Добавлен на сайт:
Должностная инструкция диспетчера единой объединенной дежурно-диспетчерской службы [наименование организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Диспетчер единой объединенной дежурно-диспетчерской службы относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность диспетчера единой объединенной дежурно-диспетчерской службы принимается лицо, имеющее [вписать нужное] образование и стаж работы по оперативному управлению не менее [значение] лет.
1.3. Диспетчер единой объединенной дежурно-диспетчерской службы назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
1.4. Диспетчер единой объединенной дежурно-диспетчерской службы должен знать:
Требования нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Российской Федерации и [наименование субъекта РФ];
Положение о Единой объединенной дежурно-диспетчерской службе [наименование субъекта РФ];
Основы работы на ПЭВМ, радиостанциях, факсе, множительной технике и аппаратуре, установленной на рабочем месте;
Оперативную обстановку на территории района и проводимые работы по ликвидации последствий ЧС;
Порядок связи, сбора и передачи информации единой объединенной дежурно-диспетчерской службы, порядок оповещения руководства района, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности района.
Местонахождение главы администрации муниципального района, старшего диспетчера единой объединенной дежурно-диспетчерской службы и порядок связи с ними;
Основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
- [иные знания].
1.5. Диспетчеру единой объединенной дежурно-диспетчерской службы запрещается:
Передавать третьим лицам, в том числе временно, исполнение обязанностей по несению дежурства;
Отвлекаться, заниматься делами, не связанными с выполнением обязанностей по несению дежурства;
Отлучаться со своего рабочего места, за исключением кратковременного осмотра территории в ночное время;
Допускать в помещение единой объединенной дежурно-диспетчерской службы посторонних лиц;
Вести по телефону переговоры, не связанные с несением службы;
Давать какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без разрешения [наименование должности];
Проводить на технических средствах оповещения работы, снижающие их установленную готовность;
- [иные запреты].
2. Основные задачи
Основными задачами диспетчера единой объединенной дежурно-диспетчерской службы являются:
2.1. Прием и немедленное доведение сигналов на приведение органа местного самоуправления и гражданской обороны в высшие степени готовности, своевременное доведение соответствующих сигналов до главы администрации муниципального района.
2.2. Организация сбора, обработки и обмена информацией об авариях, происшествиях, пожарах, кризисных и ЧС, оповещение о ЧС и координация действий дежурно-диспетчерской службы, сил постоянной готовности, аварийно-спасательных формирований в ходе ликвидации ЧС.
2.3. Обобщение и анализ информации о ЧС, прогнозирование масштабов их развития и последствий.
2.4. Ведение учета происшествий, кризисных и ЧС, возникающих на территории района, хода работ по их ликвидации, обобщение текущей оперативной обстановки и представление установленных докладов и донесений.
2.5. [Иные задачи].
3. Должностные обязанности
На диспетчера единой объединенной дежурно-диспетчерской службы возлагаются следующие должностные обязанности:
3.1. Своевременное доведение до главы администрации муниципального района сигналов оповещения (распоряжений) о переводе органа местного самоуправления, его экономики на работу в условиях военного времени.
3.2. Своевременное доведение до должностных лиц и работников органа местного самоуправления решения главы администрации муниципального района об экстренном сборе руководителей и других должностных лиц.
3.3. Доведение поступившей информации до персонала дежурно-диспетчерской службы, в компетенцию которого входит реагирование на принятое сообщение.
3.4. Прием от населения и организаций сообщений о любых ЧС по телефону либо других источников, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС природного, техногенного или биолого-социального характера.
3.5. Регистрация всех обращений граждан и юридических лиц, поступивших в устной или письменной форме, об имевших место или предполагаемых нештатных ситуациях.
3.6. Проверка достоверности и анализ поступившей информации.
3.7. Сбор от взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб и доведение до них информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС.
3.8. Обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для реагирования на ЧС.
3.9. Обобщение и оценка данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС, уточнение и корректировка (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с взаимодействующими дежурно-диспетчерскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС.
3.10. Оперативный контроль за ходом ликвидации возникших ЧС.
3.11. Подготовка информации о результатах ликвидации ЧС и их последствий и представление данной информации руководящему составу администрации муниципального района и вышестоящим органам управления по подчиненности.
3.12. Ежедневный доклад главе администрации муниципального района об обстановке в районе за предыдущие сутки по различным вопросам жизнедеятельности, об угрозе или возникновении ЧС природного или техногенного характера, а также другим фактам, представляющим угрозу для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения муниципального района.
3.13. Информирование взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации ЧС сил постоянной готовности, об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах.
3.14. В пределах своих полномочий принятие самостоятельных решений по защите и спасению людей, если возникшая обстановка не дает возможности для согласования с вышестоящими органами управления.
