02.07.2019

Ведение гражданской обороны. Основания и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных её местностях Или отдельных ее местностях


Ведение Гражданской Обороны

одна из важнейших функций государства, составная часть обеспечения его безопасности и оборонного строительства в целом. Заключается в практическом осуществлении мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих в ходе военных действий или вследствие этих действий. Основными из них являются: проведение первоочередных мероприятий гражданской обороны по наращиванию возможностей обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей; приведение в полную готовность и задействование систем и органов управления гражданской обороны, соответствующих пунктов управления и средств связи; реализация мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами; приведение в полную готовность и задействование необходимых сил гражданской обороны; организация и проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, а также осуществление иных мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от возникающих опасностей военного характера; первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; всестороннее обеспечение действий сил и выполнения мероприятий гражданской обороны. Подготовка государства к В. ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (см. Подготовка к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий). В ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях. При этом организация и ведение гражданской обороны осуществляется с учётом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Ведение Гражданской Обороны" в других словарях:

    Ведение гражданской обороны - заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении… … Официальная терминология

    Государственная военная организация, составляющая основу сил ГО РФ и предназначенная для защиты населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, принимает участие в защите… … Словарь черезвычайных ситуаций

    АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ (АГЗ МЧС РОССИИ) - является военным образовательным учреждением высшего профессионального образования. Академия создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. № 968 на базе 37 Высших Центральных курсов… … Энциклопедия РВСН

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соотв … Википедия

    Гражданская оборона система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а… … Википедия

    Федеральное казначейство (Казначейство России) Общая информация Дата создания 8 декабря 1992 … Википедия

    система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Государственный орган - (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

    Военная (греч. taktiká искусство построения войск, от tásso строю войска), составная часть военного искусства (См. Военное искусство), включающая теорию и практику подготовки и ведения боя (См. Бой) соединениями, частями (кораблями) и… … Большая советская энциклопедия

Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения президентом РФ военного положения на территории или в отдельных ее местностях.

Перевод ГО на военное положение производится в порядке, установленным Правительство РФ.

Ведение гражданской обороны включает:

Проведение первоочередных мероприятий ГО по наращиванию возможностей по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Приведение в готовность систем и органов управления ГО;

Реализацию мероприятий ГО в соответствии с мобилизационными планами;

Приведение в готовность сил гражданской обороны;

Проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий;

Обеспечение действий сил и мероприятий ГО.

ГО в условиях военного времени должна обеспечить:

Подготовку и обучение всего населения страны способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение и укрытие в инженерных сооружениях различного типа населения страны;

Представление населению средств индивидуальной защиты в соответствие с установленными нормативами;

Эвакуацию населения из опасных районов (зон), в том числе и массовую эвакуацию (по особому распоряжению) населения из крупных городов в случае возникновения реальной угрозы ядерного нападения;

Отселение населения из зон боевых действий и опасных районов;

Эвакуацию материально-культурных ценностей в безопасные районы;

Проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам маскировки наиболее важных объектов;

Поддержание в готовности сил и средств для ликвидации последствий применения средств нападения на уровне. Обеспечивающим оказание помощи пострадавшим не позднее 4-6 часов;

Ведение постоянного контроля и наблюдения на территории страны за радиационной, химической и биологической обстановкой;

Поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление (в течение суток) функционирование необходимых коммунальных служб;

Захоронение трупов в сроки, не допускающие возникновение эпидемий;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Устойчивое управление мероприятиями ГО;

Осуществление мер по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.

Заключительной главой настоящего закона, статьей 18 определено финансирование мероприятий по гражданской обороне, о чем Вам будет доложено более подробно на специальных занятиях по данному вопросу.

Заключение:

1. В современной вооруженной борьбе ГО приобретает несколько иной характер и назначение чем прежде. Сохраняя оборонную функцию, она все больше занимает социальную, гуманитарную направленность.

2. Необходимо помнить, что развитие и совершенствование оружия массового поражения и других средств нападения противника требуют непрерывного совершенствования способов защиты от него, всей системы гражданской обороны.

3. Исходя из решаемых задач, деятельность гражданской обороны чрезвычайно многогранна и совершенствование ее – всенародное дело обязанность каждого должностного лица, каждого гражданина нашей страны.

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №28-ФЗ ОТ 12.02.98 г.)

«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ И ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА».
Ведение обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны , фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Как видно из приведенной выдержки преамбулы закона основной упор делается на ЧС военного характера, но нарастающие по проявлениям ЧС природного и техногенного характера, а также угроза терроризма постепенно смещают акценты деятельности именно к ним. В целом российская система ГОЧС представляет собой достаточно эффективную систему, во многом корреспондирующую с аналогичными системами в других странах и базирующуюся как на собственном опыте, так и на международном опыте.

Ниже показаны основные принципы действий ГОЧС федерального уровня (рис.) и схема деятельности ГОЧС субъектов федерации (рис.).
Рис. 11 Схема реализации задач гражданской обороны

Рис. 12. Схема организации гражданской обороны на примере Москвы
В целом созданная в России система ГОЧС позволяет решать задачи как для ЧС военного времени, так и противодействия ЧС природного и техногенного характера. В связи с тем, что изучение дисциплины «Гражданская оборона» имеет собственную программу, то в данном учебном пособии приведены только основные подходы к ее реализации.
Заключение

Учебное пособие «Управление в чрезвычайных ситуациях», материал которого изложен выше базируется на основных положениях программы обязатель­ной общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производствен­ной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эф­фективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохра­нение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Учебное пособие представило материал, необходимый для закрепления у обучаемых теоретически­х знаний и некоторых практических навыков, необходимых для:

Создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека ;

Идентификации негативных воздействий среды обитания естествен­ного, техногенного и антропогенного происхождения;

Разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

Проектирования и эксплуатации техники, технологических процес­сов и объектов экономики в соответствии с требованиями по экологической безопасности;

Обеспечение устойчивости функционирования объектов и техниче­ских систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

Принятия решений по защите производственного персонала и насе­ления от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по лик­видации их последствий;

Прогнозирования развития негативных воздействий и оценки по­следствий их действия.

Основной материал пособия развивает положения, изложенные в учебниках «Основы экологической безопасности строительства» и «Экологическая безопасность строительства» в большей части по взаимодействию с международными организациями при возникновении Чрезвычайных Ситуаций мирного времени.

В приложениях к учебному пособию приведен картографический материал по Российской Федерации, при помощи которого студенты смогут решать как учебные, так и практические задачи по оценке уязвимости территорий страны при их строительном освоении , оценивать природные и техногенные опасности и прогнозировать возникновение различных типов Чрезвычайных Ситуаций.
ГЛОССАРИЙ

Настоящий глоссарий содержит термины, встречающиеся в учебном пособии. Приводятся различные случаи употребления терминов.

Оценка (в период после наступления события, иногда оценка ущерба и потребнос­тей)

Деятельность по определению воздействия чрезвычайной ситуации или события на общество, потребностей в чрезвычайных мерах для спасения и сохранения жизней и мер по оказанию чрезвычайной помощи и скорейшего восстановления. Это- поэтапный процесс выполняемый совместно заинте­ресованными ведомствами, по оценке, интерпретации информации из раз­личных источников, касающейся как прямого так и косвенного ущерба, последствий ЧС краткосрочного и продолжительного характера. Сюда также входит оценка не только того, что произошло и какая помощь может потребоваться, но и определение целей и путей оказания чрезвычайной помощи. Внимание должно уделяться как краткосрочным потребностям так и долгосрочным последствиям события.

Оценка ущерба или оценка потерь

Подготовка специфических количественных калькуляций материального ущерба, понесенного в результате ЧС, включая выработку рекомендаций по реконструкции оборудования и сооружений и восстановлению хозяйст­венной деятельности и сельского хозяйства.

Катастрофа, бедствие, чрезвычайная ситуация

Неожиданное происшествие , нарушающее хозяйственную деятельность и нормальное функционирование общества. События или ряд событий, приводящих к человеческим жертвам и/или материальным потерям, разру­шениям инфраструктуры, разрушению жизненно важных услуг и умень­шению средств к существованию в масштабе, при котором пострадавшие не могут справиться с создавшейся ситуацией без посторонней помощи. Термин чрезвычайная ситуация иногда употребляется для описания катастрофической ситуации, при которых нарушается нормальный образ жизни (или экологической системы) и требуется чрезвычайное вмешатель­ство извне для спасения и сохранения человеческих жизней и/или окружа­ющей среды. ЧС часто классифицируются согласно причинам, которыми они были вызваны и быстроты последствий. (Смотри также внезапные стихийные бедствия, медленно нарастающие катастрофы, технологические катастрофы, промышленные катастрофы).

Управление в чрезвычайных ситуациях

Общий термин, включающий в себя все аспекты планирования и оказания чрезвычайной помощи, как в период наступления ЧС так и на последую­щем этапе. Он относится как к контролю риска так и к управлению в ЧС.

Митигация ЧС

Общий термин, включающий в себя все меры, предпринимаемые при при­ближении наступления разрушительного события , включая подготовительные и долгосрочные меры по снижению его разрушительного воздей­ствия, включает также процесс планирования и осуществления мер по снижению потерь от ожидаемых природных и промышленных катастроф. Стратегия и защитные мероприятия разрабатываются на основе оценки риска и политических решений касающихся уровней допустимого риска, и средств необходимых для этого со стороны государственных, и регио­нальных органов и внешних спонсоров.

Термин митигация используется некоторыми организациями/авторами в более узком смысле, который не включает подготовительные мероприятия и планирование. Иногда в понятие митигация включалось оказание чрез­вычайной помощи после наступления события, что в таком случае при­равнивается управлению в ЧС, как это сформулировано в настоящем гло­ссарии.

Подготовленность к ЧС

Мероприятия, которые приводят общество в состояние готовности общества:

(а) прогноз и заблаговременное планирование необходимых превентивных мер в отношении надвигающейся опасности (в случаях, когда заблаговременное предупреждение возможно), и

(б) реагирование и проведение мер по нейтрализации последствий ЧС путем организации и предоставления эффективной помощи и других видов содействия. Подготовленность включает создание и регулярную проверку систем предупреждения (связанных с системой прогнозирования) и планов по эвакуации и других мер, предпринимаемых в целях снижения опасности и для сведения к минимуму числа жертв и материального ущерба; обучение и переподготовку персонала и просвещение населения в зоне риска; создание определенных разработок стандартов, правил и оперативных планов на период ЧС; защиту средств и ресурсов, включая накопление запасов и распределение фондов и подготовку спасателей. Эти подготовительные мероприятия должны быть поддержаны соответствующим законодатель­ными актами.

Ожидаемый ущерб/ потери

Это - ожидаемое количество жертв и раненых среди населения и материальные потери, включая потери от нарушения экономической деятельности и функционирования основных служб в результате ЧС, вызванной природной или промышленной катастрофой, т.е. включает в себя оценку материальных , социальных, функциональных и экономических последствий.

Раннее предупреждение голода

Деятельность по наблюдению за ситуацией в зонах наиболее уязвимых к засухам, неурожаям и изменениям экономических условий для принятия превентивных мер до наступления ЧС.

Опасность, или угроза (или явление или событие)

Редкое или экстремальное событие, которое негативно влияет на жизнь

Людей их деятельность и материальные ценности и может вызвать потери

До степени бедствия.

Опасность, это природное или искусственно созданное событие, которое

Может вызвать материальные убытки, экономические потери или угрозу

Человеческой жизни, если оно случается в местах проживания людей, промышленных или сельскохозяйственных районах.

Однако следует отметить, что данный термин в более специфическом, математическом смысле, означает вероятность наступления события в обусловленный период времени и в определенном месте и определенной магнитуды или интенсивности.

Оценка опасности

(иногда анализ опасности или определение степени опасности) Деятельность по определению для заданных районов вероятности наступления потенциально опасного явления заданной магнитуды в обус­ловленный период времени.

Оценка опасности включает анализ исторических наблюдений, умелую интерпретацию существующих топографических, геологических , геомор­фологических и гидрологических карт и карт землепользования.

Картографирование опасности

Деятельность по географическому определению, где и в какой степени ожидаемое явление может представлять угрозу жизни людей, матери­альным ценностям, инфраструктуре и хозяйственной деятельности чело­века.

Картографирование опасности представляет результат оценки опасности на карте с указанием повторяемости, вероятности событий различной магнитуды или продолжительности.

Промышленные катастрофы

ЧС, непосредственной причиной, которых явилась человеческая деятельность, преднамеренная или другая. В отличие от технологических катастроф сюда входят ситуации, где имеются жертвы среди гражданского населения, наносится ущерб имуществу, службам жизнеобеспечения и средствам к существованию, также как и в результате войн, гражданских и других конфликтов.

Во многих случаях люди обязаны покинуть свои жилища , пополняя, таким образом ряды беженцев или перемещенных лиц.

Промышленная или технологическая опасность

Обстановка, которая может иметь катастрофические последствия для общества. Она складывается вследствие технологических процессов, воздействий, оказываемых человеком на окружающую среду и отношений между человеком и природой.

Природные опасности или угроза

Природные явления, происходящие поблизости и несущие опасность людям, сооружениям и материальным ценностям и которые могут стать причиной чрезвычайной ситуации. Они вызываются биологическими, геологическими, сейсмическими, гидрологическими и метеорологическими условиями и процессами, происходящими в природе.

Восстановление

Постоянное восстановление или замена сильно пострадавших сооружений, полное восстановление функционирования всех служб и местной инфраструктуры и оживление экономики и сельского хозяйства.

Восстановление должно полностью включаться в долгосрочные планы развития с учетом риска возможных в будущем чрезвычайных ситуаций и возможностей для их снижения путем включения надлежащих митигационных мер. Восстановление разрушенных сооружений и служб необя­зательно должно происходить в прежнем виде и в тех же местах. Оно может включать замену временных технических решений, принятых на этапе чрезвычайной помощи или реабилитации.

Риск

Для инженерных целей риск определяется как ожидаемые потери (челове­ческие жизни, пострадавшие, материальный ущерб , нарушение хозяйст­венной деятельности), вызываемые определенным явлением. Риск является функцией вероятности наступления события и потерь им наносимых. Отдельные специалисты используют данный термин для характеристики вероятности наступления ЧС, результатом которой явится определенный уровень потерь.

Социетальный элемент называется в зоне риска (или уязвимым), когда он подвергается угрозе события и по всей вероятности подвергнется воздей­ствию этой опасности при его наступлении. Населенные пункты, сооруже­ния, службы и их функционирование в таком случае считаются "в зоне риска".

Оценка риска (иногда анализ риска)

Действия по определению причин и масштабов потерь (в ЧС), которые можно ожидать в конкретных районах в течение определенного отрезка времени.

Оценка риска включает в себя анализ теоретических и эмпирических данных по определению вероятности известных опасностей определенной интенсивности или силы, случающихся в заданном районе ("картографи­рование опасности") и потерь (структурных и функциональных) ожидаемых для каждого элемента в зоне риска от каждой конкретной угрозы ("анализ уязвимости" и "оценка ожидаемого ущерба").

Картографирование риска

Нанесение на карты результатов оценки риска с указанием уровня потерь, которые можно ожидать в конкретных районах от конкретных видов опасности на конкретном отрезке времени.

Снижения уровня риска (долгосрочная программа)

Долгосрочные меры по снижению ущерба или продолжительности негативных последствий неизбежной и неотвратимой опасности путем снижения степени уязвимости населения, сооружений, служб и экономи­ческой деятельности.

Типичные меры по снижению риска включают в себя улучшенные строи­тельные нормы и правила, планирование землепользования, включая опре­деление зоны наводнений, диверсификация сельскохозяйственных культур и тд. Указанные меры часто подразделяются на "структурные" и "не­структурные", активные и пассивные.

Примечание: часть источников употребляют в этом контексте термин -митигация, другие предпочитают говорить о предупредительных меропри­ятиях.

Медленно наступающие чрезвычайные ситуации

Ситуации, в которых способность населения приобретать питание и другие средства к существованию медленно затухает до точки, когда сама жизнь людей ставится под угрозу. Такие ситуации типичны для засухи, неурожаев, эпидемий , или других форм "экологических ЧС".

Если такая опасность определена достаточно рано, превентивные меры могут быть предприняты для предупреждения человеческих страданий. Однако , если игнорируются признаки начала указанной ЧС, результатами могут быть экономический упадок и человеческие страдания, а также пот­ребность в организации чрезвычайной гуманитарной помощи, как резуль­тат наступления ЧС, но уже внезапного характера.

Внезапные ЧС, вызванные природными катастрофами

Внезапные ЧС могут быть вызваны такими природными катастрофами как землетрясения, наводнения, тропические ураганы или извержения вулканов. Такие события наступают внезапно или почти внезапно унося, жизни лю­дей, разрушая экономические структуры и материальные ценности.

Основания и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных её местностях

Чрезвычайное положение -- это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовой основой института ЧП являются нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ, нормы, содержащиеся в законах «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», «О безопасности», «О милиции», «О связи» и других законах.

В соответствии с требованиями ч. 1 статьи 56 Конституции РФ 30 мая 2001 г. был принят ФКЗ "О чрезвычайном положении"(далее Закон). В Законе подробно рассматриваются: цели, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; меры и ограничения, применяемые в этих условиях; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; гарантии прав граждан; ответственность должностных лиц в условиях чрезвычайного положения и др.

Законодательство о ЧП призвано помочь исполнительной власти устранить возникшую угрозу безопасности и в то же время не дать ей возможность восстанавливать правопорядок на основе должностной импровизации, любой ценой добиваться защиты конституционного строя. ЧП позволяет государственным органам применять чрезвычайные меры и одновременно не позволяет использовать неограниченный набор средств принуждения, перейти границу необходимых мер. С его помощью заранее определяется административный инструментарий, который способен эффективно противостоять экстремальной ситуации, адекватно реагировать на нее. В правовой регламентации ЧП одинаково заинтересованы как должностные лица, его обеспечивающие, так и население соответствующей территории. Первые -- поскольку он дает возможность действовать обоснованно, оперативно, не боясь ответственности за принимаемые чрезвычайные меры, а вторые -- поскольку режим гарантирует соответствие этих мер конституционным нормам о правах личности.

Чрезвычайное положение означает временно вводимый в соответствии с Конституцией и названным ФКЗ на всей территории России или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные ФКЗ отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Закон о ЧП реализовал концепцию единого правового режима для чрезвычайных ситуаций социального и природно-техногенного характера, хотя и с некоторыми различиями в характере применяемых мер и временных ограничений. Основанием для введения ЧП являются чрезвычайные ситуации (ЧС):

* социально-политического характера, выражающиеся в попытках насильственного изменения конституционного строя, межнациональных и региональных конфликтах, блокаде отдельных местностей, сопровождающиеся насилием, применением оружия;

* криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

* природного, техногенного, экологического характера, выражающиеся в стихийных бедствиях, катастрофах, эпидемиях, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, нарушение жизнедеятельности людей и требующие масштабных аварийно-спасательных работ. Реальное возникновение обстоятельств, перечисленных выше, еще не означает, что ЧП будет автоматически введено. Помимо фактических оснований введения ЧП закон определяет условия, при наличии которых этот режим объявляется. В результате проявления социальных и природно-техногенных факторов должна возникнуть такая ЧС, которая реально угрожает безопасности многих граждан или конституционному строю и устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. В большинстве случаев возникновения ЧС достаточно неотложных административных мер или менее жестких и ограничивающих правовых режимов. Если они не способны нормализовать обстановку -- ставится вопрос о введении ЧП.

В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток. По истечении указанного срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных Законом для введения чрезвычайного положения.

Поскольку в одном акте невозможно подробно урегулировать все перечисленные вопросы, вместе с указом о введении ЧП Президент издает иные правовые акты, закрепляющие компетенцию специальных временных органов управления, определяющие порядок осуществления отдельных чрезвычайных мер.

Подобная регламентация законом указов о введении ЧП связана с тем, что, во-первых, они являются актами «вторичного нормотворчества», и в то же время выполняют правоприменительную функцию, конкретизируя нормы закона о ЧП в отношении определенной ЧС, а во-вторых, положения указов выступают критериями, по которым Совет Федерации судит о соответствии их законодательству.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер -- совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей. Закрепляя перечень прав и свобод, которые могут быть правомерно ограничены в условиях ЧП, законодатель исходит из следующего: это должно способствовать нейтрализации, устранению угрозы безопасности, и они должны быть соотносимыми с возможностью их реального ограничения. При этом ряд прав и свобод не подлежит ограничению согласно ст. 56 Конституции Российской Федерации и требованиям международно-правовых актов. Этот перечень весьма обширный и включает, в частности право на жизнь, охрану государством достоинства личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания.

Особенно необходимо отметить сохранение гарантии судебной защиты прав и свобод, права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено, гарантии на получение квалифицированной юридической помощи, сохранение действия презумпции невиновности, о которой говорится в ст. 49 Конституции.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

1. Совместные для режимов социального и природно-техногенного характера -- особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

2. Социально-политические и контр криминогенные -- комендантский час; предварительная цензура; приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; «сплошная» проверка документов в местах скопления граждан; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет;

3. Природно-техногенные -- временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в ЧС продукции; отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных организаций при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц; в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ.

Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Войска и органы пограничной службы привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации (ст. 17 Закона).

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, и определяются его полномочия.

Комендант территории ЧП:

* издает обязательные к исполнению на соответствующей территории акты по вопросам обеспечения режима ЧП;

* устанавливает срок действия комендантского часа, определяет места содержания нарушителей требований режима;

* назначает комендантов участков и руководит их деятельностью;

* определяет порядок деятельности контрольно-пропускных пунктов;

* организует применение таких мер, как выдворение нарушителей общественного порядка за пределы территории, изъятие оружия, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных веществ и определяет места его хранения, досмотр транспортных средств, личный досмотр, проверка документов;

* привлекает к административной ответственности за нарушение требований режима ЧП.

При введении чрезвычайного положения на всей территории России все войска и воинские формирования передаются в оперативное подчинение федеральному органу исполнительной власти, определяемому Президентом РФ. На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.

В Законе "О чрезвычайном положении" приводятся нормативные положения, призванные обеспечить право на обращение в суд в условиях чрезвычайного положения и обязанность суда соблюдать установленные процессуальные правила.

Законом установлено, что правосудие на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. На указанной территории действуют все суды, учрежденные в соответствии с гл. 7 Конституции. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, а равно применение любых форм и видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное положение, по решению Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.

Деятельность органов прокуратуры РФ на территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом.

В Законе содержится ряд норм, которые определяют полномочия, порядок и пределы действий различных органов и должностных лиц, что также имеет важное значение в обеспечении прав свобод граждан, недопущении их необоснованного ограничения.

Меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) полномочий органов государственной власти и управления, установленных Конституцией, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. Указывается, что эти меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и оказывается необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ. Установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами России порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.

Граждане, должностные лица и организации за нарушение требований режима чрезвычайного положения, установленных в соответствии с настоящим ФКЗ, несут ответственность в соответствии с российским законодательством. Указы Президента РФ и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Федерации, принятые в целях обеспечения режима чрезвычайного положения и связанные с временным ограничением прав и свобод граждан, а также прав организаций, утрачивают силу одновременно с прекращением периода действия чрезвычайного положения без специального уведомления.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.

Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, военнослужащих внутренних войск и Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также превышение должностными лицами сил, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим ФКЗ гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Пocлe пpeoбpaзoвaния Bcepoccийcкoгo Oбщecтвeннoro Движeния в пoлитичecкyю пapтию, имyщecтвo BOД, coглacнo пepeдaтoчнoгo aктa пepeшлo в coбcтвeннocть oбpaзoвaннoй пoлитичecкoй пapтии. Cpeди дaннoгo имyщecтвa oкaзaлиcь: 8 квapтиp, 5 тpaнcпopтныx cpeдcтв, cпopтивный кoмплeкc, яxтa, двopeц кyльтypы. Для пoпoлнeния дeнeжныx aктивoв pyкoвoдcтвoм пapтии были ocyщecтвлeны cлeдyющиe мepoпpиятия:

а). 4 квapтиpы были пpoдaны, пpичeм 2 квapтиpы пpoдaны гpaждaнaм PФ, a 2 - инocтpaнным гpaждaнaм;

б). 3 eдиницы тpaнcпopтныx cpeдcтв пepeдaны в apeндy фepмepcким xoзяйcтвaм;

в). в cпopтивнoм кoмплeкce пpoвeдeн тypниp по pyкoпaшнoмy бoю, пpичeм вxoд в зaл ocyщecтвлялcя по билeтaм cтoимocтью oт 100 дo 400 pyблeй;

г). вo двopцe кyльтypы были пpoвeдeны двe лeкции, вxoд нa кoтopыe тaкжe был плaтный. Kpoмe этoгo, в пapтийнyю кaзнy пocтyпили пoжepтвoвaния: 21.09.2002 гoдa oт гp. Ивaнoвa И.И. 1985 гoдa poждeния в cyммe 6000 pyблeй, 26.09.2002 гoдa oт гp. Пeтpoвa П.П. 1974 г.p., кoтopый являeтcя кaпитaнoм милиции, в cyммe 10000 pyблeй и 27.09.2002 гoдa 12000 pyблeй oт нeизвecтнoгo лицa.

Пoлyчeнныe cpeдcтвa были изpacxoдoвaны cлeдyющим oбpaзoм:

25 % cyммы нaпpaвлeнo нa coздaниe гaзeты пoлитичecкoй пapтии, 10% cyммы - нa пpиoбpeтeниe opг.тexники в oфиc pyкoвoдcтвa пapтии. Ocтaвшиecя cpeдcтвa были пoмeщeны нa cчeтa Bнeш.Topг.Бaнкa и Moc.Бизнec.Бaнкa.

1)Kaкoe имyщecтвo мoжeт нaxoдитьcя в coбcтвeннocти пoлитичecкoй

пapтии и иcтoчники ero фopмиpoвaния?

В соответствии со ст. 28 Федерального Закона „О политических партиях“ в собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной этим законом и уставом политической партии.

Источниками формирования имуществом и денежными средствами являются: а) вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом политической партии; б) средства федерального бюджета; в) пожертвования; г) поступления от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями, а также доходов от предпринимательской деятельности; д) поступления от гражданско - правовых сделок; е) другие не запрещенные законом поступления.

2) Пpaвoмepны ли дeйcтвия pyкoвoдcтвa пoлитичecкoй пapтии по

фopмиpoвaнию и pacxoдoвaнию cpeдcтв пoлитичecкoй пapтии в

дaннoм cлyчae?

а) В соответствии с п.3в ст. 31 Закона разрешается продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества, поэтому продажа квартир и сдача в аренду транспортных средств правомерны;

б) Проведение платных спортивных мероприятий не входит в перечень разрешённых видов предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 31);

в) Проведение лекций разрешено как информационная деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач (п. 3а ст. 31);

г) Получение пожертвований oт гp. Ивaнoвa И.И. 1985 гoдa poждeния и неизвестного лица неправомерно, т. к. в соответствии с п. 3 ст. 30 не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет и анонимных жертвователей;

д) Получение пожертвования от капитана милиции Петрова правомерно только в том случае, если оно поступило безналичным перечислением. Если же пожертвование осуществлено наличными денежными средствами, то оно в размере 10000 рублей неправомерно, т. к. в соответствии с п. 2 ст. 30 общая сумма ежегодных пожертвований наличных денежных средств от одного физического лица не должна превышать десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году передачи указанных средств;

е) Расходование полученных денежных средств также неправомерно:

В соответствии с п. 4 ст. 30 пожертвования Иванова, неизвестного лица, а также превышение суммы Петрова от 10 минимальных политическая партия течение месяца со дня их получения должны вернуть жертвователям, а в случае невозможности возврата передать в доход Российской Федерации;

В соответствии с п. 2 ст. 29 политическая партия вправе иметь только по один расчетный счет.

Нормативные акты и литература

Koнcтитyция PФ. - M., 1993.

Фeдepaльный кoнcтитyциoнный зaкoн «O чpeзвычaйнoм пoлoжeнии» oт 30 мaя 2001 г. // CЗ PФ. - 2001. - N° 23.-Cт.2277.

Фeдepaльный зaкoн «O пoлитичecкиx пapтияx» oт 11 июля 2001 г. // CЗ PФ. -- 2001. - N° 29. - Cт. 2950.

Фeдepaльный зaкoн «Oб oбщecтвeнныx oбъeдинeнияx» oт 19 мaя 1995 г. // CЗ PФ. - 1995. - № 21. - 1930.

Бaглaй M.B. Koнcтитyциoннoe пpaвo Poccийcкoй Фeдepaции. - M., 2001.

Koзлoвa E.И., Kyтaфин O.E. Koнcтитyциoннoe пpaвo Poccии. - M., 2002.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Т.2. Отв. ред. Б.А.Страшун. -М.: издательство БЕК, 2000.

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. -М.: Юристъ, 2002.

Энциклопедический словарь "Конституция Российской Федерации".

§ 2. Понятие, конституционные основания и процедуры введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

История проблемы. Если в современной России режим чрезвычайного положения не имеет обширной практики своего применения, то в дореволюционной истории страны различные виды чрезвычайного положения использовались достаточно широко, что объяснялось особенностями политического и социального развития страны во второй половине XIX в. Впервые возможность объявления чрезвычайных режимов на той или иной части территории империи была закреплена в принятом 14 августа 1881 г. после убийства императора Александра II Положении «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Чрезвычайные режимы были охарактеризованы как меры по введению «исключительного положения» и классифицировались на два возможных типа: режим усиленной охраны и режим чрезвычайной охраны. Исключительное положение предусматривало усиление ответственности как частных лиц, так и органов власти за неисполнение обязанностей, которые на них возлагались, а также расширение круга полномочий существующих управленческих структур, ответственных за охрану государственного порядка и общественной безопасности, и предоставление специальных прав специально учреждаемым временным правительственным органам*1. Известно, что в 1901 г. режим исключительного положения распространялся более чем на 1/3 населения России. Но уже в период с 1905 по 1907 г. положение усиленной или чрезвычайной охраны объявляется правительством в 60 губерниях и областях, в 25 губерниях и областях вводилось военное положение. На части территории современной России чрезвычайное положение вводилось дважды: 7 ноября 1991 г. на территории Чечено-Ингушской Республики и 2 ноября 1992 г. на территориях Северо-Осетинской Республики и Ингушской Республики.

_____
*1. См.: Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1912, Т. 14, прил. 1 к ст. 1 (прим. 2); Ивановский В.В. Административное право. — Казань, 1911; Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. — М., 1891.

Применение режима чрезвычайного положения в Российской Федерации предусмотрено положениями ст. 56 и 88 Конституции РФ, а также Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении».

Чрезвычайное положение, как следует из Конституции и вышеназванного Закона, — это вводимый в соответствии с действующим законодательством на всей территории РФ или в ее отдельных местностях правовой режим, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, прав организаций и общественных объединений и возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и если их устранение без применения чрезвычайных мер невозможно. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» к таким обстоятельствам относит:

1) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями и создающие угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф чрезвычайные экологические ситуации (эпидемии, эпизоотии и др.), повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ и подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. О принятом указе информируются палаты Федерального Собрания РФ. В течение 72 часов с момента обнародования указа он должен быть утвержден Советом Федерации (не утвержденный указ о введении чрезвычайного положения по истечении 72 часов после обнародования утрачивает силу). О введении чрезвычайного положения Министерство иностранных дел в соответствии с международными обязательствами РФ, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок обязано уведомить Генерального секретаря ООН и информировать Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от международных обязательств РФ, об объеме этих ограничений и причинах принятия такого решения. На Министерстве иностранных дел лежит также обязанность ставить в известность указанные международные структуры о прекращении чрезвычайного положения. Кроме того, указанный орган должен в течение суток с момента принятия Советом Федерации постановления об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения уведомить сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

Вводимое на всей территории страны чрезвычайное положение не может превышать 30 суток, а в ее отдельных местностях — 60 суток. Режим чрезвычайного положения может предусматривать следующие меры и ограничения на территории, на которой введено чрезвычайное положение: полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; установление ограничений на свободу передвижения в границах данной территории, а также введение особого режима въезда и выезда с нее; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, а также особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения массовых мероприятий (собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования); запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества.

Кроме того, Президент может своим указом предусмотреть и другие меры: введение комендатского часа (запрета в установленное время суток находиться в общественных местах без специального на то разрешения); ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; приостановление деятельности политических партий, иных объединений граждан, если это препятствует устранению обстоятельств, послуживших основанием введения чрезвычайного положения; ограничение или запрещение оборота оружия, взрывчатых веществ; выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, где оно введено; продление срока содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении актов терроризма и других особо тяжкие преступлений на весь период действия чрезвычайного положения (но не более чем на 3 месяца).

Среди указанных мер особое значение имеет введение режима комендатского часа — режима чрезвычайного положения, связанного с запретом в установленное время суток находиться в общественных местах без специального на то разрешения; осуществление единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения. Президент РФ назначает коменданта территории, который: издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения, обязательные для исполнения на данной территории; устанавливает время и срок действия комендатского часа; определяет особый режим въезда на территорию; устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства; определяет порядок и место хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники; выдворяет в установленном порядке за пределы территории, на которой введен режим чрезвычайного положения, лиц, нарушающих этот режим; устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на данной территории и др. Комендант осуществляет руководство комендатурой, деятельность которой определяется положением, утверждаемым указом Президента.

От режима чрезвычайного положения следует отличать понятие зоны вооруженного конфликта. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. «О зонах вооруженных конфликтов» выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия — Алания и Республики Ингушетия в октябре-ноябре 1992 г. отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Выполнение же поставленных задач на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча