – ,47 млн. руб. Строительство и реконструкция 224 пожарных депо, 27 испытательных пожарных лабораторий и 40 пожарно- технических центров Создание автоматизированных систем оперативного управления подразделений ФПС МЧС России Создание систем безопасности связи подразделений ФПС МЧС России
Основные направления реализации ФЦП 8 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 6 998,08 млн. руб. Оснащение пожарных депо специальной пожарной техникой, пожарно- техническим вооружением и специальным пожарным оборудованием Разработка пожарных комплексов, пожарно- спасательным катеров, специальных пожарных машин, робототехнических комплексов, средств и технологий тушения пожаров Внедрение современной пожарной техники и робототехнических комплексов в подразделения ФПС МЧС России
Основные направления реализации ФЦП 9 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 1 376,5 млн. руб. Разработка и внедрение инновационных технологий по установлению причин возникновения пожаров Разработка пилотных проектов по применению новых технологий и технических средств обеспечения пожарной безопасности Создание системы оперативного управления территориальных и местных гарнизонов пожарной охраны Внедрение современных средств и технологий оказания медицинской помощи пострадавшим при пожарах
Основные направления реализации ФЦП 10 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 9 532,55 млн. руб. Строительство и реконструкция объектов образовательных и научно- исследовательских учреждений МЧС России, ГК «Росатом» и Рослесхоза Разработка и внедрение системы дистанционного обучения по вопросам пожарной безопасности Разработка и внедрение учебно-тренажерных моделирующих и натурных комплексов для подготовки пожарных Совершенствование информационно- образовательных технологий в области пожарной безопасности
Основные направления реализации ФЦП 11 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 2 271,7 млн. руб. Разработка технических и организационных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности Разработка требований пожарной безопасности РФ при интеграции в международную систему норм пожарной безопасности Создание системы сбора, анализа и обмена информацией о противопожарном состоянии объектов Совершенствование системы экспертного исследования пожаров
Основные направления реализации ФЦП 12 Объемы финансирования из средств федерального бюджета – 237,2 млн. руб. Мониторинг реализации мероприятий Программы Мониторинг социальной эффективности выполнения мероприятий Программы Создание ежегодных информационно-аналитических сборников по реализации мероприятий Программы
13
14 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство лесного хозяйства Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» Снижение количества пожаров к 2017 году на 8,8 % по сравнению с 2011 годом Количество пожаров – При инерционном сценарии При реализации ФЦП
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» Снижение количества погибших при пожарах к 2017 году на 27,5 % по сравнению с 2011 годом Количество погибших на пожарах людей – человек При инерционном сценарии При реализации ФЦП
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ ФЦП «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА» Сокращение количества пострадавших при пожарах к 2017 году на 21,8 % по сравнению с 2011 годом Количество населения, получившего травмы при пожарах – человек При инерционном сценарии При реализации ФЦП
Обзор документа
Утверждена ФЦП "Пожарная безопасность в России на период до 2017 г.".
Ее цель - качественно повысить уровень защищенности населения и объектов экономики от пожаров. Среди основных задач - построить и реконструировать многофункциональные пожарные депо в населенных пунктах, на объектах, критически важных для национальной безопасности страны. Необходимо разработать и внедрить новые образцы пожарной техники, робототехнических средств, снаряжения пожарных.
Программа будет реализовываться в течение 5 лет в 2 этапа (2013-2014 гг. и 2015-2017 гг.). В результате планируют достичь следующего. Снизить пожарные риски в России и приблизить их к уровню развитых стран мирового сообщества. Возродить добровольную пожарную охрану. Укрепить материально-техническую базу различных видов пожарной охраны для их эффективного функционирования, особенно в условиях экстремальных природных явлений. Создать эффективную систему обеспечения пожарной безопасности объектов, имеющих международный статус, и социально значимых объектов. В 1,2 раза будет сокращено количество пожаров на объектах с высоким уровнем пожарной опасности, в населенных пунктах и на объектах экономики, находящихся в труднодоступных районах. Будут созданы сайт "Пожарная безопасность", автоматизированные системы оперативного управления пожарно-спасательными формированиями. Модернизируют системы связи при тушении пожаров.
Планируется снизить основные показатели обстановки с пожарами по отношению к показателям 2011 г. В частности, уменьшить количество зарегистрированных пожаров на 8,8%, погибших при пожарах людей - на 27,5%, населения, получившего травмы, - на 21,8%. Также планируется увеличить количество спасенных при пожарах людей на 20,2%. Число населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности, от общего количества населенных пунктов составит 5%.
Всего на реализацию программы в 2013-2017 гг. предусмотрено 204 млрд руб., в т. ч. из федерального бюджета - 35,8 млрд руб. Приведен порядок предоставления и распределения субсидий между регионами на реализацию мероприятий данной программы.