3.15. Обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации.
3.16. Контроль за исправностью всех видов средств связи, дежурного освещения.
3.17. Техническое обслуживание средств связи на рабочем месте с соблюдением мер и правил техники безопасности при эксплуатации электроприборов и аппаратуры связи и мер пожарной безопасности на рабочем месте.
3.18. Ведение служебной документации.
3.19. [Другие должностные обязанности].
4. Права
Диспетчер единой объединенной дежурно-диспетчерской службы имеет право:
4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
4.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
4.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам, и т. д.
4.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
4.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
4.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
4.8. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.9. Запрашивать необходимую информацию и бесплатно получать от учреждений, предприятий и организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, необходимые статистические и оперативные данные.
4.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
5. Ответственность
Диспетчер единой объединенной дежурно-диспетчерской службы несет ответственность:
5.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
3. Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования.
ЕДДС-112 муниципального образования является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). На базе ЕДДС-112 муниципального образования развертывается система-112.
ЕДДС-112 муниципального образования в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами (далее - ДДС) экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - ЧС) (происшествиях) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
Целью создания ЕДДС-112 является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО), обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
ЕДДС-112 предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев территориальной подсистемы РСЧС, приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).
Общее руководство ЕДДС-112 муниципального образования осуществляет руководитель органа местного самоуправления, непосредственное - начальник ЕДДС-112 муниципального образования.
ЕДДС-112 муниципального образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии экстренных оперативных служб, в установленном порядке нормативными правовыми актами МЧС России, законодательством субъекта Российской Федерации, а также соответствующими муниципальными правовыми актами.
ЕДДС-112 муниципального образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, подразделениями органов государственной власти и органами местного самоуправления субъекта Российской Федерации.
3.1. Основные задачи ЕДДС-112 муниципального образования.
ЕДДС-112 муниципального образования выполняет следующие основные задачи:
прием вызовов (сообщений) о ЧС (происшествиях);
оповещение и информирование руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории муниципального образования, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории муниципального образования, населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) о ЧС (происшествиях), предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС (происшествия) через местную (действующую на территории муниципального образования) систему оповещения, оповещение населения по сигналам ГО;
организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления РСЧС, администрацией муниципального образования, органами местного самоуправления и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования;
информирование ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
оповещение и информирование ЕДДС-112 муниципальных образований в соответствии с ситуацией по планам взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;
организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих через единый номер «112» и контроля результатов реагирования;
оперативное управление силами и средствами РСЧС, расположенными на территории муниципального образования, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий).
3.2. Основные функции ЕДДС-112 муниципального образования.
На ЕДДС-112 муниципального образования возлагаются следующие основные функции:
осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);
информационное обеспечение координационных органов РСЧС муниципального образования;
анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;
обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;
сбор, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных со службами жизнеобеспечения муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования системы управления, средств автоматизации, местной системы оповещения муниципального образования;
доведение информации о ЧС (в пределах своей компетенции) до органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, созданных при органах местного самоуправления;
доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления РСЧС, до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), контроль их выполнения и организация взаимодействия;
сбор от ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), служб наблюдения и контроля, входящих в состав сил и средств наблюдения и контроля РСЧС, (систем мониторинга) и доведение до ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествия);
представление докладов (донесений) об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествия) (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) в вышестоящий орган управления по подчиненности;
мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей и объектов образования;
участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для несения оперативного дежурства на муниципальном и объектовом уровнях РСЧС.
3.3. Состав и структура ЕДДС-112 муниципального образования.
ЕДДС-112 муниципального образования включает в себя: руководство ЕДДС-112, дежурно-диспетчерский персонал; пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.
В состав руководства ЕДДС-112 входят: начальник ЕДДС-112 и не менее двух его заместителей: по управлению и средствам связи; по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС-112 должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий). В состав оперативной дежурной смены должны быть включены оперативный дежурный и диспетчер ЕДДС-112. При вводе в эксплуатацию системы-112 в состав оперативной дежурной смены также входит операторский персонал (диспетчеры) системы-112.
Количество диспетчеров системы-112 в составе оперативной дежурной смены определяется, исходя из количества населения в муниципальном образовании, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки.
Для типовых по численности обслуживаемого населения ЕДДС-112 определен следующий минимум операторов системы-112:
население до 100 тыс. человек – 2 оператора в смене, 9 человек по штату;
население от 100 до 250 тыс. человек – 4 оператора в смене, 18 человек по штату;
население от 250 до 500 тыс. человек – 7 операторов в смене, 32 человека по штату;
население от 500 тыс. до 1 млн. человек – 14 операторов в смене, 63 человека по штату;
население от 1 до 1,5 млн. человек – 21 оператор в смене, 95 человек по штату.
Пункт управления ЕДДС-112 (далее - ПУ ЕДДС-112) представляет собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, диспетчеров системы-112, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. ПУ ЕДДС-112 размещается в помещениях, предоставляемых органом местного самоуправления.
Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ПУ ЕДДС-112 выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения необходимой живучести ПУ ЕДДС-112 в условиях ЧС, в том числе и в военное время.
Электроснабжение технических средств ЕДДС-112 должно осуществляться от единой энергетической системы России в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой, а для населенных пунктов с населением свыше 500 тыс. человек - первой категории особой группы.
средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи;
средства оповещения руководящего состава и населения;
средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;
оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры);
система видеоконференцсвязи;
прямые каналы связи с ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, ЕДДС-112 соседних муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), объектами с массовым пребыванием людей;
метеостанция;
приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Средства связи ЕДДС-112 муниципального образования должны обеспечивать:
телефонную связь;
передачу данных;
прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных;
прием вызовов (сообщений) через единый номер «112»;
коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);
обмен речевыми сообщениями, документальной и видео информацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.
ЕДДС-112 муниципального образования должна иметь резервные каналы связи. Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования.
Автоматизированная информационная система ЕДДС-112 (далее - АИС ЕДДС-112) обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций ЕДДС-112. АИС ЕДДС-112 сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и с имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), а также телекоммуникационной подсистемой системы - 112.
Комплекс средств автоматизации (далее – КСА ЕДДС-112) предназначен для автоматизации информационно-управленческой деятельности должностных лиц ЕДДС-112 при осуществлении ими координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), имеющих силы и средства постоянной готовности к действиям по предотвращению, локализации и ликвидации ЧС (происшествий), оперативного информирования комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) о случившихся фактах и принятых экстренных мерах. Он включает в себя автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) специалистов оперативной дежурной смены, административного и обслуживающего персонала, серверное ядро (при необходимости), другие программно-технические средства, объединенные в локальную вычислительную сеть.
Местная система оповещения муниципального образования представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения сетей вещания и каналов связи.
Система оповещения должна обеспечивать передачу:
сигналов оповещения;
речевых (текстовых) сообщений;
условных сигналов.
Задействование местной системы оповещения должно осуществляться дежурно-диспетчерским персоналом с автоматизированных рабочих мест ЕДДС-112 муниципального образования.
Минимальный состав документации на ПУ ЕДДС-112:
нормативные правовые акты по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС (происшествиях);
соглашения об информационном взаимодействии ЕДДС-112 с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и службами жизнеобеспечения муниципального образования;
журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;
журнал оперативного дежурства;
инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия);
инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
план взаимодействия ЕДДС-112 муниципального образования с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при ликвидации пожаров, ЧС (происшествий) различного характера на территории муниципального образования;
инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации по линии взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);
аварийные и аварийные медицинские карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы, перечни радиационно, химически, биологически опасных объектов с прогнозируемыми последствиями ЧС (происшествия);
инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда;
схемы и списки оповещения руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории муниципального образования, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории муниципального образования, ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) в случае ЧС (происшествия);
паспорта безопасности муниципального образования и ПОО, паспорта территории муниципального образования, сельских населенных пунктов и ПОО, паспорта состояния комплексной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, рабочие карты муниципального образования и субъекта Российской Федерации (в том числе и в электронном виде);
план проведения инструктажа перед заступлением на дежурство очередных оперативных дежурных смен;
графики несения дежурства оперативными дежурными сменами;
схемы управления и вызова;
схема местной системы оповещения;
телефонные справочники;
документация по организации профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала;
формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;
суточный расчет сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС;
расчет сил и средств муниципального образования, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);
инструкция по обмену информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при угрозе возникновения и возникновении ЧС (происшествий);
ежедневный план работы оперативного дежурного ЕДДС-112.
Состав оперативной документации может дополняться в зависимости от условий функционирования ЕДДС-112.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Нормативно-правовое регулирование в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи. Нормативные правовые документы по созданию и функционированию.
Занятие 2. Структура РСЧС. Режимы функционирования. Место ЕДДС в системе ТП РСЧС.
Уровни РСЧС, ее структура. Режимы функционирования. Территориальная подсистема РСЧС (ТП РСЧС), ее структура и задачи. Место единой дежурно-диспетчерской службы в системе ТП РСЧС.
Нормативно-правовая база создания ЕДДС. Основы создания ЕДДС в муниципальных образованиях. Документация ЕДДС.
Требования нормативных правовых документов по созданию и функционированию ЕДДС. Организационные документы по созданию ЕДДС муниципального образования. Документация ЕДДС.
Состав сил гражданской обороны и РСЧС, их назначение и порядок использования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Состав сил ГО и РСЧС, их назначение и порядок использования в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
Силы гражданской обороны. Аварийно-спасательные формирования. Нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, принципы их создания и применения. Формирования, создаваемые на химически опасных объектах. Состав сил РСЧС. Силы постоянной готовности. Взаимодействие сил и средств при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Занятие 2. Порядок действий диспетчеров ЕДДС при объявление Готовности 1.
Готовности Администрации и служб района к реагированию на пожары и чрезвычайные ситуации, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств районных служб при совместных действиях по предупреждению и ликвидации последствий пожаров и чрезвычайных ситуаций.
ЕДДС муниципального образования должна осуществлять круглосуточное дежурство и находиться в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы от населения и сообщения о происшествиях, возникающих на территории муниципального образования.
Предварительная проработка и анализ вопросов создания Системы-112 показали, что предпочтительней всего начинать формирование ЕДДС (Системы-112) с наиболее крупных муниципальных образований (в городских округах и муниципальных районах).
4.1. Цель создания и задачи единых дежурно-диспетчерских служб
муниципальных образований
Целью создания и развития ЕДДС является повышение оперативности реагирования на пожары, угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, информирования населения и организаций о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и принимаемых мерах, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств постоянной готовности и слаженности их совместных действий.ЕДДС района является органом повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС, одной из главных задач которой является прием-передача сигналов управления, оповещения руководящего состава и населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также координация действий дежурных и дежурно-диспетчерских служб при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера.
Несение дежурства ЕДДС является выполнением оперативных задач.
4.2. Создание ЕДДС муниципального образования
Для создания ЕДДС муниципального образования предлагается следующий алгоритм:
1. Провести заседание КЧС и ОПБ администрации муниципального образования по созданию ЕДДС.
2. Разработать:
план создания ЕДДС муниципального образования с указанием конкретных мероприятий и определением должностных лиц, ответственных за их выполнение;
положение о ЕДДС (приложение №2);
организационно-штатную структуру ЕДДС (приложение №3);
должностные инструкции (приложение №4);
алгоритмы действий (приложение №5);
информационные карточки (приложение №6).
4. Переоборудовать помещение для размещения дежурной смены ЕДДС (приложение №7).
5. Выделить требуемые штатные единицы для организации ДДС.
6. Организовать обучение должностных лиц ЕДДС на базе ОУМЦ ГОЧС Тюменской области (Приложение №8).
7. Подготовить автоматизированные рабочие места диспетчеров, оборудовав их требуемым комплектом средств связи, оповещения и компьютерной оргтехникой.
8. Обеспечить информационное взаимодействие с организациями и учреждениями на уровне муниципального образования и с ЦУКС ГУ МЧС России по Тюменской области.
9. Иметь прямые каналы связи с ведомственными ДДС («служба пожарной охраны - 01», «служба милиции - 02», «служба скорой медицинской помощи-03», «аварийная служба газовой сети-04», «служба ЖКХ»), ДДС потенциально опасных объектов, объектов ж/д транспорта, объектов трубопроводного транспорта и др.
10. Продолжить работу по созданию и поддержанию в актуальном состоянии информационно-справочных систем, баз данных, паспорта территории и паспортов потенциально-опасных объектов.
Создание инфраструктуры:
1. Анализ существующей базы (размещение), системы связи и передачи данных.
2. Расчет финансовых средств, необходимых для создания ЕДДС - по достройке (ремонту) помещений, по средствам ЭВТ и оргтехнике, по средствам связи, по привязке к операторам связи.
3. Стройка (модернизация помещений).
4.11. Примерная схема организационно-штатной структуры ЕДДС
муниципального образования
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ГОЧС(главная должность муниципальной службы)
1
НАЧАЛЬНИК ЕДДС
(руководитель группы)
1
ДИСПЕТЧЕР ЕДДС
Организационно-штатная структура ЕДДС и количество сотрудников зависит от численности населения, количества потенциально-опасных и социально-значимых объектов, а так же количества возможных рисков и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях на территории муниципального образования.
Создание баз данных (информационно-справочных систем)
В целях организации информационного обеспечения деятельности должностных лиц ЕДДС и руководства муниципального образования формируется и постоянно поддерживается база данных.
Пошаговое создание баз данных:
закрепление ответственных за разработку баз данных (ведущий специалист по делам ГО и ЧС муниципального образования, начальник пожарного гарнизона);
проведение анализа угроз техногенного и природного характера на территории муниципального образования;
разработка структуры баз данных;
формирование паспорта безопасности территории, паспортов безопасности потенциально-опасных объектов;
организация практической работы по наполнению базы данных (график исполнения);
организация еженедельного контроля;
обучение работе с базой данных диспетчеров.