01.07.2019

Срок действия декларации пожарной безопасности образовательного учреждения. Как составить декларацию пожарной безопасности организации. Декларация пожарной безопасности производственного объекта. Где можно получить


Что такое декларация пожарной безопасности?

Какую информацию включают в декларацию?

Кто оформляет декларацию?

Что будет, если не оформить декларацию?

Что такое декларация пожарной безопасности

Кто оформляет декларацию

Обычно декларацию составляет застройщик, если это проектируемый объект, или собственник, если это существующий объект. Самой трудной будет процедура оценки пожарных рисков. Чтобы ее провести, нужно иметь довольно глубокие знания по пожарной безопасности.

Есть две методики, по которым определяют пожарный риск:

  • для производственных объектов используют методику, утвержденную приказом МЧС России от 10 июля 2009 г. № 404;
  • для остальных зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности применяют методику, утвержденную приказом МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382.

Функциональная пожарная опасность

По пожарной опасности здания разделяют на следующие классы:

Ф1 - здания для постоянного проживания и временного пребывания людей, в том числе:

  • Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
  • Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
  • Ф1.3 - многоквартирные жилые дома;
  • Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные;
  • Ф2 - здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений, в том числе:
  • Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным числом посадочных мест в закрытых помещениях;
  • Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
  • Ф2.3 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест на открытом воздухе;
  • Ф2.4 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения на открытом воздухе;
  • Ф3 - здания организаций по обслуживанию населения, в том числе:
  • Ф3.1 - здания организаций торговли;
  • Ф3.2 - здания организаций общественного питания;
  • Ф3.3 - вокзалы;
  • Ф3.4 - поликлиники и амбулатории;
  • Ф3.5 - помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей;
  • Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани;
  • Ф4 - здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления, в том числе:
  • Ф4.1 - здания общеобразовательных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • Ф4.2 - здания образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов;
  • Ф4.4 - здания пожарных депо;
  • Ф5 - пожарные отсеки производственного или складского назначения, входящие в состав зданий с классами Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, в том числе:
  • - Ф5.1 - производственные здания, сооружения, производственные и лабораторные помещения, мастерские;
  • Ф5.2 - стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта;
  • Ф5.3 - сельскохозяйственные здания.

Оценкой пожарных рисков занимаются специализированные организации. Стоимость такой услуги начинается от 50 000 рублей по московским расценкам и зависит от площади предприятия.

Предупреждает

Алексей АНДРЕЕВ,

генеральный директор ООО «ЭАЦ «Технологии труда» (Москва)

При подаче декларации не забудьте приложить к ней расчеты по оценке пожарного риска (если он проводился) и копию страхового полиса (если объект застрахован). Иначе в пожарном надзоре МЧС России откажутся регистрировать документ.

Как самостоятельно оформить декларацию

Если оценивать пожарные риски не требуется (Для предприятий, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ), то декларацию вполне можно разработать самостоятельно. В организации этим может заняться специалист по пожарной безопасности или сотрудник, ответственный за пожарную безопасность. Для этого не нужно никаких лицензий или аккредитаций. Главное - соблюдать форму документа, которая установлена приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91.

Что будет, если не оформить декларацию

Если при проверке обнаруживается отсутствие декларации пожарной безопасности , то владелец объекта может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20.4 КоАП РФ. За это и иные нарушения должностное лицо может быть оштрафовано на сумму от 6 до 15 тысяч рублей, юридическому лицу придется заплатить от 150 до 200 тысяч рублей. Разумеется, документ составляется в том случае, если категория помещения по взрывопожарной опасности того требует.

В случае отсутствия декларации при проверке на объекте в рамках особого противопожарного режима виновные могут быть подвержены административному штрафу в следующих размерах: должностные лица от 15 до 30 тысяч рублей; юридические лица — от 400 до 500 тысяч рублей.

Если из-за этого человек получит тяжелое повреждение здоровья, нарушителю грозит:

  • штраф до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за шесть месяцев;
  • либо ограничение свободы на срок до трех лет;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 219 УК РФ).
  • Если человек погибнет, нарушителю грозит:
  • ограничение свободы на срок до пяти лет;
  • или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 2 ст. 219 УК РФ).

