07.07.2019

Правовая викторина: «Что такое право? Внеклассное мероприятие "правовая викторина" Вступительное слово воспитателя


Методическая разработка открытого мероприятия по учебной дисциплине Право – «Знатоки права»

Федоренко Екатерина Владимировна

Образовательное учреждение : КГБПОУ «Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

Аннотация к уроку: представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по темам «Правоотношение», «Правонарушение» помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по праву. Материалы урока можно использовать и во внеклассной деятельности.

Предмет – Право

Курс : 1

Тема : Викторина «Знатоки права»

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Цель: выявить уровень усвоения материала по Праву и умения применять его на практике.

Задачи занятия:

1. Способствовать формированию уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка.

2. Формировать личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством.

3. Повысить интерес к Праву, творческому восприятию изученного материала.

Время реализации занятия – 45 минут

Метод обучения: словесный, практический, использование приемов технологии развития критического мышления.

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, проектор.

Сценарий урока

Добрый день! Я рада вас видеть. Мы начинаем викторину «Знатоки права». Сегодня в нашей игре принимают участие две команды. Идет представление команд (команды заранее придумывают названия и девиз).

Командам предстоит пройти шесть конкурсов:

1. «Блиц-опрос».

2. «Лото понятий».

3. «Исторические деятели».

4. «В поисках истины».

5.

6. «В шутку о серьезном».

7. «Снежный ком».

Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов. А оценивать выступления команд будет компетентное жюри. Идет представление жюри.

1 конкурс «Блиц-опрос».

Сейчас мы проверим, умеют ли наши команды работать сплоченно. Итак, уважаемые игроки, каждая команда должна ответить на десять вопросов в отведенные на конкурс три минуты. Если вы не знаете ответ на какой-либо вопрос, можно сказать «пас» и перейти к следующему вопросу. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Вопросы I команде:

1. Кто является главой Российской Федерации? (Президент)

2. Устойчивая связь гражданина с государством, влекущая за собой равные права и обязанности. (Гражданство)

3. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)

4. Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерацией)

5. Выраженное в законах и в других государственных актах, охраняемое государством общеобразовательное правило поведения. (Норма права)

7. Выборное лицо, участвующее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, обвиняемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель)

9. Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)

10. Акт о нарушении общественного порядка. Документ с записью допроса (Протокол)

Вопросы II команде:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция РФ)

2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? (Человек до 18 лет)

3. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)

4. Тайное хищение имущества. (Кража)

5. Из перечисленных ниже субъектов РФ свои конституции могут принимать: области, края, республики, автономные округа. (Республики)

6. Независимость и самостоятельность государства во внутренней и внешней политике. (Суверенитет)

7. Терпимость по отношению к другому мнению, поступку, позиции. (Толерантность)

8. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. (Эмансипация)

9. Человек, совершивший преступление? (Преступник.)

10. Самое распространённое административное наказание. (Штраф.)

2 конкурс «Лото понятий» . (1 балл за каждое понятие в зависимости от полноты ответа)

Объясните смысл.

1 команда

Презумпция невиновности - один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Основной принцип презумпции невиновности гласит: «Обвиняемый не виновен, пока не доказано обратное».
Рецидив - совершение лицом нового преступления после осуждения за предыдущее деяние в случае, если судимость не снята и не погашена в установленном законом порядке

2 команда

Аффект - сильное душевное волнение, выражающееся в кратковременной, но бурно протекающей психической реакции (ярость, ужас, гнев и др.), во время которой сознание и способность мыслить сужаются.

Апатрид - лицо без гражданства

Продолжаем викторину, переходим к III конкурсу.

3 Конкурс «Исторические деятели».

Перед вами портреты знаменитых исторических деятелей: Наполеон Бонапарт, Фома Аквинский, Робеспьер, Александр II. Вы должны выбрать по очереди двух исторических деятелей и ответить на их вопрос в течение одной минуты. Правильный ответ оценивается в три балла.

Наполеон Бонапарт

«Размышляя в конце жизни о том, в чем действительно заключается моя слава, я пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных мною сражений. Настоящую славу, считаю я, мне принес один юридический документ. Как он назывался?»(Гражданский кодекс)

Фома Аквинский

«В своей книге я написал: «Право может быть двояким: либо оно вытекает из соглашения и называется положительным, либо из самой природы вещей». Как называется право, вытекающее из самой природы?» (Естественное право)

Робеспьер

« Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так вместо «валета» появилась карта – «равенство», вместо «дамы» - «свобода», вместо «короля» - «гений», а вместо «туза» - то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?» (Закон)

Александр II

«Когда российскому императору предложили избрать местом ссылки особо опасных преступников область между реками Печерой и Воркутой, то он, зная о климатических условиях этого края, ответил: «И провинившийся человек остается человеком, нельзя заставлять людей жить в условиях, невозможных для существования». О каком императоре идет речь?» (Николай I)

4 конкурс «В поисках истины». Исправьте ошибки.
(по 1 баллу за каждую ошибку, всего 2 б)

1 команда.

Права и обязанности. Исправьте ошибки:

Обязанности

    Получать среднее полное образование

    Охранять природу

    Трудиться

    Соблюдать законы

2 команда

Проступок или преступление.

Проступок

Преступление

    Убийство

    Распитие спиртных напитков в общественных местах

    Появление в нетрезвом виде

    Похищение человека

5 конкурс «Обстоятельства совершения преступления»

Команды получают листы с двумя пустыми графами: обстоятельства, смягчающие наказание, обстоятельства, отягчающие наказание. Также командам дается текст, описывающий с подробностями преступление. Задание: определить, что в данной ситуации будет отягчающим обстоятельством , а что – смягчающим . За каждый правильный ответ – 1 балл, время – 3 минуты.

Текст:

« Несовершеннолетние Андрей и Дмитрий по наущению взрослого Александра, вышедшего недавно из колонии, зашли в магазин и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с прилавка товар. Один из подростков позже испугался и принес в полицию свою долю добычи».

Смягчающие:

1. Несовершеннолетие Андрея и Дмитрия.

2. Преступление совершено впервые.

3. Явка с повинной.

Отягчающие:

1. Совершение преступления группой.

2. Привлечение к преступлению несовершеннолетних.

3. Совершение преступления лицом, имеющим судимость.

6 конкурс «В шутку о серьезном»

Командам предстоит вспомнить знаменитые советские кинокартины и узнать некоторых главных героев. Задания даются по очереди, при отсутствии ответа задание переходит к другой команде или к зрителям. За каждый правильный ответ – 1 балл.

​  Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». (Черт побери)

​  Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. Назовите фильм и имя главного героя. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»)

​  Как звали капитана МУРа (Московский уголовный розыск), поймавшего в трамвае Кирпича? (Глеб Жеглов)

​  В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» Назовите фильм. («Кавказская пленница», Трус (Георгий Вицин))

​  Как звали английского сыщика-консультанта, использовавшего в своей работе «дедуктивный метод». Он не являлся музыкантом, но утверждал, что музыка помогает ему в работе. (Шерлок Холмс)

​  Этот главный герой повестей Виля Липатова, не просто олицетворял закон и был грамотным специалистом, но и обладал такими чертами характера, как мудрость и умение находить общий язык с любым человеком. Как звали главного героя? (Федор Иванович Анискин)

7 конкурс «Снежный ком». (первый выбывший приносит команде – 1 балл, 2-ой – 2 балла, 3-ий – 3 балла, 4-ый - 4 балла)

В конкурсе участвуют по 2 человека от каждой команды. Задание: назвать слова, ранее изученные по дисциплине «Право», участник не правильно назвавший слово – выбывает.

Подведение итогов.

Преподаватель благодарит всех присутствующих за участие в викторине и предоставляет слово жюри для награждения. Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителя. Оно может отметить отдельных игроков, особо проявивших себя в игре.

Литература:

    ​ Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

    Певцова Е. А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

    Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2015.

Таблица подведения итогов конкурсов

п/п

конкурс

Команда «юные правоведы»

баллы

Команда «Адвокаты»

баллы

1. 1

«Блиц-опрос».

2. 2

«Лото понятий».

3.

«Исторические деятели».

4.

«В поисках истины».

5.

«Обстоятельства совершения преступления».

6.

«В шутку о серьезном».

7.

«Снежный ком».

  • закрепить юридические умения и навыки, применение их в конкретных ситуациях;
  • воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру.

Ведущий : Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей, принимающий и выполняющий обязанности.

Ведущий : Знать право, уметь ориентироваться в нем - необходимо каждому. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наша сегодняшняя викторина.

Правила викторины таковы:

Викторина состоит из нескольких конкурсов.

Участвуют в конкурсах две команды во главе с капитаном.

Каждой команде будут предлагаться задания, которые они должны выполнить.

Оценивать выполнение заданий будет жюри.

Ведущий : Итак, мы начинаем. Наш первый конкурс "Правовые термины"

Каждая команда получает карточки: на одних написаны определения, на других понятия. Предлагается соотнести определения с понятиями. Время - 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Ведущий : Следующий конкурс "Государственная власть"

Командам предлагается выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Президент РФ является:

а) главой государства

б) главой правительства

в) главой парламента

2. Исполнительная власть принадлежит:

а) Совету Министров

б) Кабинету Министров

в) Правительству РФ

3. Из каких двух палат состоит российский парламент:

а) Совет Национальностей

б) Совет Федерации

в) Государственная Дума

4. Как называется глава системы правосудия:

а) главный прокурор

б) ведущий прокурор

в) генеральный прокурор

5. Подписывает и обнародует федеральные законы:

а) премьер

б) президент

в) председатель Госдумы

6. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России:

а) парламент

б) президент

7. Парламент России называется:

а) Верховным Советом

б) Федеральным Собранием

в) Государственной Думой

8. Суды в России:

а) принимают законы

б) проводят выборы в стране

в) вершат правосудие

9. Какая форма правления в России:

а) парламентская монархия

б) парламентская республика

в) президентская республика

10. При демократии основные органы власти:

а) формируются президентом

б) состоят из самовыдвиженцев

в) избираются на выборах

Ведущий : Мы продолжаем. Конкурс называется "Государственные символы России"

Командам предлагается дать правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Перечислите Государственные символы России (герб, флаг, гимн)

2. Государственный флаг олицетворяет (суверенитет государства, историческое прошлое государства)

3. Что символизируют цвета флага РФ? (белый - символизирует мир, чистоту, правду; синий - символизирует веру, верность, духовность; красный - символизирует энергию, силу, отвагу, героизм, кровь, пролитую за Отечество.

5. Что такое государственный герб? (отличительный знак страны)

6. Российский герб - 2-главый орел исторически связан с гербом (Византии)

7. Что обозначают символы, изображенные на гербе? (Двуглавый орёл - символ единения народов России; короны над его головой - символ союза 3-х ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной; скипетр и держава - подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство; всадник, поражающий копьём змея - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага)

8. Что такое гимн? (торжественная песня)

Ведущий : Для продолжения викторины приглашаются капитаны команд. Конкурс капитанов "Продолжи фразу"

Капитанам команд предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача - воспроизвести фразу полностью и точно. Капитаны выбирают по 2 цитаты. Правильный ответ - 2 балла.

  • "Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /" (античная мудрость)
  • "Закон суров, но / это закон /!" (древнеримское изречение)
  • "Высший закон - /благо народа /" (древнеримское изречение)
  • "Свобода есть право делать все, что /дозволено законом/" (Монтескье, философ)

Ведущий : Пока капитаны выполняют свои задания, командам предлагается следующий конкурс "Человек и его права"

Командам предлагаются тексты с утверждениями. Необходимо знаками "+" или "-" отметить согласны или не согласны с данными утверждениями. Время на выполнение задания - 3 минуты. За правильно выполненное всего задания команда получает 10 баллов.

I команда:

А.Осуществление всех социально-экономических и культурных прав человека зависит от уровня экономического развития страны.

Б. Политические права обусловлены степенью осуществления права гражданина на информацию.

В. Не обладая дееспособностью, человек не может пользоваться никакими правами.

Г. Отпуск в России является самым коротким в сравнении с большинством индустриально развитых государств.

Д.Человек с ограниченной дееспособностью самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным сделкам и за причиненный вред.

Е. Продавец не обязан сообщать покупателю достоверную информацию о свойствах вещи.

Ж. Выгул собак без намордника во дворе дома является нарушением правил содержания животных.

З.Соседи могут привлечь к административной ответственности человека, постоянно включающего магнитофон на полную мощность после 23 часов.

И.Административное решение, вынесенное судом, обжалованию не подлежит.

К.Несовершеннолетнему преступнику суд может заменить уголовное наказание принудительными мерами воспитательного характера.

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
+ + - - - - + + + +

II команда:

А. Естественные права человека относятся к политическим правам.

Б. Во всех государствах, подписавших Пакт об экономических, социальных и культурных правах, вводится бесплатное среднее образование.

В. Если гражданину нанесен вред от бездействия государственных органов, то государство не обязано возмещать причиненный вред.

Г. Работники оперативных органов при расследовании уголовных дел имеют право нарушить неприкосновенность жилища в случае проведения обыска.

Д. За опоздание на работу администрация имеет право объявить выговор и перевести работника на нижеоплачиваемую должность.

Е. Пассажира, нарушившего правила на транспорте, можно привлечь к юридической ответственности.

Ж. Если гражданин не пришел на помощь другому человеку, его можно привлечь к уголовной ответственности.

З. Лицензия на право приобретения гражданином оружия может быть выдана человеку, не имеющему постоянного места жительства.

И. Если автомобилист двигался по улицам города со скоростью до 100км/ч, то он тем самым совершил уголовное преступление.

К. Сотрудники милиции не могут привлекаться к ответственности за противоправные действия или бездействие.

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж З И К
- - - + - + + - - -

Ведущий: Конкурс "Правовой статус ребёнка"

Командам поочередно будут предлагаться вопросы. Необходимо ответить с какого возраста ребенок приобретает называемые права и обязанности, несет ответственность за свои поступки. Время на обсуждение командой каждого пункта задания - 5 секунд. За правильно выполненное каждое задание команда получает - 1 балл.

  1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.
  2. Имеет право на жизнь /с рождения/.
  3. Имеет право иметь имущество, распоряжаться им /с рождения/.
  4. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.
  5. Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.
  6. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.
  7. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.
  8. Несет ответственность за проступки, связанные с нарушение общественного порядка /с 16 лет/.
  9. Вправе посещать школу /с 6 лет/.
  10. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.
  11. Несет имущественную ответственность, за нанесенный ущерб /с 14 лет/.
  12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Ведущий : Мы говорили о правах человека, но помимо прав у каждого у нас есть и обязанности. Как вы думаете, в каком соотношении находятся права человека и его обязанности как гражданина:

  • Обязанности имеют приоритет над правами.
  • Права имеют приоритет над обязанностями.
  • Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Ведущий : Конечно же, права и обязанности существуют параллельно, во взаимосвязи. Объявляю следующий конкурс - Конкурс "Обязанности гражданина РФ"

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания-15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Карточка "Обязанности"

1. Соблюдать законы.

2. Платить налоги.

3. Состоять в рядах, какой- либо политической партии.

4. Защищать Отечество.

5. Сохранять природу и окружающую среду.

6. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.

7. Учиться, получать образование.

8. Участвовать в управлении делами государства.

Выступление членов жюри. Подведение итогов. Награждение команды-победителя.

Ведущий : Вот и подошла к концу наша викторина. Вы показали свои знания в области права. "Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права" - сказал А.Мицкевич.

Вступая в третье тысячелетие, мы должны не только знать какие права нам даны, но и уметь активно защищать их, знать и выполнять свои обязанности, а также уважать права других людей.

Возможно лишь став активными гражданами своего государства, мы будем жить в более справедливом мире.

Спасибо за участие в викторине.

Слайд 1

Начать игру
Выход
Правовой батл

Слайд 2

3
8
7
6
5
4
1
2
10
11
9
12
17
13
16
15
14
18
20
19
23
22
21
28
27
26
25
24
Правила игры
Выход

Слайд 3

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
«Высшей ценностью в РФ является...»
1
Правильный ответ
человек, его права и свободы
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 4

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Линкольн сказал: «Демократия - это власть народа, избранная народом, для...»
5
Правильный ответ
народа
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 5

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Наиболее демократичный орган власти Древнерусского государства
9
Правильный ответ
Вече
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 6

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Устойчивая связь гражданина с государством называется …
13
Правильный ответ
Гражданством
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 7

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России?
17
Правильный ответ
Референдум
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 8

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Государственно - территориальное устройство России – это …
21
Правильный ответ
Федерация
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 9

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Высший орган исполнительной власти РФ?
22
Правильный ответ
Правительство
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 10

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Отдельный гражданин, как субъект гражданского права – это …
25
Правильный ответ
Физическое лицо
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 11

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком?
3
Правильный ответ
Человек до 18 лет
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 12

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
7
Кто является гарантом Конституции РФ?
Правила игры
Продолжить игру
Правильный ответ
Президент

Слайд 13

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Как называется тайное хищение имущества?
11
Правильный ответ
Кража
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 14

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Как называется законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.
19
Правильный ответ
Кодекс
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 15

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Какие субъекты РФ могут принимать свою Конституцию?
23
Правильный ответ
Республики
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 16

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для…
27
Правильный ответ
Мажоритарная
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 17

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?
2
Правильный ответ
С 18 лет
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 18

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение прибыли акционерного общества в виде дивидендов и дающая право голоса, называется:
6
Правильный ответ
Акция
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 19

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным
10
Правильный ответ
Эмансипация
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 20

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Согласно Трудовому кодексу РФ по общему правилу, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими:
18
Правильный ответ
16 лет
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 21

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
В соответствии с Конституцией РФ объявление амнистии относится к полномочиям:
26
Правильный ответ
Государственной думой РФ
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 22

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Согласно Конституции РФ Конституционный суд РФ состоит из: (сколько судей)
4
Правильный ответ
19
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 23

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Это восточноевропейское государство не раз страдало от военной агрессии своих соседей. В преддверии Второй мировой войны по вопросу о разделе этого государства было даже заключено особое секретное соглашение.
8
Правильный ответ
Польша
Правила игры
Продолжить игру

Слайд 24

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС
Имея богатое историческое прошлое, это европейское государство очень долго находилось в состоянии раздробленности. Однако это нисколько не мешало государству быть одним из самых значительных участников международных отношений. Объединиться это государство смогло только в XIX веке, а уже в XX веке страна вновь была разделена.
16
Правильный ответ
Германия
Правила игры
Продолжить игру

Правовая игра-викторина для учащихся 8 класса "Что мы знаем о Президенте". Конспект


Цель: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции подростков.
Задачи:
-дать элементарные знания о выборах Президента Российской Федерации;
-воспитание у учащихся уважения к Закону;
-развитие чувства патриотизма.
Назначение. Правовая игра-викторина составлена для учащихся 8 класса. Может использоваться в 9-11 классах. Можно провести данное мероприятие между классами.
Правила игры. В викторине принимают участие две команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. За правильные ответы участники получают красный жетон – 5 баллов, зелёный жетон – 4 балла, белый жетон – 1 балл. Если команда не знает ответа на вопрос, право переходит другой команде. Если ни у одной из команд нет ответа – ведущий даёт полный, развёрнутый ответ.

Ход игры-викторины

Ведущий: Добрый день, ребята! Приглашаю вас принять участие в необычном мероприятии – правовой игре, посвящённой теме Конституции РФ и президентской власти. Для начала мы разделимся на две команды. Каждая команда выбирает капитана, название и девиз своей команде.
(На обдумывание – 2 минуты)
Ведущий: Команды готовы? Прошу представить свои команды.
Капитан 1: Наша команд
Все: «Россияне».
Капитан: Наш девиз:
Все: « За Россию, за народ,
За человечество вперёд!»
Капитан 2: Наша команда
Все: «Кристалл».
Капитан: Наш девиз:
Все: «Кем бы в жизни ты не стал,
Всегда будь чистым, как кристалл!»
Ведущий: Итак, справа от меня команда «Россияне» капитан Журавлёв Никита, слева – команда «Кристалл», капитан Горохова Кристина.
Тур I. «Разминка».
Ведущий: Я буду по очереди задавать каждой команде вопрос, вы должны дать правильное объяснение понятия или термина.
1.Президент – это…(Глава государства, высшее должностное лицо).
2.Официальная резиденция Президента Российской Федерации - …(Кремль, Москва).
3.Президентский совет – это…(Консультативный орган при Президенте РФ, разрабатывающий для него предложения стратегического характера по основным вопросам внутренней и внешней политики).
4.Вето Президента – это…(Право Президента отклонить закон, принятый Федеральным собранием, который ещё не вступил в силу).
5.Как выглядит символ президентской власти? (Флаг представляет собой окаймлённое золотой бахромой квадратное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета, в центре которого помещено золотое изображение Государственного герба РФ).
6 Президент избирается сроком на…(6 лет) .
7.Импичмент – это…(Отстранение от должности Президента) .
8.Администрация Президента – это…(Система рабочих органов, призванная содействовать Президенту в осуществлении его полномочий).
9.Послание Президента – это…(Ежегодное обращение Президента к стране, которое определяет основные направления внутренней и внешней политики).
10.Отставка – это…(Уход с государственной должности по личному желанию или смещение с этой должности по причинам субъективного либо объективного характера).
Тур II. «Гражданином быть обязан».
Ведущий: Команда «Россияне» должна объяснить понятие «гражданская позиция», команда «Кристалл» - «гражданское общество». Обе команды раскрывают эти понятия на примерах друзей, родителей, учителей, других взрослых. Ведущий может задавать наводящие вопросы.
Ответы.
Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданское общество – один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединённых специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Тур III. «Выборы».
Ведущий: В этом туре я задаю каждой команде вопросы и даю три варианта ответов, из которых необходимо выбрать правильный. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Для команды «Россияне»:
1.Путём всенародного голосования избирается...
-Председатель Правительства Российской Федерации;
-Президент Российской Федерации ;
-Спикер Государственной думы.
2.С какого момента Президент вступает в должность?
-После объявления результатов голосования;
-с момента принятия присяги ;
-на следующий день после выборов.
3.Кто принимает решение об отставке Правительства?
-Президент ;
-Верховный суд;
-Государственная дума.
4.К какой ветви государственной власти относится должность Президента Российской Федерации?
-Законодательной;
-исполнительной;
-не входит в систему власти .
5.Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие по выборам Президента Российской Федерации, чтобы выборы были признанными, состоявшимися?
-25%;
-50%;
-75%.
6.Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
-Паспорт ;
-водительские права;
-профсоюзный билет.
7.Можете ли вы заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования?
-Нет, ни в коем случае;
-да, это моё личное дело;
-да, если я заполняю бюллетень с помощью наблюдателя и ли члена избирательной комиссии.
8.Может ли слабовидящий или слепой человек во время выборов воспользоваться помощью другого лица?
-Нет, не может;
-да, если это лицо не является членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, наблюдателем;
-да, если это член избирательной комиссии.
Для команды «Кристалл»:
1.В каком году в Российской Федерации была введена должность Президента?
-В 1978 году;
-в 1991 году;
-в 1996 году.
2.В случае отставки Президента Российской Федерации выборы должны состояться…
-немедленно;
-не позднее трёх месяцев с момента отставки ;
-не позднее одного месяца.
3.На какой срок может быть переизбран Президент Российской Федерации?
-Ещё на один срок ;
-ещё на два срока;
-ещё на три срока.
4.Кто назначает Председателя Правительства Российской Федерации?
-Государственная дума;
-Президент ;
-члены Правительства.
5.По Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является…
-Верховный суд;
-Президент Российской Федерации;
-народ .
6.С какого возраста гражданин имеет право избирать?
-С 14 лет, когда гражданин получает паспорт;
-с 18 лет ;
С 21 года.
7.Можете ли вы прийти на избирательный участок в день выборов и заявить, что хотите стать наблюдателем?
-Нет, наблюдатели назначаются кандидатом или избирательным блоком ;
-да, эта инициатива должна приветствоваться;
-да, если у вас есть письменное заявление.
8.Можно ли на избирательном участке спрашивать совет, за кого голосовать, у комиссии и избирателей?
-Можно;
-нельзя ;
-можно только у наблюдателей.
Тур IV. «Подбери синоним».
(На столе у каждой команды лежат карточки, на которых написаны термины. Команды должны как можно быстрее найти и соединить одинаковые по смыслу понятия. Побеждает та команда, которая первой правильно выполнит задание.)
Ведущий: В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с разными понятиями из области политики и права: они звучат в средствах массовой информации, мелькают на страницах прессы. Порой речь идёт об одном и том же понятии, но звучит оно по-разному. В этом задании вам предлагается подобрать синонимы – слова (или сочетания нескольких слов), разные по звучанию, но одинаковые по значению.
Для команды «Россияне»:
1.Совет министров. (Правительство)
2.Парламент. (Федеральное собрание)
3.Присяга. (Торжественное обещание, клятва)
4.Ратификация. (Утверждение международного договора)
5.Инаугурация. (Торжественная церемония вступления в должность главы государства)
Для команды «Кристалл»:
1.Министр. (Руководитель министерства)
2.Премьер-министр. (Председатель Правительства)
3.Спикер. (Руководитель палаты парламента)
4.Совет Федерации. (Верхняя палата парламента)
5.Государственная дума. (Нижняя палата парламента)
Ведущий: На этом викторина заканчивается. Предлагаю командам подсчитать свои жетоны.
(Подведение итогов. Награждение победителей)

Викторина по обществознанию на тему: « Что такое право?»

Цель : формирование правовой культуры, законопослушного поведения учащихся; Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения; способствует воспитанию ключевой компетенции личности в сфере гражданско-правовой, интеллектуальной, коммуникативной деятельности.

Задачи :

1.формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних;

2. предупредить совершение учащимися противоправных поступков и деяний.

Оборудование : таблички (уголовная, административная ответственность), карточки с заданиями.

Организация игры : учащихся делят на три команды. Игру для учащихся 8-9 классов проводит учитель истории и обществознания.

ХОД ИГРЫ:

Вступительное слово:

Ведущий: Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.

«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»

Конкурс «Представление команд».

В течение 7 минут проходит представление участников: название команд, эмблема. Выбираются капитаны команд. Максимальная оценка- 5 баллов.

Конкурс «Разминка».

Каждой команде предлагается 4 вопроса. На обдумывание дается 30 секунд. Максимальный балл- 3.

Что такое право? (Право- совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми)

Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)

Что такое алиби? (В уголовном процессе- обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте)

Назовите основной закон государства. ( Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности. Принята 12 декабря 1993 г.)

Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн)

Какие права и обязанности приобретает человек, достигший 18-летнего возраста? (Своими действиями человек приобретает любые права и обязанности, т.к. становится полностью дееспособным, т.е. совершеннолетним)

Назовите виды юридической ответственности. (Дисциплинарная, административная, уголовная)

С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (с 14 лет)

С какого возраста наступает административная ответственности? (с 16 лет)

10. Что такое правонарушение? (Это противоправное деяние, причиняющее вред интересам общества, государства и личности)

11. Что такое мораль? (Это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека, т.е. моральная ответственность)

12. Что такое дисциплинарный проступок? ( Это правонарушение в сфере трудовых отношений, посягающее на распорядок деятельности учреждения, предприятия, организации. Прогул, опоздания на работу- дисциплинарные проступки

Конкурс «Преступление и наказание».

Командам предлагается карточки с заданиями. В течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных вариантов вид наказания и попытаться объяснить свой выбор.

За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.

Карточки с заданием (описание ситуации):

Петр У. в состоянии алкогольного опьянения пришёл на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с посетителями, которые, как, оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья и т.п.

В ходе следствия его действия и действия его друзей были определены как хулиганские (лишение свободы с отбыванием наказания в трудовой колонии)3.

Дмитрий 12 лет, был задержан за кражи в магазинах. Всего он совершил 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у подростка и ущерб был возмещён практически полностью (отсрочка исполнения наказания)2.

Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму. А девушки отобрали у неё часы и сумку с документами и деньгами (лишение свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии)1.

Конкурс «Знаете ли вы закон?»

Командам по порядку называются различные ситуации. Нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «уголовная ответственность» или «административная ответственность». Время на раздумывание не дается, капитаны команд должны поднять табличку «уголовная» или «административная».

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Ученик разбил стекло (Административная)

Гражданин купил сознательно ворованную вещь (Уголовная)

Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (Административная)

Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии (Административная)

Гражданин из мести поджог дом соседа (Уголовная)

Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (Административная)

Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили её (Уголовная)

Пассажир автобуса не оплатил проезд (Административная)

Сотрудник прогулял рабочий день (Административная)

Девушка украла чужого ребёнка (Уголовная)

Конкурс «Юридическая консультация».

Командам предлагается решить юридические задачи. Время на обдумывание - 5 минут. Наивысший балл- 5.

17-летний Петров поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Петров обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение вынести суд?

(Свой ответ пояснить).

(Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.)

Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам. Требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности?

(Свой ответ пояснить).

(Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

13-летний учащийся школы со своими друзьями такого же возраста во внеурочное время приобрели в магазине спиртные напитки и распивали в парке. После чего стали привлекать внимание прохожих. Можно ли привлечь подростков к административной ответственности?

(Свой ответ пояснить).

( (Поведение школьника попадает под определение «распитие спиртных напитков в общественных местах» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет. Но, поскольку подросткам 13 лет, к административной ответственности привлекаются их родители, законные представители. Ст. 20.22 КоАП РФ, штраф от 300 до 500 рублей).

V 11.Конкурс. « Я знаток права» Командам предлагается ответить на вопросы по Конституции Р.Ф. в виде тестов. За все правильно отвеченые тесты команда получает по 5 баллов.

Tecт l

Что такое Конституция?
а) книга о приключениях.
б) основной закон России.
в) название шоколада.

В каком возрасте начинается административная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 18 лет.
в) с рождения
.

Чем занимается УК РФ?
а) защитой отношений между людьми.
б) регулированием отношений между преступником и государством.
в) оба варианта подходят.

Кто подлежит призыву на военную службу?
а) только мужчины.
б) мужчины и женщины.
в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.

Ребенок - это человек...
а) который ходит в школу;
б) не достигший 18 лет;
в) достигший 18 лет.

Тест 2

Что тако закон?
а) документ, который регулирует права людей.
б) правило поведения.
в) наказание за преступление.

В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму.
б) предотвратить новые нарушения закона.
в) наградить правонарушителей.

Правонарушение - это…
а) нарушение закона;
б) нарушение распорядка дня;
в) нарушение режима питания.

Какие документы необходимы для устройства на работу?
а) паспорт или свидетельство о рождении.
б) трудовая книжка.
в) все перечисленные выше документы.

Конвенция о правах ребенка была принята
а) 20 ноября 1989 года;
б) 100 лет назад;
в) 20 ноября 2002 года.

Тест 3

Сколько статей в нашей Конституция РФ?
а) 100 статей.
б) 137 статей
.
в) их в ней вообще нет.

2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
а) охраной общественного порядка;
б) охраной порядка, прав и свобод человека;
в) охраной домов.

В чем заключается значение свободы?
а) в уважении прав других людей.
б) это возможность делать то, что хочешь.
в) оба варианта подходят.

Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
а) да.
б) нет.
в) может, только с разрешения родителей.

Ребенок, совершивший преступление...
а) виновен в любом случае;
б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

Учитель: Вот и подошли к концу все наши испытания. Ребята, давайте вспомним, какие понятия мы с вами затронули, выполняя задания:

Права человека

Юридическая ответственность человека: административная, уголовная

Конвенция о правах ребёнка

Конституция РФ

Уголовный Кодекс

Право.

Подведение итогов игры. (Награждение команды-победительницы)

Список литературы:

1.Боголюбов, Иванова, Матвеев: Обществознание: Учебник для 8-9 классов 2.Учебник Обществознание 8 класс А.И. Кравченко (2010 год)


© 2024
art4soul.ru - Преступления, наркотики, финансирование, наказание, заключение, порча