Ответы на ваши вопросы

На какой срок разрабатывается декларация?

Правда ли, что декларация имеет ограниченный срок действия? Тогда как часто нужно ее сдавать?

Нет, это неправда. У декларации нет срока действия, ее нужно сдать один раз за все время существования объекта. Переработать документ и сдать повторно придется, если:

  • изменятся сведения об объекте, в том числе его функция (например, магазин решат переоборудовать под ресторан);
  • изменятся требования пожарной безопасности.

Нужно ли согласовывать декларацию?

С кем нужно согласовать декларацию и где ее зарегистрировать? Могут ли отказать в регистрации? Что делать в такой ситуации?

Декларацию не нужно согласовывать, а только зарегистрировать в территориальном органе государственного пожарного надзора МЧС России. Есть несколько основных причин для отказа в регистрации декларации:

  • документ не соответствует форме, установленной приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91;
  • не заполнен первый раздел декларации без обоснования причины;
  • не приложен отчет по оценке пожарного риска (в случае указания величины риска) или копия договора страхования (в случае если объект застрахован);
  • декларация не подписана разработчиком;
  • некорректные сведения на титульном листе;
  • документ не прошит и не скреплен печатью.

При отказе вам вернут декларацию с письменным перечнем ее недостатков. Документ нужно будет переделать и подать на регистрацию повторно.

Кто проверяет наличие декларации?

Кто может проверить наличие у организации декларации пожарной безопасности?

Проверить наличие зарегистрированной декларации, а также правильность ее заполнения мож ет только сотрудник государственного пожарного надзора МЧС России во время плановой или внеплановой инспекции.

Впервые требование о наличии на каждое здание или сооружение такого документа, как декларация пожарной безопасности, появилось в августе 2008 году, с принятием Федерального закона .

Появилось много вопросов как у собственников, так и у сотрудников пожарного надзора, связанных как с оформлением, так и с содержанием. В феврале 2009 года МЧС России определило форму и порядок регистрации, но вопросов не стало меньше. В этой статье постараюсь дать некоторые пояснения по таким вопросам.

Зачем нужна и что это такое

– это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (федеральный закон “Технический регламент о требованиях ПБ”).

Исходя из определения, следует, что декларация ПБ это официальное заявление собственника объекта о его действиях по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований ПБ своего объекта, для обеспечения допустимого риска исходя из социально-экономических условий, который может привести к гибели человека в результате пожара.

Изначально планировалась как документ, содержащий перечень требований, которые собственник объекта должен соблюдать при эксплуатации здания или сооружения. Тем самым у собственника под рукой всегда была как бы “шпаргалка” по пожарной безопасности конкретного объекта. Мысль светлая, но на деле все обстоит совсем не так.

Начну с истории. С 2007 года в МЧС России исключена функция по осуществлению государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности. Это повлекло за собой сложности в учете вновь построенных объектов в органах государственного пожарного надзора, так как сведения для взятия на учет и дальнейшего планирования надзорной работы было просто не где взять.

Структурные подразделения органов строительного надзора и Росреестра не были обязаны передавать такие сведения в МЧС России. Так или иначе декларация пожарной безопасности являлась хорошим подспорьем в деле по учету вновь введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. Немаловажно то, что декларация содержит полную информацию о самом объекте с указанием адреса, а также всю необходимую информацию о собственнике объекта, включая его контактные данные. Эта информация в первую очередь используется органами пожарного надзора для организации проведения проверок объектов.

Наказание за отсутствие

За отсутствие ввели административное наказание в виде предупреждения или штрафа, как и за другие нарушения требований ПБ а именно:

  • от 1 000 до 1 500 рублей – на граждан;
  • от 6 000 до 15 000 рублей – на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 150 000 до 200 000 тысяч рублей на юридических лиц.

Суммы штрафов как за нарушение требований ПБ, хотя декларация не имеет отношения к обеспечению пожарной безопасности. Отсутствие этого документа правильнее было бы классифицировать как непредставление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Штрафы за такие нарушения на порядок ниже:

  • на граждан в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей.

Но здесь есть сложность. Нигде не упоминается о том, что декларация ПБ нужна для осуществления органами государственного пожарного надзора его законной деятельности. Хотя как изложено выше, другой цели для регистрации декларации в органах пожарного надзора не наблюдается.

Разработка

Вопрос: В каких случаях необходимо разрабатывать?

Отмечу, что наличие требуется не для всех зданий и сооружений.

Не требуется разрабатывать для:

  • гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
  • объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
  • строений и сооружений вспомогательного использования;
  • отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  • жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных объектов, а также технически сложных или уникальных объектов;
  • буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

При этом есть исключения. Декларация пожарной безопасности подготавливается в любом случае если:

  • проводится расчет для оценки пожарного риска;
  • проводится оценка возможного ущерба третьим лицам от воздействия пожара, например при добровольном страховании ответственности.

Стоит упомянуть о том, что может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования ПБ.

То есть, если вы являетесь собственником нескольких объектов, то имеете полное право подготовить одну декларацию на все свои объекты. Рекомендую выбрать другой вариант, так как объекты в большинстве случаев отличаются друг от друга и соответственно требования пожарной безопасности к ним предъявляются тоже разные.

Вопрос: Кто может разрабатывать?

Из официальных разъяснений МЧС России следует, что необходимо сначала определить, на какой объект необходимо разработать: проектируемый или существующий.

На проектируемый объект, в том числе при проведении расчетов по оценке пожарного риска, разработка производится застройщиком либо проектной организацией. Отмечу, что расчеты пожарных рисков, равно как и разработка декларации о ПБ с такими расчетами, могут проводить только аккредитованные в МЧС России организации.

На существующий объект – собственником, или лицом, владеющим объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

Вот здесь стоит задуматься, о том является застройщик или собственник, которые к примеру являются физическими лицами, специалистами пожарной безопасности. В подавляющем большинстве случаев – нет. Следовательно, этим будут заниматься специализирующиеся в этой области люди и организации, но при этом ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений будут нести собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором.

Использование

Вопрос: Куда и кому нужно предоставлять декларацию пожарной безопасности?

Чтобы получить правильный ответ гораздо проще проконсультироваться по этому вопросу в ближайшем подразделении государственного пожарного надзора лично или про телефону, так как необходимо узнать адрес, время приема граждан или как это сделать используя сеть Интернет. Если такой возможности нет или вы хотите узнать больше о структуре органов государственного пожарного надзора МЧС России, а может по другой причине, попробуйте разобраться в следующем:

  • при расположении объектов на территории закрытого административно-территориального образования, особо важных и режимных организаций – в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения;
  • при расположении объекта, на территории двух и более федеральных округов – в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России;
  • при расположении объекта, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН регионального центра МЧС России;
  • при расположении объекта, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты – в структурное подразделение соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;
  • при расположении объекта защиты, в пределах территории одного муниципального образования – в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Представление декларации в органы ГПН

Вам предоставляется выбор из двух вариантов:

  • направить на бумажном носителе в двух экземплярах непосредственно или по почте;
  • направить в электронном виде непосредственно, по почте, либо с использованием сети Интернет.

В электронном виде можно направить через федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)” или в сканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения.

В любом случае лучше уточнить куда отправлять, чтобы избежать путаницы.

Сроки представления

Для объектов, эксплуатирующихся на 1 мая 2009 года, должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 года.

Для введенных в эксплуатацию зданий и сооружений после 1 мая 2009 года должна предоставляться в органы государственного пожарного надзора в течение одного года.

Для проектируемых объектов после 1 мая 2009 года представляется застройщиком или заказчиком до ввода их в эксплуатацию.

Изменение или обновление документа

Периодичность обновления не установлена, но есть ряд условий при которых документ придется переделывать, а именно:

  • В случае изменения содержащихся в ней сведений (например: смена собственника, изменения назначения здания или сооружения);
  • в случае изменения требований ПБ.

С первым как бы все ясно, но вот второе условие… Формально с каждым изменением нормативных документов по пожарной безопасности необходимо переделывать декларацию или вносить в нее изменения и заново ее направлять на регистрацию в органы государственного пожарного надзора. К примеру, в Правила противопожарного режима в Российской Федерации после 2012 года вносилось уже несколько изменений (17.02.2014, 23.06.2014, 06.03.2015, 10.11.2015, 06.04.2016). Специально умалчиваю о других документах, содержащих требования пожарной безопасности, в которые вносились изменения или принятых вновь (а их не мало). Искренне сомневаюсь, что кто-либо переделывал декларацию или вносил в нее изменения хотя бы пять раз. То есть нарушение за которое можно привлечь к ответственности есть у всех собственников и всегда.

Резюмируя изложенное можно сделать следующие выводы:

  1. Документ, который ни как не влияет на обеспечение пожарной безопасности здания или сооружения.
  2. Не нужна в практической деятельности и не интересна собственникам объекта.
  3. Нужна органам государственного пожарного надзора для учета объектов и планирования своей работы по их проверке, но при этом это ни как не афишируется.
  4. Документ который правильно может разработать не каждый, что дает постоянную возможность зарабатывать организациям, осуществляющем свою деятельность в области ПБ.
  5. Документ, наличие которого уже предусматривает административную ответственность, так как он чаще всего будет содержать требования пожарной безопасности, которые уже к моменту проверки изменились.

P.S. Не могу удержаться от комментариев относительно заявления отдельных должностных лиц государственного пожарного надзора относительно того, что декларации пожарной безопасности разработаны на 100% объектов. Тут ложь и правда “в одном флаконе”.

Огромные сомнения, что все собственники, в том числе проживающие за границей, подали декларации. Ложь заключается в том, что ряд деклараций пожарной безопасности были возвращены собственникам объектов без регистрации по причине того, что указаны не все (или не те) пункты нормативных документов, которые содержат требования пожарной безопасности. Но де-факто, декларации были составлены по установленной форме и направлены в органы государственного пожарного надзора в установленные сроки, а проверять должностным лицам государственного пожарного надзора полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, разрешено только в период проверки самого объекта, но ни как не при регистрации декларации. Собственники этих объектов не стали направлять декларации повторно, а просто сохранили письменные отказы в регистрации деклараций, которые подтверждают, что требование закона они выполнили.

Среди важных документов организаций и предприятий выделяется декларация пожарной безопасности. Она необходима как надёжное подтверждение соблюдения нормативов безопасности, связанных с возможным возгоранием и пожаром.

Декларация может составляться на всё предприятие (организацию) или на отдельные корпуса, строения, помещения.

Чем характеризуется документ и где его наличие необходимо

Наличие декларации является обязательным при введении в эксплуатацию многих объектов капитального строительства, для которых предусматривается экспертиза документов на этапе проектирования. Ее составляют для ряда объектов:

  • зданий детских садиков;
  • иных детских учреждений;
  • центров для инвалидов и престарелых неквартирного типа;
  • госпиталей и больниц;
  • корпусов интернатных образовательных учреждений и т. д.

Однако имеются и объекты, для которых составлять декларацию необязательно. Это, например, общежития и гостиницы, спальные корпуса пансионатов и санаториев, жилые строения (в частности, многоквартирные) с этажностью до трёх этажей.

Сюда же включают строения зрелищного и культурно-просветительского назначения, нежилые строения высотой менее трёх этажей и площадью до 1500 м 2 , не являющиеся опасными и не обладающие уникальным статусом.

Принцип декларирования пожарной безопасности применяется не только в России, но и во многих других странах.

Подавая декларацию (а порядок здесь строго уведомительный), собственник недвижимости имеет возможность избежать длительных согласований с официальными органами, в ведении которых находится пожарная охрана.

Собственник сам решает, какие требования нужно выполнить на объекте, какую именно противопожарную инструкцию подготовить. В декларацию также включается список нормативной документации, обязательной к выполнению.

Есть заблуждение, что декларация по пожарной безопасности имеет некий срок действия. Но это всё-таки не так. Данный документ является бессрочным. Он дополняется изменения и уточнениями или разрабатывается снова в случае изменения ситуации на объекте или при изменении норм в сфере безопасности.

Какие сведения здесь указывают

Данный документ по пожарной безопасности начинается с титульного листа с наименованием декларируемого юрлица или объекта.

Здесь необходимо рассчитывать вероятность пожара и успешность плана эвакуации, оценивать возможное воздействие на людей, находящихся внутри здания, поражающих факторов (огонь, дым) и меры, принятые для понижения вероятности пожаров.

Кроме того, здесь должно рассматриваться такое понятие, как индивидуальный пожарный риск. Для находящегося внутри здания в самом удалённом месте от выхода человека этот риск не может превышать одной миллионной за год (данное положение прописано в № 123-ФЗ).


Обойтись без расчёта пожарного риска и пропустить первый раздел декларации можно, если объект сдан в эксплуатацию до того, как в действие вступил № 123-ФЗ (это произошло летом 2008-го).

Второй случай – на объекте уже выполняются требования, установленные техрегламентами и иной нормативной документацией в сфере пожарной безопасности (и это задокументировано).

Второй раздел посвящён оценке вероятного ущерба имуществу сторонних лиц. Важно отметить, что у собственника имеется возможность застраховать ответственность за ущерб, который может получить в результате пожара имущество сторонних лиц.

И именно во втором разделе вписываются реквизиты страховой компании. Можно отказаться от страхования, но тогда ущерб оценивают своими силами и определяют его размер.

Если в здании нет арендаторов, не предполагается хранения имущества посторонних лиц, если соблюдены все необходимые , то в декларации можно написать, что ущерб исключён.


В третьем разделе перечисляют и противопожарные требования, которые уже исполнены, и требования, которые должны выполняться в соответствии с нормативной документацией.

В этом же разделе указываются различные мероприятия, обеспечивающие безопасность: создание планов эвакуации, установка датчиков оповещения о задымлении и открытом огне и так далее.

При необходимости проконсультироваться по оформлению третьего и других разделов возможно в Госпожнадзоре.

Кто имеет право оформить декларацию

Как правило, составлением декларации занимается застройщик (если объект пока ещё на стадии проектирования) или же собственник (если это уже реальный объект).

Наиболее сложным этапом эксперты традиционно считают проведение оценки пожарных рисков. Для такой оценки необходимо иметь специальные знания.

Разумеется, при желании собственник или застройщик может прибегнуть к услугам специализированной организации или консультанта. Впрочем, нельзя забывать, что стоимость подобных услуг может быть довольно высока.

В целом оформление и представление декларации не требует получения лицензий, аккредитации, и дополнительных согласований. Сдавать такую декларацию тоже весьма просто - её нужно направить в Госпожнадзор МЧС по обычной почте с уведомлением.

У многих также возникает вопрос, кому стоит подписывать данную декларацию. На практике лучше всего, если это сделает директор.

Ведь именно директором, как правило, подписываются договоры на приобретение и сервисное обслуживание систем противопожарной защиты и иные документы, связанные с этой темой.

Если же в декларации стоит подпись ответственного сотрудника, то к ней желательно приложить ещё и доверенность, где будет сказано, что сотруднику действительно делегируется право подписать её.

Как оформить самостоятельно

Специалисты считают, что, допустим, самому собственнику вполне по силам заполнить бланк этой декларации. Особенно если не требуется оценки пожарных рисков.

К руководителям малого и среднего бизнеса у инспекторов по пожарной безопасности сейчас более лояльное отношения. Требования несколько упростились. Предприниматели при оформлении этого документа не столкнутся с непреодолимыми сложностями.

Нужно лишь соблюсти форму документа, установленную приказом МЧС России от 2009 года № 91. Кстати, на официальном сайте МЧС можно даже скачать образцы заполнения деклараций для разных типов зданий - это должно помочь в работе.

Безусловно, на серьёзных и крупных предприятиях и организациях, особенно если они связаны с хранением или производством взрывоопасных веществ, оформление противопожарной декларации следует доверить специалистам.

Тут уже точно нужно будет рассчитывать риски и заключать договор страхования на возмещение ущерба сторонним лицам.

Процесс заполнения декларации становится значительно сложнее, но ведь на таких предприятиях, как правило, работают инженеры, отвечающие за технику безопасности. И они в принципе могут всё рассчитать по находящимся в свободном доступе методикам.

Можно ли не оформлять

За неоформление декларации или указание в ней не соответствующих действительности сведений можно получить штраф в соответствии с КоАП:

  • для ИП он составляет от тысячи до полутора тысяч российских рублей;
  • для должностных лиц - от шести до пятнадцати тысяч российских рублей;
  • для организаций (юрлиц) - от 150000 до 200000 российских рублей.

Декларанту может грозить и уголовное наказание. Если человеку из-за несоблюдения мер по пожарной безопасности был нанесён тяжёлый вред здоровью, виновному может быть назначен:

  • штраф до 80000 рублей или в размере зарплаты или иного дохода за полгода;
  • ограничение или лишение свободы на срок до трёх лет (статья 219 УК РФ).

Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ и статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и составляется в отношении объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:

    отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

    жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи; которые имеют общую стену (общие стены) без проемов, расположены на отдельном земельном участке и имеют выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

    многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещение общего пользования, и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

    отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, не предназначенных для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением строений, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными;

    отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, предназначенных для осуществления производственной деятельности, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых они расположены, установлены санитарно-защитные зоны, или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными.

Пожарную декларацию также необходимо разрабатывать для следующих строений:

    зданий детских дошкольных образовательных учреждений;

    специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирного типа);

    больниц;

    спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

Декларация разрабатывается для того, чтобы собственник объекта знал, какие требования предъявляются к находящемуся в его владении строению, и какие из них в настоящее время выполняются.

По этой причине декларация пожарной безопасности подписывается именно собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании.

Пожарная декларация на проектируемый объект защиты подписывается застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации. Для проектируемых зданий документ необходимо предоставить до ввода в эксплуатацию.

Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к ней и регистрируются в установленном порядке.

Декларация пожарной безопасности составляется согласно установленной форме в двух экземплярах, подписывается и направляется в территориальный орган МЧС России непосредственно либо по почте. (Приказ МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91).

Орган ГПН МЧС России регистрирует декларацию в соответствующем перечне и присваивает ей регистрационный номер. Один экземпляр зарегистрированной декларации возвращается декларанту непосредственно либо по почте.

Декларация пожарной безопасности предоставляется в надзорные органы в уведомительном порядке. В настоящее время Законом не предусматривается ее согласование в каких-либо инстанциях. Регистрируются все декларации, которые соответствуют установленной форме.

Проверка достоверности содержания пожарной декларации осуществляется при проверке объекта инспектором ГПН МЧС России.

В случае недостоверности сведений, указанных в декларации, накладывается штраф на юридическое лицо. Минимальный штраф за нарушение требований пожарной безопасности с июля 2011 года составляет 150 000 рублей. .

В состав декларации обычно входит расчет пожарного риска .

Расчет производится, если на объекте есть нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности.

Отчет по оценке риска подписывается экспертами, проводившими оценку пожарного риска, утверждается руководителем организации, проводившей расчёты, скрепляется печатью, прикладывается к пожарной декларации.

Решение о проведении оценки пожарного риска на объекте собственник принимает самостоятельно. Расчет не является обязательным при составлении декларации.

Расчет пожарного риска позволяет обосновать наличие ряда нарушений пожарной безопасности при проверке инспектора ГПН МЧС России.

Для снятия объекта с надзора ГПН МЧС России проводится аудит пожарной безопасности .

Декларация пожарной безопасности не имеет срока действия, она уточняется или разрабатывается вновь, в случае изменения содержащихся в ней сведений или изменения требований пожарной безопасности. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в установленном порядке.

Пожарная безопасность тех или иных товаров – важный критерий, который рассматривается при их покупке и продаже, эксплуатации и пересечении границы. Декларация пожарной безопасности подтверждает, что объекты соответствуют требованиям, перечисленным в Федеральном законе №123-ФЗ от 22.07.2008.

Нормативное регулирование

Обозначенный выше закон – это основной стандарт при оформлении данной декларации, поскольку именно он прописывает принципы и требования пожарной безопасности, приводит классификацию пожаров и показатели пожароопасности.

О документе

Или , чья деятельность тесно связана с реализацией или производством товаров, имеющих отношение к пожарной безопасности, обязаны знать как можно больше об этом документе. Оформлять его нужно регулярно, потому что срок его действия – всего пять лет.

Понятие и назначение

В декларации пожарной безопасности заявитель сообщает данные о безопасности своих товаров, а представитель аккредитованного учреждения подтверждает их на основе выполненных лабораторных испытаний.

Виды и особенности

Декларацию пожарной безопасности часто путают с обязательным сертификатом пожарной безопасности, но это разные документы. В декларации сведения сообщают два участника: заявитель и аккредитованный орган, а сертификат оформляет только надлежащее учреждение, оценивая соответствие товаров нормативным требованиям.

Ещё одно отличие заключается в том, что подать заявку на оформление декларации может исключительно резидент Российской Федерации, будучи юридическим или физическим лицом, то есть индивидуальным предпринимателем.

Когда используется

Декларация требуется в следующих случаях:

  • продажа товаров;
  • покупка;
  • эксплуатация.

Тонкости оформления этой декларации зависят от того, отечественные или импортные товары находятся в центре внимания. От этого зависит набор документов, на основе которых готовится документ.

Для отечественных товаров

Для отечественных товаров нужны следующие официальные бумаги:

  • надлежащая заявка, где владелец (производитель) товаров сообщает о своём желании оформить декларацию;
  • договор аренды;
  • нормативно-техническая документация на товары: допускается или ГОСТ, или ТУ;
  • данные о товарах: , сфера применения, артикул;
  • прилагаемые образцы для выполнения испытаний при необходимости.

Для импортных товаров

При декларировании импортных товаров список необходимых официальных бумаг такой:

  • заявление с просьбой оформления декларации;
  • ОГРН;
  • коды статистики;
  • копия договора на поставку;
  • сведения о производителе: наименование, адрес, контактные данные;
  • сведения о товаре;
  • прилагаемые образцы для осуществления испытаний.

При оформлении этой декларации необходимо соответствовать следующим тезисам:

  • Поскольку в подготовке документа участвуют две стороны, ответственность за характеристики продукции несёт как заявитель, так и учреждение, подтвердившее пожарную безопасность продукции.
  • Декларация на поставку импортного товара подписывается в прочной связи с договором на её поставку. Копия договора входит в пакет документов, которые собирает заявитель для подготовки документа.
  • Декларация создаётся только в обязательной, а не в добровольной форме. Это ещё одно отличие её от сертификата, который заявитель может подготовить при самостоятельном решении.

Этапы оформления

Процедура оформления документа подразумевает следующие этапы:

  1. Обращение в специализированную организацию.
  2. Предоставление ей всех необходимых документов.
  3. Выполнение организацией тестирования переданных образцов.
  4. Подготовка декларации на основе полученных результатов.

Пожарную безопасность аккредитованный орган проверяет в лаборатории на основе следующих параметров:

  • показатели взрывоопасности и пожароопасности;
  • изучение производственного процесса, а именно его стабильности, необходимой для длительного обеспечения надлежащей пожаробезопасности.

Рассматриваются следующие факторы:

  • горючесть;
  • образование дыма;
  • токсичность и опасность продуктов, образующихся при горении;
  • скорость воспламенения.

Обязательное декларирование

Обязательному декларированию подлежат следующие категории товаров:

  • строительные материалы;
  • отделочные материалы;
  • промышленное и строительное оборудование (некоторые его виды);
  • средства защиты от огня;
  • техника, применяемая для огнетушения;
  • продукция, обладающие определёнными противопожарными характеристиками (например, противопожарные двери);
  • материалы и вещества, которые легко и быстро воспламеняются.

Защита прав

При оформлении декларации пожарной безопасности необходимо заручиться поддержкой аккредитованного учреждения, например, центра стандартизации или сертификационной организации. Эти службы обеспечивают полное сопровождение, осуществляют необходимые тесты и испытания, а на основе их результатов оформляют документ.


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча